Научная статья на тему 'Традиции русского офицерского корпуса: сущность, содержание'

Традиции русского офицерского корпуса: сущность, содержание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6851
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / АРМИЯ / РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ / ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА / ФУНКЦИИ / ВОИНСКИЙ ТРУД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ / МУЖЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карякин В. Ф., Четвертакова Ж. В.

В статье раскрывается история возникновения и генезис воинских традиций русского офицерского корпуса их сущность, содержание, функции, связь с русской культурой и проявление воинских традиций в защите Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции русского офицерского корпуса: сущность, содержание»

Раздел 2. Историческая культурология

УДК 008

Карякин В. Ф., Четвертакова Ж.В.

ТРАДИЦИИ РУССКОГО ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ

Карякин Владимир Федорович, кандидат исторических наук, доцент ТГУ им Г.Р.Державина Четвертакова Жанна Владимировна, кандидат философских наук, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВАИУ (г. Воронеж).

Аннотация. В статье раскрывается история возникновения и генезис воинских традиций русского офицерского корпуса их сущность, содержание, функции, связь с русской культурой и проявление воинских традиций в защите Отечества.

Ключевые слова: культура, традиция, армия, русские офицеры, защита Отечества, функции, воинский труд, преемственность, ценности, патриотизм, верность воинскому долгу, мужество.

Армия и культура. На протяжении многовековой истории России эти два понятия всегда стояли рядом. Их объединял, прежде всего, общий дух - дух служения Родине. Армия на Руси никогда не ограничивала свои функции вооруженной защитой Отечества. Она издревле выступала как великая духовная сила, носитель нравственности народа и его лучших традиций, которые являются неотъемлемой частью культуры общества.

Российские воины всегда отличались своим непоколебимым моральным духом, верностью долгу, добротой и бесстрашием, стойкостью и справедливостью, преданностью традициям и верой в будущее. Эту отличительную особенность российского воинства формировала и питала многонациональная отечественная культура.

Но и культура не существует без армии. Ведь защита Отечества - это защита всего того, что создано народом, в том числе его культуры. И дело не только в том, что каждый народ имеет свои бесценные художественные ценности. Культура - это душа народа, его традиции, это то, что бережно сохраняется и передается из поколения в поколение. Защищая Отечество, армия защищает и достижения культуры его народов.

Воинские традиции Российских Вооруженных Сил зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях и т.д.

С учреждением на основе реформ Петра I российской регулярной армии устанавливается система воинских традиций, которая включала чала в себя всю совокупность боевых и бытовых традиций, а также традиций обучения и воспитания личного состава Российской армии. Несомненна при этом их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. По мере накопления войсками боевого опыта, выдающимися полководцами П.А. Румянцевым, А.В. Суворовым, М.И. Кутузовым, М.С. Воронцовым и другими военачальниками данная система развивалась и совершенствовалась.

На протяжении ряда веков становления и развития Российской армии существовали самые разнообразные традиции во всех областях ее жизни и боевой деятельности. Среди них следует выделить (в зависимости от их направленности) прогрессивные и регрессивные (негативные); в зависимости от степени общности — общие и частные; в зависимости от носителей традиций — офицерские, унтерофицерские и нижних чинов; в зависимости от характера воинской деятельности — боевые, обучения и воспитания войск, воинского быта.

Многогранная деятельность офицеров по защите своего Отечества формирует и развивает воинские традиции, которые не являются простым отражением этого процесса. Они влияют и на причины, порождающие их, так как находятся в диалектической взаимосвязи с политикой, правом, моралью, пронизывают все формы общественного сознания.

Важными признаками воинских традиций офицеров являются в первую очередь массовость, эмоциональность и преемственность. Наиболее важным свойством воинских традиций можно считать устойчивость, без которой невозможна никакая преемственность. С этим свойством связаны закрепление, усвоение, сохранение и передача традиционного. Другие существенные

свойства традиций офицеров интегрируются в преемственности. Здесь воинская традиция выступает как связь прошлого с настоящим и будущим.

