живания и производительность потоковых процессов, свойственных хозяйственной деятельности поставщика услуг. Это означает, что конфигурация функциональных циклов логистики также меняется. В этом случае, помимо ранее предложенных нами решений этой проблемы, представляется целесообразным прибегнуть к методам логистического реинжиниринга. Их использование нами рекомендуется предварять процедурой идентификации процессов, подлежащих первоочередному обновлению, в рамках которой надлежит ответить на следующие вопросы:
1. Какие логистические процессы в настоящий момент наиболее проблематичны?
2. Какие процессы наиболее важны для реализации стратегии логистического обслуживания и оказывают наибольшее влияние на восприятие поставщика услуг его потребителями?
3. Какие логистические процессы, по всей вероятности, можно эффективно обновить?
4. Каков прогнозируемый масштаб изменений в организации логического обслуживания и какие расходы потребуются для их осуществления?
Инвестиции в достижение минимальных стандартов логистического обслуживания интерпретируются как стоимость входа на рынок логистиских услуг, поэтому эти затраты считаются необходимыми [3, 4].
Однако специалисты выделяют ряд факторов, в силу которых для достижения равенства с конкурен-
тами часто требуются меньшие инвестиции, чем это прогнозируется:
- значительное число конфликтов, возникающих в процессе логистического обслуживания, приобретает существенное значение для потребителей услуг исключительно в экстремальных ситуациях;
- известна закономерность, согласно которой, если поставщиком логистических услуг достигнут нижний порог нормального уровня обслуживания, то значительная часть его потребителей практически не воспринимает рост числа вариаций предоставляемых им услуг;
- экономические впечатления потребителей услуг от фактического уровня услуги не поддаются точной оценке, поэтому им сложно произвести сравнительный анализ предложений конкурирующих поставщиков услуг (т.е. последние при различном уровне обслуживания могут не иметь явных рыночных преимуществ друг перед другом) [4].
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод. Ожидания потребителей услуг, особенно в строительстве и недвижимости, сосредоточены в определённом толерантном диапазоне, на одном полюсе которого находится желаемый уровень обслуживания, а на другом - уровень услуги, отождествляемый ими с порогом нормального обслуживания, что требуется учитывать поставщикам логистических услуг при разработке стандартов обслуживания.
Библиографический список
1. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, стратегия, техноло- логистикой. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.
гия / пер. с англ. М.: ИД "Вильямс", 2009. 1008 с. 4. Хэндфилд Р.Б., Николс-мл. Э.Л. Реорганизация цепей
2. Мате Э. Послепродажное обслуживание. М.: Прогресс, поставок. Создание интегрированных систем формирования 2005. 160 с. ценности. М.: ИД "Вильямс", 2003. 295 с.
3. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление
УДК 330.332
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДНЫМИ ДОМАМИ
О.В. Архипкин1, Е.Ю. Горбачевская2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены основные формы государственно-частного партнерства: концессии различных типов (видов); аренда (лизинг); контракты на обслуживание, управление, привлечение инвестиций в строительство, акционирование в виде долевого участия частного капитала в совместных с государством предприятиях. Проанализированы схемы взаимодействия государственных органов и частных компаний, финансовые инструменты привлечения инвестиций в строительство доходных домов. Инновационный кластер позволяет использовать преимущества методов координации деятельности организационно-экономической системы. Такой кластер включает инновационную цепочку от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации новой продукции, технологий и услуг на старых (традиционных) или новых рынках. Формирование и функционирование кластеров повысит конкурентоспособность доходных домов на рынке жилья. Библиогр. 4 назв.
1Архипкин Олег Валерьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89027633757, e-mail: [email protected]
Arkhipkin Oleg, Doctor of Economics, Professor of the Department of Expertise and Real Estate Management, tel.: 89027633757, e-mail: [email protected]
Горбачевская Евгения Юрьевна, аспирант, тел.: 89025785034, e-mail: [email protected] Gorbachevskaya Evgeniya, Postgraduate, tel.: 89025785034, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; доходные дома; концессия; инфраструктурные облигации; контракт; инвесторы; инвестиции; кластер.
