Научная статья на тему 'Традиционная культураи социальная организация кыргызов'

Традиционная культураи социальная организация кыргызов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1588
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРАЙБАЛИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / TRADITION / SOCIAL ORGANIZATION / TRIBALISM / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кокомбаев Кубатбек Султаналиевич

Основы традиционного образа жизни сыграли определяющую роль в становлении ментального, стереотипного мировосприятия и самосознания кыргызов. Кровнородственные узы оказали главное воздействие на формирование у народа социальной организации, основывающейся на чувстве коллективизма, взаимной помощи, общинных форм взаимоотношений. Исторический образ жизни, уровни социально-экономического и культурного развития динамично сформировывали целый пласт различных культурных основ. Тем не менее, трансформация общества подвергает изменению ценность и социальную значимость традиционных обычаев и обрядов в жизни современного кыргызстанца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional culture and social organization of the Kirghiz

Foundations of the traditional way of life played a decisive role in the development of the mental, stereotypical perception of the world and self-conciseness of Kyrgyz. Kinship ties had a major impact on the formation of social organizations, based on a sense of community, mutual aid, collective forms of relationships. Historical way of life, the levels of socio-economic and cultural development have created different layers of the cultural elements. However, the transformation of the society undergoes changes of values and social significance of traditional customs and rituals.

Текст научной работы на тему «Традиционная культураи социальная организация кыргызов»

УДК 316.3;316.422

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 1

К. С. Кокомбаев

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЫРГЫЗОВ

Основы традиционного кочевого образа жизни, связанные с экстенсивным видом скотоводческой хозяйственной деятельности, сыграли определяющую роль в становлении ментального, стереотипного мировосприятия и самосознания кыргызов. Зависимость людей от окружения и мысленное выражение единства с той или иной частью естественной природно-географической среды легли в основу восприятия всего живого в органической зависимости. Это наиболее ярко отражается в бытовании у кыргызов тенгриянства (верования в духов природы, отождествления себя с природными явлениями, священности определенных видов фауны — оленя, барса и т. д.). Известный российский социолог А. О. Бороноев отмечает, что территориально-географические формы способствуют проявлению модальных черт населения — представлений, символов, ценностей, установок, родовых предрасположенностей (архетипов), традиций; в целом социально-нравственных смыслов населения территории, их умонастроений, которые создают определенные стили, схемы отношения и понимания и структуры поведения [1, с. 9].

Символизм может быть рассмотрен как одно из свойств традиционной системы мышления. Тенгри (небо) — символ вечности и высоты духа, символ Умай-эне обозначает исток жизни человека, животные символизируют происхождение родов, символ предков подчеркивает историческую преемственность поколений кыргызов. Дж. Аши-ралиев, обращаясь к значимости тенгриянства в жизнедеятельности кочевого кыргызского общества, подчеркивает роль социальной памяти, выраженной в различных традиционных культах. В частности, существование культа предков у кыргызов, которые должны были знать семь своих отцов, является не только мнемонической традицией, цементирующим фактором образования семьи, продолжения рода и этноса, но и свидетельством обладания устойчивой исторической преемственности [2, с. 185]. В то же время, единство всех членов общины воспринималось как главный фактор жизнедеятельности людей, представлявших определенный род, племя, тем самым сохраняя обособленность и консервативность социальной организации.

Главным правилом была обязательная взаимная поддержка, распределение ролей каждого члена общины и согласованное, коллективное действие трудоспособной части населения кочевой социальной организации. Социальная организация и взаимодействие, как постоянное, взаимно заинтересованное действие идентичных социальных субъектов (кочевых общин), обеспечивала некую защиту и сохранность кыргызского этносоциума. Исследователь В. А. Тишков этничность трактует как форму социальной организации культурных различий, а саму этническую общность понимает как группу людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры. Общие элементы обладают мифом (версией) об общем происхождении

Кокомбаев Кубатбек Суптанапиевин — канд. социол. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

© К. С. Кокомбаев, 2013

и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности [3, с. 229-230].

Традиционной формой социальной организации кыргызов, сохранившейся на данное время, выступают родовые или аильные общины, образованные на основе семейно-родственных групп. В общинах широко практиковалось совместное проведение значимых мероприятий, включающих обязательную материальную помощь и трудовое участие аилчан «ашар», укрепляющих кровнородственные узы. Кровнородственные узы, лежащие в основе идентификаций, оказали главное воздействие на формирование у кыргызов чувства коллективизма, взаимной помощи, общинных форм взаимоотношений. Неразвитость производственных отношений, некая ограниченность родоплеменной организации жизнедеятельности диктовали особые, коллективистские правила общежития и соответствующую общинную идентичность, подчиняли индивидов собственно выработанным ценностям. При этом, роды, являясь субъектами коллективной общности на землю, скот, имущество, организовывали материальную взаимопомощь и физическую взаимозащиту от внешних угроз. Они могли иметь своих предводителей, адаптировали в свой состав новых членов и обладали развитым родовым культом, а также выраженным сознанием родовой принадлежности, находившем отражение в общем самоназвании [4, с. 122-123].

