Научная статья на тему 'Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы'

Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / CONSUMER PRICE INDEX / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ В ТОРГОВЛЕ / BUSINESS ACTIVITY IN TRADE / КОНЪЮНКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / CONJUNCTURE OF THE CONSUMER MARKET / СТАГНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / STAGNATION PERIOD / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Елена Анатольевна, Никишин Александр Федорович

Современное состояние торговли во многом определяется развитием регионального ритейла Российской Федерации. В свою очередь, это отражает тенденции развития как макроэкономики, так и микроэкономики в стране. В представленной статье проводится анализ динамики основных показателей развития торговли, в том числе, оборота розничной торговли, его структуры, индекса потребительских цен. Авторами представлена оценка деловой активности, а также современного состояния отрасли. Также оценивается влияние выявленных тенденций на изменение конъюнктуры потребительского рынка в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красильникова Елена Анатольевна, Никишин Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional retail of the Russian Federation: trends and prospects

The current status of trade is largely determined by the development of the regional retail of the Russian Federation. In its turn, it reflects development trends, both macroeconomics and microeconomics in the country. The article analyzes dynamics of key indicators of trade development, including retail trade turnover, its structure, and consumer price index. The authors present the assessment of business activity, as well as the current status of the industry. We also assess the impact of the revealed trends on the change of a conjuncture of the consumer market in regions.

Текст научной работы на тему «Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы»

It. Iff ■ 1T> - iw

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы

Современное состояние торговли во многом определяется развитием регионального ритейла Российской Федерации. В свою очередь, это отражает тенденции развития как макроэкономики, так и микроэкономики в стране. В представленной статье проводится анализ динамики основных показателей развития торговли, в том числе, оборота розничной торговли, его структуры, индекса потребительских цен. Авторами представлена оценка деловой активности, а также современного состояния отрасли. Также оценивается влияние выявленных тенденций на изменение конъюнктуры потребительского рынка в регионах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: розничная торговля, индекс потребительских цен, деловая активность в торговле, конъюнктура потребительского рынка, стагнационный период, региональная экономика.

Regional retail of the Russian Federation: trends and prospects

Krasilnikova E.A.1, Nikishin A.F. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

В конце 2014 года в экономике Российской Федерации произошли существенные изменения, во многом связанные с резким ростом валютного курса, введением санкций, политикой, направленной на увеличение доли отечественных товаров в структуре потребления. В этой связи важной задачей является комплексный анализ проблем и перспектив развития в условиях сложившийся ситуации. Развитие региональной торговли является важной областью научно-практических исследований, во многом связанных с уникальностью геополитического состояния Российской Федерации. Также весомость научным изысканиям придают ощутимые амплитуды полученных результатов, которые, с одной стороны, необходимо обосновать, а с другой - попытаться на их основе оценить перспективы развития.

В настоящее время существуют различные мнения относительно оценки ситуации в отечественной экономике. В частности, можно выделить как характеристики, свидетельствующие о достаточно стабильном и устойчивом положении, так и характеризующие экономи-

Красильникова Е.А.1, Никишин А.Ф. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

ческую ситуацию как критическую, требующую немедленных революционных перемен. В этой связи целью исследования является характеристика проблем, наиболее актуальных в настоящее время для экономики Российской Федерации в области региональной торговли.

