Семенникова Л.И.1 ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
На факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова сложилась хорошая традиция - ежегодно проводить международные конференции по крупным проблемам государственного управления, которые могли бы в рамках академической дискуссии объединить ученых, экспертов, управленцев - практиков из разных стран. Тема 4-й международной конференции (24-26 мая 2006 года) «Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации» вызвала заинтересованный отклик - более 350 специалистов из 18 государств нашли возможность принять участие в работе конференции (рабочие языки -английский и русский). Основные задачи, которые предполагалось реализовать в ходе научных дискуссий: укрепление и развитие взаимосвязи научных исследований с образовательными процессами и практикой государственного управления. В этом видится одно из условий усовершенствования и российской государственной системы, и системы высшего образования в области управления. Административная реформа в Российской Федерации, которая в настоящее время вышла на новый этап реализации, еще более актуализировала проблематику, обсуждавшуюся на конференции.
Преобладающая часть участников конференции - исследователи и преподаватели, работающие в высших учебных заведениях и научных учреждениях России. 49 университетов из разных регионов России были представлены на конференции (Москва и Екатеринбург, Братск и Калининград, Сыктывкар и Саратов, Ярославль и Челябинск, Казань и Красноярск, Санкт-Петербург и Воронеж, и т.д.). В дискуссиях участвовали представители таких подразделений Российской Академии Наук как Институт прикладной математики, Институт системного анализа, Институт проблем управления, ИНИОН, ИМЭМО, ИЗМИ, Институт США и Канады и др. Сфера государственного управления России была представлена достаточно широко. Среди участников конференции - представители Федерального собрания, Администрации Президента РФ, ряда министерств (Министерство регионального развития, Министерство экономического развития и торговли, Министерство здравоохранения и социального развития и др.), главы администраций городов и депутаты местных законодательных собраний. Приветственное письмо с пожеланиями успеха конференции прислал председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов (письмо огласил на пленарном заседании конференции С.Е. Щеблыгин, зам. председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, образованию, культуре, здравоохранению и экологии). С приветственной речью к научному собранию обратился Главный федеральный инспектор по г. Москве И.И. Абылгазиев (Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе).
Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова уделяет большое внимание развитию и укреплению международного сотрудничества в области подготовки специалистов по государственному управлению как важному фактору совершенствования образовательных программ, является членом международных организаций учебных заведений аналогичного профиля. Среди участников конференции - представители
1 Семенникова Любовь Ивановна - зам. декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор.
университетов из США, ФРГ, Франции, КНР, др. стран. Отрадно, что достаточно широкое участие в работе конференции приняли ученые из стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина), а также из стран Балтии (Латвия, Литва, Эстония). Официальные делегации направили Американское общество по государственному управлению (руководитель делегации - президент Общества, профессор Мензел Д.), Китайское общество государственного управления (руководитель делегации - заместитель генерального секретаря Общества, президент Китайской академии государственной службы, профессор Ву Д.). Традиционно в работе конференции участвовали представители международных организаций - Европейской комиссии, Всемирного банка, Британского благотворительного фонда (Представительство в Москве), Фонда Карнеги, Фонд Ч.С. Мота, ряда Посольств и др.
Повестка пленарного заседания формировалась так, чтобы были представлены специалисты из разных сфер деятельности - университеты, научные организации, деловой мир. А.В. Сурин (декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова) свой доклад посвятил проблемам подготовки управленческих кадров в современную эпоху. Он подчеркнул, что российская государственная система находится в состоянии перманентной трансформации более полутора десятилетий, и это привело к кардинальным изменениям в системе и практике государственного управления, остро ощущается потребность в инновациях, в кадрах управленцев, квалификация которых соответствовала бы новым условиям и современным задачам. Основное внимание в докладе было уделено роли и задачам университетов в подготовке управленческих кадров.
Ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.Н. Князев и проектор этой Академии И.И. Ганчеренок (именно он докладывал на заседании) проанализировали процесс создания в Белоруссии единой системы аттестации научных кадров в области государственного управления. Авторы стремились обосновать, что наличие образовательного направления «Управление» и группы специальностей «Государственное управление» должно коррелироваться с соответствующим направлением и группой специальностей научных работников, справедливо считая, что это позволит исключить существующие сегодня несовместимости подсистем «наука» и «образование». Они подчеркнули особую важность этого процесса в формирующемся едином научно-образовательном пространстве, как в национальном, так и интернациональном контексте.
