Вестник РУДН. Серия: Экономика
DOI: 10.22363/2313-2329-2017-25-4-553-565 УДК 332.1
RUDN Journal of Economics 2017 Vol. 25 No. 4 553-565
http://journals.rudn.ru/economics
ТИПЫ ГОРОДОВ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ РОССИИ: ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ1
М.Н. Миронова, Н.Г. Кузнецова, А.Н. Шолудько
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу изменений в промышленности в разных типах городов по людности Транссибирской магистрали (Транссиба) в постсоветский период. Выявлены преобладающие типы городов по современной численности населения и специфике ее динамики в 1990—2015 гг. Оценены ключевые тренды развития промышленности на основе анализа количества закрытых и вновь появившихся промышленных предприятий и производств в этих городах. Определены взаимосвязь динамики градообразующих промышленных предприятий с изменением людности в городах Транссиба в этот период. Установлены основные закономерности смены промышленных функций в разных типах городов.
Ключевые слова: типы городов, Транссиб, людность города, градообразующие функции, промышленные предприятия
Введение
Города, расположенные вдоль железнодорожной трассы Транссиба, различны по времени возникновения, численности населения, хозяйственной специфике и экономико-географическому положению, но объединены транспортной составляющей. В постсоветское время экономические связи между городами, регионами и соседними с Россией странами претерпели изменения, что оказало безусловное влияние на их развитие.
В современной России в целом замечена тенденция концентрации экономической активности в наиболее крупных городах страны при снижении в небольших. В городах страны в последние десятилетия происходят сдвиги в хозяйственной деятельности, в частности промышленной, определяющие динамику численности, миграции и структуру занятости населения. Представлялось интересным исследовать с этой точки зрения города Транссиба и определить совпадают ли трансформации в них с общероссийскими тенденциями.
Обзор литературы
Данная проблематика рассматривалась в специальной литературе: в целом для выявления особенностей численности населения и экономики городов совре-
1 Публикация подготовлена при поддержке Программы РУДН «5-100».
менной России (Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И., 2010), ее крупных регионов (Антонов Е., 2016), региональных центров (Качурина Л.Б, Мкртчян Н.В., 2016), и на примере развития промышленности отдельных городов, в частности Иркутска (Белькова Г.Д., 2012), а также при анализе трансформации отраслевой структуры промышленности страны (Rodionova I., Kokuytseva T., 2011; Часовский В.И., 2015).
Теоретико-методологической базой работы также послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в понятие «градообразующие функции» города, разработали различные классификации городов страны, концепции классических факторов формирования городов (Саушкин Ю.Г., 2001; Лаппо Г.М., 1997),тенденции и модели оптимального развития и размещения городов, взаимосвязи хозяйства и населения в городах и др. (Хаггет П., 1979; Fujita, M., Krugman, P. and Venables, T., 2001).
Методы и подходы
Анализируются развитие городов Транссибирской магистрали в целях исследования ключевых закономерностей в смене основных промышленных градообразующих функций в разных их типах. Для раскрытия этой цели поставлены следующие задачи: провести типологию городов Транссибирской магистрали по их людности, выявить их лидирующие градообразующие функции; определить основные тенденции изменения численности населения в них в постсоветский период и выявить специфику изменений промышленной специализации в разных типах городов.
Информационной основой экономического анализа данной работы стали данные народной энциклопедии «Мой город», Каталога организаций России, интернет-порталов «Сделано у нас» и городов Транссибирской магистрали и др. Использовались методы: типологий- для классификации городов по людности; сравнительного балансового анализа статистики — для определения масштабов и специфики изменений в промышленном секторе этих городов на основе расчетов по количеству закрытых и открытых промышленных предприятий в этих городах; сравнительно-исторического анализа — для выявления процессов во времени и различных подотраслях промышленности.
