Рисунок 5 - Амедео Модильяни. Автопортрет, 1919 г.
Этими примерами далеко не исчерпывается влияние творчества Модильяни на современное искусство в России. Этому явлению благоприятствует повышенный интерес к фигуре художника, ажиотаж вокруг редких выставок его работ, как и действия многочисленных подражателей его искусства. Список использованной литературы:
1. Амедео Модильяни / [сост. Н. А. Моисеева]. - М.: РИПОЛ классик, 2014 - 40 с.
2. Баева В. Амедео Модильяни. - М.: Комсомольская правда, 2010 г - 48 с
3. Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. - М.: Искусство, 1970 г. - 160 с.
4. Паризо К. МОДИЛЬЯНИ. - М.: Текст, 2008. - 237 с.
5. Плешкова И. С. Влияние идей концептуализма на творчество модельера // Знание. Понимание. Умение. 2010. №3. С. 240-243.
6. Эпштейн А. Д. Забытые герои Монпарнаса. - M.: НЛО, 2017 г. - 400 с.
© Тарасенко А.А., 2019
УДК 745
Шапошникова В. О.
студент 1 курса магистратуры МГТУ им. Носова,
г. Магнитогорск, РФ E-mail: [email protected] Герасимова А.А.
канд. пед. наук, доцент кафедры ТХОМ, МГТУ им. Носова,
г. Магнитогорск, РФ E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ГРУЗИНСКИХ МОТИВОВ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ
Аннотация
В настоящее время грузинский стиль достаточно редко используется в ювелирном искусстве за
пределами Грузии, но, несмотря на это, большую популярность он обрел в мире эмальерного искусства. На наш взгляд, это направление в мировом ювелирном искусстве заслуживает особого внимания, имеет большие перспективы для художников-ювелиров. Целью нашего исследования является изучение грузинского орнамента, выделение его особенностей, характерных черт, семантического прочтения мотивов и орнаментальных композиций. Для достижения этой цели мы использовали такие методы исследования как систематизация литературы и специализированных источников, изучение объектов искусства Грузии, их сравнительный анализ и выявление особенностей, характерных для грузинского орнамента, семантический и формально-стилистический анализ. Результатом нашего исследования явилась классификация орнаментальных мотивов Грузии, эмоциональное воздействие и семантическое значение в традиционных и современных ювелирных изделиях. Выявили необходимость изучения и использования грузинского орнамента в современном декоративно-прикладном искусстве, а в частности в ювелирном.
Ключевые слова
Минанкари, эмаль, орнамент, мотив, эстетика, декоративно-прикладное искусство, борджгали, ювелирный дом «POKANY», Ketevan Saqareli, Silhouette, семантическое значение.
Искусство Грузии имеет многовековую историю и представляет собой богатую национальную культуру, которая имеет характерные черты, благодаря которым узнаваемо. Оно занимает важное место в мировой культуре, поскольку сильное влияние оказало географическое положение и близкое расположение Византии.[14] В украшениях прослеживаются исторически сложившиеся традиции страны, слияние восточной и европейской культур. Расцвет грузинского искусства пришелся на 19 век, когда произошел симбиоз новых технологий и древних техник, в результате чего появился новый неповторимый, характерный грузинский стиль.[12]
Любой орнамент является отражением сложившихся культурных традиций народа, эстетики и мировоззрения. Грузинский не является исключением. Он иллюстрирует этапы становления национальной культуры. Искусствовед Константин Михайлович Климов называет грузинский орнамент изысканным, точеным, чопорным и немного холодным. Этот орнамент имеет свои характерные черты: геометрическое разнообразие, растительные и животные мотивы, христианская символика, утончённые формы. Но, в тоже время, он сдержанный и одновременно торжественный, благородный.[9]
Разнообразие и характерные черты грузинского орнамента формируются в период средневековья, когда Грузия становится сильным государством и уходит от влияния арабского халифата. Эти события дали толчок для подъёма культуры и формирования собственных школ. Орнаментика переходит на экстерьер и интерьер. В грузинском орнаменте появляется линейная композиция, которая представляет собой плетенку, собранную из нескольких геометрических рисунков (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Фрагмент орнамента храма Никорцминда
Орнамент символизировал диалог человека и Бога. Все детали имеют определенное значение и скрытый смысл. Грузинский орнамент содержит не только традиционные мотивы и элементы, а также ведические символы. Рассмотрим традиционные, наиболее значимые и популярные грузинские орнаментальные мотивы (Таблица 1).
Таблица 1
Семантические значение грузинских орнаментальных мотивов
Изображение
Мотив
Значение
Применение
Символ воды
Сообщает о том, что земле необходима вода
Изображается колонах храма
Виноградная лоза
Отражает мольбу человека Богу о плодородии своей земли
Изображался в храмах.
«Борджгали» -символ солнца
Круглая форма означает вечность движения, а лучи в свою очередь солнечные лучи. Он представлял собой символ энергии и плодородия, также у него было еще одно значение рога оленя, которые символизировали бессмертие
Использовался для декора храмов и церквей, а также на предметах быта.
на
Изначально орнамент использовался в архитектуре, в живописи, рукописях, затем и в ювелирном искусстве. Каждому виду искусства соответствует тот или иной тип преобладающего орнамента. Например, в иконах применяли растительный орнамент (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Икона Анчи - Схати: а). фрагмент серебряного оклада иконы Анчи-Схати; б). схема
фрагмента орнамента иконы
Грузинский орнамент - сдержанный и прекрасный, соединяющий в себе множество образов и символов. На наш взгляд, национальное искусство может поведать многое не только об истории народа, но и о характере людей. В традиционном орнаменте Грузии одновременно сочетаются совершенно полярные качества: экспрессия и сдержанность, утончённость и сила. Грузинский народ - это южный народ, которому свойственна красноречивость, при этом сдержанность, строгость и приверженность традициям. Их орнамент острый, как меч воина, и лёгкий, живой, как воды Арагвы привлекает внимание не только искусствоведов, архитекторов и художников, но любого человека, которому не чуждо прекрасное.
