А. А. Фитьмова
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА
В статье рассмотрены особенности профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей, определены мотивы выбора врачебной деятельности. На основании кластерного анализа выявлены типы профессиональной мотивации будущих врачей
Ключевые слова: познавательная мотивация, профессиональная мотивация, типы профессиональной мотивации, кластерный анализ.
A. Fitmova
CLASSIFICATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF PRE-SERVICE DOCTORS ON THE BASIS OF CLUSTER ANALYSIS
The features of professional motivation of students of medical universities are examined regarding the motives of choosing the medical profession. On the basis of cluster analysis, the types of professional motivation of pre-service doctors are identified.
Keywords: cognitive motivation, professional motivation, types of professional motivation, cluster analysis.
Одной из основных проблем повышения качества медицинского образования является учет индивидуальных особенностей профессиональной мотивации будущих врачей. Учебная деятельность студентов отличается большей успешностью в случае наличия у них устойчивой и положительной профессиональной мотивации. В ряде работ (Т. Л. Бадоев, А. Г. Здравомыс-лов, В. И. Ковалев, А. К. Маркова и др.) показано, что профессиональная мотивация имеет свою структуру, специфику, которая проявляется как в особенностях структурно-иерархических характеристик мотивацион-ной сферы, так и в содержании входящих в нее мотивов, внутренних побуждений, определяющих направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентацию человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.). А. А. Вербицкий и Н. А. Бакшаева указывают, что основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуальной учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности
профессиональной. Учебной деятельности соответствуют познавательные мотивы, в то время как практической деятельности — профессиональные. В этой связи переход студентов от учебной деятельности к профессиональной выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в профессиональные [2]. Критерием различения познавательной и профессиональной мотивации студентов выступает предмет учебной и профессиональной мотивации. Так, предметом познавательной деятельности является учебная информация, несущая профессиональные или иные знания; предметом же профессиональной мотивации являются не сами знания, а практические задачи, профессиональные ситуации, отражающие в модельной форме содержание реальной профессиональной деятельности врачей, что определяет необходимость проведения целенаправленных мероприятий по формированию профессиональных мотивов будущих врачей [8].
Начальным этапом формирования профессиональной мотивации будущих врачей является выбор профессии. Выбор медицинских профессий происходит под влиянием комплекса факторов. Так, в исследованиях
Е. Н. Медведского, В. Д. Прошлякова, В. Г. Пускиной факторами, детерминирующими выбор профессии врача, являются призвание, склонность к медицине, желание помогать людям (Е. Г. Щукина); стремление продолжать семейные традиции (В. В. За-харченко, Г. И. Здоровцов, Н. В. Рябова и др.) и т. д. А. И. Алексеев в качестве специфического для медицинских вузов фактора, влияющего на выбор профессии врача, отмечает болезнь близких или собственную, стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким [1]. Данные о преобладании просоциальных мотивов в выборе медицинской профессии получены на основании результатов экспериментального исследования Н. Н Костюкова [7]. Автором были выделены три основные группы мотивов выбора профессии врача: профессия мотивирована социальной ролью врача в обществе (83,2%); профессия мотивирована содержанием деятельности врача (13,6%); случайный выбор профессии (3,2%). По данным современных исследований, роль моральных, социальных, альтруистических мотивов в выборе медицинской профессии неоднозначна. Так, Т. В. Силкина полагает, что большое место в выборе медицинской профессии занимает моральная мотивация [10]. В то же время В. А. Корзунин приходит к выводу о том, что альтруистические мотивы выбора врачебной профессии утрачивают свои лидирующие позиции [6].
В результате исследования личностных детерминант профессиогенеза врачей Б. А. Ясько пришла к выводу о том, что для субъекта врачебной деятельности на всех этапах профессионализации («адепты», врачи-«адаптанты», «интерналы», «мастера») типично динамическое единство поддерживающих и развивающих мотивов при значительном преобладании высших нравственно-этических ценностей. Причем в среде «адептов» мотивация профессионального развития значительно более выражена, чем в популяции работающих специалистов [9].
