Научная статья на тему 'Толпа и масса: сравнительный анализ психологических характеристик (свойств и качеств)'

Толпа и масса: сравнительный анализ психологических характеристик (свойств и качеств) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6619
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССА / ТОЛПА / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СВОЙСТВА ТОЛПЫ / ПРОЦЕССЫ В ТОЛПЕ / СВОЙСТВА МАССЫ / ПРОЦЕССЫ В МАССЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАССУ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТОЛПУ / MASS / CROWD / MASS CONSCIOUSNESS / MASS UNCONSCIOUSNESS / FEATURES OF CROWD / PROCESSES IN CROWD / FEATURES OF MASS / PROCESSES IN MASS / INFLUENCING THE MASS / INFLUENCING THE CROWD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеев Е. В.

В работе рассмотрены существующие подходы к определению психологического феномена толпы и массы, условиям их формирования, особенности свойств и происходящих в них процессов, оказывающих влияние на деятельность людей, проведена и обоснована дифференциация этих психических состояний, определены основные направления воздействия на поведение людей, находящихся в толпе и массе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CROWD AND THE MASS OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROPERTIES AND QUALITIES

In the research work the present approaches to the determination of the psychological phenomenon of crowd and mass to the condition of their forming, their distinctive features and existent processes, influencing the people activities have been examined and also the differentiation of these psychical activities have been examined and proved, the important direction of influencing the behavior of people being in crowd and mass have been determined.

Текст научной работы на тему «Толпа и масса: сравнительный анализ психологических характеристик (свойств и качеств)»

мощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания [7].

Необходимость социально-культурной деятельности вызвана тем, что жизнь в ИУ очень сильно отличается от жизни на свободе и человек, освобожденный от наказания попадая в новые условия жизни (социальную среду), встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств, обеспечивает быстрое включение человека в новую социальную среду и деятельность без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего напряжения.

Важнейшими принципами социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе являются: 1) моральноволевая направленность; 2) максимальное соответствие содер-

Библиографический список

жания и объема информации условиям предстоящей жизни; 3) систематичность и последовательность; 4) дифференцированный и индивидуальный подход; 5) активизация положительных качеств личности.

Основными задачами социально-культурной деятельности осужденных к жизни на свободе являются: а) подготовка к честному производительному труду; б) подготовка к жизни в обществе в условиях социального общежития; в) подготовка к жизни и работе в трудовом коллективе; г) подготовка к жизни в семье; д) активизация желания и привычки заниматься самовоспитанием.

Для решения вышеизложенных задач целесообразно применять следующие методы: а) обучение (получение образования или специальности); б) работа со священнослужителями; в) социальные тренинги; г) психологическое консультирование; д) психотерапевтические беседы.

1. Пищелко, А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных: учеб. пособие для слушателей вузов МВД. - М., 1992.

2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учеб. для слушателей и курсантов учеб. заведений МВД РФ / под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. - Рязань, 1993.

3. Лебедев, В.В. Структура социально-психологических факторов профессиональной деятельности сотрудников НТК // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных. - М., 1990.

4. Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание: сб. науч. трудов. - М., 1993.

5. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. - Казань, 1999.

6. Мосалев, Б.Г. Культура как способ регуляции поведения человека // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2002.

7. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. - М., 2001.

Bibliography

1. Pithelko, A.V. Socialjno-pedagogicheskie osnovih nravstvennogo perevospitaniya osuzhdennihkh: ucheb. posobie dlya slushateleyj vuzov MVD. - M., 1992.

2. Ispraviteljnaya (penitenciarnaya) pedagogika: ucheb. dlya slushateleyj i kursantov ucheb. zavedeniyj MVD RF / pod red. A.I. Zubkova, M.P. Sturovoyj. - Ryazanj, 1993.

3. Lebedev, V.V. Struktura socialjno-psikhologicheskikh faktorov professionaljnoyj deyateljnosti sotrudnikov NTK // Lichnostj prestupnika i voprosih ispravleniya i perevospitaniya osuzhdennihkh. - M., 1990.

