Научная статья на тему 'Комплекс зданий в исторической застройке Любинского проспекта г. Омска. К проблеме атрибуции'

Комплекс зданий в исторической застройке Любинского проспекта г. Омска. К проблеме атрибуции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1201
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ЭКЛЕКТИКА / МОДЕРН / РЕКОНСТРУКЦИЯ / MONUMENT OF ARCHITECTURE / ECLECTIC / MODERN STYLE / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуменюк Алла Николаевна

В статье анализируются комплекс зданий в исторической застройке Любинского проспекта г. Омска; отмечаются стилистические особенности. Конкретизируется творческий почерк архитектора И. Г. Хворинова и предлагается атрибуция памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex of buildings in the historic districts of Omsk Liubinsky prospect. On the problem of attribution

The article analyzes the complex of buildings in the historic districts of Omsk Lyubinsky prospect; stylistic features are marked. The recognizable creative traits of an architect I. Khvorinov are concretized and the special monument attribution is offered.

Текст научной работы на тему «Комплекс зданий в исторической застройке Любинского проспекта г. Омска. К проблеме атрибуции»

УДК 72 (571.13)

А. Н. ГУМЕНЮК

Омский государственный технический университет

КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ ЛЮБИНСКОГО ПРОСПЕКТА г. ОМСКА.

К ПРОБЛЕМЕ АТРИБУЦИИ

В статье анализируются комплекс зданий в исторической застройке Любинского проспекта г. Омска; отмечаются стилистические особенности. Конкретизируется творческий почерк архитектора И. Г. Хворинова и предлагается атрибуция памятника. Ключевые слова: памятники архитектуры, эклектика, модерн, реконструкция.

В конце XIX столетия, отмеченного для г. Омска строительством Великой Сибирской железнодорожной магистрали и, соответственно, стремительным развитием торговли, центр города переместился в его вновь выстроенную деловую и коммерческую часть — Любинский проспект. Исследуемый комплекс зданий, имеющий диапазон датировок от второй половины 1870-х до 1910-х годов, представляет историческую ценность как целостный архитектурный фрагмент в исторической застройке восточной стороны названного проспекта (современный адрес: ул. Ленина,11; 13; 13«а» и ул. Бударина, 3).

История комплекса тесно связана с деятельностью лиц, имевших определенное значение для развития коммерческой и культурной жизни Омска последней трети Х1Х — начала XX веков. А именно: купчихи Феоктисты Мартемьяновны Чириковой, торговавшей чаем и сахаром и владевшей в конце

XIX века четырьмя домами; полковника Чирико-ва Михаила Гавриловича — члена Омского отдела Географического общества; архитектора Илиодо-ра Геннадьевича Хворинова, кому приписывается авторство перестройки зданий; купчихи Марии Александровны Шаниной, приобретшей дома в 1908 году, — личности для города примечательной, со сложной «послереволюционной судьбой»; известных горожан — владельцев галантерейного магазина Бориса и Цецилии Саметников, нотариуса Герцма-на, Тарифа Маннасова, торговавшего винно-гастрономическими и колониальными товарами, и других. Перечень «исторических лиц», как и многоэтапная история строительства комплекса, функциональная принадлежность помещений подробно отражена в паспорте на памятник истории и культуры.1

К историческим сведениям следует добавить, что начало столетия в социальной сфере ознаменовалось проведением в России Столыпинской аграрной реформы (1906—1911). Вопросами внутренней колонизации — перемещением сельского населения из центральных районов страны в Сибирь и на Дальний Восток для освоения пустующих земель и на постоянное жительство — занималось Переселенческое управление, главная контора которого в 1917 году разместилась в доме М. А. Шаниной (бывшем Ф. М. Чириковой).2 Таким образом, исследуемый памятник напрямую связан с событиями отечественной истории, выразившимися в «движении переселенчества». Отметим также, что не менее важное событие в жизни края — строительство

Великого Сибирского пути и, в связи с этим, функционирование служб железной дороги — отложило отпечаток на историю бытования памятника: в 1903—1918 годах в одном из помещений второго этажа располагалась контора грузовой железнодорожной станции [1, с. 48].

