вать человека в обществе и проявить его «Я». В статье кандидата педагогических наук АГАО имени В.М. Шукшина А.Ю. Ару-тюнян сказано, что «Адаптация и социализация являются взаимосвязанными процессами - осуществляя адаптацию, индивид социализируется в обществе, а социализация включает в себя адаптацию как основной компонент. Благодаря адаптации человек приобщается к социальной жизни, в процессе социализации получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль» [2, с. 11]. Новым взглядом на проблему является тот факт, каким образом человек социализирует себя в обществе, используя богатый потенциал декоративного искусства, в частности регионального промысла - Урало-сибирской росписи. Проблеме передачи многовекового опыта, посвящена монография «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX-начало XXI в.)», написанная искусствоведами Т.М. Степанской, Л.И. Нехвядович. В ней говорится: «понятие художественной традиции трактуется данными авторами как, «процесс отбора, освоения, передачи и развития исторически сложившегося художественного опыта. На Алтае проявилось свойство преемственности не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но здесь реализовывались и «горизонтальные» связи, т.е. «взаимная передача культурных традиций от региона к региону, от народа к народу» [3, с. 11]. И в этом вопросе необходимо обратить особое внимание на процесс социализации человека на основе художественно-прикладных видов труда в развитии профессионального искусства, как этот процесс происходил ранее и что происходит в настоящий момент.
Миграция переселенцев происходила на территории всего алтайского края и здесь актуально отметить тот факт, что в регионе появлялись разные культурные традиции. В зависимости от районов существовало отличие в элементах, мотивах и цветовом строе росписи. В целом техника исполнения росписи была едина, и узнаваема в разных районах края. Это дает нам право говорить о продолжении традиции выполнения росписи. Эта техника описана исследователем росписи Н.И. Каплан. Автором проводится описание росписей домов, частей архитектурного убранства. Изучением росписи занимались исследователи В.В. Барадулин, Л.В. Живова. Большой интерес представляют исследования по описанию жизни народов Сибири Е.А. Ащеп-кова: «Взаимодействие культур русских переселенцев и местных народностей проявилось в многообразии декоративных приемов творчества сибирских строителей. При изучении русской народной архитектуры Сибири невозможно пройти мимо других
Библиографический список
областей художественной культуры сибиряков - музыки, фольклора, живописи (росписей), созданных на основе быта, уклада жизни и дающих возможность в большей степени вскрыть генезис народной архитектуры» [4, с. 16]. В течение жизни окружающая обстановка, люди претерпевали определенные изменения. Искусствоведческий анализ истоков урало-сибирской росписи впервые был сделан Е.Э. Бломквист в «Бухтарминских старообрядцах». Исследованием росписей на Алтае занимались также научные сотрудники Алтайского музея изобразительных и прикладных искусств под руководством Л.И. Снитко. Экспонаты, привезенные из экспедиций, сейчас можно увидеть в Государственном Художественном музее Алтайского края. Начиная с 1979 года, над исследованием росписи трудился научный сотрудник алтайского художественного музея Н.П. Гончарик. Позднее в состав музея перешли сотрудники Центра фольклора и народных ремесел, которые приняли участие в исследовании местного промысла. Художник центра фольклора Л. В. Живова, один из авторов книги «Домовая и прялочная роспись на Алтае», подробно изучает историю и развитие урало-сибирской росписи, систематически публикует статьи с материалами экспедиций по региону. Исследователю урало-сибирской росписи В.А. Барадулину удалось выявить авторов многих наиболее талантливых росписей: И.В. Белова, Ф. Корчагина, В.К. Рябкова, П. и Е. Мальцевых. Человек был выходцем из природной среды, и эту природу он переносил в дом в виде росписи как настенной, так и на предметах быта. Специальных учебных заведений по подготовке специалистов по росписи не существовало, но есть сведения о том, что мастера сами обучали молодых специалистов по росписи. Мастера тоже отличались по «статусу»: первой руки мастер, второй руки мастер и т.д.
Во многих регионах России образовывались русские национально-культурные центры и общества, авторские фольклорные центры, школы народных ремесел. В настоящее время переносчиками искусства по развитию народной художественной культуры остается сфера образования, включающая различные учебные заведения: общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования и культурно-просветительские учреждения.
