DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-124-129 УДК 159.922.736.4
Бехтер Анна Александровна
Тихоокеанский государственный университет
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты эмпирического исследования проактивного совладающего поведения у младших школьников. Рассмотрена проблема проактивного совладающего поведения в младшем школьном возрасте, определены основные личностные свойства и качества ребёнка, связанные с его развитием (способность к прогнозированию, онтогенетическая рефлексия, понимание категорий времени). Обсуждается вопрос о взаимосвязи прогнозирования и понимания временной перспективы ребенком (категорий прошлое, настоящее, будущее) с точки зрения формирования онтогенеза проактивного совладания. Установлены положительные корреляционные связи между стилями проактивного совладающего поведения и личностными свойствами ребенка (прогнозированием, рефлексией прошлого опыта). Установлено, что в младшем школьном возрасте почти сформированы превентивное и рефлексивное преодоление, зависящие от эмоциональной поддержки значимых взрослых и объема информационной поддержки. Особо отмечена положительная корреляция между эмоциональной поддержкой и возрастом. Кластеризация данных исследования позволила автору выделить и описать три типа проактивного совладающего поведения детей (превентивно-рефлексивный, негативно-проактивный, позитивно-проактивный), отличающиеся уровнем способности к прогнозированию, рефлексией прошлого опыта и преобладанием конкретного стиля про-активного совладания.
Ключевые слова: проактивное совладающее поведение, младший школьник, прогнозирование, онтогенетическая рефлексия.
Информация об авторе: Бехтер Анна Александровна, ORCID 0000-0002-1017-558X, кандидат психологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 06.02.2020.
Для цитирования: Бехтер А.А. Типологические особенности проактивного совладающего поведения младших школьников // Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2020. Т. 26, № 1. С. 124-129. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-124-129.
Anna A. Bekhter
Pacific National University
TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PROACTIVE COPING BEHAVIOUR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
The article presents the results of an empirical study ofproactive coping behaviour in primary school pupils. The problem of proactive coping behaviour in primary school age is considered, the basic personal properties and qualities associated with its development (forecasting, ontogenetic reflection, understanding of the categories of time) are determined. The question of the relationship offorecasting and understanding of a child's temporal perspective (categories ofpast, present, future) from the point of view of the formation of ontogenesis ofproactive coping is discussed. Positive correlations between the styles of proactive coping behaviours and the personality characteristics of the child (forecasting, reflection of past experience) are established. It has been established that in primary school age, proactive and reflective coping is almost formed, depending on the emotional support of significant adults and the amount of information support. The positive correlation between emotional support and age is particularly noted. Clustering of the research data allowed the author to identify and describe three types of proactive coping behaviour of children (preventive-reflective, negative-proactive, positive-proactive), which differ in their level offorecasting, reflect on past experience and the prevalence of a specific style ofproactive coping.
Keywords: proactive coping behaviour, primary school pupils, forecasting, ontogenetic reflection.
Information about the author: Anna A. Bekhter, ORCID 0000-0002-1017 558X, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, department of psychology, Pacific National University, Khabarovsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Article received: February 6, 2020.
For citation: Bekhter A.A. Typological features of the proactive coping behaviour of younger schoolchildren. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 124-129. DOI 10.34216/20731426-2020-26-1-124-129.
Преодоление стрессовых ситуаций на основе их прогнозирования сейчас оценивается как одна из эффективных стратегий современного человека. У младших школьников процессы прогнозирования находятся в стадии становления и им трудно «предусмотреть» траекторию будущих стрессовых ситуаций [Nabeel, Zafar: 1]. Эти сложности, как правило, связаны с тем, что у младших школьников только
формируется понимание временной перспективы. Общемировая тенденция к обучению детей проак-тивному поведению в трудных жизненных ситуациях на фоне угроз террористических актов, насилия и чрезвычайных ситуаций показала, что успешнее обучаются дети, которые четко пониманиюп хронологию событий (прошлое - настоящее - будущее) [Eisenberg, Valiente: 117]. Сравнительно мало методик, позволяющих оценить реактивно-активные
124
Вестник КГУ 2020
© Бехтер А.А., 2020
и проактивные стратегии у младших школьников. В настоящем исследовании предпринята попытка оценить с помощью имеющегося инструментария проактивное совладающее поведение детей.
