Психодиагностика
УДК 159.923.2 + 159.938.3 DOI: 10.14529/psy160202
ББК Ю935
«ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ»: ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
В.Г. Грязева-Добшинская, А.С. Мальцева
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Описывается оригинальная методика, которая разработана для определения установок на различные типы выбора жизненного пути личности: творческий, реалистический, ценностный, гедонистический. Представлено краткое теоретическое обоснование и содержание шкал методики. Обсуждаются результаты проверки основных психометрических показателей шкал методики: надежность и валидность.
Ключевые слова: методика псходиагностики, опросник, установка, тип личностного выбор, тип переживания, жизненный путь, творчество, валидность, надежность.
Введение
Свободный выбор субъекта - одна из основных проблем, исследуемых современной психологией. Это связано с актуальностью понимания и поддержки человека в мире, предлагающем множество жизненных альтернатив и «обрекающем» его на постоянный выбор. В любом варианте рассмотрения проблемы выбора субъекта в качестве центрального момента оказывается специфичное понимание детерминизма человеческого поведения, отрицание его жесткой причинной обусловленности (Петровский, 1997, 2013; Леонтьев, 1997; Тихонравов, 1998).
Личностный выбор - центральный феномен и центральное понятие в экзистенциальной психологии. Ж.-П. Сартр, характеризуя экзистенциально-психологическое направление, дифференцирует его от иных подходов через противопоставление рассмотрения человека сквозь призму свободного выбора, а не механических детерминант его психики (сре-довых, социо-культурных, или внутренних, либидозных), подчеркивая, что конституирует человека трансцендентность и субъективность (Сартр, 1989).
Личностный выбор - предмет теоретических и эмпирических исследований разных направлений психологии. Контексты его изучения варьируют от принятия рационального решения до экзистенциального самоопределения (Леонтьев и др., 2015).
Экзистенциальный анализ направлен на
выявление «первоначального выбора» человека, представляющим его «фундаментальную установку в ситуации», что выражает целостность существования человека в мире (Сартр, 2000). Эта фундаментальная установка, выраженная в экзистенциальном выборе субъекта, проявляется в различных бытийных ситуациях (ситуациях, значимых в контексте целостной жизни), неразрывно связана с типом переживания, что отражается в особенностях отношения к социальным контекстам ситуаций, и к внутренним ценностным основаниям выбора. Тип переживания понимается как деятельность, направленная на соединение внутреннего и внешнего миров субъекта и рассматриваемая в дифференциально-психологическом аспекте (Василюк, 1984).
Описывая типологию жизненных миров, Ф.Е. Василюк предлагает два основных аспекта для их дифференциации: внешний мир (легкий и трудный) и внутренний мир (простой и сложный), которые рассматриваются через переживания жизни и деятельности субъекта (Василюк, 1984). Он выделяет четыре типа жизненных миров: творческий, реалистический, ценностный и гедонистический. Каждый жизненный мир характеризуется особенностями типа переживания, психотехники выбора и вариантом жизненного пути.
Жизненный путь личности, совершаемые ею выборы рассматриваются в психологических исследованиях либо как детерминированные внешними по отношению к человеку
факторами, либо как включающие одновременно множество возможных путей развития, предполагающие самодетерминацию личности. В последнем варианте жизненный путь конструируется субъектом через множество личностных выборов, которые он совершает в узловых точках существования как бытийных ситуациях (Сартр, 2000; Харре, 1983; Маслоу, 1999). Тогда каждый выбор в бытийной ситуации рассматривается как выбор жизненного пути личности. Подобный подход к жизненному пути как предмету самостоятельного конструирования, по мнению исследователей, могут реализовать только способные стать субъектами своей жизни творческие личности (А. Маслоу, Ж.П. Сартр, В. Франкл, Р. Мэй, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.Г. Грязева-Добшинская, Г.С. Альтшуллер, В.Н. Дружинин).
Теоретические основы
операционализации типологии
личностного выбора жизненного пути
Для эмпирических исследований проблематики личностного выбора жизненного пути были определены теоретические основы опе-рационализации: 1. Рефлексия субъектом взаимодействия с миром как ключевой контекст выбора. 2. Типы переживания как глубинные личностные структуры, направляющие восприятие и рефлексию внутреннего и внешнего миров субъекта. 3. Жизненный путь личности в единстве «судьбы и свободы» как заданные возможности выбора.
