Научная статья на тему 'Традиционная культура терских поморов: методы исследования и проектирования'

Традиционная культура терских поморов: методы исследования и проектирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поморская культура / поморы / терские поморы / Терский берег / традиционная куль-тура / культура Кольского Севера / культурная память / сохранение традиционной культуры / Pomor culture / Pomors / Terek Pomors / Tersk coast / traditional culture / culture of the Kola North / cultural memory / preservation of traditional culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ксения Юрьевна Трубникова

Сегодня традиционная культура Терского берега приковывает к себе внимание локальных сообществ, вдохновляя на исследовательскую и творческую деятельность. Однако сохранение культуры терских поморов не только связано с позитивными достижениями, но и сопряжено с рядом трудностей. В статье описаны характерные черты бытования традиционной культуры терских поморов в современном культур-ном пространстве, обозначены ее особенности и существующие подходы к ее изучению и проектированию. При этом под традиционной культурой поморов понимается не столько набор архаичных феноменов и символов, сколько гибкая развивающаяся структура. Сделан вывод, что преодолению проблем ее сбережения будет способствовать реализация углубленного комплексного исследования современной культуры Терского берега. Кроме того, автором сформулированы возможные направления дальнейших исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Culture of the Terek Pomors: Research and Design Methods

Currently, the traditional culture of the Tersk coast attracts the attention of local communities, inspiring research and creative activities. However, the preservation of the Terek Pomors’ culture is not only asso-ciated with positive achievements, but also involves a number of difficulties. The article describes the characteristic features of the Terek Pomorstraditional culture in the modern cultural space, identifies its peculiarities and existing approaches to its study and design. At the same time, the traditional culture of the Pomors is understood not so much as a set of archaic phenomena and symbols, as a flexible developing structure. It is concluded that overcom-ing the problems of its preservation will be facilitated by the realization of an in-depth comprehensive study of the modern culture of the Tersk coast. In addition, the author formulates possible directions for further research

Текст научной работы на тему «Традиционная культура терских поморов: методы исследования и проектирования»

Научная статья УДК 008(1-924.16)

htlps://doi.org/10.24158/fik.2024.11.33

Традиционная культура терских поморов: методы исследования и проектирования

Ксения Юрьевна Трубникова1,2

1Мурманский арктический университет, Мурманск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-7341-8559 2Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия,

Аннотация. Сегодня традиционная культура Терского берега приковывает к себе внимание локальных сообществ, вдохновляя на исследовательскую и творческую деятельность. Однако сохранение культуры терских поморов не только связано с позитивными достижениями, но и сопряжено с рядом трудностей. В статье описаны характерные черты бытования традиционной культуры терских поморов в современном культурном пространстве, обозначены ее особенности и существующие подходы к ее изучению и проектированию. При этом под традиционной культурой поморов понимается не столько набор архаичных феноменов и символов, сколько гибкая развивающаяся структура. Сделан вывод, что преодолению проблем ее сбережения будет способствовать реализация углубленного комплексного исследования современной культуры Терского берега. Кроме того, автором сформулированы возможные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: поморская культура, поморы, терские поморы, Терский берег, традиционная культура, культура Кольского Севера, культурная память, сохранение традиционной культуры

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Мурманской области в рамках Соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на поддержку научно-исследовательских проектов молодых ученых Мурманской области в 2024 г. от 16 августа 2024 г. № 217.

Для цитирования: Трубникова К.Ю. Традиционная культура терских поморов: методы исследования и проектирования // Общество: философия, история, культура. 2024. № 11. С. 246-251. https: //d oi.org/10.24158/fik.2024.11.33.

Original article

Traditional Culture of the Terek Pomors: Research and Design Methods

Ksenia Yu. Trubnikova12

''Murmansk Arctic University, Murmansk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-7341-8559 2Saint Petersburg State Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia

Abstract. Currently, the traditional culture of the Tersk coast attracts the attention of local communities, inspiring research and creative activities. However, the preservation of the Terek Pomors' culture is not only associated with positive achievements, but also involves a number of difficulties. The article describes the characteristic features of the Terek Pomors' traditional culture in the modern cultural space, identifies its peculiarities and existing approaches to its study and design. At the same time, the traditional culture of the Pomors is understood not so much as a set of archaic phenomena and symbols, as a flexible developing structure. It is concluded that overcoming the problems of its preservation will be facilitated by the realization of an in-depth comprehensive study of the modern culture of the Tersk coast. In addition, the author formulates possible directions for further research.

