Научная статья на тему 'Особенности сетевой литературы, отличия и сходства с традиционной литературой'

Особенности сетевой литературы, отличия и сходства с традиционной литературой Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2416
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА / СЕТЕРАТУРА / ИНТЕРНЕТ-ЛИТЕРАТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОСОБЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОТЛИЧИЯ / СХОДСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Урбан Карина Николаевна, Токарь Ольга Владимировна

В статье подробно рассматриваются особенности сетевой литературы и ее отличия от традиционной печатной литературы. Приводится подробная классификация особенностей, в деталях поясняется их содержание по отношению к реалиям современной сетевой литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ONLINE LITERATURE, DIFFERENCES AND SIMILARITIES WITH TRADITIONAL LITERATURE

The article discusses the features of online literature and its differences from traditional printed literature. A detailed classification of features is given, their contents are explained in detail in relation to the realities of modern online literature.

Текст научной работы на тему «Особенности сетевой литературы, отличия и сходства с традиционной литературой»

УДК 655.3.06

К. Н. Урбан, О. В. Токарь

Белорусский государственный технологический университет

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА С ТРАДИЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В статье подробно рассматриваются особенности сетевой литературы и ее отличия от традиционной печатной литературы. Приводится подробная классификация особенностей, в деталях поясняется их содержание по отношению к реалиям современной сетевой литературы.

Ключевые слова: сетевая литература, сетература, интернет-литература, традиционная литература, особенности, классификация, отличия, сходства.

K. N. Urban, O. V. Tokar

Belarussian State Technological University

FEATURES OF ONLINE LITERATURE, DIFFERENCES AND SIMILARITIES WITH TRADITIONAL LITERATURE

The article discusses the features of online literature and its differences from traditional printed literature. A detailed classification of features is given, their contents are explained in detail in relation to the realities of modern online literature.

Key word: online literature, traditional literature, features, classification, differences, similarities.

Введение. Сетевая литература (сетература) как феномен появилась и начала развиваться тогда же, когда появилась глобальная сеть интернет (70-е гг. XX в.), поэтому крайне важно разграничивать широкое и узкое понимание смысла данного термина.

Широкое понимание сетевой литературы (сетературы) предполагает совокупность литературных текстов, публикуемых в сети интернет, вне зависимости от их формы (текст, гипертекст, гипермедиа) и способа написания (единоличное авторство, коллективное авторство, машинное авторство). А поскольку широкое понимание традиционной литературы (лат. literatura — написанное, от litera — буква) предполагает совокупность любых письменных текстов, то в таком случае понятие сетевой литературы охватывает любые текстовые произведения, опубликованные в интернете (в том числе личные переписки, обсуждения на форумах, отзывы и рецензии на продукцию и услуги и пр.).

Основная часть. Алексей Андреев в статье «СЕТЕЯАтура как ее NET» [1] в 1998 г. предложил такое узкое толкование понятия сетевой литературы, как «произведения, которые не могут быть перенесены на бумагу либо сильно обесцениваются при таком переносе».

Без сомнения, подобное определение невозможно понять без подробного пояснения от автора, однако иные источники предлагают еще более размытые трактовки понятия сетевой литературы. К примеру:

— «Сетевая литература — это та, что активно использует новые условия представления текста» (В. А. Губайловский [2]);

— «Сетература — литература, создаваемая и распространяемая в Интернете» (В. Д. Черняк, М. А. Черняк [3, с. 152-153]);

— «Согласно распространенному определению сетевая литература — совокупность литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет» (О. И. Бычкова [4]).

Тем не менее можно заметить тенденцию, к которой стремится большинство исследовательских работ: сетевая литература в узком понятии называется тем, что появилось благодаря интернету и не сможет существовать при его отсутствии.

Итак, почему же произведения сетевой литературы теряют свою ценность или общественную значимость при переносе на бумагу?

Во-первых, это связанно с рядом особенностей сетевой литературы. По смыслу она находится ближе к общему понятию «литература», чем к одной из ее разновидностей (художественной литературы, научной литературы и т. д.), и главное, что ее отличает от традиционной литературы, это публикация в интернете и использование его особенностей (например, оперативность, гиперссылки, доступность мультимедиа контента). Чаще всего потеря актуальности относится к интерактивным произведениям, литературным играм и быстро устаревающим новостным статьям.

Во-вторых, ориентация на целевую аудиторию, которую обычно не интересует традиционная литература. Поэтому при переводе произведений из электронного в печатный вид происходит частичная или полная смена чита-

тельского адреса, что на современном этапе развития литературы приводит к убыткам занявшегося этим издательства.

