Научная статья на тему 'Толерантность без предела: целостное образование'

Толерантность без предела: целостное образование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ПРИНЯТИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / POSITIVE TOLERANCE / DIALOGUE OF CULTURES / COMPLETE EDUCATION / ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перетягана Н. Н.

Статья посвящена теме позитивной толерантности и роли целостного образования в ее формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE WITHOUT THE LIMIT: COMPLETE EDUCATION

Article is devoted a theme ofpositive tolerance and a role of complete education in its formation.

Текст научной работы на тему «Толерантность без предела: целостное образование»

mance. - M. - PERSE, 2001. - 351 p.

18. Shakurov R.H. Barrier as a category and its role in the practice II Questions of psychology. 2001. №1. pp 66-77

19. Manual for physicians and medical psychologists. // Methodology of psychological diagnosis of coping with stressful and problematic for the individual situations: St. Petersburg, 2009.

20. Elvin I. A. Synergetics of brain. M„ 2005. 108 p.

21. Conger I Behavioral medicine and health psychology in a changing word // Child Abuse Negl -1987 - Vol 11 -№3 -P 443-453

22. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an anthology. N.Y.: Columbia University Press 1991. P.207-227.

23. Walter G.G. On complex eigenvalues of compartamental models // Mathematical Biosciences. 1985. - Vol.75 - pp. 143-157/

ТОЛЕРАНТНОСТЬ БЕЗ ПРЕДЕЛА: ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Перетягина Н. Н.,

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования,

Резюме. Статья посвящена теме позитивной толерантности и роли целостного образования в ее формировании.

Ключевые слова: ценность принятия; позитивная толерантность; диалог культур; целостное образование.

TOLERANCE WITHOUT THE LIMIT: COMPLETE EDUCATION

Peretyagina N.N.

Institute for the Study of childhood, family and education Russian Academy of Education,

Abstract: Article is devoted a theme ofpositive tolerance and a role of complete education in its formation.

Keywords:value of acceptance; positive tolerance; dialogue of cultures; complete education.

Ценность принятии. «Я не хочу, чтобы меня терпели», - сказала одна из участниц недавней конференции по образованию.

Индивид является субъектом социальной деятельности, и для ее успешности необходимы определенные условия. Одним из таких условий является ценность принятия одним индивидом как представителем рода человеческого Другого [представителя рода человеческою]. Если мы знаем о своей уникальности, особости и не знаем об уникальности, особости всего сущего, то неизбежно непонимание между нами и сущим. Отсюда невозможность установления гармоничных отношений либо их утрата, невозможность эффективного взаимодействия субъектов социальной деятельности. Народная мудрость в форме

пословиц предостерегает: «каждый со своей колокольни смотрит», «не мерь по себе», «со своим уставом в чужой монастырь не лезь». Пословицы известные, и как же мне, конкретному индивиду, ощутить ценность принятия Другого?

Каждый для меня - Другой, не такой, как я. Но и для всех Других я тоже Другой. Как возникнут наши отношения и чем закончатся, когда мы не примем Друг Друга? Об этом - история человечества: войны, эпидемии, катаклизмы. Об этом - история человека во всей истории человечества, история еш восхождения к самому себе как Человеку.

Позитивная толерантность на основе диалога культур. Как же нам принять друг друга? Философия и психология рассматривают понятие толерантности под разным углом зрения,

на наш взгляд, взаимодополняющим. Психология указывает на психофизиологический аспект развития индивида, определяя толерантность как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [5, с. 401-402], которое проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию. Внешне это выражается в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей [там же]. Такая толерантность является признаком уверенности личности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, поскольку в ее фундаменте заложены такие психологические механизмы, как саморегуляция, самосознание и позитивное самоотношение [5].

Когда личность вступает в социальные отношения [связи и взаимосвязи] и появляется феномен Другого, на помощь приходит философия. Философия указывает на личностный и социальный аспекты развития индивида, рассматривая толерантность как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [3, с. 457]. Вот тут-то и складывается ситуация, в которой кто-то кого-то должен терпеть? Не обязательно так. В семантике толерантности выделяются два слоя [1]. О терпимости свидетельствует первый слой, обозначающийся как веротерпение, которое характеризуется наличием дискомфорта от присутствия чего-то чуждого, напряженным сдерживанием негативных эмоций, вынужденным принятием разномыслия, невольным попустительством и т.д. Названные характеристики, на наш взгляд, содержат некое насилие личности над собой.

