Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА СЕЛА БОЛЬШОЕ КАЗАРИНОВО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 1960–1980-х гг.'

ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА СЕЛА БОЛЬШОЕ КАЗАРИНОВО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 1960–1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глиняная посуда / Большое Казариново / гончарный промысел / чернолощеная керамика / поливная керамика / Нижегородский музей-заповедник / Clay dishes / Bolshoe Kazarinovo / potterу craft / black polishing ceramics / lead glazed ceramics / Nizhny Novgorod Museum Reserve

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грачева Мария Петровна

В статье выполнен авторский анализ состояния традиционного гончарного промысла села Большое Казариново Нижегородской области в 1960–80-е гг. Казариновский гончарный промысел известен с XVI в., и история промысла естественно отражает особенные черты и традиции русской национальной культуры. Период 1960–1980-х гг. — принципиально новый этап его развития, связанный с организацией в селе гончарного цеха. Кроме этого изменения претерпели и материалы, и ассортимент изделий. Представленные сведения по истории промысла, описание его художественной системы, иллюстрированное примерами из коллекции Нижегородского музея-заповедника, призваны помочь в атрибуции глиняной посуды казариновских мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Грачева Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL POTTERY OF THE VILLAGE OF BOLSHOE KAZARINOVO IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL AND ARTISTIC PROCESSES OF THE 1960s–1980s.

The article presents the author's analysis of the state of traditional pottery in the village of Bolshoe Kazarinovo, Nizhny Novgorod region in the 1960s-80s. The Kazarinovsky pottery industry has been known since the XVI century, and the history of the craft naturally reflects the special features and traditions of Russian national culture. The period of the 1960s-1980s is a fundamentally new stage of its development, associated with the organization of a pottery workshop in the village. In addition, the materials and the product range have undergone changes. The presented information on the history of the craft, a description of its artistic system, illustrated with examples from the collection of the Nizhny Novgorod Museum-Reserve, are designed to help in the attribution of pottery by Kazarin craftsmen.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА СЕЛА БОЛЬШОЕ КАЗАРИНОВО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 1960–1980-х гг.»

RAR УДК 069 ББК 85.1

DOI 10.34685/HI.2024.44.1.013

ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА СЕЛА БОЛЬШОЕ КАЗАРИНОВО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 1960-1980-х гг.

Грачева Мария Петровна,

аспирант,

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», ул. Ильинская, д. 65, г. Н. Новгород, Россия, 603000,

ученый секретарь, ГБУК НО «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник», Верхне-Волжская наб., д. 7, г. Н. Новгород, Россия, 603005,

[email protected]

Аннотация

В статье выполнен авторский анализ состояния традиционного гончарного промысла села Большое Казариново Нижегородской области в 1960-80-е гг. Казариновский гончарный промысел известен с XVI в., и история промысла естественно отражает особенные черты и традиции русской национальной культуры. Период 1960-1980-х гг. — принципиально новый этап его развития, связанный с организацией в селе гончарного цеха. Кроме этого изменения претерпели и материалы, и ассортимент изделий. Представленные сведения по истории промысла, описание его художественной системы, иллюстрированное примерами из коллекции Нижегородского музея-заповедника, призваны помочь в атрибуции глиняной посуды казариновских мастеров.

Ключевые слова

Глиняная посуда, Большое Казариново, гончарный промысел, чернолощеная керамика, поливная керамика, Нижегородский музей-заповедник.

Традиционная глиняная посуда, когда-то бывшая неотъемлемой частью крестьянского хозяйства и изготовлявшаяся сельским кустарями, сегодня является объектом пристального внимания исследователей как часть народного искусства. Это связано с тем, что «предметы народного искусства отражали нужды и художественные представления крестьянства, всего

народа, становились носителями национальных особенностей материального и духовного быта»1.

1 Тарановская Н.В. О принципах научного анализа произведений народного искусства // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сборник научных трудов. - Ленинград, 1991.- С. 14.

