Научная статья на тему '\ точки роста \ программа ускорения'

\ точки роста \ программа ускорения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ точки роста \ программа ускорения»

\точки РОСТА \

Программа ускорения

PHOTOXPRESS

• Глава Минтранса РФ Игорь Левитин подготовил доклад о развитии высокоскоростного сообщения в России. Предполагается, что реализация проекта пройдет в два этапа — до 2020 и до 2030 годов. Сначала будет запущен высокоскоростной поезд (350-400 км/ч) между Москвой и Санкт-Петербургом (современный «Сапсан», напомним, движется со средней скоростью 186 км/ч, в дальнейшем, к 2013 году, этот показатель планируется увеличить до 250 км/ч) и на маршруте Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. Предполагается также организовать скоростное движение (160-200 км/ч) между Москвой и Ярославлем, Омском и Новосибирском, а также по маршрутам: Москва — Харьков — Адлер, Москва — Красное — Минск — Варшава — Берлин и Москва — Суземка — Киев. Второй этап программы рассчитан до 2030 года. К этому времени планируется запустить скоростное движение между Екатеринбургом и Челябинском, Москвой и Саратовом, Хабаровском и Владивостоком, маршруты из Самары в Саранск, Пензу, Саратов, Волгоград, а также из Новосибирска в Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк. Сколько будет стоить органи зация высокоскоростного и скоростного движения в России, не уточняется.

• Минтранс подготовил проект постановления «О порядке работы межведомственной комиссии». Структура призвана определять списки авиа перевозчиков, работающих на новых международных маршрутах. Согласно документу за подписью замминистра Валерия Окулова, в состав комиссии войдут представители Минэкономики, ФАС, Минспорттуризма, Ростуризма,

ТРАНСПОРТ

Модернизация парка автобусов

Наибольший объем пассажирских перевозок в Казани осуществляется автобусами. Сегодня перед перевозчиками стоит задача по обновлению парка техники — это один из стратегических этапов в подготовке города к проведению запланированной Всемирной студенческой Уни-версиады-2013. До конца года предполагается заменить 400 автобусов. При этом 145 новых белорусских автобусов (36,25% от общего количества) будут приобретены за счет кредитных средств Сбербанка через лизинговую компанию ООО «Лизинг-Трейд». Отделение «Банк Татарстан» Сбербанка России уже приступило кфинансированию инвестиционного проекта ООО «Лизинг-Трейд» по приобретению автобусов для последующей передачи в лизинг ряду автотранспортных предприятий города Казани. Общая сумма кредитной линии, предоставленной заемщику, — 487 млн руб., срок — пять лет. Городские власти предъявляют к перевозчикам определенные требования по подбору техники. Как пояснил председатель казанского Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, автобусы должны быть низкопольными или полунизкополь-ными (это означает отсутствие ступеней при входе, что значительно облегчает посадку и высадку пассажиров; в самом салоне ступени все же присутствуют. — Ред .), оснащены двигателями как минимум стандарта Евро-3. Владельцы предприятий будут приобретать нужные марки автобусов за счет собственных средств.

Для большегрузов

В марте завершается строительство первой очереди современного логистического центра в 20 км от Томска. В проект уже вложено 230 млн руб. Новый комплекс начнет свою работу летом 2012 года, он разместится на площади около 29 га и даст возможность российским производителям товаров и федеральным торговым сетям хранить запасы продукции за пределами Томска. Таким образом город будет освобожден от большегрузного транспорта. Логистический комплекс полностью автономен, здесь построена газовая электростанция мощностью 500 кВт, есть собственный водозабор, под землей находится пожарный резервуар на 1,5 тыс. кубов. Подобного комплекса в Томске не было, ближайший логистический центр находится в Новосибирске. В центре также будет построен транспортный цех, механические мастерские, гостиница на 150 человек, кафе, парковка на 3 тыс. мест. «Стоимость проекта составляет около 500 млн руб., предположительный срок окупаемости — 36 месяцев», — говорит главный инвестор проекта директор ЗАО «Терминал» Валерий Габриэлян.

Рядом с центром в 2013 году начнется строительство огромного оптово-розничного рынка, где планируется трудоустроить 2,2 тыс. человек. Свою продукцию на новой площадке смогут продавать и сельхозпроизводители, при этом здесь планируется открытие представительств банков и сельских поселений.

В преддверии выборов президента и сразу после них были выдвинуты несколько масштабных инициатив со стороны государства и частных структур по развитию транспортной инфраструктуры нашей страны.

