РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
торговля Республики крым: тенденции, проблемы и перспективы развития
Комиссарова И.П.1, Майорова Е.А. 2, Каращук О.С. 2
1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Важным условием восстановления экономики Республики Крым и улучшения благосостояния ее населения является обеспечение эффективного функционирования торговой отрасли. В статье представлены результаты исследования развития торговли Крыма в 2010-2017 гг. Авторами проведен анализ статистических данных, позволивший сопоставить тенденции развития торговли Крыма как субъекта Украины (2010-2013 гг.) и Российской Федерации (2014-2017 гг.) и на этой основе оценить изменения, связанные с новым статусом региона. Сформулированы основные проблемы развития торговли Республики Крым после присоединения к Российской Федерации, такие как рост потребительских цен на товары и услуги, нарушение системы товародвижения, ухудшение состава субъектов торговли, недостаточная информационная обеспеченность субъектов торговли, неэффективная структура инвестиций в торговлю, сокращение внешней торговли, и выявлены пути их решения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Крым, торговля, индекс потребительских цен, товародвижение, инфраструктура
Trade of the Republic of crimea: trends, issues and development prospects
Komissarova I.P.1, Mayorova E.A. 2, Karashchuk O.S. 2
1 National Research Nuclear University MEPhI, Russia
2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
В марте 2014 г. Республика Крым была принята в Российскую Федерацию с образованием в составе последней двух новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, что установлено соответствующим Договором1 и Федеральным конституционным законом2.
1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.) http://base.garant.ru/70614474/ (дата обращения 01.02.2018).
2 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» http://base.garant.ru/70618342/ (дата обращения 01.02.2018).
Дальнейшие события, в том числе отказ Генеральной Ассамблеи ООН признать изменение статуса Крыма1, объявление его временно оккупированной территорией, введение санкций несогласными государствами и организациями, существенно осложнили социально-экономическую ситуацию в регионе. В этой связи важной задачей как на региональном, так и на федеральном уровне в последние годы является восстановление экономики Крыма и улучшение благосостояния его населения.
Значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе оказывают состояние и эффективность функционирования торговой отрасли [11] (Рапавепко, 2017). Развитие торговли позволяет удовлетворить спрос потребителей на товары и услуги и тем самым способствует повышению качества жизни, увеличивает количество рабочих мест и, соответственно, решает проблему занятости населения, стимулирует развитие производства, формирует дополнительные поступления в бюджет в виде налогов и сборов [4, 18] (¡уапоу, Ыауотоуа, ШЫвЫп, 2017; ¡уапоу, Ыауотоуа, Ш1ЫвЫп, 2016). В 2017 г. в Республике Крым торговля обеспечивает 16 % ВРП, занимая в его структуре второе место после промышленности2, и является видом
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 о территориальной целостности Украины http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/68/262&Lang=R (дата обращения 01.02.2018).
2 Социально-экономическое развитие Республики Крым / Минэкономиразвития Республики Крым http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/analiz_SE/macro/macro_11-2017-v28122017.pdf (дата обращения 01.02.2018).
ABSTRACT:_
An important condition for restoring the economy of the Republic of Crimea and improving the welfare of its population is to ensure the effective functioning of the trade sector The article presents the results of the study of the development of trade in Crimea in 2010-2017. The authors analyze statistical data, which made it possible to compare the trends in the development of trade in the Crimea as a subject of Ukraine (2010-2013) and as a subject of the Russian Federation (2014-2017), and on this basis to assess changes related to the new status of the region. We highlight the major difficulties in the development of trade of the Republic of Crimea after accession to the Russian Federation, such as increase in consumer prices for goods and services, disruption of the commodity circulation system, deterioration in the composition of trade entities, insufficient information supply of trade entities, inefficient structure of investments in trade, reduction of foreign trade, and ways to solve them.