Типы городов Транссиба по людности и их динамики
Среди всех городов, расположенных на Транссибирской железнодорожной магистрали, в 2015 г. большую часть составляли малые (43,6%) и средние (15,4%), но и к крупнейшим и миллионерам относятся 25,6% от их общего количества (табл. 1). В азиатской части Транссиба находятся почти все крупнейшие города и миллионеры (за исключением Ярославля и Перми); он проходит через треть современных городов-миллионеров России.
Около половины городов магистрали были образованы в годы ее строительства, что обусловило резкий приток жителей, а также появились в годы советской индустриализации и дальнейшего освоения Сибири и Дальнего Востока страны (Лаппо Г.М., 1997). Перспективы развитие получили наиболее крупные города, расположенных на транзите сырья и готовой продукции, вблизи природных ре-
сурсов, что влекло создание и новых городов вокруг появляющихся производств (Саушкин Ю.Г., 2001; Тургель И.А., 2014). Например, Петровск-Забайкальский образован на основе чугунолитейного завода, Юрга получил развитие после открытия машиностроительного завода, Анжеро-Судженск своим появлением город обязан разработкам угольных месторождений (Каталог организаций России). В годы Великой Отечественной войны много заводов были переведены из западных частей страны на Урал и Сибирь (Тюмень, Омск и др.), что вызвало увеличение их людности и усилило доминирование промышленных градообразующих функций (Город и деревня в Европейской России, 2001).
Таблица 1
Типы городов Транссибирской магистрали по людности в 2015 г.
[Types of cities of the Trans-Siberian Railway by population in 2015]
Тип* Людность, тыс. жителей Количество городов, ед. Доля от всех, % Города
Малые до 50 17 43,6 Называевск, Вяземский, Могоча, Балезино, Данилов, Иланский, Петровск-Забайкаль-ский, Слюдянка, Боготол, Верещагино, Шарья, Буй, Барабинск, Зима, Тайшет, Лесо-заводск, Мариинск
Средние 50—100 6 15,4 Кунгур, Белогорск, Анжеро-Судженск, Биробиджан, Юрга, Канск
Большие 100—250 3 7,7 Ачинск, Первоуральск, Уссурийск
Крупные 250—500 3 7,7 Чита, Улан-Удэ, Киров
Крупнейшие 500—1000 5 12,8 Ярославль, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Тюмень
Миллионеры более 1 000 5 12,8 Пермь, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Новосибирск
Всего: 39 100,0
* Типология городов по людности — по Лаппо Г.М. (Лаппо Г.М., 1997).
Источник: составлено авторами по данным народной энциклопедии «Мой город» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mojgorod.ru (дата обращения: 25.07.2016).
Анализ динамики численности населения разных типов городов Транссиба в постсоветский период выявил следующие закономерности. Людность малых и средних городов заметно снижалась, в наибольшей мере — в первых. Максимальная убыль населения отмечена в г. Петровск-Забайкальском (—39,4% в 2015 г. по отношению к 1992 г.), минимальная — Мариинске (—4,5%). Снижение численности населения в средних городах ниже, чем в малых: самое большое произошло в Анжеро-Судженске (—30,7% за период), меньшее — Белогорске (—10,4%). Неоднозначна динамика людности в больших городах: отрицательный прирост населения имеют Ачинск и Первоуральск, являющиеся моногородами (—12,4% и —7,7% соответственно), положительный — Уссурийск (на 6,4%). Позитивная динамика людности отмечается во всех крупных (наибольший прирост — +19,1% в Улан-Удэ), крупнейших городах (+43,4% — в Тюмени) и городах-миллионерах (+20% — в Красноярске).
Согласно информации справочного портала России и сайтов городов Транссиба, установлено, что для современных малых и средних городов свойственна монопрофильная специализация с ведущими градообразующими транспортно-
логистическими и промышленными функциями (наиболее значимы машиностроение, химическая и лесная промышленность). В крупнейших городах и «мил-лионниках» — многофункциональная структура экономики с несколькими градообразующими функциями. Наиболее крупные изучаемые города имеют часто статус административных центров субъектов РФ (Ярославль, Киров, Екатеринбург, Тюмень, Иркутск и др.), также в них представлены и финансовые, научные, культурные, образовательные и прочие функции.