INNOVATIVE METHODS TO ATTRACT INVESTMENT IN CONSTRUCTION AND MANAGEMENT OF COMMERCIAL
APARTMENT BUILDINGS
O.V. Arkhipkin, E.Y. Gorbachevskaya
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article deals with the main forms of public-private partnership: concessions of different types (kinds), rent (lease), contracts for maintenance, management, attraction of investments in construction, sale of shares in the form of equity participation of private capital and state in joint venture companies. The authors analyze the interaction patterns of state bodies and private companies, financial instruments to attract investment in the construction of commercial apartment buildings. Innovation cluster allows to take advantage of the coordination methods of the organizational and economic system. This cluster includes an innovation chain from the generation of scientific knowledge and forming on their basis business ideas to the sale of new products, technologies and services in the old (traditional) or new markets. The formation and functioning of clusters will increase the competitiveness of commercial apartment buildings in the housing market. 4 sources.
Key words: public-private partnership; commercial apartment building; concession; infrastructure bonds; contract; investors; investment; cluster.
Государственная система управления инвестиционной деятельностью, на наш взгляд и по мнению экспертов, может стимулировать строительство доходных домов и способствовать развитию рынка найма жилья с помощью таких методов как: прямое участие в создании доходных домов, в том числе социальных; участие в форме государственного частного партнёрства; создание определённых преференций для инвесторов, осуществляющих свою деятельность в этом сегменте; разработка мероприятий по легализации существующего «теневого» (неофициального) рынка сдачи жилья в найм.
Необходимость в государственно-частном партнёрстве в рыночных условиях существует в тех сферах деятельности, за которые государство несёт ответственность, например, социальная и коммунальная инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство. Государство вынуждено сохранять функции контроля и регулирования как над имуществом, оставаясь его собственником, так и над определённой сферой деятельности. В мировой практике существует два направления государственно-частного партнёрства, которые принципиально отличаются как по своей сути, так и по охвату институциональных преобразований в регламентации взаимоотношений государственных и предпринимательских структур.
Первое направление заключается в проведении структурной адаптации имеющейся институциональной среды в виде нормативно-правовых механизмов к изменившимся условиям внешней среды макроуровня, государственной системы управления, а также к скорректированным стратегиям, концепциям и приоритетам развития территорий. Новые нормативно-законодательные акты, принципы и правила внедряются в существующие институты либо в рамках государственного регулирования экономической политики, либо в рамках совершенствования существующей системы государственного управления. Анализ этапов развития первого направления государственно-частного партнёрства, приведённый в научной лите-
ратуре на примере США, показывает, что на первом этапе, в начале ХХ века, такое партнёрство осуществлялось в целях финансирования образовательных программ, на втором этапе, в 50-е годы того же века, -для финансирования объектов общественного пользования, на третьем этапе - для модернизации городов. В современных условиях, на четвёртом этапе, такой вид партнёрства применяется с целью развития муниципальных образований. Причём темпы роста финансовой ёмкости проектов опережают аналогичный показатель увеличения состава участников.
Второе направление заключается в создании новой нормативно-правовой базы и нормативно-правовых механизмов, адекватных рыночным условиям и складывающимся тенденциям социально-экономического развития субъектов РФ. Государственно-частное партнёрство внедряется в такие сферы, как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, строительство и эксплуатация общественных зданий и муниципального жилья, развитие телекоммуникационных систем, внедрение элементов инновационной экономики в виде особых экономических зон, обеспечение общественного порядка и безопасности.
Основными формами государственно-частного партнёрства являются:
- концессии различных типов (видов);
- аренда (лизинг);
- контракты на обслуживание, управление, привлечение инвестиций в строительство, выполнение заказа на поставки продукции для государственных нужд, на оказание общественных услуг и технической помощи, на эксплуатацию и передачу объектов недвижимости;
- государственный контракт на оказание аудиторских услуг;
- акционирование в виде долевого участия частного капитала в совместных с государством предприятиях [3].
На территории России используются практически все формы государственно-частного партнёрства, кроме концессий. Это объясняется тем, что контрактная форма отношений применяется для выполнения определённого вида работ (оказания услуг) и на определённый срок. Сложность и преимущество концессий в том, что эта форма государственно-частного партнёрства предполагает применение таких методологических подходов, как комплексный, системный, процессорный и программно-целевой. Концессия отличается от контракта следующими характеристиками: имеет долгосрочный характер и позволяет обоим партнёрам осуществлять стратегическое планирование деятельности, охватывает весь процесс, состоящий из отдельных этапов и видов работ и услуг, что способствует эффективной организации работ и рациональному распределению ресурсов; концессионер самостоятельно принимает текущие административно-хозяйственные и управленческие решения; концессионеру передаются права владения и пользования объектом недвижимости, а право распоряжения этой недвижимостью остаётся за государством.