Включенность традиций в процесс передачи ценностей позволяет рассматривать их не только как результат преемственности, но и как часть этого процесса. Такого подхода требует и этимология понятия «традиция», первоначальный смысл которого заключается не только в сохранении «преданий», а и в их «передаче».

Офицеры являются основными носителями традиций в Вооруженных Силах, выступают проводниками их в массы. Они передают эстафету славных дел от одного поколения воинов к другому. Появление прогрессивных традиций офицеров Российской армии было обусловлено экономическими, социально-политическими и правовыми предпосылками.

Формирование и развитие этих традиций происходило под воздействием следующих основных факторов: а) влияние внешней и внутренней политики государства; б) воздействие военных традиций иностранных государств; в) уровень отечественной культуры; г) религия; д) деятельность прогрессивных мыслителей, видных военачальников; е) самофункционирование вооруженных сил.

Таким образом, не подлежит сомнению, что формирование и развитие офицерских традиций происходило в прямой зависимости от государства и его политики.

Исследование сущности традиций офицеров Российской армии позволяет определить их как устойчивые, повторяющиеся, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения офицеров, сложившиеся в процессе исторического развития вооруженных сил и связанные с выполнением обязанностей защиты Родины.

Прогрессивные традиции офицеров Российской армии испытывают на себе влияние конкретных требований к офицеру, зависящих от характера его профессиональной деятельности, определяемых природой вооруженных сил, политическим строем, а также от требований, закрепленных в правовых документах, — уставе, присяге, приказах и т.д.

Изучение и сопоставление различных офицерских традиций свидетельствует о том, что каждая из них имеет определенную структуру, образуемую взаимосвязанными социально-политическими явлениями.

Первым звеном структуры офицерских традиций является конкретная потребность офицерского коллектива, порождаемая самим фактом его существования, задачами и условиями деятельности. Вторым в структуре офицерских традиций является мотивация поведения как отражение в коллективной и индивидуальной психологии соответствующей потребности.

В качестве третьего звена выступает своего рода «программа» — содержательное наполнение всей поведенческой части традиции.

Процесс формирования офицерских традиций происходит в соответствии с тремя типами зависимости, устанавливающихся в системе общественных отношений. В одном случае происхождение традиций существенно обусловлено способностями субъекта и представляет собой результат его намерений. В другом — традиции возникают как непредвиденный, незапланированный, побочный, косвенный результат субъективной деятельности, т.е. непреднамеренно. В последнем случае их образование происходит объективно, как органический системный процесс. То есть, одни из традиций являются сознательно созданными человеком, другие (которых несравненно больше) возникают как независимые от непосредственных желаний, целей, побуждений и воли человека, т.е. стихийно.

Взаимодействие субъективного фактора и института традиций — историческая проблема, поскольку субъективная деятельность, с которой мы в данном случае имеем дело, — это не просто деятельность субъекта — класса, партии, государства и т.д., и не просто субъективная деятельность, а деятельность, особым образом организованная, — политически, технически и т.д. Офицерские традиции прочно связаны с властью, правом, управлением. Управление с опорой на традиции обеспечивает динамичное равновесие системы общественных отношений, повышает способность армии противостоять внешним и случайным по отношению к ней влияниям и, вместе с тем, «гарантирует» ее самосохранение и качественную определенность. При этом традиции и обычаи становятся элементом государственной политики. Правительства не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо уважение законности, устойчивых традиций, норм и правил поведения в обществе. Содержание системы традиций офицеров Российской армии позволяет провести их научную классификацию. Специфика исторического бытия офицерских традиций дает основания для их

анализа: степень общности (или социальный носитель); сфера проявления; историческое основание; социальная направленность и устойчивость.

