COMPETENCE-BASED APPROACH IN FORMING FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE AMONG NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOLS STUDENTS IN CONDITIONS OF FSES OF THE THIRD GENERATION
© 2015
J.J. Sysoeva, senior lecturer of chair "Foreign languages" Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. At the present stage of development of society education becomes one of the most important and central spheres of human activity closely connected with all other parties of public life. Prospects of economic and spiritual development of a country essentially depend on ability of an education system to satisfy needs of a personality and society for high-quality educational services. Due to modernization of an education system of the Russian Federation the key moments in activity of pedagogical workers is following to requirements imposed by FSES in these or those directions of preparation. Formation and development not only knowledge and abilities, but also competences that results in need of introduction in process of formation of competence-based approach becomes the main objective of a teacher in modern conditions. In the article the points of view of various authors on definition of the term «competence-based approach» are analyzed and possibility of its use in teaching a foreign language in non-language higher school is considered. Training of a foreign language means formation of foreign-language competence of students who are trained in this or that direction of preparation. When forming foreign-language competence important is such phenomenon as motivation of non-language higher schools students considerably differs from students, in whose professional activity a foreign language is the professional competence formed during the course of training. Besides, the competences connected with learning of foreign language are among the common cultural. Having analysed FSEFs of economic directions of preparation, the author draws a conclusion that the general competence is possession of one of foreign languages at the level providing the effective professional activity which is within the common cultural competence. Thus, formation of foreign-language competence among non-language higher schools students is complicated by that foreign language skills aren't included into the block of professional competences and represents minor interest when studying by students.
Keywords: foreign-language competence, competence-based approach, motivation, direction of preparation, non-language higher schools, common cultural competence, professional competence, regional geographic aspect, federal state educational standard.
УДК 316.1:65.01
ТИПОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ (НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТОЛЬЯТТИ)
© 2015
И.В. Цветкова, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Автор анализирует показатели самооценки социальной адаптации работников технической сферы Тольятти. Теоретической базой статьи являются концепции социальной адаптации. Они получили развитие в социологии и социальной психологии. В основе методологических принципов анализа адаптации находятся концепции структурного функционализма. Это дает возможность рассматривать социальную адаптацию как процесс, который обусловлен множеством факторов. Эмпирической базой статьи являются результаты анкетного опроса представителей технических специальностей в городе Тольятти. На промышленных предприятиях Тольятти, как и в других регионах, происходит модернизация производства. Эти процессы связаны с изменением условий труда, системой требований к работникам. Модернизация производства включает инновационные изменения. В этих условиях от работников требуется не только овладение новыми профессиональными навыками, но и психологическая гибкость, позитивное отношение к новшествам. В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы адаптации респондентов к условиям труда. Среди объективных факторов рассмотрены: возрастные характеристики, показатели материального положения, профессионального и образовательного статуса, участие в инновациях. К субъективным факторам относятся возможности профессиональной самореализации респондентов в технической сфере. Участники опроса, которые заинтересованно относятся к техническому творчеству, придают значение карьерному росту, интеллектуальным аспектам профессии, более уверенно чувствуют себя в условиях социальных изменений.
Ключевые слова: социальная адаптация, объективные факторы адаптации, субъективные факторы адаптации, работники технической сферы, удовлетворенность условиями труда, инновации, отношение к профессии.
Постановка проблемы:
В социологию понятие социальной адаптации впервые ввели зарубежные исследователи в 20-х годах XX века. В соответствии с теорией структурно-функционального анализа Т. Парсонса ни одна социальная система или отдельный индивид не могут выжить, если не решены проблемы адаптации к окружающей среде, включающие целеполагание, интеграцию, эффективность выполнения функций [1]. В отечественной социологической литературе термин «адаптация» впервые был использован в середине 60-х годов. Авторы книги «Философские проблемы теории адаптации», изданной под редакцией Г.И. Царегородцева, пишут, о том, что у человека помимо биологических механизмов приспособления, формируется адаптация, основанная «на перестройке социальных отношений между людьми: социально-политических, морально-психологических,
экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать «социальной адаптацией», ибо в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде» [2].