По своей сути концессия - это способ вовлечения частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или оказание услуг, которые обычно оказываются государством, на взаимовыгодных условиях. В мировой практике взаимодействие государственных органов и частных компаний осуществляется по различным схемам. Основными из них являются:
1) строительство (build - «построй») - управление (operate - «управляй») - передача (transfer - «передай») (BOT);
2) строительство - передача - управление (BTO);
3) строительство - владение (own - «владей») -управление (BOO);
4) строительство - владение - управление - передача (BOOT);
5) покупка (buy - «купи») - строительство - управление (BBO).
Кроме того, в последнее время получает распространение такой вид концессии, как обратное BOOT.
Согласно первой схеме концессионер - частная компания (юридическое лицо) или индивидуальный предприниматель, осуществляет строительство и эксплуатацию объекта на правах собственности в течение установленного срока, после чего объект передаётся государственным органам или так называемому концеденту, в качестве которого могут выступать федеральные или региональные органы исполнительной государственной власти, а также муниципальные органы системы общественного самоуправления.
Вторая схема предполагает строительство объекта концессионером, затем передачу его в собственность государству (концеденту) сразу после завершения строительства, но затем происходит возврат объекта в эксплуатацию концессионеру.
По третьей схеме концессионер осуществляет строительство, получает право собственности и владеет построенным объектом, осуществляя его последующую эксплуатацию и управление. Срок действия
соглашения не ограничен.
Согласно четвёртой схеме строительство осуществляет концессионер, который владеет объектом недвижимости на правах частной собственности в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства.
Пятая схема применяется в городах, имеющих исторические центры, когда, например, бывший до 1917 года доходный дом продаётся государством частной компании, которая осуществляет восстановление и расширение (как правило, в виде надстройки) этого дома, а затем осуществляет управление. Цель такой схемы - реализовать необходимые усовершенствования для проведения эффективного управления.
Шестая схема обратного BOOT предполагает, что государство финансирует и возводит объект недвижимости, а потом передаёт его в эксплуатацию концессионеру, который постепенно приобретает этот объект в собственность.
В мировой практике чаще всего используются две схемы - BOOT и BTO, поскольку объекты, строящиеся на средства частного инвестора, в итоге будут переданы в собственность государства. Другие схемы -BOO и обратное BOOT, наоборот, предполагают сохранение или передачу права собственности концессионеру как частной стороне партнёрства и принимают форму разгосударствления собственности.
На территории Российской Федерации, согласно закону «О концессионных соглашениях», может осуществляться лишь первая схема: строительство -управление - передача. Все остальные схемы требуют значительного изменения законодательства и институциональных механизмов.
На наш взгляд, методы привлечения инвестиций в строительство, эксплуатацию и управление доходными домами на основе государственно-частного партнёрства можно разделить на три группы. В первую группу входят методы привлечения инвестиций в строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов для доходных домов. Вторая группа включает методы привлечения инвестиционных вложений в строительство и эксплуатацию самих доходных домов. И третья группа методов относится к формированию процесса управления доходными домами и их инфраструктурой.
Несомненно, методом привлечения инвестиций в строительство инфраструктуры доходных домов, входящим в состав первой группы, является создание концессий, которые в качестве финансового инструмента привлечения инвестиций смогут вводить в оборот инфраструктурные облигации. Так, в мировой практике инфраструктурные облигации выпускаются, как правило, муниципальными органами с целью привлечения инвестиций в развитие объектов транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной или иных инфраструктур. Такие облигации бывают двух видов: общего покрытия и обеспеченные доходами от проектов. На наш взгляд, муниципальные инфраструктурные облигации могут быть выпущены с целью создания инфраструктуры для доходных домов, объединённых в комплекс. Кроме этих двух видов облигаций
широкое распространение в странах Европы и в последние годы в США получили гарантированные облигации, которые представляют собой инкорпорацию небольших по номиналу облигаций в одну крупную ценную бумагу. Такие облигации продаются инвесторам и остаются у банков на балансе, что гарантирует их надёжность и позволяет привлекать крупных инвесторов к строительству жилищно-коммунальной инфраструктуры.
