Научная статья на тему 'To the question of preparation of experts of social sphere in multinational regions'

To the question of preparation of experts of social sphere in multinational regions Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭТНОСРЕДА / КЛИЕНТ / EXPERT OF SOCIAL SPHERE / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL CONSULTATION / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / CULTURAL EMPATHY / SOCIAL ENVIRONMENT / ETHNOENVIRONMENT / CLIENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Zhilyayeva M. S.

In the article, the questions of preparation of experts of social sphere to socially-psychological consultation in multinational region are actualized, the results of flight research on the problem of development of ethnocultural competence are presented. The author gives the basic attention to the necessities of development of ethnocultural competence of the future expert of social sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Zhilyayeva M. S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «To the question of preparation of experts of social sphere in multinational regions»

циальные документы в образовании. Информационный бюллетень. - 2006. - №17. - Июнь. -96 с.

4. Социальное партнёрство. Реферат по социальному менеджменту. Казанский государствен-

ный технологический университет, кафедра Государственного управления, истории и социологии. - Казань, 2000. - 9 с.

5. Социальное партнёрство. - М.: Экономика, 1999. - 236 с.

УДК 304.3

Жиляева Марианна Сергеевна

Читинский государственный университет [email protected]

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ

В статье актуализированы вопросы подготовки специалистов социальной сферы к социально-психологическому консультированию в многонациональном регионе, представлены результаты пилотажного исследования по проблеме развития этнокультурной компетентности. Основное внимание автор уделяет необходимости развития этнокультурной компетентности будущего специалиста социальной сферы.

Ключевые слова: специалист социальной сферы, социально-психологическое консультирование, этнокультурная компетентность, культурная эмпатия, социальная среда, этносреда, клиент.

Социально-экономические реформы конца двадцатого века, политика государства, направленная на повышение уровня жизни населения Российской Федерации, в том числе путем реализации национальных проектов в области образования и здравоохранения, в начале двадцать первого века привели к формированию спроса на специалистов социальной сферы: в образовании, здравоохранении, политике, социальной защите и поддержке населения. Возросло число социально-психологических консультаций, социально-психологических служб в системе социального обеспечения населения, фирм, занимающихся отбором и аттестацией кадров. В школах Российской Федерации введены штатные должности психологов и социальных педагогов, а на многих предприятиях и в организациях работают другие специалисты социальной сферы, для которых подготовка, в частности, в области психологии остается сущностью квалификационного уровня. Рынок платных образовательных, психологических и медицинских услуг также потребовал привлечения специалистов социальной сферы. Сегодня большинство студентов специальности «Социальная работа» в институте социально-политических систем Читинского государственного университета связывает свою карьеру с практической работой, а специализация приобретает конкретно-прикладную направленность: социальная работа с разными группами населения, консультативная работа (по дан-

ным опроса студентов ИСПС ЧитГУ, проводившегося в октябре 2004 - мае 2006 гг. - первый этап, октябре 2007 - апреле 2009 гг. - второй этап исследования, Независимой научно-аналитической социальной службой (ННАСС).

Основная тенденция современного развития как социальной политики, так и практической социальной психологии состоит в развитии сферы её компетенции, в появлении всё новых специальностей, в расширении сферы деятельности профессионалов, в том числе социальных работников, социальных педагогов, в расширении круга клиентов служб социально-психологической помощи.

Квалифицированный специалист социальной сферы, социальный работник должны знать, как построить плодотворную, творческую беседу, как использовать знание техник и приемов социально-психологической помощи, применять методы позитивного роста и развития. Общая компетентность специалиста социальной сферы, социального работника проявляется, в частности, в осознании своего собственного мировоззрения, личностных особенностей, а также индивидуальной и культурной эмпатии. Культурная эмпатия понимается как способность вырабатывать различные варианты общения с разными культурными группами, готовность к работе с людьми, кардинально отличающимися от психолога по национальности, религии, культурному уровню (Б.Д. Карвасарский, Р Кочюнас, Н. Пезешкиан, А.В. Сухарев).

© Жиляева М.С., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

321

Специалистам социальной сферы, социальным работникам, социальным педагогам часто приходится работать с клиентами, происходящими из другой этнокультурной среды [3; 6], часто радикально отличающейся от их собственной. Это иногда становится источником проблем как для клиента, которому может показаться, что специалист, социальный работник, его не понимает, так и для специалиста, который может применять методы работы, не принимая во внимание культурную идентичность и культурные перцепции клиента. В подобной ситуации специалист должен стремиться к культурной эмпатии, к пониманию культурных основ клиента и должен быть способен применить стратегии решения проблем клиента к его индивидуальным потребностям. В идеале стратегия оказания психологической помощи должна находиться в культурном соответствии с эт-носредой (термин А.В. Сухарева, 1996) клиента.