Таким образом, традиции офицеров Российской армии представляют собой сложное многоуровневое явление, функционирующее как в материальной, так и в духовной сфере деятельности. При этом большое значение имеет обоснование социально-политических функций традиций офицеров Российской армии.

Природа традиций русских офицеров не может быть раскрыта достаточно глубоко без изучения их функций. Необходимость такого анализа продиктована тем, что офицерские традиции имеют системно-функциональную природу и в их функциях проявляется сущность этих традиций. То есть под социально-политическими функциями традиций офицеров Российской армии мы понимаем ту роль, которую они выполняют в Вооруженных Силах Российского государства, а также определяют мотивы поведения офицеров Российской армии в Вооруженных Силах, т.е. в социальной системе, являющейся составной частью организации более высокого уровня — всего российского общества.

Основным критерием определения этих функций является социально-политическая направленность содержания традиций офицеров Российской армии, влияющих на формирование необходимых качеств офицера как защитника Отечества, их тесная связь с функциями духовного фактора в целом. В связи с этим правомерно выделить следующие функции:

Нормативно-регулятивная. Суть ее состоит в том, что традиции офицеров Российской армии способствовали формированию необходимых качеств офицеров на основе координации и развития отношений между классами, нациями, социальными группами, между государством и армией, армией и офицерским составом по поводу защиты своего Отечества, а также в регламентации, ограничении и организации взаимоотношений между офицерами [2, с. 31]. Транзитивная функция состоит в том, что происходят аккумуляция, консервация и трансляция опыта традиционного поведения от поколения к поколению. Каждое последующее поколение, вступая в жизнь, берет у предыдущего не только созданные им материальные ценности, но и традиции. Благодаря этой функции осуществляется трансформация индивидуального опыта в групповой, общечеловеческий. С помощью традиций происходит передача обычаев, правил и норм поведения, в частности офицерских, которые складывались в процессе многочисленных войн [2, с. 31]

Побудительная функция заключается в том, что она усиливает факторы идеологического и психологического воздействия на офицера, побуждает осознанно действовать определенным (целесообразным) образом в той или иной ситуации на основе сложившегося положительного опыта. В этом смысле традиции офицеров создают в офицерском коллективе благоприятную почву для деятельности командиров по воспитанию подчиненных на положительных примерах, которые побуждают молодежь идти по стопам старших поколений. С другой стороны, традиции офицеров Российской армии способствуют искоренению всяких проявлений отрицательного поведения офицеров, преодолению пассивности, нерадивого отношения к выполнению служебных обязанностей, карьеризма, высокомерия и т.п. [2, с. 31]

Познавательно-информационная функция состоит в том, что традиции побуждают офицеров к познанию окружающей действительности, к совершенствованию своего профессионального мастерства, шлифовке и умножению знаний [2, с. 31]

Анализ функций традиций офицеров Российской армии позволяет раскрыть их характерные особенности, среди которых можно выделить основные: функции традиций офицеров Российской армии находятся в диалектическом единстве; они динамичны по своему характеру, та или иная традиция может утратить начальную функцию и приобрести другую (другие). Анализ показывает, что одни и те же функции могут менять свое качественное содержание в силу различных исторических преобразований и обстоятельств.

Воинский труд, разнообразный по содержанию, проявляется, прежде всего, в боевой деятельности войск, их обучении и воспитании, организации воинского быта. Следовательно, как уже отмечалось, в данной сфере существуют и соответствующие традиции. Причем особую роль играют традиции офицеров, как костяка и основы армии. К числу наиболее значимых боевых традиций офицеров русской армии можно отнести: храбрость и героизм в сражениях; верность воинской присяге и своему воинскому долгу; хладнокровие и самообладание в любых условиях боевой обстановки; любовь к своей воинской части и ее боевому знамени; боевая взаимовыручка в бою; награждение отличившихся в сражениях, почитание памяти павших на поле брани офицеров; гуманное отношение к поверженному противнику и др.[1].