В современное время цель образования - подготовка человека к деятельности в новых организациях в новых социокультурных условиях. Специалист любого профиля является продуктом не только образовательного поля, но и своего времени и для наиболее полной социализации необходимо как можно полнее знать и чувствовать культуру своего народа.
1. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. Над чем работают, о чем спорят философы. - М., 1974.
2. Развитие личности в образовательном пространстве: труды 10-й Всероссийской научно-практич. конф.: в 2 ч. - Бийск, 2012. - Ч. I.
3. Степанская, Т.М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX-начало XXI в.): монография / Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович. - Барнаул, 2009.
4. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. - М., 1953.
Bibliography
1. Kagan, M.S. Chelovecheskaya deyateljnostj. Opiht sistemnogo analiza. Nad chem rabotayut, o chem sporyat filosofih. - M., 1974.
2. Razvitie lichnosti v obrazovateljnom prostranstve: trudih 10-yj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. - Biyjsk, 2012. - Ch. I.
3. Stepanskaya, T.M. Russkaya khudozhestvennaya tradiciya v iskusstve Sibiri (konec XX-nachalo XXI v.): monografiya / T.M. Stepanskaya, L.I. Nekhvyadovich. - Barnaul, 2009.
4. Athepkov, E.A. Russkoe narodnoe zodchestvo v Vostochnoyj Sibiri. - M., 1953.
Статья поступила в редакцию 08.08.14
УДК 7.036
Urusova N.P. TRADITIONS OF PUBLIC ART OF THE CAUCASUS AS FACTORS OF THE MODERN SPIRITUAL CULTURE. This article discusses an issue of folk art, folk artists schools, rationality and the aesthetics of utilitarian things of a rural life, public understanding of beauty. The aim of the article is to analyze the archaic safety layers of ethnic artistic traditions and a new understanding of folk art. This direction is also complemented by considering a value of folk art in the education of an active and creative personality. The author of the research carries out an attempt to evaluate the role of the traditional image of the architectural environment in the history of construction of the ancient Caucasian settlements. It is concluded that the experience of folk artists contributes to the development of local traditional cultural identity, expression of popular artistic vision.
Key words: public art, material culture of folk, products of folk public life, ancient settlements, modern look of architectural environment.
Н.П. Урусова, канд. иск., доц., зав. каф. «Дизайн» факультета Дизайна и искусств Северо-Кавказской гос. гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск, E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КАК ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются проблемы народного творчества, школ народных мастеров, рациональность и эстетика утилитарных вещей сельского быта, народного понимания красоты. Целью статьи является анализ сохранности архаических пластов этнических художественных традиций и нового понимания народного искусства. Данное направление дополняется также рассмотрением значения народного искусства в воспитании активной творческой личности. В качестве исследовательской задачи автором также была сделана попытка оценить роль традиционного облика архитектурной среды в истории строительства древних кавказских поселений. В заключении сделан вывод о том, что опыт народных мастеров способствует развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения.
Ключевые слова: народное искусство, материальная культура народа, изделия народного быта, древние поселения, современный облик архитектурно-предметной среды.
История развития общества тесно связана с формированием материальной культуры. Быт, нравы, характерные черты народов и отдельных национальностей всегда находили выражение в вещественных средствах существования.
Народное творчество сел всегда было уделом изучения этнографов, не попадая в поле зрения искусствоведов. Несмотря на некоторые ошибки и необоснованные эксперименты, народное искусство, тем не менее, продолжает функционировать как мощный пласт художественной культуры. Тысячи и тысячи народных мастеров оказываются ее носителями. Традиции школ народного мастерства, национальные и региональные составляют ее богатство. Природные ритмы пронизывают разные сферы жизни и естественно, в первую очередь - народное искусство. Народный мастер мыслит образами, отсюда ощущение его причастности к природному миру.
Сама жизнь настоятельно выдвигает необходимость нового понимания народного искусства. Оно может утвердиться только с наиболее прогрессивных традиций в решении современных проблем духовной культуры. Необходимо выделить всей системой организации и критериями оценок народное искусство, как самостоятельный тип художественного творчества, равный по культурной и эстетической функциям другому типу - искусству профессиональных художников.