Независимая экспертиза государственных решений, прогноз и предупреждение природных и техногенных катастроф, социальных нестабильностей является одной из ключевых задач, стоящих перед научным сообществом России. В 2002 г. Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша и десять других институтов Российской академии наук выступили с инициативой создания национальной системы мониторинга и прогноза опасных и кризисных процессов в природной, техногенной и социальной сферах, которая пока осталась нереализованной в полной мере. В докладе Малинецкого Г. Г. (зам. директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН) обсуждались организационные и научные основы создания этой системы.
Якунин В.И. (президент ОАО «Российский железные дороги») рассмотрел в своем докладе взаимоотношения государства и бизнеса на современном этапе развития России. Подчеркнув понятные и вполне объяснимые различия в интересах, организационной деятельности, в позиционировании во взаимоотношениях с социумом государства и бизнес-структур, В. И. Якунин разобрал возникающие при взаимодействии государства и делового мира проблемы и противоречия, которые носят постоянный характер и требуют анализа,
четких технологий их разрешения, а также прогноза для близкого и более отдаленного будущего с учетом стратегий общественного развития. Опираясь на опыт российского предпринимательства, он отметил: «Можно утверждать, что аккумуляция экономических ресурсов и уверенное позиционирование в экономико-социальной сфере, хозяйственно-распорядительной области способствуют обретению бизнесом значительного политического капитала, который используется как для решения предпринимательских проектов, так и включения представителей бизнеса в процесс принятия стратегических и иных государственных решений».
Баллер О. (проректор Германского Университета прикладных наук) проанализировал опыт правового регулирования деятельности местных органов власти в Германии. В докладе был представлен общий обзор опыта местного самоуправления Германии, основное внимание было уделено так называемой южно-германской модели формирования органов руководства общиной (муниципальное образование) - именно эта модель в Германии стала преобладающей. Автор подчеркнул преимущества такой модели - прямые выборы населением как муниципального совета, так и бургомистра (мэра), проведение референдумов и др. Все это, по его мнению, стимулирует участие граждан в управлении на широкой демократической основе.
Термин «информатизация образования» получил широкое распространение применительно к процессам развития современных образовательных систем. По мере совершенствования и повышения доступности средств информатизации - компьютеров, компьютерных сетей и соответствующих информационных технологий, в обучении и управлении образовательными учреждениями все более актуальными становятся проблемы создания технологий применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Результаты коллективной работы по проблемам информатизации инженерного образования (ресурсы и технологии), которая была проведена под руководством ректора Московского энергетического института (Технический университет) С.В. Серебрянникова, были доложены Тихоновым А. А. (научный сотрудник МЭИ). Было убедительно показано, что под влиянием информационно-коммуникационных технологий меняется среда обучения, образовательные ресурсы превращаются из вспомогательного средства в работе преподавателей в основное средство самостоятельной (по преимуществу) работы студентов.
Доклады на пленарном заседании определили ключевые проблемы для последующих дискуссий. На факультете государственного управления были созданы необходимые условия для плодотворного обсуждения различных аспектов государственного управления. В рамках конференции работали 9 секций по крупным управленческим проблемам, форум руководителей учебных заведений, факультетов и подразделений по подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления, специальная сессия по имитационным моделям и играм в области управления природными ресурсами, 2 круглых стола.
Форум руководителей учебных заведений, факультетов и подразделений по подготовке специалистов в области государственного управления традиционно является важной частью конференции. В этом году его задачи выходили за рамки собственно научных дискуссий. По инициативе факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова в формате круглого стола на форуме обсуждалась проблема создания Общероссийской ассоциации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров по государственному и муниципальному управлению. В образовательной деятельности в области государственного и муниципального правления и в исследовательской, экспертной работе в нашей стране занято
достаточно много людей. Во многих странах работники этой сферы объединены в ассоциации, общества. Существует Международная ассоциация школ и институтов управления, Сеть школ и институтов государственного управления стран Восточной и Центральной Европы, постоянными членами которых является факультет государственного управления МГУ, другие международные объединения. Как показывает международный опыт, объединение профессионального сообщества, совместная деятельность по развитию научных исследований, обеспечению высокого качества подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления - это полезное и нужное дело. Главные цели Общероссийской ассоциации были единодушно поддержаны участниками форума -обеспечение совместными усилиями высоких стандартов, высокого качества подготовки специалистов для всех уровней государственного управления, обеспечение опережающего по сравнению с практикой развития научных исследований в области управленческих наук, поддержка молодых исследователей и преподавателей, работающих в этой области, развитие международного сотрудничества. На форуме было положено начало фактическому формированию Общероссийской ассоциации.
