МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
В современном российском обществе сложилась ситуация, когда вопросы, связанные с правовой культурой и правовым сознанием, требуют особого внимания, так как их разрешение напрямую связано с проблемами правового воспитания. Это внимание оправдано как со стороны юриспруденции, так и со стороны педагогической науки.
Список использованной литературы:
1. Гаджиева П.Д. Детям о правах. Учебное пособие: Махачкала, 2009 г.
2. Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. - 2010. - N 6. - С. 64-66.
3.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие для студентов вуза: М, 2003 г.
© М.А.Курбанов, 2016
УДК 373
Литвинова Ольга Владимировна
старший преподаватель кафедры дошкольного образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
г. Самара, РФ E-mail: [email protected] Прыскина Елена Александровна к. п. н., доцент кафедры дошкольного образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
г. Самара, РФ E-mail: [email protected] Чичикалова Зоя Ивановна воспитатель ГБДОУ детский сад № 39 Центрального района
г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье обосновывается актуальность развития ассоциативного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов, особенностей современной культуры. Рассматриваются сущность ассоциативного мышления, его структура, характерные ассоциативные цепочки, изучены средства, приемы и формы развития ассоциативного мышления детей в условиях художественно-творческой, а именно изобразительной, деятельности. Приведены примеры работы в технике монотипии, кляксографии.
Ключевые слова
Ассоциативное мышление, дошкольники, младшие школьники, художественно-творческая деятельность.
В контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования (далее - ФГОС ДО и ФГОС НОО) задача развития у детей ассоциативного мышления приобретает особое значение в силу того, что в условиях современной системы обучения требуется запоминание и осознание большого количества новой информации. Ассоциативное мышление (далее - АМ) помогает связывать новые и усвоенные знания, обеспечивает успешность различных видов продуктивной деятельности. На его базе формируется наглядно-образное мышление. Обращение к теме
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
актуально и в силу того, что мозаичный характер современной культуры диктует ориентацию на быструю смену впечатлений, на признание оптического критерия ведущим [5, с. 344]. Для детей характерны клиповое сознание, зависимость от интернета, экранной культуры [7, с. 144].
АМ характеризуется способностью человека устанавливать взаимосвязи между предметами и образами, находить сходства. Ассоциация - связь между отдельными фактами, явлениями, объектами, которые отражаются в сознании человека и «отпечатываются» в его памяти: актуализация одного элемента вызывает образ другого, соотносящегося с ним. Переоценить значение АМ сложно: оно помогает создавать идеи - неординарные, прежде не имеющие места; регулирует процесс образования смысловых связей; развивает воображение; связывает определенную задачу с подобными признаками других объектов: символами, образами, запахами; стимулирует процесс запоминания и вспоминания информации (через создание ассоциативной цепочки).
На АМ основано подавляющее число детских игр: так, ребенок легко «превращает» скакалку в змею, например, опираясь на характерные и тем самым объединяющие их свойства. На протяжении жизни человека число ассоциаций увеличивается, что позволяет ему решать сложные жизненные ситуации. Процесс нахождения ассоциаций предполагает несколько способов построения ассоциативных связей, например: по смежности во времени и пространстве (окно - дом, лист - дерево); по сходству (подобию) (свеча - факел, мяч - планета); по контрасту (радость - грусть, мальчик - девочка); по причинно-следственным связям (ожог - боль); по дополнению (зубная нить и зубная паста); по обобщению (огурец - овощ). В процессе применения этих и других способов и в контексте условий их использования ассоциации делят на виды, например: тематические (маркетинг и реклама); фонетические (день и пень); словообразовательные (труд и трудиться).
