УДК 159.923
ББК Ю945.4+Ю811 :Ю937
ТИПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
Н.А. Нохрина
Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.
Ключевые слова: переживание, типы переживания личности, жизненный мир, восприятие произведений искусства.
В современной психологии одним из направлений теоретических и прикладных исследований является изучение особенностей восприятия искусства, которые традиционно связываются со способностью личности к переживанию. Л.С. Выготский утверждает, что человек обращается к искусству в критических точках своего жизненного пути. Искусство помогает субъекту обрести «орудие переживания» для творческого преодоления чувства, неосуществленного в своей жизни, но приобретенного через искусство, и преобразовать это чувство в важный внутренний опыт человека [4].
Искусство содержит огромный потенциал человеческого опыта, смыслов, ценностей, восприятие и понимание которых может приводить к актуализации внутренних ресурсов личности. Переживание личности в благоприятных условиях также стимулирует актуализацию внутренних ресурсов личности, благодаря чему может осуществляться личностное развитие человека. Продуктами работы переживания личности будут душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание - продукты внутренние и субъективные. Процесс переживания, с одной стороны, может развивать личность, помогая пересмотреть устаревшие ценности, обрести новый смысл. С другой стороны, переживание может обладать деструктивным потенциалом, лишая человека сил, энергии, творческого вдохновения.
Переживание рассматривается A.B. Петровским и М.Г. Ярошевским как одна из базисных категорий психологии. Включение переживания в категориальный аппарат психологии подчеркивает его значимость. Переживания личности соотносятся с метапсихо-логической категорией чувства, которое имеет событийный характер, выражая неповто-
римость и значительность различных явлений во внутренней жизни личности [9].
Переживание личности - это индивидуальный процесс. У каждого человека процесс переживания при восприятии произведений искусства происходит по-разному в зависимости от контекста ситуации восприятия. Наличие разных интерпретаций и особенностей восприятия произведений искусства показывает, что каждый наблюдатель выделяет какой-либо аспект произведения в зависимости от разных контекстов той ситуации, в которой воспринимает произведение. Это явление Р. Арнхейм называет «перцептом в контексте». Воспринимающий субъект, интерпретируя символы произведения, соотносит их с психологическими и социальными контекстами, вследствие этого восприятие искусства разными людьми вариативно [1]. Восприятие искусства личностью связано с ее особенностями, в том числе и с типом переживания.
Рассмотрим теоретические основания исследования переживания личности как явления, опосредующего процесс восприятия произведений искусства и обусловливающего его вариативность.
Переживание личности: от эмоциональных явлений к деятельности
Психологические исследования переживания личности проводятся в различных контекстах: как явление эмоциональной жизни; как некоторый регулятор деятельности, позволяющий осуществлять выбор мотивов; как деятельность, направленная на переосмысление существования человека.
Переживание рассматривается С.Л. Рубинштейном как одна из важнейших характеристик психики, как критерий принадлежности содержаний сознания субъекту и понимается как «любое эмоционально-окрашенное
явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни» [12]. Благодаря переживанию субъект приобретает возможность соотносить себя с миром, присутствовать и действовать в нем. Явления действительности предстают в сознании субъекта как эмоциональные репрезентации мира, через переживания и рефлексию которых он и обретает свою субъектность [11].
Переживание, согласно А.Н. Леонтьеву, понимается как некоторый регулятор деятельности, позволяющий субъекту сознательно осуществлять выбор мотивов своей деятельности: «переживание - это стремления, желания, хотения, непосредственно представляющие в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующие осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям» [7]. Человеческая жизнь рассматривается А.Н. Леонтьевым как совокупность различных видов деятельностей, совокупность мотивов, потребностей, целей субъекта. Переживание в этом случае помогает человеку осуществлять выбор между разнонаправленными тенденциями и регулировать деятельность в случае столкновения мотивов.
Предметом теоретических исследований Ф.Е. Василюка выступает переживание в критических для человека ситуациях жизни. «Переживание - это деятельность, возникающая в ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в процессе преобразования психологического мира человека, направленном на переосмысление его существования» [3]. В результате подобной деятельности переживание субъекта изменяется и преобразуется смысл его жизни, увеличивается смысловое принятие и обеспечивается высокий уровень осмысленности бытия. Человек обретает свои личностные качества в процессе взаимодействия с миром через осмысление специфичности и индивидуальности своего бытия. Соответственно, жизненный мир человека является основой для становления человеческой субъективности.
