Научная статья на тему 'Традиции и инновации в профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде: социокультурный аспект'

Традиции и инновации в профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1944
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММЫ / XENOPHOBIA / EXTREMISM / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

В статье основное внимание уделяется рассмотрению современных форм организации досуга по преодолению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN PREVENTION OF EXTREMISM AND XENOPHOBIA IN THE YOUTH ENVIRONMENT: SOCIOCULTURAL ASPECT

In article the main attention is paid to consideration of modern forms of the organization of leisure on overcoming of extremism and xenophobia in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде: социокультурный аспект»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ1

Л. А. АПАНАСЮК

В статье основное внимание уделяется рассмотрению современных форм организации досуга по преодолению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

Ключевые слова: ксенофобия, экстремизм, социально-культурная деятельность, программы.

Считается, что программы преодоления ксенофобии становятся наиболее актуальными для регионов, в которых произошли межэтнические или межконфессиональные конфликты. В частности, к таким регионам относят республики Дагестан и Карелию, Воронежскую область. Не менее актуальны подобные программы для Москвы и Санкт-Петербурга.

Но все же экспертами делается вывод о том, что в указанных регионах недостаточно уделяется внимание проблематике преодоления ксенофобии и нетерпимости. Кроме того, аналитики отмечают, что предусмотренные разработанными программами мероприятия не отличаются новизной, оригинальностью, креативным подходом. Достаточно традиционными и даже рутинными представляются уроки дружбы, фестивали национальных культур, мероприятия, пропагандирующие патриотизм. Деятельность по профилактике ксенофобии в молодежной среде строилась в соответствии с традиционными направлениями культурно-досуговой работы с молодежью и не предполагала разработку и реализацию инновационных программ и проектов. Традиционные технологии социально-культурной деятельности с молодежью предусматривали циклы мероприятий по патриотическому воспитанию, противодействию молодежному экстремизму, воспитанию толерантности в молодежной среде. Среди традиционных мероприятий были научнопрактические конференции, организация межнациональных молодежных лагерей, фестивалей на-

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по проекту «Теоретические основы социально-культурной профилактики проявлений терроризма и экстремизма в современной России» № 6.2666.2011

циональных культур, форумов национальных культур, образовательно-воспитательных программ, направленных на профилактику ксенофобии и экстремизма среди молодежи. Особое направление -воспитательная работа среди лидеров молодежных общественных объединений. В качестве площадки подобной деятельности рассматривается ежегодно проводимый форум молодежи на Селигере, где регулярно презентуются и защищаются молодежные социальные и социально-культурные проекты, направленные на преодоление ксенофобии. В частности, проблемам толерантности была посвящена первая смена форума «Селигер - 2009».

Эти инновации реализуются в рамках проекта «Россия для всех», направленного на создание имиджа России как открытой страны для привлечения талантливых людей со всего мира и гармонизации межнациональных отношений среди народов, проживающих на территории России [3]. В рамках проекта «Россия для всех» были выделены следующие содержательные направления:

- образовательные мероприятия (уроки дружбы, дни национальных культур, дискуссионные клубы и т. д.);

- поддержка традиционной культуры (фольклорные коллективы, клубы реконструкторов, этнографические проекты - экспедиции, исследования и т. п., межнациональные карнавалы);

- творчество (конкурсы социальной рекламы и дизайна, фотовыставки, сообщества молодых дизайнеров, художников, актеров и т. д.);

- работа в информационной сфере (создание сайтов, молодежные СМИ);

- законотворчество и социология (проекты по ликвидации правовой неграмотности, изучение и

работа с миграционным законодательством, изучение общественного мнения, мониторинг СМИ).

Среди экспертов данного проекта выступили А. Г. Асмолов (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО, главный редактор журнала «Век толерантности»), Г. У. Солдатова (доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор центра толерантности и гуманитарных технологий «Гратис»).