Существует много приемов для развития АМ: 1) ассоциативные цепочки по заданной теме. Например, для темы «Зимние каникулы»: «новый год - снег - елка - подарки - коньки». Таким образом, каждый ребенок высказывает свое предположение. Можно усложнить задачу - построить ряд ассоциаций, используя только прилагательные, глаголы или существительные. Также можно дать задание дополнить пробелы: даются только первое и последнее слова в цепочке, дети же должны восстановить остальные. Ассоциативные цепочки могут быть использованы там, где необходимо запомнить последовательность событий, даты, определения; 2) символизация: при помощи цвета, рисунков выразить характер произведения, персонажей, впечатление от прослушанного музыкального произведения; 3) ассоциативное запоминание (для запоминания орфограммы она представляется в виде яркого значка); 4) ассоциативная пантомимика. Например, изучая словарное слово «мороз», дети показывают пальцем букву О, что ассоциируется с запоминаемой гласной. Или, например, то же слово «мороз» запомнится легче, если изобразить мимикой холод [4].
Процесс формирования АМ проходит в два этапа. Первый этап - коннотативный. Он способствует формированию компонента ассоциативного мышления и актуализации ассоциативности и воображения. Второй этап - рационально-рефлексивный. Он содействует способности школьника оценивать получившийся у него образ, развивает способность проектировать его сюжетную линию.
АМ развивается разными способами, формами, в различных условиях. Особым потенциалом обладает художественно-творческая деятельность (далее - ХТД), в которой ребенок имеет возможность выразить свои чувства и эмоции. Под ХТД исследователями понимается деятельность, направленная на «эстетическое освоение мира» посредством искусства, постижение человеком культуры и искусства, на создание оригинальных продуктов творчества [3, с. 30]. Выразительность создаваемых образов в рамках различных видов искусств определяет богатство и разнообразнее ассоциаций. Продукт, полученный в результате ХТД, имеет следующие характеристики: материальное и духовное выражение, новизна, оригинальность [2].
Существует большое количество приемов для развития АМ младших школьников в ХТД. В качестве примера можно привести такой прием как символизация. С его помощью можно выразить отношение к определенному литературному произведению или произведению изобразительного искусства - при помощи цвета, изобразив в виде художественного образа свое переживание, эмоциональную реакцию, отношение. Этот прием помогает учителю распознать чувства и эмоции, полученные после просмотра предлагаемых произведений.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Развитие АМ идет и на уроках изобразительного искусства. Специфика «занятий изобразительной деятельностью требует постоянной работы мысли, разного вида воображения, мышления, творческой активности, самостоятельности и инициативы» [6, с. 155]. Ассоциации присутствуют в мыслительной деятельности юного художника постоянно - на всех этапах создания произведения, работы над созданием художественного образа. Например, учитель предлагает детям рассмотреть цветовые пятна или кляксы (кляксография), изображенные на листе бумаги, и просит рассказать, какие ассоциации они вызывают (обращается с вопросом «Что или кого вы видите на листе?»). Дети пытаются в форме пятна увидеть какой-либо образ, скрытое настроение, и потом поясняют свой выбор. Дети могут назвать какой-то конкретный предмет, либо воспользоваться методом ассоциативных цепочек. Результатом является конкретная ассоциация, вызванная в воображении данным цветовым пятном. Кляксография большой популярностью пользуется в дошкольном образовании. В начальной школе техника усложняется от раздувания краски из трубочки (соломинки) (под углом, из стороны в сторону - чтобы краска растекалась по листу) до применения на уроках импровизации в технике монотипии (способ создания цветных или черно-белых оттисков) [1, с. 8687]. Монотипия позволяет создавать неповторимые образы, спонтанные заливки, достигать эффектов, которые сложно сделать кистью. После получения нескольких отпечатков, дети выбирают тот, с которым потом будут работать - дорабатывать художественный образ с помощью кисти, туши и т.д. Композиционное решение предполагает активное использование превращения одной формы в другую за счет языка метафор, в основе которых - ассоциации.
Формы ХТД могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения: 1) иллюстрирование прочитанных книг, просмотренных спектаклей или передач, наблюдений природы; 2) рисование акварельными, гуашевыми красками на разных основах - цветной бумаге, тонированной бумаге, рисование мелками, пастелью и другими средствами; 3) декоративное творчество; 4) создание коллективных работ в различных техниках (коллаж, аппликация); изображение на плоскости или создание объемных объектов.