Здания М. А. Шаниной были муниципализированы в 1924 году. Здесь в 1925— 1926 годах разместился целый ряд учреждений: Церабкооп с бухгалтерией, торговым отделом и складом № 1, камвольный трест, контора транспортного потребительского общества Омской дороги. В 1930 году из упомянутых организаций остался Церабкооп со складом.3 Во время войны 1941 — 1945 годов второй этаж был отдан под квартиры, которые еще долгое время, вплоть до середины 1960-х, оставались в ведении домоуправления.4

Приведем краткие сведения о последней владелице домов комплекса, крупнейшей омской предпринимательнице, потомственной почетной гражданке Марии Александровне Шаниной. Родилась 26 марта 1864 года в семье омского мещанина Александра Егоровича Накладова. Училась в церковноприходской школе. В 1881 году вышла замуж, уже как дочь купца, за потомственного почетного гражданина города Вязники Владимирской губернии Михаила Никаноровича Шанина, с конца 1890-х годов состояла членом городского благотворительного общества. В 1897 году овдовела.

В 1897— 1898 годы по заказу М.А. Шаниной архитектором И. Г. Хвориновым проектируется, а затем строится двухэтажный магазин на углу Любинского проспекта (сов. ул. Ленина, 5). Магазин оптово-розничной торговли открылся 12 сентября 1900 года. Первый этаж и один верхний зал занимали отделы магазина, на верхнем этаже находилась квартира владелицы [2, с. 117]. Кроме собственного магазина-пассажа М. А. Шанина владела еще семью домами в Казачьем и Мокринском форштате. В 1908 году ею были приобретены дома купчихи Ф. М. Чириковой, которые и рассматриваются в рамках комплексной застройки в данной статье (рис. 1).

Исследуемые объекты представляют историческую ценность и как носители характерных черт и элементов определенного архитектурного стиля: до реконструкции 1910 г. — отечественной эклектики второй половины. XIX века, основанной на методе «свободного выбора» исторических стилей в их свободном. сочетании. Это подтверждают фотоснимки фасадов зданий до реконструкции, включавших в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Рис. 1. Дом М.А. Шаниной (бывшие дома Ф.М. Чириковой) на Любинском проспекте.

Кон. 1890-х-серед. 1910-х. Дореволюционное фото

Омскъ. ЧернавиискШ (ЛюбинсжШ) проейекть

Рис. 2. Восточная сторона Любинского проспекта со стороны магазина-пассажа М. А. Шаниной. Кон. Х1Х-нач. XX вв. Дореволюционное фото

Рис. 3. Восточная сторона Любинского проспекта со стороны р. Оми. Кон. Х1Х-нач. XX вв. Дореволюционное фото

Рис. 4. Вид Любинского проспекта с нагорной части. Кон. Х1Х-нач. XX вв. Дореволюционное фото

себя элементы различных исторических стилей: Ренессанса, барокко, раннего классицизма. После реконструкции в центральной и левой части объединенного фасада зданий отмечается развитие ретроспективной классицистической линии модерна начала ХХ века. Особенностью данной стилевой вариации явилось гармоничное соединение элементов стилевых систем классицизма и модерна (ранней и поздней модификаций).

Градостроительная ценность архитектурного объекта обусловливается его связью с исторической планировкой города, непосредственным формированием в конце Х1Х — нач. XX веков ансамбля Любинского проспекта, сомасштабностью комплекса зданий с исторической застройкой главной улицы города. При активном строительстве на восточной стороне проспекта реконструируются торговые дома купчихи Ф. М. Чириковой (арх. И. Г. Хворинов (?); 1890- 1900-е) изначально повышается их этажность, появляется высотный акцент в виде восьмигранного купола, определявший значимость объекта до последующей реконструкции 1910 года. Вместе с куполами углового пассажа М. А. Шаниной он задавал своеобразный силуэт и высотную красную линию восточной стороне улицы (рис. 2 — 3). Эти высотные объемы корреспондировали мощным куполам монументальных зданий западной линии проспекта — Московских торговых рядов и торгового дома Овсянниковых-Ганшиных и участвовали в формировании общей панорамы улицы (рис. 4). Утрата купола исследуемого объекта нарушила си-луэтность восточной части Любинского проспекта.