Исследуя особенности профессионализации студентов медицинских вузов, А. Н. Глушко выделил в процессе профессионального становления студентов-медиков
периоды и основные стадии развития, в соответствии с которыми формирование моти-вационной основы врачебной деятельности соотносится с периодом концептуализации. Данный этап характеризуется неравномерностью и различной направленностью мотивации. Так, автором выделяется группа положительно мотивированных активных студентов интеллектуально, морально и физически готовых к изменению социального статуса и к переходу в новую социальную общность; пассивных студентов, которые по сформированности информационной концепции деятельности отнесены к категории «мотивируемых». До поступления в вуз они не задумывались о своем профессиональном будущем, и только во время сдачи вступительных экзаменов начали проявлять активность и накапливать информацию о врачебной деятельности. Третьему типу мо-тивационного поведения соответствует «сопротивляющийся» тип студентов, для которых характерны незнание своего призвания и своих способностей, а также причин поступления в медицинский вуз. Они не стремятся к получению информации о врачебной деятельности, а обучение для них является престижным времяпрепровождением и возможностью похвастать перед сверстниками обучением в медицинском вузе [3].
В контексте исследования факторов успешности учебной деятельности студентов медицинских вузов А. В. Аверин выделил следующие мотивы, детерминирующие успешность их будущей профессиональной деятельности: мотив блага других; мотив престижа, влияющий на индекс терпимости, на умение работать с сестрами и вспомогательным персоналом, усиливающий склонность делиться собственным опытом [8].
Проведенный теоретический анализ показал, что существенным фактором, способствующим развитию профессионального «Я», является направленность на самопонимание и саморазвитие. Данное положение определяет значимость в мотивационной структуре врачей мотива самоактуализации. Значимость потребности в самоактуализации в структуре личности врача отмечали И. М. Жукова, Е. В. Кириченко, Д. А. Сте-бакова, Р. И. Стешицин и др. И. М. Жукова
Таблица 1
Распределение будущих врачей по кластерам в зависимости от сочетания показателей профессиональной мотивации
Кластеры
Показатели Диффузная профессиональная мотивация, балл Самоактуализирующиеся, балл Карьерно-ориентированные, балл Интеллектуально-ориентированные, балл
Осознанность профессиональных мотивов 23,41 (низкий) 42,34 (высокий) 38,13 (средний) 24,62 (низкий)
Внутренняя мотивация профессиональной деятельности 3,20 (низкий) 4,73 (высокий) 3,41 (низкий) 4,36 (средний)
Внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности 4,82 (высокий) 4,41 (средний) 4,38 (средний) 4,67 (высокий)
Внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности 4,78 (высокий) 3,25 (низкий) 3,98 (средний) 3,13 низкий
Гомеостатические мотивы 4,36 (средний) 4,42 (средний) 4,68 (высокий) 3,92 (средний)
Гетеростатические мотивы 3,27 (низкий) 4,83 (высокий) 3,96 (средний) 3,42 (средний)
Самоактуализация 6,13 (низкий) 16,35 (высокий) 6,34 (низкий) 15,6 (средний)
Общежитейская направленность 62,12 (высокий) 28,6 (низкий) 41,44 (средний) 46,3 (средний)
Рабочая направленность 27,13 (низкий) 61,37 (высокий) 48,63 (средний) 42,15 (средний)
Приобретение знаний 3,21 (низкий) 5,31 (средний) 4,37 (средний) 11,32 (высокий)
Получение диплома 8,31 (высокий) 3,13 (низкий) 8,12 (высокий) 5,54 (средний)
Овладение профессией 3,21 (низкий) 9,22 (высокий) 8,11 (высокий) 6,31 (средний)
подчеркивает, что потребность в самоактуализации является психологической де-терминантой, определяющей успешность деятельности врача [4]. В частности, Е. В. Криченко подчеркивает, что для молодых врачей мотивацией получения профессии врача является «возможность самосовершенствования» [5], аналогичные данные
были получены в исследовании Б. А. Ясь-ко. Д. А. Стебаковой были определены пять типов самоактуализации студентов медицинских училищ [11]: «саморазвивающийся в практической сфере»; «саморазвивающийся в интеллектуально-духовной сфере»; «саморазвивающийся в эгоцентрическом общении»; «саморазвивающийся в
доверительном общении»; «гармоничный» тип, сочетающий в себе основные проявления других типов.
