УДК 37.018:908
А. Э. Симановский, Д. А. Сироткин
Топонимический материал как средство патриотического воспитания
В статье рассматривается топонимический материал, как средство патриотического воспитания школьников. В рамках функционального (целевого) анализа определяются направления развития личности ребенка: ценностно-эмоциональное, когнитивное, предметно-практическое, коммуникативное и рефлексивное. Также рассматриваются воспитательные функции топонимического материала по отношению к каждой из выделенных сфер личностного развития.
Ключевые слова: топонимический материал, патриотическое воспитание. А. E. Simanovsky, D. А. Sirotkin
Toponymic Material as a Means of Patriotic Education
In the article is investigated a toponymic material as a means of schoolchildren's patriotic education. Within the limits of the functional (target) analysis, directions of the development of a child's person are defined: value-emotional, cognitive, subject-practical, communicative and reflective. Also are considered educational functions of a toponymic material in relation to each of the allocated spheres of the person's development.
Key words: a toponymic material, patriotic education.
Экспертиза дидактических и воспитательных средств является важной задачей для теоретической и практической педагогики. Как известно, одной из главных целей науки является предвидение будущего на основе прогнозирования. Познание закономерностей позволяет осуществлять это прогнозирование и, манипулируя условиями протекания процессов, осуществлять желательные изменения объективной действительности. Отсюда вытекает, что выявляя дидактические и воспитательные возможности педагогических средств, исследователь должен понять какие изменения будут происходить у учащегося под влиянием этих средств.
При этом исследователь должен ответить на четыре вопроса:
1. Какие качества можно сформировать под влиянием такого педагогического средства?
2. В какой степени можно сформировать желаемые качества?
3. Что нужно делать для того, чтобы сформировать желаемые качества?
4. Какие условия необходимо создать для того, чтобы деятельность педагога дала необходимый педагогический эффект?
Приоритетным, с нашей точки зрения, является первый вопрос. Именно он определяет структуру целевых качеств, которая может быть сформирована у учащегося. Если в широком
смысле слова педагогические возможности любого средства дидактического и воспитательного воздействия определяется всеми 4-мя направлениями анализа, то в узком смысле слова именно структура целевых качеств определяет педагогический эффект. Это направление анализа можно назвать функциональным (целевым) анализом педагогических средств.
Второй закономерный вопрос, возникающий у исследователя - в какой степени могут быть сформированы такие качества. При этом важно, чтобы для оценки уровня формирования качеств имелась шкала, которая должна быть построена в соответствии с концепцией развития этого качества, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитываемых. Такое направление анализа можно назвать критериально-нормативным, так как оно позволяет сравнить достигнутый уровень развития целевых качеств с желательным (нормативным).
Третий вопрос ориентирует на анализ деятельности педагога, в которой должны учитываться закономерности развития желаемых качеств у ученика. Этот вид анализа можно назвать структурно-деятельностным. Он включает анализ принципов, методов, форм, процедур и стратегий деятельности.
Четвертый вопрос направлен на исследование необходимых условий реализации деятельности,
© Симановский А. Э., Сироткин Д. А., 2011
среди которых можно выделить: кадровые, материально-технические, экономические, юридические.
В статье мы рассмотрели воспитательные возможности топонимии и топонимики с точки зрения функционального (целевого) анализа.
Топонимия - это общий комплекс географических названий той или иной местности, который изучает топонимика.
Топонимика (от греч. topos место и onyma имя, название) - составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет ее топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов и т. п. Она развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией.
Топонимика занимается выявлением реально существующих имен рек, озер, гор, поселений, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии, они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними, так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно-историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико-географические особенности, приметы местности, особенно те, которые в настоящее время уже исчезли: истреблены животные, сведен лес, высохла река или озеро или, наоборот, затоплены обширные территории под водохранилища, вместе с ними и уникальные археологические памятники.
Многие природные объекты часто носят названия по внешним признакам, приметам промы-слово-хозяйственного порядка. Населенные пункты обозначают названия, происшедшие от близлежащего природного объекта. Поэтому топонимика является важным источником для исследования истории языка, так как некоторые из географических названий (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам-субстратам народов, живших на этой территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т. п. [2]
Воспитательные возможности топонимики проявляются при соотнесении с основными целями патриотического воспитания. Как известно, воспитание является целенаправленным и управляемым процессом формирования личности ребенка [1]. Поэтому цели воспитания, в целом, соответствуют основным направлениям развития личности ребенка:
1. Ценностно-эмоциональное направление;
2. Когнитивное направление;
3. Предметно-практическое направление;
4. Коммуникативное направление;
5. Рефлексивное направление.
Ценностно-эмоциональное направление предполагает формирование нравственных ценностей и эмоциональное отношение к этим ценностям. Топонимическое исследование позволяет демонстрировать ценностные образцы поведения на примере поступков известных земляков. Например, учащиеся, знакомясь с легендой о селе Ши-пилове Мышкинского района Ярославской области узнают, что название этого населенного пункта пошло от заградительных устройств так называемых «Шипов», которые ставили как ловушки на вражескую конницу (а именно против монгольской) в начале XIII в.