Анализ отечественных и зарубежных исследований (Сухарев А.В., 2002-2003; Тимохин В.В., 2002; Лопухова О.Г; Пайгунова Ю.В., 2003; Про-хазка Дж., Норкрос Дж., 2005; Сандберг Н., Уайн-бергер А., Таплин Дж., 2005), а также исследования, проводившегося среди студентов ИСПС ЧитГУ в октябре 2007 - апреле 2009 гг., позволили сделать следующие выводы:

1. Представители этнических меньшинств редко прибегают к услугам различных социальнопсихологических, консультативных служб (Breaux & Ryujin, 1999; Sue, Zane & Young, 1994). По данным исследования ННАСС за период 2007 - начало 2009 гг., в подобные службы г. Читы обратились два человека - представителя бурятской национальности, остальные идентифицировали себя как принадлежащих к русскому народу.

2. Представители этнических меньшинств предпочитают этнически близких специалистов-консультантов (Coleman, Wampold & Casali, 1995). По данным исследования, проводившегося ННАСС в 2004-2009 гг., потенциальные клиенты, принадлежащие к этническим меньшинствам, интересуются национальной принадлежностью консультанта - 100% реципиентов.

3. Исследования не выявили постоянных различий в результатах социально-психологической помощи как функции этнического соответствия между консультантом и клиентом (Sue & Lam, 2002; данные исследований ННАСС, 2004-2008 гг.).

Исследования по проблемам межкультурного взаимодействия и повышения межэтнической то-

лерантности в реалиях современной отечественной науки ведутся, в основном, в теоретическом плане. По данным Т.Г. Стефаненко, отечественные психологи в работе по созданию обучающих программ подготовки к межкультурному взаимодействию значительно отстали от зарубежных коллег (Bochner S., 1982; Brislin R.W., 1989; Triandis Н.С., 1970). Создание программ поликультурного образования (понятие Т.Г. Стефаненко, А. Купавской, 2008-2009), повышающих конгруэнтность в общении с представителями другой культуры, является насущной задачей подготовки специалистов социальной сферы, социальных работников в вузе. Обучающие и развивающие программы, разработанные за рубежом (Айви А., Алеманн И., 1998), ориентированные на разные социальные, этнические, социокультурные группы, не всегда могут выступать образцами для создания программ, предназначенных для российских студентов (Пайгунова Ю.В., Лопухова О.Г., Гулова Ф.Ф., 2003; Стефаненко Т., 2008; Купавская А., 2009).

При отсутствии этнокультурной компетентности специалист социальной сферы, социальный работник может оказаться ирревалентным или профессионально непригодным. Особое внимание при подготовке специалистов такого рода следует уделять в многонациональных регионах, в частности, в Забайкальском крае. Россия - крупнейшее многонациональное государство, в котором проживает более ста народов. Многонацио-нальность Забайкалья сложилась в результате длительного исторического процесса, который не завершен и сегодня. На территории Забайкальского края сосуществуют и взаимодействуют представители нескольких культур, крупнейшими из которых являются русские, буряты и китайцы. Однако активизация глобализационных процессов в мире сегодня приводит к ускорению внутренних трансформаций в многонациональных регионах, актуализируя проблему формирования и развития как общей этнической идентичности граждан, так и этнокультурной компетентности.

Таким образом, важными задачами подготовки специалистов социальной сферы, социальных работников в вузе можно считать:

1. Создание программ обучения в вузе, которые будут уделять достаточное внимание расовому, этническому, культурному многообразию потенциальных клиентов, которые направлены на развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

322

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

Таблица1

Исследование уровня эмпатийности студентов 1-5 курса специальности «Социальная работа» (сравнительный анализ)

Уровень эмпатийности Первая группа (1 курс 17-18 лет) Вторая группа (5 курс 21-23 года)

Средний балл % Средний балл %

Высокий (63 - 81 балл) 70,6 15,7 68 98

Средний (37 - 62 балла) 50,1 84,3 56,5 2

Низкий (менее 36 баллов) - - - -

2. Привлечение к практической работе в службах социально-психологической помощи представителей различных этнических групп, проживающих на территории данного многонационального региона.

3. Создание и внедрение таких моделей социально-психологической помощи, которые учитывали бы следующие особенности потенциальных клиентов:

- возраст и влияние поколений;

- религиозные убеждения;

- этническую принадлежность;

- социальный статус;

- наличие смешанных браков и детей, рожденных в них;

- влияние этносреды.

