https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-1.8
Москвина Маргарита Васильевна, Октябрьская Ирина Вячеславовна, Павлова Елена Юрьевна ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХОВ В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В статье анализируются собрания областных, районных, сельских и школьных музеев Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Делается вывод о том, что современное казахское сообщество Западной Сибири, наращивая опыт межэтнического сотрудничества, сохраняет основы самобытной культуры. К музейным собраниям оно обращается как к своеобразным ресурсам культурной и исторической памяти. Значение музейных коллекций возрастает в контексте социокультурных трансформаций современной России в ходе нивелировки традиций; при этом ряд элементов аутентичной казахской культуры (например, юрта) приобретает характер общеэтнических символов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2018/1/8.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(87) C. 38-41. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
38
ISSN 1997-292X. № 1 (87) 2018
УДК 397.4 Дата поступления рукописи: 17.01.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript2018-L8
В статье анализируются собрания областных, районных, сельских и школьных музеев Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Делается вывод о том, что современное казахское сообщество Западной Сибири, наращивая опыт межэтнического сотрудничества, сохраняет основы самобытной культуры. К музейным собраниям оно обращается как к своеобразным ресурсам культурной и исторической памяти. Значение музейных коллекций возрастает в контексте социокультурных трансформаций современной России в ходе нивелировки традиций; при этом ряд элементов аутентичной казахской культуры (например, юрта) приобретает характер общеэтнических символов.
Ключевые слова и фразы: Западная Сибирь; казахи; музейные коллекции; традиционная культура; историко-культурное наследие.
Москвина Маргарита Васильевна Октябрьская Ирина Вячеславовна, д.и.н.
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск marg. moskvina@gmail. com; siem405@yandex. ru
Павлова Елена Юрьевна, к.и.н.
Новосибирский государственный медицинский университет e_lena@ngs.ru
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХОВ В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-01-00421.
Казахи являются одним из коренных народов Российской Федерации. Составляя, по данным Всероссийской переписи 2010 г., 647732 чел., они являются десятым по численности народом страны. Традиционная зона их расселения включает территории Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.
В первой половине ХХ в. казахские аулы были широко представлены в Астраханской, Оренбургской, Омской, Саратовской, Волгоградской, Челябинской, Тюменской, Самарской, Курганской, Новосибирской областях, Горно-Алтайской автономной области (ныне Республика Алтай), Алтайском крае и т.д. Индустриализация сельского хозяйства, укрупнение поселений и миграции привели к их сокращению.
По данным Всесоюзной переписи 1989 г. казахи Западной Сибири насчитывали около 130 тыс. чел. Традиционно они ориентировались на сельское хозяйство с преобладанием животноводства.
Численность казахов в Сибирском федеральном округе, по переписи 2002 г., составляла 123914 чел.; из них - 38,8% были горожанами, 61,2% - сельскими жителями.
К началу ХХ! в. казахи Западной Сибири были глубоко интегрированы в экономическую и социокультурную инфраструктуру региона. Оставаясь в большинстве сельскими жителями, они сохранили элементы традиционной бытовой (изначально скотоводческой), нормативной и обрядовой культуры. Наибольшей устойчивостью отличается аутентичная культура казахов Горного Алтая.
В настоящее время культура казахских общин широко представлена на уровне школьных, сельских, районных, областных краеведческих собраний региона. Но в научной литературе они освещены неравномерно: наиболее полно охарактеризованы казахские коллекции г. Омска; материалы музеев Республики Алтай, Алтайского края и Новосибирской обл., а также местных (районных) музеев Омской обл. практически не введены в научный оборот; хотя осмысление историко-культурного наследия казахов Западной Сибири по музейным собраниям было начато во второй половине XX в. Большой вклад в его изучение внесли H. A. Томилов [4; 10], Ш. К. Ахметова [1; 10], И. В. Захарова [1; 4], А. В. Смелякова [9] и др.
