УДК 72(571.13)
л. н. гуменюк
Омский государственный технический университет
ТОРГОВЫЙ ДОМ С. С. ВОЛКОВЛ. К ПРОБЛЕМЕ ЛТРИБУЦИЙ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НЛСЛЕДИЯ ЛЮБИНСКОГО ПРОСПЕКТЛ В г. ОМСКЕ
В статье анализируется здание, расположенное на пересечении Любинского проспекта и улицы Гасфортовской; конкретизируются его стилистические особенности. Характеризуется творческий почерк архитектора Э. И. Эзета и предлагается атрибуция памятника.
Ключевые слова: эклектика, памятник архитектуры, атрибуция.
Изучаемый памятник, датируемый 1870 — началом 1880 годов, представляет историческую ценность как один из первых строительных объектов, возведенных на Любинском проспекте — деловом и коммерческом центре Омска (совр. ул. Ленина, 7 / ул. К. Либкнехта, 8) (рис. 1—2). История этого здания связана с деятельностью лиц, имевших немаловажное значение для развития города последней трети XIX века. Строилось оно для Степана (Стефана) Семеновича Волкова (1839 (1841)— 1918), владевшего в Омске несколькими домами и впоследствии было записано на имя купчихи Волковой1.
Купец I гильдии, потомственный почетный гражданин Омска, С. С. Волков немало сделал для развития города. С 1873 года он являлся гласным городской думы и избирался городским головой с 01.06.1893 по 17.08.1893 г. [1, с. 37]. Из отношения Омской городской управы в Министерство финансов о торговых домах Омска узнаем: «№1. Торговый дом «Братья Волковы». Род товарищества: полное. Полные товарищи: омской первой гильдии купец Степан Семенович Волков, каинский первой гильдии купец Родион Семенович Волков, купеческая вдова с наследниками Дарья Федоровна Волкова. Товарищество заявлено в Омске. Имеет отделения в гг. Каинске и Тюкалин-ске. Род деятельности: торговля мануфактурными и галантерейными товарами» [2, с. 28]..
История бытования памятника, по своей функции торгового дома, включает в себя сдачу помещений в аренду акционерному обществу Н. Феттер и Е. Гинкель под магазин. Здесь можно было приобрести разнообразный товар: церковную утварь, оружие, посуду, гвозди и многое другое. В этом же доме размещалась одна из старейших аптек города, владельцем которой был А. А. Шевелин, известный издатель почтовых открыток с видами Омска [3, с. 12]. В настоящее время в собрании видовых открыток, хранящихся в Омском государственном историко-крае-ведческом музее, выделена коллекция «Издание А. Шевелина г. Омск. Акционерное общество Гран-берг в Стокгольме», среди них имеются снимки Лю-бинского проспекта [4, с. 17— 19]. После революции 1917 года аптека сохранила свое местоположение и впоследствии функционировала как государственное учреждение, соседствуя с городской поликлиникой. На памяти горожан — размещение в этом доме магазина «Учебные пособия».
Исследуемое здание представляет историческую ценность и как носитель характерных черт и элементов определенного архитектурного стиля: отечественной эклектики второй половины XIX века.
Архитектура Омска периода эклектики имеет свои характерные особенности. Это кратковременный этап ретроспективного подражания историческим стилям (конец 1850 — сер. 1870-х гг.) с его малочисленными постройками в ренессансном и готическом духе и переход (с сер. 1870-х гг.) на новую методику зодчества — «свободного выбора» исторических стилей в их свободном сочетании на фасадах и в интерьерах возводимых зданий. Поздний этап эклектики в искусствоведении принято называть термином — эклектизм (смешение). Этим термином следует характеризовать стилистическое решение исследуемого объекта. Два угловых фасада здания включают в себя элементы различных исторических стилей, а именно: Ренессанса, барокко, раннего классицизма; в интерьерах наблюдается введение элементов стиля модерн, пришедшего в архитектуру Омска в начале XX века.