Дискуссии в секциях охватили широкий круг проблем государственного и муниципального управления. В докладах и выступлениях звучали как реальный опыт разных стран, так и его анализ, научное обобщение. Многочисленной по числу участников была секция «Современные методы и технологии управления» (руководитель - декан ФГУ А.В. Сурин). В центре внимания участников секции - технологические аспекты теории и практики государственного управления. В дискуссиях проявились разные концептуальные подходы и точки зрения, представлен и проанализирован объемный материал о различных технологических подходах к решению управленческих проблем. Участие в заседаниях специалистов и экспертов из разных стран позволило рассмотреть эти вопросы многосторонне, сравнить опыт нескольких стран. В рамках этой секции плодотворно прошло заседание Учебно-методической комиссии по специальности 230202 «Информационные технологии в образовании (УМК ИТО, руководитель - зав. кафедрой ФГУ, профессор Поляков А.А.).
Секция «Административная реформа» (руководитель - зам. декана ФГУ Купряшин Г.Л.) стала важной частью конференции и привлекла большое внимание ученых, государственных служащих, поскольку анализировались «горячие», отражающие реальный ход административной реформы в РФ материалы. Основное внимание было сосредоточено на институциональных, политических и организационных аспектах административной реформы в РФ. Наиболее интересные доклады, которые презентовались в этой секции, уже были представлены на страницах журнала. Сфера дискуссий в секции «Государство -некоммерческий сектор - бизнес: проблемы межсекторного взаимодействия» (руководитель - доцент ФГУ Квашонкин А.В.) отличалась тем, что рассматривалось взаимодействие иных, помимо государства, участников процесса выработки и реализации государственной политики - бизнеса и гражданского общества. Этой проблематике на факультете государственного управления уделяется большое внимание, по решению Ученого совета ФГУ работает творческий коллектив по проблемам НКО (руководитель - А.Я. Лившин). С 2004 г. на базе факультета работает международный семинар «Государство - НКО - Бизнес: проблемы межсекторного взаимодействия и благотворительности». В ходе этой деятельности сложились устойчивые связи ФГУ с отечественными и зарубежными негосударственными организациями, которые приняли активное участие в работе международной конференции: Британский благотворительный фонд (Charity Aid Foundation), Фонд развития
некоммерческих организаций «Школа НКО», Российский фонд помощи (Издательский дом «Коммерсантъ»), Институт общественного развития, редакция журнала «Бизнес и общество», Детский фонд «Виктория», Институт гражданского анализа, «Лига дела» (Международная школа лидерства и социального менеджмента), Группа кампаний «Тройка Диалог», Фонд Дмитрия Зимина «Династия» и др. Важное месте в работе секции заняли такие проблемы как: роль неправительственных организаций в социальных инновациях, перспективы развития социального маркетинга в российских условиях, корпоративная социальная ответственность, тенденции и возможности развития корпоративной благотворительности и др.
В секции «Региональное и местное управление» (руководитель - Сидоров А.В., зав. кафедрой ФГУ, профессор) наиболее активное обсуждение развернулось по таким проблемам, как структурные, правовые, финансовые аспекты в функционировании управления на региональном уровне; взаимодействие регионального и местного уровней управления, опыт регионального и муниципального управления в России, Украине, Казахстане, Эстонии. В ходе дискуссий были высказаны интересные предложения, касающиеся как научной сферы (развитие научных исследований в области регионального и местного управления, расширение сотрудничества в научной сфере и др.), так и практики местного управления (совершенствование системы подготовки кадров для регионального и местного уровней управления, создание антикризисных координационных центров в субъектах РФ и т.д.). В секции «Математические методы и принятие управленческих решений» (руководитель - зав. кафедрой ФГУ, профессор Шикин Е.В.) основное внимание уделялось анализу математических аспектов в практике государственного управления. В формате круглого стола прошло обсуждение проблем преподавания математики студентам управленческих специальностей.
Насыщенной была работа секции «Коммуникация в государственном управлении» (руководители - зав. кафедрой ФГУ, профессор Минаева Л.В., зав. кафедрой ФГУ, профессор А. И. Соловьев). Большое место в дискуссиях заняли проблемы формирования механизмов и моделей коммуникации между государством и обществом, в первую очередь в плане обеспечения общественного контроля и ответственности власти. Интересно прозвучали доклады, посвященные теоретико-методологическим и практическим аспектам речевой коммуникации в государственном управлении. Структура проблематики, обсуждавшейся в секции «Социальная сфера в условиях реформ» (руководитель - зам. декана ФГУ, профессор Клементьев Д.С.) была сложной и многоаспектной в диапазоне от методологических проблем исследования социальной сферы в условиях реформирования до социальной парадигмы российского домохозяйства. Важное место в дискуссиях заняли вопросы здравоохранения, состояния рынка труда, воспроизводства населения и др.