Мир вещей человека всегда был отображением его деятельности, поступков, характера, культуры, социального положения в обществе. Эти явления особенно характерны для сельского быта, который формировался, как правило, комплексно и эстетически полноценно. Процесс создания материальной культуры народа часто удивлял умением синтезировать практические и эстетические потребности в предметах окружающей среды. Ремесленный труд как будто сам собою порождал предметы умные, удобные и красивые. Опытный мастер в своем воображении сводил все качества в единое целое, в результате чего создавался образ изделия.
История формирования быта, особенно сельского, таит в себе много примеров рациональной организации всего домашнего уклада. Опыт ремесленного творчества может способствовать созданию целого комплекса специфических предметов домашнего обихода, не устаревших по своему назначению и в наше время. В нашей многонациональной стране есть свои, характерные для определенных регионов товары. Изучение функций и форм изделий народного быта прошлого, истоков формирования быта многих национальностей, населяющих нашу страну, непременно даст положительные результаты.
В сельском хозяйстве и быту особое место занимали предметы домашнего обихода, орудия труда, инструменты. Именно в этих изделиях ярко проявлялось умение мастера-ремесленника синтезировать форму в прямой зависимости от ее функционального назначения. При этом он постоянно совершенствовал свои знания о свойствах материалов, овладевал максимумом приемов их обработки, стремился к выразительной форме, удовлетворяющей самые разнообразные утилитарные нужды. Эти бытовые предметы логичны, цельны; в них заключена зрелая, обдуманная и строгая конструктивность. В деревенском быту почти не существовало вещей чисто декоративного назна-
чения. Рациональность заключалась во всем, даже во внешнем оформлении. Многие бытовые предметы своими плавными очертаниями и незамысловатым декором создавали в интерьере сельского дома единую художественную композицию.
«В приспособлениях и инструментах ремесленник решает не только утилитарную конструктивность, но и внешнюю выразительность формы, то есть максимальную информативность функции данного предмета, которая выражена в рациональной организованности деталей, что в конечном итоге придает предмету определенную художественность. Естественно, что народная мудрость, смекалка, необходимость облегчения труда отложили свой отпечаток на этот вид изделий народного творчества. Они обладают многими синтезированными качествами формообразования, продиктованными утилитарной функцией, потребительскими и эстетическими свойствами» [1].
Привлечение современных народных мастеров к производству товаров широкого потребления, созданных на основе традиций рационального синтеза функции и формы, будет способствовать значительному вкладу не только в материальное обогащение вещественного мира, но и формированию определенных концепций бытовой культуры, домашнего устройства. Проведение ярмарок, создание обществ, дней ремесленников способствует «очищению» народного мастерства от понятий ложной красоты, не имеющей утилитарной или рациональной основы.
Многолетний опыт формирования изделий народного быта имеет богатую основу для разработки научных теоретических трудов не только в области декоративно-прикладного искусства, но и архитектуры, строительства, дизайна, инженерного конструирования. «Человечность» бытовых изделий, их соответствие человеческим нуждам, настроению, мыслям, чувствам, привычкам, традициям - есть основа настоящей бытовой культуры. Отражая народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость, народное искусство несет нравственность, духовность, выковываемые историей каждого народа и всего человечества.
Сегодня народное искусство привлекает все большее внимание не только исследователей, но и широких слоев населения, как в нашей стране, так и за рубежом. Особый интерес вызывает состояние народного искусства в наши дни и перспективы его развития. Вопрос о сохранности архаических пластов этнических художественных традиций в современном народном искусстве широко обсуждается. Некоторые исследователи традиционного искусства народов Европы и исследователи народного творчества в нашей стране пессимистически оценивают ситуацию. Большинство же исследователей видят хорошие перспективы развития народного искусства. Народное искусство как художественная система определяется в собственной целостности. Возрастает эстетическая ценность национальных, краевых школ народного мастерства. Укрепляется значение рукот-ворности в создании вещей, дух ремесла и традиции.
