Представленная классификация организаций сферы ЖКХ наиболее точно отвечает современным рыночным условиям хозяйствования и может быть применена для создания информационной базы, способствующей принятию эффективных управленческих решений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также для составления статистических и аналитических отчетов.
В рамках настоящей статьи немаловажным является вопрос определения проблем в развитии сферы ЖКХ, их источников и причин. Проблемные ситуации в ЖКХ имеют комплексный характер, они охватывают сразу несколько уровней власти, имеют одновременно экономический, политический, технический, экологический, психологический и другие аспекты, поэтому решение возникающих вопросов требует системного подхода, синтезирующего усилия руководителей разных уровней и специалистов разных профилей.
До недавнего времени имело место негативное изменение экономических условий функционирования организаций ЖКК, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении ЖКХ. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для рабочего ее поддержания. Все это привело к ряду проблем:
- недостаточное развитие коммунальных систем
для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
Объекты жилищно-коммунальной сферы, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. По официальным данным Минэкономразвития физический износ основных фондов ЖКХ в РФ по состоянию на 2014 г. находится на уровне 60%. В отдельных муниципальных образованиях степень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет 80%. Около 30% основных фондов полностью отслужили нормативные сроки. Темпы нарастания износа продолжают составлять 2-3% в год [5].
В совокупности существующие в современных экономических условиях проблемы отрасли ЖКХ во многом зависят от глубины научных представлений о сущности и особенностях развития отрасли, об условиях, механизме регулирования, степени государственного участия и привлечения бизнеса, о параметрах экономической и социальной эффективности ЖКХ, его реформирования.
Статья поступила 22.10.2014 г.
Библиографический список
1. Безлюдов А.И. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управления. М.: Стройиздат, 1990. 280 с.
2. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. В 5 т. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. Т. 5. 292 с.
3. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебн. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 96 с.
4. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2006. 512 с.
5. Министерство регионального развития РФ / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.minregion.ru.
6. Новикова Н.Г. Внедрение маркетинг-менеджмента в организациях жилищного хозяйства: монография. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. 280 с.
7. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 286 с.
8. Чернышов Л.Н. Экономика городского хозяйства. В 2 ч. Иркутск: Типография № 1, 1999. 332 с.
УДК 911.3:32+327.1
ТОДЖА - ТЕРРИТОРИЯ ВЫЖИВАНИЯ
© А.А. Черенев1
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Россия, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1.
Приведены результаты социологического исследования, проведенного в труднодоступных населенных пунктах Тоджинского района Республики Тыва. Определены основные социально-экономические и этнополитические проблемы населения единственного русского поселения в Республике Тыва. Установлено, что местное население находится на грани выживания, организация и функционирование местных органов власти и социально значимых объектов нуждаются в государственной поддержке, активно протекают процессы роста национального самосознания тувинцев. Библиогр. 8 назв.
1 Черенев Алексей Анатольевич, кандидат географических наук, ведущий инженер лаборатории георесурсоведения и политической географии, тел.: 89148893660, e-mail: [email protected]
Cherenev Aleksei, Candidate of Geography, Leading Engineer of the Laboratory of Georesource Study and Political Geography, tel.: 89148893660, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: местное самоуправление; этнические конфликты; социально -экономические и этнополити-ческие процессы; электоральная действительность; социально -экономическое развитие.
TODZHA - THE TERRITORY OF SURVIVAL A.A. Cherenev
V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS, 1 Ulan-Batorskaya St., Irkutsk, 664033, Russia.
The article reports on the results of sociological research conducted in the remote settlements of the Todzhinsky region of the Tuva Republic. It identifies the main socio-economic and ethno-political problems of the population of a single Russian settlement in the Republic of Tuva. It is found that the local population lives on the brink of survival, organization and operation of local authorities and socially significant facilities requires state support, whereas the processes of national consciousness growth are very active among the Tuvinians. 8 sources.