Практическим применением результатов исследований является использование их в музейной деятельности. Во всех музеях нашей страны, от крупных федеральных и региональных до небольших муниципальных и даже школьных, обязательно есть разделы экспозиций, посвященные истории народных промыслов и ремесел. Однако насколько содержательно тот или иной промысел представлен в экспозиции, раскрыты все его особенности, использованы все возможности коммуникации экспонатов с посетителем, зависит от полноты его изучения.

Глубоко изучено наследие крупных керамических центров, таких как Скопин и Гжель, выделены этапы их развития, предметы во многом атрибутированы. Однако интерес представляют и менее известные, небольшие гончарные центры. Их исследование позволит создать более полную и широкую картину материальной культуры России Х1Х-ХХ вв. Один из таких центров — село Большое Казариново Большеболдинского муниципального округа Нижегородской области. В литературе тщательно проанализирован дореволюционный период в развитии казаринов-ского гончарного промысла, славившегося своими чернолощеными изделиями из синей глины с берегов местной реки Азанки. Однако советский период представлен фрагментарно и бессистемно. Хотя в это время промысел не прекратил своего существования, а даже наоборот: в конце 1960-х гг. начался принципиально новый этап его развития, связанный с организацией гончарного цеха в селе. В горьковской прессе с 1968 по 1989 гг. было обнаружено 13 публикаций по данной теме. Статьи дают богатый материал: имена мастеров, ассортимент выпускаемой продукции, бесценные фотографии гончаров и их изделий. Встречаются и публикации о казариновских гончарах на всероссийском уровне в различных сборниках и альбомах по народному искусству.

Целью данного исследования является изучение состояния традиционного гончарного промысла села Большое Казариново в конце 1960-х — 1980-е гг. на основе письменных и вещевых источников. Для достижения данной цели необходимо проанализировать социокультурные и художественные процессы, оказывавшие влияние на развитие промысла, и его структуру. Художественная система будет показана как через описание производственных процессов и инструментов, так и через анализ художественных

особенностей работ мастеров из собрания Нижегородского музея-заповедника. Некоторые предметы атрибутированы как казариновские изделия в процессе исследования.

В советском государстве в 1960-80-е гг. все активнее прослеживаются изменения в структуре народных промыслов, в первую очередь в главной триаде — «материал-техника-изделия». Эти изменения происходят под влиянием научно-технического прогресса и культурных трансформаций. Хотя при этом обязательно сохраняется природное происхождение материала и ручное производство на главном этапе, только так изделие остается предметом народного искусства. Сам предметный ряд работ мастеров меняется под влиянием смены функций вещей. С развитием промышленности и массового производства бытовых вещей утилитарная функция изделия художественных промыслов снижается, а со сменой форм духовной жизни общества их ритуальная функция практически сходит на нет. На первый план выходит эмоционально-эстетическое значение.

В этот же период меняется и государственная политика в данном направлении. В 1960 г. выходит постановление Совета министров РСФСР «Об упразднении промысловой кооперации РСФСР», по которому артели кустарей переходят в ведение местных властей, и уже перед ними ставится задача дальнейшего развития народных художественных промыслов. Многие артели в то время были переименованы в фабрики, и фактически народные промыслы включаются в плановую экономику, встают на путь промышленного развития, у них появляются ассортимент и установленные образцы продукции. 17 декабря 1974 г. выходит постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», в котором народное искусство рассматривается как часть культуры развитого социалистического общества. Ставятся задачи повышать художественные качества изделий мастеров и возрождать затухшие очаги старинных ремесел и промыслов. Для их решения к работе мастеров и предприятий подключаются ученые, искусствоведы и профессиональные художники. Был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, при предприятиях работают художественные советы и формируются ассортиментные кабинеты. Также в этот период проходили многочисленные выставки, конференции, обучение мастеров, публиковались альбомы и каталоги.