Ряд исследователей акцентирует внимание на аспектах социально-психологической адаптации. И.К. Кряжева отмечает, что социальная адаптация личности означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. В качестве критериев оптимальной социально-психологической адаптации индивида в коллективе выделяются деловая включенность индивида в социальную среду и эмоциональное самочувствие [3].
В социальной адаптации как в процессе освоения личностью относительно стабильных условий социальной среды присутствуют объективная и субъективная
составляющие. Объективным является процесс усвоения и приобретения личностью различных социальных свойств, отражающих ее место в системе общественных отношений, так же как и процесс развития самих механизмов адаптации. Однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как непосредственно связаны с личностными особенностями человека. Здесь проявляется субъективная составляющая процесса социальной адаптации - творческое начало и активизирующая роль человека в изменении или усвоении существующих социальных ценностей. Процесс формирования механизмов социальной адаптации основан на всех видах преобразовательной деятельности личности и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность.
Указанные механизмы являются основанием для профессиональной деятельности по социальной адаптации, то есть качественного преобразования самой личности, актуализации ее ресурсов, с целью активного приспособления взамен пассивного взаимодействия с существующей социальной средой [4].
В условиях модернизации социально-экономической сферы российского общества большое научное и практическое значение приобретает изучение процессов адаптации различных профессиональных групп к социальным изменениям. Российские ученые считают необходимым разрабатывать понятие «адаптационный потенциал», который рассматривается как один из ключевых компонентов инновационно-реформаторского потенциала современного российского общества. Т.Н. Заславская отмечает: «Адаптационный потенциал трансформирующегося общества отражает способность и готовность рядовых граждан активно приспосабливаться к изменяющейся среде с помощью доступных им и субъективно принимаемых ими средств. Он определяется в первую очередь социальным положением и менталитетом массовых групп населения - рабочих, служащих, специалистов, крестьян» [5]. Тем самым Т.И. Заславская акцентирует внимание на то, что показателем уровня адаптационного потенциала может выступать адаптационная активность населения.
Е.М. Авраамова рассматривает социально-экономическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной группы с общественной средой, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания его участников. Ученый характеризует адаптационный потенциал как ряд объективных и субъективных факторов, в качестве которых предстают: уровень образования, социальный и профессионально-квалификационный статус, уровень материальной обеспеченности и другое [6].
М.В. Ромм включает в содержание адаптационного потенциала как элементы, имеющие латентный характер: диспозиции, предрасположенности, возможности, -так и наблюдаемые в реальности элементы: адаптивные стратегии, связанные с реализацией определенных моделей поведения. С позиции интерпретативного подхода, М.В. Ромм считает, что адаптивный потенциал «включает в себя совокупный каталог возможностей, адаптивных стратегий, диспозиций и предрасположенностей, благодаря которым осуществляются эффективное распознавание, понимание и интерпретация информации в процессе адаптивно-информационного взаимодействия в различных адаптивных ситуациях» [7].
Ю.М. Пасовец под адаптационным потенциалом понимает совокупность ресурсов субъекта (индивида, социальной общности), которые он использует в целях адаптации. В данном случае понятие ресурса позволяет отразить потенциальные возможности к адаптации, к которым обращаются при необходимости приспособления к внутренним и внешним изменениям и которые являются основой для достижения желаемых результатов. Тем самым проявляется латентность адаптационного потен-
циала, характеризующая переход адаптивных качеств субъекта из состояния возможности в реальные средства приспособления при наличии определенных условий [8].
Адаптационные стратегии населения в зависимости от качества жизни в условиях городской среды изучены И.А. Янкиной. Исследователь обращает внимание на существенный разрыв между галопирующим темпом экономических реформ и адаптоспособностью населения. Имеющийся у населения опыт действия в экономической сфере в связи с проведенными реформами утрачивает былую адекватность социально-экономической динамике, не позволяет эффективно достигнуть желаемого качества жизни [9].
