МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОЛГАН В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Николаева Е. В.,
Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991
Федорова П. П.*,
Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа Анабарского улуса Республики Саха (Якутия), Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, 678431
146
Аннотация. Музыкальная культура долган, одного из малочисленных народов Севера, проживающих в Российской Федерации, вплоть до настоящего времени не представлена в программах по музыке для системы общего музыкального образования. Как следствие, дети долган даже в тех регионах, где компактно проживают представители данного этноса, не изучают на уроках музыки музыкальную культуру своего народа. В статье получает раскрытие предлагаемый авторами подход к её включению в содержание начального общего музыкального образования в качестве локально-регионального компонента программы по музыке, разработанной в контексте национального проекта Республики Саха (Якутия) «Музыка для всех». Введение в неё нового, локальнорегионального компонента отвечает особенностям музыкальной культуры республики как культуры полиэтнической и предполагает: а) руководство при подборе образцов долганской музыки и определении логики их выстраивания в учебном материале теми же концептуальными положениями, что реализованы в данной программе; б) ориентацию на её тематизм; в) установление органической взаимосвязи локально-регионального компонента с общероссийским и региональным компонентами; г) вариативность в выборе и объёме предлагаемого музыкального материала в зависимости от адресной направленности на освоение долганскими детьми или представителями других народов, получающими общее музыкальное образование в Республике Саха (Якутия). Специальное внимание в статье уделяется характеристике традиционной музыки долган как предмета освоения в начальной школе, то есть типичным для неё образным сферам, жанрам, формам бытования. Результаты апробации разработанного авторами долганского локально-регионального компонента программы по музыке для 1-4 классов в Юрюнг-Хаинской средней общеобразовательной школе Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) свидетель-
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. В. Николаева.
ствуют о перспективности его внедрения в педагогическую практику. Представленный в статье подход к определению его содержания может послужить ориентиром при разработке аналогичных локальнорегиональных компонентов, целью которых станет освоение младшими школьниками традиционной музыкальной культуры других народов Севера. В такой работе видится одно из направлений дальнейшего совершенствования отечественной системы общего музыкального образования.
Ключевые слова: долганы, музыкальная культура, общее музыкальное образование, региональная программа по музыке для 1-4 классов Республики Саха (Якутия), локально-региональный компонент, особенности отбора и выстраивания учебного материала.
THE MUSICAL CULTURE OF DOLGANS IN SYSTEM OF PRIMARY GENERAL MUSIC EDUCATION: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Elena V. Nikolaeva,
Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991
Polina P. Fedorova*,
Yuryung-Hanska Secondary School,
Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, 678431
Abstract. The musical culture of Dolgans (one of the small peoples of the North living in the Russian Federation) isn't presented in programs in music for the system of the general music education until now. As a result of it, Dolgans children don't study the musical culture of the native people at music lessons even in those regions where representatives of this ethnos compactly live. In article the approach to its inclusion in the content of primary general music education as a local and regional component of the program in the music developed in the context of the national project "Music for all" in the Republic of Sakha (Yakutia) proposed by authors is described Introduction to it a new local and regional component responds features of musical culture of the republic as cultures multiethnic and assumes: a) a manual in case of selection of samples of the Dolgans music and determination of logic of their lining in a training material by means of the same basic concepts which received impementation in this program; b) orientation towards its subject; c) establishment of organic correlation of a local and regional component with the all-Russian and regional components; d) variability in a choice and volume of the proposed musical material, depending on an address directivity on mastering by the Dolgans children or representatives of other people who get the general music education
147
* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Е. V. Nikolaeva.
in the Republic of Sakha (Yakutia). Special attention in article is paid to the characteristic of traditional music of Dolgans as development subject at the primary school: typical for it the imaginative spheres, genres, existing forms. Results of approbation of the Dolgans local and regional component of the program in music developed by authors for 1-4 classes at Yuryung-Hansky high comprehensive school of the Anabar Ulus of the Republic of Sakha (Yakutia) demonstrate prospects of his introduction in student teaching. The approach to determination of its content presented in artice can become a reference point when developing similar local and regional components which purpose will be a development of the traditional musical culture of other peoples of the North by youngr school students. In such work one of the directions of further improvement of domestic system of the general music education seems.
Keywords: Dolgans, musical culture, the general music education, the regional program in music for 1-4 classes of the Republic of Sakha (Yakutia), a local and regional component, features of selection and forming of a training material.
148
Введение в проблему
Долганы - один из малочисленных народов Севера, большая часть которого проживает в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе (районе) Республики Саха (Якутия) и в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Численность долган, по данным последней переписи населения (2010 г.), составляла 7 857 человек [1]. В традиционной культуре этого народа раскрываются вечные морально-нравственные ценности: его представления о музыке; любовь к своему родному краю, к тундре, к её природе, людям; гордость своими героями. Обращение на уроках музыки к картине мира, которая находит воплощение в традиционной музыкальной культуре долган, представляется чрезвычайно важным для ознакомления детей данного этноса с народной мудростью. Однако вплоть до настоящего времени она не представлена в программах по музыке, рекомендованных для системы общего образования. Неизбежным следствием такого положения дел является то, что даже в обще-
образовательных учебных заведениях, где обучаются преимущественно дети данного этноса, её изучение не является обязательным. Тем самым музыкальная культура долган оказывается под угрозой забвения, что даёт основание считать необходимым введение её в содержание общего музыкального образования в республике.