Село Хороброво Ярославской области на границе Мышкинского и Угличского районов получило свое название по имени князя Хороброго, который, на этом месте в марте 1232 г. принял неравный бой с «силой темной», татаро-монгольской. Он со своей ратью сражался 3 дня и 3 ночи за Русь Великую до тех пор, пока не пал сам «на сыру Землю-Матушку от рук поганых».
При этом активизируются практически все социально-психологические механизмы социализации: импридинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия.
Таким образом, первая воспитательная функция, которую может выполнять топонимическое исследование, аксиологическая (ценностная).
Формирование эмоционального отношения к ценностям, которое может возникнуть в процессе топонимического исследования проявляется, как эмоциональная функция патриотического воспитания. У учащихся может возникнуть чувство гордости или чувство стыда за действия своих земляков. Так, например, учащиеся, узнавая о том, что г. Углич старше г. Москвы, и что в свое время при определенных условиях мог стать столицей нашей Родины. Важно подчеркнуть, что для младших школьников подсознательное,
эмоциональное воздействие более действенно, чем разумное, рациональное объяснение.
Когнитивное направление - предполагает, с одной стороны, формирование представлений, понимание закономерностей исторического развития общества в данной географической точке, а с другой - развитие мыслительных процессов учащихся. Так, например, при изучении микротопонимов, учащиеся начального звена узнают, что были традиции наименования омутов - омут Мальчиков и омут Девичий, что говорит об особенностях раздельного не только купания, но и воспитания, омут Чертов - очень глубокий, омут Собачий, Лягушачий - мелкий и т. д.
Включение топонимического материала в учебный процесс позволят оживить образовательную и воспитательную работу в начальном звене. Это обусловлено тем, что запас географических названий у детей постепенно увеличивается - с расширением культурного кругозора, накоплением жизненного опыта и развитием речи. Например, Н. Г. Дайри пишет, что использование топонимического материала на уроках истории, позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, разнообразить методику преподавания, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, развивать уважительное отношение у школьников к родному краю. В соответствии с первым аспектом воспитательную функцию топонимического исследования можно назвать мирровозренческой, а, в соответствии со вторым аспектом - мыслительной.
Предметно-практическое направление -означает формирование устойчивых поведенческих стереотипов. Можно выделить 2 аспекта влияния топонимического исследования на учащихся: первый - это усвоение обрядов, традиционных ремесел, то есть операционную сторону деятельности далеких предков; второй аспект -исследовательский. Это умение организовать и проводить топонимическое исследование, включающее умение пользоваться краеведческой литературой, умение собирать народный фольклор, записывать народные сказания, легенды, обобщать материал и делать выводы. Соответственно одну функцию можно назвать процедурно-деятельностной, а вторую - операционно-исследовательской.
Важным направлением воспитания является коммуникативное направление. Действительно, в процессе топонимического исследования у учащихся формируется умение общаться с пред-
ставителями разных культурных и возрастных слоев, умение понимать этно-культурные особенности народов, населявших регион. Часто в процессе исследования учащимся приходится изучать этно-культурные конфликты и вырабатывать свою коммуникативную тактику их разрешения. В целом, можно выделить 3 воспитательные функции топонимического материала в рамках этого направления:
- лингвистическая - учащиеся усваивают терминологию, основные речевые формы. Так, например, омут Осипь на реке Ломихе Мышкин-ского района, в названии которого также находится географический термин «осыпь» (Крутой берег подмывается и постоянно осыпается). При этом произошло изменение корневой гласной «и» на «ы» за счет местного говора. Д. Раменье Охотинской сельской территории Мышкинского муниципального района, название, восходящее к языку меря. Раменье переводится сосновый бор;
- нормативно-ролевая - означающая, что учащиеся могут осваивать новые социальные роли, оценивать поведение других людей на основе нормативных ролевых образцов (эталонов);
- корпоративная - означающая, что в процессе исследования учащиеся начинают ощущать сплочение, единение на основе культурных ценностей, общих идеалов, учатся общаться в группе. Причем сплочение может происходить и с представителями других возрастных групп, и даже со своими предками.
Рефлексивное направление воспитания предполагает формирование Я-концепции, образа-Я. В контексте патриотического воспитания формирование Я-образа предполагает осознание себя как представителя определенного этноса, как гражданина своей страны. Вместе с тем, рефлексия позволяет учащемуся наметить личные цели и осмыслить свое поведение и свою деятельность с точки зрения своего отношения с ближайшим социальным окружением, народом, государством. Таким образом, в рамках рефлексивного направления анализа можно наметить 2 функции топонимики:
- целеполагающая - умение ставить перспективные цели в соответствии с особенностями своего этноса и понимать как отразятся действия совершенные на окружающих и нем лично;
- смыслообразующая - учащийся не только стремится понять и смысл традиций родного сообщества, но и стремится принять активное участие в соблюдении их и совместном проживании, осознании их смысла.
Таким образом, можно сказать о том, что топонимический материал предоставляет широкие возможности, направленные на развитие патриотических качеств учащихся начальных классов, позволяет воспитывать чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков, изучение исто-
рии родного края, что способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Библиографический список:
1. Мудрик, А. В. Психология и воспитание [Текст] / А. В. Мудрик. - М., 2006.
2. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/69070