Научная статья на тему 'Типология современного святочного рассказа для детей'

Типология современного святочного рассказа для детей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
837
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ / CHRISTMAS STORY / ANTI-CHRISTMAS STORY / "РЕДУЦИРОВАННЫЙ" СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ / "REDUCED" CHRISTMAS STORY / ГИБРИДНЫЙ СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ / HYBRID CHRISTMAS STORY / ЖАНР / GENRE / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CONTEMPORARY RUSSIAN LITERATURE / АНТИСВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махинина Наталья Георгиевна, Насрутдинова Лилия Харисовна

Темой статьи является исследование святочного рассказа для детей в современной русской литературе. Актуальность обращения к данной проблеме мотивируется наличием целого ряда полемических, проблемных суждений по поводу формы и содержания современной христианской литературы в целом и детской в частности. В статье дан обзор современных подходов к изучению святочного рассказа как жанра, обозначено стремление исследователей определить трансформации жанрового канона. Целью статьи является уточнение типологии современного святочного рассказа для детей. В ходе анализа обозначено присутствие в современной литературе произведений, однозначно ориентирующихся на жанровый канон, но вносящих новые смыслы в понимание чуда. Указывается на активность бытования антисвяточного рассказа, который и воспроизводит уже сложившийся жанровый облик рассказа второй половины XIX начала XX века, и обнаруживает изменения, связанные с переориентацией внимания на сознание героя. Выявляется формирование таких жанровых модификаций святочного рассказа, как «редуцированный» рассказ и гибридная форма. Первый отличается небольшим объемом и описанием подчеркнуто реалистического события, трактуемого как чудо, второй соединением жанровых признаков святочного рассказа и сказки, что связано с переходом произведений исследуемого жанра в круг детского чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPOLOGY OF CONTEMPORARY CHILDREN''S CHRISTMAS STORIES

The article studies children's Christmas stories in contemporary Russian literature. The research is relevant, being motivated by a wide range of polemical and problematic opinions about the form and content of contemporary Christian literature in general and children's literature in particular. The article provides a review of modern approaches to the study of a Christmas story as a genre and identifies the desire of researchers to define genre transformations. The purpose of the article is to clarify the typology of contemporary children's Christmas stories. In the course of the analysis, we defined that there are certain works which focus on the genre canon and add new meanings to the understanding of the concept of a miracle. There also exists an anti-Christmas story, which reproduces the well-known genre image of the late 19th early 20th century tale and discovers changes associated with the reorientation of the focus towards the protagonist’s consciousness. We found the following modifications of the Christmas story: a “reduced” story and a hybrid form. The former is short and describes a realistic event interpreted as a miracle; the latter combines the genre features of a Christmas story and a tale, which is connected with the transition of the works of the studied genre to the genre of children's literature.

Текст научной работы на тему «Типология современного святочного рассказа для детей»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2018. №1(51)

УДК 821.161.1

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА ДЛЯ

ДЕТЕЙ

© Наталья Махинина, Лилия Насрутдинова

THE TYPOLOGY OF CONTEMPORARY CHILDREN'S CHRISTMAS

STORIES

Natalia Makhinina, Liliya Nasrutdinova

The article studies children's Christmas stories in contemporary Russian literature. The research is relevant, being motivated by a wide range of polemical and problematic opinions about the form and content of contemporary Christian literature in general and children's literature in particular. The article provides a review of modern approaches to the study of a Christmas story as a genre and identifies the desire of researchers to define genre transformations. The purpose of the article is to clarify the typology of contemporary children's Christmas stories. In the course of the analysis, we defined that there are certain works which focus on the genre canon and add new meanings to the understanding of the concept of a miracle. There also exists an anti-Christmas story, which reproduces the well-known genre image of the late 19th - early 20th century tale and discovers changes associated with the reorientation of the focus towards the protagonist's consciousness.

We found the following modifications of the Christmas story: a "reduced" story and a hybrid form. The former is short and describes a realistic event interpreted as a miracle; the latter combines the genre features of a Christmas story and a tale, which is connected with the transition of the works of the studied genre to the genre of children's literature.

Keywords: Christmas story, anti-Christmas story, "reduced" Christmas story, hybrid Christmas story, genre, typology, contemporary Russian literature.