Особое значение решение этой задачи приобретает в свете реализации национального проекта «Музыка для всех» [2], который стартовал 1 октября 2013 года, в Международный день музыки, по инициативе Михаила Ефимовича Николаева - первого Президента Республики Саха (Якутия). Данная идея была выведена на уровень межведомственного общественного проекта, нацеленного на широкое внедрение музыкального образования в школы и детские сады республики, что говорит о его масштабности и значимости. При этом национальная музыкальная культура Якутии и этнокультурные традиции якутского народа были признаны важнейшим ресурсом жизнеспособности нации и источником её национальной гордости.
Реализация проекта привела к кардинальным изменениям в системе начального общего музыкального образования в республике. Если до этого времени учителя руководствовались в своей деятельности одной из программ, имеющих федеральный статус, то с разработкой авторским коллективом кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» региональной программы по музыке для 1-4 классов под научным руководством Э. Б. Абдуллина [3] они включились в экспериментальную работу по её апробации и внедрению в педагогическую практику. В свете рассматриваемой в настоящей статье проблемы принципиально важным является введение в неё «регионального компонента», который в содержательном и операциональном отношениях направлен на освоение младшими школьниками музыкальной культуры народов Республики Саха (Якутия) [Там же, с. 7].
Анализ музыкального материала, рекомендуемого в этой программе, показал, что в нём широко представлены образцы якутской, значительно меньше эвенской и эвенкийской национальных музыкальных культур. Образцов музыкальной культуры долган в нём нет. Во введении их в содержание общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия) видится перспектива дальнейшего обогащения его региональной составляющей.
Локально-региональный долганский компонент как необходимый атрибут программы по учебному предмету «Музыка», разработанной в контексте проекта «Музыка для всех»
При рассмотрении вопроса о возможности и педагогической целесообразности представленности в содержа-
нии начального общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия) музыкальной культуры долган в качестве исходных концептуальных оснований были приняты следующие:
1. Данный пласт музыкальной культуры может быть органично введён в региональную программу по учебному предмету «Музыка», разработанную в контексте национального проекта «Музыка для всех», поскольку это первая республиканская программа для системы общего образования, в которой предусмотрено освоение младшими школьниками как русской, так и якутской музыкальной культуры. Подбор музыкального материала осуществлён в ней в соответствии с «трёхкомпонентной структурой, включающей: русский (общероссийский), региональный (в соответствии с республикой/краем/областью, где располагается образовательное учреждение) и инонациональный этно-музыкальные компоненты (к последнему из перечисленных компонентов отнесены народно-песенные образцы других народов России и других стран мира)» [4, с. 167]. Обогащение её регионального - якутского - компонента новым, локально-региональным компонентом согласуется с принятой в этой программе структурой и отвечает особенностям музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как культуры полиэтнической.
2. Введение музыки долган как локально-регионального компонента в региональную программу по музыке для начальной школы обусловливает необходимость руководствоваться в процессе отбора учебного материала и его выстраивания основными концептуальными положениями, получившими реализацию в данной учебной про-
149
150
грамме. Имеется в виду прежде всего его целевая направленность на:
• приобретение младшими школьниками под руководством учителя опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальной культуре долган, развитие художественного вкуса и накопление знаний о музыке на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с ней в процессе различных видов музыкальной деятельности; выявление её связи с жизнью; приобретение практического музыкально-исполнительского опыта, прежде всего в хоровом пении и коллективном инструментальном музицировании;
• приоритетное значение в ряду осваиваемых детьми знаний о музыке представлений о стилях интонирования и жанрах традиционной музыкальной культуры долган, о типичных для неё интонациях, их выразительности и изобразительности;
• усвоение учащимися музыкальных умений и навыков в процессе освоения музыки долган в разных видах музыкально-творческой деятельности: слушательской, вокально-хоровой, музыкально-инструментальной, музыкально-пластической, музыкально-театрализованной;
• приобретение опыта музыкально-творческой деятельности в процессе знакомства детей с музыкальной культурой долган, развитие у них интереса к ней.
3. Содержательное наполнение нового, вводимого в региональную программу по музыке локально-регионального компонента должно осуществляться в соответствии с тематическим построением её общероссийского и регионального якутского компонентов. Изучение образцов музыки долган в той же логике, что и музыки других народов, не может не способствовать повышению эффективности педагоги-
ческого руководства процессом освоения младшими школьниками всего учебного материала, так как создаются оптимальные условия для выявления детьми общего и особенного в различных этномузыкальных культурах.
