https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-4.26
Герасимова Антонина Анатольевна, Шапошникова Валерия Олеговна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ВИКИНГОВ ПРИ
СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДИУМНЫХ УКРАШЕНИИ
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство скандинавских народов на примере древних викингов, в частности оружие, орнаментальный и колористический ряды, изделия декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено ювелирному искусству викингов, а также актуальности использования наследия этого народа в современной ювелирной моде. Изучается современный аспект использования этого стиля в качестве основы для творческой самореализации начинающих художников и профессионалов. Ключевой задачей можно считать обращение внимания художников-ювелиров и потребителей на это перспективное и самобытное направление в современном декоративно-прикладном искусстве.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИвМ^б.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(90) C. 115-120. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 747 Дата поступления рукописи: 15.03.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.26
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство скандинавских народов на примере древних викингов, в частности оружие, орнаментальный и колористический ряды, изделия декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено ювелирному искусству викингов, а также актуальности использования наследия этого народа в современной ювелирной моде. Изучается современный аспект использования этого стиля в качестве основы для творческой самореализации начинающих художников и профессионалов. Ключевой задачей можно считать обращение внимания художников-ювелиров и потребителей на это перспективное и самобытное направление в современном декоративно-прикладном искусстве.
Ключевые слова и фразы: викинги; декоративно-прикладное искусство; ювелирное искусство; скандинавское искусство; художники-ювелиры; орнамент; семантика; колористический ряд; оружие; доспехи; металлы; технология.
Герасимова Антонина Анатольевна, к. пед. н., доцент Шапошникова Валерия Олеговна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова antonina73@inbox.ru; 65237@inbox.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ВИКИНГОВ ПРИ СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДИУМНЫХ УКРАШЕНИЙ
Каждая культура, каждый народ обладает уникальными особенностями и традициями. Они не только являются частью этноса, но и из культурного наследия перешли в модную тенденцию. Национальные элементы всегда присутствовали в современном мире и служили источником вдохновения для многих модельеров, художников и дизайнеров. На сегодняшний момент интерес к этническим мотивам можно заметить во всех отраслях модной индустрии и повседневной жизни.
Художники-ювелиры современности используют аналоги древних цивилизаций для проектирования и создания изделий ювелирного искусства. Они перерабатывают материал, пропуская через своё мировоззрение, что впоследствии реализовывается в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Чаще всего мастера используют в своем творческом процессе такие направления и стили, как египетский, греческий, индейский, индийский, африканский, японский, русский. Но, рассмотрев мировую историю, мы сделали вывод, что для реализации концептуального замысла изделий декоративно-прикладного искусства можно использовать знания, опыт, аналоги многих народов. Нас заинтересовало декоративно-прикладное искусство викингов, в котором отображаются стиль, образ жизни и ценности этого народа. На наш взгляд, именно скандинавское искусство содержит в себе множество элементов и характерных особенностей, которые могут служить вдохновением для профессиональной деятельности художников по металлу. Викинги буквально ворвались в Европу и в историю, не уступая разрушительной силой готам и гуннам, сокрушившим Римскую империю, воинственными и дерзкими дружинами воинов-мореходов под началом первых скандинавских королей-конунгов. Остались они в истории не только завоевателями, но и устроителями новых и сильных государств христианской Европы. Эпоха викингов явилась финальным аккордом варварских нашествий, предвестником крестовых походов. Именно это определяет ее историческое значение и социально-экономическое содержание [8].
Основным изобразительным элементом, применяемым во всех видах декоративно-прикладного искусства северных стран Средневековья (Норвегия, Швеция и Дания), является орнамент, который несет большую смысловую нагрузку в изделиях, отличается оригинальным семантическим прочтением мотивов, определенной характерной пластикой и ограниченными цветовыми сочетаниями.
На наш взгляд, наиболее яркое отражение вышесказанного нашло применение в декоративно-прикладном искусстве викингов. Они жили в Раннее Средневековье в VIII-X веках. Причем европейские летописи и скандинавская литература описывают два как будто бы разных народа: одни видят врагов - сплошь в крови и в дыму пожарищ, другие - собственных идеальных предков в золотом сиянии героизма и возвышенных чувств. Современники давали викингам различные названия: англосаксы именовали их данами, франки звали Normanni - люди севера, германцы - людьми ясеня (возможно имея в виду их корабли), ирландцы использовали или слово Gaill (иностранцы), или Lochlannaigh (северяне), испанские арабы - Majus (язычники), на востоке славяне, арабы и византийские греки - Rus или Ros [15].