Профессионально-производственная адаптация формируется в ходе овладения профессиональными навыками и предполагает наличие как определенных личностных предпосылок, так и профессиональных знаний, навыков и умений. Различают два этапа в производственно-профессиональной адаптации: подготовительный (соответствие личностных качеств, мобильность, соответствие способностей человека предполагаемой специальности) и непосредственный (адаптация к производственной среде и режиму труда). Профессионально-производственная адаптация - важнейший фактор социальной адаптации, поскольку участие человека в производстве не только обеспечивает материальную базу, но и является основой для самоактуализации посредством включения в межличностные отношения и реализации социально значимой роли в обществе [10].
Инновационное развитие экономики во многом зависит от эффективного труда работников, занятых в промышленной и научно-технической сфере. К ним относятся рабочие, инженерно-технические специалисты, занятые непосредственно на производстве, а также специалисты, работающие в научно-технических подразделениях предприятий, ВУЗов.
Представители технических процессий в современной России являются той группой, без которой невозможна модернизация экономики вообще и любого предприятия в частности. Современные технологические процессы на промышленных предприятиях, внедрение и разработка технических инноваций требуют новых квалификационных характеристик и мотивационных качеств рабочих промышленных предприятий: развитых профессиональных знаний и навыков, ориентации на современные технологические процессы, осознания значимости результатов труда для предприятия.
Целью данной работы является изучение факторов адаптации работников технической сферы к социальным изменениям. Проблема исследования факторов адаптации данной социально-профессиональной группы состоит в том, что, с одной стороны, современный этап модернизации промышленности в нашей стране требует повышения эффективности производства, в том числе за счет качественного изменения условий труда [11]. Это связано с необходимостью формирования позитивной мотивации работников к труду, повышения их заинтересованности в результатах трудовой деятельности. Однако этот процесс происходит неравномерно, количество инновационных предприятий возрастает медленно, при этом происходят изменения как на макро-, так и на микроуровне, которые выступают факторами, влияющими на социальную адаптацию к изменениям работников технических профессий. При этом процесс становления индивидуальной субъектности рабочих России находится на начальном этапе, как отмечает А.Л. Темницкий [12].
В условиях модернизации социальная адаптация зависит от сложной, многофакторной системы коммуникаций (между работодателями, рабочей силой и посредниками), и обусловлена постоянными изменениями в социуме. Механизмы социальной адаптации широко представлены в социальном пространстве рынка труда.
Создание рабочих мест и их сокращение, развитие организаций и компаний, расширение покрытия ими доли рынка, банкротства, слияния и поглощения - различные действия работодателей и государственных регуляторов служат предпосылками изменений, дисбаланса и одновременно, вызывают к действию новые механизмы социальной адаптации [13]. Данная проблема актуальна для Тольятти, в котором реализуются проекты, направленные на диверсификацию производства и преодоление статуса моногорода.
Концепция анкетного опроса
В феврале-марте 2014 года сотрудниками и студентами кафедры «Социология» Тольяттинского государственного университета был проведен опрос представителей технических профессий, занятых на промышленных предприятиях Тольятти, а также в организациях, занимающихся научно-техническими разработками и подготовкой инженерных кадров. В 2011-2013 гг. сотрудниками кафедры был проведен ряд исследований по изучению проблем модернизации моногорода: трудовые стратегии трудоспособного населения Тольятти, отношение населения к проблемам моногорода и способам их разрешения, инновационный потенциал Тольятти. Материалы данных исследований были использованы для составления программы и инструментария исследования по изучению социальной адаптации работников технических профессий.
Адаптация в рамках данного исследования рассматривается нами как процесс установления соответствия между общим уровнем удовлетворенности наиболее актуальных потребностей работников технических профессий и наличным (перспективным) уровнем их удовлетворения в трудовой сфере. Результатом социальной адаптации становится приспособление работников к социальным изменениям, а оценки ими условий труда отражают успешность адаптации как процесса.