По отношению к изучению музыкальной культуры долган данная целевая установка имеет особое значение. Будучи одним из самых молодых народов Севера, долганы как народность сложились в начале ХХ века из этнических групп различного происхождения. На протяжении всех этапов исторического развития их традиционная культура развивалась во взаимосопряжении с якутской, эвенкийской, эвенской, русской и рядом других традиционных культур. Следовательно, при включении её образцов в содержание общего музыкального образования специальное внимание важно уделять выявлению общего и особенного в традиционной музыкальной культуре долган и других народов Республики Саха (Якутия). Учитывая возрастные возможности школьников, наиболее полно такой сравнительный анализ может быть реализован на уроках музыки в основной школе, но первые опыты в этом направлении могут быть сделаны и в системе начального общего образования.
4. В плане выбора конкретных музыкальных образцов и объёма учебного материала, который может быть представлен в локально-региональном - долганском - компоненте региональной программы по музыке, необходима вариативность в зависимости от его адресной направленности на освоение детьми данного этноса или детьми других народов, которые учатся в Республике Саха (Якутия), но не являются непосредственными носителями этой музыкальной культуры.
Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)
Музыкальная культура долган представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов [5, с. 84]. Её изучению посвящены исследования Г Г Алексеевой [6], О. Э. Добжанской [7], Б. О. Долгих [8], П. Е. Ефремова [9-11], М. Я. Жор-ницкой [12], В. С. Никифоровой [13], А. А. Попова [14; 15], Ю. И. Шейкина [5; 16-18] и многих других учёных.
Благодаря исследователям-долга-новедам, к настоящему времени собран и изучен большой массив образцов традиционной музыкальной культуры долган, включающий различные виды песенных жанров, героический эпос олонгко, шаманские камлания, северный оьуокай и хэйро, хамысные наигрыши, звукоподражания. Таким образом, создана база, на основе которой может рассматриваться вопрос о включении этого пласта якутской музыкальной культуры в содержание общего музыкального образования с целью дать детям возможность составить представление о её многогранности и красочности, о характерных для неё образах, жанрах, стилях интонирования, особенностях музыкального языка, интонационном строе, а также приобрести практический опыт исполнения доступных им образцов.
Музыкальный фольклор долган, как известно, имеет преимущественно мо-нодийный характер. Сущность и свое-
образие долганской народно-песенной традиции, её жанровая структура, взаимодействие с другими жанрами традиционной музыкальной культуры раскрыты в фундаментальном исследовании Г. Г Алексеевой [6]. Как отмечает исследователь, она «обнаруживает целый ряд самобытных свойств, отличающих и даже резко выделяющих её среди прочих культур приполярного региона» [Там же, с. 306]. При рассмотрении её в качестве предмета освоения в системе общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия) принципиально важно учитывать, что ярче всего эта самобытность, по мнению Г. Г. Алексеевой, выражена в песенной традиции долган, причём именно песня занимает ключевую позицию в системе традиционных жанров долганской музыкальной культуры [Там же]. Следовательно, песне - ырыа - и должно быть уделено преимущественное внимание на уроках музыки, посвящён-ных её изучению.
Песенные жанры долган отражают жизнь народа во всех её проявлениях. Учёные обращают внимание на то, что песня - ырыа - является, по сути, вторым способом выражения ими своих мыслей. «Исполнитель говорит: "Мин эйиэкэ кэпсиэм" - "Я тебе расскажу" и после этого начинает петь. Поют долганы за шитьём одежды, по дороге на охоту или рыбалку, вспоминая случаи из своей жизни и жизни сородичей, отца, матери, убаюкивая ребёнка, выражая восторг, любовь к окружающей природе, любимому человеку, восхищаясь поступками людей или высмеивая их» [11, с. 42].
В начальной школе, как показал проведённый музыкально-педагогический анализ, в учебный репертуар целесообразно ввести колыбельные пес-
151
152
ни - биьик ырыата, песни-соревнования в продолжительности певческого дыхания - бэтиэхтээьин или тыын былдьасыьыыта, песни-благопожела-ния - алгыс, трудовые песни, а также образцы наиболее популярных долганских народных песен, воспевающие родной край, его уникальную природу.
Из числа круговых танцев в содержание общего музыкального образования уместно ввести те из них, которые и сегодня являются неотъемлемой частью жизни долган. Это такие танцы, как хэйро и вкувхаи, в которых предполагается совместное пение в унисон всех участвующих, которые вторят ведущему -запевале [6, с. 77]. Согласно народным традициям, оба танца исполняются во время обряда поклонения Солнцу «Кун тахсыыта» - «Восход Солнца». Этот обряд символизирует встречу солнца как предвестника начала заполярного нового года. В наши дни хэйро исполняется также во время праздников, на свадьбах, поэтому при максимально ограниченном выборе музыкального материала, который может быть включён в содержание начального общего образования, предпочтение желательно отдать именно этому танцу. Разучивание его на уроках музыки представляется весьма полезным с точки зрения овладения детьми знаниями о народных традициях, приобретения опыта коллективного песенно-танцевального исполнения, а также подготовки их к участию в такого рода обрядах в их повседневной жизни.
