16. Московичи С. Век толп. - М., 1996.
17. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов. - М. 2002.
18. Ольшанский, Д.В.. Психология масс. - М., 2001.
19. Канетти, Э. Масса // Психология масс. - Самара, 1998.
20. Почебут, Л.Г. Социальная психология толпы. - СПб., 2004.
21. Рощин, С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. - 1990. -№ 5. - Т. 11.
22. Зиновьев, А.А. Массы // FoxЖурнал. Русский вклад [Э/р]. - Р/д: http://razmah.ru/showarticle.asp?id=1878
23. Ольшанский, Д.В. Психология масс. Человек в массе. Политическая психология. - М., 2002.
24. Фадеев, Е.В. К вопросу о целях и задачах толпы // Психологическое исследование: теория, методология, практика образования: сборник материалов II Сибирского психологического форума. - Томск, 2007
25. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург, 2001.
Bibliography
1. Konrad, L. Agressiya (tak nazihvaemoe «zlo»). - M., 1994.
2. Kheveshi, M.A. Tolpa, massih, politika: ist.-filos. ocherk. - M., 2001.
3. Nazaretyan, A.P. Psikhologiya stikhiyjnogo massovogo povedeniya: lekcii. - M., 1999.
4. Oljshanskiyj. D.V. Psikhologiya mass. - M.. 2001.
5. Ortega-i-Gasset, Kh. Vosstanie mass // Psikhologiya mass. - Samara, 1998.
6. Ortega-i-Gasset, Kh. Vosstanie mass // Psikhologiya mass. Samara, 1998.
7. Oljshanskiyj, D.V. Osnovih politicheskoyj psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2002
8. Zinovjev, A.A. Massih. FoxZhurnal. Russkiyj vklad [Eh/r]. - R/d: http://razmah.ru/showarticle.asp?id=1878
9. Ortega-i-Gasset, Kh. Vosstanie mass // Psikhologiya mass. - Samara, 1998.
10. Lebon, G. Psikhologiya narodov i mass. - SPb., 1996.
11. Lebon, G. Psikhologiya narodov i mass. - SPb.. 1996.
12. Lebon, G. Psikhologiya tolp // Psikhologiya tolp. - M., 1998.
13. Sigele, Sh. Prestupnaya tolpa. Opiht kollektivnoyj psikhologii // Prestupnaya tolpa. M., 1998.
14. Pochebut, L.G. Socialjnaya psikhologiya tolpih. - SPb., 2004.
15. Lebon, G. Psikhologiya tolp // Psikhologiya tolp. - M., 1998.
16. Moskovichi S. Vek tolp. - M., 1996.
17. Oljshanskiyj, D.V. Osnovih politicheskoyj psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M. 2002.
18. Oljshanskiyj, D.V.. Psikhologiya mass. - M., 2001.
19. Kanetti, Eh. Massa // Psikhologiya mass. - Samara, 1998.
20. Pochebut, L.G. Socialjnaya psikhologiya tolpih. - SPb., 2004.
21. Rothin, S.K. Psikhologiya tolpih: analiz proshlihkh issledovaniyj i problemih segodnyashnego dnya // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1990. -№ 5. - T. 11.
22. Zinovjev, A.A. Massih // FoxZhurnal. Russkiyj vklad [Eh/r]. - R/d: http://razmah.ru/showarticle.asp?id=1878
23. Oljshanskiyj, D.V. Psikhologiya mass. Chelovek v masse. Politicheskaya psikhologiya. - M., 2002.
24. Fadeev, E.V. K voprosu o celyakh i zadachakh tolpih // Psikhologicheskoe issledovanie: teoriya, metodologiya, praktika obrazovaniya: sbornik
materialov II Sibirskogo psikhologicheskogo foruma. - Tomsk, 2007
25. Oljshanskiyj, D.V. Osnovih politicheskoyj psikhologii. - Ekaterinburg, 2001.
Статья поступила в редакцию 26.03.13
УДК 378.048.2
Subocheva M.L. THE PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND DIDACTIC FEATURES OF DISTANCE LEARNING IN SYSTEM OF POST-DEGREE EDUCATION OF TEACHERS OF COLLEGE. Results of theoretical research during which the most perspective approaches to development of pedagogical model of distance learning in system of post-degree education of teachers of establishments of secondary professional education were revealed are given in article. The method of interdisciplinary approach allowed the author to reveal the leading principles defining functioning of such pedagogical model and reflecting its specifics. Didactic features of model of post-degree education of teachers of colleges are caused by the principles which provide development of professionalism of teachers through the reflexive analysis of the activity, ability to analyze problem situations and to make adequate decisions.