Градостроительная ценность архитектурного объекта определяется его связью с исторической планировкой города и формированием в конце XIX — начале XX веков ансамбля Любинского проспекта; значимостью здания как углового объема, задающего направление двум улицам Гасфортовской (бывшей Юрточной) и Любинского (официально — Черна-винского) проспекта, а также характерным силуэтом здания, участвующим в формировании общей панорамы восточной стороны проспекта, сомасштаб-ностью с его исторической застройкой.
Архитектурно-эстетическая ценность здания характеризуется качеством, отличающим его от рядовых построек. В данном случае рассматриваемый памятник не является уникальным произведением архитектуры среди более поздних построек Любин-ского проспекта с точки зрения художественно-образного решения фасадов и интерьеров. Но он обладает особыми эстетическими качествами, отражающими начальный этап формирования поздней эклектики в Омске, где смешение элементов исторических стилей проявляется сдержанно, не переходя в безвкусицу.
Датировки. Атрибуции. Принятая датировка памятника: 1870— начало 1880 годов характерна для
Рис. 1. Восточная сторона Любинского проспекта. На первом плане (слева) торговый дом купца С. С. Волкова. Кон. XIX - нач. XX вв. Дореволюционное фото
Омскъ. Чернавинсшй (ЛюбинсвШ) проспекть
Рис. 2. Восточная сторона Любинского проспекта. На первом плане магазин-пассаж М. А. Шаниной, далее торговый дом С. С. Волкова. Кон. XIX - нач. XX вв. Дореволюционное фото
Рис. 3. Торговый дом С. С. Волкова со стороны Любинского проспекта (ул. Ленина, 7). Фрагмент фасада (до реставрации). Фото 2007 г.
Рис. 4. Торговый дом С. С. Волкова. Любинский проспект/ ул. Гасфортовская (ул. Ленина, 7/ ул. К. Либкнехта, 8). Фрагмент фасада (до реставрации). Фото 2007 г.
Рис. 5. Торговый дом С. С. Волкова, со стороны ул. Гасфортовской (ул. К. Либкнехта, 8).Фрагмент фасада (до реставрации). Фото 2007 г.
стилистической окраски фасадов зданий этого периода. А по формальным признакам: пластике объемов и фасадов, отличительным деталям — памятник можно отнести к авторским работам Омского городского архитектора Эдуарда Ивановича Эзета.
Поздняя эклектика, или эклектизм, как архитектурная новация столиц, была привнесена на местную почву именно архитектором Э. И. Эзетом, прибывшим в Омск из Санкт-Петербурга в 1863 году. Воспитанник императорской Санкт-Петербургской Академии художеств он до вступления в должность Омского городового архитектора, состоял в ведении своего академического наставника — архитектора Высочайшего Двора А. И. Штакеншнейдера. Помощник для составления и черчения различных рисунков и шаблонов, Э. И. Эзет принимал «личное участие» в сооружении некоторых дворцовых построек по проектам А. И. Штакеншнейдера. За «усердие и труды» при возведении церкви на Собственной императорской даче в Петергофе архитектор был награжден в 1861 году бриллиантовым перстнем, а за «черчение и практические занятия» при строительстве дворца великого князя Михаила Николаевича в Петербурге — подарком в 250 рублей (1862) [5].
Испытывая на себе несколько лет влияние творческого темперамента А. И. Штакеншнейдера — «преемника изящного вкуса и искусства графа Растрелли» [6, с. 51], Э. И. Эзет выработал свой, исключительно индивидуальный почерк. Почти все здания, возведенные им в Омске в 1870—1880-х годах, отличаются строгой пластикой фасадов, в оформлении которых повторяется определенный «набор» декоративных приемов.
«Активный строитель Омска» [7, с. 39] — эта оценка деятельности Э. И. Эзета похожа на справедливое утверждение биографов об «огромной работоспособности» А. И. Штакеншнейдера [8, с. 132]. Заданный в Петербурге ритм новый городовой архитектор переносит в провинциальный Омск. Он много проектирует и строит. Одно из крупнейших сооружений Э. И. Эзета 1870-х годов — спальный и учебный корпуса Сибирской военной гимназии (Кадетского корпуса), пристроенные к ранее существовавшему объему.