Различные аспекты указанной проблемы рассматриваются в работах разных авторов. В частности, большое внимание уделяется развитию и поиску новых подходов во внешней торговле Российской Федерации - работы Горбатенко Е.Ю. [3] (Gorbatenko, 2017), Жилиной И.Ю. [4] (Zhilina, 2016), Минеевой П.А. [13] (Mineeva, 2016) и других авторов. Общим вопросам экономического развития Российской Федерации посвящены работы Топоркова Н.С. [16] (Toporkov, Ilyashenko, 2016), Панасенко С.В. [14, 15] (Panasenko, Alekhina, Baklakova, 2016; Panasenko, Slepenkova, Zherdochka, 2017), Христофоровой [17] (Khristoforova, Zhuravleva, Gorelova, 2015) и других авторов. В работах Иванова Г.Г. [5-7] (Ivanov, Mayorova, 2015а; Ivanov, Mayorova, 2015b; Ivanov, Mayorova, Nikishin, 2017), Майоровой Е.А. [12] (Mayorova, Ivanov, 2015) рассматривается влияние социальной ответственности на развитие торговли, в работах Каращук О.С. [8] (Karaschuk, 2015) - особенности торговли Крыма как региона, наиболее сильно ощущающего влияние санкций. Развитие региональной торговли в условиях экспансии Федеральных торговых сетей рассматривается в работах Алексиной С.Б. [1] (Aleksina, 2017), Иванова Г.Г. и других авторов. В работе использовались данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Согласно официально опубликованным данным на сайте ФСГС, показатель ВВП Российской Федерации в 2017 г. в действующих ценах составил 92,082 трлн руб. Этот показатель выше по сравнению с предыдущим годом на 1,5 % (в расчете по методике

ABSTRACT:_

The current status of trade is largely determined by the development of the regional retail of the Russian Federation. In its turn, it reflects development trends, both macroeconomics and microeconomics in the country. The article analyzes dynamics of key indicators of trade development, including retail trade turnover, its structure, and consumer price index. The authors present the assessment of business activity as well as the current status of the industry. We also assess the impact of the revealed trends on the change of a conjuncture of the consumer market in regions.

KEYWORDS: retail trade, consumer price index, business activity in trade, conjuncture of the consumer market, stagnation period, regional economy

JEL Classification: F17, LSI, M21 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Krasilnikova E.A. (krasilnikova.EA0rea.ru)

CITATION:_

Krasilnikova E.A., Nikishin A.F. (2018) Regionalnyy riteyl Rossiyskoy Federatsii: tendentsii i perspektivy [Regional retail of the Russian Federation: trends and prospects]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 763-774. doi: 10.18334/rp.19.3.38839

ФСГС РФ, содержащей изменения, связанные с внедрением положений СНС 2008 г. относительно учета результатов научных исследований и разработок), когда объем ВВП был зафиксирован в размере 85,918 трлн руб. При этом в 2016 и 2015 годах наблюдалось снижение рассматриваемого показателя относительно предыдущих периодов соответственно. В разрезе основных секторов экономики по предварительным данным показатели следующие. Индекс физического объема валовой добавленной стоимости в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 103,1 % в сфере оптовой и розничной торговли. Максимальное значение индекса было зафиксировано по результатам деятельности в области культуры, спорта, организации досуга, а именно - 105,0 %. По таким видам экономической деятельности, как сельское хозяйство, индекс составил 101,6 %, транспортировка и хранение товаров - 103,7 %, в области информации и связи - 103,6 %. В строительстве наблюдалось незначительное снижение валовой добавленной стоимости (на 0,2 %). Также снижение было зафиксировано в сфере образования (0,1 %), в области здравоохранения (0,2 %). Цифры, на первый взгляд, невелики, однако важен тренд. Выравнивание динамики позволяет говорить о направлении тренда.

Поскольку торговля является лакмусом всех проблем в экономике, то анализ экономического развития в стране в целом, а также по регионам, необходимо начать с оценок ритейла. Анализ динамики оборота розничной торговли свидетельствует, что в этот показатель в 2017 году составил 29,8 трлн руб., что на 1,2 % больше, чем в 2016 году (в текущих ценах). Динамика оборота розничной торговли в разрезе месяцев представлена на рисунке 1.

По результатам анализа квартальной отчетности рассматриваемого года, ситуация следующая. В первые четыре месяца 2016 г. темп роста (в сравнении с соответствующим периодом 2015 г.) составил 94,2 %, соответственно, снижение составило практически 6 % [10] (Ктазйтквуа, Базкакоу, 2016). Во вторые четыре месяца 2016 г. снижение составило 6 %, что привело к падению оборота розничной торговли в первые шесть месяцев 2015 г. на 5,9 % (по сравнению с первыми шестью месяцами 2015 г.). С одной стороны, эти цифры свидетельствуют о неблагоприятной ситуации в отрасли, с другой стороны - отражают общеэкономический тренд.

