© А.А. Озерина, 2009
УДК 159.9:316.6 ББК 88.4
ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
А.А. Озерина
Статья посвящена проблеме кризиса профессиональной идентичности у студентов-психо-логов, обучающихся по направлению бакалавриат. В результате эмпирического исследования выявлена и описана типология переживания кризиса студентами.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, статус идентичности, кризис профессиональной идентичности, мораторий идентичности, контекст, профессия.
Под профессиональной идентичностью мы понимаем динамичную структуру, в процессе которой конструируется представление человека о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся чувством принятия своей профессиональной принадлежности (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер,
Н.С. Пряжников и др.). Развитие профессиональной идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности -периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида (И.И. Кранц).
Многие ученые в своих исследованиях обращаются к кризису идентичности (А. Ватерман, Дж. Марсия, Э. Эрикосон). Согласно Дж. Марсия, который выделил четыре статуса идентичности (достигнутая, предрешенная, мораторий, диффузная), периоду кризиса соответствует статус «моратория». В статусе «моратория» человек актуально находится в состоянии кризиса выбора между альтернативами, его предпочтения неопределенны, он стремится к самостоятельному принятию решения вплоть до конфликта со значимыми другими [2].
В нашей педагогической практике мы столкнулись с феноменом, который определи-
ли как кризис профессиональной идентичности студентов. Он проявляется в том, что у сту-дентов-психологов старших курсов, обучающихся по программе бакалавриат, отмечается снижение учебной мотивации, возникновение трудностей при совершении профессиональных выборов, разочарование в профессии. Свое состояние студенты чаще всего объясняют «страхом неизвестности» перед профессиональным будущим.
Ситуация обостряется переходом к системе многоуровнего образования. Эта система нова и для студентов, и для преподавателей. Бакалавриат - это первая ступень высшего профессионального образования, обучение на которой рассчитано на 4 года. В рамках сокращенной программы студентами кризис профессиональной идентичности переживается к концу четвертого курса, то есть к окончанию обучения. Таким образом, проблема кризиса профессиональной идентичности актуальна и интересна.
Цель нашей работы - исследовать смысловое содержание переживания кризиса профессиональной идентичности студентами.
Мы предполагаем, что смысловое содержание переживания кризиса неоднородно и неодинаково протекает у разных студентов.
В нашем исследовании респондентами являлись студенты-психологи старшего курса, пребывающие в едином образовательном пространстве (определенный коллектив, одинаковая программа, преподаватели и т. д.). Они обучаются по направлению бакалавриат, что образует непривычные условия и для сту-
дентов, и для преподавателей, так как это первый выпуск психологов-бакалавров.
Поскольку предметом исследования выступает содержание опыта переживания профессионального кризиса, целесообразно использовать положения качественного исследовательского подхода, так как он наиболее подходит «для описания и прояснения опыта в том виде, в котором он присутствует в сознании индивида» [3].
В качественном подходе принято дифференцировать методы сбора данных и методы анализа данных.
Для сбора данных мы использовали такие качественные методы, как индивидуальное и групповое интервью и сочинение. По типу интервью были неструктурированными, то есть вопросы изменялись в зависимости от конкретного респондента. Студенты самостоятельно определяли последовательность тем, уровень самораскрытия и т. д. Сочинение также было свободным по структуре, содержание задавалось только темой «Я в профессии».
Для анализа данных применялся метод сетевого тематического анализа, использование которого позволяет организовать полученные в интервью и сочинениях высказывания респондентов. В них нами были выявлены две главные темы: 1) наличие или отсутствие образа психолога как профессионала; 2) принятие либо отвержение профессии психолога.
Обобщенный образ профессионала является необходимой составляющей формирования профессиональной идентичности [1]. В процессе обучения идентификация себя с неким эталоном способствует появлению собственного видения себя в профессии и достижения профессиональной идентичности.
Принятие профессии трактуется нами как осознанное желание студента продолжать обучение или работать по специальности психолог. Отвержение профессии проявляется в отсутствии интереса к специальности, студенты придерживаются позиции «психология - это не мое» и не собираются работать по специальности.
Результаты, полученные в ходе применения сетевого тематического анализа, позволяют продолжить интерпретацию собранных данных. Для этого мы использовали сочетание двух выявленных главных тем. Располагая их в пространстве координатной плоскости, мы получаем четыре
квадранта, соответствующие, по нашему мнению, четырем типам переживания опыта кризиса профессиональной идентичности.
Первый тип характеризуется наличием образа психолога как профессионала и принятием своей будущей профессии. Студенты этого типа соглашаются с тем, что переживают кризис профессиональной идентичности, но самостоятельно находят возможности его преодоления. Уровень мотивации достижения в обучении у них значительно выше, чем у остальных респондентов. Профессия для них является способом самовыражения, им важна ее ценностно-смысловая составляющая. Они близки к осознанию себя как «будущего специалиста». Возможно, формированию статуса достигнутой идентичности и выхода из кризиса им мешает некоторая идеализация образа психолога: «Как и врач, психолог никогда не имеет права на ошибку».