Опросник «Типология личностного выбора» создавался для определения установок на разные типы выбора жизненного пути личности: творческого, реалистического, ценностного, гедонистического. Теоретической основой для создания методики послужили: психотехника выбора творческого жизненного пути личности (Грязева-Добшинская, 2008; Мальцева, 2011). Основным параметром дифференциации установок личности является рефлексия взаимодействия человека с миром в узловых бытийных ситуациях, выявляемая в двух аспектах: 1) рефлексия и поддержка внутренней сложности, 2) осознание и принятие внешней трудности.
Рефлексия и поддержка внутренней сложности - это стремление исследовать себя, картина Я. Этот аспект рефлексии связан с «удержанием» сложности внутреннего мира,
который является результатом особого усилия, особых психотехнических действий, сводящих субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство (Васи-люк, 1997). Здесь необходимы действия, связанные не только с рефлексией, но и с постоянной работой, направленной на поддержку высокого уровня сложности внутреннего мира: стремление к самоактуализации (Маслоу, 1999); исследовательский поиск (Бьюджен-таль, 2001); настрой на «встречу» (Мэй, 2001); доверие себе и честность перед собой (Грязева-Добшинская, 2008).
Осознание и принятие внешней трудности - это способность прогнозировать те события, которые повлечет за собой выбор той или иной альтернативы. Человек должен осознать все преграды, помехи, которые преподнесут ему силы «внешних обстоятельств», если он выберет «свой» путь (Альтшуллер, 1994). Важным моментом является не только осознание трудности внешнего мира, но и принятие этой трудности, толерантность к ней (Мэй, 2001; Грязева-Добшинская, 2008).
Описание методики
Опросник «Типология личностного выбора» (далее «ТЛВ») включает две шкалы: «рефлексии и поддержки внутренней сложности», «осознания и принятия внешней трудности». Пункты опросника составлялись в соответствии с предложенными Г.С. Альтшулле-ром, И.М. Верткиным пошаговыми действиями творческой личности, сталкивающейся на разных этапах своего жизненного пути с различными внешними обстоятельствами.
Шкала «Рефлексия и поддержка внутренней сложности» (далее «РПВС») включает две группы вопросов. Первая состоит из десяти пунктов и отражает личностный выбор жизненного пути: выбор традиционного или уникального жизненного пути; выбор спонтанной, непрагматической или продуманной, прагматической стратегии целеполагания; выбор эмоциональной или рациональной стратегии принятия решений в направлении неопределенности или заданности, известности. Соответственно, приведем некоторые примеры пунктов опросника: «по-моему, лучше быть белой вороной, чем таким, как все» (прямой); «я всегда стараюсь спланировать свои действия» (обратный); «случайность может изменить уже обдуманное решение» (прямой). Вторая группа вопросов шка-
лы «РПВС» состоит из десяти пунктов и отражает особенности выбора экзистенциальных ценностей: познание, труд, жизнь, игра и т. п. Приведем некоторые примеры пунктов опросника: «свободное время, по моему мнению, предназначено для более глубокого изучения интересующих меня проблем» (прямой); «для меня важнее престижность выбранной профессии, чем возможность раскрыть себя» (обратный); «я часто задумываюсь о том, для чего я появился на свет, в чем смысл моего существования» (прямой).
В результате, согласно пунктам опросника, внутренняя сложность личности поддерживается через выбор уникального, неопределенного, спонтанного, непрагматичного жизненного пути.
Шкала «Осознание и принятие внутренней трудности» (далее «ОПВТ») также включает две группы вопросов. Первая состоит из десяти пунктов и отражает стратегию реализации выбора жизненного пути: приоритеты при реализации выбора жизненного пути; активность в поиске дополнительной информации (надситуативность); избирательность по отношению к внешним заданиям. Соответственно, приведем некоторые примеры пунктов опросника: «чтобы осуществить то, что задумано и добиться успеха я готов пойти на риск» (прямой); «я легко могу отказаться от некоторых материальных благ, ради того чтобы заняться своей работой» (прямой); «мне интересны история и культура, постоянно стараюсь пополнить свои знания в этой области» (прямой); «я стараюсь критически относиться к любой получаемой информации» (прямой). Вторая группа вопросов шкалы «ОПВТ» состоит из десяти пунктов и отражает особенности стратегии исполнения деятельности: предпочтение самостоятельности или ориентировка на помощь в деятельности; направленность на неопределенный процесс или легкий результат; помехоустойчивость. Соответственно, приведем некоторые примеры пунктов опросника: «я всегда хотел, чтобы у меня был наставник» (прямой); «обычно я выбираю те задания, которые позволяют узнать что-то новое, но требуют много времени на подготовку, а не те, которые смогу выполнить быстро и хорошо, потому что уже знаю» (прямой), «во время работы, меня легко можно отвлечь» (обратный).