ОБ АВТОРАХ:_

Красильникова Елена Анатольевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (krasi1nikova.EA0rea.ru)

Никишин Александр Федорович, доцент кафедры торговой политики, кандидат технических наук (Nikishin.AF0rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Красильникова Е.А., Никишин А.Ф. Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 763-774. Сог 10.18334/ф.19.3.38839

2015г. 2С1«г 2С17г. по общеиу обороту с исключением сезонного фактора -тренд

Рисунок 1. Динамика оборота розничной торговли РФ в 2015-2017гг.

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Обозначенная тенденция была зафиксирована в третьем, четвертом квартале 2016 г.: - 4,5 %, 4, 8 % в соответствующие периоды (посравнению с первыми четырьмя месяцами 2015 г.).

Оценивая динамику товарооборота ритейла в течение 2016 года, можно сказать о несущественных колебаниях данноао показателя. Такт, в январе 22016 г. по сравнению с декабрем 2015 г. наблюдалось падение оборота ритейла на 27 %.

В феврале 2017 г. по сравнению с предыдущим месяцем падение было почти на 3 %. В январе 2017 г. п о сравнению с предыдущим месяцем оборот роз ничной ттртовли снизился на 24 % с половиной, что в целом отражает сложившуюся экономическую ситуацию в ритейле.Конечно, снижение показателя в действующих ценахозначает более существенное падение этого покагателя т сопоставимых. Однаот необходимо рассматривать ситуацию в целом в экономике, а также во взаимосвязи с многофакторными моделями влияния.

Согласно методике Росстата, оборот розничной! торговли с точки зрения формио рования оценивается по доле торгующих организаций и индивидуальных предпри-ниматллей (в 2017 г. - 93,5 %) и доле рынков и ярмарок (в 2017 I1. - 6,5 %).Безусловрс, такие исследования важны в общей массе показателей, однако в региональном аспекте большого разрыва не наблюдается.

В 2017 г. в структуре товирооборота ритейла доля пдщевых продуктов составилт 48,2 %, непродовольственных товаров - 51,8 %. Если проводить сравнение с предыдущим годом, то можно зафиксировать, что в 2016 г. эти показатели составили 48,6 % и 51,4 % соответ-отоенно. стт свидетельствует о неизменности структуры товарооборота по обозначенному критерию разделения. Динамика оборота розничной торговли в разрезе структуры «продовольственные и непродовольственные товары» представлена на рисунке 2.

Структура розничгосо тояарооборота в разрез е хозяйствую щих субъектов представлена в таблице.

Таблица

Оборот розничной торговли РФ торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках в 2016-2017 гг.

Февраль в % к сравнение:

2017 г., трлн февралю 2016 г. январю Февраль 2016 г. в % к

рублей 2016 г. февралю 2015 г. январю 2016 г.

Всего 2, 16 0,097 0,098 0,095 0,098

в том числе: 2, 02 0,098 0,098 0,096 0,098

объем реализа-

ции розничной

торговли

торгующих орга-

низаций

объем реализа- 0, 14 0,099 0,097 0,083 0,098

ции товаров на

розничных

рынках и яр-

марках

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Интересно заметить, что в 2013-2015 гг. ситуация была несколько иная: заметнее менялись соотношения между пищевыми продуктами и непродовольственными товарами [9, 11] (Kтasilnikova, 2015; Kтasilnikova, Kaтpova, 2016). По итогам 2013 г. доля непродовольственных товаров составляла 53 %. В январе - сентябре 2014 г. - 52,9 %. В 2015 г. по итогам 9 мес. отмечалось ее снижение на 1,7 пункта. В том числе в 1 полугодии 2015 г. доля непродовольственных товаров в общем объеме оборота снижалась до 50,8-50,9 %. Среди причин падения объемов реализации непродовольственных товаров отмечалось сокращение размеров и доступности потребительских кредитов и снижение размера доходов людей. В условиях сокращения занятости и замораживания выплат заработных плат население приобретает сначала продукты питания, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности [10] (Kтasilnikova, Бaskakov, 2016). По пирамиде А. Маслоу, данные потребности относятся к первичным.

