Научная статья на тему '«Традиционная» и «сетевая» литература в информационном пространстве'

«Традиционная» и «сетевая» литература в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
564
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетература / жанры / литературный процесс / читатель / библиотека / электронный / информация / network / genres / literature process / reader / library / electronic information

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирзакаримова З. В.

В статье предоставлено научное обоснование «традиционной» и «сетевой» литературы в современном литературном процессе. Автор статьи сравнивает «традиционную» и «сетевую» литературу с точки зрения критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Traditional" and "network" literature in the information space

In the review presented scientific justification of "traditional" and "network" literature in modern literary process. Author of review compares "traditional" and "network" literature from critical thinking in literature. Also in the review given interpretation of online literature.

Текст научной работы на тему ««Традиционная» и «сетевая» литература в информационном пространстве»

"филологический роман", где герои, изучающие какие -то тексты, оказываются сами внутри сходных сюжетов, тогда как "Топи" представляют уже хоррор, страшное повествование, в котором уже выносятся за скобки привычные мифы, например, о косности простых людей, и показываются действительные механизмы возникновения "мнений". Но оба писателя, хотя идут по разнонаправленным векторам, исполняют закон Рипля - то есть показывают, как старые классические нравственные сюжеты не отменяются более сложными кибернетическими сюжетами, а напротив, оказываются значимы в том числе для кибернетической деятельности. Такая власть закона Рипля объясняется тем, что сама сетература в России возникала как мультимедийный эксперимент, а значит, и любое расширение ее возможностей - это просто новый эксперимент, не отменяющий предыдущий.

«Традиционная» и «сетевая» литература в информационном пространстве

Мирзакаримова З.В.

АГУ, г.Андижан.

"Traditional" and "network" literature in the information space

Mirzakarimova Z. V.

AStU, Andijan.

Аннотация: В статье предоставлено научное обоснование «традиционной» и «сетевой» литературы в современном литературном процессе. Автор статьи сравнивает «традиционную» и «сетевую» литературу с точки зрения критического мышления.

Ключевые слова: сетература, жанры, литературный процесс, читатель, библиотека, электронный, информация.

Abstract: In the review presented scientific justification of "traditional" and "network" literature in modern literary process. Author of review compares "traditional" and "network" literature from critical thinking in literature. Also in the review given interpretation of online literature.

Keywords: network, genres, literature process, reader, library, electronic information.

В современном мире, скоростного инновационного развития, часто в сфере научного употребления анализируется смысловые понятия «информационное пространство», «информационное поле», «информационная среда».

В современном литературном процессе данный ход приводит к изменению в формате художественного текста, в котором идейный смысл теряет свою изначальную природу изображения действительности. В наши дни, современный читатель интересуется больше электронной библиотекой, чем сама книжная библиотека или магазин -вообще. В мобильном мире,

существуют ряд интересных приложений или рекомендации (ссылки), где можно найти интересующий нас материал по литературе. В электронном мире книга теряет свои литературные позиции; читатель имеет под рукой всю информацию о современной мировой литературе, также жанры меняются текстами.[2.с.328]

Интернет расширяет технологические возможности расширения электронной библиотеки, тем самым читатель может узнать «литературу в литературе». Технически грамотный читатель выбирает, за счет гиперссылок, определённые сайты, обязательно смотрят на самого автора. Мы знакомимся литературой и всё доступно, и, таким образом, появляется отдалённое пространство читателя от книги, литература теряет бумажный вариант, само слово «литература» становится абсолютно, вербальным.

Следовательно, вытеснение «традиционной» литературы сетевой является одной из самых актуальных проблем, то есть, создаются отличительные черты между «традиционной» и «сетевой» литературы. Современный читатель выбирает ту или иную литературу, исходя из своего мировоззрения, иногда, сам читатель превращается автором текста невысокого качества, но и без определённого идейного содержания. Книжная литература переживает сложный процесс «выживания» и тем самым теряет свою аудиторию. Слово технически преобразуется, при этом, теряет свою «живую» силу воздействия на «Я» читателя.