Общепризнанная вершина традиционной культуры долган - героический эпос олонгхо. Различают две его разновидности: сатыы олонгко («пешее олонгко»), сказители которого -олонгкосуты - ведут повествование в речевой манере, и ырыалаак олонгко («олонгко с песней»), где рассказ пере-
межается песенными вставками. В содержание общего музыкального образования целесообразно включение образцов ырыалаак олонгко, поскольку его отличительной особенностью является сочетание в интонационном строе речитативного и песенного начал со строго регламентируемым характером их взаимодополнения. Если в описательной части повествования сказители произносят текст речитативом, то посредством песни они характеризуют его основных персонажей.
Знаменательно, что песенные разделы раскрывают наиболее важные (ритуальные) моменты поведения персонажей, являясь эпической формой фиксации поведения долган в традиционной среде. Напевы, как утверждает Г Г Алексеева, не только отражают ритуальный характер сюжетных звеньев, в которых они появились, но и служат мелодической характеристикой персонажей: главного героя, гонца-вестника, коня, невесты главного героя, богатырей Нижнего мира и др. [6].
Исследователи отмечают, что долганское ырыалаак олонгко впитало в себя элементы героического эпоса якутов, музыкального фольклора северных якутов, эвенков, но это и самостоятельный жанр, отличающийся от сказаний других народов содержанием, композицией, музыкальной характеристикой героев [11, с. 30]. Исполнение его, согласно народным представлениям, доступно только высокоодарённым людям, избранникам добрых божеств - айыы.
Введение образцов этого жанра в содержание общего музыкального образования имеет большое значение для формирования нравственно-ценностных ориентаций у школьников, поскольку в основе сюжетов лежит повествование
о борьбе богатырей - айыы из племени Среднего мира со злыми чудовищами -абаакы в защиту справедливости, добра и мирной жизни. Таковы, к примеру, сказания «Сын лошади Аталамии-бога-тырь», «Боскондой», знакомство с которыми может способствовать введению учащихся в мир героев народного эпоса и «проживанию» вместе с ними описываемых в повествовании событий; раскрытию на уроках представлений долган о роли музыки в их жизни, об исполнительской манере и мастерстве знаменитых мастеров-олонгкосутов.
При всей значимости ознакомления младших школьников с героическими сказаниями долганского народа именно с этим жанром связаны существенные ограничения в плане включения их в содержание начального общего образования. Эти ограничения в значительной мере обусловлены сложностью восприятия детьми младшего школьного возраста столь масштабных произведений. К тому же для понимания словесного текста необходимо знание долганского языка, которым владеют лишь некоторые из них. Заметим в связи с этим, что до недавнего времени долганы являлись бесписьменным народом. Основы долганской письменности были разработаны лишь в 1973 году, в 1984-м издан первый «Букварь», а изучение долганского языка в системе общего образования вплоть до настоящего времени предусмотрено только в форме факультативного предмета. Поэтому ознакомление с образцами героического эпоса в начальной школе имеет смысл ограничить отдельными фрагментами из олонгхо, на примере которых дети смогут познакомиться с этим жанром, с его основными персонажами, особенностями сюжетного развития.
Характеризуя традиционную культуру долган, необходимо отметить также оформившуюся в её недрах особую звуковую систему, направленную на подражание звукам окружающей живой природы. Исследователи классифицируют долганские звукоподражания по двум функциональным разновидностям: охотничьи - для приманки диких птиц и бытовые сигналы-обращения к домашним животным - оленям и собакам. Это могут быть звукоподражания голосу важенки, подзывающей оленёнка, оленя-самца во время гона или чисто командные сигналы, необходимые для загона оленей (понукание при быстрой езде, сигнал остановки для далеко ушедших животных, сигнал для убыстрения бега, сигнал собаке с указанием направления загона) и сбора на охоту [11, с. 38-40].
Таким образом, при включении образцов традиционной музыкальной культуры долган в содержание общего музыкального образования специального внимания заслуживают звукоподражательные сигналы, которые в той или иной мере представлены в её различных жанрах. Особенно важна такая направленность в работе с младшими школьниками, поскольку это будет способствовать раскрытию ими возможностей музыки для описания как самих природных явлений, так и своего отношения к ним.
Не менее важно ввести в содержание общего музыкального образования знакомство учащихся с долганскими народными инструментами, с песенным и инструментальным мастерством выдающихся народных исполнителей.
Рассматривая традиционную культуру долган как предмет освоения на уроках музыки в начальной школе, необходимо отметить, что в классах, где обучаются преимущественно дети дол-
153
ган, их родная культура может и должна быть представлена в каждой из выделенных в региональной программе по музыке учебных тем. В тех же классах, где обучаются преимущественно дети других народов, получающие начальное образование в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), музыкальная культура долган как минимум должна быть представлена в четырёх учебных темах: «Музыкальная интонация»; «Музыка народов России»; «Музыкальный образ»; «Музыкальная жизнь страны - это и моя жизнь». Именно в содержание данных тем наиболее органично вписывается знакомство детей с музыкальной культурой долган: особенностями её интонационного строя, типичными для неё образными сферами, стилями интонирования, жанрами и формами бытования в Республике Саха (Якутия).