В региональном разрезе макроструктура оборота розничной торговли неоднозначна. Так, в Центральном федеральном округе доля продовольственных товаров в 2017 году составила 49,9 %, в Северо-Западном федеральном округе - 54,3 %, в Южном ФО -53,8 %, в Северо-Кавказском ФО - 49,3 %, в Приволжском ФО - 51,5 %, в Уральском округе - 53,0 %, в Сибирском ФО - 52,2 %, в Дальневосточном округе - 48,8 %.

При этом, рассматривая субъекты РФ в самих федеральных округах, можно отметить существенные отличия подобного разделения. Так, оценивая Центральный Федеральный округ, можно привести характеристику следующих результатов.

Минимальная доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в 2017 г. наблюдалась в г. Москва - 47 %, чуть больше - во Владимирской

2015т. 201йг. 2017r.

i i Оборот розничной торговли - всего — Пищевые продушы. вклгсчая налитки. и табачные изделия Непродовольственные товары

Рисунок 2. Динамика оборота розничной торговли РФ продовольственными и непродовольственными товарами в 2015-2017 гг.

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

области (48,1 %). Менее 50 % в структуре товарооборота ритейла продовольствия наблюдалось в Ярославской области (49,0 %), Тверсгай области (49,5 %), Иваоовской области (49,8 %), Тамбовской области (49,9 %). Максимальное же значение доли продовольственных товаров в структуре наблюдалось в Белгородской области - 60,7 %. Скорее всего, полученный тренд рассматриваемой области связан с высоким уровнем сельского хозяйства в регионах Черноземья. Также в работах Иванова Г.Г. [7] (Ivanov, Mayorova, Nikishin, 2017) приводится рейтинг регионов Российской Федерации по уровню социальной эффективности торговой сферы. В этой связи прослеживается определенная зависимость между показателями социальной эффективности сферы обращения и долей непродовольственных товаров в структуре ассортимента организаций торговли.

Интересной представляется амплитуда долей продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли по субъектам Северо-Кавказского федерального округа. Так, минимальное значение зафиксировано в Республике Дагестан (46,7 %), максимальное - Республике Ингушетия (65,0 %). Ситуация не критичная, как, например, в некоторых северных регионах, но разброс ощутимый. Объяснение такой красноречивой цифре возможно рассмотреть в особенностях жизни населения в этом регионе, характеризующихся использованием «натурального хозяйства» в обеспечении продовольствием.

Достаточно ровно представлены значения рассматриваемого показателя в Приволжском федеральном округе, где в целом он составляет 51,5 % при минимальном значении указанного показателя 48,7 % и максимальном 54,6 %.

Указанные показатели несколько хуже большинства развитых экономик мира, но тем не менее полученные результаты оценок 2017 года лучше в сравнении с предыдущими тремя годами.

Самая низкая доля продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота среди всех федеральных округов в 2017 году была зафиксирована в Дальневосточном ФО - 48,8 %. Подобная ситуация сложилась в основном за счет Чукотского автономного округа, где доля составила 25,2 %, в то время как в других регионах указанного округа ситуация является достаточно ровной. Причинами таких результатов исследований могут быть различные территориальные и экономические особенности региона.

В разрезе федеральных округов темпы падения объемов продаж различаются. Согласно данным Росстата, наибольшее снижение объемов продаж отмечено по Центральному и Приволжскому Федеральным округам (9,2 и 7,7 пункта). Наименьшее снижение зафиксировано по Дальневосточному, Северо-Кавказскому и Сибирскому Федеральным округам.