В 2014 году респондентами анкетного опроса стали работники промышленных предприятий, научно-исследовательских структур, технических высших и средних профессиональных учебных заведений, с целью изучения факторов их адаптации к социальным изменениям
Всего было опрошено 551 респондентов в возрасте от 20 до 60 лет. Данные возрастные рамки были выбраны для того, чтобы изучить мнение людей, которые характеризуются наиболее высокими способностями к осуществлению трудовой деятельности. Анкетирование было проведено среди жителей Тольятти, которые в настоящее время имеют постоянную работу по техническим специальностям. Опрос проводился на основе квотной пропорциональной выборки по месту жительства респондентов. Данная модель выборки позволяет корректно распространить данные в пределах ошибки репрезентативности ±5 % для уровня значимости 0,05 в масштабах г. Тольятти. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS -20.
Среди опрошенных 49 % - мужчины и 51 % - женщины. Согласно пропорциональной модели выборки по возрасту, респонденты были распределены по четырем возрастным группам: 20-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет и 51-60 лет примерно в равных соотношениях, близких к 25 %. При описании таблиц использовались укрупненные возрастные интервалы 20-40 лет и 41-60 лет.
Социально-демографические и статусные особенности респондентов в зависимости от групп по социальной адаптации
При анализе ответов на вопрос: «Как Вы себя ощущаете себя в быстро меняющейся ситуации (социальной, экономической, политической и др.) вокруг Вас?» -были получены следующие результаты (См. таблицу 1). 8 % опрошенных ответили, что им нравятся изменения, и они адаптируются к ним отлично. Пятая часть участников опроса хорошо приспосабливаются к изменениям. Две пятых респондентов оценивают свои адаптацион-
ные возможности на среднем уровне. Четверть участников опроса не любят изменений, но признают их неизбежность. 6 % опрошенных не могут приспособиться к изменениям, хотят вернуть все, как было.
Таблица 1 - Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы себя ощущаете себя в быстро меняющейся ситуации (социальной, экономической, политической и др.) вокруг Вас?» (в % по столбцу)
Варианты адаптации По массиву
отлично, мне нравятся изменения условий 8
хорошо, мне необходимо немного времени, чтобы адаптироваться к новым условиям 21
нормально, с течением времени я привыкаю к новому 41
удовлетворительно, не люблю изменений, но понимаю, что они неизбежны 24
плохо, не могу приспособиться к изменениям, хочу вернуть все, как было 6
В зависимости от самооценки адаптации респонденты распределены на три группы: «хорошо адаптированные», «адаптированные», «слабо адаптированные». Формирование групп респондентов по способам социальной адаптации были изучены П.С. Кузнецовым. На основе анализа данных 8 исследований, он пришел к выводу о том, что совокупность респондентов естественным образом разбивается на три группы с низкой, средней и высокой адаптацией составляющих их людей [14].
Таким образом, две пятых участников опроса на среднем уровне оценивают свои адаптационные возможности, они были названы «адаптированными». Количество респондентов, которые обладают высокими адаптационными возможностями -29 % («хорошо адаптированные»). Треть респондентов испытывает определенные трудности при адаптации к социальным изменениям, они вошли в группу «слабо адаптированных».
Группа «адаптированных» примерно равных пропорциях состоит из респондентов в возрасте до сорока и после сорока лет.
По профессиональному составу респонденты представлены следующим образом. Примерно половина опрошенных являются квалифицированными рабочими. Четвертая часть респондентов - инженерно-технические специалисты. Работники научно-технических подразделений предприятий, ВУЗов составляют 7 % от числа опрошенных. 6 % участников опроса являются руководителями на промышленных предприятиях, на технических кафедрах в ВУЗах и т. д. Такова же доля неквалифицированных рабочих, вспомогательного персонала, работающего в технической сфере. Профессиональный состав приближается к средним показателям по массиву.
