Ш.МШШ
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
Г.М. ОРЛОВ,
директор направления медицинских информационных систем компании «КОРУС Консалтинг», г. Санкт-Петербург
ТИПОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА БАЗЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЗДАНА В ИНТЕРЕСАХ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ И МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ
I
Введение
В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» осуществлены разработка и экспериментальная проверка типового программно-технического комплекса персонифицированного учета оказания медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации (коротко — Типовая медицинская информационная система, Типовая МИС) с учетом реализации требований по защите персональных данных.
Как выполнялась эта работа, что получилось в итоге и дальнейшие перспективы — об этом рассказ в статье.
О требованиях к типовому решению
Дополнительно к техническим требованиям, выдвинутым к типовому решению, в нашем предложении на открытый конкурс были установлены более развернутые технологические требования.
С нашей точки зрения, Типовая МИС должна:
1) обеспечивать полную патентную (лицензионную) чистоту решения в целом, включая лицензирование системного и дополнительного программного обеспечения:
• функционировать как в среде свободной операционной системы Linux, так и среде Windows (в случае, если необходимые лицензии уже имеются в ЛПУ);
• поддерживать использование свободной СУБД;
• не требовать для работы наличия дополнительных программ: почтового клиента,
офисных пакетов;
2) быть разработанной с использованием кроссплатформенной технологии, позволяющей переносить систему на другие платформы;
3) быть открытой и взаимодействовать с другими системами с использованием открытых протоколов и форматов (для различных шаблонов, настройки отдельных экранных форм, отчетов и других выгружаемых/получаемых в/из внешних систем данных, включая НСИ, регистр застрахованных граждан по ОМС, медико-социальный регистр, взаиморасчеты по ОМС и т.д).
Для создания типового решения мы выбрали в качестве базы одно из распространяемых нами решений наших постоянных партнеров и провели его доработку.
О создании типового решения
Разработка и экспериментальная проверка Типовой МИС была завершена в декабре 2008 года.
© Г.М. Орлов, 2009 г.
38 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru 2009, №2
*
гчн
ьвн
Объектами внедрения Типовой МИС являются государственные медицинские учреждения Российской Федерации.
Общая стоимость госконтракта составила 16,9 миллиона рублей.
Государственным заказчиком проекта выступило Федеральное агентство по информационным технологиям, а бенефициарами — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, органы исполнительной власти (министерства здравоохранения) субъектов Российской Федерации.
По результатам открытого конкурса компания «КОРУС Консалтинг» стала генеральным подрядчиком проекта.
В конкурсе принимали участие 10 претендентов: Институт ядерных исследований РАН (ИЯИ РАН), ООО «Медотрейд» (Москва), ЗАО «Астра СТ» (Челябинск), ООО «НПК «Генезис знаний» (Самара), ООО «М-Софт Девелопмент Липецк» (Липецк), ООО«Систе-матика» (Москва), ООО «КОРУС Консалтинг» (Санкт-Петербург), ООО «Информационные Бизнес-Системы» (Москва), ЗАО «Ай-Теко» (Москва) и ООО «Научно-производственный центр «1С» (Москва).
«КОРУС Консалтинг» предложил лучшие условия исполнения государственного контракта.
Результаты выполненных работ:
• создан типовой программно-технический комплекс персонифицированного учета оказания медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации для лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) — Типовая МИС;
• разработаны методические рекомендации и комплекты документов, необходимых для реализации адаптации и внедрения Типовой МИС в субъектах РФ.
Типовая МИС прошла экспериментальную проверку на полнофункциональном стенде (сервер, ЛВС и рабочие станции) на сертифицированных платформах Windows и Linux. Были проведены испытания системы в соответствии с
утвержденной детальной программой и методикой испытаний, в которых участвовали представители государственного заказчика (Росин-формтехнологии) и Минкомсвязи России, Мин-здравсоцразвития России, органов управления здравоохранением пилотных регионов.
По окончании экспериментальной проверки Типовой МИС представители Минздрав-соцразвития России и региональных органов управления здравоохранением положительно оценили объем и качество функционала Типовой МИС, реализацию требований информационной безопасности, устойчивость и высокую скорость работы системы.
Проект разработки Типовой МИС был выполнен в рекордно короткие сроки благодаря наличию у «КОРУС Консалтинг» существенного практического задела: уникальной экспертизы и специалистов в отрасли здравоохранения, ряду ключевых партнеров, в том числе из числа разработчиков медицинских информационных систем.
