Научная статья на тему 'Традиции Любимского народного гончарства XIX-XX вв'

Традиции Любимского народного гончарства XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИКА / ЛЮБИМ / ПРОМКОМБИНАТ / ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОНЧАРСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевчук Т. В.

Статья посвящена рассмотрению процесса развития Любимского гончарного промысла и локальных стилистических особенностей традиционной гончарной керамики в период XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции Любимского народного гончарства XIX-XX вв»

лепки и других художественных приемов. Обзор истории и локальных особенностей Рыбинского гончарства показывает, что оно обладает богатым художественным содержанием и в силу этого может занимать достойное место в ряду других классических видов народного искусства.

Список литературы:

1. Федотов В.Г. Промыслы Ярославской губернии [Электронный ресурс]. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. - Режим доступа: http://xn—7sbb gizbicfdgyq0bk.xn--80aezclli6gta.xn--p1ai/iiles/item_100-fedotov.pdf.

2. Всенародная история Российского государства. - М., 1881. - Т. 2.

3. Титов А.А. Статистико-экономическое описание Ростовского уезда Ярославской губернии. - СПб., 1885. - С. 61.

4. Истомина Э.Г. Ремесла и промыслы Ростовского уезда в XIX - начале ХХ вв. [Электронный ресурс] // История и культура Ростовской земли 2001. -Ростов, 2002. - Режим доступа: http://rostmuseum.ru/publication/historyCul-ture/2001/istomina01 .html.

5. Список селений с кустарями (по уездам). - Издание стат. Бюро Яр. Губ. Земства, 1901.

6. Георгиевский А. Горшечный промысел в Болобановской волости // Вестник Ярославского земства. - б/г. - № 169-171.

7. Кустарные промыслы Ярославской губернии. - Ярославль: Издание Ярославского губернского земства, 1902. - Вып. 26. Горшечный промысел.

8. Вишневская В.М. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства // Народные основы искусства художественных промыслов. Сборник научных трудов. - М.: НИИХП, 1981.

ТРАДИЦИИ ЛЮБИМСКОГО НАРОДНОГО ГОНЧАРСТВА XIX-XX ВВ.

© Шевчук Т.В.*

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, г. Москва

Статья посвящена рассмотрению процесса развития Любимского гончарного промысла и локальных стилистических особенностей традиционной гончарной керамики в период XIX-XX вв.

Ключевые слова Керамика, Любим, промкомбинат, Ярославская область, гончарство, художественный промысел.

Производство глиняной посуды принадлежало к числу наиболее распространенных промыслов Ярославской губернии. По данным статистиче-

* Учебный мастер кафедры Художественной керамики.

ского бюро Ярославского губернского земства за 1902 год [1, с. 24], гончарный промысел существовал, в частности, в Любимском уезде, который располагался в северо-восточном углу губернии и по территории почти совпадал с современным Любимским районом. Здесь гончарство было развито более всего в Раменской волости, в селениях Анцифрово и Ларино, а также в Козской и Пречистенской волости [2, с. 16]. Позже, при советской власти в самом Любиме появился промкомбинат, вобравший в себя, в том числе, и гончарное производство.

Нам удалось побеседовать с бывшим директором промкомбината Петром Евдокимовичем Макаровым, который восстановил краткую историю предприятия. Любимская артель была создана в сентябре 1939 года для производства товаров из местного сырья и материалов. С 1968 года предприятие было реорганизовано, в него вошли швейная фабрика и кирпичный завод. Глина для производства кирпичей добывалась с глубины шесть метров специально приобретенным для этого электрическим экскаватором. В это же время на заводе была построена гончарная мастерская, обеспечивающая глиняной посудой весь район. Гончаром здесь работал мастер Г.М. Мартьянов, а затем из Ярославля приехал мастер Михаил Щербатый, после чего спрос на гончарные изделия резко возрос. Заказы часто поступали от ресторанов Ярославской области. Глина для изготовления гончарных изделий добывалась с глубины четыре - пять метров. Посуда из такой глины была в два раза легче, чем из верховой глины. Красители для росписи привозились из Москвы. Керамические изделия Любимского промкомбината, кроме местного рынка, поставлялись в магазины Ярославля, где пользовались большой популярностью.