Все эти события происходили на фоне роста спроса в обществе на народное искусство. В СССР начал активно развиваться туризм, стали популярны экскурсии по историческим местам, создавалась туристическая инфраструктура, частью которой является сувенирная продукция. Предприимчивые руководители на местах стремились стимулировать производство традиционных кустарных изделий именно в расчете на туристов.

В Горьковской области в 1963 г. было создано Управление художественных промыслов (УПХ), деятельность которого была направлена на развитие горьковских народных промыслов и улучшение качества художественных изделий. В 1966 г. при Управлении появилось Проектно-конструкторское бюро (ПКБ УПХ), перед ним ставилась задача реконструировать предприятия художественных промыслов и строить новые, внедрять в производство современную технику и технологии. В бюро был и художественный отдел, в котором молодые профессиональные художники, «осваивающие специфику народных ремесел, ... работают над расширением ассортимента изделий, применяют новейшие достижения передовой художественной и технической мысли с учетом местных и народных традиций, принимают меры к восстановлению таких промыслов, как гончарное производство, нижегородская керамика»2. Управление также занималось выставочной работой, выпускало каталоги. В 1975 г. в центре Горького на ул. Я. Свердлова был построен Дом художественных промыслов, куда переехало бюро, а также там разместился магазин и музей истории художественных промыслов, который в настоящее время является филиалом Нижегородского музея-заповедника. В 1982 г. там прошла большая выставка «Изразцы и гончарное искусство Нижегородского края», на которой ка-зариновское гончарство было представлено в том числе предметами из ассортиментного кабинета ПКБ УХП. В 1984 г. постановлением облисполкома эта коллекция из 13 предметов была передана в собрание музея3. Была среди них и посуда, из-

2 Выставка. Горьковские художественные промыслы. Горький, 1969. - С. 14.

3 Книга поступлений Горьковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника № 41. -1984-1985гг. - С. 20-22.

готовленная в гончарном цехе колхоза «Борьба» в селе Большое Казариново.

В 1968 г. по инициативе председателя колхоза «Борьба» Большеболдинского сельсовета Ивана Егоровича Клюева решено в селе возродить гончарное производство «в масштабах всего колхоза»4, для чего была создана гончарная бригада. Стоит отметить, что к этому моменту на подсобном предприятии колхоза изготавливались глиняные изделия бытового назначения, причем весьма успешно. Примером служит награждение рабочего Григория Ивановича Колесникова бронзовой медалью ВДНХ за производство в 1967 г. 30 наименований и реализации на сумму 10,5 тыс. руб. при плане в 6,8 тыс. руб.5

В дальнейшем, в духе времени, председатель колхоза рассчитывал превратить гончарный цех в фабрику сувениров для туристов, приезжающих в Болдино. На 1969 г. в бригаде 7 человек: 5 работают на ширпотреб, 2 выполняют заказы. Спрос на изделия мастеров высок: есть заказы от ресторанов на посуду, она же и цветочницы продаются в сельмагах Большого Болдино, Лукоянове, Шатках, Починках, Сеченове, Сергаче. К деятельности подключилось и областное Управление художественных промыслов, перед которым стояла задача построить для гончаров современный цех. Но художественный уровень произведений мастеров оценивается как низкий: «А кто даст образцы сувениров или гончарных наборов для продажи в городе (такие изделия сейчас в моде)? Казари-новские гончары пробуют создать их сами — копируют в глине пластмассовую карандашницу, стеклянную вазочку. Скажем сразу — удача тут к ним не приходит»6. Понятно, что, отказавшись от традиционных форм посуды, которая стала практически не востребованной, мастера оказались в растерянности. Они не знали, как должны выглядеть современные подарочные наборы и сувениры. Руководство колхоза привлекало к решению проблемы профессиональных художников. Один художник из Управления художественных

4 Жуков В. Казариновские сувениры // Колхозная трибуна. - 20 января 1968 - №8. - С. 3.

5 Постановление Главного комитета ВДНХ СССР от 26.12.1968 № 479-н. Архивно-библиотечнфяый фонд ВДНХ. Ф.127, оп. 2, ед./хр. 4910, лл. 85,86,89,92.