С одной стороны, с появлением Интернета словесность «технически» способствует появлению новых средств изображения действительности, что придаёт даже особую уникальность. С другой стороны, читатель имея выход в Интернет, познаёт информационный мир. В частности, в современном литературном процессе определённый статус «сетевой» литературы имеет свою аудиторию, и даже, больше «традиционной» литературы.[1.с.28]

Современный читатель в «сетевой литературе» имеет в поле зрения, совокупность художественных текстов, что означает, заинтересованность читателя не в книге, а в Интернете. Идейный смысл художественного произведения представляется «нетрадиционно», это просто чтение текста, где читатель имеет только электронную среду. Возможность Интернета, создаёт новую форму изобразительно-выразительных средств, и, возможно, в процессе чего литература как "сетевая " отображает знания уникального социокультурного явления. Это означает , что прогресс в критическом мышлении современного читателя, «технически» просвещается, увеличивается масштаб информационного поля. Писатель получает возможность заявить о себе широкому кругу читателей, творчески продолжает традиции литературных деятелей, хотя не может передать чувство страдания, страсти, чего можно почувствовать только в книгах. Данный вопрос уже превращается в вечный вопрос человеческого бытия, как и другие духовные ценности.

С точки зрения критики, сетература во многом случае либо неустойчива перед критикой, либо у них свой особый ответ критике, ссылаясь на охват читателей.

Развитие русской литературы в форме сетературы приобретает иную форму распространения, но теряет своё идейное содержание, проблематику, и герое произведения, как представители различных социальных сословий.

Современный читатель знакомится с писателем по его книгам, поверхностно знакомясь тематикой творчества.

Читатель отдаляется от книги, и забывает чувствовать её. Следовательно, книжная литература и сетература - это не разные картины изображения действительности. Современное требование к литературе - это изображение многообразного литературного мира, где-то они расходятся, где-то есть состыковка. «Сетевая» литература означает продолжением «традиционной» литературы» в другом формате, несмотря на содержание рассматриваемых вопросов, данный процесс зависит от критического мышления современного читателя. Писатели активно публикуются в Интернете, при этом каждый имеет свою аудиторию, право выбора, также анализ всего идейного смысла произведения, остаётся за читателем.

Ну какой же, современный читатель?

Как он воспринимает произведение, поймет ли он идею автора-всё зависит от критического мышления самого читателя, от его социального восприятия окружающего мира.

Основываясь на уровни лингвистики и литературоведения, в сетевой литературе сформировываются познавательный фундамент, то есть, теория сетевой литературы, с богатой жанровой системой, отличающейся от традиционной.

В современном литературном процессе, сетевая литература является особым художественно-культурным пространством. Сетевой текст становится доступным для каждого читателя, следовательно, организуется диалог между читателем и автором, хотя читатель может не принять идею писателя из-за своего мировоззрения. Есть и третья сторона сетевой литературы -это критика. Интернет остаётся основным пространством существования сетературы, который создаёт диалог между читателем и автором произведения. Интернет даёт доступ читателю к сетевому тексту- ник писателя (автора текста), рейтинг, статус, пейринг-все условия режим чтения текста.

Форма сетевой литературы включает в себя элементы и драмы, и экшена, и юмора, кроссовер. К «новым» жанрам сетевой литературы относятся:

Ангст - жанр, в котором изображается сильные переживания, духовные страдания героев.

БДСМ - жанр, в котором изображаются отношения партнеров, с точки зрения социального положения, в частности, интимного мира героев. Ваниль - жанр, в котором описываются интимного отношения без БДСМ.

Гапфиллер - это в своём роде пересказ, очень близкий к канону.

Грейпфрут - жанр сетературы, характеризующий принуждение к сексуальному контакту.

Дарк/даркфик - жанр сетературы, изображающий в себе сцены насилия, смерть персонажей.

Десфик - жанр сетературы, в котором изображена гибель героев.

Домашняя дисциплина, - жанр, в котором главным элементом является моральное, телесное наказания героев, относительно интимного мира.

Драма - жанр, изображающий конфликт между героями.