Темой статьи является исследование святочного рассказа для детей в современной русской литературе. Актуальность обращения к данной проблеме мотивируется наличием целого ряда полемических, проблемных суждений по поводу формы и содержания современной христианской литературы в целом и детской в частности. В статье дан обзор современных подходов к изучению святочного рассказа как жанра, обозначено стремление исследователей определить трансформации жанрового канона. Целью статьи является уточнение типологии современного святочного рассказа для детей. В ходе анализа обозначено присутствие в современной литературе произведений, однозначно ориентирующихся на жанровый канон, но вносящих новые смыслы в понимание чуда. Указывается на активность бытования антисвяточного рассказа, который и воспроизводит уже сложившийся жанровый облик рассказа второй половины XIX - начала XX века, и обнаруживает изменения, связанные с переориентацией внимания на сознание героя. Выявляется формирование таких жанровых модификаций святочного рассказа, как «редуцированный» рассказ и гибридная форма. Первый отличается небольшим объемом и описанием подчеркнуто реалистического события, трактуемого как чудо, второй - соединением жанровых признаков святочного рассказа и сказки, что связано с переходом произведений исследуемого жанра в круг детского чтения.

Ключевые слова: святочный рассказ, антисвяточный рассказ, «редуцированный» святочный рассказ, гибридный святочный рассказ, жанр, типология, современная русская литература.

Жанр святочного рассказа, сформировавшийся в русской литературе во второй половине XIX века, продолжает существовать как в XX, так и в XXI веке. Е. В. Душечкина, рассматривая процесс становления этой жанровой разновидности, указывает на то, что, будучи генетически связан с фольклорными святочными историями, он каноничен в своей структуре [Душечкина, с. 3]. И

хотя уже в творчестве Ф. М. Достоевского возникает попытка преодолеть границы жанра, которая повлияет на жанровые трансформации рассказа на рубеже Х1Х-ХХ веков (например, в творчестве А. П. Чехова, А. И. Куприна, Л. А. Андреева и др.), то он продолжает сохранять свою жанровую основу и в дальнейшем.

В советское время, когда разрушается мировоззренческая основа бытования жанра, он продолжает существовать прежде всего в литературе для детей. В определенной степени это было обусловлено памятью писателей, детство которых было связано с дореволюционным временем. Это был способ не только возродить ощущение праздника, тайны, волшебства, но и, как справедливо отмечает Е. В. Душечкина, напомнить о высших человеческих ценностях [Там же, с. 18]. Именно поэтому рассказы, которые можно определить как святочные, появляются, например, в 1930-е годы.

Широкое обращение к этому жанру возникает в 1990-е годы. Тогда же пробуждается и научный интерес к его функционированию прежде всего в русской литературе XIX века. Именно на исследовании этого материала основаны диссертации А. А. Кретовой «Святочные рассказы Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века» (1992), Е. В. Душечкиной «Русский святочный рассказ: Становление жанра» (1993), О. Н. Калениченко «Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX - начала XX века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла)» (2000), М. И. Бондаренко «Традиции „Рождественских повестей" Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов» (2006), статьи Х. Барана, И. А. Есаулова, В. Н. Захарова, Н. Н. Старыгиной и др. В них прослеживалась история жанра, выявлялся его генезис, обозначались модификации.

Активное развитие жанра в современной русской литературе связано с его востребованностью в сфере религиозного воспитания, необходимостью создания базы рекомендательных списков произведений новейшей литературы для чтения детей в воскресных школах, развитием православной периодики, в которой публикуются подобные произведения.

Однако в литературоведении этот материал исследован недостаточно. Среди значимых научных работ можно назвать диссертацию М. Кучерской «Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени». Автор научного исследования отмечает, что святочные рассказы отличаются не только снежно-елочным и церковным колоритом хронотопической модели, но и особой, сентиментальной нравоучительностью [Кучерская, с. 17]. В статье Ю. Ю. Дани-ленко «Трансформация рождественского рассказа в современной литературе (Д. Быков, Л. Пет-рушевская)» выявляются разные стратегии трансформаций современного святочного рассказа. Она отмечает, что рассказ Д. Быкова более тяготеет к жанровому канону, а Л. Петрушевская

стремится ввести в него элементы других жанров [Даниленко]. Другой исследователь, Н. М. Ильченко, тоже указывает на изменение типологии героев и ситуативных конфликтов [Ильченко, с. 158] в современном святочном рассказе.