В отличие от других стран Европы, на территории Скандинавии отсутствовало территориальное деление, поэтому искусство викингов, да и скандинавов в целом отличалось цельностью и представляло собой своеобразный
симбиоз традиций позднего римского железного века и древнескандинавского искусства [6]. Большое значение скандинавы (викинги) придавали орнаменту. Орнамент представляет собой узор, который включает в себя повтор и чередование составляющих его элементов, применяется для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (фасады и интерьеры), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Он и по сей день завораживает игрой линий, передавая при этом элегантность, силу и мощь. Орнамент викингов, в частности, всегда строился на яркости, контрастности форм, статике и динамике. Также отличительная особенность скандинавских орнаментов заключалась в том, что они имеют мелкую, сложную для восприятия деталировку. Узорами декорировались абсолютно все предметы: начиная от украшений и заканчивая кораблями - главной гордостью викингов (Рисунок 1) [2].
Во всем многогранном декоративно-прикладном искусстве викингов нам наиболее интересно ювелирное искусство. Украшения викингов отличаются массивностью, самобытностью. Как правило, они выполняли несколько функций:
1) использовались как защитные амулеты;
2) использовались в качестве валюты;
3) указывали на социальный статус хозяина.
Поскольку викинги были очень религиозны, их украшения отражали стойкую веру в своих богов. Они верили, что, изображая образы богов на украшениях и предметах быта, могут получить силу, мощь, здоровье, богатство, плодородие и т.д. [21].
Иллюстрацией этому послужило изображение птиц и животных, которые олицетворяют того или иного языческого бога. Так, например, изображая двух воронов Хугина и Мунина, викинги привлекали к себе ум и память, а изображая волка - получали покровительство Одина (верховного бога). Чтобы получить любовь, красоту и удачно выйти замуж, носили украшения с изображением сокола или ожерелья Брисингамен -символы богини Фрейи, которой было это подвластно, для плодородия земли носили украшения с золотым вепрем - символом бога Фреяили, с изображением стопы бога морей Ньорда.
Таблица 1. Семантическое значение основных амулетов викингов
Волчий Крест, или Крест Тора, украшенный головой волка
Защищает тех, кто подолгу находится в пути (моряков, путешественников и т.п.). Считается, что талисман помогает вернуться домой невредимым.
Колесо Солнца
Дарит благополучие в семье, обеспечивает уют и достаток.
Ороборо, или Змеиное Кольцо
Помогает найти лучшее решение проблемы, достичь намеченной цели. Магическая расшифровка этого амулета - взаимосвязь начала и конца.
Трискелион, или Трефот
Символизирует царство бытия. Состоит из трех спиралей, указывающих на бесконечность. Он помогает добиться цели.
Двойной Топор
Знак победителя, властелина, вожака. Он указывает на взаимосвязь между небом и землёй, увеличивает физическую и духовную силу, дарит уверенность в победе.
Трон Одина
Даёт могущество и огромную власть, приносит финансовое благополучие.
Глаз Одина Делает знания чёткими и ясными, помогает отсеять ненужную информацию, развивает у владельца провидческие способности.
Древо жизни, или Иггдрасиль и Обеспечивает владельцу духовное бессмертие. Считалось, что душа носящего такой амулет после смерти найдёт себе новое, удачное воплощение.
Необходимо рассмотреть также материалы, наиболее популярные при изготовлении ювелирных украшений викингов. Они любили золото, но использовали его в изделиях крайне редко, предпочитая сохранять этот металл в земле, а украшения выполнялись из серебра, меди и бронзы, нередко позолоченной и частично покрытой оловом или серебром. Самыми распространенными украшениями были фибулы, цепочки с массивными подвесками, гривны и браслеты. Как правило, на украшениях изображались звери с сильно вытянутыми и перекрученными телами. Богатство и благосостояние человека определялось количеством, качеством и ценовым эквивалентом украшений.
Таблица 2. Основные виды украшений викингов
Технологические цепочки, выбранные для выполнения ювелирных изделий, помогали раскрыть образную составляющую каждого украшения. Древние мастера использовали такие техники обработки металла, как литье, реже - ковку, а также филигрань и зернение. Кузнечные работы викингов были очень изысканны, что говорило о высоком уровне мастерства и профессионализма. Также большим уважением и популярностью
пользовались мастера, которые занимались резьбой: по камню (янтарь, гагат и «черный янтарь»), кости, дереву. Иллюстрацией этого могут служить лучшие образцы резьбы по кости, дошедшие до нашего времени, -Ларец Каммин и Бамберг (Рисунок 2).
Поскольку основными материалами для изготовления декоративно-прикладных объектов у викингов служили природные, то и выбор цвета был ограничен. В изделиях присутствовали только те оттенки, которые можно было получить из местных природных материалов того времени.
Таблица 3. Семантика цвета декоративно-прикладного искусства викингов
Черный Приписывалась пророческая и колдовская сила
Белый Цвет чистоты, непогрешимости, святости
Красный Цвет жизнетворного тепла и света, огня
Коричневый Символизирует поглощение и сплоченность, спокойствие и успокоение, олицетворяет сдержанность, воплощает стабильность, символизирует богатство, поскольку очень сложно добывается
Зеленый Целительный, защитный, символизирует богатство, поскольку очень сложно добывается
Несмотря на скромный колористический ряд, поражает гармоничное сочетание всех имеющихся цветов в одном изделии. В основном использовали черный, белый, красный и очень редко - коричневый и зеленый цвета, поскольку возникали трудности их создания. Характерной чертой ювелирных украшений викингов является применение принципа контраста: контраст фактур, цвета и т.д. Необходимо отметить также массивность форм, первобытность, фактурность, архаичность. Все эти характеристики вдохновляют современных художников на создание коллекций в этом стиле [3].
Викинги первые, кто создал украшения-трансформеры, которые так популярны в нынешнее время. Современные украшения-трансформеры, конечно, модифицированные но принцип конструкции и назначение остаются теми же. Например, шейные обручи викинги скручивали в спираль и носили как браслеты. Для декора использовали филигрань, зернь или ее имитацию, бисер (Рисунок 3).
При создании современных украшений в стиле викингов необходимо рассмотреть прежде всего их доспехи (особенности, предназначение, материал, технику выполнения, а также декор и комплектацию). Важно сделать акцент именно на этом при проектировании ювелирных изделий на начальном этапе формообразования и разработке общей формы объекта. Значимость этой позиции объясняется тем, что викинги были в первую очередь воинами, поэтому за основные формы украшений брали формы доспехов и оружия. Представляется необходимым подробнее остановиться на основных характеристиках экипировки викингов, которая во многом характеризует всю эпоху.
Основой для формообразования украшений служили шлемы круглые и конические. Доспехи состояли из кольчуги, ламеллярного доспеха (представлял собой панцирь, составленный из пластин и соединенные шнуром), наручи и поножи (делались из металлических полос и скрепляли кожаными ремнями). Они показывали статус владельца. Помимо оружейных форм и форм доспехов на ювелирные изделия перешел их декор. Поскольку это были самые важные вещи для викингов, большое внимание уделялось богатому узору. По декоративной отделке оружия и доспехов можно было определить статус и характер их владельца [4].
Необходимо рассмотреть, каким образом все обозначенные выше особенности декоративно-прикладного искусства нашли отражение в современных подиумных украшениях. Именно их использовал в своих украшениях марокканский дизайнер Альбер Эльбаз. В 2011 год Альбер Эльбаз, на тот момент креативный директор дома моды Lanvin, создал и представил в Париже коллекцию украшений, вдохновившись искусством брутальных, сильных, мощных викингов. Альбер Эльбаз - достаточно экстравагантный художник, его работы всегда шокируют и заставляют посмотреть на мир по-новому. Его коллекция основывается на таких характерных особенностях украшений викингов, как массивность, простота формы, цветовое решение, сочетание природных материалов (кожа, дерево, металл) (Рисунок 4).
Эти украшения привлекают внимание необычным дизайнерским решением, соединившим в себе простые геометрические формы и грубость исполнения. Носить их предложил модельер с платьями простого кроя, которые подчеркивают их оригинальность [5].
