УДК 39+069 А. В. СМЕЛЯКОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
КАЗАХСКИЕ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ__________________________
На основании проведенных исследований установлен ареал сосредоточения казахских этнографических коллекций в музейных собраниях Западно-Сибирского региона, рассмотрена история формирования этих коллекций, определен их точный состав и тематическое содержание. Полученные в ходе монографического исследования коллекций и предметов данные увеличивают их научное значение и ценность.
Решение проблемы сохранения и использования культурного наследия народов, проживающих в России, невозможно без надлежащего функционирования музейных фондов и, прежде всего, обеспечения доступности всех накопленных материалов, в том числе этнографических коллекций для широкого круга пользователей.
В рамках данной работы поставлена цель — дать общую характеристику казахских этнографических коллекций, представленных в музейных собраниях Западной Сибири. В качестве источников нами были задействованы непосредственно сами предметы, хранящиеся в фондах музеев, музейные каталоги, публикации в различных сборниках, ресурсы сети Интернет и пр.
Этническая группа казахов — одна из крупнейших в России. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность казахов в Российской Федерации составляет почти 654 тысячи человек. Наиболее обширные массивы казахского населения сложились прежде всего в приграничных областях сопредельных территорий России и Казахстана, общей протяженностью свыше семи тысяч километров.
Крупным районом компактного расселения казахов в России считается Западная Сибирь. В настоящее время казахское население Западной Сибири составляет 137 тысяч человек и является одной из локальных групп казахов, проживающих за пределами расселения основного этнического массива, главным образом в Омской области (81618 чел.), в южных районах Тюменской (18639 чел.), Новосибирской (11691 чел.) областей, а также на Алтае (21933 чел.). В Томской области число казахов незначительно (1215 чел. ) [1].
Присутствие большой группы казахского населения на территории Западной Сибири определило и наличие музейных этнографических коллекций в районах их компактного проживания. Наиболее крупные коллекции предметов по культуре и быту казахов в настоящее время хранятся в Омском государственном историко-краеведческом музее (ОГИК музей), Музее археологии и этнографии Омского государственного университета (МАЭ ОмГУ), ряде районных и сельских музеев Омской и Тюменской областей, Новосибирском областном краеведческом музее (НОКМ), Государственном художественном музее Алтайского края, Музее казахов Алтая. Мы изучили состав коллекций в большинстве выше наз-
ванных музеев, что позволило сделать достаточно широкие обобщения по заявленной теме.
Самая большая по численности казахская коллекция (более 1000 предметов) хранится в Музее казахов Алтая [2]. Музей открыт в 1999 г. в с. Жана-Аул Кош-Агачского района Республики Алтай. С 2003 г. этот сельский музей стал филиалом Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина. В музее собрана уникальная коллекция предметов национального быта и культуры кош-агачских казахов — особой группы казахов, которая более ста лет тому назад прикочевала на Южный Алтай и по сей день проживает в современном Кош-Агачском районе среди алтайцев и теленгитов. За время проживания на Алтае у них сложилось немало общего в хозяйственной и бытовой сферах с окружающими народами, но одновременно сохранились такие архаичные элементы культуры, которые уже давно ушли из быта казахов на основной территории их расселения, и потому эта этническая группа заслуживает особенно пристального внимания ученых.
Казахские коллекции, представленные в музее казахов Алтая, являются нетолько самыми крупными среди музейных собраний Западной Сибири, но и единственными, в которых с такой полнотой характеризуются все стороны хозяйства, культуры и быта кош-агачских казахов. Однако стоит отметить, что эти коллекции до сих пор остаются неизученными.
В исследовании культуры казахского народа большую роль играет Омский государственный историкокраеведческий музей, в этнографических фондах которого хранится 358 предметов культуры и быта казахов Западной Сибири и Казахстана [3, с. 271]. Значительная часть предметов поступила в старейший сибирский музей до революции благодаря деятельности Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Среди собирателей коллекций можно найти имена известнейших русских ученых и путешественников, востоковедов, представителей интеллигенции. Коллекции собирались не систематически, тем не менее они очень разнообразны и отражают различные стороны материальной и духовной культуры казахов, хотя и неравномерно. По времени изготовления и бытования в своей основной массе предметы датируются в пределах конца XIX — начала XX вв., но есть и более старинные вещи — середины XIX в. и даже XVIII в. Эти вещи к началу XX в. уже вышли из
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
обихода и хранились как семейная реликвия, поэтому их по праву можно назвать уникальными [4]. Особую научную значимость в собраниях музея представляют коллекции казахского оружия, старинные кожаные мужские пояса. Гордостью не только казахского собрания, но и всего ОГИК музея являются напоминающие воинские шлемы саков свадебные женские головные уборы (саукеле), которые уже в конце XIX в. были редкостью и сохранились в музейных собраниях России только в единичных экземплярах. Особо выделяются в казахских коллекциях ОГИК музея предметы духовной культуры, связанные с религиозными верованиями. Они сложнее всего извлекаются из народной культуры как принадлежащие к наиболее сокровенным ее сторонам, куда посторонние обычно не допускаются. Наличие в музейных фондах таких предметов создают порой единственную возможность для исследователя проникнуть в самые глубинные области духовной жизни народа. Предметы духовной культуры представлены самой большой в России и ценной коллекцией шаманских кобызов.