В постсоветский период прослеживается тенденция увеличения численности населения в более крупных и снижения — в менее крупных городах Транссиба, что в целом соответствует общим закономерностям динамики людности в городах страны (Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И., 2010). Сокращение населения коснулся более 3/4 городов Транссиба, что напрямую связано с изменением их основной градообразующей функции — промышленности, которая оказывает, в свою очередь, влияние на расширение или сужение обслуживающего персонала, согласно теории городского мультипликатора Лоури (Хаггет П., 1979).
Трансформация градообразующих промышленных функций
После распада СССР многие градообразующие предприятия пришли в убыток и были ликвидированы по причине банкротства, так как уровень их производства не предоставлял возможности производить товары в нужном количестве и качестве при открытой конкуренции с зарубежными (Rodionova I., Kokuytseva Т, 2011). В связи с этим в городах Транссиба в 1990—2015 гг. были закрыты одни и появились другие предприятия, оказав разную степень влияния на специализацию промышленности.
Почти все предприятия, прекратившие свою деятельность в данных городах, относятся к обрабатывающей промышленности: машиностроению (28,2%), пищевой (25,6%) и легкой промышленности (12,8%) (рис. 1). Наименьшее их количество приходится на 1990-е гг. Большая часть (36%) заводов в наиболее крупных городах была закрыта в 2000—2009 гг., главным образом это — заводы машиностроения. Предприятия малых и средних городов проходят длительную процедуру банкротства и ликвидации, вплоть до настоящего времени (Каталог организаций России), 16% из них прекратили свою деятельность в 2011—2013 гг. (в Биробиджане, Тайшете, Зиме, Первоуральске).
Однако, за 1990—2015 гг. открылось в 1,7 раз больше предприятий, чем закрылось, что говорит в целом об усилении промышленной функции в городах Транссиба. Подавляющая их часть — заводы нефтехимии (23,4%), по производству стройматериалов (20,3% от всех новых), пищевой (18,8%) и машиностроения (9,3%) продукции. Всплеск появления новых заводов отмечается с 2011 г. (39%), меньшее их количество (17,2%) открывалось в 2002—2006 гг. и преимущественно в малых и средних городах, например, в Тайшете или Канске.
Заметно выросла роль промышленность стройматериалов и нефтехимии. Характер новых строительных материалов (в Перми, Ярославле, Чите, Белогорске и др.) говорит об активизации жилищного строительства, связанного с возросшим потребительским спором населения, близостью транспортных путей и рынков
сбыта продукции (ТехноНИКОЛЬ). К примеру, созданы заводы сухих строительных смесей в Тюмени и Омске, крупнопанельного домостроения в Омске и Новосибирске, теплоизоляций, кровельных и фасадных материалов в Тюмени, цемента с использованием золошлаковых отходов в Омске и керамики в Новосибирске (Справочный портал России). Нефтехимическая промышленность в городах Транссиба развивалась на основе местного сырья или транзитно транспортируемого и, как правило, наращивала производство, не меняя существовавший состав промышленности. Так, около половины всех новых заводов сосредоточены в Омске и Перми. Всего открылось в 4,3 раза больше предприятий, чем закрылось, они выпускают продукцию оргсинтеза, различные пластики, шины, фармацевтику, смазочные масла и др.
Угольная Н 1 0
Топливная 0 □ 1
Химическая 0 2
Переработка отходов 0 2
Цвет. мет. 0 2
Черн. мет. 2 2
Металлообработка 0
15
Легкая П ■ 5
Лесная, деревообрабатывающая-L3— 4
Промышленность строит, мат.