Жизненный мир человека включает два аспекта - внешний мир и внутренний мир. По мнению Ф.Е. Василюка, внешний мир субъекта может быть рассмотрен с использованием двух характеристик - «легкость» или «трудность». Легкий внешний мир субъекта гарантирует немедленное и полное удовлетворение любой потребности человека. Трудность
внешнего мира субъекта состоит в том, что блага, необходимые для жизни, не даны непосредственно, внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением; главным способом преодоления преград внешнего мира у человека становиться предметная деятельность. Внутренний мир субъекта Ф.Е. Василюк рассматривает с использованием двух характеристик — «простота» или «сложность». Простота жизни субъекта понимается как ее односоставность, наличие единственной потребности или единственного жизненного отношения у человека. Сложность внутреннего мира человека понимается как наличие у него нескольких пересекающихся жизненных отношений. Описанные жизненные миры актуализируют установки, определяющие тот или иной тип переживания личности [3].
Типы переживания личности: психодинамический и деятельностный подходы
Проведенный анализ выявил два основных подхода к классификации типов переживания, один из которых рассматривался в русле психодинамической традиции, другой - в деятельностной.
Согласно типологии переживания, разработанной Ф.Е. Василюком в рамках деятельностного подхода, выделяются четыре типа переживания личности: гедонистический,
реалистический, ценностный и творческий, которые соответствуют жизненным мирам субъектов, рассмотренным ранее [3].
При гедонистическом переживании субъект игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни. Субъект живет в легком внешнем мире, а внутренний его мир - простой. Критическая ситуация, соответствующая гедонистическому переживанию субъекта - стресс. В этом случае, человек для преодоления критической ситуации использует психологические защиты.
При реалистическом переживании субъект принимает реальность с ее барьерами, препятствиями, приспосабливая к ее условиям динамику и содержание своих потребностей. Субъект существует во внешне трудном жизненном мире, и внутренне простом мире. Критическая ситуация, соответствующая реалистическому переживанию субъекта, - фрустрация. Основой процессов переживания личности в этом мире является механизм терпения, который субъект подчиняет принципу реальности. Субъект использует механизмы совладания с критической ситуацией.
При ценностном переживании субъект
Н охри на Н.А.
Типы переживания личности и особенности восприятия ___________________субъектами произведений искусства
признает противоречащую или угрожающую ценностям реальность, но не приемлет ее, отвергает, превращая бытие в предмет интерпретации и оценки. Ценностное переживание у личности с внешне легким и внутренне сложным миром осуществляется за счет ценностно-мотивационных перестроек. Критическая ситуация, соответствующая данному типу переживания субъекта, - внутренний конфликт. Основой процессов переживания личности в этом мире является механизм выбора.
При творческом переживании субъект строит новую жизненную реальность. Для внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира человека специфической критической ситуацией является кризис, который выступает как поворотный пункт жизненного пути личности. Творческое переживание человека чувственно-практически, действенно преодолевает его противоречивое отношение к свершившемуся событию своей жизни. Субъект принимает сложность внутреннего мира и справляется с трудностями внешнего мира. Нереализуемое прошлое содержание жизни человек не только сохраняет благодаря творческому переживанию, но и продолжает строить новую жизненную реальность в замыслах и делах. Основой процессов переживания личности в этом мире является воля.
В рамках психодинамического подхода рассмотрим классификацию типов переживания, разработанную Г. Роршахом. По мнению
Н.К. Рауш де Траубенберг, истоки представленной классификации находятся в психодинамической традиции, но в настоящее время данная классификация используется многими авторами в самых различных направлениях [10].
Г. Роршах выделил две основные установки, одна из которых была обозначена как «интроверсия», а другая как «экстратензия». Главное отличие интроверсивности от экстра-тензивности заключается в большей зависимости личности от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений. Личность с выраженной интроверсией, согласно Г. Роршаху, обладает хорошо развитой функцией воображения, ее интересы определяются больше внутренней жизнью, чем внешней средой. Это люди с выраженной интеллектуальной активностью и инициативой, стабилизированной эффективностью, с малым кругом общения, но интенсивными контактами. Личность с выраженной экстратензией, по мнению Г. Роршаха, высокочувствительна к своему окружению, она характеризуется репродуктивным типом интеллекта, лабильной эффективностью, хорошей приспособляемостью к своей среде [2].____________________________
Различные сочетания установок интро-версии и экстратензии задают четыре типа переживаний: экстратенсивный, интроверсив-ный, амбиэквальный и коартивный [2, 10].
Индивиды с экстратензивным типом переживания (при высоком уровне экстратензии, низком уровне интроверсии) эмоциональны, возбудимы, воприимчивы, спонтанны в контактах. Индивиды с интроверсивным типом переживания (при высоком уровне интроверсии, низком уровне экстратензии) поглощены своей личностью, способны отстраниться от реальности, хорошо разбираются в себе, способны к рефлексии, творчеству. Индивиды с амбиэквальным, или расширенным типом переживания (у субъекта присутствуют как экстратензивные, так и интроверсивные тенденции), обладают широким мировоззрением, богатым внутренним миром, высокой способностью к развитию собственных ресурсов, они легко и пластично контролируют выражение аффективных нагрузок. Коартивный, или суженый тип переживания (низкий уровень интроверсии и экстратензии), характеризуется бедностью воображения, недостаточным развитием способностей, стереотипностью деятельности [2].
