УДК 334.724.6
ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ПАРТНЕРСТВА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Д.Н. ЕФРЕМОВ11 И.Н. МИХАЙЛОВ 21
1) Российский государственный гуманитарный университет
e-mail: [email protected]
Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
В данной статье представлена разработанная типология форм партнерства частного бизнеса и государства в отраслевой системе подготовки кадров на примере взаимодействия конкретного федерального органа исполнительной власти (Мино-брнауки России), образовательной организации и частного бизнеса.
Ключевые слова: отраслевая система подготовки кадров, базовые кафедры, независимая оценка качества образования, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, метод веерных матриц.
e-mail: [email protected]
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года1 зафиксирован переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели российской экономики, что предъявляет новые требования к отраслевой системе подготовки кадров (далее - ОСПК). Под ОСПК понимается совокупность элементов системы образования с целью подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики.
Единого подхода к термину ОСПК в специальной литературе не выявлено. М.В. Полевая называет ОСПК для индустрии туризма экономико-педагогической системой, действующей на основе взаимосвязи всех элементов.2 К элементам относят индустрию туризма (отраслевые предприятия, государственные организации, общественно-профессиональные организации и т.д.) и образовательную среду (школы, лицеи, училища, университеты, семинары, стажировки и т.д.)
В работе3, посвященной формированию ОСПК рыбохозяйственного комплекса, отраслевая система определяется как часть современной специализированной системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров, включающая в себя вертикально и горизонтально интегрированные университетские комплексы, государственно-частные партнерства в сфере науки и образования, базовые кафедры, лаборатории и т.д.
На наш взгляд, некоторые подходы являются спорными, например, в части отнесения государственных организаций к индустрии туризма и отсутствия в составе таких элементов, как органы власти, к компетенциям которых относятся вопросы образования.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»4 (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») наиболее полно определены элементы системы образования, которые следует учитывать при разработке понятия ОСПК. Данные элементы системы разнесены по пяти группам. В первой группе, отражающей содержание образования, представлены: федеральные государственные образовательные
Фаспоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 г. N 1121-р) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2013]. : -URL: http: //pravo.gov.ru/
2Полевая М.В. Отраслевая система подготовки кадров для индустрии туризма//Транспортное дело России. 2009. - С.127-129.
3Волкогон В.А. Формирование отраслевой системы подготовки кадров рыбохозяйственного комплекса России//Экономика и управление.2009. № 9 (47). - С. 51
4Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»:(принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2013]. : -URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2013)
240 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Р1 Серия Философия. Социология. Право.
I Ж 2013. № 16 (159). Выпуск 25
стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности. В остальных группах представлены различные участники образования (организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители, федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, объединения юридических лиц, работодателей и их объединений и т.д.).
Эффективная модель ОСПК предполагает взаимодействие частного бизнеса (далее - ЧБ) и государства, активное участие работодателя, объединения работодателей в вопросах образования.
В ФЗ «Об образовании в РФ» и других законодательных актах закреплены следующие формы привлечения частного бизнеса к участию в образовании:
• независимая оценка качества образования;
• профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;
• участие в квалификационном экзамене;
• сетевая форма реализации образовательных программ;
• участие в создании кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся5;
• разработка, экспертиза, рассмотрение проектов федеральных государственных образовательных стандартов;6
• договор о практике с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля7.
Вместе с тем стоит отметить, что в настоящее время типология форм партнёрства частного бизнеса и государства в ОСПК недостаточно разработана.
В рамках данной работы нами поставлена цель представить наиболее полную типологию форм партнёрства (с учетом норм нового ФЗ «Об образовании в РФ») и выявить перспективные формы партнёрства.
К участникам партнёрства со стороны государства можно отнести государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы власти, а также государственные образовательные организации (далее - ОО), в том числе Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и другие федеральные органы исполнительной власти, которые участвуют в развитии определенных отраслей экономики и могут быть учредителями образовательных организаций.
К участникам партнёрства со стороны частного бизнеса (далее - ЧБ) можно причислить юридические лица, их объединения.
При соотнесении участников партнёрства, а именно выявлении всех возможных вариантов партнёрства ЧБ и государства (6 потенциальных участников), определено 63 различных варианта. В рамках данного исследования мы остановимся на рассмотрении двух взаимодействий: ЧБ и Минобрнауки России; ЧБ и ОО как основных участников ОСПК.