ИЗ
---------------- 13
115
8
Пищевая 12
-1-1-1-1-1-
О 2 4 6 8 10 12 14 16
Условные обозначения:
— закрылись; Q — открылись
Рис. 1. Количество открывшихся и закрывшихся предприятий промышленности в городах Транссибирской магистрали в 1990—2015 гг., ед. [Fig. 1. The number of opened and closed industrial enterprises in the cities of the Trans-Siberian Railway in 1990—2015, units]
Источник: составлено авторами по данным Каталога организаций России [Электронный ресурс]. URL: www.list-org.com; Новостного бизнес-портала BusinessLife. [Электронный ресурс]. URL: http:// businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2017); Списку уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017) и веб-сайту «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
Пищевая промышленность и машиностроение характеризуются нестабильностью. Новые производства продуктов питания связаны с расширением ассортимента продукции на местном сырье: в Улан-Удэ открыт новый мясоперерабатывающий комплекс одного из крупнейших предприятий региона «Бурятмяспром», на заводе ОАО «Молоко Бурятии» — цех по розливу ультрапастеризованного молока, в Омске — цех по переработке мяса индейки ООО «Руском-Агро» и третий хлебозавод компании «Хлебодар», Новосибирске — линия по розливу йогуртов «Сибирское молоко» (филиал ОАО «Вимм-Биль-Данн) (Каталог организаций России). Закрытие заводов обусловлено стремлением зарубежных производителей размещать филиалы вблизи массового потребителя, поэтому, например, «Ко-каКола» и «Карлсберг» из Красноярска и Новосибирска переехали в Самарскую, Орловскую, Московскую и другие области (Новостной бизнес-портала Ви81ие88ЫГе). В отрасли произошли наибольшие изменения по количеству закрытых и открытых предприятий.
Среди всех ликвидированных заводов машиностроения треть относится к приборостроению (расположены в Иркутске, Красноярске, Хабаровске) и выпускали телевизоры, радиоприемники и аппаратуру, не смогли конкурировать с более дешевыми импортными аналогами (Энциклопедия Иркутской области), появившимися после распада СССР, как и в целом по стране. Предприятия были в значительной степени сокращены, хотя часть производств была перепрофилирована и существует до сих пор, например, ООО «Байкал-оптика» в Иркутске, «Кра-спромснаб» в Красноярске и др. (Справочный портал России). Новые машиностроительные предприятия специализируются на сложной продукции, часто оборонного назначения (например, в Свердловске организовано сборочное производство металлообрабатывающих станков на «ГРС Урал», Перми — токарных обрабатывающих центров АО «Совместное технологическое предприятие»), большая часть выпуска которых осуществляется благодаря государственным заказам (Государственный архив Пермского края).
Тенденции развития промышленности в разных типах городов
В таблице 2 отражено, в каких типах городов по людности происходили важнейшие изменения в отраслях обрабатывающей промышленности, на которых специализируются города Транссиба.
Предприятия пищевой промышленности закрывались в разных типах городов. Более половины закрытых сосредоточена в больших городах, в основном в Ачинске (кондитерская фабрика, мясокомбинат, пивзавод и др.) (Новости Красноярского края), а также других — малом городе Слюдянке Южно-Байкальский рыбозавод не выдержал конкуренции с другими компаниями Дальнего Востока и был признан банкротом, в среднем по людности в Канске в упадок пришел Кан-ский ликероводочный завод (Энциклопедия Иркутской области). Развитие отрасли в большей степени происходит в городах-миллионерах, Омске и Новосибирске (41,6%), активно развивается отрасль и в крупных и больших городах за счет расширения действующих заводов в крупных городах (Улан-Удэ, Чите).
Бурное развитие производства строительных материалов максимально затронуло крупные города и города-миллионеры Транссиба с наиболее явной поло-
жительной динамикой численности населения — в них сосредоточено 86,7% новых заводов или цехов данного профиля.
Таблица 2
Изменение количества предприятий в основных отраслях промышленности в разных типах городов Транссиба в 1990—2015 г. [Change in the number of enterprises in key industries in different types of Trans-Siberian cities in 1990—2015]
Количество предприятий промышленности, ед.