Keywords: local government; ethnic conflicts; socio-economic and ethno-political processes; electoral reality; socioeconomic development.
Сложность темы обусловлена в первую очередь дискуссиями вокруг целесообразности заострения внимания на возникновении социально-экономических проблем и развитии межэтнических конфликтов в Сибирском регионе. Между тем вопросы качества жизни и роста национального самосознания населения пестрых в этническом отношении территорий являются наиболее острыми в политическом развитии государства и гражданского общества Российской Федерации.
Данной тематикой занимались такие признанные ученые, как В.А. Колосов [1], Н.С. Мироненко [2], Р.Ф. Туровский [3] и др. Однако изучение электорального ландшафта охватывает только европейскую часть России. Нам же представляется важным учесть политические интересы населения азиатской части РФ, так как эта территория является ресурсно-сырьевой базой страны и слабо развита экономически, имеет обширные малоосвоенные и труднодоступные районы. В данной ситуации население северных труднодоступных территорий выполняет одну из важнейших геополитических функций - закрепление территории за Российской Федерацией. Многие известные зарубежные геополитики (З.К. Бжезинский и др.) претендуют на рассмотрение восточной части России в качестве территории своих интересов [4]. При этом следует учесть, что после распада СССР более интенсивно стали протекать процессы самоопределения и роста национального самосознания коренных народов Сибири (отметим, что Республика Тыва вошла в состав СССР 11 октября 1944 г. и в этом отношении является самой «молодой» территорией). Вопросами использования националистических идей в целях дестабилизации политической и экономической ситуаций и формирования подконтрольных органов власти в настоящее время занимается создатель теории ненасильственной борьбы против государственной власти, известный американский ученый Джим Шарп [5]. В этой связи нам представляется крайне важным изучение этнополитических и геополитических процессов, происходящих в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В Сибири вопросами электорального поведения и разработкой политических технологий занимались известные региональные специалисты А.Д. Карнышев, К.С. Жуков и В.Ф. Шестак [6]. Изучение
электоральных процессов на муниципальном уровне с учетом комплексной характеристики жизнедеятельности населения муниципальных образований (МО) позволяет определить политические силы, с которыми население связывает улучшение жизненных перспектив, и наметить стратегические ориентиры оптимальной электоральной политики на местах. В контексте модернизации российского общества необходимо восполнить дефицит научных знаний о связи политического поведения избирателей МО с территориальной дифференцированностью их социального (профессиональная принадлежность, семейное положение, половозрастная структура и т.д.), экономического (уровень доступа к материальным, духовным и рекреационным ресурсам), этнического и конфессионального состава населения и различиями географического положения [7].
Республика Тыва является субъектом РФ, непосредственно граничащим с Иркутской областью (Тоджинский кожуун). Детальное изучение соседних территорий, обладающих отличными от других регионов хозяйственными, культурными, религиозными традициями и этническим составом, представляется крайне важным. Актуальность исследования данного региона определяется тем, что в Республике Тыва:
а) высокий уровень безработицы (19,2% в 2008 г.);
б) высокий показатель естественного прироста населения (15,3% в 2011 г.); в) высокий показатель преобладающей этнической группы (82,0% - тувинцы); г) отмечаются факты роста национального самосознания тувинцев, доходящие до русофобии; д) низкий уровень социально-экономического развития.
Программа нашего исследования заключалась:
- в выявлении особенностей функционирования системы местного самоуправления (проблемы, нужды, местная (культурная) специфика);
- определении отношения местного населения к органам власти и степень участия в процессах формирования органов местного самоуправления (анкетирование, интервьюирование);
- выявлении политических предпочтений населения (анкетирование, интервьюирование);
- сборе статистических данных социально-экономического порядка в администрациях кожуунов.