Опытно-поисковая работа по введению музыкальной культуры долган в содержание общего начального музыкального образования в Республике 154 Саха (Якутия)
Опытно-поисковая работа по проверке возможности и целесообразности обогащения содержания начального общего образования в Республике Саха (Якутия) посредством включения традиционной музыкальной культуры долган осуществлялась в начальных классах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа» Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) в период с 2013/2014 учебного года по 2016/2017 учебный год. В ней приняли участие 85 детей: 24 первоклассника (5 якутов, 1 эвенк и 18 долган),
22 второклассника (5 якутов, 2 эвенка, 15 долган), 17 третьеклассников (1 русский, 1 якут, 15 долган) и 22 четвероклассника (6 якутов, 16 долган). Таким образом, в этническом отношении состав всех классов при доминирующем количестве долган включал и представителей других этносов.
Беседы с учащимися, проведённые до начала опытно-поисковой работы, показали, что у них ещё не сформировалось эмоционально-ценностное отношение к долганской народной музыке. Около половины детей (45 %) не смогли назвать ни одной долганской песни. А среди тех, кто назвал такую песню, исполнить хотя бы один её куплет смогли лишь 35 % учащихся. К тому же почти все опрошенные не смогли назвать народные музыкальные инструменты долган.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы в дополнение к учебному материалу, рекомендованному региональной программой по музыке, в содержание занятий были введены образцы традиционной музыкальной культуры долган. На основе наблюдения за процессом их освоения и эмоционально-ценностным отношением к ним детей был составлен примерный перечень музыкальных образцов для включения в содержание локально-регионального компонента программы по музыке для 1-4 классов, при этом предусмотрена вариативность его объёма в зависимости от этнического состава обучающихся (см. таблицу).
Освоение образцов долганской музыкальной культуры осуществлялось в различных видах деятельности: вокально-хоровой, музыкально-инструментальной, музыкально-слушательской, музыкально-пластической, музыкально-театрализованной.
Образцы долганской музыкальной культуры, рекомендуемые для включения в локально-региональный компонент региональной программы по музыке для 1-4 классов
Класс Учебная тема Образцы долганской музыкальной культуры
1 Я и музыка (песня, танец, марш) Гимн Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района
Изобразительность и выразительность в музыке «Кун тахсар ырыата» («Песня восхода Солнца»). Слова Л. Попова, мелодия В. Туприна
Музыкальная речь «Боскуой бэргэьэ» («Красивая шапочка»). Слова и мелодия В. Чарду
2 Музыкальная интонация Долганская народная колыбельная песня «Билэгин того?» («Знаешь почему?») «Иистэнэ олорон ыллыыбын» («Пою за шитьём») (в исполнении М. И. Бетту)
Развитие музыки «Кыьыл чуум улэьитэ» («Красночумовец»). Слова и мелодия О. Аксёновой
3 Музыка народов России Долганская народная песня «Дулгаан ырыата» («Песня долгана») «Булчут ырыата» («Песня охотника»). Слова А. Спиридонова, мелодия Г. Спиридонова Алгыс в исполнении Г. С. Веретенникова (Красноярский край) Фрагмент из олонгко «Ат уола Аталамии-Букатыыр» («Сын лошади Аталамии-богатырь» (в исполнении Н. Попова, Анабарский район Республики Саха (Якутия) Долганский традиционный круговой танец хэйро (слушание напева танца хэйро в исполнении К. Н. Укусникова, Красноярский край) Колыбельная. Долганская народная песня. (слушание в исполнении Е. Т. Укусниковой)
4 Музыкальный образ «Биэлуу ырыаты» («Песня Белу»). Слова и мелодия О. Аксёновой Долганская песня «Дулгааннар кыыстара» («Долганская девушка»). Слова и мелодия О. Аксёновой Олонгко. Сказка с напевами «Старик с тросточкой» (слушание в исполнении П. П. Михайлова) Песни из олонгко «Шумный богатырь» (в исполнении сказителя А. А. Суздалова)
Музыкальная жизнь страны - это и моя Долганская песня «Постуук ырыата» («Песня оленевода»). Трудовая. Слова и мелодия О. Аксёновой
жизнь Алгыс (Песенное благопожелание) (слушание в исполнении К. Н. Укусникова)
155
Примечание. Курсивом выделены музыкальные образцы, рекомендуемые для прохождения на уроках музыки в классах со смешанным в этническом отношении составом обучающихся.
156
В вокально-хоровой деятельности включение в песенный репертуар нескольких долганских песен, как показали результаты проведённой опытно-поисковой работы, положительно сказалось на отношении детей к народно-песенному творчеству долган. Особое влияние на формирование эмоционально-ценностного отношения к разученным образцам оказало то, что их исполнение не ограничивалось уроками музыки. Так, долганскую народную колыбельную песню «Билэгин того?» («Знаешь почему?») дети спели в наслежном концерте «День матери». С песней «Дулгааннар кыыста-ра» («Долганская девушка») (слова и мелодия Огдо Аксёновой) они выступили в наслежном концерте «День пожилых». Трудовая долганская песня «Постуук ырыата» («Песня оленевода») (слова и мелодия Огдо Аксёновой) прозвучала в их исполнении в наслежном концерте «Слёт оленеводов».