Тип города стройматериалов пищевой нефтехимической машиностроительной
открыты закрыты открыты закрыты открыты закрыты открыты закрыты
Миллионеры 6 — 5 2 9 1 6 3
Крупнейшие 6 — 1 — 2 1 1 3
Крупные — — 3 — 1 — — —
Большие — 2 1 6 1 1 — 3
Средние 1 — 1 1 2 1 1 1
Малые — — 1 1 1 — 1 1
Источник: составлено авторами по данным Каталога организаций России [Электронный ресурс]. URL: www.list-org.com; Новостного бизнес-портала BusinessLife. [Электронный ресурс]. URL: http:// businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2017); Списку уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017) и веб-сайту «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
Новые цеха и производства нефтехимической промышленности открывались преимущественно в городах-миллионерах (70%), больше всего — в Омске (31%), где данная специализация традиционна. Это — Омские заводы полипропилена ООО «Полиом» и компании «Титан», производство композитного материала на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена «НПО Гелар» в Красноярске, «Гипсополимер» в Перми и др. (Справочный портал России).
Предприятия машиностроения в основном возникали (75%) в городах-миллионерах с устоявшейся ролью в отраслевой структуре промышленности: в Екатеринбурге, Перми, Омске (например, новый завода по производству ультразвуковых медицинских аппаратов в Омске). Это не оказывало значительного влияния на промышленную функцию городов, в ряде случаев ее расширявших. Поэтому отрасль наиболее сохранилась в крупных городах и «миллионниках», хотя и оказалась представлена другими предприятиями, например, ООО «Байкал-оптика» в Иркутске, «Краспромснаб» в Красноярске и др. (Каталог организаций России). Более половины закрывшихся производств концентрировались также в наиболее крупных городах, например, Иркутский завод карданных валов, прекративший свое существования из-за нарушения технологической кооперации (Энциклопедия Иркутской области), Пермские «Велозавод» и машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Государственный архив Пермского края) и ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (г. Владивосток), объявленные банкротами. Среди городов Транссиба, в которых происходила рокировка машиностроительных заводов, — 36% крупных городов и 27% городов-миллионеров.
Другие отрасли промышленности отличаются незначительными изменениями в количестве закрытых и открытых предприятий, но это также в касается наи-
более крупных городов. В целом прослеживается положительный баланс предприятий деревообработки, металлоработки, металлургии и переработки отходов при уменьшение роли легкой и добывающей промышленности (рис. 2).
Открывшиеся предприятия 4-
-
1 1 1
Миллионер Крупнейший Крупный Большой Средний Малый
Закрывшиеся предприятия
I I
Средний
Малый
Миллионер Крупнейший Крупный Большой
Условные обозначения:
— ЦБ и деревообр.; Q — металлообработка; Щ — черная мет.; Щ — цветная мет.; Щ — химическая; □ - легкая;
— переработка отходов; Щ—топливная; Щ—угольная
Рис. 2. Количество открывшихся и закрывшихся предприятий в других отраслях промышленности по типам городов Транссиба в 1990—2015 гг., ед. [Fig. 2. The number of opened and closed enterprises in other industries by types of Transsib cities in 1990—2015, units.]