Пилотажное исследование уровня эмпатий-ных тенденций у студентов специальности «Социальная работа» ИСПС ЧитГУ проводилось в октябре 2004 - мае 2006 гг. - первый этап, октябре 2007 - апреле 2009 гг. - второй этап исследования по методике «Уровень эмпатийных тенденций» (автор - И.М. Юсупов). Методика используется для исследования эмпатии как ключевого фактора в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, сопереживания, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, таких как врачебная, воспитательная, обучающая деятельность и, безусловно, деятельность специалиста, осуществляющего психологическое консультирование. Сравнительный анализ показал, что большин-

Шкала социальной дистанции (студенты 1-

ство студентов первого курса (84,3%) обладает средним уровнем эмпатийности, однако к пятому курсу уровень эмпатийности становится высоким - 98% (табл. 1).

Исследование уровня социальной дистанции по шкалам Э. Бодгаруса, О.Л. Романовой, В.Н. Павленко и С.А. Талгина, Л.Г. Почебут проводилось среди студентов 1 и 5 курса специальности «Социальная работа», из которых русские -40 чел. (45,6%), буряты - 24 чел. (27,2%), другие этносы - 24 (27,2%); 1 курс - 41 чел.; 5 курс -47 чел.

Реальная социальная приемлемость отражает стремление к интеграции и даже ассимиляции с представителями других этнических групп. Положительная социальная приемлемость более 50% - свидетельствует о стремлении к интеграции одного этноса с другим; положительная, но менее 50% - говорит об автономности данного этноса; отрицательная - о наличии явного или скрытого конфликта.

Социальная экспансивность отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Социальная экспансивность положительная, равна или более 50% свидетельствует о глубоких позитивных чувствах, интерес представителей одного этноса по отношению к другому; положительная, но менее 50% - речь может идти об определенной напряженности в отношениях; отрицательная социальная экспансивность свидетельствует о сильной эмоциональной неприязни к другому этносу в целом.

Таблица2

-5 курса специальности «Социальная работа»)

Курс (возраст) Реальная социальная приемлемость % Социальная экспансивность % Коэффициент этнической толерантности %

Первая группа (1 курс 17-18 лет) 39,2 36,4 55

Вторая группа (5 курс 21-23 года) 34 60 18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

323

Коэффициент этнической толерантности отражает устойчивость и терпимость в отношении к представителям другого этноса.

Студенты не только должны обладать знаниями о конкретных культурах, этнических и этнопсихологических особенностях потенциальных клиентов, но и должны иметь представление о межэтнических отношениях, расизме, а также об историческом, политическом, социальном и психологическом контексте, в котором функционируют этнокультурные группы. Это обуславливает как необходимость всесторонней междисциплинарной подготовки к социально-психологическому консультированию будущих специалистов социальной сферы, так и направленной практической подготовки в ходе прохождения различных видов практик в службах социальной и социально-психологической помощи населению, в ходе учебно-тренинговых занятий.

Библиографический список

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2001. - 231 с.

2. Новохатько Е.Н. Психологическая помощь мигрантам. - Ростов-на-Дону, 2005.

3. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Пособие для специалистов в области психотерапии и психологии. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2005.

4. Проблемы профориентации и психологической поддержки населения. Материалы научно-практической конференции (1999-2000). -Томск, 2000.

5. Стефанеко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999.

6. СухаревА.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека // Вопросы психологии. - 2002. - J№2. - С. 40-57.

7. Super D.E. Adult career concerns inventory: manual for research and exploratory use in counseling. - Palo Alto, CA; consulting Psychologists press, 1988.

8. Willson J.R. Scintific advances societal trends and the edication and practice of obstetrician-gynecoloists // American Jornal of Obsterics and Gynecology. - 1990. - May.

УДК 15 + 37(082)

Кривулина Татьяна Валерьевна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

[email protected]

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В статье раскрываются технологии формирования готовности будущих психологов к психолого-педаго-гическому сопровождению процесса развития детей с ограниченными возможностями.

Ключевые понятия: готовность, сопровождение, ограниченные возможности.

Социально-экономические условия развития современного общества предъявляют к будущему специалисту высокие требования в плане его профессиональной компетентности и квалификации. Как следствие, ответом вузовского образования на эти требования должно стать формирование готовности студентов к осуществлению творческого, критически осмысленного, активного и продуктивного профессионального действия.

В работах Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.Л. Рубинштейна и др. по формированию готовности личности к профессиональной деятельности отмечается, что специальная подготовка создает условия для успешного выполнения любого вида деятельности.

В современном психолого-педагогическом знании выделяют психологическую и практическую готовность (Ю.К. Васильев), социальную (Б.Г Ананьев), психическую (Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе), готовность к умственной и физической деятельности (Ю.К. Бабанский), готовность, связанную с формированием коммуникативных умений (А.А. Дергач, А.А. Реан).

Как отмечает Б.Г. Ананьев, слагаемые готовности к деятельности разделяются на две группы: неспецифические (общие) и специфические (узкоспециальные).

Неспецифические слагаемые готовности характеризуются активным применением средств и способов, общих для решения таких задач, как поддержание внутреннего равновесия, мобили-

324

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Кривулина Т.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.