Keywords: Pomor culture, Pomors, Terek Pomors, Tersk coast, traditional culture, culture of the Kola North, cultural memory, preservation of traditional culture

Funding: The study was carried out with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Murmansk region within the framework of the Agreement on the provision of grants in the form of subsidies from the regional budget to non-profit organizations that are not state institutions to support research projects of young scientists of the Murmansk region in 2024 dated 08/16/2024 No. 217.

For citation: Trubnikova, K.Yu. (2024) Traditional Culture of the Terek Pomors: Research and Design Methods. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 246-251. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.11.33 (In Russian).

Традиционная культура Терского берега, являясь частью поморской культуры, отличается рядом уникальных черт, способных и на современном этапе формировать облик региона. Суровые

© Трубникова К.Ю., 2024

климатические условия на протяжении веков обусловливали отчасти обособленное развитие культуры терских поморов - с октября по март они были вынуждены находиться в изоляции от материка и выстраивать свою жизнь самостоятельно, заимствуя опыт и у ближайших соседей - саамов и коми-ижемцев. Самобытная и аутентичная культура Терского берега сегодня привлекает не только исследователей, но и деятелей искусств, туристов. Традиционными для данной территории становятся фестивали народной культуры, Умба и Варзуга являются также площадками для ярких творческих проектов.

Гибкость и способность к трансформации являются значимыми чертами традиционной культуры, и в рамках данной работы под традиционной культурой терских поморов подразумевается не столько некий комплекс архаичных феноменов, кодов и символов, сколько динамическая структура, продолжающая развитие и в наши дни (Звягин, 2020: 65). В связи с этим видится важным предложить обзор историографии традиционной культуры терских поморов, выявить современные подходы к изучению данной темы, раскрыть наиболее значимые понятия и методы исследования. В задачи работы входит также выявление актуальных методов проектирования культурного пространства Терского берега, аспектов практической деятельности, направленной на сохранение культурной памяти и популяризацию культуры терских поморов в регионе и за его пределами.

Ключевой особенностью традиционной культуры терских поморов является неразрывная связь с морской культурой, и ей посвящен обширный пласт работ исследовательского и очеркового характера1. Именно морские промыслы выступают не только центральным смысловым элементом культуры терских поморов и залогом ее существования, но и основой визуальных образов. В музейных экспозициях, посвященных традиционной культуре терских поморов, мы не увидим ни ярких цветов, ни замысловатой росписи, ни сложного узорного ткачества - повседневные предметы, созданные носителями традиционной культуры (промысловые орудия, орудия труда, предметы быта, одежда и пр.), отличаются утилитарным характером и сравнительно лаконичным внешним видом.

В работах этнографов XX в. нашла отражение песенная и сказочная культура терских поморов, а также связанная с ними обрядность2. Даже в поздний советский период культурная память терских поморов хранила сведения о старинных традициях. Большую роль в сбережении традиционной песенной культуры терских поморов сыграла деятельность народных хоров, отмеченная многочисленными публикациями3.

Хорошо изучены отдельные аспекты культуры терских поморов, связанные с храмовым строительством, жилищем, бытом терских поморов, культурным ландшафтом (Культура русских поморов..., 2005: 22). В несколько меньшей степени раскрыта тема декоративно-прикладного искусства и традиционной одежды терских поморов, однако здесь следует отметить работы Л.С. Вагиновой4, Г.А. Григорьевой5 и др.

Традиционная культура терских поморов рассматривается и в контексте политической истории, в том числе в зарубежных исследованиях. Например, в рамках русско-норвежского сотрудничества был издан ряд научных трудов, позиционирующих поморскую торговлю и расположенность к сотрудничеству как одну из культурных черт (Caution & compliance., 2012: 7-8, 53).

На данный момент в более глубоком изучении нуждаются такие аспекты, как культура терских поморов на современном этапе и путь ее трансформации, место культуры терских поморов в современном культурном пространстве региона, визуальные коды, а также современные стратегии и методы сохранения традиционной культуры Терского берега. Активная деятельность, направленная на популяризацию традиционной культуры, ставит перед исследователем ряд новых вопросов, а именно - каковы методы наполнения традиционных элементов современными смыслами, каковы допустимые пределы творческой интерпретации культурного наследия, каковы механизмы формирования чувства аутентичности и причастности у носителя современного городского сознания. Из обихода в научное поле переходит ряд понятий, нуждающихся не только в выработке определения, но и в аксиологической оценке. Примерами в данном случае выступают понятия «новодел», широко используемое в контексте разговора об артефактах старины и аутентичной материальной культуре в наши дни, однако пока прочно не вошедшее в научный оборот; «ревитализация», не имеющее на текущий момент законодательной дефиниции, однако

1 Терещенко Е.Ю. Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология : автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2017. 58 с.