Key words: post-degree education, teacher of establishment of secondary professional education, distance learning, pedagogical model.
М.Л. Субочева, канд. пед. наук., доц. каф. профессионального обучения ГАОУ ВПО Московского института
открытого образования, г. Москва, E-mail: profmioo@mail.ru
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
В статье приводятся результаты теоретического исследования, в ходе которого были выявлены наиболее перспективные подходы к разработке педагогической модели дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов учреждений среднего профессионального образования. Метод междисциплинарного подхода позволил автору выявить ведущие принципы, определяющие функционирование такой педагогической модели и отражающих её специфику Дидактические особенности модели постдипломного образования педагогов УСПО обусловлены принципами, которые обеспечивают развитие профессионализма педагогов через рефлексивный анализ своей деятельности, умение анализировать проблемные ситуации и принимать адекватные решения.
Ключевые слова: постдипломное образование, педагог учреждения среднего профессионального образования, дистанционное обучение, педагогическая модель.
Анализ исследований, рассматривающих проблемы постдипломного образования с позиций профессионального образования (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, А.А. Вербицкий, Е.А. Леванова, М.М. Левина, Л.С. Подымова, П.И. Пидкасис-тый, В.А. Сластенин и др.), профессиональной психологии (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина и др.), а также с точки зрения ряда других наук, демонстрируют широкий спектр подходов к определению системы принципов и дидактических особенностей постдипломного образования педагогов, в том числе, педагогов учреждений среднего профессионального образования (УСПО). Вопросы, связанные с принципами дистанционного обучения глубоко и всесторонне изучаются как зарубежными (О. Петерс, С. Гури-Розенблит, Р. Левис и др.), так и отечественными исследователями (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, В.П. Демкин, В.И. Овсянников, В.М. Монахов и др.). Использование междисциплинарного подхода в теории и практике сферы образования позволил сделать вывод о функционировании нескольких обобщенных групп принципов, а именно: принципы государственной политики в области образования, методологические принципы, психологические принципы, принципы организации педагогического процесса и принципы обучения.
Вместе с тем в педагогической науке до настоящего времени нет однозначного ответа на вопросы относительно принципов дистанционного обучения педагогов учреждений среднего профессионального обучения в системе постдипломного образования, которые должны быть соблюдены при педагогическом проектировании такой модели.
В ходе нашего теоретического исследования были выявлены наиболее перспективные подходы к разработке педагогической модели постдипломного образования педагогов УСПО: комплексный, системно-деятельностный, андрагогический, акмео-логический, коммуникативный, личностно-ориентированный, синергетический, средовой. Следуя логике нашего исследования в качестве ведущих принципов, определяющих функционирование педагогической модели дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов УСПО, необходимо использование комплекса принципов, отражающих специфику этой модели. Основополагающие идеи андрагогики и психологии профессионального образования потребовали реализации принципа непрерывности профессионального обучения и учета особенностей профессионально-педагогической деятельности и личностно ориентированных технологий обучения. Этот принцип лежит в основе использования технологии проектирования профессионального постдипломного образования.
Личностно ориентированный подход предполагает реализацию принципа индивидуализации обучения, поскольку, по мнению Э.Ф. Зеера, психологические особенности «познавательной активности взрослых детерминируют применение особых технологий обучения, направленных на профессиональное развитие всех составляющих личности специалиста» [1, с. 394]. Соответственно это влечет за собой использование принципа деятельности или деятельностного характера обучения.
Поскольку речь идет об обучении педагогов, осуществляющих профессионально-педагогическую деятельность, то в проектируемой модели дистанционного обучения этой категории обучающихся следует применить принцип связи обучения с практической профессиональной деятельностью [2, с. 205; 3]. Формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию в процессе дистанционного обучения педагогов учреждений среднего профессионального образования обеспечивается за счет реализации принципа положительного эмоционального фона обучения [3].
Кроме этого, своеобразие системы управления образовательной деятельностью заключается использование принципа модульности как при выборе учебных модулей самими обучающимися, так и при разработке электронных учебных курсов преподавателями [4].
