Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 21 (275).
Филология. Искусствоведение. Вып. 68. С. 153-156.
Г. Г. Янтилина
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗА СОВРЕМЕННИКА В БАШКИРСКИХ ПОВЕСТЯХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
В статье представлена типология образа современника в башкирских повестях постсоветского периода, где главным критерием выступает социальный статус героя. Рассматриваются литературные образы в кругу проблем, характерных для современного общества. Создать типологию образа современника позволяет многообразие характеров в современной прозе.
Ключевые слова: образ-современник, социальный статус, типология.
В художественном произведении писатель с помощью различных литературных средств воспроизводит реалии того или иного времени. Кроме сюжета и литературного языка особое место занимает герой произведения. Каждый новый период порождает свой социальный тип, который выражает определенные взаимоотношения в обществе. Со сменой одной эпохи другой, с изменением общественноэкономического уклада, идеалов эпохи меняется и характер, идейное содержание образа современника. Это подтверждают слова, высказанные литературоведом Б. С. Буряк: «Содержание, характер изменились с изменением общественных формаций, отношений. Это изменение, как известно, совпадает с преобразованием обстоятельств, поскольку личность всегда формируется в определенных об-стоятельствах»1.
Общественно-экономические, политические и культурные преобразования после распада СССР, отмена жесткой цензуры, провозглашение гласности, плюрализма в отношении направлений и методов художественного творчества коренным образом повлияли на художественное воплощение образа современника. Главной особенностью современной прозы является расширение круга описываемых характеров, в котором наблюдается определенная повторяемость и вариативность. Так, в башкирской прозе постперестроечного периода художественно воплощаются самые различные типы и характеры: представители власти, чиновники; фермеры и предприниматели; старшее поколение и молодежь; образы низших слоев общества (бомжи, проститутки, тюремщики) и т. д. Значительное количество выделенных типов является весомой основой для нашей классификации литературных героев.
За основу типологии мы берем тематический принцип, связанный с тем, какую социальную среду и представителя какой части общества изобразил автор в своем произведении. В связи с этим можно выделить следующие типы героев:
1) фермеры и предприниматели как представители нового экономического уклада;
2) представители власти: чиновники, председатели колхозов и совхозов;
3) представители низших слоев общества: бомжи, тюремщики, проститутки;
4) ветераны, люди старшего поколения;
5) молодежь.
К первой группе можно отнести главного героя повести Талхы Гиниатуллина «Одинокий дом в тумане». Сюжет произведения основан на изображении событий после разгрома Партии коммунистов: «Пришел конец к привыкшей жизни»2. Раис - одна из жертв этого переворота. В этом герое автор художественно воплощает образы миллионов людей, чьи судьбы коренным образом изменились после так называемых перестроечных событий. Утратив «теплое кресло» заведующего фермой, Раис словно «остановился на середине пути». Однако, обдумав всё и собрав силы, он решает взяться за новое, ранее никем не испытанное дело - фермерство, но в конце концов разоряется. Изображая эту ситуацию, автор показывает одну из причин того, почему колхознику трудно стать самостоятельным предпринимателем. Причина кроется в психологии колхозника, который долгое время был «рабом» планов и показателей, он не думал о завтрашнем дне, его волновал лишь настоящий момент. Другая причина его разорения кроется в словах одного из персонажей повести - Апуша: «В колхозе невозможно стать фермером. Если мы все превратимся в фермеров, то те, которые
сидят в правлении, умрут от голода. Посмотри, сколько людей сидит на нашей шее»3. Другими словами, даже если у тебя все пойдет удачно, это не понравится окружающим. Ведь, чтобы там ни было, представления советского человека о всеобщем равенстве в деревнях еще сильны, и всякая попытка разбогатеть или зажить в более хороших условиях, несмотря на то что ты честным трудом всего этого добиваешься, будет восприниматься как мещанский поступок. Такую мысль автор передает через описание образа Раиса и его поступков.
