Научная статья на тему 'Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства'

Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3059
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / ТИПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА / EXPERIENCE / PERSONALITY TYPES OF EXPERIENCES / LIFE-WORLD / THE PERCEPTION OF WORKS OF ART

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нохрина Наталья Анатольевна

Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нохрина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of personal experiences and especially its perception of works of art

The analysis of various psychological approaches to understanding the category of experience and classification of types of experience, the results of investigation of the connection types of experiences and effects of the perception of works of art.

Текст научной работы на тему «Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства»

УДК 159.923

ББК Ю945.4+Ю811 :Ю937

ТИПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Н.А. Нохрина

Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.

Ключевые слова: переживание, типы переживания личности, жизненный мир, восприятие произведений искусства.

В современной психологии одним из направлений теоретических и прикладных исследований является изучение особенностей восприятия искусства, которые традиционно связываются со способностью личности к переживанию. Л.С. Выготский утверждает, что человек обращается к искусству в критических точках своего жизненного пути. Искусство помогает субъекту обрести «орудие переживания» для творческого преодоления чувства, неосуществленного в своей жизни, но приобретенного через искусство, и преобразовать это чувство в важный внутренний опыт человека [4].

Искусство содержит огромный потенциал человеческого опыта, смыслов, ценностей, восприятие и понимание которых может приводить к актуализации внутренних ресурсов личности. Переживание личности в благоприятных условиях также стимулирует актуализацию внутренних ресурсов личности, благодаря чему может осуществляться личностное развитие человека. Продуктами работы переживания личности будут душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание - продукты внутренние и субъективные. Процесс переживания, с одной стороны, может развивать личность, помогая пересмотреть устаревшие ценности, обрести новый смысл. С другой стороны, переживание может обладать деструктивным потенциалом, лишая человека сил, энергии, творческого вдохновения.

Переживание рассматривается A.B. Петровским и М.Г. Ярошевским как одна из базисных категорий психологии. Включение переживания в категориальный аппарат психологии подчеркивает его значимость. Переживания личности соотносятся с метапсихо-логической категорией чувства, которое имеет событийный характер, выражая неповто-

римость и значительность различных явлений во внутренней жизни личности [9].

Переживание личности - это индивидуальный процесс. У каждого человека процесс переживания при восприятии произведений искусства происходит по-разному в зависимости от контекста ситуации восприятия. Наличие разных интерпретаций и особенностей восприятия произведений искусства показывает, что каждый наблюдатель выделяет какой-либо аспект произведения в зависимости от разных контекстов той ситуации, в которой воспринимает произведение. Это явление Р. Арнхейм называет «перцептом в контексте». Воспринимающий субъект, интерпретируя символы произведения, соотносит их с психологическими и социальными контекстами, вследствие этого восприятие искусства разными людьми вариативно [1]. Восприятие искусства личностью связано с ее особенностями, в том числе и с типом переживания.

Рассмотрим теоретические основания исследования переживания личности как явления, опосредующего процесс восприятия произведений искусства и обусловливающего его вариативность.

Переживание личности: от эмоциональных явлений к деятельности

Психологические исследования переживания личности проводятся в различных контекстах: как явление эмоциональной жизни; как некоторый регулятор деятельности, позволяющий осуществлять выбор мотивов; как деятельность, направленная на переосмысление существования человека.

Переживание рассматривается С.Л. Рубинштейном как одна из важнейших характеристик психики, как критерий принадлежности содержаний сознания субъекту и понимается как «любое эмоционально-окрашенное

явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни» [12]. Благодаря переживанию субъект приобретает возможность соотносить себя с миром, присутствовать и действовать в нем. Явления действительности предстают в сознании субъекта как эмоциональные репрезентации мира, через переживания и рефлексию которых он и обретает свою субъектность [11].

Переживание, согласно А.Н. Леонтьеву, понимается как некоторый регулятор деятельности, позволяющий субъекту сознательно осуществлять выбор мотивов своей деятельности: «переживание - это стремления, желания, хотения, непосредственно представляющие в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующие осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям» [7]. Человеческая жизнь рассматривается А.Н. Леонтьевым как совокупность различных видов деятельностей, совокупность мотивов, потребностей, целей субъекта. Переживание в этом случае помогает человеку осуществлять выбор между разнонаправленными тенденциями и регулировать деятельность в случае столкновения мотивов.

Предметом теоретических исследований Ф.Е. Василюка выступает переживание в критических для человека ситуациях жизни. «Переживание - это деятельность, возникающая в ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в процессе преобразования психологического мира человека, направленном на переосмысление его существования» [3]. В результате подобной деятельности переживание субъекта изменяется и преобразуется смысл его жизни, увеличивается смысловое принятие и обеспечивается высокий уровень осмысленности бытия. Человек обретает свои личностные качества в процессе взаимодействия с миром через осмысление специфичности и индивидуальности своего бытия. Соответственно, жизненный мир человека является основой для становления человеческой субъективности.

