\точки РОСТА \
Инвесторов в Сибирь
«Й® Е5
. /"г - '
• По сообщению министра энергетики Александра Новака, Россия начинает в октябре маркетинг энергетических проектов среди иностранных инвесторов, конечной целью которого является привлечение $1 трлн инвестиций до 2020 года. Речь идет о развитии месторождений Восточной Сибири и офшорных нефтегазовых проектах, доля которых к 2030 году должна стать сопоставима с мировой нормой и составить 25-30% от общего объема добычи нефти (сейчас на нее приходится около 5-6% российской добычи). В электроэнергетике правительство планирует провести радикальную модернизацию сетевого хозяйства и построить более 250 тыс. км ЛЭП (данные Минэнерго). Для привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовые проекты правительство будет предоставлять зарубежным инвесторам льготы по налогам и экспортным пошлинам. Сейчас получать новые шельфовые лицензии в России могут только подконтрольные государству компании с пятилетним опытом работы на подобных проектах. Таким критериям соответствуют только Роснефть и Газпром.
Все прочие частные и иностранные компании могут лишь выступать младшими партнерами этих госхолдингов. • Около 40 тыс. населенных пунктов в России до сих пор не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием. Об этом сообщил глава Федерального дорожного агентства РФ Анатолий Чабунин в ходе интернет-конференции, организованной РБК. В 2013 году на решение этой проблемы из федерального бюджета будет выделено порядка 7 млрд руб., что позволит построить около 700 км сельских дорог с твердым покрытием. Отметим, что в прошлом году на эти цели было выделено 5 млрд руб., в нынешнем — 6 млрд.
ЭНЕРГЕТИКА
Энергия тепла
В Астраханской области начат монтаж оборудования электростанции по выработке солнечной энергии. Проект «Солнечный город» основан на создании комплекса солнечных батарей, энергии которых хватит для отопления и подогрева горячей воды на город районного масштаба. Стоимость проекта — 70 млн рублей.
По словам губернатора Астраханской области Александр Жилки на, проект реализуется исключительно на средства регионального бюджета. «Это эксперимент, который мы продемонстрируем Правительству России и предложим софинансировать из федеральной казны. Речь идет о выходе на альтернативную энергетику в жарких регионах. Осенью, конечно, солнце не такое агрессивное, но все равно при использовании его энергии можно дать гарантию наличия горячей воды у 46 с лишним тысяч человек», — уверен Жилкин. Кстати говоря, до последнего времени горячее водоснабжение в городе районного масштаба Нариманов заканчивалось вместе с отопительным сезоном — котельную, работающую на дорогом газе, закрывали. Таким образом, солнечные батареи могут стать гарантом наличия круглогодичного водоснабжения.
ПИЩЕПРОМ
Птицеводческая стратегия
Невьянская птицефабрика (Свердловская область) начала строительство нового комплекса по производству и переработке мяса индейки.
Его мощность предположительно составит 30 тыс. т мяса в год. Стоимость проекта оценивается в 6 млрд руб. Предполагается, что первая очередь птицефабрики в 10 тыс. т мяса в год будет запущена в 2013 году. Вторая и третья очереди — в 2015 году. По предварительным подсчетам срок окупаемости проекта составит семь-восемь лет. «На сегодня мы не полностью обеспечиваем себя мясом птицы. Исходя из планов на 2016 год, у нас как раз имеется недостаток в размере 30 тыс. т мяса птицы (на жителей региона. — Ред .). Именно этот объем, если говорить о продовольственной безопасности, должно закрыть производство мяса индейки в новом предприятии «Невьянская птица». Эта стратегическая задача, которую мы должны выполнить», — заявил зампредседателя правительства Свердловской области Илья Бондарев.
«Донской табак» разбавят китайским
Список иностранных табачников, оккупировавших Россию, могут пополнить китайцы. Так, компания «Донской табак» намерена приступить к производству сигарет совместно с китайской Hongta Group. На мощностях ростовского предприятия предполагается выпускать 2 млрд сигарет в год, которые будут реализовывать по каналам дистрибуции «Донского табака». В результате
64 прямые инвестиции / 2 10 (126) 2012
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
Российские власти планируют развернуть особую рекламную кампанию по привлечению иностранных инвесторов к освоению ресурсов Восточной Сибири, но под контролем Роснефти или Газпрома.
ЕленаАРХИПОВА Екатерина ВОРОБЬЕВА Виктор ИЛИН Светлана МЕЛЬНИКОВА
Екатерина РАДИОНЦЕВА Александра СТАРИКОВА Елена СТРОИТЕЛЕВА Роман ФИЛЬЦОВ
китайцы получат разветвленную сеть продаж по России, а «Донской табак» планирует сократить собственные затраты на содержание дистрибьюторской сети.