4. Problemih socialjnoyj reabilitacii otbihvshikh ugolovnoe nakazanie: sb. nauch. trudov. - M., 1993.

5. Maksyutin, N.F. Kuljtura. Dosug. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: ucheb. posobie. - Kazanj, 1999.

6. Mosalev, B.G. Kuljtura kak sposob regulyacii povedeniya cheloveka // Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: opiht, problemih, perspektivih. -M., 2002.

7. Tuev, V.V. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak ponyatie (vklyuchenie v diskussiyu) // Uchenihe zapiski. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 27.02.13

УДК 316.454.3

Fadeev E.V. THE CROWD AND THE MASS OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROPERTIES AND QUALITIES. In the research work the present approaches to the determination of the psychological phenomenon of crowd and mass to the condition of their forming, their distinctive features and existent processes, influencing the people activities have been examined and also the differentiation of these psychical activities have been examined and proved, the important direction of influencing the behavior of people being in crowd and mass have been determined.

Key words: mass, crowd, mass consciousness, mass unconsciousness, features of crowd, processes in crowd, features of mass, processes in mass, influencing the mass, influencing the crowd.

Е.В. Фадеев, канд. психол. наук, проректор по научной работе и инновационной деятельности НОУ ВПО

«Институт технологии и бизнеса», г. Находка, E-mail: Fadeev59@yandex.ru

ТОЛПА И МАССА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК (СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ)

В работе рассмотрены существующие подходы к определению психологического феномена толпы и массы, условиям их формирования, особенности свойств и происходящих в них процессов, оказывающих влияние на деятельность людей, проведена и обоснована дифференциация этих психических состояний, определены основные направления воздействия на поведение людей, находящихся в толпе и массе.

Ключевые слова: масса, толпа, массовое сознание, коллективное бессознательное, свойства толпы, процессы в толпе, свойства массы, процессы в массе, воздействие на массу, воздействие на толпу.

Настоящее время характеризуется значительно возросшей активностью больших масс людей, которая проявляется во всех сферах жизни человечества. Развитие процесса глобализации затрагивает практически каждого, невольное участие в нем порой приводит к недовольству людей, которое зачастую выливается в многочисленные протесты и массовые беспорядки, все

чаще толпы людей, вышедших на улицы, приводят к смене политического строя или власти в той или иной стране. Возникающие проблемы перенаселения и скученности людей, наряду с проблемами нехватки продовольствия, энергетических и других природных ресурсов, загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами, ведут к росту агрессии и сопро-

вождаются выходом на арену общественно-политической борьбы таких человеческих масс, каких еще не видела история, актуализируя рассмотрение различных аспектов массовой психологии [1].

Известно, что в отличие от психологии отдельного индивида, собрание людей в толпу, в массу имеет свои дополнительные особенности. Феномен больших скоплений людей вызывал и вызывает тревогу, интерес, недоумение. Толпа вдруг оказалась той силой, которая действует, активно вторгаясь в жизнь общества, но о которой известно недостаточно, чтобы до конца понять её цели и её задачи, суметь воздействовать на неё.

Почему, проявившись много тысячелетий назад, толпа продолжает действовать и сейчас? Почему человек, попавший в толпу сейчас, становиться ее членом, обретает свойства, присущие и другим ее членам, независимо от социальных, расовых, национальных и других отличий так же, как и прежние времена? В чем секрет такого непреходящего воздействия толпы? Идентична ли толпа и масса? Будет ли отличаться поведение человека в толпе от поведения человека в массе? Решение этих вопросов представляет непосредственный практический интерес, вооружая нас необходимыми знаниями психологии массового поведения, позволяя более точно прогнозировать поведение человеческих масс, вырабатывать рекомендации для заинтересованных органов управления. Зная закономерности динамики процессов, происходящих в массах, характерные для различных её типов, можно воздействовать на них, добиваясь необходимых результатов, поскольку человечество всегда будет метаться между одиночеством, дающим иллюзию свободы, и толпой, дающей иллюзию силы.