В зависимости специфики предприятий, на которых работают респонденты, по формам собственности они представлены следующими социальными группами. Работниками АвтоВАЗа является 38 % опрошенных, на других акционерных предприятиях работает 24 % участников опроса. Трудятся в государственных (муниципальных учреждениях) - 17% опрошенных, работниками частных предприятий является пятая часть респондентов. Таким образом, показатели «адаптированных» близки к средним показателям по массиву.
Средний стаж работы в организации на последнем месте работы по массиву в группе «адаптированных» составляет 10,1 лет. Этот показатель немного ниже, чем в среднем по массиву - 10,7 лет. Общий стаж работы среди «адаптированных» - 18 лет, что соответствует средним показателям по массиву.
По образовательному уровню «адаптированные»
близки к средним показателям по массиву. 6% участников опроса окончили среднюю школу. 14 % респондентов имеют начальное профессиональное образование на уровне ПТУ, технического лицея. Треть опрошенных получила среднее профессиональное образование, т. е. окончили колледж, техникума. 48 % респондентов получили высшее образование.
Отношение респондентов к инновациям было изучено при помощи анализа ответов на вопрос: «Каково Ваше личное участие в разработке инноваций?».
22 % среди адаптированных респондентов занимаются разработкой инноваций в качестве разработчиков научного проекта с инновационным эффектом (2 %), изобретателей, рационализаторов (7 %), работников структуры, которая внедряет инновации (8 %), работников предприятий, специалисты, на которых внедряются инновации (3 %), руководителей научного коллектива, на котором внедряются инновации (2 %). Соответственно, 78 % адаптированных респондентов не занимаются разработкой и внедрением инноваций.
Средний размер заработной платы по массиву 19,3 тыс. рублей, в группе «адаптированных» этот показатель немного ниже - 18,6 тыс. рублей.
Группа «хорошо адаптированных» на две трети состоит из респондентов молодого и среднего возраста до 40 лет, представители старшего поколения представлены 35 % опрошенных.
Среди «хорошо адаптированных» квалифицированные рабочие составляют треть опрошенных, этот показатель на 13 % ниже, чем в среднем по массиву. Однако в этой группе в два раза больше предпринимателей в технической сфере, а также работников научно-технических подразделений предприятий, ВУЗов, в полтора раза больше руководителей. Доля инженерно-технических специалистов и неквалифицированных рабочих, вспомогательного персонала равна средним по массиву показателям.
В составе «хорошо адаптированных» на 8 % меньше, чем в среднем по массиву, работников АвтоВАЗа, однако на 7 % больше работников частных предприятий, на 4 % больше сотрудников государственных (муниципальных предприятий).
В группе «хорошо адаптированных» средний стаж работы в организации на последнем месте работы, на 3,1 года меньше, чем по массиву, он составляет 7,6 лет. Показатели общего стажа работы - 14,7 года, что меньше показателей по массиву на 3,3 года.
Образовательные характеристики «хорошо адаптированных» выше средних по массиву, среди них на12% больше участников опроса, которые окончили ВУЗы, соответственно, меньше тех, кто окончил начальные или средние профессиональные учебные заведения.
Среди хорошо адаптированных респондентов численность участников инноваций достигает трети опрошенных. В их состав входят: рационализаторы, изобретатели, работники инновационных предприятий.
Средние показатели размера заработной платы - 21,0 тыс. рублей - выше, чем в среднем по массиву.
Группа «слабо адаптированных» на две трети включает участников опроса в возрасте после 40 лет, молодежь составляет только 37 % опрошенных. Квалифицированных рабочих в этой группе на 9 % больше, чем в среднем по массиву. Доля неквалифицированных рабочих, вспомогательного персонала примерно в полтора раза больше, чем по массиву, а руководителей и предпринимателей - меньше в два раза. Четвертая часть респондентов, входящих в данную группу, как и по массиву, представлена инженерно-техническими работниками.
Среди «слабо адаптированных» средний стаж работы в организации на последнем месте работы почти на 3 года больше, чем по массиву, он составляет 13,7 лет. Общий стаж работы в среднем - 21,6 года, что 3,6 года больше, чем в среднем по массиву.