Проекты, представленные на Селигере, посвящены проблемам формирования межкультур-ной толерантности через работу экстремальных и спортивных клубов, клубов исторической реконструкции [4]. Однако эксперты сделали вывод о зачастую поверхностном характере этих проектов и отсутствии в них профильной направленности на разрешение реальных проблем ксенофобии.

Проект «Россия для всех» реализовывался в ряде регионов России в 2009-2011 гг., при этом одним из направлений работы являлось развитие гражданственности, толерантности и патриотизма в молодежной среде. Однако реализация проекта «Россия для всех» в рамках Года молодежи не достигла поставленных целей и задач, поскольку не предусматривала адресных инновационных подходов к разрешению проблем ксенофобии в молодежной среде. Ошибка организаторов состояла в том, что предложенные программы лишь повторяли старые методы без анализа реальных проблем и не предполагали системного подхода к преодолению ксенофобии.

В качестве оптимальных направлений решения проблем преодоления экстремизма и ксенофобии в молодежной среде выдвигались: разработка актуальных для молодежи образовательных программ; размещение соответствующей информации в Интернете; координирование деятельности государственных и общественных организаций, всех заинтересованных субъектов социальнокультурной деятельности, федеральных, региональных и муниципальных структур; опора на инициативную социально-культурную проектную деятельность.

Проблему распространения экстремизма и ксенофобии в молодежной среде эксперты объясняют особой восприимчивостью этой социальной страты к радикально-националистическим и ксенофобским идеям и настроениям. Молодежь также некритически относится к публикациям средств массовой коммуникации, где подчас неприкрыто выражены националистические взгля-

ды, которые объективно преобразуются в бытовую ксенофобию, проявления агрессии и расизма.

При разработке программ, направленных на преодоление экстремизма и ксенофобии, важно использовать позитивный и негативный опыт стран Западной Европы, которые также столкнулись с проблемами расизма и нетерпимости в молодежной среде.

Специальным направлением работы по преодолению экстремизма и ксенофобии должна стать работа с молодежными общественными организациями, любительскими объединениями, национальными диаспорами, национальными меньшинствами и землячествами.

В связи с усиливающимся миграционным потоком в столичных мегаполисах и регионах следует реализовывать специальные программы поддержки и интеграции молодежи из семей мигрантов. Необходимо реализовывать программы дополнительного образования, связанные с изучением русского языка, интеграцией в общественную жизнь российского социума, осуществлять на федеральном и региональном уровнях специальные меры социально-культурной поддержки молодых мигрантов.

Очень важным направлением работы по преодолению экстремизма и ксенофобии является информационно-просветительная работа, основанная на материале, связанном с культурой и этническими особенностями тех этносов, которые чаще других становятся объектом ксенофобии (молодежь Чечни, Ингушетии, других республик российского Кавказа, а также цыганская молодежь).

Такие познавательные программы позволят молодежи больше узнать о культуре этносов, сформировать ценностное к ней отношение, а также активно развивать межкультурное взаимодействие. Подобные мероприятия должны всегда иметь адресную направленность. Необходимо особенно внимательно вести работу с той категорией молодежи, которая склонна к совершению преступлений ненависти. Также надо вести работу по пропаганде культуры мира и навыков бесконфликтного общения в молодежной среде.

Целенаправленная работа должна осуществляться с представителями молодежных субкультур, особенно разделяющих расистские взгляды (наци-скинхеды, околофутбол, наци-стрейтэйд-жеры и др.), а также с представителями неагрессивных молодежных субкультур (панки, готы, эмо, ролевики, реконструкторы и др.).

В противовес подобным группировкам следует создавать молодежные добровольческие объе-

динения, ведущим направлением деятельности которых станет борьба с ксенофобией, профилактика проявлений ксенофобии, поликультурная интеграция молодежи. Целесообразно также поддерживать разработку и внедрение специальных программ по адаптации и интеграции иностранных студентов и студентов-мигрантов, по развитию механизмов их социальной защиты и социально-культурной поддержки.