В 1954 году был проведен геодезический анализ образцов местной глины, который подтвердил ее высокое качество и значительные запасы (на пятьдесят лет). В 1975 году, в связи с закрытием кирпичных заводов в Пречистом и Данилове, министерством местной промышленности было принято решение о строительстве нового крупного кирпичного завода в Любиме (с производительностью десять - двенадцать миллионов штук кирпича в год). Планировалось также строительство цеха по производству керамических изделий и даже чернолощеной керамики. Однако в 1976 году прежнее руководство местной промышленности вышло на пенсию, новый завод не стали строить, а старый закрыли [3]. Так прекратилась традиция гончарства в Любимском районе. Сегодня уже никто здесь не занимается керамикой, а некоторые гончарные образцы ранее развернутого промысла сосредоточены, главным образом, в краеведческом музее города Любима.

В первую очередь здесь заслуживают внимания крупные (высотой до шестидесяти сантиметров) сосуды для хранения зерна. Они изготовлены методом постепенного наращивания стенки сосуда из глиняных жгутов с последующим выравниванием на движущемся гончарном круге. Расширяющаяся

снизу вверх форма одного из них (рис. 1) имеет резкий перелом чуть ниже средней линии тулова, после чего начинается ее резкое сужение до невысокой узкой горловины, с чуть отогнутым наружу краем. Грубо обработанные, толстые стенки сосуда - следствие введения в состав глиняной массы отощаю-щих добавок, что необходимо при изготовлении крупных изделий.

Стенки же чернолощеного сосуда (рис. 2) обработаны более тщательно -до матового блеска. Полное отсутствие декора, кроме сплошного лощения, переносит основной акцент восприятия на совершенную форму изделия. Удлиненное эллипсовидное тулово сосуда плавно переходит в небольшую изящно выгнутую горловину. Удивительное чувство формы позволило мастеру придать простой хозяйственной емкости облик монументального произведения искусства.

Не менее выразительна форма большой корчаги (рис. 3). Её нарочито суженное дно остро контрастирует с плавно наполненной формой тулова, не доходя, однако, до ощущения неустойчивости. Ровный срез широкой горловины, оформленной лишь тонким валиком, приближает пропорции сосуда к канонам «золотого сечения».

Крупный красноглиняный горшок из деревни Стругиново Любимского района (рис. 4) привлекает внимание точно найденными пропорциями. Две пластично изогнутые маленькие ручки спускаются от невысокого борта горловины к покатым плечикам сосуда. Восходящий к классическим образцам облик, не мешает этому образцу местного гончарства быть традиционным. Основательность и массивность горшка, плавные упругие линии его силуэта удачно акцентируются двумя маленькими округлыми просветами между туловом и ручками.

Классические пропорции пивного жбана (рис. 5, 6) также ставят его в один ряд с лучшими примерами гончарного искусства. Его короткий носик со срезанной верхней стенкой посажен под углом примерно сорок пять градусов к плечикам сосуда.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Такая форма слива, возможно, нужна для удобства прочистки решетчатой перегородки между носиком и туловом. Напротив носика, на одной оси

с ним, но чуть ниже, расположена маленькая петлевидная ручка. Сосуд полностью покрыт бесцветной глазурью.

Бесцветной с зелеными вкраплениями глазурью покрыта корчага с крышкой (рис. 7), что, предположительно, является следствием неравномерной окраски самой глиняной массы (видно на сколе глазурного слоя). Под глазурью заметны гравированные линейные и волнообразные пояски. Конусообразная крышка с миниатюрным хватком и пара очень маленьких ручек на средней линии массивного тулова корчаги, служат удачной поддержкой друг друга, способствуя созданию завершенной композиции сосуда.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Все вышерассмотренные крупные гончарные формы из коллекции Лю-бимского и Рыбинского музеев, бытовавшие в Любимском районе, впечатляют своей монументальностью и гармоничностью пластического решения. К сожалению, сведения об истории и характере местного гончарного производства очень скудны, поэтому довольно трудно определить место изготовления этих сосудов. Но вероятнее всего, они были сделаны недалеко от Любима, хотя бы потому, что транспортировка таких громоздких вещей на большие расстояния была затруднительна, учитывая наличие собственного гончарного центра в каждом рассматриваемом районе.

Что касается более мелких образцов местного гончарства, то многие из них также отличаются стилистическим единством. В первую очередь это относится к Любимским кувшинам. Их формы почти идентичны - шаровидное тулово на тонком поддоне, резко расширяющаяся кверху горловина с гравированными горизонтальными бороздами, закругленная ручка, перпендикулярно спускающаяся от горловины к тулову, причем место прикрепления нижнего конца ручки усилено углубленными вертикальными штрихами. Сливной носик у большинства кувшинов образован отогнутым краем горловины. Декор многих из них, например, кувшинов (рис. 8, 9), представляет собой равномерно стекающие по поверхности тулова капли белого ангоба под бесцветной поливой, что подчеркивает его шарообразную форму. А вот крас-ноглиняный кувшин (рис. 10) имеет декор в виде двух поясков отпечатанных белым ангобом концентрических окружностей. Их ритмично пересекают по энтазису длинные косые штрихи, выполненные коричневой глазурью.