Для создания типологии форм партнерства с учётом выявленных критериев представляется целесообразным использовать метод веерных матриц как метод классификации, используемый в методологии, семиотике, теории классификаций. 8
5Там же. Ст. 95, 96, 74, 15, 27.
6 Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов: постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-2013. - URL:
http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2013)
7 Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 28 августа 2009 № 699 (в ред Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 278) // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-2013. - режим доступа:
http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2013)
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25
Содержание формы партнёрства определяется обязательствами участников, которые мы выявили с учетом нормативных правовых актов9, а также существующей практики партнерства ЧБ и государства в образовании. Так, к обязательствам ОО можно причислить: разработку и/или реализацию образовательной программы; выбор учебно-методического обеспечения и образовательных технологий; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации; создание структурного подразделения; приём обучающихся; использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения и др.
К обязательствам Минобрнауки России можно отнести: организацию предоставления высшего образования и дополнительного образования; разработку, утверждение, реализацию государственных программ РФ, федеральных целевых программ, реализацию международных программ в сфере образования; утверждение перечней профессий и направлений подготовки (специальностей); создание, реорганизацию, ликвидацию федеральных государственных образовательных организаций (далее - ФГОО); лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности; утверждение федеральных образовательных стандартов (далее - ФГОС); создание координационных, совещательных и экспертных органов и др.
Можно назвать в рамках ОСПК следующие обязательства ЧБ: финансирование; предоставление имущества; трудоустройство, практику и стажировку; участие сотрудников (предоставление профессиональной компетенции); образовательную деятельность.
Обязательства партнёров связаны между собой и могут быть представлены матрицами. В строках матрицы при объединении обязательств ЧБ и ОО вынесены обязательства ОО, в столбцах - обязательства ЧБ. Тело матрицы представляют возможные формы партнерства ЧБ и ОО.
При объединении обязательств ЧБ и Минобрнауки России в строках матрицы вынесены обязательства Минобрнауки России, в столбцах - обязательства ЧБ. Тело матрицы представляют возможные формы партнерства ЧБ и Минобрнауки России.
Результатам объединения обязательств стало выявление 30 форм партнерства ЧБ и государства.
Для классификации выявленных форм партнерства ЧБ и государства в образовании определим критерии отнесения форм к определенным группам.
В качестве первого критерия для включения формы в ту или иную группу можно назвать объект партнёрства. Объектом партнёрства может быть:
• образовательная программа, проект;
• организация (самостоятельное юридическое лицо), структурное подразделение
Основные этапы организации образования могут быть вторым критерием включения форм партнёрства в определенную группу:
• требования к образованию (содержание образовательной программы);
• потребность в кадрах (определение объёма подготовки);
• инфраструктура образовательной организации (учебно-материальная база);
• организация учебного процесса.
8Кордонский С.Г. Веерные матрицы как модель представления данных / С.Г. Кордонский, С.В. Чебанов // Чебанов С.В. Логические основания лингвистической типологии / Чебанов С.В. Собрание сочинений. Т.1. - Вильнюс: VLANI, 1996. - С. 80;
"Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»:(принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2013]. : -URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2013) ст. 28. Ст. 6;
О Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-2013. -URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2013)
10 Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. — М. : КДУ, 2009. — С. 6
организации
10.
Механизм партнерства ЧБ и государства в ОСПК с учётом выявленных критериев изображён схематически (рисунок).
Рис. Механизм партнерства частного бизнеса и государства в ОСПК
При построении итоговой матрицы распределим все формы партнерства в строках на институциональные и программно-проектные, а по столбцам в соответствии с основными этапами организации образования (таблица). Результатом матрицы стала классификация 30 выявленных форм партнерства ЧБ и государства в ОСПК.