Проактивное совладающее поведение человека как поведение целенаправленное ориентировано на достижение будущих целей, а также прогнозирование возможных трудностей на пути к этой к цели [Старченкова: 199]. Целью проактивного совладания является реализация себя и присвоение ресурсов [Ersen, Bilgic: 2], а роль реактивного со-владания (применение копингов) состоит в непосредственном реагировании на стресс привычными способами, полученными в прошлом опыте. Будущее не всегда может быть определенным, а для ребенка оно чаще всего неясное или тревожное. Анализируя некоторые исследования, посвященные отношению к будущему у детей, мы обнаружили, что так называемая временная перспектива (по Л. Франку) тесно связана с общим интеллектом, способностью к прогнозированию и эмоциональным состоянием ребенка (в частности, тревожностью или страхом неопределенности) [Регуш: 245]. В некоторых зарубежных работах активно обсуждается вопрос о связи привязанности ребенка к матери и его проактивным поведением, о связи материального благополучия семьи и проактивно-сти ребенка. Установлено, что чем выше привязанность к успешной и властной матери, тем выше проактивность ребенка [Nabeel T., Zafar H: 3].
Для развития прогнозирования как способности необходимо, чтобы ребенок не только анализировал события, но и понимал причинно-следственные связи между этими событиями в хронологическом порядке. Степень реализован-ности событий влияет на представление о прошлом, потенциальности - о будущем. Характерный признак младшего школьного возраста - это частые «всплески» понимания ребенка при соотнесении прошлого и настоящего, постепенное оценивание ситуаций как реальных событий во времени. До препубертата время течет часто скачкообразно, от одного события другому (например, от праздника к празднику из-за подарков). Примерно около 10-11 лет ребенок осознает, что ситуации в прошлом оказываются «прошлыми» («невозвратными»), а не наступившие события требуют умения планирования. По-видимому, с этого времени берет начало обратный ход восприятия времени «от будущего к настоящему», когда будущие события начинают управлять настоящим ребенка.
Если рассматривать проактивное совладающее поведение человека как стиль совладания с собственным внутреннем будущим (или предполагаемыми ситуациями), то в отношении младших школьников мы можем говорить о нем как о попытке представить собственное будущее с точки зрения актуальных потребностей настоящего вре-
мени. При этом ребенок может еще не отделять реальное будущее от ирреального. В его планах и мечтах часто можно слышать отголоски фантазий или неясных тревог, страхов. Онтогенез проактивного совладающего поведения можно коротко представить как движение от реактивного совла-дания (копинги) к активному (трансформация копингов) - к проактивному [Старченкова: 200]. Младший школьник находится на этапе сформировавшихся реактивных стратегий и переходу к активным стратегиям, но при этом на фоне его притязаний и целей уже формируются зачатки про-активного совладания. Результаты исследований, отражающие возрастную динамику совладающе-го поведения, показывают, что «закладывание» и дифференциация устойчивого стиля совладаю-щего поведения происходит в период детства, что в дальнейшем определяет вектор развития личности - адаптивной или неадаптивной [Диагностика: 49; Куфтяк 2012: 8; Никольская, Грановская: 29]. В разные возрастные периоды могут происходить срывы адаптивных механизмов, связанные с трудными ситуациями или с повышенной психоэмоциональной нагрузкой у детей. Совладающее и проактивное совладающее поведение у детей зависят от таких факторов, как семья и семейные отношения [Куфтяк, 2019: 685]. Таким образом, без устойчивого реактивного совладания у ребенка не может формироваться активное, превентивное и проактивное.