В результате, согласно пунктам опросника, внешняя трудность принимается через вы-
бор рискованной, надситуативной, активной, критичной, самостоятельный, направленной на процесс, помехоустойчивой стратегии реализации выбора жизненного пути.
Соотношения показателей по шкалам «РПВС» и «ОПВТ» интерпретируются как установки на различные типы выбора жизненного пути личности. Типы установок были обозначены в соответствии с типами переживания, выделенными Ф.Е. Василюком:
1. Установка на творческий выбор жизненного пути личности: высокие показатели как по шкале «РПВС», так и по шкале «ОПВТ».
2. Установка на ценностный выбор жизненного пути личности: высокие показатели по шкале «РПВС» и средние или низкие - по шкале «ОПВТ».
3. Установка на реалистический выбор жизненного пути личности: низкие показатели по шкале «РПВС» и высокие - по шкале «ОПВТ».
4. Установка на гедонистический выбор жизненного пути личности: низкие показатели по шкале «РПВС» и низкие или средние -по шкале «ОПВТ».
Стандартизация шкал методики
Определение психометрических показателей шкал опросника «ТЛВ» осуществлялось на выборке, состоящей из 142 человек в возрасте от 15 до 24 лет (табл. 1).
Таблица 1
Психометрические показатели опросника «ТЛВ», выборка 142 человека
Статистические характеристики Шкалы опросника «ТЛВ»
«РПВС» «ОПВТ»
Хор 10,8 11,6
Е 3,3 2,8
Доля значений, попа-
дающих в диапазон 62,4 57,8
х±с (в%)
Доля значений, попа-
дающих в диапазон 97,7 96,4
х±2с (в %)
Для показателя рефлексии и поддержки внутренней сложности (шкала «РПВС») х=10,8, а о=3,3; при этом в диапазон значений х±о попадает 62,4% всех значений выборки, а в диапазон х±2о - 97,7% всех значений выборки. Следовательно, распределение показателей шкалы «РПВС» приближается к нормальному.
Для показателя «Осознание и принятие внешней трудности» (шкала «ОПВТ») х=11,6, а о=2,8; при этом в диапазон значений х±о попадает 57,8 % всех значений выборки, а в диапазон х±2о - 96,4 % всех значений выборки. Следовательно, распределение показателей шкалы «ОПВТ» тоже приближается к нормальному.
Далее на основе соотношения результатов, полученных по шкалам опросника «ТЛВ» -«РПВС» и «ОПВТ» - определялся тип переживания и склонность к осуществлению соответствующего данному типу переживания типу выбора жизненного пути. Иначе это можно назвать установкой на определенный тип выбора жизненнго пути личности. Таким образом, на основе результатов по опроснику «ТЛВ» определялись установки на различные типы выбора жизненного пути личности.
Распределение по установкам на различные типы выбора жизненного пути в выборке, состоящей из 320 человек, приближается к равномерному: %2 = 4,4, р. н. з.
Надежность опросника
Определение надежности опросника «ТЛВ» осуществлялось через его повторное предъявление через год 50 испытуемым и установление корреляции между двумя замерами для каждой шкалы. Были получены следующие результаты. Для шкалы «Рефлексия и поддержка внутренней сложности» коэффициент корреляции между двумя замерами составил 0,78, при р<0,01. Для шкалы «Осознание и принятие внешней трудности» коэффициент корреляции между двумя замерами составил 0,83; при р<0,01.
Валидность опросника
Критериальная валидность. В качестве групп испытуемых, предположительно имеющих преимущественно установки на различные типы выбора жизненного пути (творческий, реалистический, ценностный, гедонистический), были взяты группы учащихся, выбравших различную профессиональную специфику: студенты 1-го курса факультета театра, кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры и искусства (32 человека); учащиеся 11-го математического класса МОУ Лицея № 11 (29 человек).