Как социальный и психологический феномен, толпа и масса существуют не одно тысячелетие, однако осмысление его началось сравнительно недавно по историческим меркам, с середины 18 века. Пораженные масштабами и последствиями тех изменениями в жизни общества, которые происходили в результате действия масс людей, ученые стали пристальнее всматриваться в этот феномен. Так, еще мыслители древности (Геродот, Фукидид, Сократ, Платон) отмечали особенности человеческого поведения в ситуациях, когда люди объединялись в группы, а Солон в IV в. до н.э., писал, что каждый отдельно взятый афинянин — хитрая лиса, но собранные вместе на собрание - стадо баранов [2]. Наиболее активное изучение особенностей массовой психологии осуществлялось во второй половине XIX века в странах Западной Европы, при этом интерес ученых концентрировался на выявлении условий формирования толпы, её свойствах и влиянии на поведение людей. Свою задачу исследователи видели в необходимости доказательства деструктивной, антисоциальной сущности человеческой массы как таковой, обосновании и разработке модели манипуляций массами [3].

За этот период исследователи достаточно широко и глубоко рассмотрели различные аспекты такого человеческого поведения, однако анализ этих исследований показывает, что до настоящего времени не сформировался общий подход к пониманию того, что же из себя представляет толпа и что такое масса людей, чем отличается поведение человека в толпе и массе, каким образом возможно воздействие на поведение людей, в них находящихся.

В психологической литературе имеется множество определений толпы и массы, данных различными, как иностранными, так и отечественными исследователями. Часть исследователей считают понятие толпы и массы синонимом (Лебон Г., Канетти Э., Московичи С.), часть рассматривают их как совершенно различные проявления человеческой психики и человеческого поведения (Ортега-и-Гассет Х., Почебут Л.Г., Фрейд З., Блуммер Г., Парк Р, Парыгин Б.Д., Семенов В.Е., Рощин С.К.), различны и подходы к определению того, какое значения для человека и человечества имеет данный феномен.

Эмпирические исследования и конкретные наблюдения дают нам три основные конкретные разновидности «массы», встречающиеся на практике. Прежде всего, это толпа:

- временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом (Я. Щепаньский);

- контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно (Б.Ф. Поршнев);

- иногда совершенно случайное множество людей, между которыми может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одина-

ковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям (Ю.А. Шерковин);

- скопление людей, не объединенных общностью цели и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием (Назаретян А.П.) [4].

- «собранная публика» - от зрителей в театре до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию - основа объединения публики. ...под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции» (Г. Тард) [5].

Как справедливо писал Х. Ортега-и-Гассет: «Толпа - понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы» [6].

Во-вторых, под массой понимается:

- «недифференцированное множество», состоящее из индивидов, характеризующихся единообразием поведения (Г. Блумер);

- «суждение некомпетентных», снижение цивилизации (Х. Ортега-и-Гасет);

- человеческий агрегат, разнородный по преимуществу, образующийся без предварительного соглашения, произвольно, внезапно (Сигеле С.);

- сверхорганизованное бюрократизированное общество, в котором господствуют тенденции к униформизму и отчуждению (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм) [7];

- «...скопление людей в определенное время и в определенном пространстве вне их постоянной деятельности, причем

— в тот период, когда они в какой-то мере предоставлены самим себе» (А.А. Зиновьев) [8];

- «несобранная публика» - «поляризованная масса», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки, то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга». (Г. Тард) [9].

И, наконец, это масса, объединяющая людей в глобальном масштабе, предполагая включение в неё таких человеческих агломераций, как «цивилизованный мир», «демократические силы», «носители общечеловеческих ценностей», «исламский мир» и т.п. Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер.

Таким образом, можно выявить первое из отличий толпы и массы - количество участников. В случае толпы это количество должно быть хотя и достаточно большим, но ограниченным, в случае массы - её размер не ограничен, превышая даже все население Земли. Это различие определяет и различие процессов, происходящих в толпе и массе, и способы воздействия на них. «Появление. новых. черт, характерных для толпы, — отмечал Г. Лебон — и, притом, не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе». Таким образом, мы можем заметить, что, попадая в толпу, любой индивид вынужденно (бессознательно) меняет свои привычки, желания, наклонности, становившись частью толпы [10].