В России проактивное совладающее поведение у детей не исследуется в виду отсутствия методик, позволяющих это делать. Среди параметров проак-тивного совладающего поведения, которые могут быть измерены, выделяют: превентивное преодоление (как предвидение трудностей и мобилизация ресурсов, основан на причинно-следственной связи между событиями, связан с прогнозированием); стратегическое планирование (целенаправленный план действий, «дерево целей-подцелей»); рефлексивное преодоление (уровень рефлексивного анализа будущей ситуации, анализ признаков предстоящей проблемы в настоящем времени, сравнение альтернатив решения); поиск информационной поддержки (получение информации от социального окружения и социальных сетей); поиск эмоциональной поддержки (регуляция эмоционального состояния путем получения поддержки от окружения) [The Proactive Coping: 16].
Методы исследования. В исследовании приняли участие 70 младших школьников двух школ г. Хабаровска в возрасте 10-11 лет, 39 девочек и 31 мальчик. В качестве диагностического инструментария нами использован: опросник про-активного совладания в адаптации Е.С. Старченко-вой, методика «Способность к прогнозированию» (Л.А. Регуш), методика Н.П. Фетискина «Онтогенетическая рефлексия». Результаты эмпириче-
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа по Спирмену (n = 70 * - p < 0,05; **p < 0,01; - связи нет)
Параметры Рефлексивное преодоление Поиск эмоциональной поддержки Поиск информационной поддержки
Способность к прогнозированию 0,237* 0,280* -
Возраст - 0,239* -
Превентивное преодоление 0,406** 0,290* 0,260*
Онтогенетическая рефлексия -0,361** - -
ских данных были проанализированы с помощью количественных и качественных методов математической обработки с помощью программы STATISTICA.10 (критерий Спирмена, кластерный анализ k-средних). Цель исследования - выявить особенности проактивного совладающего поведения младших школьников и описать типологические особенности на основе полученных данных.
Результаты и их интерпретация. Результаты исследования мы проанализировали с помощью корреляционного анализа по Спирмену для установления связей между параметрами проактивного совладания, прогнозирования, онтогенетической рефлексии (табл. 1).
В нашей выборке младших школьников корреляционный анализ показал незначительную положительную связь между способностью к прогнозированию и рефлексивным преодолением (r = 0,237 при p < 0,05). Мы это связываем с тем, что успешное рефлексивное преодоление может реализоваться только при достаточном уровне прогнозирования у ребенка, так как в анализе ситуации уже заложено понимание причинно-следственной связи. Закономерной оказывается и сильная отрицательная связь между рефлексивным преодолением и онтогенетической рефлексией (r = -0,361 при p < 0,01). В методику онтогенетической рефлексии заложен обратный принцип (чем меньше показатель шкалы, тем выше свойство и наоборот). Таким образом, возрастание показателя онтогенетической рефлексии будет говорить о снижении рефлексивного совладания, то есть низкая рефлексия прошлого опыта отрицательно скажется на рефлексии ситуации. В младшем школьном возрасте уже становится доступным для ребенка анализ прошлых событий и ситуаций, который косвенно влияет на навык рефлексирования настоящих ситуаций или предстоящих. Значимую положительную связь между превентивным и рефлексивным преодолением (r = 0,406 при p < 0,01) мы оцениваем не только как согласованность шкал опросника, но и как специфику формирования составляющих проактивного совладания. В младшем школьном возрасте происходит становление и закрепление этих двух взаимовлияющих паттернов поведения -без анализа ситуации ребенок не сможет оценить масштаб накопления ресурсов при подготовке к стрессовой ситуации.