KEYWORDS: Crimea, trade, consumer price index, commodity circulation, infrastructure
JEL Classification: L81, R10, R19 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Komissarova I.P. ([email protected])
CITATION:_
Komissarova I.P, Mayorova E.A., Karashchuk O.S. (2018) Torgovlya Respubliki Krym: tendentsii, problemy i perspektivy razvitiya [Trade of the Republic of Crimea: trends, issues and development prospects]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 775-788. doi: 10.18334/rp.19.3.38841
деятельности 19,7 % хозяйствующих субъектов1. Учитывая важную роль торговли в социально-экономическом развитии региона, актуально исследование её состояния, проблем, тенденций и перспектив.
В исследовании поставлены следующие задачи: сопоставить тенденции развития торговли Крыма как субъекта Украины (2010-2013 гг.) и Российской Федерации (20142017 гг.) и оценить изменения, произошедшие в связи со сменой статуса региона; сформулировать основные проблемы развития торговли Крыма после присоединения к Российской Федерации и выявить пути их решения.
В работе использовались материалы Государственной службы статистики Украины2 (Статистический сборник «Регионы Украины»), Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Республике Крым3, Министерства экономического развития Республики Крым4, Министерства промышленной политики Республики Крым5, научные тезисы и статьи, посвященные проблемам развития торговли Крыма (авторы О.А. Дронова [2] (Dronova, 2017), О.С. Каращук [5] (Karaschuk, 2015), Л.Е. Павлуненко и О.Н. Вечирко [10] (Pavlunenko, Vechirko, 2017), Е.А. Красильникова и др. [7] (Krasilnikova, Mayorova, Nikishin, 2017), О.В. Шинкарёва и Е.А. Майорова [15] (Shinkaryova, Mayorova, 2017) и др.) и торговой деятельности вообще (авторы С.Б. Алексина [1] (Aleksina, 2017), Г.Г. Иванов и др. [3, 17] (Ivanov, Efimovskaya, Kryshtalev, 2015; Ivanov et al., 2017), Е.А. Красильникова и В.А. Баскаков [6] (Krasilnikova, Baskakov, 2016), А.Ф. Никишин и др. [8] (Nikishin et al.,
1 Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности на 1 января / Крымстат http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/0f054d804fd0 80dfb9e9bda19f9463e4/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80+%D0%AE%D0%9B+%D0%B Р%П0%ВЕ+%П0%9Е%П0%9А%П0%92%П0%АП%П0%94+%П0%ВП%П0%В0+01012017^ (дата обращения 01.02.2018).
2 http://www.ukrstat.gov.ua/ (дата обращения 01.02.2018).
3 http://www.gks.ru/, http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ (дата обращения 01.02.2018).
4 http://minek.rk.gov.ru/ (дата обращения 01.02.2018).
5 http://mprom.rk.gov.ru/ (дата обращения 01.02.2018).
ОБ АВТОРАХ:_
Комиссарова Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита (ipkomissarova0mephi.ru)
Майорова Елена Александровна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (mayorova. ea0rea.ru)
Каращук Оксана Сергеевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (kseniak72@ mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Комиссарова И.П., Майорова Е.А., Каращук О.С. Торговля Республики Крым: тенденции, проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 775-788. сЫ: 10.18334/ф.19.3.38841
2017), Т.И. Николаева и Т.И. Урясьева [9] (Шко1авуа, итуавеуа, 2017), Т.Н. Парамонова и др. [12, 13] (Рататопоуа, итуавеуа, 2016; Рататопоуа, итуавеуа, Яашагапоу, 2016), Г.Н. Чернухина и Е.А. Красильникова [14] (СквтпикЫпа, Ктавйткоуа, 2017), О. Корнилова и О. Каращук [19] (Котпйоуа, Катавкекик, 2017) и др.). Анализировались статистические данные, характеризующие как внутреннюю, так и внешнюю торговлю Автономной Республики Крым (2010-2013 гг., Украина) и Республики Крым (20142017 гг., Россия), данные города Севастополя не учитывались.
