Научная статья на тему 'Развитие мотивации профессиональной деятельности обучающихся в медицинском вузе'

Развитие мотивации профессиональной деятельности обучающихся в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1403
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копысова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации педагогической теории и практики развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе. Отмечается, что развитие медицинского образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to problems of development and realisation of the pedagogical theory and practice of motivation development in professional activity among medical college students. The author marks that development of medical education is indissolubly connected with elaboration and introduction of technologies of professional and personal development that include a motivational component and demand a theoretical and practical search.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации профессиональной деятельности обучающихся в медицинском вузе»

Л. А. Копысова РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации педагогической теории и практики развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе. Отмечается, что развитие медицинского образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

L. Kopysova MOTIVATION DEVELOPMENT IN PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG MEDICAL COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to problems of development and realisation of the pedagogical theory and practice of motivation development in professional activity among medical college students. The author marks that development of medical education is indissolubly connected with elaboration and introduction of technologies of professional and personal development that include a motivational component and demand a theoretical and practical search.

В современном мире возрастает ценность и значимость высшего образования, компетентности личности как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к творческой деятельности. Растет понимание того, что высшее образование должно иметь в значительной степени гуманистический характер. Реализация данного понимания в практике профессионального образования медицинских работников требует выделения основы интеграции знаний, которая обеспечит целостность их общепрофессиональной подготовки.

Учитывая традиции отечественного образования и тенденции развития образования за рубежом, в качестве такой основы применительно к подготовке в ме-дицин-ском вузе выдвигается гуманистическая составляющая медицинского образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного

развития личности медицинского работника. В этой связи возрастает значимость обоснования и реализация гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных медицинских работников, призванной обеспечить выпускникам медицинского вуза компетентное вхождение в профессию с прочно сформированными потребностями в постоянном оказании квалифицированной медицинской помощи, профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Соответственно, важным элементом образовательного процесса в медицинских вузах является развитие у обучающихся мотивации профессиональной деятельности, ориентированной на реализацию, как в ходе образовательного процесса, так и в последующей профессиональной деятельности с учетом включенности данной мотивации в широкий контекст жизнедеятельности современного врача, имеющей высокую социальную значимость для развития государства, общества, личности.

Анализ теоретических источников показал, что мотивация профессиональной деятельности обучающихся в медицинском вузе представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессионально-медицинских ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению как непосредственно врачебной деятельности, так и реализации ее гуманистических аспектов в ходе профессиональной и других видов деятельности.

Внедрение в сферу медицинского обслуживания современных технологий, широкое использование новейшей техники, а также применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учета личностных факторов как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути участников врачебной деятельности. Соответственно, профессиональное образование медицинских работников в современных условиях должно включать как формирование совокупности знаний, навыков и умений, так и профессионально значимых личностных качеств, включая в качестве одного из важнейших таких качеств мотивацию профессиональной деятельности.

Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки медицинских работников, подтверждением чего в современных условиях является реализация концепции непрерывного медицинского образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности медицинских работников на всех этапах профессионального развития разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.

Деятельность врача как представителя профессий типа человек — человек проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным на-

пряжением. Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие медицинских работников, индивидуально-психологические особенности врачей — проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Соответственно, с учетом особой социальной значимости следует отметить, что вопросы профессиональной подготовки в вузе, профессионального и личностного развития медицинских работников являются одними из важнейших и малоизученных проблем педагогики.

Значительное количество упоминаний о личности врача представлено в деонтологи-ческой медицинской литературе1. Деонто-логический подход к рассмотрению проблем подготовки и развития личности врача является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологи-ческие требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в заповедях Гиппократа, являющихся профессиональной клятвой врачей. В основе этих требований лежит традиционное представление об отношениях «врач — больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими сознательному и добросовестному отношению к своей деятельности, установлению контакта и гуманных отношений с больным.