В своей статье «Современный святочный рассказ в школьном изучении» мы уже отмечали необходимость осмысления основных направлений развития жанра в начале ХХ1 века [Махини-на, Насрутдинова, с. 35].

Литература рубежа ХХ-ХХ1 веков демонстрирует активность процессов модификации традиционных жанров. Так, жанр святочного рассказа вбирает в себя жанровые приметы иных жанров, например бытовой зарисовки, былички, сказки. Можно отметить и противоположную тенденцию - проникновение семантических моделей и сюжетных коллизий святочных рассказов в иные литературные жанры. Следовательно, назрела необходимость уточнить его жанровый канон и жанровые границы, выделив жанрообра-зующее ядро семантических и формальных признаков и обозначить признаки вариативные. Наличие или отсутствие вариативных признаков и их соотношение с жанрообразующими позволит говорить о классификации святочных рассказов в русской литературе конца ХХ - начала ХХ1 века.

Исследование проблемы трансформации традиционных жанров и возникновения гибридных (бордерных) жанровых образований продуктивно при условии использования комплекса исследовательских методов. Структурно-семантический метод позволит выявить жанрообразующие черты, смысловое и сюжетно-композиционное «ядро», объединяющее различные жанровые модификации современного святочного рассказа в единую парадигму. Историко-генетический метод незаменим при изучении генезиса определенных жанровых черт и причин их трансформации. Использование интертекстуального подхода определяется необходимостью поиска характера и форм взаимодействия современного святочного рассказа с произведениями сопредельных жанров. Теоретическое обобщение накопленного материала предполагает уточнение жанровой модели святочного рассказа, сложившейся в современной социокультурной ситуации, а также выстраивание ее классификации. Также проведенное исследование позволит выявить направление и характер жанровых сдвигов в современном святочном рассказе.

В современной социокультурной ситуации жанр святочного рассказа оказывается весьма продуктивным и в литературе для взрослых, и особенно в литературе для детей. Интересно, что к данной жанровой традиции обращаются не

только профессиональные писатели. Среди авторов современных святочных рассказов - и служители церкви (что ожидаемо), и обычные школьники. Намечается и заметная дифференциация произведений на уровне объема текста -от миниатюр до развернутых повествований, включающих несколько глав. Еще более очевидны различия в осмыслении авторами центральной категории данного жанра - рождественского чуда.

В связи с очевидными трансформациями святочного рассказа встает проблема типологии жанра. Традиционно принято выделять две жанровых разновидности - собственно святочный и антисвяточный рассказы. Нам же представляется возможным говорить о существовании в современной русской литературе по меньшей мере четырех модификаций данного жанра.

На сегодняшний день существует немало произведений, соотносящихся с канонической моделью святочного рассказа. Как правило, они создаются писателями, которые достаточно отчетливо утверждают себя как людей верующих, православных. Подобные рассказы носят религиозно-дидактическую направленность, публикуются в издательствах и журналах, ориентирующихся на православную литературу. В них присутствуют все признаки жанра, выделенные еще Н. С. Лесковым: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело...» [Лесков, с. 256].

Однако и в этих, казалось бы, канонических по своей структуре и содержанию произведениях появляются дополнительные смыслы. Так, в рассказах Т. Шипошиной «Небесные певчие», М. Стародуба «Тимохин дар», В. Леденева «Деда заказывали?» чудеса происходят, но акцент делается не только на самом чуде, но и на том, что его нужно уметь увидеть и ощутить, а это часто недоступно героям в силу подчиненности их сознания стереотипам. У М. Стародуба Тимоха в результате путешествия на волшебном автобусе оказывается возле пещеры, в которой совершается таинство рождения святого младенца, однако так и не может вспомнить, где раньше это видел. В произведении В. Леденева лишь мальчик заметил, что стакан, из которого пил Дед Мороз, покрылся тончайшими льдинками инея, а недопитая им вода замерзла. Родители же сочли визитера, который ведет себя не в соответствии с устойчивым стереотипом, ненормальным.

Показательно, что в ряде современных святочных рассказов фантастический элемент вообще отсутствует: произошедшее рождественское чудо получает реалистическое объяснение. Так, в рассказе О. Адамовой «Дед-Мороз Сидоров» подоплекой чудесного события - неожиданно полученного ребенком подарка - становится произошедшая путаница, в произведении А. Зайцевой «Добрые письма» причиной чудесного получения лекарства для больной матери является людская доброта. Таким образом, в современных произведениях, приближающихся по своей структуре к каноническому святочному рассказу, в центре внимания оказывается не чудесное событие, меняющее жизнь героя, а сам герой с его способностью или неспособностью верить в присутствие высшей справедливости.