Исследователи проблем, связанных с моделированием дистанционного обучения (Монахов В.М., Овсянников В.И., Сол-
Библиографический список
датенков А.Д., Троян Г.М. и др.) отмечают необходимость применения ряда общих дидактических принципов обучения. Остановимся на тех, которые следует использовать при проектировании модели дистанционного обучения педагогов УСПО в системе постдипломного образования. К их числу относятся: принцип системности и научности, принцип наглядности, принцип технологизации и информатизации обучения, а также для обеспечения оптимизации результатов обучения использовать принцип алгоритмизации обучения. Дистанционное обучение, как мы определили ранее, предполагает формирование высокого уровня самоорганизации обучающихся, что соответствует требованиям общих методических принципов перехода от обучения к самообразованию, а также сознательности и творческой активности обучающегося. Выполнение задач творческого саморазвития педагогов УСПО в системе постдипломного образования будет опираться на использование принципов развивающего обучения, сформулированных А.М. Матюшкиным [5]. К этим принципам относятся «индивидуальность, проблемность и диалогичность», индивидуальность обеспечивается личнос-тно ориентированным подходом к обучению, проблемность и диалогичность осуществляются как через содержание изучаемого материала, так и через характер взаимодействия в учебном процессе. Безоценочное принятие всех эмоциональных состояний обучающегося, обучение постановке проблем на учебном материале, жизненных и профессиональных ситуациях, обучение правилам продуктивного общения.
Дидактические особенности данной модели обусловлены особенностями самого дистанционного обучения, которые мы выявили в первой части нашего теоретического исследования. Дистанционное обучение на современном этапе развития информационного общества является практическим воплощением философии открытого образования как «продолжение процесса формирования личности, уже имеющей определенное образование и полноправно включенной в систему общественных отношений» [2, с. 35]. Принимая эту позицию, можно сделать вывод необходимости применения в разрабатываемой модели психолого-педагогических принципов открытого дистанционного обучения, выделенных К. Роджерсом, из пяти предложенных этим исследователем принципов для нас является важным принцип «учиться постоянной открытости к опыту других и умению включаться в процесс изменений» [2, с. 234].
Еще одна дидактическая особенность, вытекающая из принципа осуществления самого дистанционного обучения, открытости коммуникативного пространства, заключается в особых коммуникативных взаимоотношениях преподавателя и обучающегося, мы обозначили его как принцип сотрудничества участников образовательного процесса в коммуникативном пространстве.
Следующая дидактическая особенность, обеспечивающая развитие профессионализма педагогов учреждений среднего профессионального образования предполагает формирование у педагога умения осуществлять самопознание и саморазвитие через рефлексивный анализ своей деятельности, анализировать проблемные ситуации и принимать адекватные решения. Наличие именно этих умений у педагогов УСПО, повышающих квалификацию или осуществляющих профессиональную переподготовку в информационно-образовательной виртуальной среде, позволит им сохранить не только мотивационную включенность, но и обеспечит профессиональное саморазвитие. Кроме этого, рефлексия необходима и как средство контроля, и как способ выявления, осознания и фиксации обучающимися личностных образовательных результатов, поэтому становится уместным применение принципа преобладания деятельности над усвоением информации.
Выявленные принципы организации и дидактические особенности дистанционного обучения педагогов УСПО в системе постдипломного образования позволяют перейти к следующему этапу педагогического моделирования, а именно к построению структурно-содержательной характеристике модели.
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. Пособие. - М.; Воронеж, 2003.
2. Овсянников, В.И. Начальный курс дидактики дистанционного образования / под ред. В.И. Овсянникова. - М., 2006.
3. Парамзина, В.В. Моделирование содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования. - Пермь, 2007.
4. Шульмина, РВ. Организационно-педагогические условия внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс вуза: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2003.
5. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.
Bibliography
1. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. Posobie. - M.; Voronezh, 2003.
2. Ovsyannikov, V.I. Nachaljnihyj kurs didaktiki distancionnogo obrazovaniya / pod red. V.I. Ovsyannikova. - M., 2006.
3. Paramzina, V.V. Modelirovanie soderzhaniya uchebnihkh kursov distancionnogo obucheniya v sisteme povihsheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. - Permj, 2007.
4. Shuljmina, R.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vnedreniya distancionnihkh tekhnologiyj v obrazovateljnihyj process vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tula, 2003.
5. Matyushkin, A.M. Koncepciya tvorcheskoyj odarennosti // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 6.
Статья поступила в редакцию 03.04.13