Вода в стакане и вода в океане есть одно и то же вещество, обладающее одинаковыми свойствами, имеющими одинаковые характеристики. Но буря в стакане воды и буря в океане - это не только разный масштаб действий, это уже совершенно разные процессы, как по характеру протекания, так и по последствиям. Воистину, размер имеет значение.

Исходя из существующих отличий между массой и толпой, как еще одну из характеристик толпы следует рассматривать наличие непосредственного физического контакта между людьми, который может отсутствовать у людей, составляющих другие виды массы.

Главной особенностью толпы является временность, ситу-ативность её существования. Г. Лебон замечал, что тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут одновременно подпадать под влияние сильных эмоций и приобретать черты толпы. Стоит какой-либо случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их поступки немедленно приобрели характер поступков толпы [11].

При всем различии подходов к определению толпы, большинство исследователей сходятся в одном - толпа представляет собой временное объединение значительного числа людей на некотором (ограниченном) пространстве, при этом люди связаны общим центром внимания и эмоциональным состоянием, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

В толпе происходит формирование нового свойства людей, входящих в неё - коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное (определение введено Г. Лебоном) проявляется в деиндивидуализации, возникновении измененного состояния сознания, заражении, внушении и подражании у людей, составляющих толпу. Скорость формирования и проявления его достаточно высокая, и зависит, в том числе, от размеров толпы и её плотности, оказывая влияние на такие временные характеристики, как долговременность толпы и активность её действий [12; 13; 14].

Коллективное бессознательное способствует формированию на основе толпы некоего единого организма, воздействие на который невозможно через воздействие на отдельного человека.

Но если толпа действует на основе физических контактов, то масса состоит из индивидов, физически отдаленных друг от друга, но характеризующихся единообразием поведения, действуя путем совпадения индивидуальных выборов. Объединение в массу происходит за счет общего настроения, вдохновения общей идеей (убеждением, верой) и общей целью (интересом, стремлением). Если для толпы численность и плотность имеет большое значение (необходим физический контакт), то для массы это условие не является обязательным. Поскольку взаимодействие в массе происходит, преимущественно, в коммуникативной и эмоциональной областях, одного представления о причастности (пусть даже и эфемерного) к большому числу таких же, как и он, достаточно для индивида, чтобы ощущать себя и быть частью массы [15; 16].

Осознание себя частью массы, восприятие полностью идентичным другим является предварительным условием возникновения сплоченности, подверженности влиянию, возникновению этноцентризма.

К процессам, происходящим в массе, следует отнести формирование и изменение массового сознания.

«Массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отражения действующих в значительных масштабах и уравнивающих в чем-то людей обстоятельств», т.е. устойчивая и жесткая психологическая связь объединяющая входящих в толпу людей (Д.В. Ольшанский) [17].

При этом академик Д.В. Ольшанский обращал внимании на то, что массовое сознание является одним из видов общественного сознания, является особым видом общественного сознания, свойственным большим неструктурированным множествам людей («массам»). «Массовое сознание определяется как совпадение (совмещение или пересечение) основных, наиболее значимых компонентов сознания большого числа «классических» групп (больших и малых), однако несводимый к ним, — писал акад. Д.В. Ольшанский. — это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструк-

Библиографический список

турированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя, массовое сознание в основном носит обыденный характер» [18].

Характеризуя толпу и массу, необходимо отметить такие их свойства, как массовое поведение Массовое поведение связано с вовлечением человека в ту или иную массу, и представляет собой неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуационное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. К массовым действиям относят возрастание социальной активности, панику, манию преследования, манию разрушения, агрессию [19; 20].

Для того чтобы феномен массы проявился, необходимо соблюдение определенных условий. Исследователями выделяются два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера.

К первым, отмечает С.К. Рощин [21], относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, беспомощности и отчаяния.

В случае же возникновения непосредственной угрозы жизни человеку (или при наступлении событий, расцениваемых как таковая) в человеке просыпается древний инстинкт, бросающий его в объятия толпы.

Люди могут скопиться в массу стихийно, без посторонних вмешательств, замечает С.А.Зелинский, но практика последних десятилетий показывает, что такие скопления людей могут создаваться искусственно из разрозненных людей, пригодных для этого, и поддерживаться какое-то время посторонними силами в интересах этих сил [22].

