Научная статья на тему 'Использование элементов топонимики на уроках русского языка'

Использование элементов топонимики на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1631
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИКА / TOPONYMY / ТОПОНИМЫ / TOPONYMS / ТЕКСТЫ ПО ТОПОНИМИКЕ / TOPONYMIC TEXTS / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова О. Н.

В статье рассказывается о возможностях использования топонимического материала на уроках русского языка, приводятся примеры упражнений по русскому языку, содержащих топонимический материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usin g THE elements of toponymy on Russian lan gua ge lessons

This article is about possibilities of using toponymy materials on lessons of Russian language. There are examples of language exercises in this article that contains toponymy material.

Текст научной работы на тему «Использование элементов топонимики на уроках русского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОПОНИМИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

О.Н. Куликова, ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 449, аспирант кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, (926) 1484423

В статье рассказывается о возможностях использования топонимического материала на уроках русского языка, приводятся примеры упражнений по русскому языку, содержащих топонимический материал.

Ключевые слова: топонимика, топонимы, тексты по топонимике, уроки русского языка.

USING THE ELEMENTS OF TOPONYMY ON RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Kulikova O.N.

This article is about possibilities of using toponymy materials on lessons of Russian language. There are examples of language exercises in this article that contains toponymy material.

Key words: toponymy, toponyms, toponymic texts, Russian language lessons.

Известно, что русский язык — один из самых главных учебных предметов, которые изучаются в средней школе.

Необходимо подчеркнуть особенности обучения русскому родному языку. «Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие, учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным программам и учебникам с использованием оборудования — от тетрадей и доски до лингафонных кабинетов, телевидения и компьютеров»1.

Обучение русскому языку в школе включает в себя: «а) содержание обучения, языковой материал, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и подаче материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, выработку умений и навыков»2. Безусловно, важен и результат обучения.

В системе гуманитарных дисциплин методика преподавания русского языка связана со многими науками: и с философией, и с психологией, и с дидактикой, и с языкознанием (наукой о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания), и с топонимикой.

Мы исследуем, насколько изучение вопросов топонимики и привлечение материалов о топонимах на уроках русского языка способно повысить познавательную актив-

1 Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыжинская Т.А., Львов М.Р. МПРЯ в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2000. — С. 5

ность учащихся, активизировать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Известно, что топонимика — наука, изучающая географические названия (от греч. topos — место, местность, onoma — имя). Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, — пишет российский исследователь топонимики Э.М. Мурзаев. — Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живет, город, страна — все имеет свои имена»3. Любое географическое название содержит в себе определенный смысл, представляющий для исследователей определенный интерес. Наукой открыты и описаны далеко не все существующие топонимы. Это относится главным образом к тем именам, которые возникли на языках древних, ныне вымерших или ассимилировавшихся народов. Часто память о них сохранилась только в географических названиях. Расшифровка топонимов имеет научный интерес не только для истории и географии, но и для лингвистики и методики преподавания русского языка.

Изучение географических названий представляет большой научный и практический интерес, помогает решать вопросы обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Учебно-познавательный материал, раскрывающий этимологию названий городов, сел, рек, озер, возвышенностей и т.п., способен вызвать достаточно высокий интерес у школьников 5—9 классов. Такие материалы правомерно ввести в контекст уроков русского языка для формирования фоновых культурологических знаний.

2 Там же. — С. 6

3 Мурзаев Э.М. Топонимический словарь русского языка. — М.: Наука, 1980. — С. 17

Тексты по топонимике — важнейший элемент краеведческой работы. Учитель русского языка, используя познавательные тексты, пробуждает у школьников интерес к изучению истории родного края.

В книге «Земля родная» Д.С. Лихачев пишет о том, что воспитание любви к родному краю — задача первостепенной важности. Но вопрос заключается в том, как воспитать эту любовь, как сделать это средствами русского языка как учебного предмета, используя топонимический материал.

Любовь к родному краю начинается с малого, — пишет Д.С. Лихачев, — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжение многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи, дома-музеи — значит, постоянно обогащаться духовно.

Города, улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают о прошлом. И, прежде всего, напоминают через свои названия. Всегда интересно узнать, почему именно такое название носит тот или иной город, поселок, река. Когда мы узнаем значения географических названий, мы становимся ближе к их истории, ближе к родному краю. Мы знакомимся с прошлым родной страны. Учимся уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для человека, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических событий, ему не интересна история происхождения географических объектов, окружающих его, — значит, у него нет любви к своему городу, нет любви к родному краю. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Но, думается, что равнодушных к своему родному краю, родной стране людей мало, и, вводя в процесс обучения (в частности, русскому языку) топонимический материал, мы воспитываем у учащихся любовь к родному краю, к родной стране.

Использование текстов топонимического содержания способно расширить словарный запас, повысить уровень

правописных и речевых умений и навыков, если учитель будет обращать внимание учащихся на правила написания и произношения географических названий, соблюдение орфоэпических норм.

Приведем примеры упражнений по русскому языку, содержащих топонимический материал.

1. Прочитайте старинные русские наименования, определите и запишите их современные названия: Дебрянскъ, Пльсковъ, Ольгов, Волок на Ламе; Хвалынское море (Брянск, Псков, Льгов, Волоколамск, Каспийское море).

2. Прочитайте диалектизмы и слова, пришедшие из языков древних, ныне вымерших или ассимилировавшихся народов. Определите и запишите возникшие на их основе современные названия: иондесси, шупашкар, теймура, йок-ки, бай-келъ.

3. Определите современные географические названия по данному толкованию.

- Название этой обширной местности упоминается впервые у иранских авторов в конце XIII века. В XVII— XVIII вв. этот термин распространился на весь бассейн Оби, затем до Байкала. Пока остается наименее шаткой этимология из монгольского шибир «болото» или «сырая равнина, поросшая березняком».

- Город в Европейской части России. Из-за глинистых или железистых примесей воды в местных ручьях приобретали желтоватый, будто ржавый, оттенок, отсюда происходит название этого города.

- Река в Западной Сибири, название которой происходит, возможно, из иранского аб «вода, река» или из языка коми со значением «снежная вода».

- Горы, которые античные авторы называли Рифей-скими, а на Руси в старину их именовали Каменный пояс. Название гор происходит из тюркского ара - «середина».

- Море, название которому дано по наименованию впадающей в него реки Оката.

(Для справки: Сибирь, Ржев, Обь, Урал, Охотское). Предложенные материалы предоставляют широкие возможности для развития познавательного интереса и развития мышления учащихся.

Обращение к вопросам топонимики на уроках русского языка в общеобразовательной средней школе интересно и учащимся, и учителям-словесникам, а потому способно повысить познавательную активность, интерес учащихся к русскому языка, воспитать любовь к родному краю и родной стране, уважение к ее многовековой истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. — М., 2001.

2. Лихачев Д.С. Земля родная. — М., 1989.

3. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. — М., 1984.

4. Мурзаев Э.М. Топонимический словарь русского языка. — М., 1980.

5. Никонов ВА. Краткий топонимический словарь. — М., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.