Утверждение в 1870 году генерального плана, выполненного Э. И. Эзетом, дало возможность начать освоение крепостной эспланады. Первым было заложено здание I Мужской гимназии (1876). В его архитектурном облике уже отчетливо выявилось своеобразие творческого почерка зодчего. Дальнейшее развитие его индивидуального стиля прослеживается в облике здания I Женской гимназии (1879— 1882). И в других своих проектах архитектор смело применял новый для провинции метод «свободного выбора» стилей, а природный вкус и академическая школа не позволили ему переступить той грани, за которой утрачивается необходимая мера.
К характерным признакам творческого почерка Э. И. Эзета относятся:
— хорошо читаемое движение архитектурных масс от боковых ризалитов к центру;
— сдержанная барочность форм в виде раскрепо-ванных треугольных фронтонов, ступенчатых аттиков, широких подкарнизных и межэтажные тяг;
— тавровые и двойные тавровые замковые камни над дверными и оконными проемами;
— завершение проемов в виде «бровки» и объединение их наличниковыми поясами;
— излюбленный мотив, неоднократно варьируемый архитектором: пластическая обработка «сре-
зом» вертикальных граней проема, что создавало иллюзию расширенного окна или двери.
Принадлежность памятника к определенному архитектурному стилю. Торговый дом С. С. Волкова — типичный образец стилевой системы эклектики в ее позднем варианте. Фиксируя угол квартальной застройки, здание получило два лицевых фасада: главный, выходящий на Любинский проспект (ул. Ленина, 7) и боковой, ориентированный на ул. Гас-фортовскую (ул. К. Либкнехта, 8).
В объемно-пространственном решении памятник представляет собой двухэтажное кирпичное, оштукатуренное под покраску здание, имеющее в плане сложную, в форме латинской буквы F конфигурацию. Умение вписаться в «непростой» земельный участок — характерная черта эклектики.
В архитектурно-планировочном решении объема прочитывается коридорная система эклектики, где большинство помещений компонуются вдоль длинного коридора.
Стилевая характеристика фасадов определяется в рамках поздней архитектурной эклектики (рис. 3 — 6). Главный западный фасад имеет ярко выраженную симметричную композицию с центральным и двумя боковыми ризалитами, где система пилястр дорического ордера сгущает архитектурные массы. Ступенчатые аттики и раскрепованные фронтоны усиливают легкую барочную окраску (рис. 3 — 4). Полностью рустованный нижний этаж имеет оконные и дверные проемы, в пластическом решении которых читается почерк архитектора Э. И. Эзета: типичные тавровые замковые камни; завершение проемов в виде «бровки» и объединение их через замковые камни широкой тягой; мотив «среза» вертикальных граней проема (рис. 5 — 6). Те же характерные признаки индивидуального почерка определяются и на северном боковом фасаде, лишенном четкой симметрии за счет организации объема с входной группой. Декорирование второго этажа обоих фасадов имеет иную характеристику. Оконные проемы оформлены более сложным и тонким профилем, введены филенки, венки и гирлянды из словаря раннего классицизма (рис. 7), что несколько спорит с более сочной (барочной) пластикой деталей первого этажа, а также пластикой аттиков и фронтонов, определяющей творческий почерк Э. И. Эзета. Однако следует отметить, что стилистическая характеристика спроектированных им зданий не замыкается на «деликатном» барочном решении. Как архитектор-эклектик он то и дело прибегал к разнообразным историческим реминисценциям: вводил в ткань фасадов мотивы «русского стиля» в виде килевидных завершений наличников, сплошную рустовку этажа и ритмический рисунок Ренессанса в оконных аркадах, буквально на нюансе цитировал готическую и романскую архитектуру, применял детали из арсенала классицизма. Но подчеркнем, что индивидуальный пластический язык Э. И. Эзета всегда оставался сдержанным и строгим. Архитектор словно постепенно готовил провинцию к наступлению безудержно пышной эклектики.
Средствами эмоционального воздействия являлось и колористическое решение фасадов, с выделением белым цветом элементов ордерной системы — пилястр и пластических деталей фасадов — замковых камней, профилированных тяг, венков и гирлянд. Контраст белых деталей и расколерованных стен создавал живописно-пластический эффект.