Конечно, не стоит забывать про такой немаловажный элемент редакционно-издательского процесса, как печать по требованию. Она позволяет оценить целевую аудиторию электронных произведений и найти среди нее тех людей, которые готовы заплатить за печатный экземпляр, однако они составляют лишь некоторый процент от огромной аудитории пользователей интернета. Подобным образом публикуются чаще всего художественные произведения.

В-третьих, появление новых, характерных только для сетевой литературы жанров и переосмысление старых. Сюда можно отнести абсолютно все литературные игры, проводимые в сети интернет, фанфики (англ. fan-fiction — фанатская литература), веб-романы и блоги. Причем в данном случае под блогами имеются в виду не только интернет-дневники, но и совокупность опубликованных в интернете произведений и комментариев читателей под ними.

Так какими же особенностями обладает сетевая литература?

1. Произведения обычно пишутся не ради конкретного читателя, а ради самого факта их написания и (или) факта публикации в сети.

Традиционная литература (художественная, научная, научно-популярная, развлекательная и пр.) всегда зависит от читателя (здесь можно упомянуть такие понятия, как целевая аудитория и читательский адрес), однако сетевая литература смогла преодолеть данное ограничение.

Авторы в основной своей массе создают произведения на бесплатной основе, и при публикации в интернете всегда существует вероятность, что их интеллектуальная собственность будет кем-то украдена (плагиат, компиляция) или при распространении контента на другие ресурсы указание авторства будет утеряно. К сожалению, на тексте в интернете невозможно поставить т. н. водяной знак (вотермарку), поэтому авторам приходится учитывать это. И если они желают получить какие-никакие средства за публикацию своего произведения или хотят быть уверенными в том, что их авторство будет подтверждено, такие авторы выбирают публикацию в печатных изданиях.

Авторы, по той или иной причине выбирающие публикацию в интернете, заранее соглашаются с особенностями распространения контента в сети и зачастую уже имеют подтверждение своего авторства.

Как со всем этим связана фраза «произведения пишутся ради самого факта их написания»? Публикуя контент в газетах, журналах, альманахах или других печатных изданиях, автору

приходится или искать издание, чья целевая аудитория совпадает с имеющимся у него текстом, или писать произведение, подходящее по требованиям данному изданию. При публикации в интернете эта проблема исчезает — существуют многопрофильные сайты, на которых авторы могут выкладывать контент, не обращая внимания на жанры и ограничения.

Таким образом, автор удовлетворяет собственное эгоистичное желание о публикации написанного, а внимание читателей становится приятным бонусом.

Конечно, нельзя отрицать существование и таких авторов, которые зарабатывают на публикуемом в интернете контенте (например, рефераты, сочинения, переводы, заказные статьи и пр.), однако для них это является работой, ежедневной рутиной, а не творческим процессом.

Можно сделать следующий вывод: сетевая литература является результатом творческого процесса, ориентированного в целом на создание контента и только в частности — на удовлетворение читательских потребностей. О второй части данного вывода речь пойдет при обсуждении следующей особенности.

2. Сетевая литература подчинена моде и трендам.

Прежде всего нужно определиться, что такое мода и тренд.

Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время. Установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры [5, с. 266].

Тренд (англ. trend — уклон, тенденция) — преобладающая тенденция, общее направление развития чего-либо (общественного мнения, моды и т. п.) [6].

Особенность подчинения моде и трендам сетевая литература отчасти переняла у традиционной литературы и отчасти — у интернет-пространства. Во время существования Советского Союза, когда профессии писателя и поэта превозносились, а литература стала возвышаться над остальными видами искусства, руководство партии диктовало авторам то, что им требовалось написать, и при этом совершенно не обращалось внимание на желания самих читателей.

С приходом рыночной экономики издательства стали изучать потребности целевой аудитории и выпускать книги, рассчитанные именно на нее. Книги, на которые имелся спрос, раскупались быстрее, обсуждались громче и имели больший отклик у читателей. Это тешило тщеславие авторов, получивших свою толику славы, и именно это желание — желание оказаться

на гребне волны — перешло из традиционной литературы в сетевую.

Интернет-пространство также очень чувствительно к желаниям потребителей. Оно имеет возможность быстро распространять новости об изменениях и оперативно перестраиваться под новые запросы. Интернет-пространству присуща некоторая хаотичность из-за одновременного влияния множества людей сразу, однако люди, умеющие ориентироваться в нем, намного лучше и быстрее реагируют на смену курса.