Ко второй группе относятся герои повестей Рашита Султангараева «Люди», Талхы Гиниатуллина «Унылые дни», Амира Аминева «Китайгород». Во всех этих произведениях председатели и чиновники изображаются на фоне гибельного положения коллективных хозяйств после перестройки. Однако эти образы весьма отличаются друг от друга. Так, в повести «Унылые дни» председатель Ильясов - не коренной житель деревни, а чужак, пришелец. В мыслях и желаниях он старается поднять хозяйство. Однако это остается мечтой, так как герой не знает ни характера колхозников, ни местности. Он показывает свою никчемность как председатель. Несмотря на то, что Ильясов имеет высшее образование и является дипломированным специалистом, он работает не от всей души, не считает себя полноценным хозяином, поэтому и не может поднять колхоз, так и остается «рабом» планов и показателей.
Чиновники в повести Амира Аминева «Китайгород» поступают бесчеловечно по отношению к своим односельчанам и колхозникам. Вместо того чтобы заниматься сохранением, улучшением земли, они легко избавляются от проблем, просто продавая ее. Цель автора -бичевание бездуховности, безграмотности и беспечности народа.
В повести Рашита Султанагараева «Люди» председатель Зиннатулла - единственный человек в колхозе, который действительно работает во благо людей. Он окончил институт, поступил в аспирантуру, как высококвалифицированный специалист возвращается в родную деревню и, приложив немало усилий, поднимает хозяйство. Этим он обретает любовь и уважение людей. Когда односельчане начинают зверским образом грабить то, что они так долго и усердно создавали годами, - свой колхоз, он пытается как-то противостоять им, открыть людям глаза. Таким образом, в повести
автор воплощает образ идеального руководителя.
Третья группа объединяет в себе представителей низших слоев общества. Образы бомжей, тюремщиков, проституток и пьяниц писатели-современники воплощают во многих повестях. В основном они изображаются как социальные жертвы: одни стали отвергнутыми вследствие общественного уклада, другие из-за бесчестия, бесчеловечности людей, а третьи попали «на дно» в результате своего бессилия и лени. Так, к примеру, старик Тимиргале в повести Амира Аминева «Танкист» олицетворяет собой высшие человеческие идеалы. Положительные, высоконравственные и гуманные черты его характера раскрываются в самом конце произведения, в развязке. Сначала рассказывается о важных моментах его жизни: был танкистом на войне, героически сражался за родину, с женой вырастили детей, которые теперь живут отдельно, смерть любимой жены, переезд в город к младшей дочери, ее бессердечное отношение к родному отцу и превращение в бомжа. Тимиргале отвергнут собственной дочерью, которую интересует лишь материальное благо, он - жертва безнравственности людей. Однако герой-современник, который не теряет своих человеческих качеств даже в самые трудные и невыносимые годы - на войне, и после превращения в бомжа остается верным самому себе, своим идеалам и моральным ценностям. Умирает он не жалкой смертью, а высоко подняв голову, представив себя прежним танкистом, гордым и независимым воином. Таким образом, в повести образ современника олицетворяет собой идеал высоконравственного и сильного духом человека.
Четвертую группу представляют образы людей старшего поколения, пожилых и ветеранов. Они также довольно часто встречаются в современных башкирских повестях. Это, в основном, образы аксакалов, дающих молодому поколению советы и наставления. В повестях Талхы Гиниатуллина «Унылые дни» и Амира Аминева «Китайгород» характер и идейное содержание образов Хафиза и Файзуллы схожи. В обоих произведениях изображается нынешнее состояние колхозов. Эти два персонажа -единственные люди, открыто заявляющие о недостатках в действиях начальников. Они, как люди опытные, многое повидавшие в своей жизни, в отличие от молодежи, мыслят глубже, знают и видят проблемы в колхозах и пути их решения. Оба, никого не боясь, критикуют не-
гативные поступки и явления в колхозе, разоблачают нечистые деяния всех, даже самого председателя. Однако, их - меньшинство. А в современном обществе принято все решать путем голосования, в соответствии с мнением большинства.