Интерьеры дома несли на себе печать целого ряд ремонтов, и в результате этого, видимых модификаций в стилевом решении. Долгое время сохранявши-
Рис. 7. Торговый дом С. С. Волкова. Фрагмент фасада (до реставрации). Фото 2007 г.
еся межкомнатные филенчатые двери и оконный проем над ними в три четверти круга сообщали о декоративных изменениях в интерьере в сторону нового стиля XX века — модерна.
К концу XIX столетия заветы Н. В. Гоголя, размышлявшего в 1830-х годах «об архитектуре нынешнего времени» и предлагавшего не мешать «в одном здании множество разных вкусов и родов архитектуры», но выбирать стиль «согласно назначению строения», уже не вспоминают [9, с. 41, 49]. Напротив, тенденция соединения мотивов разных стилей и, как следствие, нарочитая, безудержная декоративность нарастают. К концу века центральная улица Омска — Любинский проспект — застраивается торговыми зданиями, где украшательство фасадов с использованием разновременных исторических «цитат» становится повсеместным. В определенной степени своим творчеством Э. И. Эзет сыграл связующую роль между старшим и младшим поколениями архитекторов-эклектиков второй половины XIX века.
В настоящее время здание отреставрировано и продолжает участвовать в формировании общей панорамы восточной стороны Любинского проспекта.
Примечание
1 Архив Министерства культуры Омской области. Паспорт на объект культурного наследия: «Дом купчихи Волковой, где находилась аптека Шевелина».
Библиографический список
1. Глебов, Ю. Я. Власть города Омска: История и современность / Ю. Я Глебов, Г. А. Павлов, П. Л. Шевченко. — Омск, 2006. — 200 с.
2. Линчевская, Н. Г. К истории торговых домов в Омске / Н. Г. Линчевская // Научная конференция памяти Н. М. Ядрин-цева (29-30 октября 1992 г.). — Омск, 1992. — С. 27-31.
3. Девятьярова, И. Прогулки по старому Омску: от архиерейского подворья до Атаманской улицы [К 275-летию Омска]/ И. Девятьярова, В. Селюк. — Омск : Феникс, 1991 — 25 с.
4. Каталог коллекции Омского объединенного исторического и литературного музея : почтовые открытки с видами города Омска (дореволюционные издания) / ГОИЛМ ; сост. и авт. вступ. ст. Л. С. Xудякова. — Омск : [б. и.], 1992. — 29 с.
5. Гуменюк, А. Н. Архитектор-эклектик Эзет: на пути к «новому стилю». (Процессы стилеобразования в архитектуре Омска) / А. Н. Гуменюк // Модерн: взгляд из провинции : сб. докл. науч.-практ. конф. (16—18 марта 1994 г.). — Челябинск. 1995. — С. 49 — 56.
6. Пунин, А. Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века / А. Л. Пунин. — Л. : Лен. изд-во, 1981. — 256 с.
7. Кочедамов, В. И. Омск. Как рос и строился город / В. И. Кочедамов — Омск : Омск. кн. изд-во, 1960. — 112 с.
8. Петрова, Т. А. Андрей Штакеншнейдер / Т. А. Петрова. — Л. : Лениздат, 1978. — 184 с.
9. Гоголь, Н. В. Об архитектуре нынешнего времени / Н. В. Гоголь // Собр. соч. В 4 т. — М. : Правда, 1968. — Т. 4.— 496 с.
ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», член Союза архитекторов России, член Союза художников России, член Российской ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры РФ. Адрес для переписки: gumenyuk-alla@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.02.2014 г. © А. Н. Гуменюк
Книжная полка
Мезенцев, Е. А. Реклама в коммуникационном процессе : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Е. А. Мезенцев ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. — 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). ББК 76.006.5/М44
Издание призвано ознакомить студентов всех форм обучения с приемами планирования и проведения рекламной кампании, выбора оптимального сочетания средств распространения рекламы, анализа эффективности рекламной деятельности, концептуальных основ разработки рекламных обращений; способствовать формированию единой системы взглядов на современную рекламно-информационную деятельность и перспективы ее развития. Реклама рассматривается как один из видов социальной коммуникации, определяется ее особая роль в системе маркетинговых коммуникаций. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью».