МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Военная психология: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Феденко. Воен.-полит. орденов Ленина и Октяб. револ. Краснознам. акад. им. В. И. Ленина. - Москва, 1978. - 336 с.
2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - 152 с.
3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. - М.: Воениздат, 1986. 160 с.
4. Курочкин Е.А. Формирование ценностных ориентаций будущих офицеров внутренних войск в ходе образовательного процесса: военно-эстетический аспект/Е.А. Курочкин// Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х частях: сборник научных статей междунар. научно-практ. конф. Часть 1. Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2014. 439 с. С. 276-281.
5. Наумов П.Ю., Матвеев Д.Е. Система ценностей будущего офицера: от понятия к методам формирования. «Молодой учёный». № 7 (42) . Июль, 2012 г. С. 301-302.
© Курочкин Е.А., 2016
УДК 373.2
Елена Петровна Логунова
канд.пед.наук, доцент Мичуринского ГАУ
г. Мичуринск, РФ E-mail: [email protected] Людмила Салимовна Лазарева методист МБДОУ «Детский сад №321» г.о.Самара
E-mail: [email protected] Галина Юрьевна Бурдина канд. ист. наук., доцент СГСПУ г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье анализируется педагогический потенциал народной педагогики в организации и содержании учебного процесса дошкольной образовательной организации. Указывается на сензитивность периода дошкольного детства для формирования и развития личности ребенка на основе народных традиций.
Ключевые слова
народная педагогика, традиции, этнопедагогика, дети дошкольного возраста, учебный процесс, детский фольклор
Интерес к народным традициям в контексте педагогических задач не угасает, периодичность обращения к ним как средствам образования и воспитания зависит от многих факторов. В том числе, от потребности в поиске оптимальных условий для формирования и развития личности ребенка в один из самых сензитивных для этого периодов - период дошкольного детства. Народной педагогикой называют исторически сложившуюся «совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обрядах, традициях, детских играх и игрушках» [8, с. 29].Под «традицией» в педагогической литературе понимаются исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению идеи, взгляды, обычаи, порядки и правила поведения. Н.Н. Волков считает народные традиции воспитания «главным условием
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
национального возрождения» [6, с. 150].
Как показывает практика, в современных детских садах обращение к народной культуре уже давно закрепилось как естественная составляющая воспитательных мероприятий. Практически нет ни одной организации, в которой не обращались бы к народному творчеству, не предусматривали проведение народных праздников как коллективной формы работы с детьми. Исследователи называют этот процесс «этнопедагогизацией воспитания» [2, с. 150]. Такое отношение к традициям народной педагогики вполне объяснимо: в ней нашли отражение идеалы воспитания, благодаря которым обеспечивается выживание и прогрессивное развитие народа.
Основу народной культуры составляет система знаний о «своеобразии родного края», о своей малой Родине[9, с. 423], соответственно, обучение детей, по мнению специалистов, должно строиться с учетом региональной специфики [1, с. 301]. В силу возрастных особенностей воспитанников дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), освоение знаний должно базироваться на эмоциональном переживании образов Родины, в том числе художественных. В этом случае идеальным средством с точки зрения формы и содержания является детский фольклор, который передает отношение к родной природе, земле, месту, где родился и живет ребенок. Устные народные произведения для детей - это сочетание житейской мудрости и богатства языка, необыкновенной образности и тонкой иронии, игрового начала и чуткого позитивного восприятия жизни. Именно эти качества обеспечивают популярность фольклора, его востребованность детьми.Исследователи отмечают наличие нескольких точек зрения на понятие фольклора, основной из которых является его понимание как синонима устного народного творчества [3, с. 193].Классификация «детского» фольклора также требует дальнейшей разработки, на данный момент существует представление о «поэзии пестования» («материнская» поэзия) и «игровом» фольклоре [4, с. 148].Собственно, под «детским фольклором» чаще понимается творчество взрослых авторов, предназначенное для детей и творчество юных авторов [10, с. 493-494].Еще один компонент народной педагогики - этноэтикет. Под ним понимается «национальный этикет того или иного этноса, который складывался из правил поведения в его повседневной бытовой культуре, системы традиционных взаимоотношений между всеми членами этноса, в том числе - на основе народной педагогики» [5, с. 4].