6 Лобачева Е. Ветка лиственницы в старом кувшине // Горьковская правда. - 24 мая 1969 - №119. - С.3.

промыслов М.Н. Упрыжкин познакомился с промыслом и создал образцы изделий. Второй — художник-керамист Николай Павлович Медов подготовил декоративные плиты с орнаментами для копирования гончарами7. Образцы для изготовления изделий предоставляли также и заказчики, например, Саранский трест ресторанов.

В итоге бригада при колхозе успешно работала, и цех продолжал представлять собой полноценное предприятие со своим планом, например, в 1973 г. — 35 тысяч изделий8. В 1977 г. он создает уже 40 видов посуды9. Каким же был их ассортимент? К традиционным формам глиняной посуды — кринкам, горшкам, корчагам и другим — добавились пивные кружки, цветочницы, подсалфетницы, пепельницы, стаканчики, салатницы, жбаны для вина, кофейницы. Новые изделия — это посуда уже более современных, городских форм, в том числе для общепита. Она изготовлялась из красной глины с поливой. Традиционные чернолощеные предметы, которые были характерны для казариновского промысла во второй половине XIX — начале ХХ вв., создавались теперь скорее как единичные выставочные образцы.

В собрании Нижегородского музея-заповедника присутствует группа изделий казариновских гончаров из красной глины с поливой. Это кринка (илл. 1, ГОМ-25013/12), две корчаги (ГОМ-25013/10, ГОМ-22964), две вазы (ГОМ-21151/1-2).

На всех расположен волнистый орнамент на полосе белого фона. Одина из корчаг (илл. 2) была приобретена у жителя Горького, но при сравнении с другими предметами ее можно отнести к группе казариновских конца 1960-х — 1980-х гг.

Две вазы (илл. 3) поступили из Лукояновско-го района, но они имеют характерный орнамент и стиль исполнения, а также есть сведения о том, что продукция гончарного колхозного цеха продавалась в Лукоянове, это дает основания для обоснованного предположения, что это работы казариновских мастеров.

Илл. 1. Кринка. 1960-80-гг. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н

Илл. 2. Корчага. 1960-80-е гг. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н

Илл. 3. Ваза. 1960-80-е гг. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н

Илл. 4. Масленка. 1950-60-е гг. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н.

Илл. 5. Горшок. И.Д, Никитин. 1986 г. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н.

7 Локтев В. Казариновская керамика // Колхозная трибуна. - 26 ноября 1970 - №142. - С.3.

8 Вострышев П. Молодость древнего промысла // Горьков-ская правда. - 7 июля 1973 - №158. - С.2.

9 Полозов В. Поющая глина // Горьковская правда. - 24 сентября 1977 - №225. - С.4.

2

3

4

Это подтверждают и газетные публикации с иллюстрациями10, фотографии в альбомах11, и характеристика приемов декорирования, описанная в статье Л.И. Таежной 1985 г.: «После обжига глазурованная посуда приобретает самые различные оттенки от светло-охристого до красновато-коричневого. На изделиях отчетливо вырисовывается чаще всего волнистый орнамент, нанесенный поверх ангоба специальной палочкой. Иногда он дополняется отдельными горизонтальными поясками»12. На некоторых вариантах посуды можно видеть рельефный орнамент, к примеру, масленка с зубчатым пояском по туло-ву (илл. 4, ГОМ-25013/11), или предметы декорированы исключительно красно-коричневой поливой как пивная кружка (ГОМ-22663/13).

Техника обработки глины и инструменты мало изменились по сравнению с предыдущими периодами. По-прежнему изделие создается из двух кусков глины. Вот описание работы гончара 1977 г.: «А кончив мять, отщипнул он небольшой кусочек глины и коротким взмахом влепил его в самый центр круга. Затем кулаком по комочку, чтоб крепко прилип к месту. Вот теперь и посудину делать можно. Только края нарастить нужно новой глиной, чтоб повыше стали»13. В собрание музея в 1988 г. от Захаровой В.Г. из с. Б. Казариново, вероятно, из семьи гончаров, поступили гончарный круг и инструменты: деревянный молоток, два деревянных ножа, платок из домотканого полотна, кисть и два трафарета (илл. 5) для нанесения орнаментов в виде вращающихся валиков (ГОМ-25013/1-9).