В целом опыт экономически развитых стран показывает, что выпуск инфраструктурных облигаций с целью реализации концессионных соглашений между органами государственной или муниципальной системы управления с компанией-концессионером осуществляется концессионером, который выступает эмитентом облигаций. Основными инвесторами, осуществляющими вложения в инфраструктурные облигации, являются институциональные и консервативные инвесторы, под которыми понимаются пенсионные фонды, страховые компании и население. Период обращения таких облигаций составляет в среднем 1525 лет и соответствует долгосрочному периоду, в течение которого осуществляется строительство или реконструкция инфраструктурного объекта и его эксплуатация. Кроме того, обеспечение облигаций государственными гарантиями, страхованием рисков, а также банковскими гарантиями, поручительствами и иными обеспечительными гарантиями позволит привлечь инвесторов.
Несомненной особенностью инфраструктурных облигаций является государственная гарантия обеспечения обязательств. Так, например, законодательство РФ предоставило государственные гарантии на общую сумму 28 млрд руб. по инвестиционным заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», осуществлённым в виде выпуска купонных документарных долгосрочных обязательств.
В качестве методов можно рассматривать обеспечение инфраструктурных облигаций с минимальным привлечением государственных бюджетных ресурсов, необходимым для погашения только части рисков в случае изменения экономической ситуации или законодательства, что может повлиять на доходы от использования объекта концессии после его создания. Так, например, предоставление гарантий по реализации концессий можно осуществлять с помощью таких государственных институтов, как Внешэкономбанк Российской Федерации, Инвестиционный фонд Российской Федерации, и в виде частной формы поддержки, такой как страхование Внешэкономбанком проектных рисков [1].
Из двух существующих в настоящее время схем выпуска инфраструктурных облигаций, когда по первой схеме выпуск осуществляется концессионером или собственником инфраструктурного объекта, по второй - кредитной организацией, на наш взгляд, подходят обе. В первом случае облигации выпускаются эмитентом, которым является правообладатель инфраструктурного объекта, например, корпорация развития территории как концессионер. Затем эти облигации выкупают банки, пенсионные фонды или стра-
ховые компании. После ввода объекта в эксплуатацию наступает вторая стадия эмиссии, когда банки и фонды продают облигации инвестору и выводят их на свободный рынок. Инвестор получает доход от погашения облигаций. Во втором случае эмитентом облигаций является кредитная организация, например, тот же Внешэкономбанк, который предоставляет концессионеру кредит на строительство инфраструктурного объекта.
Таким образом, можно выбрать варианты реализации данного метода привлечения инвестиций в строительство инфраструктуры доходных домов, в которых инфраструктурные облигации будут являться, во-первых, видом государственных облигаций целевого назначения, во-вторых, корпоративными облигациями целевого назначения и обеспеченными государственными бюджетными гарантиями или гарантиями Внешэкономбанка, в-третьих, производными ценными бумагами, эмитентом которых является хозяйствующий субъект - компания, привлекающая инвестиции в строительство инфраструктурного объекта. Однако создание инфраструктуры можно осуществить не только на основе концессии, но и за счёт средств консолидированного государственного бюджета в рамках реализации национальной программы, поскольку привлекательность инвестиций в строительство доходных домов зависит от степени обустройства земельных участков инфраструктурой.
Во вторую группу методов следует включить такую форму государственно-частного партнёрства, как контракты, во-первых, для привлечения инвестиций в строительство доходных домов, во-вторых, на строительство на долгосрочный период. Основой такой формы должны стать взаимоотношения с крупными коммерческими банками, финансово-кредитными структурами, строительными организациями и другими заинтересованными участниками реализации национальной программы «Доступное жилье». Кроме того, государственно-частное партнёрство может осуществляться в форме использования средств Инвестиционного фонда РФ для поддержки реализуемых частными компаниями крупных проектов строительства доходных домов в таком стратегическом направлении, как обеспечение населения доступным и комфортным жильем, а также на основе создания корпораций со смешанным государственным и частным капиталом.