2 Вагинова Л.С. Художественная культура Кольского Заполярья: историческая типология : автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2004. 58 с.

3 Поморы на Кольском Севере: история, культура, этнография : науч.-вспомогательный библиографический указатель / сост. С.А. Дьячок и др. Мурманск, 2007. С. 94.

4 Вагинова Л.С. Указ. соч.

5 Ткани и одежда Поморья: в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : каталог / авт. вступ. ст. и сост. Г.А. Григорьева. Архангельск, 2000. 280 с.

фигурирующее в нормативно-правовых актах1; границы понятий «реставрация» и «реконструкция» применительно к объектам традиционной культуры (Суворов и др., 2021).

В связи с появлением новых понятий в данном контексте целесообразно охарактеризовать традиционные методы исследования и обозначить более инновационные и комплексные. Модернизация подходов к изучению культуры терских поморов способна переориентировать внимание научного сообщества на наиболее актуальные аспекты данной проблематики, обратиться к духовным потребностям современного городского жителя, соприкасающегося с традицией, обозначить его влияние на формирование и сохранение культурной памяти.

Традиционно исследователей привлекала проблематика типологии форм поморской культуры на различных исторических этапах, и для решения поставленных задач использовались такие методы, как сравнительно-исторический, историко-генетический и другие специальные методы исторического исследования, а также морфологический (Культура русских поморов., 2013: 12). Для описания отдельных уникальных элементов культуры в естественном для них контексте применяется феноменологический метод. Семиотический метод используется в исследованиях преимущественно духовной жизни и искусства поморов, позволяя выявить знаки и символы, существующие в культуре, и выстроить систему (текст) (Теребихин, 2004: 3).

В культурологических исследованиях Терского берега активно применяются и социологические методы, в частности опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ количественных данных (А.А. Милашенков, П.В. Федоров и др.)2. В контексте изучения традиционной культуры важен учет специфики методов этнографии и использование специальных методик сбора эмпирического материала, например установление контакта с информантом, запись исторического интервью и др. (П.В. Федоров и др.)3.

В дополнение к анализу собранного материала применяется метод моделирования, позволяющий не только реконструировать исторические процессы, но и выявить просветительский и формирующий потенциал традиционной культуры терских поморов на современном этапе (Культура русских поморов., 2005: 10). В рамках аксиологического подхода метод моделирования позволяет прийти к практическим результатам в области повышения качества жизни современного носителя городского сознания, обнаружить новые пути восполнения актуальных духовных потребностей.

В качестве новых тенденции в методологии изучения культуры терских поморов следует отметить интегративность методов и подходов. Культура поморов в целом является предметом комплексного познания, включая в себя совокупность социальных и историко-культурных ценностей (Звягин, 2020: 41). Однако на сегодняшний момент тенденция к междисциплинарности продолжает усиливаться, что приводит к развитию культурологии естественных и технических наук, заимствованию аналитических методов и методов работы с большим массивом данных, в том числе с помощью новых технических средств (Ларионцев, 2020) (изучение культуры терских поморов тесно связано с обработкой большого количества данных, например родословных или промысловой статистики4). Тем не менее в современных условиях видится целесообразным использование не только аналитических методов, но и синергетического подхода, позволяющего отследить закономерности изменений и выявить новые ключевые факторы эволюции культуры терских поморов. Естественно-научные методы также способны внести вклад в развитие культурологического знания (Tavakoli et al., 2023).

В рамках данной работы осенью 2024 г. состоялась экспедиция на Терский берег, поддержанная Министерством образования и науки Мурманской области. Целью экспедиции было заявлено выявление современных форм и способов сохранения и ревитализации культурного наследия терских поморов, в задачи входил сбор эмпирического материала по профилю исследования. По результатам определен комплекс позитивных тенденций и проблем, способный охарактеризовать по ряду аспектов современное состояние традиционной культуры терских поморов.