Источник: составлено авторами по данным Каталога организаций России [Электронный ресурс]. URL: www.list-org.com; Новостного бизнес-портала BusinessLife. [Электронный ресурс]. URL: http:// businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2017); Списку уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017) и веб-сайту «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
Многие небольшие города Транссиба кардинально изменили свои градообразующие промышленные функции, а для некоторых прекращение деятельности завода означало наступление кризиса. В первую очередь, это — малые и средние города с предприятиями угольной и химической промышленности, черной металлургии, что способствовало оттоку населения и сокращению их людности. Так, в Петровск-Забайкальском прекратил деятельность металлургический завод, что объясняет максимальное сокращения его людности среди городов Транссиба в 1990—2015 гг. В Анжеро-Судженске, среднем по размеру моногороду и занимающим второе место по сокращению численности населения, ликвидированы нерентабельные шахты угледобывающей промышленности, которые были градообразующими. В Ачинске, лидеру по уменьшению людности среди больших городов, прекратили функционирование заводы по деревообработке и производству строительных материалов, выпуску одежды, обуви, кондитерских изделий; наиболее крупные предприятия сейчас — глиноземный комбинат и нефтеперерабатывающий завод, новые предприятия не появлялись за исследуемый период,
из чего следует вывод о сужении и изменении его градообразующих промышленных функций (Новости Красноярского края).
Примерами городов с трансформацией промышленности являются и более крупные города. В Уссурийске, единственном из больших городов Транссиба, зафиксирован прирост людности за постсоветский период в связи с появлением мусороперерабатывающего завода и предприятия по производству канализационных труб, что расширило его функции. Открытие мебельных фабрик в Красноярске, обувной фабрики в Новосибирске и комбикормового завода в Омске способствовало диверсификации промышленности и росту населения (Сделано у нас).
Таким образом, новые предприятия открывались в основном в наиболее крупных городах Транссиба, закрытие предприятий наблюдается во всех типах городов, но преимущественно в больших. В наиболее крупных городах диверсифицировались промышленные функции, в небольших — произошла их смена.
Заключение
Преобладающий тип городов Транссиба — это малые — со специализацией на обрабатывающей промышленности и железнодорожном транспорте. Упадок градообразующего сектора промышленности в малых, средних и больших городах Транссиба за постсоветский период предопределил резкое сокращение их численности населения, что согласуется с общероссийскими реалиями. Новая специализация обрабатывающей промышленности формируется в них часто за счет появления новых заводов (мебельных и легкой промышленности). В большинстве крупных, крупнейших городов и городах-миллионерах наблюдалась положительная динамика людности за счет миграций населения из-за активизация промышленной деятельности. В них, произошло расширение имевшихся градообразующих функций и их трансформация — развитие производства строительных материалов, нефтехимии и пищевой промышленности при деградации машиностроения и легкой промышленности, что во многом похоже на то, что происходило в таких городах в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АнтоновЕ. Демографическая и экономическая асимметрия городов Урала, Сибири и Дальнего Востока в 1991—2014 гг. // The Journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2016. № 2. С. 8—53.
Белькова Г.Д. Анализ структуры промышленности г. Иркутска / Основные тренды социально-экономического развития г. Иркутска: материалы межрег. конф. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 54—57.
Государственный архив Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/ web/20131113070453/; http://www.archive.perm.ru/page.php?id=277 (дата обращения: 10.02.2017).
Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: монографический сб. / ред. Т. Нефедова, П. Полян, А. Трейвиш. М.: ОГИ, 2001. 560 с.
Каталог организаций России [Электронный ресурс]. URL: http://www.list-org.com (дата обращения: 25.01.2016).
Качурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Роль миграционных процессов в демографическом развитии региональных центров России || Вопросы географии. Сб. 141. Проблемы регионального развития России | отв. ред. В.М. Котляков, В.Н. Стрелецкий, О.Б. Глезер, С.Г. Сафонов М.: Изд. дом «Кодекс», 2016. С. 200—233.
Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для географических факультетов ВУЗов. М.: Гуманит.; изд. центр ВЛАДОС, 1997. C. 42—43.
Народная энциклопедия «Мой город» [Электронный ресурс]. URL: http:||www.mojgorod.ru (дата обращения: 05.01.2017).
Новости Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http:||krsk.sibnovosti.ru| (дата обращения: 15.02.2017).
Новостной бизнес-портал BusinessLife [Электронный ресурс]. URL: http:||businesslife.today| news|kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii| (дата обращения: 15.03.2017).
Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Города и сельская местность: состояние и соотношение в пространстве России || Региональные исследования. 2010. № 2. С. 42—57.
Сайт компании «ТехноНИКОЛЬ» [Электронный ресурс]. URL: http:||www.tn.ru|about|o_ tehnonikol|industry|factories|tehnonikol_jurga| (дата обращения: 20.02.2017).
Сайт «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http:||sdelanounas.ru| (дата обращения: 20.02.2017).
Саушкин Ю.Г. Избранные труды. Смоленск: Универсум, 2001. 416 с.
Список уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http:||www.rospisatel. rulpredprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017).
Справочный портал России (СПР): компании Сибири [Электронный ресурс]. URL: http:|| sfo.spr.ru| (дата обращения: 18.02.2017).
Тургель И.А. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. М.: Директ-медиа, 2014. 127 с.
Хаггет П. География: синтез современных знаний. М: Прогресс, 1979. 686 с.
Часовский В.И. Основные тренды территориально-отраслевых изменений в промышленности России || Балтийский регион. 2015. Т. 25. № 3. С. 154—172.
Энциклопедия Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http:||irkipedia.ru|content| irkutskiy_zavod_kardannyh_valov (дата обращения: 10.02.2017).
Fujita, M., Krugman, P. and Venables, T. (2001). The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade, Cambridge, MA: MIT Press.
Rodionova I., Kokuytseva T. Current state and development prospects of the Russiun economy || Quaestiones Geographicae. 2011. V. 30. № 2. С. 23—34.
© Миронова М.Н., Кузнецова Н.Г., Шолудько А.Н., 2017
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 24 октября 2017
Дата принятия к печати: 23 декабря 2017
Для цитирования:
Миронова М.Н., Кузнецова Н.Г., Шолудько А.Н. Типы городов транссибирской магистрали
России: динамика численности населения и промышленных функций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 4. С. 553—565. DOI: 10.22363/2313-2329-2017-25-4-553-565
Сведения об авторах:
Миронова Марина Николаевна, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]
Кузнецова Наталия Геннадьевна, бакалавр экономического факультета РУДН, кафедры региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]
Шолудько Александр Николаевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]
TYPES OF CITIES OF THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY: DYNAMICS OF POPULATION AND INDUSTRIAL FUNCTIONS
M.N. Mironova, N.G. Kuznetsova, A.N. Sholudko
Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198
Abstract. The article is devoted to the analysis of changes in industry in different types of cities by the Trans-Siberian Railway (Transsib) in the post-Soviet period. The prevailing types of cities in terms of the current population and the specifics of its dynamics in 1990—2015 are estimated. Key trends in the development of industry are evaluated on the basis of an analysis of the number of closed and newly emerged industrial enterprises and industries in these cities. The interrelation between the dynamics of city-forming industrial enterprises and the change in the population in the cities of the Trans-Siberian during this period was determined. The main regularities of the change of industrial functions in different types of cities are established.
Key words: types of cities, Transsib, city population, town-forming functions, industrial enterprises
REFERENCES
Antonov E. (2016) Demograficheskaya i ekonomicheskaya aimmetriya gorodov Urala, Sibiri i Dalnego Vostoka v 1991—2014 gg. The Journal of Siberian and Far Eastern Studies. № 2. S. 8—53 (In Russ).
Belkova G.D. (2012) Analiz struktury promyshlennosti g. Irkutska: materialy mezhreginalnoy konferentsii. Irkutsk: Izd-vo IGU. S. 54—57 (In Russ).
Chasovskiy V.I. (2015) Osnovnye trendy territorialno-otraslevykh izmeneniy v promyshlennosti Rossii. Baltiyskiy region. V 25. № 3. S. 154—172 (In Russ).
Entsiklopediya Irkutskoy oblasti. Retrieved from: http://irkipedia.ru/content/irkutskiy_zavod_ kardannyh_valov (In Russ).
Fujita, M., Krugman, P. and Vsnables, T. (2001) The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge, MA: MIT Press.