Таким образом, в рамках художественно-творческой деятельности у детей идет развитие его ассоциативного мышления. При сформированности данного типа мышления развивается воображение, дети вовлекаются в творческий процесс и у них появляется возможность создавать новый для них продукт, им легче адаптироваться к окружающему миру, раскрыть свой потенциал.
Список использованной литературы:
1. Беляева О.М. Пейзаж-ассоциация в изобразительной деятельности школьников // Начальная школа: Плюс до и После. - 2010. - №6. - С.86-88.
2. Большаков А. В. Многообразие видов творческой деятельности [Текст] / А. В. Большаков // Аналитика культурологии. - 2007. - № 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/mnogoobrazie-vidov-tvorcheskoy-deyatelnosti.
3. Гердт Н.И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Гердт // Начальная школа. - 2009. - № 12. - С. 30-33.
4. Краснослободцева А.Е. Детство как социокультурный феномен [Текст] / А. Е. Краснослободцева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 5 (73). - С. 102-108.
5. Литвинова О.В. Развитие образного мышления ребенка в архитектурной среде города // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), НС. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - 584 с. С.344-352.
6. Прыскина Е. А. Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» [Текст] / Е. А. Прыскина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 155-158.
7. Чичканова Т. А. Организация художественно-эстетического воспитания студентов направления подготовки «Педагогическое образование» [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогическое мастерство и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 143-145. - ISSN 2411-9679.
© О.В. Литвинова, Е.А. Прыскина, З.И. Чичикалова, 2016
УДК 355.233.22
Лобанов Юрий Яковлевич
докт. пед. наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ МИКРОСРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье исследованы возможности формирования физкультурно-спортивной микросреды вуза на основе взаимодействия личности и общества в процессе образования. Сформулировано понятие физкультурно-спортивной микросреды вуза. Сделан вывод о необходимости формирования благоприятной микросреды для эффективной подготовки специалиста.
Ключевые слова Физкультурно-спортивная микросреда, мотивация.
Успешное формирование социально важных качеств личности в процессе физической подготовки возможно только при условии активного отношения индивида к этому процессу, при этом сама деятельность является ведущей формой проявления активности [2].
Активность определяется тем личностным смыслом, который связывает человека с реальностью жизни, с ее условиями [1].
Таким образом, следует считать, что активность человека есть не только феномен самовыражения самой личности, следование своим убеждениям, знаниям, умениям, склонностям, способностям, воли и нравственным ценностям, но и реакция индивида на какие-то созданные для него условия, побуждающие к активной деятельности [4]. При этом основной источник активности личности - ее мотивация.
Любая, в том числе и физкультурно-спортивная деятельность, создает предпосылки для формирования личности индивида как непосредственно в процессе самой деятельности, так и опосредованно в результате воздействия условий, в которых она протекает.
Обучающая среда высшего учебного заведения выступает как опосредующее звено между обществом и индивидом [3]. Это значит, что процесс взаимодействия общества и индивида идет не прямо, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. При этом физкультурно-спортивная микросреда является специфическим проявлением общей макросреды вуза и одним из составных элементов системы "макросреда - микросреда - личность". Макросреда вуза представляет собой совокупность относительно устойчивых, систематических связей, включающую в себя те из них, в которых личность выполняет определённую роль, имеет свой статус, выступает в качестве субъекта общественно значимой деятельности и имеет возможности для удовлетворения собственных потребностей.
Физкультурно-спортивная микросреда - это профессионально-образовательное и культурное пространство вуза, создаваемое его педагогической системой, с выраженной функционально-ролевой определенностью положения его членов, содержанием учебной и воспитательной работы, имеющее физкультурно-спортивную направленность и ориентированное на развитие профессионально и социально значимых качеств у обучаемых, приобщение их к общенациональным и общечеловеческим ценностям [5].