Республика Тыва является одной из самых неблагополучных в социально-экономическом и криминогенном отношениях. Тоджинский район (кожуун) является наглядным примером того, как выживает местное население в условиях отсутствия каких бы то ни было промышленных и сельскохозяйственных производств и структур, влияющих на социально-экономическое развитие территории.
Тоджинский кожуун занимает северо-восточную часть Республики Тыва и граничит с Кызылским, Пий-Хемским и Каа-Хемским районами, Республикой Бурятией, Иркутской областью и Красноярским краем. Административный центр - сумон - Тоора-Хем. Проведенное исследование в труднодоступных населенных пунктах Тоора-Хем, Ырбан и Салдам показало наличие системного социально-экономического кризиса в Тодженском кужууне. Анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в Тоджинском кожууне к началу 2013 г., позволяет сделать вывод о наличии ряда проблем.
1. Объекты здравоохранения испытывают нехватку квалифицированных специалистов и финансирования. В районе имеется 1 районная больница (в с. То-ора-Хем), 1 амбулатория, которая не функционирует (в с. Ырбан), 4 фельдшерско-акушерских пункта (в селах Адыр-Кежиг, Ий, Сыстыг-Хем и Хамсара). Официально в районе есть 2 аптеки, одна из них находится в Ырбане, и она не работает. В лечебных учреждениях Тоджинского района на 6200 жителей приходится всего 13 врачей. При ЦРБ функционирует круглосуточный стационар на 52 койко-места в следующих отделениях: терапевтическом - 10 койко-мест, хирургическом - 8, детском - 10, акушерско-гинекологическом - 10, инфекционном - 4, туберкулезном - 10. С целью оказания практической помощи по селам специалистами ЦРБ выполняются еженедельные выезды. Однако по признанию местных жителей выезды медицинских работников в соседние населенные пункты не являются систематическими и не могут в полной мере удовлетворить нужды в медицинской помощи.
2. Недостаточный уровень развития экономики, узость рынка труда обусловливают высокий уровень безработицы.
Общий объем промышленной продукции за 2009 г. составил 41 млн руб., что на 23% больше, чем в предыдущем году. Промышленность представлена АУ «Тоджинское специализированное ЛХУ», пекарней сельского потребительского общества «Азас» (райцентр Тоора-Хем), МУП «Тоджинская ДЭС», небольшими пекарнями частных предпринимателей, пилорамой частного предпринимателя. Общее количество предприятий, работающих в системе промышленности, - 5 единиц, численность работающего состава -47 человек.
Крупнейшими промышленными производствами являются Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд и Голевская горнорудная компания. ООО «Лунсин» (инвестор «Хэйлунцзянская горнорудная компания», КНР) владеет лицензией на право
пользования недрами по добыче полиметаллических руд на Кызыл-Таштыгском месторождении со сроками пользования с 2006 по 2031 гг. Проектная строительная площадь составляет 480,9 га. При выходе на проектную мощность добыча руды открытым и подземным способами составит 1,0 млн тонн в год, срок отработки месторождения - 20 лет. 29 сентября 2009 г. было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Тыва, ООО «Лунсин» и администрацией Тоджинского кожуу-на, согласно которому квота на предоставление рабочих мест составила 126 человек, в том числе 77 человек - граждане Китая, 49 человек - граждане России (из них 38 человек - местные жители).
Голевская горнорудная компания (инвестор ОАО «ГМК «Норильский никель»») владеет лицензией (№ 4886/КЗЛ 13960 ТЭ от 21.02.2007 г.) на право пользования недрами и ведет работы по реализации проекта «Разведка и добыча меди, молибдена и попутных компонентов на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении». В 2009 г. завершены геологоразведочные работы. В настоящее время идет обработка полученных материалов. ФГУП «Гипро-цветмет» разработаны ТЭО временных кондиций по месторождению, которые представлены в ГКЗ. После утверждения ТЭО будет произведен окончательный подсчет запасов и разработка технического проекта освоения Ак-Сугского участка.