Благодаря строгому соблюдению почитания многолетних традиций, связанных с поклонением духам природы, покойных предков, праху известных в роду аксакалов, укреплялось религиозное мировоззрение кыргызов. Именно в семье осуществляются передача социального опыта и возвышение своих предков, постепенное распространие их значимости в общине. Под влиянием внешних факторов обращение к своим духам родоначальников стало усиливаться или ослабевать, обретая более совершенные и открытые формы возвышения на разных уровнях. И весьма характерной особенностью возрождения этнокультурных традиций является придание им региональной окраски, когда отношение людей к историческим событиям и личностям нередко инициируется в основном только представителями того или иного региона. Негласная конкуренция регионального, территориального, кланового характера подчеркивает непозитивную тенденциозность кыргызского трайбализма в организации общезначимых мероприятий и разобщенность в ценностях духовного наследия собственного народа.

Социально-культурная историческая преемственность традиций, исходящая из родоплеменной социальной организации, имеет существенное значение в образе жизни кыргызов, в факторах социализации и этноидентификации. Возвращение к истокам, корням своего происхождения усиливает процесс стремления людей к обязательному знанию предков до седьмого колена. Имея богатый и сложный по своему содержанию этнокультурный комплекс, родоплеменная социальная организация претерпела различные исторические периоды. На разных уровнях социально-экономического и культурного развития образ жизни подвергался трансформации, на протяжении определенного исторического времени принимал усложненные формы, когда кровнородственные узы не ослабевали.

А. Ибраимов, обращающий свое внимание на истоки кыргызской этничности и этнонационального сознания, подчеркивает, что «необходимость подчинения и освоения новых земель потребовала от кочевников еще более сильного этнического и военно-политического объединения, конечным итогом которого было возникновение

общего национального сознания». Однако слияния и исчезновения родов и племен не произошло. Сохранение до настоящего времени племенных структур внутри единой нации явление довольно редкое. Далее он утверждает, что «генофонд кыргызского этноса вобрал в себя биологический потенциал огромного количества родов и племен, представляющих сильно различающиеся расовые и этнические группы».

Сохранение родов и племен А. Ибрагимов объясняет экономическими причинами: высокогорье — основная среда обитания кыргызов и вытекающие отсюда экстенсивное отгонное животноводство и примитивное земледелие требовали общинного хозяйствования. К психологическим причинам он относит то, что род и племя для кыргызов имеют весьма важное нравственное и воспитательное значение. Без преувеличения можно утверждать, что чувство долга перед сородичами («тууганчылык»), столь развитое у кыргызов и помогавшее им выжить в суровых условиях, подкреплено именно родоплеменным самосознанием, имеющим немаловажное значение для формирования личности и мировосприятия кыргызов. Неукоснительное соблюдение чести и достоинства своего рода является сильной нравственной опорой, без которой любой кыргыз потеряет себя как личность [5, с. 25-27]. Однако, идентификация по родоплеменному делению и связанные с ним стереотипные представления о собственной и групповой обособленности способствовали усилению трайбалистских форм общественных отношений.

В данное время стремление к своим родовым истокам нередко становится угрожающей тенденцией этнонациональной идентичности кыргызов, подверженных трайбализму. Интересно мнение Д. Джунушалиева по поводу социально-психологической основы родоплеменной идентичности, которую составляли коллективистские обычаи, традиционная общинность, групповые ценности, выражавшиеся в различных формах взаимодействия и взаимопомощи. Он считает, что самоорганизация общества у кыр-гызов на принципах трайбализма распространялась почти на все сферы жизни рода. Давая историческую оценку роли и месту родоплеменной идентичности кыргызов, в форме трайбализма, он делает следующие выводы: кыргызский трайбализм отличала внутриплеменная, чаще внутриродовая объединительная способность, но в масштабе народа, в целом, эта способность была уже с противоположным знаком. И это было естественно, ибо узкоплеменные и родовые интересы и потребности, которые обслуживает трайбализм, во многих своих моментах не совпадают с общенародным и общенациональным, поскольку эти последние этнические общности появляются после и на смену родоплеменных [6, с. 268-269].