Наличие противоположных точек зрения на судьбы народного искусства объясняется тем, что отдельные его виды в одних регионах развиваются, в других исчезли, в третьих - искусственно воскрешаются. Все эти явления существуют на фоне возросшего интереса к традиционной народной культуре: к на-
родным песням и танцам, к обрядам и праздникам, народному театру, костюму и т. п. В разных странах, народы которых прошли свой неповторимый путь развития и формирования, состояние народного искусства имеет свои отличительные черты.
Декоративное искусство резко дифференцируется в своих культурных функциях. Большое значение имело развитие дизайна, принявшего на себя утилитарную функцию предметного творчества. Не менее значительно было утверждение декоративного искусства в его собственной художественности, равноправно с живописью и скульптурой. Именно в таком контексте народное искусство восстанавливает свою духовную функцию, утверждается в собственной художественной самоценности. Возрождаются забытые мотивы, приемы, образы и техники. Народное искусство, как художественная система, определяется в собственной целостности. Возрастает и эстетическая ценность национальных, краевых школ народного мастерства. Укрепляется значение рукотворности в создании вещей, дух ремесла и традиции. Неслучайно в это время рождаются новые виды народного творчества [2].
С каждым годом возрастает социальный заказ на народное искусство в нашей страны и за рубежом. Заметно оживляется внимание к традиции в селах. Многие утвердившиеся понятия, такие, как школа, традиция, коллективность, образ, приобрели новые теоретические и практические аспекты, иное содержательное понимание.
Роль народного искусства в формировании современной среды может быть многообразной. Это может быть и психологически-эмоциональное воздействие, содержательно-образное, и, напротив, проявляться в каких-то очень устойчивых качествах. Благодаря этому народное искусство несет обогащение архитектурно-предметной среде, дает огромный заряд живой творческой силы, одухотворяет ее. В век широчайшей индустрии оно устанавливает свои тончайшие, порой невидимые связи - от природы к человеку, от истории к современности, без которых проблематично гуманистическое развитие человечества.
Ведь не случайно, что именно в эпоху экологического кризиса вопрос народного искусства с его началами личностного и общечеловеческого для каждого народа, с его неисчерпаемостью духовного и эстетического содержания, приобрел глобальный характер. Самой современностью он выдвинут в систему новых значимостей и это определяет его место в системе современной культуры.
Перед научной мыслью стоит задача выработать критерии оценок народного искусства согласно его собственной целостности и сущности, а не заимствовать их у искусства профессиональных художников. Исторически народное искусство - основа всей художественной культуры. Его связи с другими видами и типами искусства трансформируются во времени - в развитии, а не во внешних заимствованиях и влияниях. Эти связи могут ослабляться или усиливаться, могут действовать скрытно или явно, но при этом не уничтожаются.
Судьбы народного искусства привлекают внимание у нас в стране не только специалистов, они волнуют самую широкую общественность. Возрастает интерес к народному искусству. Актуальность его проблем и для развития художественной культуры, и для национальной культуры в целом очевидна. Вопросы народного искусства приобретают новую остроту в свете проблем экологии, проблем среды, окружающей человека. Тесно связаны и с проблемами деревни, села. Таким образом, судьбы народного искусства совпадают с проблемами духовной культуры.[1]
Современный облик архитектурно-предметной среды складывается под влиянием целого ряда концепций. Одни из них возникли давно и утратили привкус новизны. Другие продолжают развиваться на экспериментально-художественном уровне и входят в обиход через журналы, выставки и салоны. Критерием выявления стилей послужили визуальные качества среды и отдельных ее элементов, опирающиеся на использование тех или иных доминирующих принципов формообразования.
О традиционном облике древних поселений судить в настоящее время становится все затруднительнее. Все большее число старых селений перестраивается по современной системе, все меньше сохраняется домов архаичного типа. Процесс формирования и развития типов народного жилища и общественных сооружений в основном определяется взаимодействием социальных и хозяйственно-экономических предпосылок, природно-климатических условий и этнокультурных традиций.
«Уже само расположение древних поселений вблизи горных пастбищ, в изолированных труднодоступных ущельях диктовалось как интересами скотоводческого хозяйства, так и условиями безопасности. Народным строителям приходилось считаться и с сильно пересеченным рельефом, и с малоземельем в ущельях. Отсюда особенности террасного расположения поселений. Жилища обращались фасадом в южную или юго-восточную сторону. Все аулы расположены, как правило, на солнечных склонах гор» [3].