Технологии интернационального воспитания молодежи, сложившиеся в Советском Союзе (формирование ценностей дружбы народов, интернациональной солидарности) оказались неприемлемы в современном российском обществе, где данная риторика оказалась серьезно дискредитирована межэтническими конфликтами на Кавказе. Необходимо существенно пересмотреть сложившиеся педагогические подходы и разработку новых технологий и программ, направленных на профилактику и преодоление ксенофобии, адекватных реальным проблемам и вызовам.

Целенаправленная социально-культурная деятельность должна быть адресована этническим, религиозным и другим меньшинствам, мигрантам, беженцам и вынужденным переселенцам. Крайне целесообразной рассматривается пропаганда мирного сосуществования народов, культуры мира.

Необходима разработка и принятие концепции этнокультурного и социально-культурного воспитания молодежи, учитывающей многона-циональность и многоконфессиональность населения Российской Федерации.

Профилактика экстремизма, ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде должна стать приоритетом молодежной политики и социальнокультурной деятельности с молодежью. При этом должно быть подготовлено соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение. Необходимо стимулировать поиск и разработку инновационных технологий социально-культурной деятельности, предполагающих противостояние ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, а также социальнокультурную адаптацию молодежи с учетом лучших достижений в этой сфере в отечественном и международном опыте.

Для реализации этого направления социально-культурной деятельности необходима профильная подготовка специалистов в области социально-культурной профилактики ксенофобии в молодежной среде.

Необходим также постоянный мониторинг социально-культурных проблем профилактики-

экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, способствующий нивелированию активности радикально-националистических групп. Полученные в ходе мониторинга данные следует учитывать при прогнозировании, проектировании и планировании деятельности, разработке соответствующего комплекса программ и мероприятий. Необходима ресурсная, методическая, информационная и экспертная поддержка социально-культурных инициатив и проектов, направленных на противостояние ксенофобии в молодежной среде.

В социально-культурных проектах и культурно-досуговых программах, направленных на противодействие экстремизма и ксенофобии, следует содействовать диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей, в том числе неагрессивных молодежных субкультур.

В содержании культурно-досуговых программ должна быть отражена тематика истории холокоста, противостояния расовой и национальной дискриминации (антисемитизму, геноциду в разных странах мира, апартеиду и другими сходным темам). Должны проводиться мероприятия по пропаганде культуры мира и формированию навыков бесконфликтного общения, поддержки и интеграции молодежи из таких исключенных групп, как мигранты, цыгане и др. Данная работа должна быть направлена на расширение их участия в общественной жизни.

В отечественных педагогических исследованиях и проектах проблематика профилактики ксенофобии и экстремизма часто рассматривается в контексте патриотического воспитания, хотя каждое из указанных направлений воспитательной работы имеет специфические особенности.

Преодоление ксенофобии рассматривается как создание условий для интеграции молодежи в жизнь поликультурного общества и как профилактика экстремизма в молодежной среде.

Несколько иначе трактуют профилактику ксенофобии эксперты аналитического центра «СОВА». Они связывают данную деятельность с противодействием радикальному национализму, продвижением толерантности и идеи «дружбы народов» [5].

Тем самым традиционно противодействие ксенофобии исследователи связывают с выявлением, профилактикой и предупреждением экстремистской деятельности как общественных и религиозных объединений, иных организаций, так и физических лиц.

Особое внимание подобной деятельности было уделено в 2009 г., объявленном Годом моло-

дежи. В частности, предполагалась «организация региональных правовых школ по профилактике молодежного экстремизма и совершенствованию правового реагирования для лидеров молодежных общественных объединений».