Елена АРХИПОВА Алена АХМАДУЛЛИНА Екатерина ВОРОБЬЕВА Виктор ИЛИН Светлана МЕЛЬНИКОВА

Екатерина РАДИОНЦЕВА Анастасия СЕЛЯНИНА Елена СТРОИТЕЛЕВА Роман ФИЛЬЦОВ Виктория ЧИРВА

Больше микроавтобусов

Нижегородская группа «Луидор» наращивает мощности по сборке автомобилей для инвалидов, автобусов различного типа, бизнес-купе и грузопассажирского транспорта. Сейчас группа «Луидор» выпускает автобусы малого класса на базе автомобилей Mercedes Benz Sprinter и Volkswagen Crafter, а также в сотрудничестве с Горьковским автозаводом производит различные образцы спецтехники. Предполагается, что объем производства в недалекой перспективе составит 400 единиц техники в месяц (ранее — 200) — автобусов малого класса и спецтехники. Со стороны регионального правительства получено одобрение на строительство второй и третьей очередей производств. Уже сейчас ведется строительство второго цеха, в котором будет развернуто производство автобусных сидений и автокомпонентов. «Запуск в эксплуатацию второго цеха запланирован на июнь 2012 года, предполагается создать дополнительно 150 новых рабочих мест, — сказал г-н Корнилов. — Общий объем инвестиций в проект составит около 200 млн руб.». Производственные корпуса в Балахне компания приобрела в 2010 году. До этого площади принадлежали ООО «Самотлор-НН», которое выпускало медицинские реанимобили и планировало создать с Iveco совместное предприятие по выпуску грузовиков, но проект не состоялся из-за банкротства «Самотлора».

1Т-ИНДУСТРИЯ

Дата-центр на берегу Ангары

Иркутская область намерена создать дата-центр по хранению и обработке информации. Общая стоимость реализации проекта — около 30 млрд руб. Дата-центр с одной из самых высоких в стране совокупных мощностей в 3-4 МВт будет состоять из трех площадок — в Иркутске, Иркутском районе и Усть-Илимске, — объединенных оптоволокном. «Если все сложится удачно, то услуги дата-центра по хранению больших массивов информации можно будет продавать не только в другие регионы России, но и за рубеж», — считает министр информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области Виктор Нечаев. По его словам, Иркутск имеет конкурентные преимущества для размещения дата-центра, в частности — относительно дешевую электроэнергию (почти 40% расходов дата-центров — это именно потребление электроэнергии) и прохладный климат. Дата-центр сможет использовать естественные формы отвода тепла почти восемь месяцев в году. Основной объем финансовых средств для создания дата-центра планируется привлечь у частных инвесторов, претенденты на это хорошее дело пока неизвестны.

Росавиации и Ространснадзора. К проекту прилагается списоктребований, исходя из которых будут выбирать перевозчика. Так, претендент должен соответствовать критериям международной безопасности, обязан не иметь долгов по налогам, обладать высоким уровнем регулярности полетов, иметь международный сертификат безопасности полетов 10вА. Одним из пожеланий является наличие в парке компании современных отечественных самолетов вв.!, АН-148, ТУ-204/214. Новизной документа можно считать введение балльной системы оценки авиакомпаний. Например, больше всего баллов — 20 — дается за своевременное устранение нарушений безопасности, которые заметили иностранные и отечественные авиавласти. Все остальные пункты дают плюс пять баллов в случае соответствия критерию либо минус пять в случае несоответствия. За аффилированность одной или нескольких компаний с действующим назначенным перевозчиком на линии, а также за наличие просроченной задолженности снимается по пять баллов.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Холодильники заморожены

Нынешний год оказался бурным для ООО «Орский завод холодильников» (Оренбургская область.) В начале

Набравший максимальное количество баллов кандидат может рассчитывать на получение нового маршрута. • Минпромторг разослал на согласование в профильные ведомства новый вариант госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» на период 2012-2025 годов. Среди основных задач данного этапа — освоение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27-30% — в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020-2025 годам до уровня

\точки РОСТА \

не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов. 10% ный порог объемов продаж мирового рынка позволяет перейти от режима медленного сокращения активов отрасли к ее устойчивому развитию, поясняется в документе. Достижение остальных показателей позволит России стать «третьим центром силы мировой авиационной промышленности». Программа поделена на подотрасли: самолето строение,вертолетостроение,двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические лета тельные аппараты. Всей госпрограммой, по мнению Минпрома, должен управлять специальный наблюдательный совет. В него войдут по одному представителю от Минпрома, Минобороны, Минтранса, ГК «Ростехнологии», ОАО ОАК, ФГУП ЦАГИ, а также три эксперта, не являющиеся работниками отраслевых компаний. Среди инновационных (технологическое отставание) и маркетинговых (отсутствие спроса на продукцию) рисков, которые сопровождают программу, разработчики документа отмечают неопределенность последствий вступления в ВТО. Поэтому для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5% — для широкофюзеляжных, 12,5% — для узкофюзеляжных и 8% — для региональных самолетов). Аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что программа даст импульс суботраслям, которые либо встанут на рыночные рельсы и смогут интегрироваться в мировой рынок, либо умрут. • Министр финансов Антон Силуанов на съезде Российского союза промышленников и пред-