Характеризуя современное состояние внутриэтнического отношения у кыргызов, Т. У Усубалиев пишет следующее: «Воскрешение кыргызских родоплеменных делений, выискивание принадлежности людей к родам и племенам, восхваление их основателей расшатало и расшатывает единство кыргызского народа. Он сейчас разделился на ро-доплеменные квартиры. Идет «холодная война» между родами и племенами, каждый из них старается протолкнуть как можно больше своих представителей во властные структуры, в состав правительства. Одним словом, родоплеменная борьба во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни Кыргызстана все больше разгорается, то есть так, как это было в дореволюционном прошлом. К чему это приведет не трудно угадать» [7, с. 325].

Несмотря на социальные трансформации, происходившие в ХХ — начале XXI вв., природа этничности, этнического образа жизни и факторов идентичности все же

остаются одними из ее определяющих элементов. Для успешного этнокультурного процесса, по мнению А. Асанканова, следует стремиться к единению и консолидации самого кыргызского народа, осуществить переход от этнического к национальному самосознанию. При этом необходимо изжить в обществе родоплеменные деления, землячества, региональные чувства. Кыргызы только тогда, утверждает он, сформируются в нацию, когда смогут избавиться от реликтов феодально-патриархального сознания [8, с. 170]. Безусловно, в целях избавления от негативных последствий трайбализма следует особое внимание обратить на позитивность факторов идентичности.

Однако в историческом прошлом образа жизни кыргызов имеются множественные случаи, когда благодаря родоплеменной идентичности народ обеспечивал свое единство и жизнеспособность. Поэтому различные тенденции к идентификации требуют осторожного подхода к данной проблеме, когда традиционализм не изживается в общественной жизни, обретая определенную поддержку в обществе и немалочисленных последователей. В аспекте общеэтнической идентификации система народных традиций остается важным компонентом, и люди в большей мере в своих поступках и решениях ориентируются на традиции. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2011 г. в г. Бишкек (350 респондентов), где 46,6% опрошенных отметили значимость в их жизни традиционной культуры. В то же время 53,7% респондентов отмечают, что традиции и обычаи воспринимаются как главное отличие кыргызов от других народов1, которые представляют собой богатый и сложный по содержанию этнокультурный комплекс. Исторический образ жизни кыргызов, уровни социально-экономического и культурного развития динамично сформировывали целый пласт различных культурных основ. Тем не менее, трансформация общества подвергает изменению значимости традиционных обычаев и обрядов в жизни современного кыргызстанца.

В условиях трансформации образа жизни кыргызов наблюдается возрастание интереса населения к своим истокам, значимости этнических традиций, идентичности самосознания и стремление к возрождению культурных ценностей посредством социально исторической памяти. Еще сильны родственные чувства у кыргызов (особенно в сельской местности), сильны чувства родовой принадлежности, где потомки одного предка, как правило, живут компактно, на основе обязательной взаимопомощи. У каждого такого рода есть уважаемые лидеры, отличающиеся мудростью и умом, благодаря которым родовое начало постепенно распространилось и на городскую инфраструктуру, когда новостройки на окраинах Бишкека получили названия в их честь, например, такие как Дордой, Беш Сары, Чекиш-ата, Бакай-ата, Баят и др.

Трайбализм, исходящий из традиционной формы социальной организации, не только подвергает трансформации самосознание народа, но и играет ключевую роль в организации государственного управления. Поэтому анализ основ традиционного образа жизни кыргызов, самосознания и духовно религиозного мировоззрения позволяют осмыслить историю народа, несмотря на доминирование в обществе светских норм культуры.

1 Данные социологического опроса, проведенного автором в г. Бишкек в 2011 г.

Литература

1. Бороноев А. О. Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2007. С. 9-10.

2. Аширалиев Дж. А. Методологические аспекты изучения номадической культуры // Кыргызский государственный университет строительства и архитектуры; Дипломатическая академия КР. Бишкек, 2008. 228 с.

3. Тишков В. А. Этнология и политика // Научная публицистика. М.: Наука, 2001. 235 с.

4. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.: Наука, 1986. 123 с.

5. Ибраимов А. И. Кыргызы и их генофонд. Бишкек: Кыргызстан, 1992. 221 с.

6. Джунушалиев Д. Традиционный общественный строй и культура быта кыргызов // Цивилизация скотоводов и земледельцев Центральной Азии. Самарканд-Бишкек, 2005. 348 с.

7. Усубалиев Т. У. Надо знать прошлое, чтобы не ошибиться в будущем. Бишкек: Илим, 1996. 624 с.

8. Асанканов А. А. Кыргызы: рост национального самосознания. Бишкек, Мурас, 1997. 228 с.

Статья поступила в редакцию 10 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.