Тенденции развития торговли Республики Крым до и после ее принятия в Российскую Федерацию
Основным показателем, характеризующим развитие торговой отрасли и в экономическом, и в социальном контексте, является оборот розничной торговли. В 20102013 гг. и 2014-2017 гг. оборот розничной торговли Крыма в фактических ценах демонстрировал тенденцию роста (рис. 1). Вместе с тем в то время как оборот розничной торговли Автономной Республики Крым в сопоставимых ценах также увеличивался, о чем свидетельствует темп роста, превышающий 100 %, оборот Республики Крым в 2014-2017 гг. изменялся неравномерно, показав максимальный темп роста 104 % в 2015 г. Наиболее существенное уменьшение оборота розничной торговли в сопоставимых ценах (на 7,6 %) произошло в 2014 г., то есть в год присоединения Крыма к России.
Автономная Республика Крым (Украина)
45000 40000
2010
2011
2012
2013
■ Оборот розничной торговли в фактических ценах, млн грн.
■Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Республика Крым (Россия)
22 250000 20
8 200000
150000
0 100000
50000
2014
2015
2016
98 96
94 92
90 88
2017
Оборот розничной торговли в фактических ценах, млн руб.
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Рисунок 1. Динамика оборота розничной торговли Крыма в 2010-2013 гг. и в 2014-2017 гг. Источник: построено на основе данных Ук4стата (http: //www.ukrstat.gov.ua/), Крымстата (http:// crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/) (дата обращения 01.02.2018).
6
4
2
08
0
02
0
86
80
60
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
■ Индекс потребительских цен на товары и услуги, %
■ Индекс потребительских цен на продукты питания и безалкогольные напитки, %
Рисунок 2. Динамика индекса потребительских цен на товары и услуги в Крыму в 2010-2017 гг. Источник: Построено на основе данных Укрстата (http://www.ukrstat.gov.ua/), Крымстата (http:// crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/) (дата обращения 01.02.2018).
Как показано на рисунке 2, с 2010по 2013 гг. индекс по требительских цен на товары и услуги снижался и в 2012-2013 гг. цвсьавик менееЮО %. В Н014г.,поалв изменения статуса Республики Крым, цены на потребительские товары и услуги возросли более чем на 40 %, на продукты питания и безалкогольные напитки - более чем на 50 %. В последующие годы наблюдалось стабильное уменьшение показателя - в 2017 г. индекс потребительских цен на товары и услуги составил 101,4 %, на продукты питания и безалкогольные напитки - 98,1 %.
Анализ финансовых результатов хозяйствующих субъектов Крыма, осуществляющих тортовую деятельнонть, в 2011-2013 гг. покозывает тенденции уменьшения сумм прибыли и роста убытаов (рис. 31, что привело к отрицательному сальдо внилз г. В 2014 г. указанные тенденции сохранились, при этом величина убытка возросла более чем в 4 раза и превысила 162 млрд грн. В 2015-2017 гг. наблюдался положительный финансовый результат (сальдн) при значительном превышении прибыли над убытком. Сравнивая финансовые результаты торговли Автономной Республики Крым как субъекта Украины и Республики Крым в составе России, следует отметить, что, с учетом изменений курсов валют- и метвдики сбора данных, в 2014-2017 гг. суммы прибыки и убытае хозяйствующих субъектов в целом существенно ниже, чем в предыдущие годы.
При этом доля прибыльных субъектов торговли, в 2010-2014 гг. державшаяся в пределах 60-70 %,в 2015 г. повысилась и составили 87е %. В 2016-2017 ог.иаметилавь тенденция сножения доли прибыльных и, соответственно, увеличения доли убыточных субъектов торговли, однако в 2017 г. ситуация по-прежнему остается более благоприятной, чем до включения Крыма в состав Российской Федерации (рис. 4).
Автономная Республика Крым (Украина)
Республика Крым (Россия)
160000 140000 120000 100000
40000 20000 0
h li IIIII
2010 2011 2012 2013 2014 ■ Прибыль, млн грн. ■ Убыток, млн грн.
7000 6000 5000 4000 3000
I. I
2017 (январь-ноябрь)
■ Прибыль, млн руб. "Убыток, млн руб.
Рисунок 3. Динамика основных финансовых реаультатов деятельности субъектов торговли
Крыма в 2010-2014 гг. и в 2015-2017 гг. Источник: Построено наоснове данных Укрстата (http://www.ukrstat.gov.ua/), Крымстата (http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/) (датаобращения 01.02.2018).