В современной социокультурной ситуации, безусловно, востребованным является антисвяточный рассказ, который появился еще в конце XIX века. Для него характерно присутствие сомнения в самой возможности свершения чуда в контексте той реальности, которую видят вокруг себя авторы. В русле этой уже устоявшейся традиции написан рассказ А. Солоницына «Маленькой елочке холодно зимой.», где единственным по-настоящему близким герою существом становится брошенная хозяевами собака с перебитой лапой, греющая ребенка своим телом. Они понимают друг друга, поскольку преданы самыми значимыми для них людьми. Кольке обидно, что его мечты о спортивных достижениях не важны родителям. И, в соответствии с традициями антисвяточного рассказа, единственной возможностью увидеть себя на льду с клюшкой в руках забивающим победный гол, становится смерть. Лишь в ином мире, куда мальчик отправляется вслед за Святым Николаем, его может обнять Христос и утереть с его щеки слезу. В этом рассказе присутствуют характерные для антисвяточного рассказа контрасты: холода и тепла, страданий и радости, мира дольнего и мира горнего.

Однако появляются антисвяточные рассказы, в которых такие контрасты не обозначаются. Герои, не находящие любви и понимания в реальном мире, так и не обретают их нигде. Внимание авторов в таких рассказах переключается на сознание героя, искалеченное взрослыми. В этом плане характерен вызвавший определенный читательский резонанс рассказ Н. Ключаревой «Юркино рождество», в котором мальчик на Рождество выгоняет из дома родителей-пьяниц. И хотя в финале рассказа он навещает в больнице лишившуюся рассудка мать и даже приносит ей красивую серебристую елку, это не вызывает ка-

тарсиса: мать принимает его за другого сына, противопоставляя тому, который их выгнал, а сам герой не испытывает ни нежности, ни раскаяния.

В рассказе В. Каплана «Звездою учахуся» герой, которого после рождественского богослужения подвозят до дома трое подвыпивших близких к преступному миру молодых людей, неосторожно вступает с ними в теософский спор. Желая доказать, что Спасителя не существует, они привязывают случайного попутчика к дереву в безлюдном парке. И лишь спустя время хозяин машины, заглянув в паспорт своей жертвы, обнаруживает, что оставил замерзать собственного отца, которого давно считал умершим. Однако, хотя он и торопится вернуться, надеясь, что не опоздал, возможность счастливого финала призрачна. Маленькое золотое солнце, которое он видит, может оказаться вовсе не предвестником рассвета, а, например, фарами встречного автомобиля. Подобный трагический исход тем более вероятен, что в рассказе несколько раз возникают отсылки к погибшему в аварии знакомому Димки и разбитому им в детстве золотому новогоднему шару.

Еще одной разновидностью святочного рассказа становятся произведения, для которых характерна «редукция» жанровых признаков: пропуск экспозиции, содержащей описание событий до совершения чуда, отсутствие подробностей описания чуда, нарочито реалистическое представление чудесного события. В отличие от собственно святочного рассказа, в котором реалистический характер описываемого чуда компенсируется реакцией героя, в «редуцированном» святочном рассказе чудесный смысл событию придает восприятие повествователя. Так, в рассказе Е. Седовой «Бабочка» чудом повествователь считает появление в морозную рождественскую ночь в церкви, в вертепе с младенцем Христом яркой черно-красной бабочки. У В. Гурбо-ликова в «Черепашке» как чудо осмысляется тот факт, что потерянная на даче черепаха сумела пережить суровую русскую зиму.

В современной русской литературе складывается и гибридное жанровое образование, соединяющее в себе признаки святочного рассказа и сказки. В качестве примера назовем рассказы Н. Волковой «Картина в папиной мастерской» и Е. Неволиной «Волшебный сон». В обоих произведениях присутствуют волшебные предметы, позволяющие юным героям проникнуть в сказочный мир. У Н. Волковой это картина, нарисованная мамой Ромки, обладавшей удивительным даром оживлять изображенные ей объекты, у Е. Неволиной - елочная игрушка. Оба героя про-

ходят характерный для сказочных героев путь, связанный с восполнением недостачи: Лиза спасает волшебный мир, Ромка возвращает маму, украденную злым волшебником. Обоим героям для достижения цели приходится преодолеть троекратные испытания, суть которых сводится к преодолению их собственных страхов. Важно, что главным рождественским чудом для героев становится воссоединение семьи.