Этот комплект дает представление о рабочем процессе. В строящемся кирпичном цехе, который должен был заменить деревянное здание, планировалось установить приобретенное в 1977 г. более современное оборудование — муфельную электропечь и штамповочный станок.

Основной состав гончарного цеха: Иван Дмитриевич Никитин (родился в 1931г.), Петр Алек-

сеевич Плашенков (родился в 1923г., варианты написания фамилии в разных источниках Пло-шенков, Плащенков), Василий Яковлевич Захаров, Николай Сергеевич Тимохин, Василий Яковлевич Терехин и Илья Тимофеевич Кошелев — старший мастер цеха. Судя по некоторым известным датам рождения и фотографиям в газетах, все гончары к моменту создания бригады уже взрослые мужчины, обучившиеся ремеслу еще в 1930-50-х гг. В 1970-х гг. они выставляют свои работы в традиционной технике чернолощеной керамики на различных областных и всесоюзных выставках. В 1970 г. И.Д. Никитин, П.А. Плашенков и И.Т. Кошелев награждены Союзом художников РСФСР премией за продолжение лучших традиций русского гончарства14. Их работы опубликованы в альбоме «Современное народное искусство»15.

В собрании Нижегородского музея-заповедника также есть одна работа П.А. Плашенкова 1976 г. — кувшин с узким изогнутым носиком16 (ГОМ-22663/6). Он напоминает своей формой дореволюционные кувшины-масленники. Также присутствуют шесть работ И.Д. Никитина — наиболее известного потомственного казариновско-го гончара. Одна из них чернолощеный горшок (илл. 6, ГОМ-23482/3).

Илл. 6. Таз для мытья головы. И.Д. Никитин. 1950-60-е гг. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Грачева М.П

10 Юрьев С. Гончары // Горьковская правда. - 1 августа 1975 - С.4.

11 Беслеева Л.И., Крестьянинова Л.Ф. Современное народное искусство. - Ленинград, 1975. - С. 157-159.

12 Таежная Л.И. Верность традиции. Мастер болдинской керамики И.Д. Никитин // Народные мастера, традиции, школы. М, 1985. - С. 176.

13 Полозов В. Поющая глина // Горьковская правда. - 24

сентября 1977 - №225. - С.4.

14 Беслеева Л.И., Крестьянинова Л.Ф. Современное народное искусство. - Ленинград, 1975. - С. 34.

15 Там же. С. 117, 153, 157-159.

16 Керамика. От горшка до шедевра. Каталог выставки. -Н. Новгород, 2023. - С. 40.

Он решен традиционно, с орнаментом в виде полос и волнистых линий. А вот вторая работа — таз для мытья головы (илл. 7, ГОМ-24572) — поражает своей необычностью: те же полосы и линии сочетаются с крупным цветком на дне, выполненным лощилом.

Илл. 7. Трафарет для нанесения узора на глиняных изделиях. ХХв. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н.

Илл. 8. Горшок. И.Д. Никитин 1986 г. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н

Илл. 9. Горшок. И.Д. Никитин. 1986 г. Нижегородский музей-заповедник. Фотограф - Дремин С.Н.

Это придает нарядность простому бытовому предмету и демонстрирует индивидуальный творческий подход мастера к развитию традиций казариновской керамики. Смелость и мастерство проявились и в глазурованном горшке с крышкой и ручками (илл. 8, ГОМ-23482/2), где И.Д. Никитин эффектно подчеркнул форму предмета с помощью нескольких полос зеленой поливы. Он так-

же виртуозно выполнял и предметы из обычного ассортимента цеха с волнистым орнаментом (илл. 9, ГОМ- 23482/4).