Выявленная незначительная положительная связь (r = 0,280 при p < 0,05) между способностью к прогнозированию и поиском эмоциональной поддержки, что указывает на зависимость ребенка от внешнего влияния и поддержки значимого взрослого. Мы считаем, что данная взаимосвязь сегодня приобретает устойчивую тенденцию -дети очень ранимы, менее самостоятельны, постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого именно в препубертатный период. Существенным фактом является положительная связь возраста и поиска эмоциональной поддержки (r = 0,239 при p < 0,05), что отражает наше вышесказанное предположение о том, что с течением времени у ребенка будет только увеличиваться потребность в одобрении и принятии. Превентивное преодоление относительно сформированного вида поведения положительно коррелирует с поиском эмоциональной (r = 0,290 при p < 0,05) и информационной поддержки (r = 0,260 при p < 0,05), что снова указывает на возможность планировать детьми при опоре на взрослых. Такой ресурс, как информация, может быть теперь получен младшим школьником из социальных сетей. Сегодня представление о будущем скорее формируется в обход взаимодействия со значимым взрослым, ребенок принимает модель будущего из видеороликов и просмотров определенных сайтов. Это может приводит к опасной тенденции формирования ирреальной модели будущего, не связанной с реальным настоящим и будущим. Но учитывая, что при реализации проактивного поведения младшему школьнику нужна эмоциональная поддержка взрослого, иллюзии и ирреальные модели могут быть скорректированы.
Для дальнейшего анализа данные были подвергнуты кластерному анализу методом k-среднего (рис. 1). В первый кластер попали 30 детей в возрасте 10 лет 4 месяцев, тип которых мы условно назвали «рефлексивно-превентивные» (табл. 2). Способность к прогнозированию у детей находится в диапазоне средних значений, проактивное преодоление находится на среднем уровне, высокие значения по шкале онтогенетической рефлексии (низкий балл обозначает высокий показатель). Показатели шкал «Рефлексивное преодоление» и «Превентивное преодоление» имеют самый высокий уровень среди всех кластеров. Мы
График ср едних для каждого кластер а
60 50 40 30 20 10 0 -10 -20
S
ÈT
U
Перемен.
-ш- Кластер 1 ••□•■ Кластер 2 Кластер 3
Рис. 1. Результаты кластерного анализа методом k-среднего (n = 70)
Описательная статистика для 1 кластера (n = 30)
Таблица 2
Шкала Значения Стандарт Расхождения
Способность к прогнозированию 9,46667 1,851995 3,42989
Проактивное преодоление 34,36666 7,179873 51,55058
Рефлексивное преодоление 33,50000 4,840561 23,43103
Стратегическое планирование 11,10000 8,968719 80,43793
Превентивное преодоление 29,13333 4,508485 20,32644
Поиск информационной поддержки 21,00000 4,646096 21,58621
Поиск эмоциональной поддержки 11,23333 3,901223 15,21954
Онтогенетическая рефлексия 35,00000 37,646096 2,646096
предполагаем, что дети, попавшие в этот кластер, могут анализировать причинно-следственные связи событий, имеют сформированные категории времени (прошлое, будущее, настоящее), владеют навыками рефлексии. Способность к получению информационной помощи и эмоциональной поддержки оказалась выше, чем в других кластерах, что указывает на их способность получать такую поддержку и быть адаптированными в трудной ситуации [4]. Также обращают на себя внимание высокие показатели шкалы «Превентивное преодоление» у этих детей, которые говорит о том, что они могут прогнозировать трудные ситуации, оценивать риски, накапливать ресурсы для преодоления будущих трудностей.
Во второй кластер попали только 3 детей в возрасте 11 лет и 6 месяцев, которых мы условно обозначили как «негативно-проактивные» (имея в виду «травмированные» или «закаленные жизнью»). У данной категории детей низкие показатели проактивного преодоления, рефлексивного преодоления, рефлексии прошлого опыта (табл. 3).