Таким образом, профессиональная мотивация является необходимым условием успешной учебной деятельности, профессионального становления личности будущего врача. Выявление индивидуальных особенностей профессиональной мотивации студентов-медиков определяет необходимость построения ее типологии. Для реализации данной задачи нами был проведен кластерный анализ. В исследовании приняли участие студенты Ставропольской государственной медицинской академии в количестве 206 человек. Поскольку одной из основных характеристик профессиональной мотивации студентов является динамичность, определяющая наличие ее существенных различий у студентов-медиков в зависимости от этапа профессионализации, в общую выборку были включены студенты первого курса (77 человек), четвертого курса (94 человека), а также студенты, работающие в должности младшего и среднего персонала в МУЗ ГКБ №3 г. Ставрополя.
На основании проведенного теоретического анализа, результатов факторного анализа эталонной профессиональной мотивации врачей для проведения кластерного анализа были выделены следующие критерии: осознанность профессиональных мотивов, структура мотивации профессиональной деятельности, мотивы выбора профессии врача, уровень самоактуализации, направленность личности, мотивация обучения в вузе. Для определения особенностей профессиональной мотивации будущих врачей по выделенным критериям были использованы следующие методики: «Анкета побудительных мотивов избрания профессии врача» (Б. А. Ясько), «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Зам-фир), самоактуализационный тест (САТ), «Методика диагностики осознания мотивов профессионального выбора Е. П. Ильина, адаптированная Е. П. Ермоловым», «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман).
На основании данных проведенной кластеризации респонденты были поделены
на четыре кластера с различными вариантами сочетания выраженности критериев профессиональной мотивации. Выявленные эмпирические типы профессиональной мотивации были нами обозначены как диффузная профессиональная мотивация (28% испытуемых), самоактуализирующиеся (13% испытуемых), карьерно-ориентированные (32% испытуемых), интеллектуально-ориентированные (27%).
Распределение кластеров в зависимости от сочетания показателей профессиональной мотивации будущих врачей представлено в таблице 1.
Из данных, представленных в таблице, видно, что студенты с диффузной профессиональной мотивацией не осознают мотивы профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности они ориентированы на внешние отрицательные мотивы (избегание критики, наказаний), стремятся к продвижению по работе, к получению признания со стороны коллег. Для данной группы студентов большее значение имеют мотивы присвоения в профессиональной деятельности: «социальная значимость труда медицинских работников»; «стабильность и материальная обеспеченность», «чувство превосходства, чувство персональной власти, образ «дарящего» и "спасающего жизнь"». В то же время такие мотивы, как «экстремальный и напряженный труд врача», «высокая степень ответственности», «творческий характер профессии», «постоянное состояние активности», «саморегуляция и самосовершенствование» в большей степени являются отталкивающими, нежели привлекательными. Такие параметры мотивации, как самоактуализация, стремление к самосовершенствованию, к развитию, к реализации собственных способностей и возможностей, данную группу студентов не интересуют. Направленность мотивации ориентирована прежде всего на взаимоотношения, общение, установление и поддержание социальных контактов. Для данных студентов характерен низкий уровень креативности. Кроме того, несмотря на стремление к установлению как можно большего числа социальных связей эти студенты не ориентированы на помощь пациентам. Основным мотивом обучения студентов в
медицинской академии является получение диплома. Можно утверждать, что для данных студентов значимым является несколько идеализированный образ врача, который связан в первую очередь с социальной значимостью профессии, с ее престижностью, статусными характеристиками. На основании полученных данных можно говорить о том, что у данной группы студентов профессиональная мотивация не сформирована.
Центральной характеристикой второй группы студентов (самоактуализирующиеся) является ее направленность на самоактуализацию. В мотивационной структуре преобладает внутренняя мотивация, интерес к врачебной деятельности. Внешним мотивам профессиональной деятельности в общей структуре профессиональной мотивации отводится незначительная роль. Для данных студентов в профессиональной деятельности врача ценными являются такие мотивы, как необходимость постоянного самосовершенствования, развития. Основной целью своей профессиональной деятельности они видят помощь людям, воспринимая природу людей в целом как положительную ( «люди в массе своей скорее добры»). Данная группа студентов одним из основных условий обеспечения эффективности профессиональной деятельности считает установление доверительных отношений с пациентом. Кроме того, данная группа студентов ценит в профессиональной деятельности врача творческий компонент. То есть наибольшее значение имеют развивающие мотивы врачебной деятельности. Студенты ориентированы в своей деятельности, прежде всего, на решение проблемных ситуаций и задач. В противоположность студентам первой группы, социальный статус, мотивы комфорта, жизнеобеспечения для них имеют меньшее значение. Более значимой является возможность творческой активности, социальной полезности. Основной целью обучения студентов этой группы является овладение профессией, достижение высокого уровня профессионализма посредством приобретения глубоких и прочных знаний.