На данный момент ни у ООО «Лунсин», ни у Го-левской горнорудной компании нет промышленной инфраструктуры - транспортных коммуникаций для вывоза продукции, источников электропитания, квалифицированного персонала из представителей местного населения.
3. Неудовлетворительное состояние объектов производственной инфраструктуры - системы электро- и водоснабжения, недостаточная степень их надежности.
Общая протяженность линий электропередач составляет всего 105 км. В распоряжении муниципалитетов Тоджинского кужууна находятся 23 трансформаторные подстанции. Мощность генераторов: Тоора-Хемкая ДЭС - 800 кВт (2 шт.), Ырбанская ДЭС - 320 и 200 кВт, Сыстыг-Хемская ДЭС - 60 кВт, Хамсаринская ДЭС - 30 кВт.
Теплоснабжение населения осуществляется только печным отоплением и только дровами. ЦКБ, школы, детские дошкольные учреждения, дома культуры, администрация Тоджинского кожууна, сумонов Тоора-Хем и Ырбан, отдел образования, налоговая инспекция, народный суд, казначейство, Тоджинский лесхоз, промхоз и заповедник имеют котельные и водяное отопление.
Снабжение местного населения питьевой водой осуществляется в основном колодцами и личными скважинами. Есть и водоколонки общего пользования, во всем районе их насчитывается 32, в том числе: в с. Тоора-Хем - 14, в с. Адыр-Кежиг - 5, в с. Ий - 5, в с. Ырбан - 8. Все водоколонки нуждаются в ремонте.
4. Транспортная недоступность. Основными
транспортными коммуникациями района являются гравийно-грунтовые дороги, которые зачастую используются сезонно, реки, по которым осуществляется сплав, и конные тропы. Иногда эти варианты комбинируются. Таким образом, транспортная изоляция Тод-жинского района обусловлена отсутствием дорог с асфальтовым покрытием.
5. Недостаточный уровень финансовой обеспеченности, низкая доля собственных доходов бюджета. Невыполнение плана по сбору налогов власти связывают с неудовлетворительной работой глав сельских поселений по сбору средств самообложения граждан и низкой платежеспособностью населения в селах кожууна (о чем, собственно, написано в Комплексной программе социально-экономического развития Тод-жинского кожууна Республики Тыва до 2015 г. [8]).
В целом Тоджинский район представляется крайне дискомфортным для проживания как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом отношении. Тоджинский и Тере-Хольский районы отнесены к территориям Крайнего Севера. 44,7% населения района составляет этническая группа тувинцев - тувинцы-тоджинцы, которые слабо отождествляют себя с остальными тувинцами, при этом и 33,6% тувинцев зачастую ассоциируют себя с Тоджей. Для местного населения уехать в город Кызыл или какой-либо другой населенный пункт, находящийся за пределами Тоджинского района, означает уехать в Тыву, а если речь идет о выезде из Тывы в Республику Ха-кассию или Красноярский край - уехать в Россию. В Республике Тыва к местам проживания малочисленных народов Севера отнесены сельские поселения Адыр-Кежиг, Чазылары (Хамсара), Ий, Сыстыг-Хем Тоджинского района, а также сельские поселения Те-ре-Хольского района. Однако к малым народам Тывы можно отнести и русское население. Так как русские поселенцы не являются коренными и уж тем более не признаны малочисленными народами Севера, то и федеральная программа поддержки коренных малочисленных народов Севера на них не распространяется.