Из цельного феномена искусства Грузии нас интересует ювелирное искусство. Особое внимание мы решили уделить украшениям, выполненным с использованием эмали. Ярким проявлением этого направления стала грузинская эмаль минанкари.[8] Современные изделия основаны на традиционной ювелирной технике грузинской перегородчатой эмали, история которой насчитывает более двенадцати веков. Украшения с эмалью издавна пользуются большим спросом, поскольку перегородчатая эмаль
~ 223 ~
обладает высокой стоимостью и процесс изготовления нельзя облегчить механизацией.[10]
Минанкари имеет множество достоинств: большое количество мелких деталей; использование золота и серебра; оригинальные цветовые решения. Ручная работа придаёт уникальность каждому предмету. Техника производства не изменилась за 12 веков даже в мелочах, поэтому такие вещи завораживают. Отличительные особенности данного технологического процесса: изготовление клея из кожуры айвы; в основе декоративной поверхности лежат металлические перегородки; особое расположение эмалевых деталей.[1] В современной Грузии есть несколько брендов, специализирующихся на ювелирных украшениях с эмалью (Таблица 2).
Таблица 2
Современные бренды, специализирующиеся на украшениях с эмалью
Название
Характеристика
Изделие
Silhouette
Данную марку создала команда профессионалов своего дела Теко Урушадзе, Натия Лагидзе и Тамта Лазишвили. Марка использует традиционные материалы грузинской культуры: эмаль, серебро, рог, латунь. Грамотно и гармонично сочетая их, мастера изготавливают стильные и современные украшения. Особую популярность получили изделия из рога со вставками из серебра и эмали.
Ketevan Saqareli
Данный дизайнер специализируется исключительно на эмали. Каждая коллекция не похоже одна на другую, имеет свою концепцию и историю, но стоит отметить, что лидирующие позиции до сих пор занимает «мондриановская» коллекция. Украшения этой коллекции созданы в стиле супрематизма.
Ювелирный дом «POKANY»
Большое количество украшений с эмалью выпускает ювелирный дом «POKANY». Их эмаль отличает богатая колористика и использование традиционных грузинских орнаментов. Эта фирма существует на рынке всего 15 лет, но имеет большую популярность. Работа организована в режиме творческой студии, от идеи до упаковки - все рождается и воплощается в едином творческом пространстве и стиле.[2,3]
Искусство Грузии содержит в себе большое количество идей, образов, подсказок и может быть с успехом использовано в качестве основы для творческой самореализации как начинающими художниками, так и профессионалами. В настоящее время грузинский стиль достаточно редко используется в ювелирном искусстве за пределами Грузии, но большую популярность он обрел в мире эмальерного искусства. На наш взгляд это направление в мировом ювелирном искусстве заслуживает внимания, это направление обладает богатыми перспективами для художников-ювелиров. Список использованной литературы:
1. Бреполь Э. Художественное эмалирование / Э. Бреполь. - Москва: Машиностроение, 1986.- 127 с.
2. Герасимова А. А. Художественное эмалирование / А. А. Герасимова. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 64 с.
3. Герасимова А. А. Художественное эмалирование / А. А. Герасимова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 74 с.
4. Герасимова А. А. Возможный брак в процессе художественного эмалирования и варианты его
~ 224 ~
исправления // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. Магнитогорск: Изд-во: Магнитогорск. гос. Техн. Ун-та им. Г.И. Носова, 2015. С. 116-122.
5. Горячая эмаль. Художественное эмалирование [Электронный образовательный ресурс] / Герасимова А. А. Магнитогорск: ФГБОУ ВПО МГТУ им. Носова, п. ФГУП НТЦ «Информрегистр» 2015. № Гос.рег. 0321503788
6. Герасимова А. А., Гаврицков С. А., Каган-Розенцвейг Б. Л. Сохранение традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в контексте технологического образования // Современное педагогическое образование № 2. Москва: Издательство ООО «Русайнс», 2019. C. 116-119.
7. Герасимова А. А., Папшева Д. М. Использование традиционных технологий художественного эмалирования в ювелирных изделиях // Международный рецензируемый журнал «Eurasian scince journal» №11 (56). Курск: Издательство ООО «Центр дистанционного обучения», 2018. С. 15-18
8. Грузинская эмаль Минанкари [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //gruziyagid.ru/otdyh/gruzinskaya-emal-minankari
9. Грузинский орнамент [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gela-guralia.livej ournal .com/592717.html
10.Мэттьюс Г. Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г. Л. Меттьюс. - Москва: Дедал-Пресс, 2006. - 212 с.
11.Петцольд А. Эмаль и эмалирование / А. Петцольд, Г. Пёшманн. - Москва: Металлургия, 1990. - 576 с.
12.Ратиани И. Синтез искусств в культуре Грузии 1920-1980-х годов: взаимосвязь и взаимовлияние / И. Ратиани. - Москва: Совпадение, 2012. - 128с.
13.Современное эмальерное искусство - Альбом эмалей - Санкт-Петербург: Мир Металла, 2009. - 138 с.
14.Соколов, М.В., Соколова, М.С. Декоративно-прикладное искусство: учеб. для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 399 с.
© Шапошникова В. О., Герасимова А. А., 2019