Совсем иное идейно-смысловое содержание заложено в образе Рахимзяна в повести Хайдара Тапакова «Выбор». В произведении в ретроспективном плане характеризуется прошлое героя, его жизнь при СССР: он героически сражался за родину в годы войны, затем активно участвовал в восстановлении народного хозяйства. Герой уверен в том, что во времена советской власти люди были нравственнее, чем сейчас. Нынешнее положение ветерана трагично: он остался совсем один, правительство перестало заботиться о пожилых людях. И вот этот старик, больной и дряхлый, снова идет бороться за справедливость, а справедливым он считает выбор прежней власти, прежнего Президента. Правильно он поступает или нет - неясно, но важно другое: он все это делает во благо соотечественников, чтобы было хорошо всем - и молодым и старым. Ведь герой - это тот, кто «шел на самопожертвование во имя людей»4. Таким образом, в повести образ пожилого человека имеет совсем иную художественную концепцию: в отличие от предыдущих образов Хафиза и Файзуллы, Рахимзян действительно герой-современник, его поступки - не только на словах, это активные действия.
К пятой группе относятся те произведения, в которых художественно воплощаются образы представителей молодого поколения. Главных героев повестей Флюра Галимова («Кентавр») и Рината Камала («Усталый человек») зовут Искандер. Основная проблема, которая поднимается в повести «Кентавр», - потеря вотчинных земель, ее продажа, беспечное отношение башкир к своим корням, к народу, к своему будущему, проблема распада колхозов, пьянство и безнравственность. Искандер - герой современного мира в самом прямом смысле этого слова. Он по природе своей не идеален, а вполне адекватная и конкретная личность, жизнь его тяжела и полна жестокостей: воевал в двух чеченских войнах, от него отвернулась его жена, был ранен, но вернулся героем с медалями и орденами. Однако героизм Искандера проявляется во всей полноте в тот момент, когда он начинает бороться за свой народ и за его счастливое будущее. Вернувшись
домой, он видит страшную картину: колхоз продан, молодые парни, мужчины и старики запили. Искандер видит и понимает причины, из-за которых односельчане сегодня оказались в таком беспомощном состоянии, и пытается открыть им глаза. Однако люди не хотят и боятся перемен, не могут избавиться от психологии рабства, веками внедренного в их сознание правителями, и всячески мешают Искандеру в его благих намерениях. Таким образом, он не находит себе единомышленников.
Повесть Флюра Галимова «Кентавр» - важное явление для современной прозы. В нынешнее запутанное время, когда потерян общественный идеал, образ Искандера является своего рода образцом и показателем правильного направления в развитии и в воспитании человеческого в человеке, что является главной задачей литературы и искусства.
В произведении «Уставший человек» Рината Камала заложена абсолютно противоположная идея. Если в повести Флюра Галимова молодой современник, несмотря на предательство родных, не теряет силы, живет дальше и даже борется с несправедливостью, то здесь молодой герой изображается как социальная жертва: после многих жестокостей и превратностей судьбы, потеряв всякий смысл в жизни, он совершает самоубийство. Чтобы полнее раскрыть характер героя и мотивы его действий, автор описывает юные годы Искандера. Он рос в обычной полноценной семье воспитанным и умным мальчиком. После школы пошел в армию, где впервые юноша остался один среди чужих ему людей, в обществе, изображаемом с его безнравственной и беспощадной стороны - как «беспорядок и хаос». Будучи безвинно осужденным, Искандер, чтобы выжить, вынужден принять законы дисцбата. Приехав домой, он сталкивается с еще одной несправедливостью: любимая девушка, не дождавшись его, вышла замуж. Перенося жестокость за жестокостью, вновь и вновь сталкиваясь с несправедливостями, устав бороться с ними, в конце концов, герой совершает суицид. Лишь в этом он видит способ освобождения от страданий. Таким образом, автор через изображение Искандера и его безысходного положения критикует некоторые негативные явления, происходящие в современном обществе.
В заключение можно сделать следующий вывод: образ современника в повестях конца ХХ - начала XXI века приобрел ряд качественных и количественных изменений. Это
уже не единый образ героя-борца, активиста, общественного деятеля, коммуниста. Образ-современник - это человек разных профессий, различного социального уровня, с различными морально-нравственными ценностями и неоднородным отношением к миру, к окружающей среде, к другим людям и к самому себе. Проведенная типология является тому подтверждением.
Примечания
1 Буряк, Б. С. Художественный идеал и харак тер. М. : Сов. писатель, 1977. С. 22.
2 Гиниатуллин, Т. Ты стояла под березой... повести, рассказы. Уфа : Китап, 2007. С. 354.
3 Там же. С. 382.
4 Буряк, Б. С. Указ. соч. С. 196.