Наибольший интерес в проводимом исследовании вызвало труднодоступное поселение Ырбан. Сумон Ырбан - единственное русское поселение в Республике Тыва. Оно было создано в советское время на базе леспромхоза, заготавливавшего лиственницу и кедр. После распада СССР функционирование леспромхоза прекратилось. Население, приехавшее на заработки и осевшее в сумоне Ырбан, осталось без средств существования, без работы и перспектив улучшения своего благосостояния. В настоящее время в населенном пункте проживает 250 человек, 4 из которых - ассимилировавшиеся тувинцы. Основным родом занятий и средством выживания является заготовка пушнины (соболь, колонок, белка), мяса (марал, косуля), рыбы (хариус, ленок, таймень), а также сбор лекарственных трав и другого сырья (мумие, каменное масло, панты некоторых видов оленей - марала, изюбра, пятнистого оленя) для известных медицинских препаратов. Из всего заготавливаемого на продажу
идет главным образом пушнина, остальное - на собственные нужды. Зачастую действуют схемы бартерного обмена или дарения. В деревне нет хлебопекарни, в основном сельчане пекут хлеб сами.
По признанию местных жителей, в Ырбане четыре главные проблемы:
1. Притеснение русского населения со стороны тувинских властей. В частности, местные жители обеспокоены обсуждением в республиканском Хурале закона о введении запрета охоты для местных жителей (ырбанцев) на левом берегу Бий-Хема (Большого Енисея), а именно там находятся самые богатые охотничьи угодья. Также ырбанцы с трудом отстояли свое право на пользование личными скважинами на воду (тувинские власти пытались поставить счетчики расхода воды несмотря на то, что жители Ырбана бурили скважины на своих участках и за свой счет). Обращения в органы районной и (или) республиканской власти ырбанцы считают бесполезным занятием, так как расследование даже самых серьезных преступлений, направленных против русского населения, тувинской полицией не доводится до конца. А по поводу мелкого воровства и конокрадства ырбанцы уже давно не обращаются в полицию (по признанию местных жителей, стоит только завести жеребенка, как его крадут тувинцы из соседних поселений; на сегодняшний день в д. Ырбан нет ни одной лошади). Хотя соседние населенные пункты находятся на почтительном расстоянии, тувинцы «патрулируют» близлежащие с Ыр-баном территории с целью угнать скот или украсть лодки.
2. Безработица. Почти все юноши и девушки предпочитают уехать из Ырбана в другие населенные пункты и желательно за пределы Тывы - в Республику Хакассию и Красноярский край. При проведении анкетирования местного населения мы узнали, что за последние 10 лет только один молодой человек (34 года) вернулся обратно в Ырбан.
3. Не функционирует фельдшерско-акушерский пункт и аптека. Получить первую медицинскую помощь можно только в райцентре - Тоора-Хем.
4. Изоляция сумона Ырбан от транспортных путей Тоджинского района. Единственным средством сообщения является сплав по Бий-Хему до Тоора-Хема. Чтобы совершить сплав, местные жители кооперируются по 10-14 человек и нанимают лодку, билет «туда-обратно» на одного человека стоит 500 руб. При превалировании натурального обмена далеко не каждый житель Ырбана может позволить себе съездить в районный центр. Сам сплав занимает в общей сложности 4-5 часов (имеется в виду туда и обратно) при наличии хорошего и мощного лодочного мотора. Далеко не все могут себе позволить съездить в Тоора-Хем в районную больницу, аптеку или к родственникам.
Несмотря на трудное социально-экономическое положение, жители Ырбана хорошо разбираются в системе прав и обязанностей местного самоуправления. В отличие от многих других исследованных труднодоступных поселений, правда, уже Иркутской обла-
сти (Мамско-Чуйского, Бодайбинского и Нижнеудин-ского районов) и Красноярского края (Богучанского, Енисейского и Мотыгинского районов), где жители отождествляют полномочия и возможности органов местного самоуправления с областными и федеральными, ырбанцы четко знают, что могут сделать местные власти, а чего не могут. По результатам проведенного анкетирования 95% респондентов оценили работу администрации на «хорошо» и «отлично». Также высокий интерес наблюдается у жителей к процессам формирования органов местного самоуправления. На выборах депутатов Хурала представителей сельского поселения сумон Ырбан Тоджинского кожу-уна третьего созыва 14 октября 2012 г. явка избирателей составила: по Молодежному избирательному округу № 1 - 82,76%, по Промышленному избирательному округу № 2 - 68,97%, по Лесному избирательному округу № 3 - 78,13%, по Гагаринскому избирательному округу № 4 - 70,97%, по Зеленому избирательному округу № 5 - 72,41%, по Кара-Сукскому избирательному округу № 6 - 75,86% и по Березовому избирательному округу № 7 - 87,88%. На выборах федерального уровня показатели участия местных жителей близки к 100% (95-98%) электорально активного населения. Высокие показатели явки на избирательные участки говорят о том, что местным жителям небезразлична дальнейшая судьба Ырбана.
