Татьяна ЕВДОКИМОВА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с противодействием экстремистской деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделено формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей противодействие экстремизму.
The article is devoted to some issues related to fight against extremist activity in the Russian Federation. Special attention is drawn to formation of legal framework, regulating fight against extremism.
Ключевые слова:
экстремизм, экстремистская деятельность, национальное равноправие граждан, закон; extremism, extremist activity, equality
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел России 6 февраля 2009 г., отметил, что экстремизм представляет собой исключительно большую опасность, особенно в условиях кризиса. Глава государства признал, что «огромную тревогу за последнее время вызывают проявления экстремизма. В прошлом году даже на фоне общего снижения преступности количество таких деяний возросло практически на треть...»1. Особенно тревожит тенденция роста проявлений экстремизма в молодежной среде. В настоящее время в России насчитывается более 200 экстремистских организаций, которые объединяют около 10 тыс. чел. Членами экстремистских группировок, как правило, являются молодые люди в возрасте 16—25 лет.
Вместе с тем в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства России от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, говорится, что молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов именно молодежь должна выступить проводником идеологии толерантности, укрепления межнациональных отношений.
В связи с этим изучение актуальных аспектов правового регулирования толерантности молодежи представляет большой научный интерес. Необходима выработка новых концептуальных подходов, моделей и элементов его совершенствования. Находясь в научном и практическом поиске таких подходов, нельзя недооценивать полученный в течение многих лет богатый опыт России по укреплению дружбы между народами, разрешению межнациональных конфликтов, в т.ч. правовыми средствами.
25 августа 2001 г. Правительством РФ было принято постановление № 629 «О Федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)”». Целью данной программы стало формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях
1 http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/06/1304_type63376type63378_212563. shtml
of ethnic groups, law.
ЕВДОКИМОВА Татьяна Леонидовна — адъюнкт кафедры государствеино-правовых дисциплин Академии управления ДВД Ропспп 5о1оШН8@уапс1ех.ги
социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
Среди основных направлений реализации Программы были выделены:
— разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;
— мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
Однако в силу ряда объективных и субъективных причин Программа была выполнена не в полном объеме.
В настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях приняты нормативные акты, направленные на усиление противодействия экстремизму, в том числе путем формирования толерантных установок среди молодежи. Региональные целевые программы по профилактике терроризма и экстремизма были разработаны и приняты в Республике Адыгея, КабардиноБалкарской Республике, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике, в Карелии, в Брянской, Белгородской, Ивановской, Пензенской и Омской обл.
К сожалению, правовое регулирование противодействия экстремизму характеризуется отсутствием единой, скоординированной стратегии, рассчитанной на длительный срок. Большинство планов и программ не корреспондируют друг с другом, ресурсно не обеспечены, а значит, полностью не выполнимы.
При разработке данных нормативных правовых актов, как правило, не учитываются многочисленные факторы, характеризующие экстремизм, что впоследствии не позволяет выработать адекватные меры против правонарушений экстремистского характера.
Важным проявлением экстремизма как социокультурного феномена выступает интолерантность — нетерпимость людей к членам общества, принадлежащим к «чуждым» социальным группам, исповедующим иные политические взгляды, экономические, эстетические, моральные, религиозные идеи, имеющим другой цвет кожи или этническую принадлежность. По данным Совета Федерации, более
трети молодых людей в возрасте 18—35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп1. Следует подчеркнуть, что эти цифры не абсолютны, различные исследования показывают различные результаты.
Представляет интерес исследование межэтнической толерантности молодежи, проведенное в рамках смены «Территория» инновационного форума молодежи «Селигер-2009», проходившей в августе 2009 г. вблизи г. Осташкова Тверской обл. Было опрошено 452 человека из 18 субъектов Российской Федерации. При проведении исследования использована методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Данная методическая разработка позволяет диагностировать типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности, начиная с «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом — высшей степенью нетерпимости и негативизма по отношению к другим этническим группам.
Исследование показало, что 92% респондентов не скрывают своей национальности (у представителей субъектов Южного федерального округа эти данные практически равны 100%). Более 80% из числа опрошенных свойственна позитивная этническая идентичность, т.е. сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. При этом 86% респондентов любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов, 80% — готовы иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия, 77% — всегда находят возможность мирно договориться в межнациональном споре, а 75% считают, что в повседневном общении национальность не имеет значения.
Особый интерес при проведении исследования представляют данные, полученные в результате опроса жителей таких субъектов Российской Федерации, как
1 Аналитический вестник Совета Федерации № 9 (№3 76) «Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основные направления (материалы к “правительственному часу” 250-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)». Серия: Основные проблемы социального развития России - 112). - М., 2009.
Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, которые принято считать «горячими точками» и «очагами напряженности». Уровень позитивной этнической идентичности представителей Дагестана и Кабардино-Балкарии превысил средний процент среди всех опрошенных и составил 90,6% и 90,4% соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что люди, проживающие в «очагах межнациональной напряженности», видевшие, а некоторые - испытавшие на себе и своих близких негативное влияние межнациональных конфликтов, доброжелательно настроены по отношению к людям других национальностей.
Вместе с тем исследование показало, что, несмотря на высокий уровень толерантности в целом, молодым людям свойственны такие качества, как этноизоляци-онизм, т.е. убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
Так, указанный ниже процент респондентов ответили «согласны или скорее согласны» на следующие вопросы: «межнациональные браки разрушают народ» -12% всех опрошенных; «настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности» — 4%; «свой народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов» - 20%; «свой народ более одарен и развит по сравнению с другими народами» - 20%; «необходимо “очистить” культуру своего народа от влияния других культур» - 19% опрошенных.
Кроме этого, в ходе исследования были выявлены проявления этнофанатизма. 18% опрошенных считают, что «права нации всегда выше прав человека»; 26% -что «любые средства хороши для защиты интересов своего народа»; 28% считают «строго необходимым сохранять чистоту нации»; 13% - что «люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной
территории»; 53% респондентов считают, что «на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу».
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о крайней противоречивости проявлений этнической толерантности. С одной стороны, на основании нашего исследования можно говорить о высоком уровне толерантности, с другой
— о наличии у молодежи таких качеств, как этноизоляционизм и этнофанатизм. При этом необходимо отметить, что эти непримиримые качества могут сочетаться в одном человеке.
Основываясь на полученных данных, можно сделать заключение о целесообразности включения в нормативные правовые акты, касающиеся противодействия экстремизму, мероприятий, направленных не просто на повышение уровня толерантности людей в целом, но конкретно на снижение уровня этноизоляционизма и этнофанатизма, создающих базу для распространения экстремистских идей.
В качестве положительного примера принятия таких документов следует выделить распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №1955-р, которым был утвержден план основных мероприятий по проведению Года молодежи в 2009 г. в России. Это и реализация проекта «Молодежь Кавказа» (конференция «Кавказ — наш общий дом»); организация межнационального молодежного лагеря «Мы — едины!», фестиваля «Студенческая весна на Кавказе», фестиваля молодежи Кавказа «Дружба народов — единство России», молодежного форума национальных культур «Мы — россияне», посвященного празднованию Дня народного единства (4 ноября); организация региональных правовых школ по профилактике молодежного экстремизма и совершенствованию правового реагирования для государственных служащих, работников правоохранительных органов и лидеров молодежных общественных объединений.