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Отточено стройны силуэты местных кринок (рис. 11, 12). Кринка (рис. 11) снабжена редким для этого вида посуды элементом - ручкой, соединяющей верхний край горловины с узкими плечиками сосуда. А рукомойники (рис. 13) наоборот, имеют несколько раздутую форму тулова с удлиненными изогнутыми вниз трубчатыми носиками и небольшими петлевидными ручками на плечиках.

Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Глазурованные «двоешки» (рис. 14) соединяются массивной перемычкой и диагональной ручкой, концы которой в месте прикрепления оформлены углубленными бороздками. Другой вариант соединения - это также длинная диагональная ручка-перехват и две короткие перемычки по бокам, которыми горшочки как бы «держат» друг друга (рис. 15). Форма самих горшочков почти неизменна - плавно расширенное тулово, переходящее через узкие плечики в маленьких отогнутый край горловины.

Кадильницы-кацеи имеют здесь традиционную форму луковицы, увенчанную маленьким крестиком. Среди них, в первую очередь, нужно отметить чернолощеное кадило (рис. 16, 17), имеющее два крупных и одно малое круглое отверстие в верхней части тулова, для угля, ладана и выхода дыма. Короткая плоская ручка крепится к средней линии кадила. Ручки кадильниц (рис. 18), изготовлены из круглого в сечении глиняного жгута. Одним концом они горизонтально крепятся к нижней части тулова, на уровне

круглого отверстия для углей. В верхней части кадильниц, в отличие от приведенного выше аналога, пробито несколько маленьких круглых отверстий для выхода дыма.

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Все виды мелкой гончарной утвари, найденные в окрестностях Любима: кринки, рукомои, горшки-двоешки, кадильницы, кашники, масленки, миски, топники - отличаются соразмерностью и чистотой формы.

По нашим наблюдениям, эти качества, характеризующие большую часть традиционной керамики региона, не были утрачены даже при переходе к серийному производству на базе Любимского промкомбината. Так, гончарный поливной горшок Г.М. Мартьянова (рис. 19), выполненный на предприятии, декорирован только гравированными линейными поясками под бесцветной глазурью. Две маленькие петлевидные ручки крепятся напротив друг друга к горловине и плечикам сосуда, удачно контрастируя с массивной формой тулова.

Очень узнаваемы гончарные изделия другого мастера завода - М.Ф. Щербатого. Все они изготовлены на гончарном круге. Автор использует в цветном ангобном декоре изделий растительные мотивы, точки, отводки разной толщины, элементы фляндровки.

Его кувшины декорированы ангобной росписью и политы бесцветной глазурью. Шаровидное тулово кувшина (рис. 20) и цилиндрическая, слегка расширенная кверху горловина, соединяются сбоку уплощенной изогнутой

ручкой. Край горловины отогнут, образуя небольшой сливной носик. Цветные ангобные отводки разной толщины расположены в средней части кувшина, нижняя полоса подчеркнута растительным орнаментом. Подобные элементы, дополненные точками и штрихами, встречаются на многих других сосудах, выполненных на промкомбинате (рис. 21), что дает возможность установить во всех этих изделиях авторство одного мастера - М.Ф. Щербатого. Несмотря на оригинальный авторский почерк, проявляющийся, главным образом, в характере декора, изделия мастера вполне традиционны, благодаря их простым пропорциональным формам. Пояса деликатного ангобного орнамента располагаются обычно чуть выше энтазиса тулова, окаймляют борта тарелок, украшают крышки изделий, не нарушая главенства формы и лишь подчеркивая изящные силуэты сосудов.

Рис. 19 [4, с. 15] Рис. 20 Рис. 21 [5]

Рассмотренные выше экспонаты, собранные в коллекцию народного музея города Любима и Рыбинского музея-заповедника дают достаточно полное представление о характере местного гончарного производства. Но, говоря о любимской керамике, нельзя не отметить часто встречающиеся здесь, как и в соседнем Данилове, бутыли-бальзамники. Некоторые из них, выполненные на гончарном круге, обладают пластичными формами тулова, остро контрастирующими с маленьким узким горлышком. Необычно утолщенная ручка крепится либо у основания горлышка, либо на плечиках сосудов. Декорированы бутыли тиснением и глазурованием по предварительно загрунтованному белым ангобом черепку.

Обобщая картину развития Любимского гончарного промысла, отметим, что изделия местных мастеров представляются одними из самых самобытных в Ярославском гончарстве. В первую очередь, это относится к крупным гончарным формам, бытовавшим в Любимском районе, которые впечатляют своей монументальностью и пластической гармонией. Прежде всего, это крупные сосуды для хранения зерна, как чернолощеные, так и крас-ноглиняные. Минимальный декор, либо полное его отсутствие, компенсируется пластическим совершенством форм изделий, к характерным локальным особенностям которого, можно отнести острый контраст массивного

тулова и миниатюрных ручек, хватков и носиков. Удивительное чувство гармонии позволило мастерам придать этим простым хозяйственным сосудам монументальный художественный облик.

Также выразительны формы других образцов крупной глиняной утвари: корчаг, пивных жбанов, больших горшков. В качестве декора на этих сосудах преобладает гравирование, тиснение, лощение, роспись и печать ангобом, глазурование цветной и бесцветной поливой. Встречается на местных образцах широко распространенное по всей Ярославской области покрытие зеленоватой с бесцветными вкраплениями глазурью.

Стилистическое единство присуще и мелкой гончарной утвари местного изготовления, главным образом, Любимским кувшинам, обладающим почти идентичными формами с шаровидным туловом на тонком поддоне и резко расширяющейся кверху горловиной. Прием усиления мест прикрепления ручек кувшинов, углубленными вертикальными штрихами, встречается на многих образцах местного гончарства, поэтому можно причислить его к локальным художественным особенностям. Декорированы многие из кувшинов белым ангобом под бесцветной, либо коричневой глазурью. Среди мотивов ангобной росписи преобладают равномерно стекающие по поверхности сосуда белые капли, а также пояски отпечатанных белым ангобом концентрических окружностей. Иногда их ритмично пересекают длинные косые штрихи, выполненные коричневой глазурью.

Местные кринки очень стройны, а рукомойники наоборот, имеют несколько раздутую форму тулова с удлиненными изогнутыми вниз трубчатыми носиками-рыльцами и небольшими петлевидными ручками на плечиках.

Отдельный интерес представляет характер соединения горшочков в местных «двоешках». Одни из них соединяются массивной перемычкой и диагональной ручкой, концы которой в месте прикрепления оформлены углубленными бороздками. Другой вариант соединения - это длинная диагональная ручка-перехват и две короткие перемычки по бокам.

Местные чернолощеные и глазурованные кадильницы имеют повсеместно распространенную традиционную форму луковицы с маленьким крестиком на вершине.

Все виды мелкой, равно как и крупной гончарной утвари, найденные в окрестностях Любима, отличаются соразмерностью, чистотой формы и подчеркивающим форму декором. Эти качества, не были утрачены даже при переходе к массовому производству на промкомбинате. С приходом на завод мастера М.Ф. Щербатого резко возросла популярность гончарных изделий, выпускаемых предприятием. Тем печальнее, что в настоящее время старожилы затрудняются даже показать то место, где находился промкомбинат. Настолько глубоко здесь предан забвению некогда высокоразвитый гончарный промысел. «Очевидны сегодня, с одной стороны, - гибель народного искусства, начиная с разрушения деревни, сельской среды, истребления

природы и исторической среды - кончая катастрофическим падением нравственности, истреблением понятия духовных ценностей культуры, искусства, с другой, - вполне определенное формирование общественного национально-этнического самосознания народа в экологическом - нравственном содержании. И это ново и актуально как сопротивление - психологической, душевной, творческой деградации человека, неминуемой ныне в действующих для культуры условиях. В свете этого народное искусство, сохраняющее в своих корнях изначальную общность всех народов, давая возможность понимания одного народа другим, приобретает глобальный смысл и становится проблемой - общенародной» [6, с. 19].

Список литературы:

1. Кустарные промыслы Ярославской губернии. - Ярославль: Издание Ярославского губернского земства, 1902. - Вып. 26. Горшечный промысел.

2. Список селений с кустарями (по уездам). - Издание стат. Бюро Яр. Губ. Земства, 1901.

3. Макаров П.Е. Из истории райпромкомбината // Наш край. - 2008, 25 июля.

4. Шкаровская Н. Обаяние подлинника // ДИ № 12. - 1968.

5. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. - М., Легкая индустрия, 1978.

6. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре России как духовного феномена. Государственная политика в реалиях нового времени и ключевые понятия в культурной политике // Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вологда, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.