В музыкально-инструментальной деятельности дети приобрели практический опыт обогащения мелодий разучиваемых песен инструментальным сопровождением посредством музицирования на специально подобранном к ним музыкальном инструментарии. К примеру, в песне «Постуук ырыата» («Песня оленевода»), в которой рассказывается о том, как оленевод, любуясь северным сиянием, мчится по тундре на быстроногих оленях и поёт о своём родном любимом, суровом крае, в первом куплете был подключён хомус - голос тундры, что привнесло в звучание неповторимый национальный колорит, во втором - к нему присоединились ударные инструментах (ложки и самодельный инструмент из рога оленей), с помощью которых дети имитировали бег оленей. В третьем куплете -«пение оленевода» - ритм мелодии пес-
ни дублировали игрой на дунуре, в четвёртом и в пятом - объединили все инструменты, задействованные ранее.
В слушательской деятельности младшие школьники познакомились с жанром алгыс и фрагментами из долганского героического эпоса - олонгко, со стилем пения - дьигиhитэн ыллааhын и с творчеством известных народных исполнителей: П. Ивановой, Г. Вере-тенникова, Е. Портнягина, Н. А. Попова, К. Н. Укусникова, запечатлённым в фоно-, аудио- и видеозаписях, ставших, благодаря исследователям традиционной музыкальной культуры долганского народа, национальным достоянием, а также обогатили свой интонационно-слуховой опыт сравнением народно-песенных образцов долганской и якутской традиционной музыкальной культуры.
В музыкально-пластической деятельности дети приобрели практический опыт использования возможностей музыкально-пластического интонирования для более полного раскрытия эмоционально-образного содержания песен и особенностей их интонационного строя. Исполняя мелодию, они выразительными и изобразительными средствами пластики стремились передать не только её характер, но и особенности развёртывания, любование красотой своего края и теми явлениями природы, о которых рассказывается в песне: например, восход солнца, переливчатое свечение северного сияния, лёгкий бег оленей и т. п. В процессе разучивания хэйро дети освоили характерные для этого танца движения. При этом он так им всем понравился, что они с удовольствием танцевали его, участвуя в обряде «Встреча Солнца».
В музыкально-театрализованной деятельности младшие школьники приобре-
ли опыт общения и взаимодействия с другими учащимися в процессе коллективного обсуждения сценического подхода к исполнению разучиваемых долганских песен и его воплощения в процессе их театрализации. Этот вид деятельности очень полюбился детям, ведь каждый из них, перевоплощаясь в режиссёра, постановщика, старался предложить свои образные решения; при этом его мнение было услышано одноклассниками, а в процессе коллективного обсуждения выбирался лучший вариант.
Как показал анализ результатов опытно-поисковой работы, ознакомление младших школьников с образцами долганской традиционной культуры и мастерством известных народных исполнителей вызвало большой интерес у детей не только данного этноса, но и у якутян, эвенков. Все дети уверенно называли долганские народные музыкальные произведения, перечисляли имена исполнителей народных песен, названия народных инструментов, тогда как до этого практически ничего о них не знали. Они с большим удовольствием исполняли разученные народные песни, называли самые известные долганские народные праздники.
Знакомство с образцами традиционной музыкальной культуры долган позволило младшим школьникам больше узнать о музыкальной культуре родного края, способствовало развитию у них интереса к историческому прошлому долган, стремлению ознакомиться с национальными традициями, праздниками, обрядами.
Заключение
Введение музыкальной культуры долган в содержание начального общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия) отвечает
целям и задачам, поставленным и реализуемым в настоящее время в национальном проекте Республики Саха (Якутия) «Музыка для всех». Рассмотрение её как особого локально-регионального компонента в программе по музыке, разработанной в контексте данного проекта, способствует органичному включению в содержание начального музыкального образования в Республике Саха (Якутия) музыкальной культуры долган как неотъемлемой части общенационального достояния; при этом её изучение приобретает системный характер.
Перенимание подрастающими поколениями музыкальных традиций своего народа, постижение ими этноин-тонационной природы народно-песенных и инструментальных образцов является необходимым условием её сохранения и дальнейшего развития.
Не менее важное значение имеет ознакомление с этим пластом музыкальной культуры подрастающих поколений других народов, проживающих в Республике Саха (Якутия). Включение его в содержание общего музыкального образования становится стимулом для расширения их представлений о богатстве и многогранности традиционной музыкальной культуры республики как культуры полиэтнической.
Представленный в статье подход к определению содержания локально-регионального компонента региональной программы по музыке для начальной школы в Республике Саха (Якутия) может стать ориентиром для музыкантов-педагогов при разработке аналогичных локально-региональных компонентов, целью которых станет освоение на уроках музыки традиционной музыкальной культуры других народов Севера.
157
Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете.