Оценка тенденций оборота розничной торговли не будет целостной без анализа динамики потребительских цен. Согласно данным Росстата, индекс цен потребительских товаров за январь - октябрь 2015 г. составил в среднем по потребительским товарам 115,9 против 107,3 в 2014 г.

Росстат публикует индекс потребительских цен по международному классификатору С01С0Р, который используется при разработке показателей индивидуального потребления в составе ВВП. Согласно этим данным, в среднем индекс цен по товарам и услугам в 2015 г. составил 15,9 %, наибольший рост зафиксирован по продуктам питания - 22 %, бытовым приборам - 28 %.

Анализ зависимости между индексом потребительских цен и динамики курсов валют определяет высокую степень инфляционных ожиданий. Так, зачастую, хотя рублевые цены и запаздывают в росте по отношению к валютному курсу, обратная зависимость выражена крайне слабо, что определяется высоким уровнем валютных рисков, непосредственно формирующихся под влиянием ряда факторов, таких как биржевые котировки, политика зарубежных стран и ряд других. Указанные проблемы рассматривались в авторских статьях последних лет [9] (Kтasilnikova, 2015), при этом за истекший период следует сделать вывод о том, что указанная проблема в российской экономике не потеряла своей актуальности. Анализ причин инфляции вынуждает признать тезис о реальности дальнейшего роста потребительских цен пропорционально как росту курса валют, так и импортозамещению в отечественной промышленности и агропромышленном секторе [10] (Kтasilnikova, Бaskakov, 2016).

Основная проблема развития розничного товарооборота - необходимость роста доходов населения, включая социальные платежи, что позволит обеспечить продвижение на рынок продукции отечественных производителей и преодолеть повышение уровня цен. Безусловно, региональный ритейл эту проблему «чувствует» весьма остро. В условиях жесткой амплитуды большого числа показателей экономических оценок, обозначенная проблема стоит категорически остро. Решение ее, с одной стороны, прерогатива субъектов Российской Федерации, с другой стороны, ее сложно разрешить

без комплексного развития страны. Причем важно понимать, что российская региональная розница обусловлена межобластными связями, когда формирование доходов происходит, скажем, в одной республике, а их трансформация в расходы - в другой. И подобная тенденция не просто выявлена, она категорически сохраняется на протяжении десятка лет. Таким образом, следует отметить, что перспективы развития регионального ритейла оцениваются в том числе с учетом этого тренда.

В целях оценки перспектив развития розничной торговли в Российской Федерации необходимо проанализировать результаты опроса предпринимателей, которые приводит Росстат, как ежеквартальное обследование в розничной торговле. Так, респонденты в 4 квартале 2017 года среди факторов, ограничивающих деятельность торговой организации, отмечают низкий платежеспособный спрос (54 % респондентов), нехватку финансовых средств (28 %), высокий уровень налогов (46 %), высокую арендную плату (28 %), высокий уровень конкуренции (67 %), высокие транспортные расходы (21 %).

При этом оценивая результаты указанного обследования, проводимого с 2006 года, можно сделать следующие выводы. Такой фактор, как «высокие транспортные расходы», в 2006 году был более весом, нежели в 2017 году, поскольку 11 лет назад его степень влияния на деятельность торговых организаций отмечали 32 % респондентов (в 2017 г. - 21 %). Высокий уровень конкуренции в 2008 году пугал 73 % респондентов (в 2017 г. - 67 %). Недостаток финансовых средств испытывали 45 % респондентов в 2006 году, в то время как в 2017 году почти половина из них - 28 %. Неизменными сдерживающими факторами (в том числе по степени их влияния) остаются: низкий платежеспособный спрос, завышенный уровень налогов, «дорогая аренда».