Поскольку сетевая литература является частью интернет-пространства, она в значительной мере подвержена его влиянию. Люди высказывают в блогах, комментариях, на форумах свои желания, ведут с автором полемику, тем самым рассказывая ему о своих потребностях, и запускают творческий процесс, результатом которого, как выяснилось ранее, являются произведения сетевой литературы.

Написанием произведений согласно существующим в сетевой литературе тенденциям авторы занимаются в двух случаях. Во-первых, этим пользуются авторы, которые находятся в поиске конкретных тем и идей или столкнулись с проблемой отсутствия вдохновения — часто этот метод позволяет выбраться из творческого кризиса и вернуться с новыми силами. Во-вторых, это подходит авторам, жаждущим быстрого, практически мгновенного признания. Взяв за основу витающую в воздухе тему и переделав ее под себя, автор может привлечь внимание читателей. Однако чаще всего читатели остаются разочарованы, поскольку автор не соответствует их требованиям.

Таким образом, данная особенность сетевой литературы позволяет на ранних этапах отсеивать слабых авторов, в качестве утешения предлагая попробовать свои силы в менее требовательных темах. А в том случае, если выбранная им тема однажды станет трендом, автор имеет все шансы наконец получить признание у читателей и будет вознагражден за свои старания.

3. Оперативная коммуникация между автором и читателем, а также между автором и редактором.

Проблема коммуникации является одной из самых важных в традиционной литературе. Если автор не может быстро реагировать на изменения, предлагаемые редактором, и не прислушивается к просьбам и комментариям читателей, он рискует в итоге потерять и аудиторию, и редактора.

Сетевая литература, основанная на средствах коммуникации интернета, позволяет быстро решить проблему общения. Электронная

почта, текстовые и аудиовизуальные чаты, комментарии, форумы, блоги, социальные сети — все это дает возможность автору вовремя реагировать на изменения (особенно в настроении читателей), а также позволяет проводить маркетинговую деятельность.

Различные сайты для публикации произведений сетевой литературы предлагают такую функцию, как публичное редактирование (чаще всего ее наличие отражается фразой перед текстом «Заметили ошибку? Нажмите CTRL+ ENTER и предложите исправление»). За эту функцию отвечает система Orphus [7].

Сайты с более широкой функцией редактирования позволяют автору дать доступ другому человеку к своему тексту и посмотреть в результате внесенные им правки, одобрить или отклонить их. К сожалению, профессиональным редактированием текстов могут похвастаться только крупные команды людей, работающих над публицистикой (новостные сайты и порталы — tut.by, lenta.ru), переводами (prajdzisvet.org, ruranobe.ru) и другими значимыми проектами.

И практически все сайты для публикации произведений сетевой литературы имеют расширенные функции для общения с читателями. Обычно читатель и автор могут общаться в комментариях сразу под произведением (ficbook.net, archiveofourown.org), в некоторых случаях для этого приходится переходить на специальный форум (harrypotter.com.ua, potterforum.ru, samlib.ru). Также существуют сайты, на которых имеются видоизмененные системы комментирования: например, fanfics.me предлагает обсудить или прорецензировать работу сразу под основной информацией о произведении, а сам текст располагается отдельно для удобства чтения. Кроме того, некоторые блог-платформы (livejournal.com, diary.ru) одновременно могут использоваться и для публикации собственных произведений.

Отсюда можно сделать вывод, что сетевая литература намного более продвинутая по сравнению с традиционной в области комму-ницирования с читателями. Именно поэтому в последнее время многие авторы печатных изданий создают собственные блоги или страницы в социальных сетях, чтобы всегда быть на связи. Тем не менее личные электронные почты в целях защиты от спама остаются нераскрытыми широкой публике и используются только для общения с редактором и издателем.

4. Возможность оперативной публикации материалов и внесения изменений в текст.

Эта особенность была всецело перенята у интернет-пространства и в абсолютном большинстве случаев приводится исследователями

как одно из главных отличий сетевой литературы от традиционной.

Интернет-пространство организовано так, чтобы его пользователи в любой момент могли изменить опубликованную информацию в соответствии с произошедшими изменениями или своевременно донести до публики какую-либо новость. Именно поэтому интернет и телевидение постепенно вытесняют печатную новостную периодику.

Необходимость оперативного обновления информации была доказана еще раньше, чем начались разговоры о сетевой литературе как феномене. К примеру, Т. Засорина в книге «Профессия — журналист» пишет об оперативности так: это «возможность обновления информации в режиме on-line (в режиме реального времени), технологии push-каналов (каналов «проталкивания», которые позволяют размещать информационный канал «фоном»), бегущих строк (news ticker), когда, чем бы вы ни занимались на экране своего компьютера, где-нибудь в сторонке, не мешая, у вас открыто «окно», в котором бегущей строкой постоянно обновляется информация. Оперативность интернета используется, прежде всего, теми, кто зарабатывает на оперативных новостях деньги, информационными агентствами, особенно агентствами деловой информации» [8].