Рассматривая феномен массы, мы должны говорить о том, что поведение индивида в массе подчинено ряду особенностей, которые практически в незыблемом виде представлены в характере поведения, отмечаемого в практически любой толпе (массе). В данном случае мы, как бы, объединяем понятия толпы и массы, ибо в своей основной стадии развития любая масса — есть толпа (а толпа — масса) [23]. И, хотя толпа не идентична массе, психология масс есть порождение психологии толпы. Она появилась в процессе эволюции человека как биологического вида, став средством борьбы за выживание, которое дает отдельному человеку возможность противостоять вызовам окружающего мира, посредством объединения в опасных для жизни ситуациях в нечто огромное по размерам и отличающееся по поведенческим реакциям по сравнению с одиночкой [24].

Д.В. Ольшанский, анализируя влияние масс на политические изменения в современном мире, отмечал, что, начиная с 20 века чрезвычайно выросла массовая готовность к активным действиям, провоцируемая влиянием средств массовой информации, которые, воздействуя на массу, стремятся вызвать непосредственную массовую реакцию в виде конкретных действий и акций, в результате чего определяющими в поведении масс все больше становятся не устоявшиеся, осознанные позиции, а быстро увлекающие, импульсивные, во многом спонтанные настроенческие факторы [25].

Поскольку в массе поведение человека становится полевым, зависящим от окружающих, то сформировав у части членов массы потребные идентичные индивидуальные выборы, можно добиться действий массы в необходимом русле.

Таким образом, знание особенностей формирования толпы и массы, происходящих в них процессов обеспечивает возможность регулирования массового поведения через корректировку массового сознания и воздействия на толпу.

1. Конрад, Л. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.

2. Хевеши, М.А. Толпа, массы, политика: ист.-филос. очерк. - М., 2001.

3. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения: лекции. - М., 1999.

4. Ольшанский. Д.В. Психология масс. - М.. 2001.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Психология масс. - Самара, 1998.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Психология масс. Самара, 1998.

7. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов. - М., 2002

8. Зиновьев, А.А. Массы. FoxЖурнал. Русский вклад [Э/р]. - Р/д: http://razmah.ru/showarticle.asp?id=1878

9. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Психология масс. - Самара, 1998.

10. Лебон, Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996.

11. Лебон, Г. Психология народов и масс. - СПб.. 1996.

12. Лебон, Г. Психология толп // Психология толп. - М., 1998.

13. Сигеле, Ш. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. М., 1998.

14. Почебут, Л.Г. Социальная психология толпы. - СПб., 2004.

15. Лебон, Г. Психология толп // Психология толп. - М., 1998.

16. Московичи С. Век толп. - М., 1996.

17. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов. - М. 2002.

18. Ольшанский, Д.В.. Психология масс. - М., 2001.

19. Канетти, Э. Масса II Психология масс. - Самара, 1998.

20. Почебут, Л.Г. Социальная психология толпы. - СПб., 2004.

21. Рощин, С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня II Психологический журнал. - 1990. -№ 5. - Т. 11.

22. Зиновьев, А.А. Массы II FoxЖурнал. Русский вклад [Э!р]. - Р!д: http:IIrazmah.ruIshowarticle.asp?id=1878

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Ольшанский, Д.В. Психология масс. Человек в массе. Политическая психология. - М., 2002.

24. Фадеев, Е.В. К вопросу о целях и задачах толпы II Психологическое исследование: теория, методология, практика образования: сборник материалов II Сибирского психологического форума. - Томск, 2007

25. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург, 2001.