марта была объявлена процедуре! банкротства предприятия, началось конкурсное производство в отношении компании. Проектная мощность предприятия к концу 2011 года составила 240 тыс. холодильников и морозильников, до 200 тыс. газовых плит в год. По информации пресс-службы завода, банкротство давало возможность выработать стратегический план мероприятий по выводу предприятия из кризиса, сохранению производственной и кадровой базы, повышению платежеспособности. Орский завод холодильников входит в холдинг «Торгово-промышленная компания (ТПК) «Орские заводы». ТПК, в свою очередь, включает в себя также ОАО «Механический завод», где было введено конкурсное производство. Однако уже 16 марта предприятие было исключено из списка банкротов. Решение принято на координационном совете с участием губернатора области Юрия Берга. Он лично взял ситуацию под контроль. В течение трех-четырех месяцев (с середины марта) на Орском заводе будут осуществлять сборку холодильников и плит из давальческого сырья. В случае успешного возрождения предприятия (уже найдены сторонние инвесторы, будет создано новое юридическое лицо, не обремененное долгами) на площадке ТПК планируется запустить производство компрессоров и стальных цельнотянутых баллонов для систем пожаротушения и автомобилей на компримированном газе. Владельцем производственного комплекса является московская компания ООО «ИКА «Высокие технологии».

Новый завод для УВЗ

В 2012 году корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ; Нижний Тагил, Свердловская область) начнет строительство нового литейного производства объемом более 185 тыс. т в год. Строительство будут вести как за счет собственных средств предприятия, так и федерального бюджета. Инвестиции в создание нового производства составят 100 млрд руб. Из них более 60 млрд будут выделены Правительством РФ по программе ОПК, остальные — собственные и привлеченные средства УВЗ. Кроме того, на новом производстве будет налажен выпуск вагонов. Сейчас предприятие выпускает 25 тыс. вагонов в год. Новый завод сможет производить 30 тыс. вагонов. По оценке специалистов Министерства промышленности и науки Свердловской области, предприятие в будущем станет основной площадкой для УВЗ. Существующие производства устарели, однако свою работу они продолжат. На них, возможно, останется производство отдельных моделей вагонов и спец техники.

принимателей пообещал бизнесменам отменить с 2013 года налог на движимое имущество организаций. Поскольку новация по «движимости» приведет к снижению поступлений в региональные бюджеты, для компенсации потерь министр предложил «чуть увеличить» ставку налога на имущество. Напомним, сейчас ее размер определяется субъектом РФ самостоятельно, но не может превышать 2,2% от стоимости имущества. Этим налогом облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе предприятий в качестве основных средств. Среди облагаемого движимого имущества — станки и оборудование,

ЭНЕРГЕТИКА

Солнечная энергия Байкала

Этой весной в поселке Онгурен, что на берегу озера Байкал, начнется монтаж первой ветро-солнечной электростанции в Иркутской области. Ее общая стоимость превышает, по оценкам экспертов, 50 млн руб. «Ветро-солнечная станция — это уникальный пилотный проект, — поясняет министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин. — С появлением альтернативного источника энергии поднимется уровень жизни местного населения». Сейчас в поселке проживает около 500 человек. При этом Онгурен изолирован от центрального энергоснабжения, электричество подается только три-четыре часа в сутки от дизеля, и то не всегда. В этой ситуации ветро-солнечная установка позволит круглосуточно обеспечивать поселок электроэнергией. Мощность агрегата относительно небольшая, но при выходе на 100% почти полностью покроет потребности поселка в электроэнергии.

К августу этого года станцию планируется запустить на мощность 10 кВт в ветряном исполнении и на 20 кВт —

в солнечном. На полную «катушку» — в 100 кВт — станция, предположительно, заработает в 2013 году. По данным за 2010 год, себестоимость генерации — 12,1 руб. / кВт / ч, тариф для населения — 0,47 руб. / кВт / ч (дотировался из бюджета области). Тариф по энергии, получаемой от ветро-солнечной электростанции, пока не определен, но специалисты утверждают, что себестоимость выработки будет ниже, чем получаемой на дизельном топливе. При этом срок окупаемости ветро-солнечной установки огромный — не менее 20 лет.