Веротерпение может содержать виды проявления толерантности, исходя из структурных уровней различий: терпение - терпимость - конфронтацию. Каждый из видов проявления веро-терпения, первого слоя толерантности, играет свою роль в налаживании коммуникаций как механизма создания системы отношений. Так, П.К. Гречко подчеркивает, что «толерантность содействует расцвету человеческой коммуникации, терпимость обеспечивает ее профилактику, а конфронтационность делает насущным ее лечение. Лечение жесткое и решительное, так как подобная болезнь, если ее вовремя не остановить, грозит разрушить самое коммуникацию» [1, с. 177]. Этот слой толерантности ресурсоза-

тратен и не всеша экологичен, поскольку внимание индивида концентрируется на себе: важна своя система ценностей и установок и другой воспринимается как посягающий на нее [если нет понимания со стороны Другого].

Второй слой толерантности - осознание ценности культурного многообразия, признание за человеком неотчуждаемых прав и свобод, поощрение инициатив и альтернатив, уважительное отношение к Другому. В данном слое толерантности наблюдается переход от напряженного к спокойному и внутренне заинтересованному отношению к другому [мнению, убеждению, поведению]. Этот слой по определению ресур-сосберегаем, экологичен, поскольку внимание индивида сосредоточено на Другом, важна его система ценностей и установок, которые могут индивидом, вступающим в коммуникацию, не разделяться и даже быть противными тому, что он исповедует. В такой ситуации коммуникации и социального взаимодействия важно то, что индивиды видят, осознают и принимают различие Другого.Создается общее поле смыслов: разных, даже порой противоречивых. Вместе с тем с этими смыслами можно работать: их можно отстаивать, с ними можно не соглашаться, их можно разделять, углублять и т.д. Таким образом, внимание в социальном взаимодействии переходит с личности на ее позицию, выражающуюся в ценностно-смысловом отношении к Другому и всему сущему. Возникает ситуация диалога культур. Как отмечает П.К. Гречко, «данный слой эволюционно и контекстуально современен» [там же, с. 175].

Второй слой толерантности также может содержать виды ее проявления, исходя из структурных уровней различий: осознание - признание-поощрение-уважение.

Осознание ценности культурного многообразия, на наш взгляд, являет базовый уровень проявления толерантности второго слоя. Сознание человека как высшая форма психического отражения действительности содержит в себе системы понятий, категорий [2, с. 127}. Осознанное же отличается от сознаваемого наличием в нем рефлексии, благодаря которой отражаемая действительность присваивается субъектом; И в этом заключается задача базового уровня толерантности - присвоение явления, факта, события действительности. На основе присвоенных смыслов как личных ценностей происходит переход от осознания к признанию.

Признание за человеком неотчуждаемых прав и свобод - второй уровень проявления толерантности. Признание другого зиждется, прежде всего, на интересе к нему Другому и включает в себя положительное отношение, а также «оценку по достоинству» [4, с. 581]. Задача этого уровня толерантности - реализация положительного отношения к Другому, которое позволяет перейти от признания с его внутренней активностью и внешнейпассивностьюк следующему уровню, - поощрение.

Поощрение инициатив и альтернатив - третий уровень проявления толерантности, характеризующийся внешней и внутренней активностью субъекта, проявляющего толерантность. Внешне поощрение выражается в содействии, внутренне - в сочувствии [эмпатии], одобрении другого. Таким образом, поощрение играет роль мотиватора, активатора и поддержки деятельности: его цель - возбудить у другого желание сделать что-нибудь. Задача этого уровня - реализация преддеятельности [мотивация, самоопределение в потребностно-смысловой сфере: почему и зачем мне это нужно?] и собственно деятельности. Как бы положительно ни относился к Другому человек, именно его деятельность создает предпосылки для перехода на другой уровень толерантности - уважение.

Уважительное отношение к другому - четвертый уровень проявления толерантности, на котором равноправность существования Другого не просто признается, но осознается степень важности для другого его системы ценностей, его отличий и особенностей. Синонимом уважительного отношения является почтительное отношение, которое отмечает его степень - глубокое уважение [4]. При этом уров-невость второго слоя толерантности не проявляется как пирог «наполеон», слоями. Напротив, осознание пронизывает собой три последующие и т.д. При этом каждый уровень включается в коммуникацию с помощью основного базового механизма. Исходя из выше изложенного, базовыми механизмами толерантности мы считаем рефлексию, положительное отношение к Другому, внешнюю деятельность, эмпатию и ценности. Таким образом толерантность, в отличие от толерантности-терпимости, становится позитивной толерантностью, когда Другой и его система ценностей становится ценностью и нет предела в осознании ценности многообразия всего сущего. Отсюда позитивная толерант-

ность - это система отношений человека к себе и миру, основанная на осознании ценности культурного многообразия, признании за человеком неотчуждаемых прав и свобод, поощрении инициатив и альтернатив и уважительном отношении к другому. Осознание - признание-поощ-ренис-уважение - задают принципиально иной вектор в коммуникации как механизме создания системы отношений. Этот вектор направлен на принятие Другого как уникума, индивидуальность, часть Целого, и направлен на гармоничное развитие личности и общества.