Среди испытуемых с высокими значениями по шкале «РПВС»: рефлексия и поддержка внутренней сложности (с установками
на творческий и ценностный типы выбора), значимо больше студентов-актеров: ф*=3,59, при р<0,01. Среди испытуемых с высокими значениями по шкале «ОПВТ»: осознание и принятие внешней трудности (с установками на творческий и реалистический типы выбора), значимо больше студентов-актеров: ф*=1,59, при р<0,05.
На основе показателей по опроснику «ТЛВ» данная выборка была разделена на 4 группы: с установкой на творческий выбор (12 человек), с установкой на реалистический выбор (15 человек), с установкой на ценностный выбор (13 человек), с установкой на гедонистический выбор (18 человек). 3 человека не вошли в данные группы, так как получили средние значения по обеим шкалам опросника «ТЛВ».
В этих группах наблюдалось различное количественное соотношение учащихся-математиков и студентов-актеров. В группе испытуемых с установкой на творческий выбор оказалось 83 % студентов-актеров и 17 % учащихся-математиков. В группе испытуемых с установкой на реалистический выбор - 40 % студентов-актеров и 68 % учащихся-математиков. В группе испытуемых с установкой на ценностный выбор - 69 % студентов-актеров и 31 % учащихся-математиков. В группе испытуемых с установкой на гедонистический выбор - 22 % студентов-актеров и 78 % учащихся-математиков. В группе студентов-актеров значимо больше испытуемых с установкой на творческий выбор жизненного пути: х 2=5,33*, при р<0,05 (табл. 2). В группе учащихся-математиков значимо больше испытуемых с установкой на гедонистический выбор жизненного пути: %2=5,5*, при р<0,05 (см. табл. 2).
Выбор профессии можно рассматривать как бытийный выбор: с одной стороны - как выбор в конкретной ситуации, а с другой стороны -как выбор, определяющий последующий жизненный путь человека. Выбор профессии, непосредственно связанной с творческой деятельностью, с большей вероятностью осуществляют люди с высокими показателями по обеим шкалам опросника «ТЛВ». Это подтверждает предположение о том, что высокий уровень рефлексии и поддержки внутренней сложности, а также высокий уровень осознания и принятия внешней трудности свойственны людям с установкой на творческий выбор жизненного пути.
Таблица 2
Количество учащихся-математиков и студентов-актеров в группах с установками на различные типы выбора жизненного пути
Учащиеся Субъекты с установками на различные типы выбора жизненного пути
Творческий Реалистический Ценностный Гедонистический
Кол. % х2 Кол. % х2 Кол. % х2 Кол. % х2
Математики 2 17 5,33* р<0,05 9 60 0,6 р. н. з. 4 31 1,9 р. н. з. 14 78 5,5* р<0,05
Актеры 10 83 6 40 9 69 4 22
E 12 100 15 100 13 100 18 100
Конструктная валидность. Конструктная валидность определялась на основе исследования корреляций показателей шкал опросника «ТЛВ» с показателями самоактуализаци-онного теста («САТ») и сопряжений показателей шкал опросника «ТЛВ» с показателями типа переживания как способа взаимодействия личности с миром по тесту Роршаха.
Исследование корреляций шкал опросника «ТЛВ» с показателями «САТ» проводилось на учащихся 11-го естественно-научного класса МОУ лицея №11 (27 человек) и студентах 3-го курса факультета психологии Южно-уральского государственного университета (21 человек).
Показатели опросника «ТЛВ» - рефлексия и поддержка внутренней сложности (РПВС) и осознание и принятие внешней трудности (ОПВТ) - имеют статистически значимую прямую корреляционную взаимосвязь с такими показателями «САТ» как «Сг» - «креативность» (г = 0,71, г = 0,64, при р<0,01) и «Cog» - «познавательная потребность» (г = 0,62, г = 0,52, при р<0,01). Это означает, что сочетание высоких результатов по шкалам «РПВС» и «ОПВТ» связано с высоким уровнем самоактуализации, творческой и познавательной направленностью, и, следовательно, действительно является показателем наличия у испытуемого установки на творческий тип выбора жизненного пути.