В современном ювелирном мире помимо подиумных украшений многие компании, предприятия и мастерские предлагают повседневные изделия по скандинавским мотивам. Например, ювелирная мастерская «Руян» предоставляет своим заказчикам подвесы и фибулы из серебра и бронзы (наиболее популярные и распространенные металлы древних викингов) в скандинавском стиле (Рисунок 5).
Еще одна ювелирная мастерская, создающая украшения в скандинавском стиле, - это JOKER. Дизайн и стилистика изделий ориентированы на различные современные молодежные субкультуры. Художники этого объединения разработали совершенно новый подход к моделированию украшений, нашли свой собственный оригинальный и узнаваемый стиль. Иллюстрацией могут служить кулоны коллекции «Арсенал», концептуально сочетающие в себе различные элементы направлений Gothic, Ethnic, Fantasy и Rock. В основу коллекции легли художественные материалы по дизайну древнего оружия викингов. Одним из подвесов этой коллекции является двухсторонний скандинавский мужской кулон мьёльнир с крылатым шлемом и компасом викингов (Рисунок 6).
Рисунок 1. Орнамент викингов. Стиль Боре/Усеберг. VIII век
Рисунок 2. Ларец Бамберг
Рисунок 3. Литая фибула с имитацией зерни
Рисунок 4. Коллекция Альбера Эльбаза, 2011 г.
Рисунок 5. Подвес «Щит Симаргла», работа мастерской «Руян»
Рисунок 6. Мужской кулон «Мьёльнир», коллекция «Арсенал», работа мастерской "JOKER "
Искусство викингов содержит в себе большое количество идей, образов, подсказок и может быть с успехом использовано в качестве основы для творческой самореализации, как начинающими художниками, так и профессионалами. В настоящее время стиль викингов достаточно редко используется в ювелирном искусстве, большую популярность он обрел в мире моды текстиля. Наша задача состоит в том, чтобы обратить внимание художников-ювелиров на это перспективное и самобытное направление в современном декоративно-прикладном искусстве.
Список источников
Будур Н. Повседневная жизнь викингов. IX-XI века. М.: Молодая гвардия, 2007. 496 с.
Вёрман К. История искусства всех времен и народов: в 3-х т. М.: АСТ, 2001. Т. 1. Искусство XVI-XIX столетий. 943 с. Герасимова А. А., Кочеткова И. П. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МГТУ, 2017. 199 с.
Джонс Г. Викинги. Потомки Одина и Тора. М.: Центрполиграф, 2010. 472 с.
Доспехи и оружие викингов: описание, фото [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/artide/220692/dospehi-i-orujie-vikingov-opisanie-foto (дата обращения: 19.05.2018).
Ерёмина Н. В., Хлевова А. А., Хольгер А. Викинги. СПб.: Евразия, 2003. 320 с.
Искусство и художественный стиль в эпоху викингов [Электронный ресурс]. URL: http://dansker.ru/ 20110526399/o-strane/istoricheskie-fakty/iskusstvo-i-hudozhestvennyi-stil-v-epohu-vikingov.html (дата обращения: 19.05.2018). Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 640 с. Мифы и легенды викингов / гл. ред. Т. Хлебнова. М.: Арт-родник, 2003. 64 с.
10. Орнамент всех времен и стилей: в 2-х т. / ред. О. Расинэ. М.: Арт-Родник, 2011. 512 с.
11. Орнамент и стиль в ДНИ [Электронный ресурс]. URL: http://ornament-i-stil.livejournal.com/119289.html (дата обращения: 18.09.2017).
12. Роэсдаль Э. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом. СПб.: Всемирное слово, 2001. 339 с.
13. Руян [Электронный ресурс]: ювелирная мастерская. URL: https://ruyan-master.ru/ (дата обращения: 05.02.2018).
14. Символика кельтского и скандинавского орнамента [Электронный ресурс]. URL: http://mith.ru/treasury/natio/ ireland/celt2.htm (дата обращения: 18.09.2017).
15. Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005. 239 с.
16. Скандинавские обереги: понятие, виды и значение [Электронный ресурс]. URL: https://sueveriya.ru/archives/10431 (дата обращения: 18.09.2017).