Мощности «Донского табака» рассчитаны на выпуск 39 млрд сигарет в год, в 2011 году предприятие не смогло полностью загрузить их, произведя 33 млрд сигарет. В перспективе, по словам председателя совета директоров «Группы АГРОКОМ» (в нее входит «Донской табак») Ивана Сав-види, не исключена продажа ростовского предприятия китайским партнерам на фоне ужесточения конкуренции на российском табачном рынке.
«Сладкая жизнь» со Сбербанком
В городе Дзержинске Нижегородской области состоялось открытие новой площадки Дистрибьюторского центра компании «Сладкая жизнь». Кредитные средства на реализацию инвестиционного проекта в сумме 300 млн руб. предоставлены Волго-Вятским банком Сбербанка России. Реализация инвестиционного проекта по строительству складского центра класса А по хранению продуктов началась в 2010 году, когда Инвестиционный совет при губернаторе выделил компании более 6 га в аренду на 49 лет. Сейчас создан логистический комплекс по дистрибуции продуктов общей площадью 25 тыс. кв м. «Ежедневно отгружается порядка 600 т продуктов 6000 наименований, — комментирует гендиректор компании «Сладкая жизнь» Альберт Гусев. — Товары распределяются по территориям Нижегородской и Пензенской областей, республик Чувашия, Марий-Эл, Татарстан и Мордовия». По итогам реализации инвестиционного проекта общая площадь центра должна составить около 80 тыс. кв м. Комплекс в Дзержинске станет крупнейшим продовольственным складом в регионе, отмечает директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева.
АВТОПРОМ
Газель Next
На Московском международном автомобильном салоне (ММАС-2012) «Группа ГАЗ» впервые представила легкий коммерческий автомобиль нового поколения «Газель Next». Модели нового семейства были представлены в трех вариантах: бортовой автомобиль полной массой 3,5 т с алюминиевой платформой, 19-местный микроавтобус и прототип автомобиля «Соболь Next» (полная масса 2,8 т). В дальнейшем модельный ряд нового семейства объединит автомобили полной массой от 2,8 до 5 т. На выбор потребителям будут представлены различные типы кузовов: бортовые модели со стандартной и двухрядной кабинами с двумя типами платформ, цельнометаллические фургоны на три и семь мест, автобусы и более 100 модификаций спецтехники. Авто мобиль, оснащенный двигателем Cummins ISF 2,8, соответствует экологическому стандарту «Евро-4», с возможностью доведения до норм «Евро-5» и «Евро-6».
Кроме того, «Газель Next» снабжен независимой передней подвеской, рулевой системой с реечным механизмом
Глава ФДА напомнил, что теперь в бюджетном кодексе зафиксировано обязательство субъектов РФ не менее 5% регионального дорожного фонда отдавать селу. ' Минпромторг подготовил проект госпрограммы развития российского судостроения. Документ, разработанный петербургским ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова совместно с министерством, основан на пяти федеральных целевых программах: «Развитие ОПК-2020», «Развитие ОПК-2025», «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года, и РГМТ-2030. Таким образом, сроки реализации программы охватывают период до 2030 года. Документ предусматривает также выполнение подпрограмм, посвященных развитию мощностей гражданского судостроения, кадрового потенциала, научных центров и т.д. Из презентации Минпромторга по основным параметрам госпрограммы следует, что общий объем ее финансирования составит около 1,3 трлн руб. до 2030 года. Большая часть денег (940 млрд) пойдет на «сохранение, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского производственного потенциалов отрасли», 319 млрд руб. — на формирование «опережающего научно-технического задела технологий, необходимых для создания перспективной морской техники». Еще 45 млрд руб. потребуется для «достижения в судостроении уровня передовых стран по качеству продукции, технологичности производства и производительности труда». В рамках подпрограммы в Минпромторге рассчитывают создать судостроительные кластеры на Дальнем Востоке, северо-западе
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
прямые инвестиции / р 10 (126) 2012 65
\точки РОСТА \
и юге России. При этом Минпромторг надеется достигнуть рентабельно сти вложения бюджетных средств в рамках госпрограммы на уровне 1,59 руб. на 1 руб. инвестиций. В презентации говорится, что прибыль от госинвестиций составит 350 млрд руб., при этом будет создано 20 тыс. новых рабочих мест. Окупиться инвестиции должны через 10 лет. Основной упор в гражданской части госпрограммы сделан на крупные арктические и шельфовые проекты, именно на них ориентирована РГМТ-2025. В качестве ее целей в презентации отмечены обеспечение эффективной эксплуа тации Севморпути и эффективное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике. Потребность России в ледоколах до 2020 года оценивается в 26 шт. (включая один атомный мощностью 110 МВт и пять мощностью 60 МВт), в танкерах — до 230 шт., в газо-
и новой тормозной системой, позволяющей сократить тормозной путь и применить электронные системы активной безопасности: ESP (система динамической стабилизации), ASR (антипробуксовочная система) и ABS девятого поколения. Для выпуска семейства новых машин на ГАЗе строят новый окрасочный комплекс и новую автоматизированную сварочную линию. Старт продаж намечен на март 2013 года. «Этот автомобиль сделан российскими инженерами для российских дорог», — отметил президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон.