В военной истории Отечества имеется множество примеров героизма и самоотверженности, проявленных командирами и военачальниками Российской армии. Так, образец личного мужества и героизма оставил потомкам Александр Невский. Общеизвестны его ратные подвиги по защите северных рубежей складывавшегося Российского государства. Но не все знают, что он проявил в свое время высокое гражданское мужество по отстаиванию единства страны, ее национальных интересов в борьбе с монголо-татарским игом. Так, он неоднократно лично выезжал в Орду, где в сложнейших условиях отстаивал российские интересы.

Накопление боевых традиций продолжалось в русско-турецкой войне 1877 гг.; русско-японской войне 1904—1905 гг.; Первой мировой войне 1914—1918 гг. и др. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, в том числе документальные. «Офицеры маньчжурской армии, несомненно, имеют те же достоинства, которые они имели в прошлые войны...», — доносил главнокомандующий армией генерал-адъютант А.Н. Куропаткин 22 июня 1904 г. из Лаоляна Николаю II [2, с.32].

Вместе с тем, характерные для Российских Вооруженных Сил начала XX в. недостатки: слабость верховного командования, просчеты в техническом обеспечении войск, несовершенство работы войскового тыла — приводили к большим потерям, угнетающе действовали на моральное состояние офицеров и всей армии. На это обращено внимание в одном из приказов верховного главнокомандующего в марте 1915 г., где подчеркивалось, что некоторые воинские начальники успех боевой работы оценивают количеством понесенных потерь [2, с.33]. За политическую, экономическую и военную недальновидность руководства страны и армии приходилось расплачиваться солдатской кровью. Проявление боевых традиций и их функционирование определялись общеполитической обстановкой в стране и положением тыла; действенностью работы по морально-психологической подготовке войск; состоянием корпуса офицеров и некоторыми другими факторами. Бюрократизм и коррупция в тылу, пораженческие настроения в народе отрицательно сказывались на моральном духе офицеров и их войск, их приверженности боевым традициям. «Стоит ли проливать свою кровь и терпеть всю эту нравственную и физическую пытку войны, — писал в своем дневнике один из офицеров — участников защиты Порт-Артура в 1904 г., — когда самого-то корня государственности, любви к своей родине, там, в сердце России, уже нет. Всюду мошенничества, предательства и взятки...» [2, с.33]. Смена формы государственного правления в феврале 1917 г. и безответственная политика Временного Правительства по отношению к вооруженным силам, в конечном счете, привели к полной деморализации армии.

Готовность офицеров следовать славным боевым традициям во многом зависела от состояния войскового тыла, полноты и качества снабжения их всем необходимым. «От сытых и тепло одетых людей... можно требовать многое, — отмечалось в приказе верховного главнокомандующего от 5 декабря 1915 г. — Я глубоко убежден, что они это дадут с лихвой, видя заботу о себе» [2, с.33]. Но на практике уже в 1916 г. в армии ощущался серьезный недостаток продовольствия, оружия и боеприпасов. Об этом, например, докладывал командующий Юго-Западным фронтом генерал А.А. Брусилов. По его сведениям, поставки продовольствия и фуража составляли 50 % от нормы. «Частое недоедание, отсутствие разнообразной пищи снижает энергию бойцов, отрицательно влияет на их настроения», — отмечалось в донесении [2, с.33].

Основными носителями традиций в армии являются офицеры. Это нагляднее всего проявилось после падения царской власти при выработке уставных положений, регламентирующих деятельность войск в новых политических условиях. Предложения командования, основывавшиеся на традиционных взглядах, встретили решительное сопротивление со стороны представителей солдатских комитетов и комиссаров Временного Правительства [2, с.33]. Снятие с должностей по политическим мотивам многих представителей генералитета, офицеров штабов и воинских частей нанесли непоправимый ущерб боеспособности армии.