Казалось бы, курсы валют и биржевые сделки, которые приводятся в пример, не имеют никакого отношения к сетевой литературе, поскольку не обладают художественной ценностью. Тем не менее от оперативного обновления информации зависит не только интернет-публицистика и биржевые сделки, но и научная литература, научно-популярная, справочная, художественная и даже материалы развлекательного характера — и интернет во всех случаях предоставляет отличную площадку для распространения информации (произведений сетевой литературы).

Ученые сообщают о научных открытиях (к сожалению, в настоящий момент интернет-публикации научных работ все еще имеют меньшую значимость, чем печатные), лингвисты расшифровывают новые термины, журналисты сообщают об изменениях в мире, писатели и поэты удовлетворяют эстетический вкус читателей, а юмористы обо всем этом шутят — и при этом каждый элемент имеет общественную значимость, художественную ценность и теряет свои характеристики при перенесении в произведения в печатный вид. Все вышеперечисленное является конкретными особенностями произведения сетевой литературы, а значит, является его неотъемлемой частью.

5. Коллективное авторство и уникальная площадка для старта карьеры начинающих авторов.

На первый взгляд, эти две особенности никак не связаны между собой, да и вертится на языке вопрос, почему печатная периодика является плохой площадкой для начинающих авторов. Но в сетевой литературе все тесно взаимосвязано между собой, в том числе и такие понятия.

Прежде всего речь пойдет о коллективном авторстве. Эта особенность, пусть и схожа с соавторством, все же от него отличается и в полной мере присуща только сетевой литературе. Кроме того, коллективное авторство тесно связано с литературными играми и было положено в их основу.

Итак, что представляет собой коллективное авторство и в чем разница между ним и соавторством?

Согласно «Большому юридическому словарю» соавторство — это «совместное авторство двух и более лиц на одно и то же произведение, являющееся объектом авторского права, либо на изобретение или промышленный образец» [9, с. 506]. С юридической точки зрения, созданное в соавторстве произведение принадлежит авторам в равной мере, независимо от того, составляет ли оно одно целое или состоит из равноправных частей.

Соавторство в традиционном его понимании предполагает единство замысла даже в том случае, когда произведение состоит из несвязанных между собой частей. Коллективное се-тературное авторство же зачастую не опирается на общий замысел, и каждый автор творит так, как это видит. Основным требованием такого творчества является написание связного текста с единой сюжетной линией; в случае написания бессвязного текста, состоящего из отдельных самостоятельных частей, такое произведение не будет подпадать под значение коллективного авторства.

Коллективное авторство предполагает одновременное участие двух и более человек (верхний предел не ограничен) и обычно складывается спонтанно, без предварительных договоренностей. Поэтому здесь отсутствует единый замысел, а события развиваются без строгих рамок и четких границ. Итоговый результат даже в случае участия двух-трех людей может превысить несколько авторских листов.

Пусть коллективное авторство и является плодотворным сотрудничеством, его результаты на стадии редактирования требуют особенного внимания из-за разницы стилей и сумбурности изложенных мыслей. Такие произведения чаще всего публикуются в интернете

с минимальными изменениями или не публикуются вовсе, если целью коллективного авторства был процесс, а не итоговый результат.

Что касается хорошей стартовой площадки для начинающих авторов, то здесь все достаточно просто. Традиционная печатная литература предъявляет жесткие требования к публикуемому на страницах книг и периодических изданий контенту, поэтому большинству авторов придется долгие годы завоевывать авторитет. Причин этому много: к примеру, издательства предпочитают работать с проверенными авторами, поскольку не знают, окупятся ли вложенные в новичков затраты.

Интернет предъявляет менее жесткие требования, и любой человек имеет возможность опубликовать свое произведение — достаточно зарегистрироваться на соответствующем сайте, набрать или скопировать из Word'а текст и нажать на кнопку «опубликовать». Из-за такой легкости публикации часто происходит воровство контента, а среди множества скучных, глупых или просто безграмотных произведений читателю трудно найти то, что придется ему по душе.

Тем не менее со временем начинающие авторы находят свою аудиторию, получают советы от более опытных авторов и даже могут найти хорошего редактора, который укажет обладающему потенциалом новичку на ошибки и поможет развиться дальше. В результате такие авторы постепенно вырабатывают стиль, получают драгоценный опыт и решают, нужна ли им «большая» литература — т. е. публикации в печатных изданиях.