гг-ТЕхнологии
возах — около 40 шт. Общая потребность в технике для освоения шельфа составляет около 130 единиц, из которых 30 — платформы и 90 — суда обеспечения. В целом потребность России в гражданской морской технике оценивается Минпромтор-гом в 1,4 тыс. судов. • АИЖК вышло на рынок образовательных кредитов. Правда, займы студентам под залог жилья обойдутся вдвое дороже, чем аналогичные программы с госсубсидией, зато спектр использования новых кредитов довольно широк. Средства будут предоставлять на оплатуучебы в российских и зарубежных вузах, программы МВА (Мастер делового администрирования). Кредит можно взять на получение высшего, среднего профессионального или дополнительного образования (курсы, стажировки, магистратура), а также на оплату подгото вительных курсов, приобретение учебных материалов, аренду жилья во время учебы и в случае обучения за границей — на медицинскую страховку и языковые курсы. Максимальный размер кредита — 0,3-3 млн руб., срок — 2-15 лет, залогом выступает жилье, собственником которого является студент или его созаемщики-родители. Ставка 11% годовых — при сумме кредита менее 30% от стоимости жилья, 12% — при займе в 30-60% от залога. Успехи в учебе будут поощряться вычетами из процентной ставки: при поступлении с высоким баллом — 0,25%, по окончании обучения — 0,25-0,5%, при получении ученой степени или при регистрации патента на изобретение — 1%. Максимальный
Железнодорожные инновации
На Северной железной дороге (СЖД) внедрен пилотный проект ОАО «РЖД» «Электронный маршрут машиниста». Инновационная технология, в основе которой использование электронной карты с цифровой подписью, призвана оптимизировать процесс формирования и обработки информации о маршруте локомотивной бригады, минимизировать риск ошибки при ручном вводе параметров. Иными словами, если раньше машинисты заполняли необходимые бумаги вручную, сегодня это будет делать компьютер.
Установка и наладка 130 терминалов считывания, выпуск индивидуальных электронных карт, обучение 1200 сотрудников депо, обкатка технологии заняли больше года. Но в результате стала возможной автоматизация учета рабочего времени локомотивных бригад, отчетность теперь поступает в реальном времени. Экономический эффект от ввода в действие технологии на СЖД по итогам первого года составил свыше 32 млн руб. (при расходах на внедрение в размере 27,7 млн руб.). Разработка рекомендована руководством РЖД к тиражированию.
строительство
Золу закатают в цемент
Терминал проектной мощностью 700 000 т в год станет одним из самых современных в Омске производств цементно-зольной смеси и полностью удовлетворит потребности строительного рынка региона. Осенью 2012 года с конвейера нового омского цементного завода сойдет первая партия шлакопортланд-цемента марки 400. Омский цементный завод будет третьим (после заводов «Комбинат пористых материалов» и «Сибирский эффективный кирпич») предприятием регионального инновационного кластера по производству стройматериа лов из золошлаковых отходов (ЗШО). Планируемая переработка — до 280 тыс. т ЗШО в год. Именно этот фактор повлиял на место расположения завода — для сооружения нового терминала была выбрана площадка рядом с ТЭЦ-5, откуда и будут поступать ЗШО.
фарминдустрия
Новое лекарство от туберкулеза
В ноябре компания ОАО «Фармасинтез» запустит третий в Иркутске фармацевтический завод. На реализацию проекта, общей стоимостью 1 млрд руб., 70% средств предоставил в виде кредита Байкальский банк Сбербанка РФ. Планируется, что с конвейеров нового завода будет ежегодно сходить 2,1 млрд таблеток, 100 млн флаконов, 600 млн капсул: антибиотики и антивирусные препараты. Запуск новых производственных линий увеличит производственную мощность «Фармасинтеза» в 1,5 раза. К 2015 году «Фармасинтез» планирует реализовать программу строительства новых заводов в Братске и Санкт-Петербурге, а также модернизацию завода
66 прямые инвестиции / № 10 (126) 2012
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
в Уссурийске. Это позволит увеличить выпуск лекарственных препаратов втрое — до 30 млн упаковок в год. Затраты на программу составят 3,1 млрд руб. Предполагается, что заводы будут выпускать лекарства от ВИЧ-инфекции и рака, а также традиционные для «Фармасинтеза» противотуберкулезные препараты.