Жизненный мир человека включает два аспекта - внешний мир и внутренний мир. По мнению Ф.Е. Василюка, внешний мир субъекта может быть рассмотрен с использованием двух характеристик - «легкость» или «трудность». Легкий внешний мир субъекта гарантирует немедленное и полное удовлетворение любой потребности человека. Трудность

внешнего мира субъекта состоит в том, что блага, необходимые для жизни, не даны непосредственно, внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением; главным способом преодоления преград внешнего мира у человека становиться предметная деятельность. Внутренний мир субъекта Ф.Е. Василюк рассматривает с использованием двух характеристик — «простота» или «сложность». Простота жизни субъекта понимается как ее односоставность, наличие единственной потребности или единственного жизненного отношения у человека. Сложность внутреннего мира человека понимается как наличие у него нескольких пересекающихся жизненных отношений. Описанные жизненные миры актуализируют установки, определяющие тот или иной тип переживания личности [3].

Типы переживания личности: психодинамический и деятельностный подходы

Проведенный анализ выявил два основных подхода к классификации типов переживания, один из которых рассматривался в русле психодинамической традиции, другой - в деятельностной.

Согласно типологии переживания, разработанной Ф.Е. Василюком в рамках деятельностного подхода, выделяются четыре типа переживания личности: гедонистический,

реалистический, ценностный и творческий, которые соответствуют жизненным мирам субъектов, рассмотренным ранее [3].

При гедонистическом переживании субъект игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни. Субъект живет в легком внешнем мире, а внутренний его мир - простой. Критическая ситуация, соответствующая гедонистическому переживанию субъекта - стресс. В этом случае, человек для преодоления критической ситуации использует психологические защиты.

При реалистическом переживании субъект принимает реальность с ее барьерами, препятствиями, приспосабливая к ее условиям динамику и содержание своих потребностей. Субъект существует во внешне трудном жизненном мире, и внутренне простом мире. Критическая ситуация, соответствующая реалистическому переживанию субъекта, - фрустрация. Основой процессов переживания личности в этом мире является механизм терпения, который субъект подчиняет принципу реальности. Субъект использует механизмы совладания с критической ситуацией.

При ценностном переживании субъект

Н охри на Н.А.

Типы переживания личности и особенности восприятия ___________________субъектами произведений искусства

признает противоречащую или угрожающую ценностям реальность, но не приемлет ее, отвергает, превращая бытие в предмет интерпретации и оценки. Ценностное переживание у личности с внешне легким и внутренне сложным миром осуществляется за счет ценностно-мотивационных перестроек. Критическая ситуация, соответствующая данному типу переживания субъекта, - внутренний конфликт. Основой процессов переживания личности в этом мире является механизм выбора.

При творческом переживании субъект строит новую жизненную реальность. Для внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира человека специфической критической ситуацией является кризис, который выступает как поворотный пункт жизненного пути личности. Творческое переживание человека чувственно-практически, действенно преодолевает его противоречивое отношение к свершившемуся событию своей жизни. Субъект принимает сложность внутреннего мира и справляется с трудностями внешнего мира. Нереализуемое прошлое содержание жизни человек не только сохраняет благодаря творческому переживанию, но и продолжает строить новую жизненную реальность в замыслах и делах. Основой процессов переживания личности в этом мире является воля.

В рамках психодинамического подхода рассмотрим классификацию типов переживания, разработанную Г. Роршахом. По мнению

Н.К. Рауш де Траубенберг, истоки представленной классификации находятся в психодинамической традиции, но в настоящее время данная классификация используется многими авторами в самых различных направлениях [10].

Г. Роршах выделил две основные установки, одна из которых была обозначена как «интроверсия», а другая как «экстратензия». Главное отличие интроверсивности от экстра-тензивности заключается в большей зависимости личности от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений. Личность с выраженной интроверсией, согласно Г. Роршаху, обладает хорошо развитой функцией воображения, ее интересы определяются больше внутренней жизнью, чем внешней средой. Это люди с выраженной интеллектуальной активностью и инициативой, стабилизированной эффективностью, с малым кругом общения, но интенсивными контактами. Личность с выраженной экстратензией, по мнению Г. Роршаха, высокочувствительна к своему окружению, она характеризуется репродуктивным типом интеллекта, лабильной эффективностью, хорошей приспособляемостью к своей среде [2].____________________________

Различные сочетания установок интро-версии и экстратензии задают четыре типа переживаний: экстратенсивный, интроверсив-ный, амбиэквальный и коартивный [2, 10].