Сотрудники Музея истории, культуры и быта терских поморов в Умбе встречают гостей фразой «В нашем музее нет новодела!», и данное обстоятельство служит предметом особой гордости5.

1 Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : утв. Минкультуры России от 31 дек. 2017 г. // Министерство культуры РФ : официальный сайт. URL: https://culture.gov.ru/documents/kontseptsiya-po-razvitiyu-istoricheskikh-poseleniy-podderzhke-i-populyarizatsii-kultumykh-i-turists/ (дата обращения: 25.09.2024).

2 Малашенков А.А, Федоров П.В. Историко-генеалогический атлас Русской Арктики: мурманский берег Баренцева моря (1868-1920 гг.). СПб.; Мурманск, 2022. 735 с.

3 Федоров П.В. Историческое интервью: методика проведения и оформление результатов : практикум по устной истории. Мурманск, 2012. 33 с.

4 Терещенко Е.Ю. Указ. соч.

5 Материалы экспедиции на Терский берег // Архив кафедры искусств и дизайна Мурманского арктического университета. 2024.

Действительно, часть экспонатов была создана специально для музея в 1980-1990-е гг. носителями традиционной поморской культуры, даже выставка предметов позднего советского быта призвана репрезентировать непосредственно культуру терских поморов. Данное обстоятельство позволяет предположить, что для современных жителей Терского берега поморская культура является не ушедшей стариной, а живой памятью и живым настоящим, чутко отзывающимся на вызовы времени и изменения внешних условий.

Наиболее эффективным методом сохранения культуры является ее постоянная актуализация в настоящем, обусловливающая отсутствие необходимости применять какие-либо особые меры для запоминания. Сама память о собственной идентичности, будучи сохраняемой и передаваемой, обеспечивает жизнеспособность социальной группы (Ассман, 2023: 41). Именно это явление мы наблюдаем в современном культурном пространстве Терского берега - обращение к прошлому выступает признанной частью настоящего. Сегодняшние проекты и фестивали (например, «Беломорье», «Поморская морская регата» и др.) органично встраиваются в повседневность людей и наполняются элементами праздничной культуры разных эпох, в том числе советской и современной. В то же время история праздника поморской козули служит примером использования элементов традиционной культуры в социальном проектировании1.

Данной тенденции отвечает и деятельность частного историко-этнографического комплекса «Тоня "Тетрина"», объединяющего в себе черты интерактивного исторического музея, природного феномена, места для туристического отдыха и места для ведения промысла. Не являясь в полной мере ни музеем, ни туристической достопримечательностью, ни промысловым участком в их привычном понимании, историко-этнографический комплекс позволяет современному человеку прикоснуться к истории и традиционной культуре, а также воспринять в качестве личного опыта отдельные ее элементы. Дмитрий Комаров, краевед, один из основателей комплекса, особую роль в формировании концепции комплекса отводит реконструкции и реставрации. Иммерсивность тони подразумевает сочетание исторических и современных образов и материалов, воссозданных технологий и объектов. Несомненно, такой синтез оказывает яркий психологический эффект на современного человека - цепляясь взглядом в первую очередь за знакомое и понятное (общественные постройки тони выполнены в современном дизайне с использованием элементов этнического стиля), он постепенно погружается в малоизученные аспекты традиционной культуры. По мнению Д. Комарова, подача пищи в керамической посуде, созданной современным мастером по археологическим образцам, способна погрузить человека в историю намного сильнее, чем созерцание осколка подлинного предмета XII в.2 Понятие «новодел» воспринимается создателями тони двойственно - безоговорочно приветствуется в том случае, когда речь идет о реконструкции в целях погружения в историю, и подвергается осуждению, если речь идет о подделке.

На первый взгляд мы видим противоположное отношение к понятию «новодел» в музейной и менее формальной среде Терского берега. Однако сотрудники и музея, и историко-этнографи-ческого комплекса обращаются к предметам, созданным 30 лет назад и позднее, и готовы называть их частью традиционной поморской культуры. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что традиционная культура Терского берега не только не является угасающей и погружающейся в забвение, но и продолжает жить и развиваться в наши дни, а современные ее проявления оказываются принятыми и признанными наравне с древними.