Завод в Братске будет специализироваться на препарате «Перхлозон», который ждут фтизиатры всего мира. Его синтезировали в Иркутском НИИ органической химии им. А.Е. Фаворского, а клинические исследова ния проводили совместно со специалистами из Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии. «Появление «Перхлозона» станет настоящим прорывом в лечении туберкулеза, — отмечает президент «Фармасинтеза» Викрам Пуния. — Подобных громких открытий во фтизиатрии не было более 40 лет».
МЕТАЛЛУРГИЯ
ГОК рождается в технопарке
ООО НИИПИ «Технологии обогащения минерального сырья» («ТОМС») разрабатывает технологию обогащения и проектирует горнообогатительный комбинат по переработке молибденовых руд Буг-даинского месторождения в Восточном Забайкалье. Как отмечает пресс-служба Иркутского государственного технического уни верситета, в технопарк которого входит «ТОМС», проектируемое предприятие станет одним из самых крупных ГОКов на территории России за последние 20 лет. Планируемая производительная мощность комбината — 16 млн т руды в год. Сейчас на российском рынке наблюдается дефицит молибдена — стратегического сырья, являющегося легирующей добавкой к высокосортным сталям, и металлургические предприятия закупают его в Казахстане и других странах СНГ. «Разработка Бугдаинского месторождения — это перспектива обеспечения стратегическим сырьем России на ближайшие 20-30 лет. Кроме того, строительство предприятия подобного масштаба означает развитие инфраструктуры Забайкальского региона, строительство железной и автомобильной дорог, создание сотен новых рабочих мест», — отмечает директор «ТОМС», заведующий кафедрой обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии НИИрГТУ Константин Федотов.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
19 лет спустя
Мытищинский машиностроительный завод «Метровагонмаш» победил в тендере на поставку 12 вагонов метро для «Нижегородского метрополитена». Первая партия машин (один четырехвагон-ный состав) будет передана нижегородскому метро в сентябре, вторая и третья — в октябре и ноябре, к открытию первой в Нагорной части Нижнего Новгорода станции метро «Горьковская». Ранее сообщалось, что на закупку новых вагонов для Нижегородского метро в этом году будет потрачено около 1 млрд рублей.
По сравнению с базовой моделью конструкция вагонов имеет целый ряд отличительных особенностей. В лобовой части кузова головных вагонов устанавливают эвакуационные выходы. Кабина машиниста увеличена в объеме, усовершенствована конструкция пульта управления. Салоны вагонов оборудуют принудительной потолочной вентиляцией. Для освещения используют люминесцентные светильники типа «световая линия». В салонах установлены антивандальные сиденья с использованием стеклопласти-ковых каркасов. Полы покрыты износостойким линолеумом. ОАО «Метровагонмаш» сотрудничает с метрополитеном Нижнего Новгорода с момента его открытия в 1985 году. Предыду щая поставка состоялась 19 лет назад, в 1993 году.
(совокупный) вычет может достигать 2,75%. Во время обучения студент оплачивает лишь проценты за пользование кредитом. Это пилотный проект (для изучения спроса на данный кредитный продукт) продолжительностью один год, за это время АиЖК рассчитывает выдать около 50 соглашений.
• На строительство социальных объектов и муниципального жилья в 2013 году московские власти направят 108 млрд руб. (предполагается, что будут построены 25 новых детских садов, 9 школ, 5 пристроек к школам, 4 поликлиники и 678 тыс. кв м муниципального жилья). Как заявил мэр столицы Сергей Собянин на заседании правительства города в начале сентября,расходы адресной инвестиционной программы Москвы в следующем году вырастут до 460 млрд руб. «Две трети ресурсов от адресной инвестпрограммы будут направлены на развитие транспортной системы города:строительство метрополитена и дорог, закупка автобусов, троллейбусов, трамваев и другие расходы в сфере транспорта», — сказал градоначальник. По его словам, в 2013 году в Москве запланирован ввод в эксплуатацию 14 км линий метрополитена и семи станций (должна быть в целом завершена реконструкция Варшавского, Каширского, Ленинградского шоссе и ряда других магистралей). • На совещании у Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в середине сентября мэр российской столицы Сергей Собянин, отметив перегруженность Московской кольцевой автодороги грузовым транспортом, заявил, что в городе необходимо ограничить грузовые перевозки. Чуть позже глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов уточнил, что движение грузовиков по МКАД и въезд в столицу запретят уже с 1 февраля следующего года с 7:00 до 23:00. Новые правила, по его словам, коснутся крупных фур — грузоподъемностью более 12 т. Ограничения, по замыслу московских властей, позволят сократить транзитные перевозки через столицу на 50%, а среднюю скорость движения по МКАД увеличить в дневное время на 10 км/ч.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
прямые инвестиции / № 1С (126) 2012 67