Bibliography

1. Konrad, L. Agressiya (tak nazihvaemoe «zlo»). - M., 1994.

2. Kheveshi, M.A. Tolpa, massih, politika: ist.-filos. ocherk. - M., 2001.

3. Nazaretyan, A.P Psikhologiya stikhiyjnogo massovogo povedeniya: lekcii. - M., 1999.

4. Oljshanskiyj. D.V. Psikhologiya mass. - M.. 2001.

5. Ortega-i-Gasset, Kh. Vosstanie mass II Psikhologiya mass. - Samara, 1998.

6. Ortega-i-Gasset, Kh. Vosstanie mass II Psikhologiya mass. Samara, 1998.

7. Oljshanskiyj, D.V. Osnovih politicheskoyj psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2002

8. Zinovjev, A.A. Massih. FoxZhurnal. Russkiyj vklad [EhIr]. - RId: http:IIrazmah.ruIshowarticle.asp?id=1878

9. Ortega-i-Gasset, Kh. Vosstanie mass II Psikhologiya mass. - Samara, 1998.

10. Lebon, G. Psikhologiya narodov i mass. - SPb., 1996.

11. Lebon, G. Psikhologiya narodov i mass. - SPb.. 1996.

12. Lebon, G. Psikhologiya tolp II Psikhologiya tolp. - M., 1998.

13. Sigele, Sh. Prestupnaya tolpa. Opiht kollektivnoyj psikhologii II Prestupnaya tolpa. M., 1998.

14. Pochebut, L.G. Socialjnaya psikhologiya tolpih. - SPb., 2004.

15. Lebon, G. Psikhologiya tolp II Psikhologiya tolp. - M., 1998.

16. Moskovichi S. Vek tolp. - M., 1996.

17. Oljshanskiyj, D.V. Osnovih politicheskoyj psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M. 2002.

18. Oljshanskiyj, D.V.. Psikhologiya mass. - M., 2001.

19. Kanetti, Eh. Massa II Psikhologiya mass. - Samara, 1998.

20. Pochebut, L.G. Socialjnaya psikhologiya tolpih. - SPb., 2004.

21. Rothin, S.K. Psikhologiya tolpih: analiz proshlihkh issledovaniyj i problemih segodnyashnego dnya II Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1990. -№ 5. - T. 11.

22. Zinovjev, A.A. Massih II FoxZhurnal. Russkiyj vklad [EhIr]. - RId: http:IIrazmah.ruIshowarticle.asp?id=1878

23. Oljshanskiyj, D.V. Psikhologiya mass. Chelovek v masse. Politicheskaya psikhologiya. - M., 2002.

24. Fadeev, E.V. K voprosu o celyakh i zadachakh tolpih II Psikhologicheskoe issledovanie: teoriya, metodologiya, praktika obrazovaniya: sbornik

materialov II Sibirskogo psikhologicheskogo foruma. - Tomsk, 2007

25. Oljshanskiyj, D.V. Osnovih politicheskoyj psikhologii. - Ekaterinburg, 2001.

Статья поступила в редакцию 26.03.13

УДК 378.048.2

Subocheva M.L. THE PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND DIDACTIC FEATURES OF DISTANCE LEARNING IN SYSTEM OF POST-DEGREE EDUCATION OF TEACHERS OF COLLEGE. Results of theoretical research during which the most perspective approaches to development of pedagogical model of distance learning in system of post-degree education of teachers of establishments of secondary professional education were revealed are given in article. The method of interdisciplinary approach allowed the author to reveal the leading principles defining functioning of such pedagogical model and reflecting its specifics. Didactic features of model of post-degree education of teachers of colleges are caused by the principles which provide development of professionalism of teachers through the reflexive analysis of the activity, ability to analyze problem situations and to make adequate decisions.

Key words: post-degree education, teacher of establishment of secondary professional education, distance learning, pedagogical model.

М.Л. Субочева, канд. пед. наук., доц. каф. профессионального обучения ГАОУ ВПО Московского института

открытого образования, г. Москва, E-mail: profmioo@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

В статье приводятся результаты теоретического исследования, в ходе которого были выявлены наиболее перспективные подходы к разработке педагогической модели дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов учреждений среднего профессионального образования. Метод междисциплинарного подхода позволил автору выявить ведущие принципы, определяющие функционирование такой педагогической модели и отражающих её специфику Дидактические особенности модели постдипломного образования педагогов УСПО обусловлены принципами, которые обеспечивают развитие профессионализма педагогов через рефлексивный анализ своей деятельности, умение анализировать проблемные ситуации и принимать адекватные решения.

Ключевые слова: постдипломное образование, педагог учреждения среднего профессионального образования, дистанционное обучение, педагогическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.