Высокий уровень подготовки офицеров, как правило, достигался в ходе боевой учебы еще в мирное время. Важное место в ней играли традиции обучения и воспитания офицеров. Наиболее существенные из них: обучение тому, что необходимо на войне в условиях, максимально приближенных к боевым; добросовестное отношение и любовь к изучению военного дела; товарищеская взаимопомощь в учебе; забота о повышении общеобразовательного уровня офицеров; воспитание в духе религиозности, преданности престолу и патриотизма; воспитание сознательной воинской дисциплины, высокой исполнительности и чинопочитания; воспитание на примерах героического прошлого своей части и вооруженных сил в целом; забота о поддержании чести воинского мундира и т.д.

Обучение и воспитание русских офицеров зачастую характеризовалось борьбой двух направлений: прусской и русской национальных школ. Плац-парадные тенденции были порождены приверженностью российских императоров Павла I и его сыновей Александра I и Николая I прусской системе подготовки войск. Муштра, как основной принцип этой системы, давая свои положительные результаты для подготовки офицеров наемной армии Фридриха Великого, в то же время не соответствовала духу коллективизма и традициям русского офицерства. Тем не менее, увлеченность «внешним фронтом» и «парадоманией» в ущерб боевой готовности частей и подразделений в какой-то степени были характерны и для второй половины XIX — начала XX вв.. Поэтому мы полагаем совершенно справедливым утверждение военного историка А. Кривицкого о том, что «смерть Павла положила конец официальному владычеству гатчинской системы, но не разрушила ее окончательно. Рецидивы этой системы оставались и проявлялись в той или иной мере в старой русской армии вплоть до последних дней ее существования» [3, с.22].

Одновременно в войсках всегда жило стремление развивать суворовский дух, предполагающий обучение «без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием... и показанием... » [4, с.72]. По мере установления в армии принципов демократизма и буржуазной законности, данное направление получало все большее развитие и играло решающую роль в ходе боевой учебы. Идеи А.В. Суворова были успешно использованы М.И. Драгомировым в условиях становления регулярной массовой армии, комплектуемой на основе всеобщей воинской повинности.

В начале XX в. боевая подготовка офицеров строилась с учетом опыта русско-японской войны, тех изменений, которые происходили в военном деле. В воспитательной работе упор делался на развитие патриотических чувств. «Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь, никакой цены», — подчеркивалось в одном из учебных пособий по военной педагогике [5, с.74]. Воспитанию офицеров способствовали и специальные меры, проводимые в войсках и по стране в целом: торжественное празднование юбилеев Полтавской битвы, Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 г.; обустройство полковых музеев воинской славы; возвращение к традиционному обмундированию и знакам отличия начала XIX в. в некоторых родах войск, присвоение строевым частям исторических наименований и т.д.

Значительное влияние на состояние русской армии оказывала сфера воинского быта — тот уклад и организация повседневной жизни офицеров и всех военнослужащих, которые связаны с удовлетворением их насущных материальных и культурных потребностей. К традициям воинского быта относились: поддержание строгого внутреннего порядка в расположении воинских частей; борьба за сохранение здоровья военнослужащих; соблюдение офицерами образцового внешнего вида, их подтянутость и молодцеватость; забота об организации досуга военнослужащих; артельный способ ведения войскового хозяйства в подразделениях и т.д. Тенденции развития воинских традиций находились в прямой зависимости от уровня материально-бытовых условий жизни военнослужащих. В царской армии их уровень был довольно низким. По данному показателю армии Германии, Франции, Великобритании, как правило, значительно опережали армию России. Как свидетельствует бывший военный министр России генерал Редигер: «Мы всегда были бедны деньгами, а потому на громадную Армию отпускались совершенно недостаточные средства. Поэтому армия должна была сама себя обслуживать и даже на «вольных работах» сама себе зарабатывать часть средств на свое пропитание и на удовлетворение мелких нужд солдата...» [2, с.35]. Однако опыт административнохозяйственной деятельности офицеров Российской армии в условиях рыночной экономики заслуживает отдельного исследования для разработки практических рекомендаций современному войсковому тылу. Многое в военном быту обладает высокой степенью устойчивости и сохранилось до наших дней. Традиции, связанные с организацией досуга личного состава, поддержания их здоровья, внутреннего обустройства войск могут быть использованы для решения многих социально-бытовых проблем нашего времени.