Проведенное социологическое исследование (анкетирование и интервьюирование) позволило установить следующее:
- в Тоджинском районе объективно существует территориальная дифференциация транспортной доступности к республиканским центрам медицинского обслуживания, учреждениям образования и рекреационным ресурсам;
- этническая нетерпимость проявляется не только по отношению к русским, но и по отношению к тувинцам других этнических групп;
- на территории всего Тоджинского района наблюдается повышенный интерес к процессам из-
брания и формирования органов местного самоуправления, в среднем явка избирателей на муниципальных уровнях по избирательным участкам колеблется от 70 до 100%;
- обозначенные программой социально-экономического развития Тоджинского района точки экономического роста являются условными;
- систематическое пьянство и, как результат, большое количество преступлений на почве алкогольного опьянения вынудило Правительство Республики Тыва принять постановление о запрете реализации алкогольной продукции с 22 ч до 10 ч следующего дня. Кроме того, продажа алкогольных напитков крепостью более 5 градусов полностью запрещается в воскресные и праздничные дни, а также на территории отдельных муниципальных образований на период проведения в них массовых общественных мероприятий, в помещениях и на территориях культовых организаций, на автостанциях, в парках и других местах массового отдыха;
- безработица привела местных жителей к социально-экономической деградации, население находится на грани выживания.
За пределами нашего внимания остались исследования принципов организации и функционирования экономических отношений факторий и местных жителей. Здесь следует отметить, что Тоджинский район по некоторым характеристикам можно сравнивать с Эвенкийским округом Красноярского края. В частности, оба региона отнесены к территориям Крайнего Севера, наблюдается этническая однородность местного населения, а также присутствие факторий в экономической жизни территорий. Существенным отличием между регионами является отсутствие процессов национального самоопределения в Эвенкии. Также крайне интересными нам представляются социальные и экономические взаимоотношения между тувинцами и старообрядцами, проживающими в Республике Тыва.
Статья поступила 21.10.2014 г.
Библиографический список
1. Колосов В.А. Непризнанные государства Евразии: идентичность, предпосылки обретения легитимности и разрешения конфликта (на примере Приднестровья) // Инновационные и интеграционные процессы в регионах и странах СНГ / под ред. В.М. Котлякова. М.: Медиа-Пресс, 2011. С. 194-213.
2. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Политическая география и геополитика: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Аспект-пресс, 2001. 480 с.
3. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений: монография. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. 315 с.
4. Бжезинский З.К. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы / пер. с англ. М.: АСТ, 2013. 702 с.
5. Шарп Д. От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения. М.: Культура, 2005. 224 с.
6. Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология в политической деятельности: учеб. пособие. М.: ИМА-пресс, 2004. 456 с.
7. Черенев А.А. Социально-экономическое развитие и электоральное пространство муниципальных образований // Известия ИГУ. Политология. Религиоведение. 2012. № 2.
8. Комплексная программа социально-экономического развития Тоджинского кожууна Республики Тыва до 2015 года // Официальный сайт Министерства экономики Республики Тыва [Электронный ресурс]. URL: http://www.mert.tu-va.ru/directions/territorial-development/municipalities/todzha