Третья группа студентов (карьерно ориентированные) характеризуется средним уровнем осознанности мотивов выбора
профессии врача. Показателями, специфичными для данной группы, являются низкий уровень внутренней мотивации при высоком значении положительной внешней мотивации и высокая оценка мотивов присвоения. Им в большей степени, нежели остальным студентам, свойственна мотива-ционная ориентация на поддержание комфорта и социального статуса. Актуальными для них являются материальные потребности. Профессиональные же планы ориентированы в большей степени не на содержание профессиональной деятельности, а на построение карьеры, особое внимание при этом уделяется социальной значимости профессии врача, получению статуса специалиста с высшим образованием, возможности дифференцированного профессионального выбора, узкой специализации и т. д. Производительная мотивация, содержащая морально-нравственные мотивы, стремление оказывать помощь пациентам находятся на среднем уровне. В профессии врача для студентов является привлекательной возможность оказывать влияние на пациентов, что позволяет предположить сублимацию мотива власти в избранной профессиональной деятельности. Стремясь к приобретению социального статуса, к продвижению по карьерной лестнице, студентам этой группы свойственен низкий уровень самоактуализации, интереса к содержанию врачебной деятельности, к ее ценностям. Для этих студентов характерен средний уровень общежитейской направленности и рабочей направленности. Выделенные особенности профессиональной мотивации обусловливают преобладание в общей учебной мотивации студентов мотива получения диплома, овладения профессией при незначительной роли мотива получения знаний. По окончании университета, возможно, именно эта группа студентов будет стремиться к построению вертикальной карьеры.
Для четвертой группы студентов (интеллектуально-ориентированные) свойственна познавательная ориентация. Студенты этой группы недостаточно осознают мотивы выбора врачебной деятельности. В профессиональной ориентации они, так же как и предыдущая группа, ориентированы
на построение карьеры, однако эта группа в большей степени направлена на решение научных проблем, что проявляется также в среднем уровне потребности в самоактуализации. Внешние отрицательные мотивы имеют низкие оценки. В профессиональной деятельности они, так же как и предыдущая группа, в равной степени значимости оценивают производительные мотивы и мотивы присвоения. Однако в сравнении с третьей группой эти студенты среди мотивов врачебной деятельности отдают предпочтение таким мотивам, как «творческий характер труда», «необходимость приобретать новые знания и умения», «благородство и внутренняя целостность как качества личности врача». Для них также привлекательной является необходимость постоянной работы над собой. В учебной мотивации они ориентированы на удовлетворение интеллектуальных потребностей. Выявленные характеристики профессиональной мотивации данной группы студентов позволяют предположить, что эта группа студентов не имеет четко сформированной профессиональной мотивации врачебной деятельности. Они могли бы
быть успешными в учебной деятельности при выборе любой другой специальности, поскольку ориентированы, прежде всего, на успешную учебную деятельность и реализацию познавательных мотивов. Кроме того, эти студенты в дальнейшей профессиональной деятельности могут отдать предпочтение не клинической деятельности, а научно-исследовательской.
Таким образом, на основании результатов кластерного анализа были выявлены четыре типа профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей. Учет типологических особенностей профессиональной мотивации будущих врачей позволит в дальнейшем более эффективно решать задачи повышения эффективности медицинского образования: правильно осуществлять отбор, профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов, ориентированных на самореализацию в профессиональной деятельности на высокие нравственные мотивы; планировать направление профессиональной карьеры будущих врачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. И. Роль некоторых факторов в выборе профессии врача // Здравоохранение РФ. 1982. № 3. С. 37-39.
2. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 12 - 20.
3. Глушко А. Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
4. ЖуковаМ. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.
5. Криченко Е. В. Акмеологические особенности смысложизненных стратегий врачей урологической специализации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2006.
6. Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных в процессе профессионализации: Дис. ... д-ра психол.наук — СПб., 2001. 555 с.