Исследование сопряжения показателей
шкал опросника «ТЛВ» с показателями типа переживания по тесту Г. Роршаха проводилось на учащихся 11-го математического класса МОУ лицея № 11 (29 человек) и студентах 1-го курса факультета театра, кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры (32 человека). Результаты представлены в табл. 3, 4.
Типы переживания определялись по тесту Г. Роршаха на основе соотношения показателей «Уровень интеллектуальной инициативы» (ЕМ) и «Уровень эмоциональной реактивности» (£С,CF,FC). Высокие значения по обеим шкалам, по мнению исследователей, свидетельствуют о наличии у субъекта расширенного типа переживания: интроверсивный (ЕМ > £С,CF,FC), экстратензивный (ЕМ < £С,CF,FC), амбиэквальный (ЕМ = XС,CF,FC). Низкие значения по обеим шкалам свидетельствуют о наличии суженного коартированного типа переживания (Роршах, 2003; Ехпег, 1974).
Результаты исследования сопряжения уровня интеллектуальной инициативы («ЕМ») по тесту Роршаха с уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») и уровнем осознания и принятия внешней трудности («ОПВТ») по опроснику «ТЛВ» представлены в табл. 3.
Выявлены значимые различия групп субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы по уровню рефлексии и поддержки
Таблица 3
Различия в уровне «РПВС» и «ОПВТ» у субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы
Наименования шкал методики Уровневые значения шкал методики Уровень интеллектуальной инициативы ф* Фишера
Высокий Низкий
Уровень рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») Высокий 18 10 ф*=2,23** р<0,01
Низкий 12 21
Уровень осознания и принятия внешней трудности («ОПВТ») Высокий 12 17 ф*=1,12 р. н. з.
Низкий 18 14
Таблица 4
Различия в уровне «РПВС» и «ОПВТ» у субъектов с разным уровнем эмоциональной реактивности
Наименования шкал методики Уровневые значения шкал методики Уровень эмоциональной реактивности ф* Фишера
Высокий Низкий
Уровень рефлексии и поддержки внутренней сложности (РПВС) Высокий 11 17 ф* =1,18 р н.з.
Низкий 18 15
Уровень осознания и принятия внешней трудности (ОПВТ) Высокий 18 11 ф* =2,27** р<0,01
Низкий 11 21
внутренней сложности. Высокий уровень интеллектуальной инициативы (ЕМ) по тесту Г. Роршаха преобладает в группе испытуемых с высоким уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности; низкий уровень интеллектуальной инициативы (ЕМ) по тесту Рорша-ха преобладает в группе испытуемых с низким уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности (ф*=2,23, при р<0,01).
Не выявлено значимых различий групп субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы по уровню осознания и принятия внешней трудности (ф*=1,12, р. н. з.).
Следовательно, уровень интеллектуальной инициативы сопряжен с уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности.
Результаты исследования сопряжения уровня эмоциональной реактивности («ЕC,CF,FC») по тесту Г. Роршаха с уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») и уровнем осознания и принятия внешней трудности (ОПВТ) по опроснику «ТЛВ» представлены в табл. 4.
Выявлены значимые различия групп субъектов с разным уровнем эмоциональной реактивности по уровню осознания и принятия внешней трудности. Высокий уровень эмоциональной реактивности («ЕC,CF,FC») по тесту Г. Роршаха преобладает в группе испытуемых с высоким уровнем осознания и принятия внешней трудности; низкий уровень эмоциональной реактивности («ЕC,CF,FC») преобладает в группе испытуемых с низким уровнем осознания и принятия внешней трудности (ф*=2,27, при р<0,01).
Не выявлено значимых различий групп субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы по уровню рефлексии и поддержки внутренней сложности (ф*=1,18 р. н. з.).
Высокий уровень интеллектуальной инициативы и эмоциональной реактивности сопряжен с базовыми компонентами психотехники выбора как параметрами рефлексии взаимодействия субъектов с миром, которые
дифференцируют типы выбора жизненного пути. В то же время показатели уровня интеллектуальной инициативы и эмоциональной реактивности являются параметрами, дифференцирующими типы переживания: расширенный (амбиэквальный, интроверсивный, экстратензивный) и суженный (коартирован-ный) типы переживания.