2011 2012 2013
Прибыльные субъекты торговли
2014 2015 2016
Убыточные субъекты торговли
Рисунок 4. Доля прибыльных и убыточных субъектовторговли Крыма в их общем количестве
в 2010-2017 гг.
Источник: построено на основе данных "Укрстата (http://www.ukrstat.gov.ua/), Крымстата (http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/) (дата обращения 01.02.2018).
Изменение статусаРеспублики Крым, повлиявшее isa развитие внутренней торговли региона, привело к еще более существенным изменениям в его внешней торговле. После увеличения в 2010-2012 гг. и незначительного уменьшения в 2013 г. внешнеторговый оборот региона сократился в 5,4 раза в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом (рис. 5). В 2015-2017 гг. тенденция снижения внешпнеторговнго оборота сохранилась. В 2010-2013 гг. Автономная Республика Крым наращивала объемы
0
экспорта товаров, в 2014 г. экспорт Республики Крым снизился в 4,5 раза и продолжил снижаться в последующие годы. Объем импорта региона значительно возрос в 2011 г. в результате увеличения ввоза товаров из Китая. В 2012-2016 гг. сохранялась тенденция сокращения объемов экспортируемых товаров, которое в 2014 г. составило 6,5 раз. В 2011 -2013 гг. и в 2015-2016 гг. объем импорта товаров превышал объем экспорта, что обеспечило отрицательное сальдо внешней торговли.
В целом анализ тенденций развития торговли Республики Крым до и после ее принятия в Российскую Федерацию показал следующие результаты: оборот розничной торговли в фактических ценах и в 2010-2013 гг., и в 2014-2017 гг. демонстрировал тенденцию роста; оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в 2010-2013 гг. увеличивался, в 2014-2017 гг. - изменялся неравномерно, значительно снизившись в 2014 и 2016 гг.; индекс потребительских цен на товары и услуги, близкий к 100 % в течение 2010-2013 гг., существенно увеличился в 2014 г. и далее снизился до 101,4 % в 2017 г.; до присоединения Крыма к России прибыль, получаемая субъектами торговли, сокращалась, убытки, напротив, увеличивались и в 2013-2014 гг. превысили прибыль, однако начиная с 2015 г. объемы прибыли превышают убытки в несколько раз; после принятия Крыма в Российскую Федерацию увеличилась доля прибыльных субъектов торговли в их общем количестве; изменение статуса Крыма привело к существенному сокращению объемов экспорта, импорта и, соответственно, внешнеторгового оборота. Таким образом, результаты анализа статистических данных свидетельствуют, что присоединение Крыма к Российской Федерации имело как положительные, так и отрицательные последствия для торговой отрасли региона. К негативным итогам относятся в первую очередь увеличение потребительских цен и сокращение внешней торговли.
2500
2000
1000 500 0
1500
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016 2017 (январь-июнь)
Экспорт товаров, млн долл. ■ Импорт товаров, млн долл.
Рисунок 5. Динам ика внешнеторгового оборота Крыма в 2011-2017 гг. Источник: построено на основе данных Укрстата (http://www.ukrstat.gov.ua/), Крымстата (http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/) (дата обращения 01.02.2018).
проблемы развития торговли Республики крым и пути их решения
Как показали результаты анализа статистических данных, одним из негативных последствий принятия Республики Крым в Российскую Федерацию стал резкий рост цен на потребительские товары и услуги, в частности на продукты питания. Увеличение цен было вызвано нарушением транспортной доступности региона и, соответственно, ростом затрат на доставку товаров; нарушением устоявшихся хозяйственных связей и необходимостью поиска новых поставщиков; монополизацией рынка вследствие ограничения ввоза товаров на полуостров, вызванного санкциями и ответными санкциями; ограничением доступа хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам; ростом закупочных цен на товары, сырье и комплектующие, ввозимые из Украины; увеличением расходов, связанных с введенным Украиной таможенным декларированием.