Практически в каждой из образовательных областей, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) в образовательной программе, возможно обращение к народной культуре как средству воспитания и образования детей. Так, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о народных традициях, праздниках; речевое развитие - формирование представлений о фольклоре; социально-коммуникативное развитие - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и т.д. Исследователи отмечают основы народной педагогики: жизнь - лучший источник воспитания; совместный труд взрослых и детей; метод повторения - приучения («делай как я») [7, с. 27].
Условиями эффективности применения традиций народной педагогики в практике детских садов является, в том числе, подготовленность кадрового состава и его готовность к саморазвитию, к изучению соответствующего материала, к апробации наработок и рефлексии. Но, как показывает практика, обязанность воспитателей и педагогов ДОО не только выполнять свои профессиональные функции, но и оформлять большое количество сопровождающих документов, часто оказывается тем препятствием, которое сдерживает процесс постоянного поступательного движения вперед, совершенствования. Так, стремление соответствовать реалиям времени, интересоваться новыми знаниями и технологиями показывают в среднем около 24% работников ДОО [11, с. 164]. Традиционно в учебном процессе ДОО активно используются художественные материалы для продуктивной деятельности детей - изобразительной, декоративно-прикладной, лепке и т.д. Однако системой такое обращение к народной художественной культуре назвать сложно, скорее оно носит фрагментарный характер: при осознании педагогами ее значимости, лишь небольшая их часть показывает необходимые этнокультурные компетенции. По сути, использование элементов народной культуры позволяет обеспечить игровой, занимательный характер воспитательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
действий, придать «форму», остаться в «безопасном пространстве» с точки зрения воздействия на ребенка при отсутствии четкой системы нравственных ориентиров, утвержденных на государственном уровне и отраженных в выстроенной единой системе образования. И действительно, народная педагогика выполняет в таком случае компенсаторную функцию и с честью справляется с возложенными на нее обязанностями: вековой опыт народных традиций воспитания срабатывает в любых сложных современных ситуациях.
Однако, перспектива развития форм и методов воспитания при опоре на народные традиции возможна лишь при условии мониторинга процесса и результатов деятельности, их адаптация и корректировка в условиях современных реалий с учетом региональных особенностей и возрастных изменений растущего дошкольника.
Список использованной литературы:
1. АсадулаеваФ.Р., БачиеваЭ.Ю. Этническая культура как общественная и личная ценность в образовательном процессе //http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1205166 Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 12. - С. 301-307.
2. БашиеваЖ.Д. Роль народных традиций в развитии образования.гуманизация образования средствами народной педагогики // Система ценностей современного общества. - 2013. - № 31. - С. 150-155.
3. БережноваЛ.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
4. Бурдина Г.Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе детского фольклора в дошкольной образовательной организации // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25-26 марта 2016 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть I. - Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. - С. 143-151.
5. Бурдина Г.Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы)//Интернет-журнал «Науковедение», 2014. № 2 (21) . М.: Науковедение, 2014. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/70PVN214.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
6. Волков Н.Н. Вечность воспитания // Народное образование. - 1994. - № 4. - С. 68.
7. ДагбаеваС.Б. Этнопедагогические аспекты социализации современных школьников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - Т. 6. - № 4. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru/j ournal/2014/4/Dagbaeva.phtml.
8. Лаврентьева И.А. Система форм и методов народной педагогики в художественном воспитании дошкольников // Педагогика искусства. - 2016. - № 1. - С. 28- 36.
9. Сапунова, В.С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В.С. Сапунова, Л.С. Лазарева, Т.А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), НС. Искрин, О.Ю. Козырь;СИПКРО; ПГСГА. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С.419-432.
10.Туктарова, А. В.Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского фольклора (методический аспект) [Текст] / А. В. Туктарова, Г. Ю. Бурдина_// Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), НС. Искрин, О.Ю. Козырь;СИПКРО; ПГСГА. - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С.492-497. 11.Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория ипрактика образования в современном мире: материалы VIIIмеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163-166.
© Логунова Е.П., Лазарева Л.С., Бурдина Г.Ю., 2016