УДК 378.14
Ю.В. КАЛАЧЕВ, В.В. САТЛЕР, Е.А. СУДАРКИНА
ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ К ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ
Рассматривается сущность «Болонского процесса» и его основное содержание, обсуждаются те изменения, которые произойдут в российской образовательной системе после ее перехода на стандарты Болонского процесса, а также рассматривается степень готовности России к Болонской системе, и последствия, связанные с переходом на эту систему.
Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, европейская высшая школа, академические кредиты, мобильность образовательной системы.
Введение. Свое название - "Болонский процесс" получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 30 министров образования европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования, подписав «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», что положило начало конкуренции с американской системой высшей школы.
Болонская декларация направлена на формирование единого европейского образовательного пространства и предусматривает переход на 2-уровневую подготовку в вузах (бакалавры, магистры), внедрение системы зачетных единиц, разработку сопоставимых критериев и методологий независимой оценки качества образования. Иначе говоря, ставится задача, чтобы система образования, а соответственно вузовские дипломы каждой из стран-участниц Болонского процесса были признаны в других странах. Она предполагает также увеличение мобильности студентов и преподавателей вузов и наличие возможности годичного обучения каждого студента по своей специализации за границей. Причем полученные им там оценки на экзаменах будут зачтены в нашей стране [1].
В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. По условиям этого процесса страны-участницы до 2010 г. постепенно переходят на единую форму приложения к диплому и реформируют свои системы высшего образования согласно единым ступеням: им предстоит ввести в вузах две ступени образования (бакалавриат и магистратуру), контролировать качество знаний и аккреди-
тацию высшего образования, разработать учебные программы, сопоставимые с программами европейских вузов, а также единую систему оценки знаний учащихся [2].
Целями Болонского процесса являются не просто создание европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства, но также формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости, а также гармонизации национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей.
Сегодня Болонская конвенция объединяет 45 государств, каждое из которых в ближайшее время перейдет к учебному стандарту, включающему в себя 12-летнее школьное образование, разделение высшего образования на две ступени, бакалавриат и магистратуру, единую систему оценок - академические кредиты ECTS [2]. В некоторых зарубежных системах «кредит» представляет собой единицу трудоемкости обучения студента в вузе. Предполагается, что для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов при 3-годичной системе и не менее 240 при 4-годичной, а для получения степени магистра - не менее 300. За каждый семестр учащийся должен набрать определённое число баллов, которые складываются из посещения лекций и семинаров, контрольных работ и научных изысканий. За семестр студент должен заработать 30 кредитных единиц, за год - 60. При начислении кредитов засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов и т.п. Единые стандарты зачёта трудозатрат позволяют свободно переходить из одного вуза в другой, обучаться в разных странах, менять направление обучения. Позднее страны, входящие в Болонскую систему, намерены договориться об одинаковых критериях оценок и стандартах качества обучения. Каждая дисциплина будет примерно «стоить» 4-6 кредитных единиц. Примерное содержание одной кредитной единицы - 36 (академических) часов, где академический час обычно ра-
вен 45 астрономическим минутам занятий. Две трети зачетных кредитов будут составлять обязательные дисциплины, остальные - студенты будут формировать по своему усмотрению. Следует отметить, что единой западной системы оценок в образовании, как и единой образовательной системы, пока не существует. В рамках Болонского процесса только поставлена задача ее создания [3].
Сущность Болонской системы и тех изменений, которые она принесет для студентов, состоит еще и в том, что вместе с дипломом студенты-выпускники будут получать так называемое европейское приложение к диплому. Оно содержит восемь разделов: информацию об обладателе диплома, информацию о полученной квалификации (в том числе, статус вуза), сведения об уровне квалификации в национальной системе образования, информацию о содержании обучения и полученных результатах, профессиональную характеристику квалификации, дополнительную информацию (стажировки, публикации и т.п.), сведения о сертификации, общую информацию о национальной системе образования.
Главная идея Болонской системы состоит в организации самостоятельной работы студентов. При этом необходимой особенностью системы является то, что она построена на повышении личной ответственности студента и на постоянном контроле за ходом его обучения.