За основу при разработке типового решения был принят поликлинический автоматизированный комплекс компании ООО «Виста», зарегистрированный в Роспатенте. Это решение было внедрено в ряде лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга. Мы выбирали из нескольких МИС наших партнеров. Система обладала рядом важных для типового решения факторов:
• использование свободной СУБД, функционирующей на различных платформах;
• отсутствие дополнительно лицензируемых внешних программных средств;
• многоплатформенность рабочего места системы;
• проработанность вопросов взаимодействия с региональной системой персонифицированного учета оказанной медицинской помощи и взаиморасчетов, регистром застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан и медико-социальным регистром;
• гибкие средства описания различных событий, связанных с оказанием медицинской
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 39 ■
Ш.МШШ
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
помощи, единое хранилище данных для различных видов медицинской помощи;
• использование общероссийских классификаторов;
• развитые средства разграничения прав доступа;
• длительный опыт разработки, внедрения и поддержки МИС у разработчика;
• устойчивость работы для большого количества пользователей.
□ функциях типового решения
Типовая МИС предназначена для повышения качества лечебно-диагностического процесса, обеспечения возможности контроля обоснованности расходов на оказание медицинской помощи, снижения нагрузки на медицинский персонал, предоставления оперативного доступа к медицинской информации и статистическим данным ЛПУ для принятия управленческих решений за счет:
• автоматизации административной и медицинской деятельности;
• персонифицированного учета оказанных медицинских услуг населению;
• обеспечения эффективного и качественного информационного взаимодействия учреждений и организаций системы здравоохранения, в том числе прием и передача как первичной, так и отчетной информации в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, территориальные органы управления здравоохранением и фонд социального страхования;
• обеспечения интеграции с процессами управления поставками лекарственных средств;
• обеспечения возможности взаимодействия с системами управления затратами для обработки и анализа затрат по оказанию медицинских услуг.
Типовая МИС автоматизирует следующие процессы:
• Ведение электронного расписания работы врачей, запись на прием, работу приемного отделения.
• Учет обслуживаемого населения.
• Персонифицированный учет обращений пациентов за лечебно-диагностической помощью или профилактическими мероприятиями и оказанной им медицинской помощи, ведение электронной медицинской карты амбулаторного и стационарного больного.
• Получение сводных аналитических данных о деятельности ЛПУ.
• Предоставление информации об оказанных услугах для осуществления финансовоэкономического учета и планирования.
• Обмен классификаторами и справочниками технико-экономической и социальной информации, а также персонально идентифицируемой информацией регистров прикрепленного населения и медицинских работников ЛПУ.
При ведении электронной медицинской карты амбулаторного и стационарного больного система позволяет настраивать сколь угодно подробно детализированный уровень формализации. Это задается настройками комплекса, которые может сделать администратор системы под требования, установленные в ЛПУ или на уровне региона. Реализован механизм конструктора, когда можно определить любые типы и области значений параметров, на основе которого можно реализовать различные стандарты для описаний медицинских документов. В качестве области значений может использоваться тезаурус медицинских терминов и прочие справочники. Тезаурус и справочники дополняются и изменяются на этапе адаптации типового решения под региональные требования.
В системе реализованы конфигурации: «Поликлиника», «Стационар», «Параклиника» и «Персонал». Поддерживается возможность одновременного учета в одном модуле как стационарных, так и амбулаторно-поликлинических услуг и услуг параклиники.
При внедрении в регионе в соответствии с разработанной методикой должна проводиться адаптация Типовой МИС под региональные требования, стандарты и справочни-
40 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru 2009, №2
*
гчн
ьвн
ки. В системе реализованы механизмы интеграции со следующими внешними информационными системами:
• региональной и федеральной системой нормативно-справочной информации: используются федеральные справочники: КЛАДР, О КАТО, ОКВЭД, ОКСО, О КИН, ОКФС, ОКПО, МКБ-10, номенклатура диагностических исследований МЗСР РФ, справочник медикаментов на основе номенклатуры РЛС; система содержит вариант региональных справочников, но при внедрении в регионе должно производиться «интегрирование» со справочниками этого региона;
• региональными системами учета персонифицированных данных пациентов: медикосоциальным регистром населения, регистром застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан;
• региональной системой взаиморасчетов за оказанные медицинские услуги, оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь в страховых медицинских организациях;
• территориальным регистром сотрудников учреждений здравоохранения с выгрузкой данных о медицинских работниках в соответствии с международными стандартами ISO (HL7).