Таблица
Типология форм партнерства частного бизнеса и государства в ОСПК
\ Этапы орга-\ низации образо \ вания Объекты \ партнёрства\ Требования к образованию. Содержание образовательной программы Объем подготовки кадров(потребность в кадрах) Инфраструктура образовательной организации, учебно-материальная база Организация учебного процесса
Программа, проект (программно-проектные формы партнёрства) ЧБ финансирует ведение федеральной информационной системы, федеральных баз данных в сфере ОСПК ЧБ участвует при приеме обучающихся в ОО/прием ОО обучающихся с условием трудоустройства ЧБ финансирует и/или предоставляет имущество в рамках программы развития ОО ЧБ финансирует реализацию ОП/участие сотрудников ЧБ в реализации ОП, участие ЧБ в совершенствовании методов обучения ОО
ЧБ финансирует ОСПК в рамках реализации государственных программ Российской Фе- предоставление информации ЧБ при разработке прогнозов подготовки кадров, требований к ЧБ предоставляет имущество /финансирует материально- техническое обеспечение для осуществление ЧБ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в рамках практики и образова-
дерации, федеральных целевых программ, международных программ в сфере образования подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда реализации ОП тельной деятельности/организация практики обучающихся
ЧБ участвует при разработке направлений подготовки, ФГОС/финанси рование разработки ФГОС (в том числе ФГОС для образовательной деятельности ЧБ) осуществление ОО набора обучающихся для образовательной деятельности ЧБ материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ЧБ ЧБ участвует в выборе учебно-методического обеспечения и образовательных технологий ОО
ЧБ участвует в разработке ОП ОО, финансирует разработку программы ОО, разработка совместной ОП ЧБ финансирует организацию предоставления ОО дополнительного образования ЧБ предоставляет имущество для использования и совершенствования методов обучения (образовательных технологий, электронного обучения) ОО участвует в учебно-методическом обеспечении, совершенствовании методов обучения (образовательные технологии, электронное обучение) для реализации образовательной деятельности ЧБ
представители ЧБ состоят в координационных, совещательных и экспертных органах по вопросу ОСПК стажировка ППС на базе ЧБ с целью совершенствования методов обучения
Организация, структурное подразделе-ние(институ циональные осуществление Минобрнауки России мониторинга образовательной деятельности ЧБ создание структурного подразделения ОО для трудоустройства/практики и стажировки ЧБ финансирует, предоставляет имущество при создании ОО или структурного подразделения ОО создание структурного подразделения ОО для образовательной деятельности ЧБ
формы партнёрства) ЧБ участвует в лицензировании и аккредитации ОО предоставление в ОО дополнительного профессионального образования для сотрудников ЧБ ЧБ предоставляет имущество при создании ФГОО образовательная деятельность ЧБ в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, международных программ в сфере образования
участие ЧБ в предоставлении профессиональной компетенции для обеспечения осуществления мониторинга в системе образования создание структурного подразделения ОО для обучения сотрудников ЧБ ЧБ участвует в реорганизации ОО Минобрнауки России организует предоставление высшего и дополнительного образования на базе ЧБ
Наиболее перспективными являются, на наш взгляд, программно-проектные формы партнерства ЧБ и государства, направленные на организацию учебного процесса. Данные формы подразумевают участие ЧБ в совершенствовании методов обучения, образовательных технологий, применении электронного обучения, стажировках профессорско-преподавательского состава.
В дальнейшем исследовании планируется рассмотреть взаимосвязи между всеми элементами ОСПК и разработать научно-методические рекомендации по оценки и корректировки организации ОСПК.
1. Волкогон В.А. Формирование отраслевой системы подготовки кадров рыбохозяйственного комплекса России//Экономика и управление.2009. № 9 (47). - С. 51.
2. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. — М. : КДУ, 2009. — с. 6
3. Кордонский С.Г. Веерные матрицы как модель представления данных / С.Г. Кордон-ский, С.В. Чебанов // Чебанов С.В. Логические основания лингвистической типологии / Чебанов С.В. Собрание сочинений. Т.1. - Вильнюс: VLANI, 1996. - С. 80;
4. О Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-2013. - URL:
5. Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 28 августа 2009 № 699 (в ред Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 278) // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-2013. - режим доступа:
6. Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов: постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-2013. - URL:
7. Полевая М.В. Отраслевая система подготовки кадров для индустрии туризма//Транспортное дело России. 2009. С.127-129.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 г. N 1121-р) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2013]. : -URL: http://pravo.gov.ru/
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-дерации»:(принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2013]. : -URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2013)
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-дерации»:(принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2013]. : -URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2013) ст. 28. Ст. 6.
Список литературы
TYPES OF PRIVATE BUSINESS FORMS PARTNERSHIP AND STATE IN INDUSTRY TRAINING SYSTEM
D.N. EFREMOV I.N. MICHAILOU1
This article presents a typology of the partnerships of private business and the state in industry professional training system on the example of the interaction of a specific federal executive authority (Ministry of Education of Russia), educational organizations and private businesses.
1)Russian state university for the humanities
e-mail: [email protected]
Keywords: The branch system of training, basic chairs, professional public accreditation of educational programs, matrix method flabelliform.
2)Moscow state university of Technology «STANKIN»
e-mail: [email protected]