Таким образом, можно утверждать, что для субъектов с установкой на творческий выбор жизненного пути характерен расширенный ам-биэквальный тип переживания, для субъектов с установкой на реалистический выбор - экстра-тензивный, для субъектов с установкой на ценностный выбор - интроверсивный, для субъектов с установкой на гедонистический выбор -суженный тип переживания.
Расширенный амбиэквальный тип переживания, описываемый через сочетание высокого уровня интеллектуальной инициативы и высокого уровня эмоциональной реактивности, по мнению исследователей, характерен для творческих личностей (Глухова, 2010; Грязева-Добшинская, 2008; Роршах, 2003).
Таким образом, опросник «Типология личностного выбора» может применяться для диагностики установок личности на различные типы выбора жизненного пути: творческий, реалистический, ценностный, гедонистический.
Литература
1. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. -Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с
2. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
4. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: Смысл, 1997. - С. 294-314.
5. Глухова, В.А. Социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук /В.А. Глухова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. - 26 с.
6. Грязева-Добшинская, В.Г. Тип переживания и рефлексия образов «Я» при восприятии произведений визуального искусства / В.Г. Грязева-Добшинская, Н.А. Нохрина // Вестник ЮУРГУ. Серия «Психология». -2013. - Вып. 6, № 4. -С. 15-23.
7. Грязева-Добшинская, В.Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы. Эмпирические исследования. Прикладные разработки: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 234 с.
8. Леонтьев, Д.А. Что такое экзинстенци-альная психология?/Д.А. Леонтьев //Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии - М.: Смысл, 1997. - С. 40-54.
9. Леонтьев, Д.А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев, Д.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказо-ва, О.Х. Фам. - М.: Смысл, 2015. - 464 с.
10. Мальцева, А.С. Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий: автореф. дис. . канд. пси-хол.наук /А.С. Мальцева. - Челябинск: Полиграф-мастер, 2011. - 26 с.
11. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
12. Мэй, Р. Мужество творить: очерк пси-
хологии творчества / Р. Мэй. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. -129 с.
13. Петровский, В.А. «Я» в персонологиче-ской перспективе / В.А. Петровский. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 502 с.
14. Петровский, В.А. Очерк теории свободной причинности / В.А. Петровский // Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 124-144.
15. Роршах, Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Г. Роршах. - М.: Когито -Центр, 2003. - 336 с.
16. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии /Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
17. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. -П. Сартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
18. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология / Ю.В. Тихонравов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез"», 1998. - 238 с.
19. Exner, G.E. The Rorschach: A comprehensive system / G.E. Exner. - N.Y.: Willey and Sons, 1974.
20. Harre, R. Personal Being / R. Harre. - Oxford: Blackwell, 1983.
Грязева Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая. кафедрой «Общая психология», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]
Мальцева Алиса Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected], [email protected]
Поступила в редакцию 23 марта 2016 г
DOI: 10.14529/psy160202
TEST "TYPOLOGY OF PERSONAL CAREER CHOICES": DESCRIPTION AND PSYCHOMETRIC VERIFICATION RESULTS
V.G. Gryazeva-Dobshinskaya, [email protected]
A.S. Maltseva, [email protected]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
In the article we describe the original test which designed for determine attitudes of the different life choices types (creative, realistic, value, hedonistic). There are presented theoretical foundation and content of the test scales. We discusses the main psychometric characteristics of the scales: reliability and validity.
Keywords: psychodiagnostics method, questionnaire, attitude, career, type of personal choice, type of feeling, course of life, creativity, reliability, validity.
References
1. Al'tshuller G.S., Vertkin I.M. Kak stat' geniem: Zhiznennaya strategiya tvorcheskoy lichnosti [How to Become a Genius: Life Strategy of Creative Personality]. Minsk, Belarus' Publ., 1994. 479 p.
2. B'yudzhental' Dzh. Iskusstvopsikhoterapevta [Art Therapist]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 304 p.
3. Vasilyuk F.E. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy) [Psychology of Feeling (Analysis of Overcoming Critical Situations)]. Moscow, Moscow University Publ., 1984. 200 p.
4. Vasilyuk F.E., Leont'ev D.A., Shchur V.G. (Eds.) [Choice Psychotechnics] Psikhologiya s chelove-cheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii [Psychology with a Human Face: a Humanistic Perspective in the Post-Soviet Psychology]. Moscow, Smysl Publ., 1997, pp. 294- 314. (in Russ.)