Индивиды с экстратензивным типом переживания (при высоком уровне экстратензии, низком уровне интроверсии) эмоциональны, возбудимы, воприимчивы, спонтанны в контактах. Индивиды с интроверсивным типом переживания (при высоком уровне интроверсии, низком уровне экстратензии) поглощены своей личностью, способны отстраниться от реальности, хорошо разбираются в себе, способны к рефлексии, творчеству. Индивиды с амбиэквальным, или расширенным типом переживания (у субъекта присутствуют как экстратензивные, так и интроверсивные тенденции), обладают широким мировоззрением, богатым внутренним миром, высокой способностью к развитию собственных ресурсов, они легко и пластично контролируют выражение аффективных нагрузок. Коартивный, или суженый тип переживания (низкий уровень интроверсии и экстратензии), характеризуется бедностью воображения, недостаточным развитием способностей, стереотипностью деятельности [2].

В рассмотренных подходах Ф.Е. Василюка и Г. Роршаха тип переживания понимается как глубинное личностное образование, которое определяет глобальный характер взаимодействия человека с миром, в том числе и в ситуации восприятия субъектом произведений искусства.

Исследование типов переживания личности в исследованиях по психологии искусства

Тип переживания личности опосредует процесс восприятия произведений искусства. Обратимся к исследованиям, где были обнаружены связи между типом переживания и спецификой восприятия произведений искусства. В данных работах представлены типы переживания, классифицированные Г. Роршахом.

В исследовании, проведенном В.Г. Грязе-вой-Добшинской, изучалось влияние авторских произведений киноискусства на субъектов, воспринимающих эти произведения. Интеллектуально-творческие возможности воспринимающих, в том числе тип переживания, обусловливают влияние символических произведений постмодерна. Было установлено, что некоторые персонологические эффекты влияния авторских кинофильмов (рефлексия усиления активности субъектности, рефлексия усложнения пространства внутренних об-

разов, усложнение взаимодействия субъекта с миром) связаны с интоверсивным и амбиэк-вальным типом переживания. Следующие персонологические эффекты как упрощение пространства внутренних образов, рефлексия снижения потенциалов взаимодействия субъектов с миром связаны с экстратензивным типом переживания [5].

В исследовании Л.Г. Риккер и В.Г. Грязе-вой-Добшинской, посвященном изучению специфики восприятия человеком массового и авторского кино, выявлялись взаимосвязи особенностей восприятия субъектом персонажей в кинопроизведениях и типом переживания личности. В результате обнаружилось, что восприятие произведений разного вида кино связано с некоторыми личностными особенностями в представленных выборках, одно из которых является тип переживания. Выраженность интроверсивного типа переживания способствует лучшему пониманию авторского кино. Коартивный тип восприятия связан с большим пониманием произведений массового кино [6].

В исследовании Е.И. Наливайко выявлялось психологическое воздействие научно-фантастических фильмов на самопознание индивидуальности личности. У людей с ин-троверсивным типом переживания более вероятна, чем у людей с другими типами переживания, рефлексия смыслового отношения к воздействию произведений киноискусства, или познавательный интерес [8].

Проведенные исследования соотносят восприятие субъектами произведений искусства с типами переживания по классификации, предложенной Г. Роршахом. Перспективным направлением дальнейших исследований выступает изучение соотношения особенностей восприятия субъектами произведений искусства и типами переживания по классификации, разработанной Ф.Е. Василюком.

Изучение типов переживания личности позволяет объяснить широкую феноменологию эффектов воздействия произведений искусства и специфику процессов их восприятия субъектом. Это позволит в практической психологической работе более точно отбирать произведения искусства для их восприятия субъектами с разными типами переживания, что будет способствовать эффективной актуа-

лизации процесса переживания личности. Актуализация процесса переживания приводит к гармонизации личности, что, соответственно, ведет к личностному росту и ее самосовершенствованию.

Литература

1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - М. : Прометей, 1994. - 321 с.

2. Белый, Б.И Тест Роршаха. Практика и теория /Б.И. Белый. — СПб.: Дорвалъ, 1992. -200 с.

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 1986. - 326 с.

5. Грязева-Добшинская, В. Г. Феномены субъектности в современном искусстве / ВТ. Грязева-Добшинская // Вопросы психологии. - 2006. -№1. - С. 93-104.

6. Грязева-Добшинская, В.Г. Специфика восприятия символических форм межличностной общности в произведениях массового и авторского кино / В.Г. Грязева-Добшинская, Л.Г. Риккер // Социальная психология творчества. - Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. - С. 99-109.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.

8. Наливайко, Е.И. Культурно-мифоло-гические основания системы личностных воздействий научно-фантастического кинофильма / Е.И. Наливайко // Социальная психология творчества. - Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. - С. 110—122.

9. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М.Г. Яро-шевский. -М.: ИНФРА-М, 1998. - 525 с.

10. Рауш де Траубенберг, НК. Тест Роршаха: практическое руководство /

НК. Рауш де Траубенберг. - М. : Когито-

Центр, 2005. - 255с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 320 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

Поступила в редакцию 10 апреля 2010 г.

Нохрина Наталья Анатольевна. Аспирант кафедры общей психологии Южно-Уральского государственного университета: [email protected].

Natalya A. Nokhrina. Postgraduate student of the Chair of General Psychology, South Ural State University: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.