Находясь под естественной защитой гор и бурных речек, горцы в смутные времена все же прибегали и к строительству искусственных укреплений. Крепостные сооружения и дозорные башни, возвышаясь своими вертикалями над массивами жилищ, придавали аулам неповторимый облик. Именно в умении народного строителя подчинять природные и материальные возможности конструктивно-художественным задачам вырабатывался выразительный образ жилища. Все отмечено простотой и целесообразностью, дышало своеобразной художественной силой.
Несмотря на многие общекавказские черты, складывавшиеся в народной архитектуре, в формах поселений, композиции жилищ, характере строительных элементов развивались и сугубо местные, локальные варианты, типичные для отдельных ущелий. В сложении основных строительных приемов отчетливо сказывается применение местных материалов - камня, сосновых бревен, глины и щебня.
«В более влажных западных ущельях при обилии лесных массивов в строительстве жилищ применялось в основном дерево. Бревенчатые постройки придавали характерный облик старым аулам. Бревенчатые дома складывались из цельных сосновых стволов, от чего зависели и размеры жилого помещения и его структура. Поперечные стены определялись длиной этих бревен, а продольные - в случае необходимости -наращивались. Позднее, во второй половине 19 - начале 20 веков, развивались более современные строительные формы, с применением уже новых материалов - самана, железа, досок. Планировка диктуется рельефом местности, формой расположения приусадебного участка, характерны крытые хозяйственные дворы» [3].
В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. В наше время утрата веры в идеалы, привела к дефициту у молодежи духовности и чувства национального самосознания. Поэтому сегодня необходимо приобщать подрастающее поколение к пониманию ценностей народной национальной культуры. Большое значение в этом процессе имеет роль учителя, особенно, на начальном этапе, так как педагог не только помогает детям войти в новый мир знаний, но и одним из первых знакомит их с народным искусством и культурой того края или региона, где они проживают.
Многовековые традиции национальной культуры и опыт народной педагогики дают возможность современному учителю воспитывать активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности людей, понимающих и сохраняющих культуру своего народа. Происходящие в настоящее время изменения в системе образования преследуют своей целью создание условий для развития активной творческой личности.
Опыт народных мастеров способствует развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Уникальные произведения народных мастеров имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к эстетическим ценностям.
Необходимо, чтобы в каждой школе, находящейся в местах бытования того или иного вида традиционных искусства народных мастеров, учитель соответственного цикла педагогических дисциплин преподносил их опыт учащимся на основе местных художественных технических приемов. Именно это будет способствовать возрождению и развитию многообразных проявлений национальной художественной культуры.
Подобная деятельность требует участия специалистов разного профиля, а также энтузиастов, в том числе самих преподавателей средних школ, которым следует активнее привлекать учащихся к сбору, оценке и обобщению материалов по местным видам искусства народных мастеров.
Сосредоточение в школах народных мастеров колоссального, систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры.
Потребность в человеке эстетически развитом, творящем, прежде всего, духовное бытие, которое заключается в совершенстве связей - любви, красоты и гармонии, вот почему на современном этапе одним из центральных принципов в системе образования является принцип формирования духовных, нравственно-эстетических потребностей школьников, развитие у них художественной культуры. Согласно этому принципу предметы гуманитарного цикла, прежде всего эстетического как дающего единство истины, доброты и красоты, становятся в центре образовательного пространства. Целостное восприятие культуры и искусства немыслимо без знания истории, этнографии, культуры всех народов, как и культурное наследие каждого отдельного народа вне контекста мировой цивилизации.
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство, неоспоримо является важными компонентами общей системы ху-
Библиографический список
дожественно-эстетического воспитания, способствующего эффективному развитию у школьников художественной культуры.