К числу основных объектов исследований по казахской культуре до недавнего времени принадлежали коллекции Омского государственного историко-культурного музея (ОГИКМ), значительная часть которых была сформирована благодаря деятельности Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО) уже в конце XIX в.; на их базе в 1878 г. был создан музей. Ныне этнографический фонд ОГИКМ насчитывает около 8 тыс. предметов. Казахская коллекция музея, составляющая более 350 единиц хранения, формировалась на протяжении ста с лишним лет. Лучшую ее часть составляли предметы, полученные в дар из канцелярии Степного губернатора в период с 1878 по 1915 гг.; узорные войлоки (текеметы и сырмаки) поступили в музей из экспозиции Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки 1911 г. в г. Омске.
Казахская коллекция ОГИКМ расширялась в ходе экспедиций 1920-х гг. Впервые она была представлена на музейной выставке «Киргизский быт» («Казахский быт» в этнонимии начала ХХ в.) 1926 г.; позднее пополнялась за счет сборов по Омской обл. и сопредельным регионам. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в нее были включены материалы историко-этнографических экспедиций по Северному Казахстану [7].
В 1995 г. был подготовлен и издан каталог «Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея». Наиболее ценные вещи в нем датируются XIX-XX вв., имеются отдельные предметы XVIII в. Среди раритетов - коллекции старинного казахского оружия, свадебных женских головных уборов (саукеле), кожаных мужских поясов, шаманских музыкальных инструментов (кобызов) [4].
В современной экспозиции ОГИКМ представлена казахская юрта, интерьер которой воссоздан по фотографиям, сделанным в начале ХХ в. Предметы интерьера, включая войлоки, являются подлинными.
Второй по значению музей в Омской обл., имеющий казахские коллекции, - Музей Археологии и этнографии Омского государственного университета (МАЭ ОмГУ). Формирование его этнографических фондов, где представлены различные элементы традиционного быта казахов, происходило в ходе экспедиций, начиная с 1970-х гг. В 2006 г. был издан каталог «Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета», где были представлены средства передвижения, утварь, посуда, обстановка жилища, одежда казахов конца XIX - XX в. [1].
В степных областях Западной Сибири нивелировка и унификация казахской культуры особенно активно проходила со второй половины ХХ в. Этот процесс был обусловлен модернизацией российских сибирских сел. С 1960-1970-х гг. предметы традиционной культуры перемещались в музеи региона. К этому времени относится большая часть музейных собраний Западной Сибири. Показательны в этом смысле районные музеи Омской обл. Так, например, Большереченский историко-этнографический музей (БИЭМ) был основан в 1960 г. известным краеведом В. С. Аношкиным; в 1970 г. он был переведен в государственную сеть; в 1980 г. стал филиалом ОГИКМ. С 1992 г. БИЭМ, в фондах которого хранятся 12300 экспонатов, стал самостоятельным историко-этнографическим музеем. Сегодня в нем ярко представлена казахская этнография.
Таврический краеведческий музей в Омской обл. был создан на общественных началах в 1960-1970-е гг. В настоящее время фонды музея составляют около 10000 единиц хранения. Большой интерес представляет экспозиция казахской культуры.
Павлоградский районный краеведческий музей имени Н. А. Свиркина возник как школьный музей в 1961 г. и был открыт в 2000 г. Основной фонд музея включает более 4500 предметов. В его залах размещается экспозиция «Дети степей», посвященная казахской культуре Омского Прииртышья.
Оконешниковский краеведческий музей возник в 1984 г. Фонды музея насчитывают около 3500 единиц хранения. В его экспозиции «В казахской юрте» представлены сырмаки, выполненные из войлока в соответствии с традиционным художественным каноном степного региона.
Марьяновский историко-краеведческий музей Омской обл. также имеет значительную казахскую коллекцию. Музей был основан в 1988 г. Общее количество предметов в его экспозиции составляет около 7000 единиц хранения. Формирование казахской коллекции районного музея продолжалось многие годы - ее содержание определили предметы бытовой культуры казахов Прииртышья: элементы убранства, утварь, старинные костюмы, ювелирные украшения, ковры. На базе этого собрания в 2010 г. был открыт первый музей казахского быта под открытым небом. Местом экспозиции стала юрта, которую доставили из Казахстана (ПМА, 4).
Интерес к казахским традициям в сибирской глубинке рос одновременно с их угасанием в повседневных практиках. Показателем этого процесса стало не только музейное строительство, но и введение учебных циклов по народной культуре и декоративно-прикладному искусству в школах казахских сел региона.