Архитектурно-эстетическая ценность памятника, как правило, характеризуется качеством, отличающим его от рядовых построек. Исследуемый комплекс зданий, претендует на роль нерядового объекта, а до его реконструкции 1910 года — на довольно значимое произведение архитектуры с точки зрения архитектурно-образного решения его объема. Исследуемый объект обладал и, после частичного изменения стилевой характеристики в 1910 году, продолжает обладать особыми эстетическими качествами, отражающими стилевые трансформации архитектуры торговых зданий при стабильности их функционального назначения. В художественно-образном решении его фасадов сосредоточены завоевания поздней архитектурной эклектики и ретроспективной классицистической линии модерна начала ХХ века.

Датировки. Атрибуции. Принятые датировки объекта: вторая половина 1870-х гг., 1890-е гг., нач. ХХ в. поступательно воспроизводят историю стилистических изменений фасадов комплекса на протяжении почти четырех десятилетй.

Датировка «вторая половина 1870-х годов» фиксирует появление одноэтажных кирпичных лавок, выходивших фасадами на восточную линию будущего Любинского проспекта, и развитие дворовых построек в сторону улицы Яцкинской (сов. ул. Бударина). Стилистическую окраску фасадов зданий этого периода можно лишь предполагать по аналогии с фасадами одноэтажных магазинов на фотографии, датируемой 1895 годом, восточной стороны Любинского проспекта [2, с. 187]. А именно: «деликатная эклектика», привнесенная на местную почву в качестве архитектурной новации столиц архитектором Э. И. Эзетом, прибывшим в Омск из Санкт-Петербурга. В 1870-х годах он много строит, в частности, на территории упраздненной эспланады и на восточной стороне формирующейся главной улицы Омска. Воспитанник императорской Санкт-Петербургской академии художеств Э. И. Эзет до вступления в должность Омского городового архитектора состоял в ведении своего академического наставника — архитектора Высочайшего Двора А. И. Штакеншнейдера. Помощник для составления и черчения различных рисунков и шаблонов, Э. И. Эзет принимал «личное участие» в сооружении некоторых дворцовых построек по проектам А. И. Штакеншнейдера. За «усердие и труды» при возведении церкви на Собственной императорской даче в Петергофе Эзет был награжден в 1861 году бриллиантовым перстнем, а за «черчение и практические занятия» при строительстве дворца великого князя Михаила Николаевича в Петербурге — подарком в 250 рублей (1862) [3, с. 50].

Датировка ««1890-1900-е годы» является временем перестройки одноэтажных лавок в двухэтажный объем с единым фасадом. По формальным признакам — пластике объемов и фасадов, отличительным деталям — памятник можно отнести к авторским работам омского архитектора, гражданского инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова. В эти годы зодчий возводит на Любинском проспекте и в ближайшем соседстве несколько крупных объектов: угловой торговый дом М. А. Шаниной (1898), на месте пересечения Любинского и Санниковского проспектов гостиницу «Россия» (1905-1906) и в нагор-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

ной части улицы, на Базарной площади, городской театр (1901- 1905).