Gorod i derevnya v Evropeyskoy Rossii (2001): sto let peremen: monograficheskiy sbornik. Red. T. Nefedova, P. Polyan, A. Treyvish. M.: OGI. 560 s. (In Russ).
Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya. Retrieved from: http://web.archive.org/web/20131113070453/; http://www.archive.perm.ru/page.php?id=277 (In Russ).
Haggett P. (1979) Geografiya: sintez sovremennych znaniy. M.: Progress. 686 s. (In Russ).
Katalog organizatsiy Rossii. Retrieved from: http://www.list-org.com (In Russ).
Kachurina L.B., Mkrtchyan N.V (2016) Rol migratsionnykh protsessov v demograficheskom razvitii regionalnykh tsentrov Rossii. Voprosy geografii. Sb. 141. Problemy regionalnogo razvitiya Rossii. Otv. red. YM. Kotlyakov, VN. Streletskiy, O.B. Glezer, S.G. Safonov M.: Izd. dom «Kodeks», S. 200— 233 (In Russ).
Lappo G.M. (1997) Geografiya gorodov. Uchebnoe posobie dlya geograficheskih fakul'tetov VUZov. M.: Gumanit. Publishing Center VLADOS. S. 42—43. (In Russ).
Narodnaya entsiklopediya «Moy gorod». Retrieved from: http://www.mojgorod.ru (In Russ).
Novosti Krasnoyarskogo kraya. Retrieved from: http://krsk.sibnovosti.ru/ (In Russ).
Novostnoy biznes-portal BusinessLife. Retrieved from: http://businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (In Russ).
Nefedova T.G., Treyvish A.I. (2010) Goroda i selskaya mestnost: sostoyanie i sootnoshenie v prostranstve Rossii. Regionalnye issledovaniya. № 2. S. 42—57 (In Russ).
Rodionova I., Kokuytseva T. (2011) Current state and development prospects of the Russiun economy. Quaestiones Geographicae. V. 30. № 2. S. 23—34.
Saushkin Yu.G. (2001) Izbrannye trudy. Smolensk: Universum. 416 s. (In Russ).
Sayt kompanii «TekhnoNIKOL». Retrieved from: http://www.tn.ru/about/o_tehnonikol/industry/ factories/tehnonikol_jurga/ (In Russ).
Sayt «Sdelano u nas». Retrieved from: http://sdelanounas.ru/ (In Russ).
Spisok unichtozhennykh predpriyatiy Rossii. Retrieved from: http://www.rospisatel.ru/predprijatija. htm (In Russ).
Spravochnyy portal Rossii (SPR): Kompanii Sibiri. Retrieved from: http://sfo.spr.ru/ (In Russ).
Turgel I.A. (2014) Monofunktsional'nye goroda Rossii: ot vyzhivaniya k ustoychivomu razvitiyu. M.: Direkt-media. S. 127 (In Russ).
Article history:
Received: 24 October 2017 Revised: 20 November 2017 Accepted: 23 December 2017
For citation:
Mironova M.N., Kuznetsova N.G., Sholudko A.N. (Moscow, Russia) Types of Cities of the Trans-Siberian Railway: Dynamics of Population and Industrial Functions. RUDN Journal of Economics, 25 (4), 553-565. DOI: 10.22363/2313-2329-2017-25-4-553-565
Bio Note:
Mironova Marina Nikolaevna, associate professor, PhD in Geographical Sciences, associate professor of the Department of Regional Economics and Geography of Faculty of Economics of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contact information: e-mail: [email protected]
Kuznetsova Natalia Gennadievna, Bachelor of the Department of Regional Economics and Geography of Faculty of Economics of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contact information: e-mail: [email protected]
Sholudko Aleksandr Nikolaevich, associate professor, PhD in Economic Sciences, associate professor of the Department of Regional Economics and Geography of Faculty of Economics of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contact information: e-mail: [email protected]