В рассмотренных подходах Ф.Е. Василюка и Г. Роршаха тип переживания понимается как глубинное личностное образование, которое определяет глобальный характер взаимодействия человека с миром, в том числе и в ситуации восприятия субъектом произведений искусства.
Исследование типов переживания личности в исследованиях по психологии искусства
Тип переживания личности опосредует процесс восприятия произведений искусства. Обратимся к исследованиям, где были обнаружены связи между типом переживания и спецификой восприятия произведений искусства. В данных работах представлены типы переживания, классифицированные Г. Роршахом.
В исследовании, проведенном В.Г. Грязе-вой-Добшинской, изучалось влияние авторских произведений киноискусства на субъектов, воспринимающих эти произведения. Интеллектуально-творческие возможности воспринимающих, в том числе тип переживания, обусловливают влияние символических произведений постмодерна. Было установлено, что некоторые персонологические эффекты влияния авторских кинофильмов (рефлексия усиления активности субъектности, рефлексия усложнения пространства внутренних об-
разов, усложнение взаимодействия субъекта с миром) связаны с интоверсивным и амбиэк-вальным типом переживания. Следующие персонологические эффекты как упрощение пространства внутренних образов, рефлексия снижения потенциалов взаимодействия субъектов с миром связаны с экстратензивным типом переживания [5].
В исследовании Л.Г. Риккер и В.Г. Грязе-вой-Добшинской, посвященном изучению специфики восприятия человеком массового и авторского кино, выявлялись взаимосвязи особенностей восприятия субъектом персонажей в кинопроизведениях и типом переживания личности. В результате обнаружилось, что восприятие произведений разного вида кино связано с некоторыми личностными особенностями в представленных выборках, одно из которых является тип переживания. Выраженность интроверсивного типа переживания способствует лучшему пониманию авторского кино. Коартивный тип восприятия связан с большим пониманием произведений массового кино [6].
В исследовании Е.И. Наливайко выявлялось психологическое воздействие научно-фантастических фильмов на самопознание индивидуальности личности. У людей с ин-троверсивным типом переживания более вероятна, чем у людей с другими типами переживания, рефлексия смыслового отношения к воздействию произведений киноискусства, или познавательный интерес [8].
Проведенные исследования соотносят восприятие субъектами произведений искусства с типами переживания по классификации, предложенной Г. Роршахом. Перспективным направлением дальнейших исследований выступает изучение соотношения особенностей восприятия субъектами произведений искусства и типами переживания по классификации, разработанной Ф.Е. Василюком.
Изучение типов переживания личности позволяет объяснить широкую феноменологию эффектов воздействия произведений искусства и специфику процессов их восприятия субъектом. Это позволит в практической психологической работе более точно отбирать произведения искусства для их восприятия субъектами с разными типами переживания, что будет способствовать эффективной актуа-
лизации процесса переживания личности. Актуализация процесса переживания приводит к гармонизации личности, что, соответственно, ведет к личностному росту и ее самосовершенствованию.
Литература
1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - М. : Прометей, 1994. - 321 с.
2. Белый, Б.И Тест Роршаха. Практика и теория /Б.И. Белый. — СПб.: Дорвалъ, 1992. -200 с.
3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 1986. - 326 с.
5. Грязева-Добшинская, В. Г. Феномены субъектности в современном искусстве / ВТ. Грязева-Добшинская // Вопросы психологии. - 2006. -№1. - С. 93-104.
6. Грязева-Добшинская, В.Г. Специфика восприятия символических форм межличностной общности в произведениях массового и авторского кино / В.Г. Грязева-Добшинская, Л.Г. Риккер // Социальная психология творчества. - Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. - С. 99-109.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
8. Наливайко, Е.И. Культурно-мифоло-гические основания системы личностных воздействий научно-фантастического кинофильма / Е.И. Наливайко // Социальная психология творчества. - Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. - С. 110—122.
9. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М.Г. Яро-шевский. -М.: ИНФРА-М, 1998. - 525 с.
10. Рауш де Траубенберг, НК. Тест Роршаха: практическое руководство /
НК. Рауш де Траубенберг. - М. : Когито-
Центр, 2005. - 255с.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 320 с.
12. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
Поступила в редакцию 10 апреля 2010 г.
Нохрина Наталья Анатольевна. Аспирант кафедры общей психологии Южно-Уральского государственного университета: [email protected].
Natalya A. Nokhrina. Postgraduate student of the Chair of General Psychology, South Ural State University: [email protected].