Особенностями второго типа являются наличие образа психолога и отвержение профессии. Студенты находятся в состоянии кризиса, который характеризуется несоответствием реальности их ожиданиям. В данном случае образ профессионала идеализирован, что порождает нежелание работать по специальности. Студенты этого типа боятся ответственности и осуждения со стороны других. Психологическое образование они рассматривают как возможность разрешить собственные проблемы, способ понять себя. «Я не пойду работать по профессии, чего позориться. Хотя, безусловно, это мне пригодиться в жизни». Первоначальный свой выбор вуза и специальности они объясняют случайностью.
Третий тип характеризуется отсутствием образа психолога и принятием профессии. Респонденты достаточно остро переживают состояние кризиса и испытывают по этому поводу состояние фрустрации. Студенты этого типа отличаются отсутствием логики изложения своих профессиональных предпочтений. «Я хочу работать по специальности, но, вы же понимаете, у нас в городе не развита психологическая служба». Возможно, это связано с тем, что они не знают, на какие смыслы работы психолога опираться. Их позиция достаточно неустойчива, хотя они выражают желание работать по специальности и активно ищут поддержки со стороны значимых других (в основном преподавателей, родителей).
196
А.А. Озерина. Типология переживания кризиса профессиональной идентичности
Четвертый тип отличается отсутствием образа психолога и отвержением профессии. Острое переживание кризиса студенты выражают в высказываниях: «Психология - это не мое», «Я не вижу себя психологом». Они не могут четко ответить, в какой бы другой сфере нашли бы себя, предлагая разнообразные варианты. «Мне интересна клиническая психология, в чем-то политика, и визажистом я могу быть». Их выводы относительно профессиональной пригодности нелогичны. «Я, конечно, умею сочинять, но не настолько, чтобы делать выводы о человеке». Первоначальный свой выбор они объясняют как способ избегания неудач. «Я бы пошла в медицинский, но там трудно учиться. Поэтому пошла на психолога».
Таким образом, во-первых, переживание кризиса профессиональной идентичности неоднородно и наполнено различным содержанием. Первый тип переживания кризиса (наличие образа профессионала и принятие профессии) мы назвали «конструктивный». Второй тип (наличие образа профессионала и отвержение профессии) мы обозначили как «избегающий». Третий тип (отсутствие образа профессионала и принятие профессии) мы назвали «поисковый». Четвертый тип (отсутствие образа профессионала и отвержение профессии) - «поверхностный».
Во-вторых, мы предполагаем, что перспективы у людей с разными типами переживания кризиса различны. На наш взгляд, наиболее благоприятный выход из кризиса обеспечен студентам «конструктивного» типа. Они примут ответственность за свои решения и самостоятельно достигнут профессиональной идентичности. Студенты, переживающие кризис по «избегающему» типу, возможно, будут искать свое профессиональное призвание в области другой специальности. Если ситуация сложится определенным образом, их выбор в пользу другой профессии опять может оказать-
ся случайным. «Поисковому» типу сначала предстоит разрешить проблему определения качеств и особенностей профессионала. После ответа на вопрос, каким должен быть психолог, они выйдут из состояния кризиса. Перспективы «поверхностного» типа неоднозначны, скорее всего, им для выхода из кризиса необходимо разрешить свои личностные проблемы.
И, наконец, работа в этом направлении может быть продолжена в целях сопровождения сгуцентов, переживающих кризис профессиональной идентичности. Для формирования своих профессиональных предпочтений и выхода из кризиса «избегающему» типу необходимо предоставить возможность заняться практической деятельностью. «Поисковому» типу может быть предложен тренинг или профессиональное консультирование в целях формирования образа профессионала. Для преодоления личностных трудностей студентам «поверхностного» типа мы рекомендуем индивидуальное консультирование. Мы считаем, что позиция невмешательства наиболее подходит «конструктивному» типу, так как у них есть все средства для переживания и самостоятельного выхода из кризиса. В любом случае информирование и проговаривание ситуации со студентами способствует благополучному преодолению ими кризисной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матвеева, Л. Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов : дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Матвеева. - М., 2004. - 215 с.
2. Marcia, J. E. Development and validation of ego-identity status / J. E. Marcia // Journal of Personality. - 1966. - N° 3. - Р. 551-558.
3. Polkinghorne, D. Language and Meaning: Data Collection in Qualitative Research / D. Polkinghorne // Journal of Counseling Psychology. - 2005. - April 1. -Vol. 52. - Issue 2.
PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS TYPOLOGY
A.A.Ozerina
The articles is devoted the problem of professional identity crisis faced by the students of psychological bachelorship. The empirical research results in professional identity crisis typology.
Key words: professional identity, identity status, crisis of professional identity, moratorium of identity, context, profession.