5. Glukhova V.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya integratsiya odarennykh uchashchikhsya v gruppe i razvi-tiye ikh intellektual'nykh i tvorcheskikh sposobnostey. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Socio-psychological Integration of Gifted Students in the Group and the Development of their Intellectual and Creative Abilities. Abstract of kand. diss.]. Chelyabinsk, SUSU Publ., 2010. 26 p.
6. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Nokhrina N.A. [Type of Experience and Reflection Images of the "Ego" in the Perception of Works of Visual Art]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2013, iss. 6, no. 4, pp. 15 - 23. (in Russ.)
7. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. Sotsial'naya psikhologiya tvorchestva. Teoreticheskiye osnovy. Empiri-cheskiye issledovaniya. Prikladnyye razrabotki: uchebnoye posobiye [Social Psychology of Creativity. Theoretical Basis. Empirical Studies. Application Development]. Chelyabinsk, SUSU Publ., 2008. 234 p.
8. Leont'yev D.A. [What is Ekzinstentsialnaya Psychology?]. Psikhologiya s chelovecheskim litsom. Gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii [Psychology with a Human Face. Humanistic Perspective in Post-Soviet Psychology]. Moscow, Smysl Publ., 1997, pp. 40 - 54.
9. Leont'yev D.A., Ovchinnikova D.Yu., Rasskazova E.I., O.Kh. Fam Psikhologiya vybora [Psychology of Choice]. Moscow, Smysl Publ., 2015. 464 p.
10. Mal'tseva A.S. Vybor tvorcheskogo zhiznennogo puti lichnosti v kontekstakh sotsial'nykh vzaimodeyst-viy. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Choosing a Creative Way of Life of the Individual in the Context of Social Interactions. Abstract of kand. diss.]. Chelyabinsk, Poligraf-master Publ., 2011. 26 p.
11. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 1999. 478 p.
12. Mey R. Muzhestvo tvorit': ocherkpsikhologii tvorchestva [Courage to Do: Sketch Psychology of Creativity]. Lvov, Initsiativa Publ.; Moscow, Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy Publ., 2001. 129 p.
13. Petrovskiy V.A. «Ya» v personologicheskoy perspektive ["Ego" in Personal Prospects]. Moscow, Vys-shaja shkola ekonomiki, 2013. 502 p.
14. Petrovskiy V.A. [Sketch Free Causality Theory]. Psikhologiya s chelovecheskim litsom. Gumanisti-cheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii [Psychology with a Human Face. Humanistic Perspective in Post-Soviet Psychology]. Moscow, Smysl Publ., 1997, pp. 124-144. (in Russ.)
15. Rorshakh G. Psikhodiagnostika: Metodika i rezul'taty diagnosticheskogo eksperimenta po issledovaniyu vospriyatiya (istolkovaniye sluchaynykh obrazov) [Psychodiagnosis: The Methodology and Results of the Diagnostic Study on the Experiment of Perception (Interpretation of Random Images)]. Moscow, "Kogito - Tsentf' Publ., 2003. 336 p.
16. Sartr Zh.-P. Bytiye i nichto: opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and Nothingness: Experiences Phenomenological Ontology]. Moscow, Respublika Publ., 2000. 639 p.
17. Sartr Zh.-P., Yakovleva A.A. (Ed.) Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism - a Humanism]. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow, Politizdat Publ., 1989, pp. 319-344.
18. Tikhonravov Yu.V. Ekzistentsial'naya psikhologiya [Existential Psychology]. Moscow, ZAO "Biznes-shkola "Intel-Sintez" Publ., 1998, 238 p.
19. Exner G.E. The Rorschach: A comprehensive system. N.Y., Willey and Sons Publ., 1974.
20. Harre R. Personal Being. Oxford, Blackwell Publ., 1983.
Received 23 March 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Грязева-Добшинская, В.Г. «Типология личностного выбора жизненного пути»: описание методики и результаты психометрической проверки / В.Г. Грязева-Добшинская, А.С. Мальцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2016. - Т. 9, № 2. - С. 14-21. DOI: 10.14529/psy160202
FOR CITATION
Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Maltseva A.S. Test "Typology of Personal Career Choices": Description and Psychometric Verification Results. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2016, vol. 9, no. 2, pp. 14-21. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy160202