В ходе исследования было изучено состояние гончарного промысла села Большое Казариново в конце 1960-х — 1980-е гг. Основные этапы развития промысла соотносятся хронологически и содержательно с изменением социокультурных и художественных тенденций в обществе, в том числе связанных с государственной политикой по вопросам народного искусства.

Анализ художественной системы промысла и собранных фактов о деятельности казаринов-ских гончаров, изучение и атрибуция созданных ими образцов глиняной посуды позволяют наиболее полно представить одну из частей материальной культуры нижегородского края в ХХ в.

В дальнейшем результаты такого исследования позволят качественно интегрировать работы мастеров в музейные выставки и экспозиции, показывая казариновский гончарный промысел в его развитии, многопланово, а также использовать собранные материалы для научно-просветительской работы и эстетического воспитания, таким образом внося вклад в изучение и популяризацию российской истории и культуры.

Список литературы

1. Беслеева Л.И., Крестьянинова Л.Ф. Современное народное искусство. — Ленинград: «Художник РСФСР», 1975. — 216с.

2. Вострышев П. Молодость древнего промысла // Горьковская правда. — 7 июля 1973 — №158. — С.2.

3. Выставка. Горьковские художественные промыслы. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1969. — 16с.

4. Жуков В. Казариновские сувениры // Колхозная трибуна. — 20 января 1968 — №8. — С. 3.

5. Керамика. От горшка до шедевра. Каталог выставки. — Н. Новгород: ДЕКОМ, 2023. — 72с.

6. Книга поступлений Горьковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника № 41. — 1984-1985гг. — 150с.

7. Лобачева Е. Ветка лиственницы в старом кувшине // Горьковская правда. — 24 мая 1969 — №119. — С.3.

8. Локтев В. Казариновская керамика // Колхозная трибуна. — 26 ноября 1970 — №142. — С.3.

9. Полозов В. Поющая глина // Горьковская правда. — 24 сентября 1977 — №225. — С.4.

9

8

10. Постановление Главного комитета ВДНХ СССР от 26.12.1968 № 479-н. Архивно-библиотечный фонд ВДНХ. Ф.127, оп. 2, ед./хр. 4910, лл. 85,86,89,92.

11. Таежная Л.И. Верность традиции. Мастер болдинской керамики И.Д. Никитин // Народные мастера, традиции, школы. М.: Изобразительное искусство, 1985. — С. 168-176.

12. Тарановская Н.В. О принципах научного анализа произведений народного искусства // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сборник научных трудов. — Ленинград, 1991. — С.14-17.

13. Юрьев С. Гончары // Горьковская правда. — 1 августа 1975 — С.4.

TRADITIONAL POTTERY OF THE VILLAGE OF BOLSHOE KAZARINOVO IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL AND ARTISTIC PROCESSES

OF THE 1960s-1980s.

Gracheva Maria Petrovna,

Graduate student

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod

State University of Architecture and Civil Engineering", Ilyinskaya St. 65, 603000, Nizhny Novgorod, Russia,

Scientific Secretary,

Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum Reserve, Upper Volga Embankment 7, 603005 Nizhny Novgorod, Russia,

[email protected]

Abstract

The article presents the author's analysis of the state of traditional pottery in the village of Bolshoe Kazarinovo, Nizhny Novgorod region in the 1960s-80s. The Kazarinovsky pottery industry has been known since the XVI century, and the history of the craft naturally reflects the special features and traditions of Russian national culture. The period of the 1960s-1980s is a fundamentally new stage of its development, associated with the organization of a pottery workshop in the village. In addition, the materials and the product range have undergone changes. The presented information on the history of the craft, a description of its artistic system, illustrated with examples from the collection of the Nizhny Novgorod Museum-Reserve, are designed to help in the attribution of pottery by Kazarin craftsmen.

Keywords

Clay dishes, Bolshoe Kazarinovo, pottery craft, black polishing ceramics, lead glazed ceramics, Nizhny Novgorod Museum Reserve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.