Таким образом, в системе воинских традиций офицеров русской армии наиболее существенными являлись: боевые, традиции в обучении и воспитании войск, в организации воинского быта. Находясь в диалектической взаимосвязи, данные традиции оказывали существенное влияние на функционирование Вооруженных Сил России в целом.

Характерной особенностью Российской армии было широкое развитие частных традиций, связанных с родом оружия, военным округом, объединением и отдельной воинской частью. Так, например, в авиации до революции среди летчиков были традиции, которые были окрашены

фатализмом, летчики отказывались летать 13-го числа месяца, в понедельник, какой бы прекрасной ни была погода, после встречи с попом, черной кошкой и т.п. Перед полетом такие летчики не брились, не фотографировались, не закуривали третьими от одной спички [10, с.35]. Эти специфические российские традиции оказывали существенное влияние на офицерский состав войск. Видный военачальник того времени Ю.Н. Данилов отмечал, что боевой удельный вес одной и той же категории офицеров оказался разным в годы Первой мировой войны. Наряду с другими причинами этому способствовали традиции воинских частей и округов, к которым эти офицеры принадлежали в мирное время [6, с.190].

Среди частных воинских традиций офицеров важное место занимают традиции Гвардии. Это, прежде всего близость гвардейских частей ко двору, комплектование офицерского состава дворянами, высокий уровень боеспособности подразделений, льготные условия прохождения службы личным составом и т.п. Гвардейские части оставались наиболее стойкими в боевой обстановке в самых неблагоприятных условиях. Так, Ставка верховного главнокомандующего доносила в июле 1917 г.: «На всем фронте, только в районе Тернополя, полки Преображенский и Семеновский исполняют свой долг» [2, с.36]. В советских Вооруженных Силах первые гвардейские части появились в годы Великой Отечественной войны, это части реактивной артиллерии («катюш»). Днем рождения советской гвардии считается 18 сентября 1941 г. когда четыре стрелковые дивизии Западного фронта были преобразованы в гвардейские. Гвардейским соединениям и частям вручались особые гвардейские знамена, для военнослужащих частей и соединений устанавливались гвардейские звания и вводился особый нагрудный знак «Гвардия». В наступлении гвардейские соединения действовали, как правило, на решающих направлениях, а в обороне они использовались чаще всего для нанесения решительных контрударов. Гвардейцев отличала беззаветная храбрость, стойкость, упорство, взаимовыручка, любовь к Родине. Эта традиции продолжаются в делах современных гвардейцев Российских Вооруженных Сил. Наглядный пример силы, мужества и доблести - подвиг гвардейцев 6-й парашютно-десантной роты против отряда боевиков в Чеченской Республике.

Особое место в системе специфических воинских традиций офицеров Российской армии принадлежало полковым традициям. Ответственность за их поддержание в первую очередь ложилась на командира полка [7, с.39]. Такие традиции, как: полковые праздники; поддержание чести мундира полка; уважительное отношение к героям-однополчанам; проводы убывающих из части офицеров; встреча молодого пополнения; деятельность полковых офицерских собраний и многие другие — были характерны для целого ряда воинских частей, но проявлялись они в каждой из их по-разному, в зависимости от местных условий.

Определяя роль воинских традиций в жизни офицеров Вооруженных Сил Российской империи, можно отметить следующее. Основной их задачей было формирование высоких моральнопсихологических качеств воинов. Неся в своей основе идеологические установки правящего класса, они, прежде всего, воспитывали чувство преданности православной вере, престолу и отечеству. В особенности это проявлялось при подготовке офицерских кадров. Например, «Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий» в основе своей воспитательной работы имела безусловную приверженность тем идеям, которые были заложены основателем регулярной армии — Петром Первым [8, с.47].