Рассмотрим специфику перехода России к двухуровневой системе высшего образования. В ближайшее время Россия окончательно перейдет на систему из двух самостоятельных уровней высшего образования. Первый уровень — бакалавриат (3-4 года обучения), второй — магистратура (два года после бакалавриата). Бакалавров будут учить базовым профессиям (их число сократится со 120 до 60100), а магистры, уже имеющие диплом, будут получать углубленную специализацию. К примеру, если бакалавр учится на направлении "экономика" и получает соответствующий диплом, то магистр получает специализацию, например "финансы и кредит", "налогообложение", "бухгалтерский учет и аудит" и т.п., то есть специализацию в рамках того же направления "экономика". По предварительному прогнозу в магистратуру будут поступать от 60 до 70 процентов бакалавров. При этом, закончив бакалавриат по одной специальности и в одном вузе, студент получает возможность поступить в магистратуру на другую специальность, в другой вуз и даже — в другой стране [1]. Квалификация «специалист» при этом исчезнет почти для всех спе-
циальностей. Также в новой системе образования будет присутствовать такой уровень, как докторантура, срок обучения в которой составит 3 года.
В период до 2010 года в вузах должна быть создана необходимая учебная база, разработаны программы с учетом востребованности той или иной специальности на рынке труда и переподготовлены преподаватели. При этом Болонская система будет внедряться избирательно, минуя те специальности, которые требуют тщательного изучения предмета и длительной практики. Прежде всего, это относится к медицинским, музыкальным и художественным вузам. Эти вузы сохранят непрерывную систему образования, но по окончании учебного заведения его выпускникам, вероятно, будет присваиваться степень магистра. При этом промежуточная ступень бакалавра может быть пропущена.
На данный момент в России только 19 вузов дали свое согласие на участие в Болонском процессе. Среди них МГИМО, ГУ - Высшая школа экономики, РУДН. В МГУ по новой системе обучаются пока только студенты экономического факультета. На других факультетах абитуриент может выбирать, стать ли ему через пять лет специалистом или через четыре года получить степень бакалавра, а затем поступать в магистратуру [4].
Осенью прошлого года Государственной Думой был принят закон о переходе в ближайшие годы нашей системы высшего образования на стандарты Болонского процесса. В этом законе первый и второй уровни высшего образования рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных ступеней с отдельными государственными стандартами, вступительными испытаниями и итоговой аттестацией. Лицензирование, аккредитацию и госаккредитацию высших учебных заведений по программам первого и второго уровня высшего образования правительство предлагает осуществлять раздельно. Одновременно закон устанавливает прямую зависимость между уровнем подготовки специалистов и госфинансированием (чем выше одно, тем выше и другое).
Назначение бакалавриата будет состоять в обеспечении экономики достаточно подготовленными кадрами, выполняющими сервисные функции (продавец-консультант, менеджер среднего звена, операционист в банке и т. д.). Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата будет включать в себя различные гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дис-
циплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное назначение. В магистратуре будет осуществляться углубленное изучение специальности, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность [5].
По нашему мнению, внедрение Болонских стандартов на данный момент несколько преждевременно, так как связано с рядом трудностей. Во-первых, она подойдет только для материально обеспеченных вузов: в качестве источников информации студент должен активно использовать электронные библиотеки, интернет. Необходимо обеспечить доступ к этим ресурсам. Во-вторых, есть угроза падения роли гуманитарных дисциплин (философии, культурологии, политологии и др.) в подготовке бакалавров естественнонаучных специальностей. Теперь под предлогом упрощения структуры подготовки блок социально-гуманитарных предметов может быть значительно сокращен, хотя именно эти дисциплины формируют личность человека, общий уровень его развития. В-третьих, нужны серьезные изменения в законодательстве о высшем образовании, кардинальное улучшение материальной базы государственных вузов, пересмотр единого классификатора профессий совершенно не отвечающего современным реалиям.
Крайне трудно будет реализовать схему бакалавриат-магистратура. На бакалавра студенты учатся 3-4 года. А в стране найдется немного вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов. Количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастет. По ряду общеобразовательных предметов могут образоваться существенные пробелы. Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей. Болонская декларация требует более глубокого осмысления и научно-методического обеспечения, а также решения проблем, связанных с адаптацией ее положений к реалиям российского общества, состоянию системы общего и профессионального образования в регионах. Если Россия безоговорочно примет все условия Болонского процесса, то она потеряет
свою уникальность. Не обязательно во всем следовать стандартам Болонской системы, надо лишь приблизить к ней стандарты нашего образования, чтобы за границей признавали российские дипломы. И к каждому вузу, к каждой специальности нужно подходить дифференцированно. При этом необходимы три оценки качества образования: внутренняя (проводимая самим вузом), внешняя (агентства по контролю за качеством образования) и оценка работы самих агентств, чтобы достичь максимальной достоверности [6].