Среди «слабо адаптированных» на 11% больше респондентов, окончивших начальные или средние профессиональные учебные заведения, соответственно, меньше выпускников ВУЗов.
Респонденты, которые слабо адаптированы к изменениям, включают только 17 % участников опроса, которые участвуют в инновациях.
Средний размер заработной платы - 18,6 тыс. рублей, что немного ниже, чем по массиву.
Таким образом, самооценка респондентов уровня социальной адаптации связана с возрастом респондентов (0,232). В скобках указан показатель коэффициента корреляции Пирсона, который рассчитан при помощи программы SPSS-20.
Представители молодежи и средней возрастной группы лучше чувствуют себя в меняющейся ситуации, чем участники опроса старше 40 лет. Стаж работы в организации и общий стаж работы также влияют на уровень адаптации, это находит выражение в показателях коэффициента Пирсона (0,253) и (0,247), соответственно. Быстрее и легче адаптируются к изменениям респонденты со стажем работы в организации до 7 лет и общим стажем работы до 15 лет. Чаще сталкиваются с трудностями приспособления к изменениям участники опроса со стажем работы в организации более 14 лет и общим стажем работы более 21 года. Образовательные характеристики также важны для адаптации к меняющимся условиям (0,160). Получение высшего образования способствует более эффективной социальной адаптации.
При этом профиль образования не влияет на уровень социальной адаптации работников, занятых в производственной или научно-технической сфере. При анализе ответа на вопрос: «Насколько Ваша работа соответствует образованию, которое Вы получили?» - были получены следующие распределения. Только треть опрошенных представителей технической сферы работают по специальности, которой обучались в профессиональном учебном заведении. Этот вариант ответа респонденты старшей возрастной группы отмечали чаще, чем другие. Треть участников опроса ответила, что работает в смежной сфере. 31 % опрошенных работает не по специальности. Этот вариант ответа участники опроса в возрасте моложе 40 лет отмечали чаще, чем другие.
Самооценка адаптации связана с типом предприятия, на котором работают респонденты (0,139). Хорошо адаптированные участники опроса чаще, чем другие, работают на частных или государственных предприятиях или в организациях. Слабо адаптированные респонденты чаще работают на градообразующем предприятии Тольятти - АвтоВАЗе.
Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их вза-
имоотношения // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. Тексты / Пер.; Под общей ред. В.И. Добренькова. М.: Междунар. Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. С. 484-526.
2. Философские проблемы теории адаптации / А. Б. Ге-
оргиевский, В. П. Петленко, А. В. Сахно, Г. И. Царе-городцев; под ред. Г. И. Царегородцева. М. : Мысль, 1975. - 277 с.
3. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.
4. Кравченко А.И. учебное пособие для студентов высших учебных заведений.— Екатеринбург Деловая книга, 1998. 381с.
5. Заславская Т. И. Избранные произведения. Трансфор-
мационный процесс в России: в поиске новой методологии. М.: Экономика, 2007. Т. 2. 591 с.
6. Авраамова Е.М. Время перемен: социально-экономи-
ческая адаптация населения /Науч. ред. И.Е. Дискин. М.: Изд-во ИСЭПН, 1998. 229 с.
7. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-
методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
8. Пасовец Ю.М. К вопросу о понятии адаптационного
потенциала// Теория и практика общественного развития. 2013. №12. С. 21-23.
9. Янкина И.А. Стратегии адаптации населения провинциального города в условиях формирования конкурентоспособной России: реалии, ретроспектива и перспективы (опыт социологической экспертизы городской среды). Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 322 с.
10. Карданов Р.Ш. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. №8. URL:
http://cyberleшnka.ra/article/n/metodologicheskie-osnovy-izucheniya-problem-sotsialnoy-adaptatsii (дата обращения: 04.01.2015).
11. Шиняева О.В., Артемьева Т.В. Отношение работников промышленных предприятий к труду// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. // 2013. № 3 (27). С. 100-112.