заключение

Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть проблему мощного диссонанса развития регионов нашей страны. Это проявляется и в жесткой разнице по критерию «уровень доходов», амплитуда которых может достигать 60, и по критерию «ВРП на душу населения», и 150-поинтовая амплитуда по объему инвестиций. Пространственные разрывы приводят к тому, что чрезвычайно грубо реализуется имеющийся потенциал Российской Федерации. Пошаговое решение обозначенной проблемы будет являться привлекательным трендом современности. В качестве решения указанной проблемы большую роль играет использование потенциала отечественных товаропроизводителей, развитие транспортного сообщения между регионами, а также роль интернет-технологий.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алексина С.Б. Совершенствование системы управления каналами дистрибьюции

товаров в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. -

2017. - № 11(88). - с. 768-771.

2. Баскаков В.А., Депутатова Е.Ю. Аспекты функционирования современного БМСО-

рынка // Наука и образование в современном мире. - Караганда, 2016. - с. 268-270.

3. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля евросоюза и рф в период санкций // Власть. -

2017. - № 9. - с. 44-46.

4. Жилина И.Ю. Экономические санкции и международная торговля // Россия и сов-

ременный мир. - 2016. - № 3(92). - с. 246-250.

5. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом

бизнесе // Российское предпринимательство. - 2015. - № 20. - с. 3569-3582.

6. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Результаты исследования информированности покупа-

телей о социальной ответственности торговли // Российское предпринимательство.

- 2015. - № 11. - с. 1699-1710. - аок 10.18334/гр.16.11.250.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Рейтингование регионов РФ на основе

индикатора социальной эффективности торговли // Экономика. Бизнес. Банки. -2017. - № 1(18). - с. 39-51.

8. Каращук О.С. Инвестиции в розничную торговлю и их роль в развитии экономики

региона: на примере Республики Крым // Крымский научный вестник. - 2015. - № 5-1. - с. 88-97.

9. Красильникова Е. А. Особенности развития торговых организаций в регионах

с учетом проблем и тенденций экономического развития страны // Торгово-экономический журнал. - 2015. - № 4. - с. 233-246. - аок 10.18334ЛегЬ.2.4.590.

10. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. БМСО-рынок: двухлетние последствия эмбарго // Вестник Академии. - 2016. - № 4. - с. 46-49.

11. Красильникова Е.А., Карпова Е.В. Социально-экономические тенденции развития России на современном этап. / В кн.: Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли РФ: коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016.

- 210 с.

12. Майорова Е.А., Иванов Г.Г. Результаты исследования восприятия покупателями социальной ответственности торговых структур // Наука и бизнес: пути развития.

- 2015. - № 5. - с. 129-132.

13. Минеева П.А. Внешняя торговля россии в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6(71). - с. 95-99.

14. Панасенко С.В., Алехина Е.С., Баклакова Е.В. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов). / Том книга 41. Коллективная монография. - Воронеж - Москва: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - 185 с.

15. Панасенко С.В., Слепенкова Е.В., Жердочка Т.В. Анализ торговых центров Москвы и Московской области. / Коллективная монография к 160-летию со дня рождения Г.В. Плеханова. Серия Выпуск 12. - Москва - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2017.

16. Топорков Н.С., Ильяшенко С.Б. Некоторые аспекты торговой деятельности пред-

приятия в условиях импортозамещения // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. - Пермь, 2016. - с. 194-196.

17. Христофорова И.В., Журавлева Н.В., Горелова Л.В. Конкурентоспособность розничной торговли в условиях действия экономических санкций // Вопросы региональной экономики. - 2015. - № 4. - с. 65-74.

REFERENCES:

Aleksina S.B. (2017). Sovershenstvovanie sistemy upravleniya kanalami distribyutsii tovarov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Improving the management system for distribution channels in the digital economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(88)). 768-771. (in Russian).

Baskakov V.A., Deputatova E.Yu. (2016). Aspekty funktsionirovaniya sovremennogo FMCG-rynka [Functioning Aspects of the modern FMCG-market] Science and education in the modern world. 268-270. (in Russian).