Одним из методов обеспечения строительных объектов инвестициями и возможности привлечения предприятиями инвестиционно-строительной сферы средств частных инвесторов является использование такой формы государственно-частного партнёрства, как гарантийное агентство. Основной задачей такого агентства является выдача гарантий в виде поручительств, предоставляемых коммерческим банкам с целью получения строительной компанией кредита на реализацию проектов строительства доходных домов, одобренных специалистами - экспертами гарантийных агентств. Результатами деятельности таких агентств являются: снижение стоимости кредитных и иных заёмных средств; привлечение инвестиционных
ресурсов в инвестиционно-строительную сферу; унификация условий кредитования и их адаптация к правилам и требованиям других форм инвестирования; ускоренный и безопасный вариант рефинансирования инвестиционно-строительных проектов; усиление роли государства как гаранта деятельности агентства, осуществляющего функции контроля и регулирования, обеспечения финансовой поддержки.
Методы третьей группы относятся к созданию системы управления доходными домами. По нашим представлениям, в качестве методов управления, которые базируются на системном, комплексном, процессном, нормативном и программно-целевом методологических подходах, позволяют получить синерге-тический эффект и повысить конкурентоспособность доходных домов на рынке жилья, могут служить методы формирования и функционирования кластеров.
Классическое определение кластера, данное М. Портером, означает, что кластер - это группа географически соседствующих компаний (поставщики ресурсов, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения, органы государственной системы управления, инфраструктурные компании), функционирующих в определённой сфере деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Формирование кластеров позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить взаимный рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, входящих в территориальное сообщество;
- создать точки роста для развития территориального рынка жилья, а именно, доходных домов;
- создать пример для образования кластеров в других сферах деятельности.
Как показывает мировая практика, наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности является инновационный кластер, представляющий собой объединение различных типов организаций - промышленных, инвестиционно-строительных компаний, исследовательских центров, органов государственной и муниципальной систем управления, общественных организаций. Инновационный кластер позволяет использовать преимущества методов координации деятельности организационно-экономической системы, состоящей из разнообразных элементов - внутренних и внешних. Первые учитывают внутреннюю организационную иерархию кластера, вторые - рыночные механизмы и их влияние на деятельность кластера [2].
Создание инновационного кластера предоставляет возможность более быстро и эффективно применять изобретения в сфере производства строительных материалов, организации строительства, использовать новые проекты и дизайнерские решения, передовые технологии строительства и эксплуатации, обслуживания доходных домов, внедрять новшества в строительство и содержание инфраструктуры, в управление инвестиционными, материальными потоками, трудовыми ресурсами, эффективно привлекать и использовать инвестиции. Существует два основных
подхода к формированию кластеров, в том числе и инновационных. Классический либеральный подход, предложенный в 1980-90-е годы М. Портером, основан на самоорганизации хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов без участия методов прямого государственного регулирования и/или поддержки. Современный европейский подход, возникший в начале XXI века, направлен на создание точек конкурентоспособности и основан на партнёрстве органов государственной и муниципальной систем управления с коммерческими хозяйствующими субъектами. Такое взаимодействие осуществляется, как правило, с целью реализации стратегии развития территорий. Отсюда авторами данного исследования наиболее приемлемым выбран европейский подход создания точек роста на территории субъекта РФ, города в сфере строительства и эксплуатации жилых доходных домов, инфраструктуры и управления.
Формированию инновационного кластера способствует наличие следующих факторов: инфраструктуры, организационно-коммуникативной структуры, федеральной и региональной, инвестиционной и жилищной политик, новых управленческих технологий. Совершенно очевидно, что все вышеназванные факторы позволяют создать кластер в сфере строительства, эксплуатации и управления доходными домами и их инфраструктурой. Отличие такого кластера от других форм взаимоотношений заключается в том, что все элементы внешнего контура кластера сохраняют статус юридического лица, осуществляют производственно-техническое, экономическое, информационное и иное сотрудничество с другими организациями как входящими в кластер, так и вне его. Такой кластер включает кроме процессов производства, транспортировки, обслуживания, управления и ресурсного обеспечения всю инновационную цепочку - от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации новых продукции, технологий и услуг на старых (традиционных) или новых рынках.