This article was designed in the context of the research for the UNESCO Chair "Musical Arts and Education in Life-Long Learning" at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Долганы [Электронный ресурс] // Арктическая энциклопедия. - Режим доступа: http://arctic-megapedia.ra/wiki/%D0%9F% D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0 %ВВ: °/<Ю0%94о/<Ю0%ВЕо/<Ю0%ВВо/<Ю0% В3о/<Ю0%В0о/<Ю0о/<Ж,Ж1%8В
2. Проект «Музыка для всех» [Текст] / сост., рук. проекта О. М. Хайрабатова. -Якутск : Бичик, 2014. - 48 с.
3. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Ио-фис, А. В. Варламова. - М. ; Якутск : Ритм, 2015. - 102 с.
4. Николаева, Е. В. Этномузыкальный подход к изучению детских песен народов мира на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Е. В. Николаева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и об-
150 разование». - 2017. - № 3 (19). - С. 169-176.
5. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии [Текст] / Ю. И. Шей-кин. - Якутск : Изд-во РДНТ, 1996. - 123 с.
6. Алексеева, Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган [Текст] / Г. Г. Алексеева. - Якутск : Изд-во ЯФ СО РАН, 2005. - 438 с.
7. Добжанская, О. Э. Музыка в шаманском обряде (на примере ритуалов Тубяку Ко-стёркина) [Текст] / О. Э. Добжанская // Таймырский этнолингвистический сборник. - Вып 1. Материалы по нганасанскому шаманству и языку. - М. : Изд-во Рос. гуманит. ун-та, 1994. - С. 147-171.
8. Долгих, Б. О. Происхождение долган [Текст] / Б. О. Долгих // Сибирский этнографический сборник. Т. 5. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - С. 92-141.
9. Ефремов, П. Е. Долганское олонхо [Текст] / П. Е. Ефремов. - Якутск : Кн. изд-во, 1984. - 132 с.
10. Ефремов, П. Е. Мифология долганов в их фольклорных произведениях [Текст] / П. Е. Ефремов // Мифология народов Якутии. - Якутск, 1980. - С. 26-32.
11. Ефремов, П. Е. Фольклор долган [Текст] / П. Е. Ефремов. - Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 443 с.
12. Жорницкая, М. Я. Традиционные танцы долган и связь их с народной хореографией северных якутов и эвенков [Текст] / М. Я. Жорницкая // Полевые исследования Ин-та этнографии 1980-1981 гг. -М. : Наука, 1984. - С. 142-149.
13. Никифорова, В. С. Локальные традиции в музыке олонхо [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / В. С. Никифорова. - СПб., 1995. - 18 с.
14. Попов, А. А. Долганы. Собрание трудов по этнографии [Текст] / А. А. Попов. -Т. II. - СПб. : Дрофа, 2003. - 336 с.
15. Попов, А. А. О жизни и устно-народном творчестве долган [Текст] / А. А. Попов // Долганский фольклор. - Л. : Советский писатель, 1937. - С. 7-23.
16. Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование [Текст] / Ю. И. Шейкин ; под. общ. ред. Е. С. Новик ; нотография Т. И. Игнатьевой. - М. : Вост. лит., 2002. - 718 с.: ил., карты, ноты.
17. Шейкин, Ю. И. О типах интонирования эпоса народов Сибири и Дальнего Востока [Текст] / Ю. И. Шейкин // Проблемы изучения музыки эпоса : тез. докл. и со-общ. науч.-практич. конф., 19-23 апр. 1988 г., Клайпеда, 1988. - С. 40-42.
18. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое ис-
следование инструментов, звукоподражании и песен [Текст] : дис. ... д-ра искусствоведения / Ю. И. Шейкин. - СПб., 2002. - 356 с.
REFERENCES
1. Dolgany [Dolgans]. Arkticheskaya entsik-lopediya [Arctic encyclopedia]. Available at: http://arctic-megapedia.ru/wiki/%D0%9F%D 0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B B:%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3% D0%B0%D0%BD%D1%8B (in Russian).
2. Proekt "Muzyka dlya vsekh" [Project "Music for all"]. Compiler, project manager O. M. Khajrabatova. Yakutsk: Bichik Publ., 2014. 48 p. (in Russian).
3. Regional'naya programma uchebnogo pred-meta "Muzyka" 1-4 klassy v kontekste pro-ekta "Muzyka dlya vsekh" [The regional program of the subject "Music" 1-4 classes in the context of the project "Music for all"]. E. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva, B. R. Iofis, A. V. Varlamova. Moscow; Yakutsk: Ritm Publ., 2015. 102 p. (in Russian).
4. Nikolaeva E. V. Etnomuzykal'nyj podkhod k izucheniyu detskikh pesen narodov mira na urokakh muzyki v nachal'noj shkole [Ethnic and musical approach to studying of children's songs of people of the world at music lessons at primary school]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2017, no. 3 (19), pp. 169-176 (in Russian).
5. Shejkin Yu. I. Muzykal'naya kul'tura narodov Severnoj Azii [Musical culture of the people of North Asia]. Yakutsk: RDNT Publ., 1996. 123 p. (in Russian).