12. Темницкий А.Л. Процесс становления индивидуальной субъектности рабочих России в сфере трудовых отношений (конец XIX начало XXI вв.) / А.Л. Тем-ницкий // Рабочие и общественно-политический процесс в России в конце XIX - начале XX вв. Материалы VI Всероссийской научной конференции: в 2 ч. Ч.1. Кострома, 2012. С. 51-58.
13. Капица С.И. Формирование механизмов социальной адаптации трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда: Монография С.И.Капица. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. 240 с.
14. Кузнецов П.С. Методика измерения социальной адаптации// Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1997. № 9. С. 146-162.
TYPOLOGY OF ADAPTATION OF WORKERS TECHNICAL OCCUPATIONS (BASED ON THE RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY IN TOGLIATTI)
© 2015
I.V. Tsvetkova, doctor of philosophy, professor of chair "History and Philosophy"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The author analyzes the indicators of social adaptation self-evaluation of technical workers of the sphere of Togliatti. The theoretical Foundation of the article are the concepts of social adaptation. They have been developed in sociology and social psychology. Based on methodological principles of analysis of adaptation are the concept of structural func-tionalism. This gives the opportunity to consider social adaptation as a process that is caused by many factors. The empirical basis of the article is the results of a questionnaire survey of representatives of technical specialties in the city of Togliatti. At the industrial enterprises of Tolyatti, as in other regions, the modernization of production. These processes are related to changes in working conditions, system requirements for employees. Modernization of production includes innovative changes. In these circumstances, employees are expected not only acquire new professional skills, but also psychological flexibility, a positive attitude towards innovations. The article discusses the objective and subjective factors of adaptation of respondents to the working conditions. Among the objective factors considered: age characteristics, indicators of financial status, professional and educational status, participation in innovation. Subjective factors are the opportunities of professional respondents in the technical field. Survey participants who are interested to technical creativity, attach importance to career growth, intellectual aspects of the profession, feel more confident in the conditions of social change.
Keywords: social adaptation, objective factors to adaptation, subjective factors to adaptation, workmans of the technical sphere, complacency condition labour, innovation, attitude to professions.
УДК: 37.013.73
ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2015
В.И. Шуляр, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Украины Николаевский областной институт последипломного педагогического образования,
Николаев (Украина)
Аннотация. Автор статьи выделил философско-образовательные основы построения компетентностно ориентированного урока украинской литературы.
Ключевые слова: философия образования, современный урок, компетентностно ориентированный урок украинской литературы.
Постановка проблеми в загальному вигляд1 та П зв'язок з важливими науковими та практичними за-вданнями. Змши й оновлення суспшьства завжди гли-боко впливають на формування абоЛ переорieнтування свгтоглядних орieнтирiв людей, духовного й матерiаль-ного наповнення в цшому. Впливи вичизняш й свiтовi як локального, так i глобального масштабiв, змiнюючи сустльство, вимагають змш у рiзних сферах людсько! дiяльностi, галузях знань. Не е винятком педагопчна й методична науки. Комплекс вимог до освгтянсько! дiяль-носп останшм часом зростають й урiзноманiтнюються. Серед них видшяемо напрями: гумашзащя й гумашта-ризацiя галузц особистюна зорiентованiсть навчаль-
но-виховного процесу; компетентшсний i дiяльнiсний шдходи в оргашзацп навчання/викладання/учшня; тех-нологiзацiя й комп'ютеризащя освгтнього простору; ш-тегращя дш суб'екпв литературно! освгти в досягненш результату; активiзацiя шновацшно! д!яльносп суб'екпв i об'екпв в освт та наущ тощо.
Для нас важливо в данш статп виявити фшософсько-освгтш основи компетентшсно зорiентованого уроку украшсько! лгтератури, а також: проаналiзувати позицп фiлософiв минулого й сучасного, впчизняних i свгтових, означити дефшщшне наповнення понять «фiлософiя освгти», «фiлософiя науки», «фiлософiя уроку лгтератури та його принципи».