Для решения проблемы роста потребительских цен был предпринят ряд мер: подписаны меморандумы, ограничивающие торговые надбавки на основные социально значимые продукты питания1; обеспечено функционирование сети кооперативных магазинов, реализующих социально значимые товары с ограниченной торговой надбавкой, а также сельскохозяйственных ярмарок, предназначенных для участия местных фермерских хозяйств и производителей; сформирован региональный Торговый реестр2, содержащий актуальные сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность [7] (Krasilnikova, Mayorova, Ш^Ып, 2017). Указанные мероприятия позволили стабилизировать потребительские цены на товары и услуги, в том числе на продукты питания, о чем свидетельствуют представленные ранее статистические данные. Таким образом, меры, предпринимаемые с целью ограничения роста потребительских цен в Республике Крым, можно считать эффективными.
Одной из причин роста потребительских цен в Республике Крым стало нарушение действующей системы товародвижения, ввиду чего субъекты торговли столкнулись с проблемой поиска новых поставщиков и путей доставки товаров. При перестройке хозяйственных связей, в том числе при взаимодействии с предприятиями материковой России, целесообразно использовать маятниковые маршруты поставок, разработанные с учетом деятельности крымских хозяйствующих субъектов, а также выявлять дополнительные источники загрузки сборными грузами [16] (Scherban, Vechirko, 2016). Централизованное управление закупочной логистикой будет способствовать решению проблемы дестабилизации системы товародвижения. Улучшить ситуацию в регионе также позволит введение в эксплуатацию Керченского моста.
1 Меморандум взаимопонимания между Советом министров Республики Крым, производителями продовольственных товаров и субъектами системы оптовой и розничной торговли (13 марта 2015 г., г. Симферополь), Меморандум взаимопонимания между Советом министров Республики Крым и субъектами системы оптовой и розничной торговли (2 июня 2016 г., г. Симферополь).
2 Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, представивших сведения для внесения в Торговый Реестр Республики Крым / Министерство промышленной политики Республики Крым http://mprom.rk.gov.ru/rus/info.php?id=622390
Наряду с дестабилизацией системы товародвижения при переходе торговой отрасли Крыма в рыночное пространство России ухудшился состав хозяйствующих в торговле субъектов. В настоящее время розничный товарооборот региона обеспечивается в основном небольшими автономными магазинами и уличным сегментом продаж, в то время как доля продовольственных торговых сетей остается ниже среднероссийской [5] (Karaschuk, 2015). После принятия Республики Крым в Российскую Федерацию ряд украинских торговых сетей покинули регион или сменили владельца, что создает предпосылки для развития местной торговли, а также для выхода на крымский рынок крупных российских торговых компаний. Именно последние, по мнению авторов, позволят обеспечить продовольственную безопасность и эффективность функционирования торговой отрасли региона.
Развитию крымской торговли, в том числе сетевой, в свою очередь, во многом препятствует недостаточно развитая информационная инфраструктура. Субъекты торговли сталкиваются с отсутствием полных, достоверных и актуальных сведений о современной рыночной конъюнктуре, потенциальных источниках поставки ресурсов, нормативно-правовом регулировании торговой деятельности и т.п. Указанная проблема решается созданием информационного ресурса, предназначенного для поддержки торговых структур. Важной проблемой развития торговли Республики Крым, как и российской торговли в целом, также является необходимость реструктуризации инвестиций, а именно увеличение доли средств, вкладываемых в современные основные фонды и нематериальные активы.
Переход Крыма из Украины в Российскую Федерацию повлиял не только на внутреннюю, но и на внешнюю торговлю региона, что проявилось в резком уменьшении объемов импорта, экспорта и внешнеторгового оборота. Последний, как было сказано ранее, в 2014 г. снизился в 5,4 раза по сравнению с предыдущим годом. Однако, учитывая изменение порядка расчетов, а также перевод торговли с российскими предприятиями из внешней торговли во внутреннюю, фактически внешняя торговля Республики Крым сократилась не так существенно, как показывает анализ статистики [15] (Shinkaryova, Mayorova, 2017). Более того, уменьшение импорта соответствует реализуемой в настоящее время политике импортозамещения. Вместе с тем Республика Крым остается участником международной торговли. Развитию внешней торговли Крыма, в первую очередь, экспорта, могут способствовать рекламно-выста-вочная деятельность, включая участие в выставках за рубежом, организация бизнес-миссий, презентации в зарубежных странах и дипломатических представительствах иностранных государств в России. О перспективности указанных мероприятий свидетельствует положительный опыт российских регионов, проанализированный О.А. Дроновой [2] (Dronova, 2017).