Для всех перечисленных зданий характерна тенденция соединения мотивов разных стилей и, как следствие, повышенная декоративность. «Деликатная» эклектика 1870-х годов архитектора Э. И. Эзета уступила место пышному эклектизму архитектора И. Г. Хворинова. К началу ХХ века центральная улица Омска — Любинский проспект — будет застроена торговыми зданиями, где «украшательство» фасадов с использованием разновременных исторических «цитат» станет повсеместным. Именно в этом направлении в конце 1890-х и в 1900-е годы вел поиск новых для провинции средств эстетической выразительности гражданский инженер И. Г. Хворинов. Как бывший архитектор Нижегородской ярмарки, он имел хорошо усвоенное на купеческом рынке понимание интересов торговли — необычный фасад здания должен был стать своеобразной рекламой, притягивающей взоры потенциальных покупателей. Отметим, что разнохарактерные по своим функциям здания несут на себе печать творческого почерка одного мастера — Илиодора Геннадьевича Хворино-ва, а именно:

— умение вписаться в сложную конфигурацию участка;

— создание объемов с усложненной формой крыш;

— формирование выразительного силуэта построек с высотными визуальными доминантами в виде куполов и башен;

— предпочтение в объемах куполов французского типа;

— отсутствие в композиции здания четкой иерархии главных и второстепенных элементов;

— отношение к ордеру не как к конструктивному элементу, а как одному из составляющих украшения фасада;

— характерная дробность и измельченность форм в композиции фасадов;

— перегруженность фасадов деталями и их пластическая равнозначность;

— барочная доминанта при использовании элементов и форм других исторических стилей;

— излюбленные мотивы пластического декора: балюстрады, вазоны, гирлянды, растительные мотивы, в том числе побеги аканта.

С 1894 года И. Г. Хворинов — один из видных омских архитекторов, чиновник особых поручений по дорожным и строительным частям при Степном генерал-губернаторе, член-сотрудник Географического общества, агент Северного страхового общества, участник архитектурных конкурсов: победитель конкурса на проект городского театра в Омске (1899).

История строительства и реконструкции домов владелицы Ф. М. Чириковой (позднее М. А. Шаниной), находящихся в составе «торговых рядов» на восточной стороне Любинского проспекта, отразила преобразование его архитектурного облика в силу стилевых предпочтений своего времени. В конце 1890-х-1900-е годы два объема получают дополнительный этаж и объединяются на уровне второго единым фасадом. Как позволяют судить сохранившиеся фотографии, в нижнем ярусе зданий организуется проездная арка, над которой выстраивается пластически активный эркер, увенчанный восьмигранным чешуйчатым куполом с лантерной и шпилем. Конструктивные элементы эркера — сдвоенные колонны и пристенные полуколонны иониче-

ского ордера с массивными опорами на модульонах, имеющих барочный растительный узор. По длине здания — надкарнизная балюстрада с пышными вазонами; карниз — многоступенчатый, профилированный. Наличники оконных проемов с лучковыми перемычками декорированы затейливой, измельченного характера, лепниной. Их вертикальные стороны фланкированы плоскими боковинами с желобками и завершены сандриками на модульо-нах. Под полочкой сандрика — лепная композиция с картушом в вершине и симметричными гирляндами из листьев аканта. Межоконное пространство заполнено фигурными барочными филенками; в подоконном поясе в створе окон — мелкие детали из арсенала классической архитектуры. Ренессанс заявляет о себе в ярусном делении фасада на этажи. Общая стилевая характеристика здания выражалась в эклектической окраске фасадов. Пластика стеновой поверхности выполнена в русле характерных приемов и излюбленных мотивов И. Г. Хворинова. Ордер — главный акцент фасада, все-таки «хрупок», особенно в сравнении с его массивными опорами; полуколонны среди деталей эркера выглядят декоративными. Лепные элементы сандриков маловыразительны, так как в них утеряны сочность и звучность барокко. Но нужно отдать должное архитектору: общим для всей композиции фасадов остается соподчинение частей целому, чему способствует центральная часть здания с эркером, увенчанным куполом с лантерной.