ПИЩЕПРОМ

Дальневосточный междусобойчик

ООО «Невада-Восток», крупнейший ретейлер Хабаровского края планирует в 2012 году начать экспансию в соседние регионы. Свои гипермаркеты компания откроет в городах соседнего Приморья — Уссурийске и Владивостоке. Этот проект будет реализован при участии Дальневосточного Сбербанка, который в 2011 году открыл для ООО «Невада-Восток» кредитную линию в размере 535 млн руб. Таким образом, по мнению экспертов, компания планирует занять в соседнем регионе последнюю нишу, на которую могут претендовать крупные западные торговые сети. Их попытки зайти в Хабаровск в формате гипермаркетов до сих пор не имели успеха, прежде всего за счет охвата рынка местными компаниями, в том числе и «Невадой». Основной плюс такого развития событий в том, что у местных производителей продуктов появляется преимущество перед западными при продвижении своей продукции в местных сетях.

СУДОСТРОЕНИЕ

«Громкий» проект

На Амурском судостроительном заводе (АСЗ; Комсомольск-на-Амуре) начато строительство многоцелевого сторожевого корабля «Громкий». Это первый после длительной паузы заказ Тихоокеанского флота. По мнению губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, такое известие означает выход предприятия из состояния вялотекущего банкротства. «После принятого в 2009 году решения о реорганизации АСЗ его насытили заказами и до 2015 года обеспечили загрузку на 100%. Совместно с Объединенной судостроительной корпорацией здесь подготовлена программа технического развития и перевооружения предприятия объемом в 3,5 млрд руб.». Для краевой экономики это означает возвращение в нее крупнейшего бюджетообразующего предприятия, каковым АСЗ являлся еще в начале 2000-х годов.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Не вата, а камень

Корпорация «ТехноНИКОЛЬ», один из крупнейших европейских производителей си стем гидро- и теплоизоляции, намерена инвестировать $45 млн в строительство завода по выпуску теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты в Красносулинском районе Ростовской области. Как предполагается, предприятие начнет работу в 2014 году. Производство рассчитано на ежегодный выпуск 50 тыс. т утеплителя, предназначенного для технической, общестроительной изоляции и систем огнезащиты. В результате запуска нового направления «ТехноНИКОЛЬ» рассчитывает занять 40-45% рынка каменной ваты Южного федерального округа.

До сих пор на юге России производств теплоизоляционных материалов не было, они находились в Центральном, Северо Западном, Уральском, Поволжском округах и других регионах России.

транспорт, а также компьютеры и иное имущество стоимостью более 40 тыс. рублей.

Цену вопроса г-н Силуанов не назвал, затруднились ее определить и в налоговом департаменте Минфина. Согласно статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2010 году налога на имущество собрано на 422 млрд руб., за 11 месяцев 2011 года — на 460 млрд. По экспертным оценкам, доля «движимости» в этой сумме составляет около 15-20%, то есть примерно 70-90 млрд руб. В частности, известно, что в Газпроме из общей суммы налога на имущество в 20 млрд руб. ежегодно 3 млрд приходится на движимое имущество. По данным ФНС, налог платят 600 тыс. организаций. Очевидно, что в выигрыше окажутся компании, обладающие давно построенными и потому амортизированными зданиями (налог считается от среднегодовой стоимости имущества с учетом амортизации), но с новым оборудованием. Александр Ларичев из «Грант Торнтон» отмечает, что новация станет весомой льготой для малого и среднего бизнеса, который, как правило, использует не собственные, а арендованные объекты недвижимости. • Минэнерго разослало членам правительства проект, описывающий комплекс мер стимулирования производителей электроэнергии на основе возобновляемых источников (ВИЭ). Одна из таких мер — упрощение процедуры присуждения квалификации объектам в качестве ВИЭ; по идее, это должно снизить бюрократическую нагрузку, прежде всего на малый и средний бизнес. Планируется введение уведомительного порядка регистрации новых объектов. Еще одно предложение касается разрешения производителям ВИЭ с мощностью от 25 до 100 МВт работать в розничном сегменте. По данным агентства Лепечу, текущий процент ВИЭ в общей генерации (без учета больших ГЭС) составляет около 1% и практически не растет. Объем инвестиций в ВИЭ эксперты агентства также называют «смешным» — менее 10 млн евро в год, что ставит РФ «в конце списка» стран, использующих возобновляемые источники энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.