Эти вопросы, несомненно, волнующие и художника, и дизайнера-практика, и искусствоведа, не могут не приводить их к соприкосновению с некоторыми стержневыми проблемами теории исторической науки — проблемами, которые образуют сегодня специальный предмет исследований философов и методологов. И не только потому, что художник, работающий в декоративном искусстве, на каждом шагу сталкивается с многообразием жанров, стилей, индивидуальных почерков и подходов к вещи и среде, с многообразием способов восприятия художественных произведений, но и потому, что само народное художественное творчество, в том числе и дизайнерское, есть один из несомненных путей постижения человеком истории и самой жизни.
1. Воронов, B.C. О крестьянском искусстве: избранные труды. - М., 1972.
2. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика: тезисы докладов региональной межвузовской конференции. - Карачаевск, 2000.
3. Кузнецова, А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. - Нальчик, 1982.
4. Мизиев, И.М. История Балкарии и Карачая. - Нальчик, 1996.
Bibliography
1. Voronov, B.C. O krestjyanskom iskusstve: izbrannihe trudih. - M., 1972.
2. Izobraziteljnoe i dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov Severnogo Kavkaza: istoriya, teoriya, pedagogicheskaya praktika: tezisih dokladov regionaljnoyj mezhvuzovskoyj konferencii. - Karachaevsk, 2000.
3. Kuznecova, A.Ya. Narodnoe iskusstvo karachaevcev i balkarcev. - Naljchik, 1982.
4. Miziev, I.M. Istoriya Balkarii i Karachaya. - Naljchik, 1996.
Статья поступила в редакцию 18.08.14
УДК 7.036
Urusova N.P. ENVIRONMENTAL DESIGN IN A PROJECT CULTURE AND PROJECTOGRAPHING AS ONE OF THE METHODS TO FORM OBJECTS AND SPACE. The article is devoted to a problem of aesthetics in the modern time, environmental design and shaping, where geometry and a study of laws of the world join together, and the importance of an event, when a new form is born. The researcher also studies the importance of proportions in general, and in particular the golden ratio in the geometric shaping of architecture and environmental objects. This direction is also supplemented by the evidence that the proportion of the golden section appears in the overall composition of the work and in the ratio of its parts in a completely different civilizations. In this aspect, the method of projectographing is an essential method of constructing new forms with countless variations. Considerable attention is paid to define a basic meaning of the creative activity of an artist-designer.
Key words: art design and shaping, projectographing morphogenesis, architecture, proportions.
Н.П. Урусова, канд. искусствовед., доц., зав. каф. «Дизайн» факультета Дизайна и искусств СевероКавказской гос. гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск, E-mail: [email protected]
СРЕДОВЫЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ И ПРОЕКТИВОГРАФИЯ КАК ОДИН ИХ МЕТОДОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ И ПРОСТРАНСТВА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эстетики средового дизайна и формообразования на стыке изучения законов геометрического мира и важности самого события рождения новой формы. Затронуты вопросы значения пропорций вообще и, в частности, золотой пропорции в геометрическом формообразовании архитектуры и средовых объектов. Данное направление дополняется также доказательством того, что пропорция золотого сечения проявляется в общей композиции произведения и в соотношении его частей в совершенно различных цивилизациях. В этом аспекте также актуален метод проективографического формообразования, метод конструирования новых форм, имеющих неисчислимое количество вариаций. Значительное внимание уделяется раскрытию основного смысла творческой деятельности художника-дизайнера.
Ключевые слова: художественное проектирование, дизайн, формообразование, проективографичес-кое формообразование, архитектура, пропорции.
На протяжении всего развития мировой цивилизации человек уделял, и будет уделять большое внимание эстетике своего окружения. Он старается окружить себя такой обстановкой, которая приносила бы ему помимо пользы ощущение комфорта и эстетического наслаждения. Дизайн и архитектура непосредственно влияют на окружение человека и наиболее активно вносят в бытовую жизнь эстетическое начало, используя тот инструментарий высоких технологий, который позволяет творить все многообразие искусственного предметного мира вещей. Этот
приоритет первоначально возник в дизайне, а затем распространился и на архитектуру.
Процесс создания объекта дизайна включает в себя формообразование, поиски колористического единства, оперирование принципами формальной композиции, математически точные эргономические расчеты и методы комбинаторных преобразований. Изучение законов геометрического мира и стремление разгадать геометрическую «генетику» искусственно создаваемых человеком объектов исходит из понимания важности