Таким образом, исследование современного русского святочного рассказа позволяет утверждать, что на сегодняшний день существуют четыре жанровых модификации: собственно святочный рассказ, антисвяточный, а также редуцированная и гибридная модификации жанра.

Во всех жанровых разновидностях изменения связаны с переосмыслением категории чуда. В собственно святочном рассказе герои зачастую не способны увидеть и тем более понять и оценить рождественское чудо, и само чудесное обы-товляется и низводится до случайности. В антисвяточном рассказе зачастую отвергается сама возможность обретения счастья даже в каком-либо другом мире.

Редуцированная модификации жанра отличается небольшим объемом и подчеркнуто реалистическим характером чуда.

Появляется значительное количество произведений, в которых обнаруживаются жанровые приметы как святочного рассказа, так и сказки. Востребованность данной жанровой модификации обусловлена тем, что в современной социокультурной ситуации наблюдается явное смещение адресной ориентации жанра, постепенный его переход преимущественно в круг детского чтения. Можно предположить, что именно гибридная жанровая модификация святочного рассказа будет определять направление дальнейшего движения исследуемого жанра.

Список литературы

Даниленко Ю. Ю. Трансформация рождественского рассказа в современной литературе (Д. Быков, Л. Петрушевская) // Проблемы исторической поэтики. 2014. С. 587-597.

Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: [б. и.], 1995. 256 с.

Ильченко Н. М. Своеобразие современного святочного рассказа // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. С. 153-158.

Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997. 21 с.

Махинина Н. Г., Насрутдинова Л. X. Современный святочный рассказ в школьном изучении. Литература в школе. 2016. № 9. С. 35-37.

Н. С. Лесков о литературе и искусстве / Сост., вступ. ст. И. В. Столяровой, коммент. А. А. Шелае-вой. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1984. 284 с.

References

Danilenko, Yu. Yu. (2014). Transformatsiia rozh-destvenskogo rasskaza v sovremennoi literature (D. Bykov, L. Petrushevskaya) [Transformations of the Christmas Story in Contemporary Literature (D. Bykov, L. Petrushevskaya)]. Problems of Historical Poetics, pp. 587-597. (In Russian)

Dushechkina, E. V. (1995). Russkii sviatochnyi rasskaz: stanovlenie zhanra [Russian Christmas Story: Formation of the Genre]. 256 p. St. Petersburg. (In Russian)

Il'chenko, N. M. (2014) Svoeobrazie sovremennogo sviatochnogo rasskaza [The Originality of the Modern

Махинина Наталья Георгиевна,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. mahinin@rambler.ru

Насрутдинова Лилия Харисовна,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. lilija_nasrutdin@mail.ru

Christmas Story]. Arkady Gaidar and the Range of Reading for Children and Young Adults. Arzamas, Arzamas branch of the UNN, pp. 153-158. (In Russian)

Kucherskaia, M. A. (1997). Russkii sviatochnyi ras-skaz i problema kanona v literature novogo vremeni: av-toref. dis. ... kand. filol. nauk. [Russian Christmas Story and the Problem of Canon in the Literature of Modern Ttimes: Ph.D. Thesis Abstract]. Moscow, 21 p. (In Russian)

Makhinina, N. G., Nasrutdinova, L. Kh. (2016). Sov-remennyi sviatochnyi rasskaz v shkol'nom izuchenii [Contemporary Christmas Story in School Study]. Literature in School, No. 9, pp. 35-37. (In Russian)

N. S. Leskov o literature i iskusstve [N. S. Leskov on Literature and Art]. Comp., Intro. Art. I. V. Stolyarova, comments. A. A. Shelaeva (1984). 284 p. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

The article was submitted on 12.03.2018 Поступила в редакцию 12.03.2018

Mahinina Natalia Georgievna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. mahinin@rambler.ru

Nasrutdinova Liliya Harisovna,

Ph.D. in Philology,

Associate Professor,

Kazan Federal University,

18 Kremlyovskaya Str.,

Kazan, 420008, Russian Federation.

lilija_nasrutdin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.