17. Скандинавские символы - что мы о них знаем? [Электронный ресурс]. URL: http://runarium.ru/simvolika (дата обращения: 18.09.2017).
18. Сойер П. Эпоха викингов. СПб.: Евразия, 2008. 352 с.
19. Стили и орнаменты в искусстве: каталог. М.: АСТ, 2008. 368 с.
20. Украшения викингов, символы и значения [Электронный ресурс]. URL: http://www.feetgroup.ru/treasure_hunter/ 6335/ (дата обращения: 10.10.2017).
21. Украшения суровых викингов: уникальные изделия, имеющие глубокий смысл [Электронный ресурс]. URL: https://www.livemaster.ru/topic/1502297-ukrasheniya-surovyh-vikingov-unikalnye-izdeliya-imeyuschie-glubokij-smysl (дата обращения: 19.05.2018).
22. Флорентьева Л. Викинги. Набеги с севера. М.: Терра, 1996. 168 с.
23. Черная М. П. Скандинавская женщина эпохи викингов // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 288. С. 41-48.
24. Этнический стиль в одежде: традиции и обычаи прошлого [Электронный ресурс]. URL: http://cutur.ru/publ/podium/ stil/ehtnicheskij_stil_v_odezhde_tradicii_i_obychai_proshlogo/11-1-0-81 (дата обращения: 12.10.2017).
25. Joker [Электронный ресурс]: интернет-магазин. URL: http://www.joker-studio.com/ (дата обращения: 19.05.2018).
USING THE BASICS OF THE ARTS AND CRAFTS OF THE VIKINGS IN CREATING MODERN FASHION JEWELRY
Gerasimova Antonina Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Shaposhnikova Valeriya Olegovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University antonina 73@inbox. ru; 6523 7@inbox. ru
The article deals with the arts and crafts of the Scandinavian peoples using the example of the ancient Vikings, in particular, weapons, ornamental and coloristic series, arts and crafts products. Particular attention is paid to the jewelry art of the Vikings, as well as to the relevance of using the heritage of this people in modern jewelry fashion. The modern aspect of using this style is studied as a basis for creative self-realization of beginning artists and professionals. Focusing the attention of jewelers and consumers on this promising and distinctive trend in contemporary arts and crafts can be considered as the key task.
Key words and phrases: the Vikings; arts and crafts; jewelry art; Scandinavian art; jewelry designers; ornament; semantics; coloristic series; weapons; armor; metals; technology.
УДК 7.036.1 Дата поступления рукописи: 28.01.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.27
В статье на примере творчества И. Н. Щеглова впервые выявляются признаки «третьего пути» в саратовском изобразительном искусстве 1930-1940-х годов. Автор исследует «корневую систему» искусства мастера, анализирует особенности его живописного метода. Обосновывается, что творчество художника по своим образно-стилистическим характеристикам может быть отнесено к направлению живописного реализма. Показано, как искусство «третьего пути» заявляет о себе в период ужесточения культурного климата в стране и как это отражается на творческом и биографическом уровнях жизни художника.
Ключевые слова и фразы: «третий путь»; живописный реализм; импрессионизм; формализм; соцреализм; Иван Никитич Щеглов (1882-1962).
Дорогина Елена Алексеевна
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова dole73@mail.ru
«ТРЕТИЙ ПУТЬ» В САРАТОВСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1930-1940-Х ГОДОВ (И. Н. ЩЕГЛОВ)
Творчество художников, продолжавших в эпоху тоталитаризма работать в направлении фигуративного искусства, далекого как от соцреализма, так и от формальных поисков «авангарда», определяется рядом российских исследователей как искусство «третьего пути» или «третьей струи». Эти понятия являются довольно объемными и включают в себя разнообразные художественные стратегии. Возникнув на рубеже Х1Х-ХХ веков, они продолжали существовать много десятилетий, в том числе - в советские времена с их резкой идеологической поляризацией искусства. Творчество мастеров, не укладывавшихся «в прокрустово ложе правых и левых», привлекает все большее внимание культурного сообщества, о чем свидетельствуют многочисленные выставки, фильмы, публикации воспоминаний. Все активнее интересует оно и ученых. В последние десять-пятнадцать лет вышли исследования М. Ю. Германа (2005) [3], А. И. Морозова (2007) [9],