После проведения пилотных проектов внедрения Типовой МИС в регионах Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставит право свободного использования Типовой МИС любому государственному лечебнопрофилактическому учреждению России.
□ технологической платформе и обеспечении информационной безопасности
Типовая медицинская информационная система является свободным программным продуктом и может функционировать на различных аппаратных платформах под управлением операционных систем Windows и Linux (система оттестирована на сертифицированных ФСТЭК дистрибутивах Mandriva Linux и
ALT Linux). Система имеет модульную, открытую архитектуру, обеспечивающую достаточные возможности для масштабирования, повышения производительности и расширения функциональных возможностей. В качестве СУБД используется свободная база данных MySQL. Система создана с использованием кроссплатформенных средств разработки, что дает возможность быстрого портиро-вания на другие платформы.
Шаблоны печати реализованы в формате HTML и открыты для необходимых изменений. Все выходные формы также сохраняются в формате HTML. Это позволяет выполнять их отображение в любом Интернет-обозревателе, на любом компьютере, под управлением различных ОС, а также выполнять редактирование и аналитическую обработку в свободных офисных пакетах.
Информационная безопасность обеспечена в соответствии с нормативными документами, принятыми на федеральном уровне. Для выполнения требований информационной безопасности система была развернута в среде сертифицированных ФСТЭК операционных систем Windows и Linux с использованием средств, предотвращающих несанкционированный доступ к рабочему месту, к серверу, хранящему медицинские данные, а также с использованием средств шифрации передаваемых между ними данных. Реализован многоуровневый подход к аутентификации и авторизации пользователей при доступе к ресурсам информационной системы с использованием сертифицированных ФСТЭК России и ФСБ России программных и аппаратных средств и встроенных средств прикладного программного обеспечения Типовой МИС.
Были предложены несколько вариантов СЗИ для того, чтобы была обеспечена совместимость с различными используемыми средствами в регионах. Конкретные СЗИ выбираются при внедрении в регионе.
В Типовой МИС было предложено использовать доступные сертифицированные надле-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ !5 ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
Ш.МШШ
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
жащим образом средства защиты: продукты семейств ViPNet компании «ИнфоТеКС» и КриптоПро компании «КриптоПро», электронные замки «Аккорд-АПМДЗ» или «Аккорд-XP» компании «ОКБ САПР», электронные замки «Соболь-PCI» компании «Информзащита», электронные ключи eToken компании и программные средства «eToken Windows Logon» и «eToken для КриптоПро CSP» компании «Аладдин», программные средства «Secure Pack Rus» компании НТЦ «Атлас».
Лицензионная чистота типового решения
Использование в ЛПУ Типовой МИС обеспечивает полную лицензионную чистоту решения: для работы системы не требуются никакие внешние программные средства, а операционной средой может быть свободная Linux. Можно установить рабочее место системы на Windows в случае наличия в ЛПУ соответствующих лицензий. При необходимости дополнительной аналитической обработки отчетов Типовой МИС это может быть сделано в любых имеющихся программных средствах или свободном программном обеспечении, например, Open Office — за счет использования открытых форматов выгрузки отчетов — HTML.
Открытость типового решения
Типовая МИС является открытым решением, что позволяет настраивать информационное пространство в соответствии с потребностями конкретного учреждения. В техническую документацию системы входит описание форматов информационного взаимодействия с внешними системами. Реализованы различные механизмы интеграции: обмен файлами нормативно-справочной информации, реестрами пациентов, оперативный доступ по SOAP-протоколу к медикосоциальному регистру, выгрузка файлов оказанных медицинских услуг и прочие.
Так как единых и всеобъемлющих стандартов по взаимодействию с внешними система-
ми, в том числе системами, установленными в ЛПУ, на настоящее время не существует, должна производиться адаптация Типовой МИС под используемые в регионе стандарты. Для осуществления адаптации была разработана методика внедрения системы в регионах. Это один из вариантов интеграции. Если совместными усилиями Минздравсоцразвития России, Минкомсвязи России с участием регионов и экспертов удастся разработать и утвердить единые для всех регионов стандарты, это существенно снизит затраты на адаптацию Типовой МИС при внедрении в регионах, а также поможет упростить интеграцию с ней существующих информационных систем как в ЛПУ, так и на региональном уровне.