Gorbatenko E.Yu. (2017). Vneshnyaya torgovlya evrosoyuza i rf v period sanktsiy [External trade of the european union and russia in the period of sanctions]. Power. 25 (9). 44-46. (in Russian).

Ivanov G.G., Mayorova E.A. (2015a). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v torgovom biznese [Corporate Social Responsibility in commercial business]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (20). 3569-3582. (in Russian).

Ivanov G.G., Mayorova E.A. (2015b). Rezultaty issledovaniya informirovannosti pokupateley o sotsialnoy otvetstvennosti torgovli [Results of the study on customers' awareness of social responsibility in trade].Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (11). 1699-1710. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.11.250.

Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Reytingovanie regionov RF na osnove indikatora sotsialnoy effektivnosti torgovli [Rating of russian regions based on the social efficiency indicator of trade].Economy. Business. Banks. (1(18)). 39-51. (in Russian).

Karaschuk O.S. (2015). Investitsii v roznichnuyu torgovlyu i ikh rol v razvitii ekonomiki regiona: na primere Respubliki Krym [Investments in retail trade and their role in the development of the region's economy: by the example of the Republic of Crimea]. Crimean scientific bulletin. (5-1). 88-97. (in Russian).

Khristoforova I.V., Zhuravleva N.V., Gorelova L.V. (2015). Konkurentosposobnost roznichnoy torgovli v usloviyakh deystviya ekonomicheskikh sanktsiy [Competitive ability of retail trade under economic sanctions]. Problemsof regional economy. 25 (4). 65-74. (in Russian).

российское предпринимательство № 3 2018 (март)

77Э

Krasilnikova E. A. (2015). Osobennosti razvitiya torgovyh organizatsiy v regionakh s uchetom problem i tendentsiy ekonomicheskogo razvitiya strany [Special Aspects of Trading Company Development in Russian Regions in the Context of Problems and Trends of the Country's Economic Development].Russian Journal of Retail Management. 2 (4). 233-246. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.2.4.590.

Krasilnikova E.A., Baskakov V.A. (2016). FMCG-rynok: dvukhletnie posledstviya embargo [FMCG Market: Two-Year Effects of the Embargo]. \\Academy\'s Herald. (4). 46-49. (in Russian).

Krasilnikova E.A., Karpova E.V. (2016). Sotsialno-ekonomicheskie tendentsii razvitiya Rossii na sovremennom etap [Socio-economic trends of Russia's development at the present stage] Ufa: AETERNA. (in Russian).

Mayorova E.A., Ivanov G.G. (2015). Rezultaty issledovaniya vospriyatiya pokupatelyami sotsialnoy otvetstvennosti torgovyh struktur [The Results of the Study of Customer Perception of Retailer Social Responsibility]. Science and business: development ways. (5). 129-132. (in Russian).

Mineeva P.A. (2016). Vneshnyaya torgovlya rossii v usloviyakh sanktsiy [Russian international trade in terms of sanctions]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6(71)). 95-99. (in Russian).

Panasenko S.V., Alekhina E.S., Baklakova E.V. (2016). Ekonomicheskie issledovaniya: analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya (ekonomika regionov) [Economic research: analysis of the state and development prospects (regional economy)] Voronezh-Moskva: Voronezhskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. (in Russian).

Panasenko S.V., Slepenkova E.V., Zherdochka T.V. (2017). Analiz torgovyh tsentrov Moskvy i Moskovskoy oblasti [Analysis of shopping centers in Moscow and the Moscow region] Moskva-Tambov: Izdatelstvo Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina. (in Russian).

Toporkov N.S., Ilyashenko S.B. (2016). Nekotorye aspekty torgovoy deyatelnosti predpriyatiya v usloviyakh importozamescheniya [Some aspects of the company's trading activity under conditions of import substitution] The Evolution of Modern Science. 194-196. (in Russian).

Zhilina I.Yu. (2016). Ekonomicheskie sanktsii i mezhdunarodnaya torgovlya [Economic sanctions and international trade]. Rossiya i sovremennyy mir. (3(92)). 246-250. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.