Таким образом, к основным проблемам торговой отрасли Республики Крым после ее принятия в Российскую Федерацию следует отнести рост потребительских цен, дестабилизацию системы товародвижения, ухудшение состава хозяйствующих субъектов,
недостаточное информационное обеспечение торговой деятельности, неэффективную структуру инвестиций, сокращение внешней торговли. Частично указанные проблемы уже решены посредством мер, принимаемых в течение 2014-2017 гг. Для обеспечения стабильного развития торговой отрасли Крыма в дальнейшем следует сконцентрироваться на разработке рациональных маятниковых маршрутов доставки товаров и формировании сборных грузов, создании ресурса для информационной поддержки субъектов торговли, реструктуризации инвестиций в торговлю с увеличением доли вложений в объекты основных фондов и нематериальные активы, развитии экспортной деятельности через систему мероприятий (выставок, бизнес-миссий и др.), признанных эффективными с учетом практики других регионов России.
заключение
Подводя итог выполненной работе, можно сделать следующие выводы о развитии торговой отрасли Республики Крым.
1. Анализ статистических данных, характеризующих тенденции развития торговли Крыма в 2010-2013 гг. и в 2014-2017 гг., позволил выявить как позитивные, так и негативные изменения в связи с его переходом в Российскую Федерацию. Отрицательными последствиями стали в первую очередь рост потребительских цен и сокращение внешней торговли. Положительно следует оценить превышение прибыли субъектов торговли над убытком, а также увеличение доли прибыльных торговых структур в их общем количестве.
2. Основными проблемами развития торговой отрасли Республики Крым после ее принятия в Российскую Федерацию, в том числе с учетом результатов анализа статистических данных, являются:
• рост потребительских цен на товары и услуги (так как в 2014-2017 гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения индекса потребительских цен, который в 2017 г. составил 101,4 %, проблему роста цен в регионе можно считать решенной, а меры, направленные на его ограничение, - эффективными);
• дестабилизация системы товародвижения (решению данной проблемы будут способствовать развитие транспортной инфраструктуры, в том числе введение в эксплуатацию Керченского моста, а также внедрение маятниковых маршрутов доставки и формирование сборных грузов);
• ухудшение состава хозяйствующих субъектов (улучшить ситуацию позволит развитие в регионе сетевой розничной торговли, в первую очередь, изначально российских торговых сетей, для чего требуется совершенствование инфраструктуры, в том числе информационной);
• недостаточная информационная обеспеченность субъектов торговли (в связи с чем целесообразно создание информационного ресурса, предназначенного для информационной поддержки субъектов, осуществляющих торговую деятельность);
• неэффективная структура инвестиций в торговлю (что требует увеличения вложений инвестиционных средств в основные фонды и нематериальные активы при уменьшении финансовой составляющей);
• сокращение внешней торговли (с учетом реализации политики импортозаме-щения основным направлением внешней торговли региона становится экспорт, развитию которого могут способствовать рекламно-выставочная деятельность, организация бизнес-миссий и прочих мероприятий, успешно проводимых в других регионах России).
Несмотря на отдельные сложности, возникшие после принятия Республики Крым в Российскую Федерацию, в настоящее время формируются условия для дальнейшего развития торговой отрасли, которое, в свою очередь, будет способствовать укреплению экономики региона и улучшению благосостояния его населения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Алексина С.Б. Совершенствование системы управления каналами дистрибьюции
товаров в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 11(88). - с. 768-771.
2. Дронова О.А. Возможности использования опыта российских регионов для разви-
тия экспорта Республики Крым // Российский внешнеэкономический вестник. -2017. - № 1. - с. 101-114. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=28201671.
3. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. // Российское предпринимательство.
- 2015. - № 11. - с. 1717-1728. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=23766015.
4. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Рейтингование регионов РФ на основе
индикатора социальной эффективности торговли // Экономика. Бизнес. Банки. -2017. - № 1(18). - с. 39-51. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=28132304.
5. Каращук О.С. Инвестиции в розничную торговлю и их роль в развитии экономики
региона: на примере Республики Крым // Крымский научный вестник. - 2015. -№ 5-1. - с. 88-97.
6. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. FMCG-рынок: двухлетние последствия эм-
барго // Вестник Академии. - 2016. - № 4. - с. 46-49. - url: https://elibrary.ru/item. asp?id=28122915.
7. Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Анализ динамики потреби-
тельских цен в Республике Крым // Экономика и предпринимательство. - 2017.
- № 8-3(85-3). - с. 127-131. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=30296232.
8. Никишин А.Ф., Шипилова С.С., Ефимовская Л.А., Майорова Е.А. Влияние качества
обслуживания на эффективность розничной торговли // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1(79-1). - с. 948-951. - url: https://elibrary.ru/author_items. asp?authorid=710860.
9. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. // Торгово-экономический журнал. - 2017. - № 1. -
с. 35-48. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=29714912.
10. Павлуненко Л.Е., Вечирко О.Н. Тенденции в развитии сетевого ритейла республики Крым // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-1(85-1). - с. 442-446.
11. Панасенко С.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности организаций в сфере розничной торговли / // Развитие новых производств и отраслей инновационной мезоэкономики: Материалы международной научно-практической конференции. Хабаровский государственный университет экономики и права, https://elibrary.ru/item.asp?id=32258378. - Хабаровск, 2017. - с. 109-115.
12. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И. // Практический маркетинг. - 2016. - № 4(230). -с. 33-38. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=25780143.
13. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Рамазанов И.А. Продовольственная инфляция в России и пути ее преодоления // Практический маркетинг. - 2016. - № 6(232). -с. 34-40. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=26137363.
14. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. // Современная конкуренция. - 2017. -№ 2(62). - с. 64-71. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=29320374.
15. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Анализ динамики и структуры внешней торговли Республики Крым // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2017. - № 4(21). - с. 283-286.
16. Щербань А.С., Вечирко О.Н. Тенденции развития закупочной логистики в торговле Республики Крым // Малое и среднее предпринимательство: стратегии и перспективы развития: малое и среднее предпринимательство: стратегии и перспективы развития сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». - Уфа, 2016. - с. 95-103.
17. Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Boykova A.V., Tyunik, O.R. Perspertive dirertions of trade development. / Монография. - Vienna: East West, 2017. - 130 p.
18. Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Sodal trading performanœ in Russian regions // International Journal of Eœnomk Research. - 2016. - № 13(9). - p. 3991-3999.
19. Kornilova O., Karastahuk O. Sodally Responsible Business in Trade: Further Development in Ukraine and Russia // Problems and Perspedives in Management. -2017. - № 15(3). - p. 445-452. - doi: 10.21511/ppm.15(3-2).2017.12.
REFERENCES:
Aleksina S.B. (2017). Sovershenstvovanie sistemy upravleniya kanalami distribyutsii tovarov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Improving the management system for distribution channels in the digital economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(88)). 768-771. (in Russian).
Chernukhina G.N., Krasilnikova E.A. (2017). Vliyanie sovremennyh tendentsiy razvitiya roznichnoy torgovli na izmenenie konyunktury potrebitelskogo rynka [Impact of modern tendencies of development of retail trade on change of a conjuncture of the consumer market]. Modern competition. 11 (2(62)). 64-71. (in Russian).
Dronova O.A. (2017). Vozmozhnosti ispolzovaniya opyta rossiyskikh regionov dlya razvitiya eksporta Respubliki Krym [Possibilities of using the Russian regions' experiences for export growth of the Republic of Crimea]. Russian Foreign Economic Bulletin. 2017 (1). 101-114. (in Russian).
Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Kryshtalev V.K. (2015). Vozmozhnosti gosudarstvennogo regulirovaniya tsen na sotsialno znachimye tovary [Possibilities of public regulation of prices for socially important goods].Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (11). 1717-1728. (in Russian).
Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Boykova A.V., Tyunik, O.R. (2017). Perspective directions of trade development Vienna: East West.
Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2016). Social trading performance in Russian regionsinternational Journal of Economic Research. (13(9)). 3991-3999.
Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Reytingovanie regionov RF na osnove indikatora sotsialnoy effektivnosti torgovli [Ranking of the regions of the Russian Federation on the basis of the indicator of social efficiency of trade]. Economy. Business. Banks. (1(18)). 39-51. (in Russian).
Karaschuk O.S. (2015). Investitsii v roznichnuyu torgovlyu i ikh rol v razvitii ekonomiki regiona: na primere Respubliki Krym [Investments in retail trade and their role in the development of the region's economy: by the example of the Republic of Crimea]. Krymskiy nauchnyy vestnik. (5-1). 88-97. (in Russian).
Kornilova O., Karashchuk O. (2017). Socially Responsible Business in Trade: Further Development in Ukraine and Russia Problems and Perspectives in Management. (15(3)). 445-452. doi: 10.21511/ppm.15(3-2).2017.12.
Krasilnikova E.A., Baskakov V.A. (2016). FMCG-rynok: dvukhletnie posledstviya embargo [FMCG Market: Two-Year Effects of the Embargo]. \\Academy\'s Herald. (4). 46-49. (in Russian).
Krasilnikova E.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Analiz dinamiki potrebitelskikh tsen v Respublike Krym [Analysis of the dynamics of consumer prices in the Republic of Crimea]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-3(85-3)). 127131. (in Russian).
Nikishin A.F., Shipilova S.S., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A. (2017). Vliyanie kachestva obsluzhivaniya na effektivnost roznichnoy torgovli [Impact of Service Quality on Retail Efficiency]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-1(79-1)). 948-951. (in Russian).
Nikolaeva T.I., Uryaseva T.I. (2017). Razrabotka podkhodov k analizu resursnogo potentsiala torgovoy organizatsii s tselyu vybora konkurentnoy strategii [Development of approaches to the analysis of the resource potential of the trade organization in order to select a competitive strategy]. Russian Journal of Retail Management. 4 (1). 35-48. (in Russian).
Panasenko S.V. (2017). Marketingovye instrumenty povysheniya konkurentosposobnosti organizatsiy v sfere roznichnoy torgovli / [Marketing tools for improving the competitiveness of organizations in the retail /]Development of new industries and branches of innovative mesoeconomics. 109-115. (in Russian).
Paramonova T.N., Uryaseva T.I. (2016). Rezultaty monitoringa potrebitelskikh roznichnyh tsen na osnovnye gruppy prodovolstvennyh tovarov v 2015 godu [Results of monitoring of consumer retail prices for major food groups in 2015]. Practical Marketing. (4(230)). 33-38. (in Russian).
Paramonova T.N., Uryaseva T.I., Ramazanov I.A. (2016). Prodovolstvennaya inflyatsiya v Rossii i puti ee preodoleniya [Food Inflation in Russia and the Ways to Overcome it]. Practical Marketing. (6(232)). 34-40. (in Russian).
Pavlunenko L.E., Vechirko O.N. (2017). Tendentsii v razvitii setevogo riteyla respubliki Krym [Tendencies in development of a network retail of the Republic of Crimea]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-1(85-1)). 442-446. (in Russian).
Scherban A.S., Vechirko O.N. (2016). Tendentsii razvitiya zakupochnoy logistiki v torgovle Respubliki Krym[Trends in the development of procurement logistics in the trade of the Republic of Crimea] Small and medium-sized businesses: strategies and development prospects. 95-103. (in Russian).
Shinkaryova O.V., Mayorova E.A. (2017). Analiz dinamiki i struktury vneshney torgovli Respubliki Krym[Trends in the development of procurement logistics in the trade of the Republic of Crimea]. ASR: Economics and Management. (4(21)). 283-286. (in Russian).