Датировка «1910-е годы» является временем последующей реконструкции комплекса зданий, принадлежавших уже к тому времени М. А. Шаниной. В разных источниках даты реконструкции различны: 1912-1915 годы — исторические изыскания к проекту «Омск. Регенерация центральной части».5 1914 год — паспорт Инспекции по охране памятников ГУК Администрации Омской области. Наиболее поздняя атрибуция — 1910 год.6

Итак, до середины 1910-х два дома (сов. ул. Ленина, №№ 11-13), составлявшие единый комплекс и имевшие общность стилевой характеристики условно «отделились» друг от друга и обрели различный художественно-образный строй (рис. 5). Перестройка коснулась центральной и левой части главного фасада комплекса, т.е. дома № 11. К нему же стал относиться и некогда объединивший два здания переход с пышно декорированным балконом, перестроенным из эркера. Восьмигранный купол, являвшийся высотным акцентом восточной стороны Любинского проспекта, сдвоенные колонны и пристенные полуколонны были разобраны. В связи с созданием нового облика дома № 11 исчезла также надкарниз-ная балюстрада с вазонами, затейливая лепнина наличников оконных проемов и их лучковые перемычки. Подверглась переделке и конструктивная часть здания — были выполнены железобетонные своды Монье, и верхняя отметка междуэтажного перекрытия поднялась. Фасадная часть дома № 13 осталась неизменной, сохранив эклектическую ткань стеновой поверхности. Гораздо позднее, в 1960-е годы были растесаны оконные проемы первого этажа и расширен торговый зал. Время утраты балюстрады и вазонов не установлены.

Принадлежность памятника к определенному архитектурному стилю. В Омске поздний модерн заявил о себе ретроспективной классицистической линией в 1910-е годы. Особенностью построек данной модификации стиля явилось довольно гармоничное соединение двух стилевых систем модерна и

Рис. 5. Дом М. А. Шаниной (бывшие дома Ф. М. Чириковой) на Любинском проспекте. 1910. Современное фото

классицизма. При этом отмечается «умеренность» в пластике: отказ от преувеличений, характерных для провинции. Рафинированность, имеющая место в облике деталей некоторых омских памятников, отличает провинциальную ретроспективную линию модерна 1910-х годов. Исследуемый памятник отражает стилевые трансформации в архитектуре объединенных торговых зданий. В художественно-образном решении его фасада соединены архитектура поздней эклектики и ретроспективной классицистической линией модерна.

Предпринятая в 1910-е годы перепланировка дома № 11 определила новое членение его стеновой поверхности, которое соответствовало функциональным зонам, организованным по композиционному принципу модерна. В соответствии с этим уменьшилось количество окон и увеличились их размеры. Фасад здания № 11 обрел черты «нового стиля» в его поздней трактовке. Рациональная компоновка масс характерно проявилась двумя прямоугольными пилонами-ризалитами в три этажа со строгим П-образным абрисом и двухэтажной частью между ними, завершенной простейшей аттиковой стенкой. Асимметрия простого объема, характерная для модерна, была достигнута наличием балкона, энергично выдвинутого из плоскости фаса-

да с его правой стороны, а также разновеликостью и разнообразием формы проемов в пилонированных частях здания. В итоге полностью изменилось общее представление о здании с определенной функцией в сплошной «строке» торгового ряда. Но активно выявленный рациональный строй позднего модерна скромно оттеняет декоративные классицистические элементы: сандрики над окнами второго этажа, едва заметные фронтоны над входными проемами первого, изящные гирлянды в ризалитах. Лопатки центральной части аттика и стен можно отнести как к проявлению классического ордера, так и к конструктивному элементу рациональной архитектуры, как, впрочем, и пластический мотив из нескольких пересекающихся колец, который корреспондирует и к классическому декору, и к орнаментике модерна (рис. 6). О раннем модерне напоминает плавно очерченное окно в виде стилизованной раковины над входной дверью из «словаря» природных форм «нового стиля». Современная рационалистическая тенденция соединилась с классицистической для придания зданию № 11 совершенно нового облика, решив проблему его гармоничного сочетания с неизмененным фасадом дома № 13. Новая стилевая окраска здания не нарушила архитектурную ткань ансамбля Любинского проспекта. В этом проявилась

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

универсальность ретроспективной классицистической линии позднего модерна в Омске. Вопрос об авторе последней реконструкции остается открытым.