В воспитании офицеров на воинских традициях русской армии использовались самые разнообразные формы и методы: пропаганда героических подвигов офицеров через

художественную и публицистическую литературу; посещение памятных мест боев и сражений, художественных выставок и вернисажей; празднование знаменательных дат победы русского оружия; различная воинская символика и ритуалы; занятия словесностью; лекции и беседы с военнослужащими и т.д.

Важную роль воинские традиции выполняли в передаче военно-исторических знаний. Любая из них предполагает определенную содержательную сторону — ее зарождение и развитие. В этом смысле традиции офицеров тесно переплетаются с историей армии. Большое внимание в России всегда уделялось изучению военной истории в военных и юнкерских училищах, где основной упор делался на отображение геройских подвигов как отдельных офицеров, так и целых воинских частей.

Наряду с этим применялись и другие формы передачи военно-исторических знаний. Так, при прохождении службы нижними чинами требовалось твердое знание ими боевых наград и отличий, которые имела их воинская часть и за какие заслуги они были получены.

Значение офицерских традиций Российских Вооруженных Сил определялось также их регулирующей ролью во взаимоотношениях военнослужащих. Так, воспитание офицерского состава в духе традиций кодекса дворянской чести предполагало принципиальность в вопросах порядочности, чувстве собственного достоинства, проявления личной отваги и мужества в критических ситуациях. В офицерской среде особенно ценилось чувство товарищества и взаимной выручки, которые культивировались, начиная с военно-учебных заведений России.

Воинские традиции во многом определяли и взаимоотношения офицеров с унтер-офицерским составом. По свидетельству Г.К. Жукова, знавшего службу унтер-офицера по личному опыту, «офицеры подразделений вполне доверяли унтер-офицерскому составу в обучении и воспитании солдат. Такое доверие, несомненно, способствовало выработке у унтер-офицеров самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и волевых качеств» [9, с.41]. Возрождение этой традиции в современных условиях является одной из наиболее актуальных задач при реформировании Вооруженных Сил России. Это объясняется тем, что принижение роли сержантского состава в боевой подготовке — одна из причин многих негативных явлений, наблюдаемых в армии в последнее время.

Таким образом, традиции офицеров русской армии формировались на протяжении многовековой истории нашего государства, не в обстановке дворцовых нарядов, не в великосветских салонах, а на полях сражений, в тяжелом ратном труде складывались, росли и крепли эти традиции. Основными носителями культурных, воинских и боевых традиций был российский офицерский корпус, являющийся не только командиром, но и воспитателем подчиненных. Именно они концентрирует и воплощает в себе национальные традиции, в их среде вырабатывается преемственность поколений носителей воинской славы. Исторический опыт воплощения в жизнь армейских традиций свидетельствует о том, что офицерский корпус с честью и достоинством служит великой идеи защите своего Отечеству от посягательства врагов. Проявляя при этом волю, характер, настойчивость в достижении цели, а также преданности своей профессии. Истинный офицер служит не по принуждению, а из любви к военному делу, вкладывает в него душу и сердце. Им всегда руководит патриотизм, воинская доблесть, высокая духовность.

Литература.

Из боевого прошлого русской армии. Документы и материалы о подвигах русских солдат и офицеров. М.., 1947.

Традиции офицеров русской армии. - Жуковский, М.; 2004.

Кривицкий А. Традиции русского офицерства.

Суворов А.В. Полковое учреждение. М., 1949.

Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформы русского военного дела. Киев, 1909.

Данилов Ю.Н. Россия в мировой войне /1914-1915/. СПб., 1916.

Положение об управлении полком // Военный сборник. 1982. № 3.

Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий. СПб., 1881.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. М., 1974. Т. 1.

Воздушная мощь Родины. - М.: Воениздат, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.