Участие пилотных регионов
Пилотные регионы были определены в июле 2008 года в ходе открытого конкурса Минкомсвязи России и Росинформтехнологии по отбору субъектов Российской Федерации для разработки, апробации и доработки на их территориях типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Ими стали Самарская, Саратовская и Челябинская области. Принимались во внимание потребности и готовность региона по внедрению типового решения персонифицированного учета оказания медицинской помощи, которое тогда только планировалось создать. Затем представители регионов участвовали в обсуждении и согласовании технических требований на разработку и экспериментальную проверку типового решения. Так что у всех регионов имелась большая потребность в подобной системе, и их опыт очень пригодился. Регионы высказывали мнение, что одновременно с МИС для ЛПУ надо создать и систему, которая обеспечила бы взаимодействие на региональном уровне всех систем отдельных участников. Подобная система будет создаваться на федеральном уровне на следующем этапе развития ИТ в здравоохранении.
42 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru 2009, №2
*
гчн
ьвн
Разработка и испытания Типовой МИС были завершены в декабре 2008 года. В феврале 2009 года началось планирование внедрения в регионах, которое должно стартовать после принятия соответствующих планов и определения перечня 4 пилотных ЛПУ в каждом из регионов. Предположительное время старта — в мае-июле 2009 года.
Внедрение в пилотных регионах будет происходить в ЛПУ. Если в регионе функционируют региональные информационные системы, то Типовая МИС может быть адаптирована под принятые стандарты взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, благодаря инициативе Минкомсвязи России и Минздравсоцразвития России, сделан существенный шаг вперед в процессе информатизации здравоохранения. Если представить, что еще необходимо сделать на федеральном уровне, то становится очевидным — сделан только первый шаг.
Например, среди наиболее приоритетных и срочных вопросов — разработка и принятие
стандартов взаимодействия Типовой МИС, а также других медицинских информационных систем с внешними информационными системами. А если смотреть еще шире, то и всеобъемлющих стандартов информационного взаимодействия в здравоохранении и обязательном медицинском страховании. Это не однократное мероприятие, а планомерная работа, которую надо вести постоянно. Разрабатывать стандарты надо одновременно с созданием самой информационной системы и с учетом мнения разработчиков других МИС, чтобы они не были оторваны от реалий.
Принятие таких стандартов упростит адаптацию большого количества используемых в ЛПУ медицинских информационных систем под новые требования и позволит провести их интеграцию с внешними информационными системами.
Требуется провести проектирование информационной инфраструктуры и информационных систем в здравоохранении с учетом имеющегося задела, чтобы затем планомерно развивать функционирующие системы и разрабатывать новые.
Справка о компании:
«КОРУС Консалтинг» предоставляет услуги IT-консалтинга, оптимизации и автоматизации бизнеспроцессов. Экспертиза компании базируется более чем на 250 завершенных проектах в госучреждениях и органах государственной власти, медицине и образовании, в таких отраслях, как строительство, транспорт, розничная торговля, дистрибуция, логистика, металлургия, химия, телекоммуникации.
Компания обладает наивысшими партнерскими статусами крупнейших мировых поставщиков корпоративного ПО, отмечена наградами за динамичный рост и развитие отраслевых практик, а также предлагает внедрение и обслуживание программных решений на основе Open Source — приложений и операционных систем с открытым программным кодом, распространяющихся под свободными лицензиями.
«КОРУС Консалтинг» является партнером более 20 компаний-производителей специализированного ПО, в том числе, для нужд медицины. «КОРУС Консалтинг» поставляет широкий спектр решений для отрасли: от систем первичного учета и автоматизации рабочего места врача до аналитических систем, обеспечивающих управление региональным здравоохранением.
«КОРУС Консалтинг» имеет опыт выполнения проектов по внедрению ряда медицинских информационных систем для комплексной автоматизации ЛПУ, в том числе автоматизации процесса обслуживания жителей Пензенской области с использованием социальной карты, создания региональной системы мониторинга состояния здоровья рожениц, обследования состояния информатизации, региональной программно-технологической инфраструктуры, нормативно-правовой базы и разработки областной программы информатизации и управления здравоохранением, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию базовой программно-технологической инфраструктуры на основе свободного программного обеспечения.
Методология ведения проектов «КОРУС Консалтинг» сертифицирована по стандартам качества ISO 9001:2000 международной компанией DNV.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 43 ■