Наиболее многочисленной (более 80 чел.) по числу участников была секция «Государственное регулирование экономики» (руководитель - зав. кафедрой ФГУ, профессор Мысляева И.Н.). Дискуссии разворачивались по 4 основным направлениям: новые формы и методы государственного регулирования экономики, основанные направления государственного регулирования экономики, Финансовые основы государственного управления, социальная политика государства. Материалы, проработанные в этой секции, столь объемны и интересны, что заслуживают специальной презентации на страницах журнала.
Секция «Человеческие ресурсы в государственном управлении» (руководитель - зав. кафедрой ФГУ, профессор Пугачев В.П.) привлекла внимание специалистов прежде всего из университетов, где есть специальность «Управление персоналом». Обсуждались как
собственно проблемы организации работы с кадрами, так и вопросы подготовки и переподготовки, повышения квалификации персонала. Интересно прошла дискуссия (формат «panel discussion») по альтернативным подходам к подготовке государственных служащих, объявленная профессором Говардом Баланофф, директором центра государственной службы имени Вильяма П. Хобби Техасского университета (США), который и стал координатором «панели». Презентация опыта разных стран была дана в выступлениях Ворончук И. (Латвия), Молчановой О.П. и Бобылевой А.З. (Россия), Ванагс Э. (Латвия). Опыт Техасского университета был подробно проанализирован в двух докладах (Баланофф Г. и Баланофф М.).
Международный проект, реализуемый совместными усилиями Факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (РФ) и Аризонского университета (США) при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Правительства Московской области, Агентства международного развития США (USAID), связан с изучением трудовых ресурсов Российской Федерации и рассчитан на три года. Он был запущен осенью 2005 г. (на сайте факультета государственного управления по адресу www.spa.msu.ru можно найти более подробную информацию). Основным результатам первого года и перспективам работы была посвящена специальная презентация в рамках международной конференции. В выступлениях Стивена Баталдена, директора Центра русских и восточно-европейских исследований Аризонского университета, руководителя проекта с американской стороны, Роуз Готтемюллер, директора Московского центра Фонда Карнеги, А.Ю. Полунова, доцента факультета государственного управления, одного из руководителей проекта с российской стороны, и др. был дан серьезный анализ процесса реализации проекта. Важным результатом годичной работы явилось создание российской информационной системы по трудовым ресурсам (http://ristr.spa.msu.ru), где можно найти данные по кадровым вопросам, которые представляют интерес как для работодателей, так и для исследователей, работающих в данной области. В электронном виде размещены -аналитическая информация, дающая представление о специфике рынка трудовых ресурсов, обзор различных информационных источников, анализ экономического развития Москвы и Московской области. Работа над данным проектом проходила под эгидой созданного на факультете государственного управления Центра стратегических инноваций (директор Центра - профессор ФГУ Молчанова О.П.).
Организаторы конференции отказались от публикации тезисов, как малопродуктивной формы презентации содержательной стороны дискуссий. Несмотря на очевидные трудности, особенно учитывая число участников, факультет государственного управления предпринял издание текстов докладов и выступлений. Большая часть материалов была опубликована к началу конференции. Основной сборник2 содержит объемный и очень ценный материал для размышлений и оценок. Вторая часть материалов3 преимущественно содержит тесты выступлений на специальной сессии по имитационным играм и моделям по управлению природными ресурсами. Третья часть материалов конференции была опубликована после
2 Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. Материалы 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. 24-26 мая 2006 г. М., РОССПЭН, 2006. - 1176 с. Электронная версия размещена: www.spa.msu.ru
3 Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. Материалы 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. 24-26 мая 2006 г. Часть 2. М., «ЧеРо», 2006. - 70 с. Электронная версия размещена: www.spa.msu.ru
конференции4. Тексты опубликованы в авторской редакции (исправлены орфографические ошибки и некоторые стилистические погрешности), на языке оригинала - русском или английском. Думается, что этот весомый в прямом и переносном смысле слова результат, который, как и сама международная конференция, явятся стимулом для совершенствования системы образования в области государственного и муниципального управления, для дальнейшего развертывания исследований в управленческом секторе науки. В настоящем номере журнала мы публикуем самые интересные выступления участников конференции.
4 Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. Материалы 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. 24-26 мая 2006 г. Часть 3. М., РОССПЭН, 2006. - 250 с.