В качестве центров генерации инноваций в предлагаемом кластере на примере г. Иркутска могут служить Байкальский университет экономики и права, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, а также колледжи, осуществляющие подготовку специалистов в сфере строительства, экономики, управления. К основным составляющим предлагаемого кластера относятся: одна или несколько территорий, на которых расположены доходные дома, объединённые общей инфраструктурой; объекты социальной инфраструктуры; компании-концессионеры, осуществляющие строительство и эксплуатацию инфраструктуры; коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения; гарантийные агентства; высшие, средние, начальные профессиональные образовательные учреждения; инкубаторы инновационных бизнес-процессов; управляющая компания; информационно-аналитический консультационный центр; сервисно-инжиниринговые компании; проектные институты, архитектурные и дизайнерские бюро, мастерские; экспериментальные лаборатории и опытные заводы; пред-
приятия и организации, выпускающие инновационные строительные материалы, технические средства, оборудование; предприятия, организации - поставщики материальных и трудовых ресурсов, основных фондов.
Основными функциями управляющей компании являются прогнозирование, программирование, планирование, учёт, контроль, регулирование, организация, координирование, руководство и активация в различных сферах деятельности. Как вспомогательные можно выделить следующие функции: инженерное обслуживание, ресурсное обеспечение, в том числе инвестиционное, маркетинговые исследования, реклама, связь с общественностью, охрана окружающей среды, научные исследования и инновационные разработки.
Следовательно, инновационный кластер - это открытая система, синтезирующая эффект синергии, возникающий в результате новизны и стандартизации продукции и услуг, взаимодействие внутри кластера осуществляется посредством вертикальных и горизонтальных связей. При этом все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества в результате совокупности эффектов масштаба, системности, комплексности, аккумулирования средств и ресурсов и их рационального распределения.
Взаимодействие государственных или муниципальных органов управления с управляющей компанией должно быть направлено на развитие рынка жилья и именно такого сегмента, как доходные дома. Государственное участие может осуществляться в виде обязательного страхования квартиры и её имущества за счёт государственных средств. Такое стра-
хование материальной ответственности государства перед собственником жилья позволит последнему безбоязненно сдавать оборудованную квартиру в найм. А добросовестному квартиросъёмщику необходимо предоставить государственные гарантии того, что он не будет выселен раньше указанного в договоре срока в случае, если собственник доходного дома найдёт более выгодного квартиранта или необоснованно повысит плату за найм жилья. Государство также может предоставить застройщику льготный банковский кредит с максимальной ставкой не более 8% годовых, поскольку строительство доходных жилых домов за счёт собственных средств невыгодно, такие инвестиционные вложения рассматриваются строительными компаниями лишь как способ сохранения денежных средств, без обеспечения какой-либо доходности.
Согласно стратегическому менеджменту такая направленность сохранения средств может быть использована только крупными строительными компаниями, имеющими другие стратегические направления развития, приносящие прибыль. Иначе, строительство доходных домов можно назвать бизнесом свободных финансовых средств. Путём различных экономических механизмов государство может предоставлять дотации определенным категориям, группам, слоям населения, например, компенсация 50% платы за найм жилья в доходных домах, но не более определённой в нормативно-законодательных актах величины. Такие механизмы позволят большему количеству нуждающихся в жилье арендовать квартиру, поскольку сумма таких дотаций соответствует или должна соответствовать средствам, выделенным на строительство меньшего количества квартир.
Библиографический список
1. Медведев В.П. Инвестиции как средство обеспечения 2005. № 7. С. 26-32.
конкурентоспособности организации. М.: Магистр, 2009. 3. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации 159 с. и перспективы. М.: ИНФРА-М, 2010. 413 с.
2. Молева О.В. Эффективное использование ресурсов реги- 4. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. она на основе кластерообразования // Экономика региона. Конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 295 с.
УДК 332.135
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР РЕГИОНОВ А.О. Аюшеева
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в.
Рассмотрены понятия «структуры», «экономические структуры» и их типология в региональном аспекте. Дана характеристика аспектов развития экономических структур. Выделена совокупность типов структур экономики на основе различных подходов к типологизации структур. Обозначены особенности развития региональных экономических структур. Ил. 1. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: социально-экономические структуры региона; типология экономических систем; продукто-во-отраслевой подход.
1Аюшеева Алла Очировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, тел.: 89503980160, е-mail: sharlu59 @bk.ru
Ayusheeva Alla, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Commerce, tel.: 89503980160, e-mail: [email protected]