Однако необходимо отметить и ряд препятствий на пути сохранения и развития культуры терских поморов. Одним из них можно назвать слияние в массовом сознании представлений о традиционной культуре на разных этапах ее развития - восприятие современным городским сознанием традиционной культуры как монолитного феномена. Так, русский сарафан, появившийся в XIX в., русская матрешка, зародившаяся в XIX в., палехская миниатюра, возникшая в 1930-х гг., -все эти феномены зачастую выступают в качестве символов общерусской культуры, существовавших на протяжении веков. Мероприятия, направленные на сохранение традиционной поморской культуры, порой способны внести вклад в формирование подобных представлений, так как в рамках мероприятия могут быть использованы элементы, служащие маркерами традиционной культуры в различные исторические периоды вне учета историко-культурного контекста.

Внимания требует также феномен формирования «обновленных традиций» (Суворов и др., 2021: 225). С одной стороны, данное явление свидетельствует о способности культуры к развитию, с другой - намеренное и ненамеренное удлинение истории тех или иных феноменов и элементов способно сыграть роль в искажении представлений о традиционной культуре в массовом сознании.

Поморские промыслы как значимая часть традиционной культуры терских поморов также сталкиваются с рядом сложностей - уже бюрократического характера. По словам Д. Комарова, «помор должен стать и бухгалтером, и юристом», организация деятельности промыслового

1 Материалы экспедиции на Терский берег...

2 Там же.

участка требует большого объема дополнительной работы1. Данное обстоятельство приводит к исчезновению тоней на Терском берегу и угасанию промыслов. Также, по мнению Д.С. Лоскутова, краеведа, на данный момент поморская жизнь невозможна, так как со стороны государства требуется большая поддержка2. Выработка мер по совершенствованию законодательства в данной области и признание поморских промыслов значимым культурным феноменом наравне с промыслами коренных малочисленных народов являются одними из возможных направлений деятельности по сохранению традиционной культуры терских поморов.

В числе элементов современной поморской культуры, нуждающихся в совершенствовании, можно также отметить дефицит аутентичной сувенирной продукции. В контексте активного развития туризма данное направление деятельности имеет особую значимость, однако за пределами ярмарок и фестивалей турист имеет возможность приобрети сувениры в одном магазине в Умбе. Ассортимент включает в себя минералы и украшения из них, картины, модели поморских судов, а также распространенную повсеместно продукцию (кружки, тарелки, открытки и пр.). В число сувениров, отсылающих к традиционной культуре, входят тряпичные куклы, изготовленные местными мастерами, однако их прообразами выступают современные авторские куклы на основе традиционных конструкций, столкнувшиеся в наши дни с большим количеством фальсификаций3.

В то же время традиционная культура терских поморов насыщена уникальными визуальными образами. В качестве аутентичной сувенирной продукции терских поморов могли бы выступить предметы, чей дизайн использует визуальные образы орудий промысла (например, стеклянный буй «кухтыль», грузило «кибас»), элементов костюма (вязаные промысловые свитера, узорные варежки), предметов быта (плечевое коромысло, прялка уникального поморского типа), игрушки (щепные олени, деревянные куклы), культовые предметы. Большую роль в пополнении ассортимента сувенирной продукции Терского берега способны сыграть и мастера традиционных промыслов - положительное влияние оказало бы использование преимущественно аутентичных локальных образов в качестве источника авторского художественного творчества.

В связи с перечисленным целесообразно отметить необходимость углубленного искусствоведческого анализа материальной культуры терских поморов. В частности, деревянная резьба обладает рядом уникальных выразительных средств и аутентичных черт, поэтому возможно рассмотреть резьбу Терского берега в качестве особого подтипа поморской резьбы. Дискуссионным остается вопрос о степени слияния традиционной культуры Терского берега с поморской культурой в целом в контексте изучения поморских вышивки и костюма. Однако данный вопрос может являться темой отдельного исследования, требующего обращения к музейным фондам и изучения деятельности современных центров традиционных ремесел.

Итак, традиционная культура Терского берега выступает самобытным подтипом русской поморской культуры и обладает рядом уникальных черт. Важнейшей особенностью традиционной культуры терских поморов является смыслообразующая роль морских промыслов, и, как следствие, визуальные образы данной культуры также выстраиваются в контексте этой особенности. Современная культура Терского берега регулярно обращается к традиционной, осуществляется популяризаторская, проектная, исследовательская деятельность с применением как традиционных, так и инновационных методов. Особую роль в проектировании актуального культурного ландшафта Терского берега следует отвести методу моделирования, так как он применяется не только в практике реконструкции исторических событий и исторического ландшафта, но и в социальном проектировании. Однако необходимо обратить внимание и на ряд проблем, стоящих на пути сохранения аутентичной культуры, в их числе и внешние ограничения, и смещение акцентов внутри самой культуры. Разрешению этих вопросов способствуют проведение комплексного исследования современной культуры Терского берега в контексте исторической типологии, углубленное изучение визуальных образов традиционной культуры терских поморов и их ревитализация в рамках креативных индустрий.