Развитие музейных центров в Омской обл. рубежа ХХ-ХХ1 вв. также во многом определяли процессы активизации национальных общественных организаций, включившихся в государственные программы по сохранению историко-культурного наследия народов России. Казахские центры региона инициировали ряд значимых проектов. В 2014 г. в г. Омске была проведена выставка «Культура как космос. Юрта - космос кочевника», посвященная 25-летию Сибирского центра казахской культуры Молдир. Экспозиция, организованная на базе вновь созданного Музея народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН, воссоздавала обустройство казахской юрты как престижного и во многом унифицированного (на основе общеказахской модели) символа традиционной культуры.
Образ юрты, убранной войлочными коврами, стал одним из устойчивых в формировании музейных экспозиций по казахской культуре Западной Сибири. Сегодня он воспроизводится повсеместно (в местах, где проживают казахи), хотя во многих степных районах Западной Сибири юрты не использовались с конца XIX в. Возникновение экспозиций, воссоздающих казахскую юрту, сопровождает процесс угасания традиционной культуры, которая воспроизводится на уровне символов.
Эта тенденция имеет универсальный характер в масштабах Западной Сибири. Она также характерна для современных этнокультурных практик Республики Алтай. В Кош-Агачского р-не, где у границ с Монголией, Китаем и Казахстаном компактно проживают около 12 тыс. казахов, сложилась обширная музейная сеть. Наиболее значимым является собрание Музея казахов Алтая в с. Жана-Аул.
Село возникло весной 1986 г., когда жители с. Актал, разрушенного грунтовыми водами, перебрались на новое место в Чуйской степи. Сегодня в селе проживает около 2 тыс. чел. Музей в нем был основан в 1999 г. при поддержке местной администрации. Главная его цель заключалась в воссоздании истории казахов Алтая, в сохранении и развитии их культуры. На протяжении 2000-х гг. музей стал средоточием культурной и исторической памяти казахов пограничья. В 2003 г. он вошел в состав Национального музея им. А. В. Анохина Республики Алтай в качестве филиала.
Сейчас он является крупнейшим культурным и образовательным центром Горного Алтая, включенным в его быстро развивающуюся туристическую инфраструктуру. За годы работы в музее собраны коллекции исторических документов и традиционной казахской культуры. Его фонды в настоящее время составляют около 1700 предметов. В экспозиции задействованы предметы традиционного быта и художественных промыслов: широко представлены образцы вышивки, ткачества, резьбы по дереву, узорные войлоки (сырмаки, тускиизы, маяуза и т.д.). Концепцию музея определяет системная характеристика истории и культуры казахов Алтая. Его центральную зону также занимает экспозиция «Казахская юрта», воссоздающая интерьер традиционного жилища, которое и поныне используется на летних стоянках, в семейных свадебных и погребальных
40
^БЫ 1997-292Х. № 1 (87) 2018
ритуалах. При музее создан народный ансамбль «Ажелер», задача которого - пропаганда казахского фольклора, обрядов и традиции. Соединение фольклорных практик и этнографической экспозиции привносит живое начало в существование музея (ПМА, 2).
Для казахской общины юга Горного Алтая музей становится показателем высокого статуса традиционной культуры. Наряду с государственным и школьными музеями в селах Кош-Агачского р-на в последние годы создаются семейные и частные собрания. Так, в 2016 г. в с. Кош-Агач открылась художественная галерея «Ак-Жол» («Светлый путь»). Ее учредителем стал Ерболат Нуриманов, член Союза художников России, который также преподает изобразительное искусство в местной школе искусств. В его галерее представлены живописные работы художников Алтая и изделия художественных промыслов казахских мастеров [2].
Реализация программ по сохранению культурного наследия в России и в ее отдельных регионах стимулирует все новые и новые творческие инициативы. За последние годы интерес к традиционной казахской культуре значительно возрос среди казахов Алтайского края, где их численность составляет около 8 тыс. чел. Обширная казахская коллекция представлена в Славгородском городском краеведческом музее, основанном в 1978 г. (с фондом около 25 тыс. предметов). В 2009 г. на их основе была оформлена экспозиция «Быт коренных народов Кулундинской степи - казахов» [5].
Сегодня казахская этнография также представлена в музеях Михайловского, Кулундинского, Благовещенского и др. районов Алтайского края. Например, в Табунском районном краеведческом музее, основанном в 1983 г. (с фондами из 3 тыс. предметов), в последние годы создана экспозиция по казахской культуре. Бурлинский районный краеведческий музей, основанный в 1990 г. (с фондом - 5 тыс. экспонатов), также имеет коллекцию казахской этнографии.
Традиционная культура казахов широко представлена и в школьных музеях Алтайского края - в тех селах, где проживают казахи. Это, прежде всего, с. Керей Кулундинского р-на, где живут около 80 семей и существует средняя школа. Преподавание традиционной казахской культуры здесь является частью подготовки учеников с 1-го по 11-й классы; оно ведется с опорой на школьную экспозицию. На базе школы проводятся районные фестивали национальных культур и казахские праздники.
Образовательную функцию выполняет и школьный музей в казахском с. Байгамут Благовещенского р-на Алтайского края. В начале 2007 г. в его экспозиции появилась юрта, убранство которой составили предметы старинной домашней утвари, переданные жителями села. Стены юрты украсили мозаичные ковры, многие из которых сделали школьники (ПМА, 4).
Весь спектр музеефикации казахской культуры представлен в областном центре и в районах Новосибирской обл., где, согласно переписи 2010 г., проживает 10 705 казахов; среди них - сельские жители 55,7%. Местами компактного проживания казахов остаются сельские поселения Новосибирского, Краснозерского, Чановского, Баганского, Карасукского районов. Их культура представлена в местных музеях.
Фонды Новосибирского областного краеведческого музея насчитывают около 220 000 единиц хранения. Этнографическое собрание составляет 21900 предметов. Казахская культура представлена в нем коллекциями, собранными в 1982 г. в аулах Карасукского р-на области в ходе историко-бытовых экспедиций Омского государственного университета. Это украшения, предметы домашнего обихода, предметы упряжи. Обращает на себя внимание коллекция одежды казахов конца XIX в., имеющая большую этнографическую ценность [8].
Традиционная культура казахов также представлена в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) экспонатами, собранными в ходе экспедиций И. В. Октябрьской 1994-1997 гг. в Кош-Агачском р-не Республики Алтай. Коллекция насчитывает около трех десятков предметов - это преимущественно одежда, конская упряжь, а также узорные войлоки (сырмаки); она дает представление о высокой степени сохранности традиций казахов Горного Алтая вплоть до 1990-х гг. [3].
Среди районных собраний Новосибирской обл. наибольший интерес представляют коллекции Карасук-ского краеведческого музея, а также коллекции школьных музеев казахских аулов Карасарт и Нижне-Баяновский Карасукского р-на.
Краеведческий музей в г. Карасуке был открыт 4 мая 1990 г. Его фонды насчитывают более 4 тыс. предметов. Казахскую коллекцию музея составляют несколько десятков предметов - преимущественно утварь и одежда. В настоящее время в музее выставлена казахская юрта с элементами традиционного декорирования; она убрана узорными войлочными коврами, стилистика которых близка узорам сырмаков Прииртышья (ПМА, 1). «Казахская юрта» открывает историко-этнографический раздел экспозиции, давая представление о коренных жителях степного края и о начале его освоения. В рамках музейных практик здесь происходят школьные уроки, проводятся мастер-классы по обучению старинным ремеслам.
Культура казахов Новосибирской области и в целом Западной Сибири аккумулирует современные (урбанистические) и традиционные ценности. Наращивая опыт межэтнического, межрегионального и трансграничного сотрудничества, локальные казахские сообщества сохраняют основы самобытной культуры, обращаясь к музейным собраниям как к своеобразным ресурсам культурной и исторической памяти, значение которых возрастает в контексте социокультурных трансформаций современной России.
Полевые материалы авторов
1. Материалы архива Карасукского краеведческого музея. Новосибирская область, 2016 г.
2. Материалы экспозиции и архива Музея казахов Алтая. Республика Алтай, с. Жана-Аул, 2017 г.
3. Материалы экспозиций школьных музеев с. Керей Кулундинского района и с. Байгамут Благовещенского района. Алтайский край, 2015 г.
4. Материалы экспозиций Таврического краеведческого музея Павлоградского районного краеведческого музея имени Н. А. Свиркина, Оконешниковского краеведческого музея, Марьяновского историко-краеведческого музея. Омская область, 2016 г.
Список источников
1. Ахметова Ш. К., Захарова И. В., Патрушева Г. М Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Новосибирск: Наука, 2006. 191 с.
2. В Кош-Агаче открылась галерея Ерболата Нуриманова [Электронный ресурс]. URL: http://gorno-altaisk.ru/ photogallery/vemisazh/v-kosh-agache-otkrylas-galereya-erbolata-nurimanova (дата обращения: 12.11.2017).
3. Казахи Алтая [Электронный ресурс] // Тюрки Западной Сибири: каталог. URL: http://museumiaet.ru/tyr/index.php?p= 3551228:3551300 (дата обращения: 12.11.2017).
4. Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея / отв. ред. И. В. Захарова, Н. А. Томилов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. 191 с.
5. Музеи Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.agkm.ru/museums.html (дата обращения: 12.11.2017).
6. Октябрьская И. В. Казахи Алтая: этнополитические и социокультурные процессы в пограничных районах Южной Сибири Х1Х-ХХ вв.: автореф. дисс. ... д.и.н. Новосибирск, 2004. 48 с.
7. Память поколений в Омском музее // Музей и его коллекции. К 130-летию основания Омского государственного историко-краеведческого музея / ред. П. П. Вибе, Р. А. Шанаева. Омск: ОГИК музей; Русь, 2008. С. 6-17.
8. Путеводитель по фондам Новосибирского государственного краеведческого музея: путеводитель / отв. ред. А. В. Шаповалов. Новосибирск: Сибпринт, 2011. 402 с.
9. Смелякова А. В. Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Западной Сибири: автореф. дисс. ... к. культурологии. Омск, 2008. 25 с.
10. Томилов Н. А., Ахметова Ш. К. Казахи аула ^ас;ат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири / отв. ред. В. И. Молодин. Омск: Наука, 2013. 392 с.
KAZAKH TRADITIONAL CULTURE IN MUSEUM COLLECTIONS OF WESTERN SIBERIA
Moskvina Margarita Vasil'evna Oktyabr'skaya Irina Vyacheslavovna, Doctor in History Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk
marg.moskvina@gmail.com; siem405@yandex.ru
Pavlova Elena Yur'evna, Ph. D. in History Novosibirsk State Medical University e_lena@ngs.ru
The article analyzes museum collections of regional, district, rural and school museums of Omsk and Novosibirsk regions, the Altai territory and the Altai Republic. Proposing a survey of museum funds the authors conclude that the modern Kazakh community of Western Siberia, accumulating the experience of inter-ethnic cooperation, preserves the foundations of original culture. Museum collections are considered as sources of cultural and historical memory. Museum collections get greater importance in the context of modern Russia's sociocultural transformations causing the extinction of traditions; and certain elements of the authentic Kazakh culture (for example, the nyurt) acquire the meaning of universal ethnic symbols.
Key words and phrases: Western Siberia; the Kazakhs; museum collections; traditional culture; historical and cultural heritage.
УДК 433 Дата поступления рукописи: 20.02.2018
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2018-1.9
В данной статье раскрываются проблемы общественной дипломатии в условиях государственного регулирования на примере городов-побратимов Ялты и Пиетарсаари. На основании анализа архивных данных приводятся конкретные примеры и динамика развития дружеских отношений двух городов. История развития и завершения этих отношений - новый материал, который введен в научный оборот. Прослежен первый опыт общественной дипломатии города Ялты. На основе анализа данных сделан вывод о том, что локальные культурные связи непосредственно зависели от государственных органов и политической программы руководства страны.
Ключевые слова и фразы: Ялта; Пиетарсаари; побратимы; общественная дипломатия; «хрущевская оттепель».
Солнце Екатерина Олеговна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в г. Ялте kathisolntse@gmail. com
ЯЛТА И ПИЕТАРСААРИ: НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ О ДРУЖБЕ
Россию и Финляндию связывают давние экономические, политические и культурные отношения. Территория современной Финляндии неоднократно была причиной споров между русскими и шведами. Но, несмотря