Факторы, связанные со сложным и неоднозначным положением молодежи в современном российском обществе, а также бескомпромиссность, максимализм и пассионарность, свойственные данной возрастной страте, порождают ксенофобию и экстремизм в молодежной среде [2]. Наиболее опасными при этом представляются национализм, этническая и религиозная нетерпимость молодого поколения. Противостоять этому способна новая «Государственная молодежная политика - 2020», предполагающая целенаправленную социальную, педагогическую и социально-культурную поддержку молодежи со стороны государства и общества, разработку и реализацию целевой программы формирования установок толерантного сознания, гражданской ответственности, позитивного информационного настроя и профилактики экстремизма в молодежной среде.

Существенной особенностью организации работы по преодолению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде является то, что в качестве соисполнителей, соорганизаторов этих мероприятий привлекаются молодежные общественные организации, органы студенческого самоуправления вузов, профессиональные сообщества, национальные и религиозные диаспоры, общины, землячества, молодежные парламенты и молодежное правительства муниципального образования.

Заслуживают внимания рекомендации, принятые по результатам работы круглого стола «Экстремизм в молодежной среде. Как ему противостоять?» (Москва, 2009 г.). В частности, было предложено ввести в государственные образовательные стандарты высших и средних профессиональных учебных заведений в качестве обязательного компонента предметы «Культура народов России» и «Культура народов мира», инициировать создание на телевизионных каналах программ, посвященных народам России, активизировать деятельность национально-культурных автономий и организаций диаспор для лучшей адаптации приезжих в социум, рекомендовать государственным структурам и средствам массовой информации жестче оценивать проявления ксенофобии и экстремизма [1].

Анализ программ преодоления ксенофобии и экстремизма, реализуемых субъектами РФ, позво-

лил выявить наиболее актуальные направления деятельности. К ним, в частности, отнесены:

- пропаганда толерантности, «дружбы народов» и межнационального / межконфессио-нального мира (в республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, в Белгородской, Владимирской, Воронежской, Кировской, Курской, Ростовской, Рязанской, Самарской областях, в Москве, Санкт-Петербурге);

- участие молодежи в обеспечении правопорядка через создание добровольческих отрядов по охране (в Воронежской, Пензенской, Ростовской областях);

- целенаправленная интеграция и создание системы социальной поддержки и адаптации мигрантов и иностранных студентов (во Владимирской, Воронежской, Курской, Ростовской, Рязанской областях, республике Карелия, в Москве, Санкт-Петербурге).

Вместе с тем экспертами отмечается, что специальной программы по профилактике экстремизма в молодежной среде, гармонизации межнациональных отношений в регионе, поддержке национальных меньшинств в среде молодежи в настоящее время не осуществляется.

Указание на содержание мероприятий не предусматривает конкретных форм, средств и методов воздействия на молодежную аудиторию, в том числе с использованием технологий социально-культурной деятельности.

Особую важность также приобретает решение проблемы информационно-методического обеспечения программ поликультурного воспитания, в том числе программ по преодолению ксенофобии.

Особую значимость приобретает использование интерактивных форм (тренинги, семинары и т. п.) осуществления социально-культурной деятельности в молодежной среде. Заслуживает внимания интерактивный характер большинства культурно-досуговых мероприятий, связанный с проведение тренингов, мастер-классов, круглых столов для молодежи.

Достаточно оригинальным направлением программы является реализация целевых программ по профилактике экстремизма и развитию толерантности в вузах и колледжах. Также важным направлением является организация работы студенческих землячеств, проведение встреч студентов, прибывших с Северного Кавказа, с представителями диаспор и местной организацией мусульман.

Следует отметить, что наряду с использованием традиционных форм и подходов использу-

ются инновационные подходы. К таким подходам можно отнести массовые мероприятия (фестиваль, съезд, социально-правовой марафон), формирование молодежных досуговых общностей, активное привлечение иностранных студентов к участию в социально-культурных мероприятиях, осуществление интеграции молодежи в массовые культурно-творческие программы (фестивали, слеты, форумы, профильные лагеря). Кроме того, в социально-культурных программах широко используются активные методы обучения и проектные технологии. Важным направлением становится интеграция мигрантов в единое социальнокультурное пространство мегаполиса.