Отсутствует баллы по шкалам поиска эмоциональной и информационной поддержки, превентивному преодолению. Способность к прогнозированию находится в среднем диапазоне, умение стратегически выстраивать свое поведение выше среднего, но крайне низкие баллы по рефлексии прошлого опыта. Обратившись к истории жизни этих школьников, мы выяснили, что эти дети из трудных семей (с алкогольной зависимостью), не имеющие поддержки со стороны близких, имеющие низкий социально-экономический статус. Мы предполагаем, что опыт проактивного преодоления они получают из многоповторяющихся травмирующих ситуаций. Средние баллы по способности к прогнозированию и к проактивному совладанию, скорее всего, отражают только одну направленность поведения - как выжить и взаимодействовать в такой семье. В исследованиях алкогольных семей описаны случаи, когда дети предвосхищают, в каком «настроении» придет их родитель, как протекает опьянение и какие ситуации последуют за тяжестью опьянения.
Таблица 3
Таблица 4
Описательная статистика для 2 кластера (n = 3)
Шкала Значения Стандарт Расхождения
Способность к прогнозированию 8,33333 3,78594 14,3333
Проактивное преодоление 20,00000 17,32051 300,0000
Рефлексивное преодоление 19,33333 18,14754 329,3333
Стратегическое планирование 10,66667 9,23760 85,3333
Превентивное преодоление 0,00000 0,00000 0,0000
Поиск информационной поддержки 0,00000 0,00000 0,0000
Поиск эмоциональной поддержки 0,00000 0,00000 0,0000
Онтогенетическая рефлексия 60,00000 58,646096 1,353904
Возраст 11,66667 0,57735 0,3333
Описательная статистика для 3 кластера (n = 37)
Шкала Значения Стандарт Расхождения
Способность к прогнозированию 8,00000 2,000000 4,00000
Проактивное преодоление 39,72973 5,814965 33,81381
Рефлексивное преодоление 27,54054 4,543583 20,64414
Стратегическое планирование 8,00000 2,603416 6,77778
Превентивное преодоление 24,70270 4,195665 17,60360
Поиск информационной поддержки 17,54054 3,602427 12,97748
Поиск эмоциональной поддержки 10,10811 3,281123 10,76577
Онтогенетическая рефлексия 48,03470 52,646096 4,611396
Возраст 10,10811 1,242394 1,54354
В третий кластер попали 37 детей в возрасте 10 лет и 1 месяца, которых мы определили как «по-зитивно-проактивные». Показатель проактивно-го преодоления в этом кластере выше, чем в двух других (табл. 4). Стратегическое планирование и прогнозирование у этих детей на низком уровне, вероятно, они действуют на свой страх и риск, хаотично, что говорит в пользу характера таких детей (возможно, это дети с высоким стремлением к риску или импульсивностью). Но в целом школьники питают доверие к будущему, готовы преодолевать трудности, могут анализировать ситуацию, но сразу приступают к конкретным действиям. Мы предполагаем, что высокий уровень проактивного совладания может быть связан с недостаточной способностью различать реальное и ирреальное будущее, с иллюзорной временной перспективой, учитывая их возраст («десятилетние мечтатели»).
Таким образом, наше исследование позволило нам сделать ряд выводов:
1. Проактивное совладающее поведение младшего школьника направлено на предвосхищение будущих событий, которые могут не только быть связаны с их личными ситуациями в настоящем, но и отражать мечты и фантазии ребенка.
2. Проактивное совладающее поведение в возрасте 10-11 лет тесно связано с пониманием ребенком категорий «прошлое», «настоящее» и «будущее», с представлениями о реальном и ирреальном будущем. На данном возрастном этапе только на-
чинают формироваться превентивное, рефлексивное и стратегическое преодоление, которые являются «надстройками» реактивного совладания и защитных механизмов.
3. Типологические особенности проактивного совладания (рефлексивно-превентивный, негатив-но-проактивный, позитивно-проактивный) у младших школьников различаются по уровню прогнозирования, рефлексии прошлого опыта, наличию эмоциональной и информационной поддержки.