Полная адаптация российской системы к Болонской системе и, как следствие, широкое признание нашего образования и отечественных специалистов в Европе станут возможными, по мнению экспертов, не ранее чем через 10-15 лет [7].
Выводы: Внедрение Болонской системы несет в себе определенные преимущества и недостатки.
Преимущества Болонской системы: 1) каждый студент университета имеет возможность выбрать предметы, последовательность их изучения, а также преподавателей; 2) делается акцент на самостоятельную подготовку студента к занятиям; 3) выпускникам вузов выдаются дипломы европейского стандарта; 4) у студентов высших учебных заведений появляется право слушать учебные курсы в других вузах страны и за рубежом; 5) система предоставляет и студентам, и обществу в целом больше возможностей для максимальной самореализации; 6) будет возможна дифференциация: на тех, кто хочет побыстрее и в полном объеме заняться практической деятельностью, и тех, кто стремится к более углубленному образованию; 7) те вузы, которые не столько учат, сколько выдают дипломы, постепенно уйдут с рынка образовательных услуг; 8) Болонская система построена на повышении личной ответственности студента и на постоянном контроле за ходом его обучения: так называемая кредитномодульная система предусматривает не зубрежку в ночь перед экзаменом с минимальным КПД, а постоянный набор баллов за разнообразные виды работы на протяжении семестра; 9) студент может обучаться в нескольких разных вузах, где он, заканчивая каждый курс, получает соответствующий сертификат, а по совокупности сертификатов может получить европейское приложение к диплому, что позволяет ему найти себе достойную работу в любой стране Европы.
Недостатки Болонской системы: 1) с дипломом бакалавра будет трудно найти хорошую работу; 2) в среднем на 10-30% подоро-
жает стоимость обучения для студентов-контрактников; 3) на данный момент у Минобразования не хватит ресурсов для обеспечения выполнения реформы; 4) признаются только дипломы стран Евросоюза, в который Россия пока не входит; 5) качество образования в целом снизится. Полное слияние России с Болонским процессом не приведет к массовому притоку в Россию европейских студентов и профессоров. Зато откроет новые массовые "каналы утечки российских мозгов" за рубеж; 6) если студент, окончивший бакалавриат, сразу не поступит в магистратуру, то вполне возможно, что его заберут в армию; 7) неясна судьба вузов, не попавших в Болонскую систему.
Библиографический список
1. Кузьминов Я. Платить профессору его цену /Я.Кузьминов // Россия. - №25. - 2006.
2. Музыкин М. Болонский процесс /М.Музыкин//Вестник АГТУ. - №18. - 2006.
3. Власова И. Битва за магистра /И.Власова // Новые известия. - №125. - 2006.
4. Садовничий В. Наша система образования не хуже /В. Садовничий // Невское время. - №72. - 2004.
5. Михеев В. Болонское соглашение и процесс перехода на общеевропейскую образовательную кредит-систему: реалии и перспективы. // Образование и общество. - №6. - 2006.
6. Сазонова В. Навстречу Болонскому процессу /В.Сазонова // С-Пб курьер. - №17. -2007.
7. Кузьминов Я. Не ломать хребет нашей системе /Я. Кузьминов // Россия. - №45. - 2006.
Материал поступил в редакцию 15.07.08.
V.V. №LACHEV, V.V. SATLER, Е.А. SUDARKINA
ТНЕ PROBLEM OF TRANSITION PROVISION OF RUSSIA ТО А BIMODAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
"Bolognese Process" got its пате from Italian city Bologna, in which in 1999 30 Secretaries of Education of European countries made а decision
to bring present European educational systems together signed "Declaration of European Space of Higher Education". It initiated ап opposition to American higher educational system onrush.
КАЛАЧЕВ Юрий Васильевич (р.1937), профессор (2002) кафедры «Экономика» ДГТУ, доктор экономических наук (1999). Окончил Калининский политехнический институт (1965), машиностроительный факультет.
Научные интересы: интеллектуальный капитал, инновации,
инвестиции. Автор более 80 научных работ, пяти монографий и учебных пособий.
САТЛЕР Виталий Викторович (р. 1984), студент гуманитарного факультета ДГТУ.
Научные интересы: конкурентоспособность страны и предприятий, бенчмаркинг.
Участник пяти и призер двух (первые места) ежегодных внутривузовских научно-практических конференций.
СУДАРКИНА Елена Александровна, студентка гуманитарного факультета ДГТУ.
Научные интересы: проблемы дистрибьюции и организации каналов распределения.
Призер (вторые места) конференций по биржевому делу и по немецкому языку в Волгодонском филиале ДГТУ.