Занавесочная история - жанр сетературы, изображающий будничные, мелкие бытовые проблемы героев.

Кроссовер- жанр,изображения несколько оригинальных текстов.

Кинк - жанр сетературы, изображает такие описания, которые резко влияет на мировоззрение писателя, что даже неподготовленный читатель смущается от доставленного извращённого удовольствия.

Пародия - жанр сетературы, то же что и пародировать.

ПОВ -( точка зрения) - жанр сетературы, в котором есть повествование ведется от первого лица.

Ретеллинг- жанр сетературы, в котором действующие лица канонической истории попадают на место героев другой истории,допустимо цитирование до 80% основного текста.

Романтика - жанр сетературы, о романтических отношениях героев произведения со счастливым концом.

Смарм - жанр, в котором один из героев своими поступками даёт понять, что важна для него дружба с другим персонажем.

Сонгфик - жанр, основанное на цитировании какой-либо песни.

Филк - жанр, в котором текст дан в форме песни.

Флафф - жанр сетературы, в котором изображены самые искренние и теплые отношения между героями текста.

Хоррор - жанр, в котором даётся изображение страх.

Хорт-комфорт - жанр сетературы, в котором описываются описываются страдания одного героя, и оказанная ему помощь.

Экшен/экшн - жанр, в котором сюжет с приключениями.

Юмор - жанр сетевого текста, в котором изображены юмористические сцены.

Сетелитература - это не просто тексты, размещенные в Сети, написанные с использованием новейших информационных технологий, а уже достаточно, сложившее искусство слова, с целью изображения действительности современности. Сетевой текст, опубликованный в книжном варианте, не утрачивает своей художественной ценности, если написан талантливым автором и если в тексте затронуты не только те вопросы/проблемы, которые интересны членам фандома, но и ведется общечеловеческий, общекультурный разговор с широким кругом читателей. Основные принципы деления сетевых текстов на жанры более сложны, чем они виделись исследователями первой волны сетевой литературы, когда объектом исследования был только фанфикшен.

Современный литературный процесс с развитием сетевой литературы создаёт актуальный вопрос анализа идейного содержания «традиционного» и «сетевой» литературы в сопоставительном аспекте.

Литература:

1.Бурцева Е.А. Жанры сетевой литературы // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.;).

2.Изд. центр "Академия", 2011. С. 260.

3. Сетевая словесность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.netslova.ru/.

Интернет и литература и наоборот... (на примере творчества

А.Ганиевой)

Фаттахова А.Р.

ТГЮУ, Ташкент

Internet and literature and versai ... (on the example of A. Ganieva's

creativity)

Fattakhova A.R.

Tashkent State University of Law

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию роли и места Интернет-пространства в современном литературном сообществе, в частности, на примере творчества молодой российской писательницы А. Ганиевой.

Ключевые слова: глобализация, современная литература, сетература, Интернет-пространство.

Abstract: This article is devoted to the study of the role and place of the Internet space in the modern literary community, in particular, on the example of the work of the young Russian writer A. Ganieva.

Keywords: globalization, modern literature, network literature, Internet space.

Сегодняшний век глобализации диктует свои условия жизни и способы коммуникации в пространстве. И, что самое удивительное, этот процесс затронул все сферы жизнедеятельности современного человека: работа, образование, медицина, искусство, литература, живопись и т.д. Сегодня Интернет является не просто новым средством связи или носителем информации - он определил новое миропонимание. Философия последних десятилетий рассматривает современность как начало новой информационной эры человеческой цивилизации (М.Маклюэн, М.Кастельс, Ж.Бодрийяр, Б.Гройс, М.Эпштейн, Э.Тоффлер) [6, с.12.].

Вот, только некоторые относятся к Интернету с особой настороженностью или даже крайним неприятием, либо становятся ярыми сторонниками и приверженцами исключительно современного образа жизни и общения. Подобные дискуссии ведутся и в литературном сообществе. Здесь целесообразно отметить и появление в обиходе термина «Сетевая литература (сетература)», которое определяло совокупность литературных произведений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.