Наше исследование не является исчерпывающей в разработке проблемы проактивного совла-дающего поведения в детском возрасте. Перспектива работы состоит в определении структуры и факторов проактивного совладания ребенка, выявлении влияния механизмов защиты на формирование проактивного совладания. В виду ограничения инструментария по исследованию про-активного совладающего поведения актуальным остается вопрос о разработке или адаптации методик в этом поле.
Список литературы
Диагностика суицидального риска и психопрофилактика суицида у детей и подростков: учеб.-метод. пособие / М.В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова и др. Кострома: КГУ, 2016. 140 с.
Куфтяк Е.В. Факторы становления совлада-ющего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012.
№ 2 (22). С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.02.2020). 0421200116/0015.
Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в период взросления: соотношение механизмов психологических защит, реактивного и проактивного совла-дания // Методология, теория, история психологии личности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 680-690.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. 1. С. 198-205.
Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев: Вища школа, 1997. 88 с.
Eisenberg N., Valiente C. Parenting and children's proactive and moral development. In Handbook of Parenting, ed. M.H. Bomstein. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum 2002, vol. 5: Practical Issues in Parenting, pp. 111-122.
Ersen O., Bilgic R. The effect of proactive and preventive coping styles on personal and organizational outcomes: Be proactive if you want good outcomes. Cogent Psychology, 2008, рр. 1-14. DOI 10.1080/233311908.2018.1492865
Nabeel T., Zafar H. Parental Attachment and Proactive Attitude among Adolescents. Multidisciplinary Research Journal (JPAIR), 2012, vol. 7, no. 1.
Greenglass E., Schwarzer R., Jakubiec D. lete.]. The Proactive Coping Inventory (PCI): A Multidimensional Research Instrument. Paper presented at the 20th International Conference of the Stress and Anxiety Research Society (STAR), Cracow, Poland, July 12-14, 1999.
References
Diagnostika suitsidal'nogo riska ipsikhoprofilaktika suitsida u detei i podrostkov [Diagnosis of suicidal risk and psychoprophylaxis of suicide in children and adolescents]: ucheb.-metod. posobie, ed. by M.V. Saporovskaia, T.L. Kriukova, S.A. Khazova i dr. Kostroma, KSU Publ., 2016, 140 p. (In Russ.)
Kuftiak E.V Faktory stanovleniia sovladaiushchego povedeniia v detskom i podrostkovom vozraste [Factors of the formation of coping behavior in childhood and adolescence]. Psikhologicheskie issledovaniia: elek-tronnyi nauchnyi zhurnal [Psychological research: electronic scientific journal], 2012, № 2 (22), р. 3. (In Russ.)
Kuftiak E.V Sovladaiushchee povedenie v period vzrosleniia: sootnoshenie mekhanizmov psikhologicheskikh zashchit, reaktivnogo i proaktivnogo sovladaniia [Mating behavior during adulthood: correlation of psychological defense mechanisms, reactive and proactive coping]. Metodologiia, teoriia, istoriia psikhologii lichnosti [Methodology, theory, history of personality psychology], ed. by A.L. Zhuravlev, E.A. Nikitina, N.E. Kharlamenkova. M., Publishing House «Institute of Psychology Russian Academy of Sciences» Publ., 2019, рр. 680-690. (In Russ.)
Nikol'skaia I.M., Granovskaia R.M. Psikhologicheskaia zashchita u detei [Psychological protection in children]. SPb., Speech Publ., 2000. (In Russ.)
Starchenkova E.S. Kontseptsiia proaktivnogo sovladaiushchego povedeniia [The concept of proactive coping behavior]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg University], ser. 12, 2009, vol. 2, part 1, рр. 198-205. (In Russ.)
Regush L.A. Psikhologiia prognozirovaniia: sposobnost', ee razvitie i diagnostika [The psychology of forecasting: ability, its development and diagnosis]. Kiev, Higher school Publ., 1997, 88 p. (In Russ.)