6. Alekseeva G. G. Narodno-pesennoe tvor-chestvo v sisteme traditsionnoj muzykal'noj kul'tury dolgan [Ethnic and song creativity in the system of traditional musical culture of Dolgans]. Yakutsk: YAF SO RAN Publ., 2005. 438 p. (in Russian).
7. Dobzhanskaya O. E. Muzyka v shamanskom obryade (na primere ritualov Tubyaku Koster-kina) [Music in a shaman ceremony (the example of rituals to Tubyak Kosterkina)]. Taj-myrskij etnolingvisticheskij sbornik - Taimyr Ethno-Linguistic Compendium. Issue 1. Ma-terialy po nganasanskomu shamanstvu i ya-zyku [Materials on Nganasan shamanism and
language]. Moscow: Ros. gumanit. un-t Publ., 1994, pp. 147-171 (in Russian).
8. Dolgikh B. O. Proiskhozhdenie dolgan [Dol-gans's origin]. Sibirskij etnograficheskij sbornik. Vol. 5. Moscow: AN SSSR Publ., 1963, pp. 92-141 (in Russian).
9. Efremov P. E. Dolganskoe olonkho [Dolgan olonkho]. Yakutsk: Kn. izd-vo Publ., 1984. 132 p. (in Russian).
10. Efremov P. E. Mifologiya dolganov v ikh fol'klornykh proizvedeniyakh [Dolgan mythology in their folklore works]. Mifologiya narodov Yakutii. [Mythology of the peoples of Yakutia]. Yakutsk, 1980, pp. 26-32 (in Russian).
11. Efremov P. E. Fol'klor dolgan [Dolgan folklore]. Novosibirsk: Institut arkheologii i etno-grafii SO RAN Publ., 2000. 443 p. (in Russian).
12. Zhornitskaya M. Ya. Traditsionnye tantsy dolgan i svyaz' ikh s narodnoj khoreografiej severnykh yakutov i evenkov [Traditional dances of Dolgans and their communication with national choreography of northern Yakuts and Evenks]. Polevye issledovaniya In-ta etnografii 1980-1981 gg. Moscow: Nauka Publ., 1984, pp. 142-149 (in Russian).
13. Nikiforova V. S. Lokal'nye traditsii v muzyke olonkho [Local traditions in music olonkho]. Extended abstract of PhD dissertation (Arts). St. Petersburg, 1995. 18 p. (in Russian).
14. Popov A. A. Dolgany. Sobranie trudov po etnografii [Dolgans. Collected papers on ethnography]. Vol. II. St. Petersburg: Drofa Publ., 2003. 336 p. (in Russian).
15. Popov A. A. O zhizni i ustno-narodnom tvorchestve dolgan [On the life and oral-popular creativity of Dolgans]. Dolganskij fol'klor [The Dolgan folklore]. Leningrad: Sovetskij pisatel' Publ., 1937, pp. 7-23 (in Russian).
16. Shejkin Yu. I. Istoriya muzykal'noj kul'tury narodov Sibiri: Sravnitel 'no-istoricheskoe issledovanie [History of the musical culture of the people of Siberia: Comparative-historical research]. Under general editorship of E. S. Novik. Moscow: Vostochnaya literatura Publ., 2002. 718 p. (in Russian).
17. Shejkin Yu. I. O tipakh intonirovaniya eposa narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [On types of intoning of the epos of the people of Siberia and the Far East]. Problemy izucheniya muzyki eposa. Tez. dokl. i soobshch. nauch.-praktich. konf. [The problems of studying
159
the music of the epic. Theses of reports and messages of scientifically-practical conference], 19-23 April, 1988. Klajpeda, 1988, pp. 40-42 (in Russian).
18. Shejkin Yu. I. Muzykal'naya kul'tura naro-dov Sibiri. Sravnitel'no-istoricheskoe issle-
dovanie instrumentov, zvukopodrazhanij i pesen [Musical culture of the people of Siberia. Comparative-historical research of tools, onomatopeias and songs]. Doctoral dissertation (Arts). St. Petersburg, 2002. 356 p. (in Russian).
Статья поступила в редакцию 08.11.2017. The article was received on 08.11.2017.
Николаева Елена Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, профессор e-mail: elen.nikolaeva@gmail.com
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
Elena V. Nikolaeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
at the Department of Methodology and Technology of the Music Education,
Professor
e-mail: elen.nikolaeva@gmail.com
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Moscow Pedagogical State University" (MSPU),
Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991
160 Федорова Полина Петровна, магистрант заочной формы обучения, учитель музыки e-mail: yryng_xaya@mail.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа», ул. Алроса, 1, село Юрюнг-Хая, Анабарский улус, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, 678431
Polina P. Fedorova, Master of extramural studies, teacher of music e-mail: yryng_xaya@mail.ru
Municipal Budget Educational Institution "Yuryung-Hanska Secondary School", Alrosa street, 1, Yuryung Haya village, Anabar ulus, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, 678431