В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным ка-

чествам медика всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что только при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и заинтересованного отношения к своему труду врач способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности. Вместе с тем эта деятельность своим содержанием, напряженностью, нагрузками создает основу для формирования состояний дезадаптации, профессионального «выгорания» медицинского работника, профессиональных деформаций его личности.

Проблемы подготовки к профессиональной деятельности медицинских работников недостаточно изучены в отечественной пси-холого-педагогической литературе. Зарождение в нашей стране исследований медицинского труда и подготовки к нему связано с работами В. М. Бехтерева2. Одним из важных аспектов данных исследований является вопрос об определении критериев профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем — к профессиональной деятельности. К. К. Платонову принадлежит типология личности врача, в основу которой положены особенности его ценностных ориента-ций3. В зависимости от направленности личности К. К. Платонов определяет три типа врачей: врач, ориентированный на разнообразные ценности; врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер; врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей в силу низкого духовного и нравственного уровня. Работа К. К. Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику личностных особенностей врача, его побуждений к профессиональной деятельности с позиций личностного подхода.

В ценностных ориентациях, утверждает К. К. Платонов, выявляются миропонимание, нравственные принципы, притязания, ожидания, идейные убеждения, т. е. то, что

составляет содержание жизненной направленности личности. При этом он выделяет несколько вариантов типичных жизненных позиций врачей:

1) врач как личность социально активен, инициативен, энергичен, в коллективе выступает как лидер, успешно выполняет основные социальные роли, пользуется профессиональным и моральным авторитетом среди больных и коллег;

2) врач добросовестно работает, проявляет гражданскую порядочность, нравственно воспитан, среди окружающих оценивается как хороший человек и неплохой специалист; преимущественно ориентирован на профессиональную деятельность, но в силу отсутствия целого ряда качеств личности беспомощен в реализации других социальных ролей; в коллективе занимает нейтральную позицию, социально инертен;

3) врач с конформистской направленностью. Он находится во власти стереотипов, догматического мышления. Работает «по-стольку-поскольку», но имеет тенденцию к самовыражению в неофициальном общении, в кругу друзей, родственников;

4) врач с преобладанием потребительской направленности личности, у которого доминируют ориентации на материально-бытовые ценности в ущерб духовным4.

Отмечая несомненную условность, абстрактность выделенных моделей, К. К. Платонов вместе с тем утверждает, что изучая систему ценностных ориентации, мы тем самым изучаем личность врача как определенный социальный и нравственно-психологический тип.

Большое значение ценностных ориентаций, а также социогенных потребностей, мотивов деятельности в структуре личности врача, необходимость их экспериментального изучения неоднократно подчеркивалась в последние десятилетия.

Однако в целом следует отметить недостаточную педагогическую разработанность проблем формирования потребностей, мотивов, индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности, условий и тен-

денций развития личности обучающегося в медицинском вузе как будущего врача и как субъекта образовательного процесса в вузе.

Противоречие между высокой социальной значимостью медицинского труда, связанного с влиянием на личность врача как позитивных, так и негативных факторов, и отсутствием научно обоснованной педагогической теории развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах, обусловливает проблемную ситуацию, заключающуюся в назревшей социальной, педагогической, образовательной потребности определения специфики мотивации профессиональной деятельности медицинских работников и формирования на этой основе концепции и технологии развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе.

Значение для личности конкретной выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в ее индивидуальной жизни, иначе говоря, профессиональный выбор есть предметная сторона направленности личности.

Профессиональное развитие личности — это формирование у человека возможностей (прежде всего — способностей) и мотивов, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации. Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности»5.

Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде иссле-дований6, может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.

Профессиональная мотивация — это то, ради чего человек реализует свои профес-

сиональные способности. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Вместе с операциональной сферой она является сущностной характеристикой профессионализма.

Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: первое представляет собой трансформацию общих мотивов личности в трудовые; второе связано с системными изменениями профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Основной механизм формирования и развития профессиональных мотивов заключается в том, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности «находят свой предмет в деятельности». При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Применив теорию А. Н. Леонтьева к анализу процесса формирования и развития мотивов профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе, следует определить, что он будет включать:

• сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего обучающийся находит «свой» предмет деятельности;

• «принятие» обучающимся профессии медика и нахождение личностного смысла в этой деятельности;

• формирование целостного поведения обучающегося как будущего медицинского работника, как результат развития профессиональной мотивации.

Мотивация профессиональной деятельности медицинского работника определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в медицинском вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии.

Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.

Можно выделить следующие группы потребностей, мотивирующих профессиональную активность врача:

1) потребность в сотрудничестве с больным, условием которого является не безусловное подчинение пациента врачу, а сознательное стремление обоих к единой цели;

2) потребность в эмоциональной нейтральности пациента — врачи зачастую недовольны активным стремлением пациента обсуждать житейские, психолого-соци-альные проблемы. Эти жалобы тем более неохотно выслушиваются врачом, чем реальнее он осознает, что профессионально не может чем-либо помочь в решении проблемы;

3) потребность в признании: потребность в очевидной позитивности результатов лечебного процесса, улучшении состояния пациента.

При изучении мотивационной стороны процесса подготовки обучающегося в медицинском вузе следует учитывать двойственную природу ценностей7, предполагающую совокупность производительной и потребительной систем в структуре мотивации личности. Функция потребительных процессов состоит в поддержании жизнедеятельности субъекта, поэтому, будучи направленными на ее обеспечение, они обусловливают гомеостатичность бытия личности. Функция производительных процессов состоит в развитии человека и общества, высвобождении и проявлении внутреннего богатства индивида, его сущностных сил. Отсюда — антигомеостатичность природы производительной системы ценностей. Эти процессы соединяются в структуре мотивации и, взаимодействуя на различных уровнях развития, формируют у субъекта один из мотивационных профилей — прогрессивный или

регрессивный. Производительная мотивация обусловливает заинтересованное отношение субъекта к деятельности, активную направленность на социально значимые ее аспекты. Для личности с прогрессивным мотивационным профилем это означает превышение общего уровня развивающих мотивов над средним уровнем мотивов поддержания и «стенический» эмоциональный профиль, состоящий в доминировании у субъекта активных, деятельных переживаний.

Особое значение имеет наличие в структуре профессионально развивающейся личности врача мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере. При этом в исследованиях развития мотивации обнаружена положительная корреляционная связь между формированием феномена психической дезадаптации личности врача и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования, выражающемся прежде всего в отношении к себе как к профессионалу и отношении к самосовершенствованию.

Таким образом, психолого-педагоги-ческий анализ процесса подготовки обучающихся в медицинском вузе позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших мотивационную составляющую, которая представляет собой педагогическую систему развития мотивации, иерархических отношений личности: от «интереса к медицине вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного медицинского работника, которая вместе с деятельностной сферой составляет сущностную характеристику профессионализма и компетентности врача.

1 Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982; Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984.

2 Бехтерев В. М. Личность и труд // Научно-технический вестник. — 1920. — № 1; Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. — СПб., 1905; Бехтерев В. М. Объективная психология / Под ред. В. А. Кольцовой. — М.: Наука, 1991.

3 Платонов К. К Проблема личности в медицине // Философские и социальные проблемы медицины. — М.: Медицина, 1968. — С. 227—243; Платонов К. К Проблемы способностей. — М., 1972.

4 Платонов К. К Личность в медицине // Этико-психологические проблемы медицины. — М.: Медицина, 1978. — С. 29—30.

5 КлимовЕ. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998. - С. 30.

6 Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения / Психология личности: Хрестоматия. Т. 2 — Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. — С. 301-330; Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4. — С. 33—43; Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000; Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.

7 Мильман В. Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологические журнал. — 1988. — № 1. — С. 27—39; Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений. — М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.