Список источников:

Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М., 2023. 328 с.

Звягин С.А. Морское наследие Поморья: образы, функции, практики : монография. Екатеринбург, 2020. 239 с.

Культура русских поморов : опыт системного исследования / Э.Л. Базарова, Н.В. Бицадзе, А.В. Окороков, Е.Н. Селезнева, П.Ю. Черносвитов ; под общ. ред. П.Ю. Черносвитова. М., 2005. 400 с.

Культура русских поморов: историко-культурологический анализ : монография / В.В. Ануфриев, Э.Л. Базарова, Н.В. Бицадзе, Н.Н. Гончарова, Е.Н. Селезнева, П.Ю. Черносвитов. М., 2013. 319 с.

1 Материалы экспедиции на Терский берег...

2 Там же.

3 Там же.

Ларионцев М.М. Big data в сфере культуры: тренды и проблемы // Культурологический журнал. 2020. № 2 (40). С. 2-10. https://doi.org/10.34685/HI.2020.67.60.007.

Суворов Н.Н., Леонов И.В., Прокуденкова О.В. Новизна культуры или культура новизны. СПб., 2021. 271 с. Теребихин Н.М. Метафизика Севера : монография. Архангельск, 2004. 271 с.

Caution & compliance: Norwegian-Russian diplomatic relations, 1814-2014 / ed. by K.A. Myklebost & S. Bones. Stamsund, 2012. 201 p.

Tavakoli S., Nicu I.C., Frauenfelder R., Gilbert G. First geophysical investigations to study a fragile Pomor cultural heritage site at Russekeila-Kapp Linné, Svalbard // Journal of Cultural Heritage. 2023. Vol. 63. P. 187-193. 10.1016/j.culher.2023.08.005.

References:

Anufriev, V.V., Bazarova, E.L., Bitsadze, N.V., Goncharova, N.N., Selezneva, E.N. & Chernosvitov, P.Yu. (2013) The culture of the Russian Pomors: Historical and culturological analysis. Moscow, Forum; Neolit. (In Russian)

Assmann, A. (2023) Long shadow of the past. Memorial culture and historical politics. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozre-nie. (In Russian)

Bazarova, E.L., Bitsadze, N.V., Okorokov, A.V., Selezneva, E.N. & Chernosvitov, P.Yu. (2005) The culture of Russian Pomors: An experience of systematic research. Moscow, Nauchnyi Mir. (In Russian)

Lariontsev, M.M. (2020) Big data in the field of culture: Trends and problems. Journal of Cultural Research. (2), 2-10. Available from: doi:10.34685/HI.2020.67.60.007. (In Russian)

Myklebost, K.A. & Bones, S. (eds.) (2012) Caution & compliance: Norwegian-Russian diplomatic relations, 1814-2014. Stamsund, Orkana.

Suvorov, N.N., Leonov, I.V. & Prokudenkova, O.V. (2021) The novelty of culture or the culture of novelty. Saint Petersburg, SPbGIK. (In Russian)

Tavakoli, S., Nicu, I.C., Frauenfelder, R. & Gilbert, G. (2023) First geophysical investigations to study a fragile Pomor cultural heritage site at Russekeila-Kapp Linné, Svalbard. Journal of Cultural Heritage. 63, 187-193. Available from: doi:10.1016/j.culher.2023.08.005. Terebikhin, N.M. (2004) Metaphysics of the North. Arkhangelsk, Pomorskii Universitet. (In Russian) Zvyagin, S.A. (2020) Maritime heritage of Pomorye: Images, functions, practices. Ekaterinburg, UrO RAN. (In Russian)

Информация об авторе К.Ю. Трубникова - ассистент кафедры искусств и дизайна Мурманского арктического университета, Мурманск; соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1190266

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author K.Yu. Trubnikova - Assistant at the Department of Art and Design, Murmansk Arctic University, Murmansk; External PhD student at the Department of Theory and History of Culture, Saint Petersburg State Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1190266

Conflict of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.09.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.10.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 19.11.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.