Специфика программ по преодолению экстремизма и ксенофобии часто связана с проведением массовых праздников и фестивалей, а также освоением традиционных ремесел различных народов, поэтому в этих программах активно используются культуротворческие технологии социально-культурной деятельности.

Есть программы, основанные на средовом подходе, который предлагает формирование особой социально-культурной среды города. Такие программы также предусматривают широкое использование социального проектирования. К достаточно оригинальным организационно-педагогическим решениям можно отнести проведение конкурса проектов молодежных организаций.

Кроме того программы предусматривают систематический мониторинг межкультурного взаимодействия и этноконтактной ситуации, содействие сохранению межконфессионального мира и согласия в мегаполисе. Для этого в качестве средства поликультурного воспитания и профилактики ксенофобии активно используется спортивно-оздоровительные мероприятия.

На международном семинаре «Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде сквозь призму транснациональных исследований» в 2007 г.

Э. Шафранская (Москва) отметила амбивалентность содержания понятий «патриотизм» и «ксенофобия», тонкую грань между ними и их способность перетекать друг в друга. Исследователи

Н. Белецкая и Т. Барчунова (Новосибирск) отмечали опасность возникновения националистических настроений в молодежных организациях, имеющих военизированную структуру.

Таким образом, можно констатировать социально-культурную направленность многих законов и программ субъектов Федерации. Многие программы имеют социокультурную направлен-

ность, хотя и не указывают прямо на проведение каких либо досуговых мероприятий.

Для реализации программ преодоления экстремизма и ксенофобии в молодежной среде крайне необходима интеграция деятельности государственных структур, институтов гражданского общества и культурно-досуговых учреждений в профилактику ксенофобии.

Необходима реализация федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на интеграцию и адаптацию мигрантов, выявление эффективных механизмов развития гражданской идентичности с обеспечением прав на этнокультурное развитие.

Приоритетными технологиями преодоления экстремизма и ксенофобии в молодежной среде являются технологии формирования этнической и конфессиональной толерантности, формирования благоприятного климата межэтнического взаимодействия на локальном, региональном и федеральном уровнях.

Необходимы специальные интегрированные социально-культурные технологии, предполагающие наличие информационных и образовательных программ, тренингов этнической толерантности, выполнение проектной деятельности, связанной с межкультурным взаимодействием, формирование терпимости, устойчивости к различиям, межкультурной компетентности.

Средствами культурно-досуговой деятельности необходимо влиять на формирование общественного мнения, в котором закреплены нормы, ценности и установки этнической и конфессиональной толерантности.

Необходим комплекс культурно-досуговых мероприятий, обеспечивающих эффективное снижение социально-психологической напряженности в молодежной среде, внедрение в практику досуговой деятельности молодежи норм и стандартов толерантного поведения.

Литература

1. Боргоякова Т. В. Деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества Российской Федерации по предотвращению проявлений политического и религиозного экстремизма в деятельности молодежных организаций // Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Основные направления: мат-лы к «Правительственному часу» 250-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ) // Аналитический вестник Совета Федерации. 2009. № 9 (376). URL: http://www.budgetrf.ru

2. Корчмарь Н. Профилактика экстремизма в работе с молодежью. Центр изучения молодежи «Поко-ления.шЬк URL: http://www.regioncentre.ru

3. URL: http://news.seliger2009.ru

4. URL: http://project.godmol.ru

5. URL: http://xeno.sova-center.ru

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN PREVENTION OF EXTREMISM AND XENOPHOBIA IN THE YOUTH ENVIRONMENT: SOCIOCULTURAL ASPECT

* * *

L. A. Apanasyuk

In article the main attention is paid to consideration of modem forms of the organization of leisure on overcoming of extremism and xenophobia in the youth environment.

Key words: xenophobia, extremism, social and cultural activity, programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.