В процессе нарабатывания опыта начинающие авторы часто принимают участие в литературных играх для того, чтобы найти свою тему и определиться с оптимальными

жанрами. Поэтому они становятся одними из коллективных авторов и в процессе написания могут наблюдать за другими людьми, подмечать свои и чужие ошибки и постепенно становиться лучше. Иногда за счет коллективного авторства они могут знакомиться с другими авторами, и в будущем это очень поможет им в развитии.

Таким образом, эти две особенности сетевой литературы довольно тесно связаны между собой. Однако опытные самодостаточные авторы с большой аудиторией редко прибегают к коллективному авторству и литературным играм, кроме тех случае, когда им требуется отвлечься от текущей деятельности или найти новое вдохновение для работы.

6. Широкое распространение литературных игр.

Данная особенность неразрывно связана с коллективным авторством, поскольку именно из первых попыток коллективного написания произведений в сети и родились литературные игры. В настоящее время литературные игры претерпели множество изменений, но по-прежнему являются составной частью се-тературы.

Заключение. Конечно, сетевая литература имеет не только плюсы, но и минусы, связанные, в основном, с особым нестабильным состоянием интернет-пространства. Например, сюда относится высокая вероятность плагиата (воровства контента), а широкая доступность электронных средств коммуникации приводит к тому, что авторы часто получают негативные комментарии и письма с угрозами.

Тем не менее для начинающих авторов сетевая литература гораздо доступнее традиционной и гораздо дешевле — и часто это перекрывает все имеющиеся минусы.

Литература

1. Андреев А. В. СЕТЕИАтура как ее NET: От эстетики Хэйана до клеточного автомата — и обратно // Сетевая словесность. URL: https://www.netslova.ru/andreev/setnet/ (дата доступа: 10.12.2018).

2. Губайловский В. А. Век информации // Новый мир. 1999. № 8. С. 20-24.

3. Черняк В. Д., Черняк М. А. Массовая литература в понятиях и терминах: учеб. словарь-справочник. 2-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2015. 192 с.

4. Бычкова О. И. Сетевая литература: вопросы формы и стиля // Наследие веков. 2015. № 2. С. 55-59.

5. Зиммель Г. Мода // Избранное. М.: Юристъ, 1996. Т. 2. Созерцание жизни. С. 266-291.

6. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.

7. ОРФУС: орфографическое улучшение сайтов [Электронный ресурс]. URL: https://orphus.ru/ru/ (дата доступа: 14.12.2018).

8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 320 с.

9. Сухарев А. Я., Сухарева А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2003. 624 с.

References

1. Andreev A. V. CETERAtura kak ee NET: Ot estetiki Kheyana do kletochnogo avtomata — i obratno [Net literature as it is not: from Heian aesthetics to cellular automata]. Available at: https://www.netslova.ru/andreev/setnet/ (accessed 10.12.2018).

2. Gubaylovskiy V. A. Century of information. Novyy mir [New world], 1999, no. 8, pp. 20-24 (In Russian).

3. Chernyak V. D., Chernyak M. A. Massovaya literatura v ponyatiyakh i terminakh: uchebnyy slovar'-spravochnik [Mass literature in concepts and terms: a training dictionary]. Moscow, Flinta Publ., 2015. 192 p.

4. Bychkova O. I. Online literature: issues of form and style. Naslediye vekov [Legacy of centuries], 2015, no. 2, pp. 55-59 (In Russian).

5. Zimmel' G. Izbrannoye. T. 2. Sozertsaniye zhizni [Selected works. Vol. 2. Contemplation of life]. Moscow, Yurist' Publ., 1996. 398 p.

6. Kuznetsov S. A. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Great dictionary of Russian language]. St. Petersburg, Norint Publ., 1998. 1534 p.

7. ORFUS: orfograficheskoye uluchsheniye saytov [Orphus: spelling improvement sites]. Available at: https://orphus.ru/ru/ (accessed 14.12.2018).

8. Zasorina T., Fedosova N. Professiya — zhurnalist [Profession: Journalist]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1999. 320 p.

9. Sukharev A. Y., Sukhareva A. Y., Krutskikh V. E. Bol'shoy yuridicheskiy slovar' [Great law dictionary]. Moscow, Infra-M Publ., 2003. 624 p.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урбан Карина Николаевна - магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Токарь Ольга Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Urban Karina Nikolaevna - Master's degree student, the Department of Editorial and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Tokar Olga Vladimirovna - PhD (Engineering), Assistant Professor, the Department of Editorial and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 10.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.