Особые архитектурно-строительные элементы. Имеющие место сводчатые кирпичные перекрытия, опирающиеся на балки из стального проката, и своды Монье являются характерными конструктивными решениями для построек конца Х1Х — начала

XX веков. Они должны являться предметом охраны, как исторически ценные фрагменты конструкций здания.

В заключение следует подчеркнуть, что значимость объекта культурного наследия в омской архитектуре определяется его обширной историей бытования, связанной, в том числе, с именами крупнейших архитекторов Омска — Э. И. Эзета и И. Г. Хворинова, а также его изначальным статусом — промежуточной высотной доминанты Любинского проспекта. Это должно вызывать интерес современных владельцев комплекса зданий к его истории, желание воссоздать утраченный восьмигранный купол и, тем самым, восстановить исторический силуэтный абрис восточной части Любинского проспекта.

Примечания

1 Паспорт на памятник. Министерство культуры Омской области. Дата и номера охранных документов: №№ 182 и 183 от 24.07.96; № 175 от 27.06.96.

2 Сведения из плана г. Омска. 1917.

3 Списки абонентов Омской телеграфной сети на 1925 — 1926; 1930 гг. Сведения из паспорта на памятник.

4 Личное свидетельство автора статьи, посещавшей семьи Агранович и Молоковых.

5 Институт «Спецпроектреставрация». Томск.

6 Архив ООО «Строймир». Историческая справка к эскизному проекту приспособления здания для современного использования. Автор Ж. М. Хахаева.

Библиографический список

1. Дегтярев, П. С. Торгово-промышленный адрес-календарь города Омска (Акмолинской области), 1903 г. / П. С. Дегтярев. — Год изд. 1-й. — Омск : «Скоропечатня» Ек. Дм. Сунгу-ровой, 1902. — 107 с.

2. Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий / Под редакцией П. П. Вибе. — Омск, 2001. — 292 с.

3. Гуменюк, А. Н. Архитектор-эклектик Эзет: на пути к «новому стилю». (Процессы стилеобразования в архитектуре Омска) / А. Н. Гуменюк // Модерн: взгляд из провинции : сб. докл. науч.-практ. конф. (16—18 марта 1994 г.). — Челябинск. 1995. - С. 49-56.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», заслуженный работник культуры РФ.

Адрес для переписки: gumenyuk-alla@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2013 г.

© А. Н. Гуменюк

УДК /О3930 (571.1) И. В. ЛЯЛИКОВ

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ г. ТАРЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

В статье анализируются труды исследователей об архитектурно-градостроительном развитии Тары в ХУШ—нач. ХХ вв. Автором рассмотрены дореволюционные, советские и современные источники. Выявлены сильные стороны и проблематика изучения архитектуры города Тары.

Ключевые слова: историография, малый город, архитектурно-градостроительное развитие, труды исследователей.

Малые города — особая категория населенных пунктов, находящихся на стыке городской и сельской жизни. В настоящее время наблюдается рост интереса к их изучению как культурных объектов. Это обусловлено необходимостью их сохранения, а также определенной самобытностью. В нашем исследовании предстоит обратиться к историографии Тары, некогда важного населенного пункта Западной Сибири. Цель работы — изучение архитектурно-градостроительного развития города в период XVШ — нач. ХХ вв.

Большая часть дореволюционной литературы ^Ш-начала ХХ вв.), в которой упоминалось о Таре, концентрировалась лишь на эмпирических характеристиках и редко прибегала к аналитике. Упоминания о застройке, наличии промышленных и торговых заведений часто носили лишь описательный характер. Однако и такие данные позволили судить о социально-экономическом и, отчасти, архитектурном портрете Тары того периода. Степень «зрелости» дореволюционных источников имела различные оценки современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.