Состав казахских коллекций ОГИК музея можно проследить с помощью каталога, подготовленного омскими этнографами и опубликованного в 1995 г. [5].
Собрания других музеев Западной Сибири численно меньше, большинство из них насчитывают одну сотню, десятки, иногда и единицы предметов по этнографии казахов. Выгодное положение в ряду подобных музеев занимают Новосибирский областной краеведческий музей и Музей археологии и этнографии Омского государственного университета.
Казахские коллекции НОКМ (120 предметов) собраны в 1980-е гг. экспедициями Омского государственного университета в районах Новосибирской области [6, с. 100]. Это предметы мужской и женской одежды, украшения, предметы домашнего обихода, предметы упряжи, а также макеты юрт и детали убранства. Они датируются в основном началом XX в. Основной чертой собранных предметов является сходство их с элементами культуры казахов, которые распространены более всего в северных и западных областях Казахстана.
Казахское собрание МАЭ ОмГУ насчитывает 100 единиц хранения. Накопление этнографических коллекций музея происходило главным образом в результате этнографических экспедиций университета, работавших в районах проживания казахов в Новосибирской и Омской областях. Коллекции собраны в годы, когда на быт казахов оказала значительное влияние урбанизация, приведшая к замене старинных элементов культуры и быта предметами промышленного производства. Но подавляющее большинство вещей казахских коллекций является образцами традиционной культуры, хотя многие из них изготовлены сравнительно недавно.
Вышедший в 2006 г. каталог позволяет проанализировать состав казахского этнографического собрания МАЭ ОмГУ [7]. Коллекции далеко неравномерно представляют различные стороны материальной культуры казахов — средства передвижении, утварь и посуда, обстановка и украшение жилища, одежда.
Несмотря на неполноту казахских коллекций МАЭ ОмГУ, значимость их определяется тем, что они представляют культуру западносибирских казахов конца XIX — XX вв. Подобные материалы очень скудно располагаются в музейных собраниях Сибири и столичных музеев.
В изучение культуры и быта казахов наряду со значительными собраниями крупных музеев свою
долю вносят и небольшие этнографические коллекции, сформированные районными и сельскими музеями. Как правило, их отличает малочисленность и бессистемность комплектования. В ряду таких собраний выгодно отличаются казахские этнографические коллекции районных музеев Омской и Тюменской областей.
Небольшие казахские этнографические коллекции скомплектованы в районных краеведческих музеях Исилькульского, Марьяновского, Павлоград-ского, Таврического, Знаменского районов Омской области. Большинство из них насчитывают лишь десятки, а некоторые и единицы предметов этнографического характера. Преимущественно это поступления последних десятилетий, поэтому чаще — образцы современные, датируемые серединой и второй половиной XX в. Меньшую часть составляют предметы собраний конца XIX — начала XX вв.
В целом коллекции по культуре казахов этих музеев представляют существенный интерес, взаимно дают определенный набор аналогов. Но иногда содержат и раритеты. Их наличие можно проследить с помощью опубликованного каталога редких и ценных предметов районных музеев Омской области, подготовленного группой сотрудников ОГИК музея [8]. Данный каталог существует и в электронном виде и размещен на сайте краеведческого музея в 2002 г., а также на сайте сибирских музеев [9]. Преимущество этого каталога в том, что описание каждого предмета снабжено иллюстрацией.
Конкретный и точный состав этнографических коллекций по культуре казахов проследить довольно сложно. Одной из слабых сторон работы районных музеев Омской области является изучение музейных коллекций и введение их в научный оборот [10, с. 122]. Данные проблемы возникают из-за отсутствия профессиональных музейных сотрудников, слабого внедрения новых информационных технологий, отсутствия материально-технической базы. Сейчас в Омской области нет ни одного районного музея, который бы подготовил и издавал каталоги, путеводители по музейным коллекциям.
Похожая ситуация складывается в районных и сельских музеях Тюменской области. Основной массив казахских этнографических коллекций здесь сосредотачивается на юге области. Нами были предприняты экспедиции по этой территории, в результате которых было установлено, что коллекции по культуре и быту казахов хранятся в Дубынском краеведческом музее (38 предметов), Казанском районном краеведческом музее им. В. С. Аржиловского (32 предмета), Ишимском городском историко-краеведческом музее (5 предметов). Детальное исследование этих коллекций позволило сделать определенные выводы. Во-первых, коллекции по своему составу неполны и даже фрагментарны: объясняется это и малым количеством предметов, и тем, каким образом данные коллекции формировались. Так, задача создания представительных, по возможности полных коллекций перед собирателями не ставилась. Во-вторых, районы сбора коллекций ограничиваются в основном югом Тюменской области. В-третьих, хронологические рамки изготовления и использования предметов — XX — начало XXI вв. — значительно ограничивают значимость этих коллекций как научных источников, так как к этому времени традиционные предметы культуры и быта теряют свои традиционные черты.
Научное использование казахских этнографических коллекций, представленных в музейных собраниях
Pih: 1 (фоп)|, Фряпквтзюки 1Ц11 <Ki2iiii Ддгбыпсшп) »[нИ'Е^чп.ию пука
чг ' ■‘ЧВ Г ’f
1 ,1 L ■ ж в m
nJ î J 1 j'.l. ÎjttMi- L i fe. ' ii
щярзд 1 ~ ..il
ЧЛи 'j' '?■!■ i1 i№ i sSL~ Itr идга ftsSB I BP * m j
hc 2 (фото). Фрап*сятзвсзю7Н1^1 ^Ьвт Киавсюю pitoBIUID ipiCB(^4D(lDID ыулуя пк. Б С А(ашювш)П)
юга Тюменской области, затрудняется их слабым уровнем изучения и несовершенной системой учета и регистрации. Однако примечательно, что большая часть предметов из данных коллекций выставлена в постоянно действующих экспозициях музеев (рис. 1, 2).
Несмотря на незаконченность комплектования коллекций, малое количество предметов, они, будучи дополненными другими материалами (музейными коллекциями, научными работами), станут ценными научными источниками для изучения культуры и быта казахского населения Западной Сибири XX — начала XXI вв.
Важные материалы для изучения культуры народа могут дать коллекции художественных музеев. Особое значение среди них имеют уникальные и неповторимые произведения народного искусства. В собрании Государственного художественного музея Алтайского края представлены предметы казахского орнаментального искусства. Они приобретены музеем у народных мастериц в результате экспедиций и командировок в 1970-е — 1980-е гг. по Кош-Агачскому району республики Алтай [11, с. 21]. Музей обладает узорными циновками из стеблей степного растения чий, напольными и настенными войлочными коврами (сырмак, текемет, тускииз).
Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства алтайских казахов, хранящиеся в Государственном художественном музее Алтайского края,
Рк Л (фото). №)Bcp<cufiui>(IOKM -3371.
(Ьфодов Тонхою обмсгиоп) краеведческого нуля
не претендует на полноту и систематичность, более того требует интенсивного пополнения, однако она свидетельствует о наличии в изделиях богатой многовековой традиции орнаментальных мотивов, всевозможных решений, техник исполнения.
Небольшая казахская коллекция скомплектована в Алтайском государственном краеведческом музее. Единичные предметы культуры и быта казахов хранятся в таких крупных музеях Сибири, как в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭС ТГУ), Томском областном краеведческом музее (ТОКМ). Так, единственным предметом по казахской культуре в ТОКМ является напольный войлочный ковер (сырмак), изготовленный в первой половине XX в. (рис. 3). Это простеганный суровыми нитками двухслойный ковер, имеющий войлочную подкладку естественной окраски и верх, выполненный путем наложения вырезанных по трафарету традиционных узоров из ткани различных цветов. В МАЭС ТГУ представлен широко распространенный казахский щипковый музыкальный инструмент (домбра), который был описан Н. А. Томиловым в вышедшем в 1980 г. каталоге [12].
Важным источником для изучения казахской культуры в МАЭС ТГУ являются материалы, которым уделяется исследователями недостаточное внимание. Речь идет об этнографических рисунках. Стоит отметить, что именно рисунок дает достаточно полное и образное представление о предмете. Особую ценность для исследования представляют натурные зарисовки, выполненные этнографами, значение которых увеличивается благодаря точной и достоверной фиксации деталей, профессиональной аннотации рисунка. В фондах МАЭС ТГУ хранится небольшая коллекция этнографических рисунков казахского орнамента, выполненные художницей и этнографом А. Ворониной-Уткиной в 1913 г. во время поездки в Семипалатинскую область. Коллекция состоит из 30 таблиц рисунков. Зарисовки дают представление о предметах жилища и одежды казахов, утвари, конской упряжи, музыкальных инструментах и многих других художественно оформленных предметах, по которым можно судить о прикладном искусстве Казахстана (рис. 4). Все изделия изображены художницей акварельными красками и графитным карандашом, причем очень хорошо передана фактура материала, из которого выполнены вещи. На рисунках показаны и сравнительно подробно прокомментированы орнаменты предметов казахской культуры и быта. Тематическое разнообразие рисунков, их информатив-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
Рис, 4 (фои>|. Зарвшв и орвангвга предметов внутреннею убранегва ж илинр шяюв (№ 14в/10|.
Выполнены А, №рон1но1-Уп1Вр|.
Ьуиага, акварель, графитный вара вдаш.
№ фондов Му:те я археологии н этнографии Сибири Тонзот пн^дарспснного умвсрспигэ
ность дают основание говорить о ценности коллекции для специалистов, занимающихся изучением различных сторон материальной и духовной культуры казахского народа.
Таким образом, в своей совокупности этнографические коллекции по культуре казахов, представленные в музейных собраниях Западной Сибири, сконцентрированы в основном в местах компактного проживания казахского народа. В настоящее время они, безусловно, составляют ценнейший источник исследований по этнографии казахов, хотя пока и недоступны для многих ученых. Поэтому, очевидно, следует искать пути изучения и введения коллекций в научный оборот. Неоценимую помощь в этом деле окажет издание каталогов.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы музеями Западно-Сибирского региона, а также этнографами, историками, музео-логами, искусствоведами при подготовке к изданию новых каталогов научной серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев», научно-справочных, учебных и популярных пособий — для систематизации и уточнения сведений по истории музейного дела в Западной Сибири, для облегчения поиска и изучения источников, а также при построении этнографических экспозиций музеев. Полученные данные можно использовать для дальнейшей разработки научного комплектования казахских коллекций.
Библиографический список
1. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. www.infostat.ru
2. Музей казахов Алтая [Электронный ресурс]. www.altai-republic.com
3. Смелякова, А. В. О некаталогизированных предметах казахского этнографического собрания Омского государственного историко-краеведческого музея (последние поступления) [Текст] / А. В. Смелякова // Мир Евразии: история, современность, перспективы: Труды пятого Международного Евразийского научного форума. — Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2006. — С. 271-273.
4. Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея. Приложение [Текст] / И. В. Захарова, Н. А. Томилов. — Омск: Издательский дом «Наука», 2004. — 48 с.: ил.
5. Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея [Текст] / И. В. Захарова, Н. А. Томилов. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. — 191 с.
6. Томилов, Н. А. Новосибирский областной краеведческий музей в 1920—1987 гг. [Текст] / Н. А. Томилов // Проблемы музееведения и народная культура. — Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. — С. 65—113.
7. Ахметова, Ш. К., Захарова, И. В. Казахи [Текст] / Ш. К. Ахметова, И. В. Захарова // Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / Ш.К. Ахметова, И.В. Захарова, Г.М. Патрушева. — Новосибирск: Наука, 2006. — С. 8 — 48.
8. Каталог редких и ценных предметов районных музеев Омской области [Текст] / П. П. Вибе, Т. М. Назарцева, С. Ю. Первых. — Омск: ОГИК музей, 2005. — 150 с.: ил.
9. Каталог редких и ценных предметов районных музеев Омской области [Электронный ресурс]. www.sibmuseum.ru
10. Назарцева, Т. М. О некоторых проблемах развития музейной сети Омской области [Текст] / Т. М. Назарцева // Проблемы музееведения и народная культура. — Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. — С. 116 — 127.
11. Гончарик, Н. П. Народное искусство Алтайского края [Текст] / Н. П. Гончарик // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — С. 15 — 27.: ил.
12. Томилов, Н. А. Казахи [Текст] / Н. А. Томилов // Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Часть II. Народы СССР (кроме Сибири) и зарубежных стран. — Томск: , 1980. — С. 79.
СМЕЛЯКОВА Анастасия Вячеславовна, аспирант, ассистент кафедры музеологии, заведующая музеем истории ОмГУ.
Статья поступила в редакцию 05.02.08 г.
© А. В. Смелякова
Книжная полка
Федотова, Е. Д. Барокко [Текст] / Е. Д. Федотова. — М.: Белый город, 2007. — 48 с. : цв.ил. — (Эпохи. Стили. Направления). — ISBN 978-5-7793-1217-2.
В книге рассматриваются термины «эпоха барокко», «стиль барокко», возникновение, сложность и значительность его, концепции барокко как литературно-художественного стиля. Современные исследователи барокко пытаются увидеть в поэтике стиля нечто цельное, уяснить художественную значимость его локальных вариантов, осмыслить роль в европейском масштабе, как шло его развитие и угасание.