7. Костюков Н. Н. Формирование интереса к учению у студентов медицинского вуза: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1980. 160 с.
8. Психологические факторы учебной успешности студентов // Психологические факторы успешности обучения в медицинском вузе / Под ред. В. А. Аверина, Б. С. Кибрика. Ярославль: ЯГМИ, 1990. С. 41-56.
9. Психология личности и труда врача: Курс лекций / Б. А. Ясько. Ростов-н/Д: Феникс, 2005. 304 с.
10. Силкина Т. В. Формирование социального статуса медицинской сестры: Дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2002. 187 с.
11. Стебакова Д. А. Личностные особенности студентов медучилища с разными типами самоактуализации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 25 с.
REFERENCES
1. Alekseev A. I. Rol' nekotoryh faktorov v vybore professii vracha // Zdravoohranenie RF. 1982. № 3. S. 37-39.
2. Verbickij, A. A., Bakshaeva N. A. Problema transformacii motivov v kontekstnom obuchenii // Voprosy psihologii. 1997. № 3. S. 12 - 20.
3. Glushko A. N. Psihologo-jergonomicheskie osnovy i sredstva professionalizacii studentov medicinskih vuzov: Dis. ... d-ra psihol. nauk M., 2006.
4. ZhukovaM. I. Social'no-psihologicheskie faktory uspeshnosti dejatel'nosti vracha: Avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk M., 1990.
5. Krichenko E. V. Akmeologicheskie osobennosti smyslozhiznennyh strategij vrachej urologicheskoj specializacii : Avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. Rostov-n/D, 2006.
6. Korzunin V A. Zakonomernosti dinamiki professional'no vazhnyh kachestv voennyh v processe professionalizacii: Dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 2001. 555 s.
7. Kostjukov N. N. Formirovanie interesa k ucheniju u studentov medicinskogo vuza: Dis. ... kand. psihol. nauk. M., 1980. 160 s.
8. Psihologicheskie faktory uchebnoj uspeshnosti studentov // Psihologicheskie faktory uspeshnosti obuchenij a v medicinskom vuze / Pod red. V. A. Averina, B. S. Kibrika. Jaroslavl': JaGMI, 1990. S. 41-56.
9. Psihologija lichnosti i truda vracha: kurs lekcij / B. A. Jas'ko. Rostov-n/D: Feniks, 2005. 304 s.
10. Silkina T. V Formirovanie social'nogo statusa medicinskoj sestry: Dis. ... kand. soc. nauk Volgograd, 2002. 187 s.
11. Stebakova D. A. Lichnostnye osobennosti studentov meduchiliwa s raznymi tipami samoaktualizacii: Avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2010. 25 s.
Р. А. Сафронов, С. И. Розум
СООТНОШЕНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ «ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ — ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ»
У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА, КАК ФАКТОР УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Содержание данной работы во многом обусловлено преобладанием индивидуального подхода в педагогической психологии и педагогике, а также современными исследованиями по педагогическому взаимодействию. В статье представлены результаты исследования усвоения студентами учебной информации в зависимости от сочетания их когнитивного стиля со стилем преподавателя. Кроме анализа уровня усвоения учебной информации, была проведена работа по изучению особенности структуры научного знания субъекта. Это помогло определить не только различие в уровне усвоения, но также обозначить его особенности у студентов и преподавателей с полезависимостью и поленезависимостью.
Ключевые слова: полезависимость, поленезависимость, конфликт стилей, терминологическое пространство.
R. Safronov, S. Rozum
THE RELATIONSHIP OF THE TEACHER'S AND STUDENTS' COGNITIVE STYLE "FIELD DEPENDENCE — FIELD INDEPENDENCE" AS A FACTOR OF LEARNING INFORMATION
The content of this work is largely due to the predominance ofindividual approach in educational psychology and pedagogy, as well as contemporary research on teacher interaction. The article presents the results of learning educational information by students, depending on the combination of their cognitive style to the style of the teacher. Besides the analysis of the level of acquisition of the educational information, a study was carried out on the structural features of the scientific knowledge of the subject. This helped to determine not only the difference in the level of acquisition, but also to identify its characteristics depending on students' and teachers 'field dependence and field independence.
Keywords: field dependence, field independence, styles conflict, terminological space.