Целостное образование. Какую роль в формировании позитивной толерантности, толерантности без предела, играет образование? Определяющую. /Для формирования позитивной толерантности необходимы коррективы традиционного образования: в цели, стратегии, механизмах, содержании и условиях.

Цель образования - становление целостной [самосознающей] личности в процессе социализации. Стратегия - индивидуальная образовательная траектория субъекта образования, под которой понимается уникальная, присущая только данной личности линия саморазвития в образовательном пространстве, реализующаяся на основе осознанного выбора субъектом основных компонентов своего образования. Механизм се реализации - самопроектирование, состоящее из актов самодвижения субъекта образования: осознание, накопление, моделирование, исполнение. Содержание образования - «вопросы жизни» [Б.М. Ъ\ш-Ъдф].Осповной способ реализации - универсальная целостная деятельность, основанная на принципах необходимости и достаточности и включающая в себя следующие составляющие: гуманистическая, сотворческая, эстетическая, этическая, философская, психологическая.

Педагогические условия: обшие - свобода, проблемность, ситуационность, ключевое - полилог - процесс поликультурных коммуникаций равноправных субъектов образования, в ходе которых формируется плюралистичное [внутренне непротиворечивое] сознание;специальные - грани коммуникации: грань личностного восприятия, грань глобального восприятия, грань сопричастности, грань ориентации на консенсус, грань личной ответственности]. Педагогические средства: переживание, рефлексия, ценностный анализ Педагогические факторы: система ролей; «треугольник самоменеджмен-

та: могу - хочу -надо»; индивидуальная система ценностей; рефлексия; позитивная толерантность.

Система принципов функционирования субъектов образования-, принцип единства слова и дела; принцип творчества; принцип свободы; принцип «положительного всеединства»; принцип активности; принцип целесообразности; принцип взаимодействия; принцип сосуществования последовательности [учет категорий

пространства и времени].

Результат образования - человек как образовательный продукт, включающий в себя приращение в компетенциях, преобразование качеств личности и продукты творчества.

Таким образом, выдержка и самообладание, осознание - признание-поощрение-уважение -создают поле толерантности без предела в целях становления гармоничной [целостной] личности и общества.

Литература

1. Гречко П. О границах толерантности. - Свободная мысль - XXI. -№10. - 2005.

2. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М - 1996. -160 с.

3. Краткая философская энциклопедия. - М. - 1994.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ. - 1995,- 907 с.

5. Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд, -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ

Петрова И. М

Смоленский государственный медицинский университет,

Резюме, в работе проанализировано влияние развода родителей на психическое состояние детей. Развод нельзя рассматривать как проблему одного из родителей, в которую вовлечены психологические взаимоотношения между родителями, затрагивающие их сознательные и бессознательные чувства, страхи, но и их детей, которые могут вырасти несчастными, неудачниками, потому, что такие дети обделены любовью, думают, что они не нужны и виноваты в том, что произошло. Они не знают, как дальше им жить, а это может привести к депрессивным и даже суицидным настроениям.

Сохранение брака имеет смысл только тогда, когда конфликты между родителями могут быть разрешены мирным путем. В случае деконструктивных методов (насилия, агрессии) - решение развода является единственным способом сохранения психического состояния ребенка.

Ключевые слова: развод, дети, родители, проблемы, взрослые, негативный опыт, психологическая травма, психическое состояние, депрессия, суицидальное настроение.

THE INFLUENCE OF PARENTAL DIVORCE ON THE MENTAL STATE OF CHILDREN

Petrova I. M.

Smolensk State Medical University,

Abstract In this article, the influence of parental divorce is analysed on a mental state of the children. Divorce should not be considered a problem of one parent, which involves psychological relationship between parents affecting their conscious and unconscious feelings, fears, but also their children, who may grow unhappy, losers, because such children are deprived of love, think they are unnecessary and blame for what happened. They don't know how to live further, and this can lead to depression and even suicidal moods.

The preservation of marriage makes sense only when the conflict between the parents can be resolved peacefully. In case deconstructive methods (violence, aggression) - the decision of divorce is the only way

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.