2. Габдуллина М. В. О варианте предметно-структурной модели объекта изучения для социально-гуманитарных дисциплин в средней школе. [Электронный ресурс] // ЧГПУ: [сайт Челябинского государственного педагогического университета]. - Режим доступа: http:/www.cspu.ru /uchenomu/magazmes/2010_2.pdf.
3. Концепция государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] // ФГОС: [сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования]. - Режим доступа: http://standart.edu.ш/catalog.aspx?CatalogId=261.
4. Кохановский В. П. Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 608 с.
5. Лебедева И. П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании : монография. -СПб ; Пермь, 2003. - 122 с.
6. Пехлецкий И. Д. Количественный анализ и структурные модели в процессе обучения : учеб. пособие. - Л. ; Пермь, 1983. - 58 с.
7. Региональный образовательный стандарт по русскому языку для общеобразовательных учреждений Пермской области: проект / под ред. Т. Б. Трошевой. - Пермь, 2001. - 82 с.
8. Тестов В. А. Стратегия обучения математике. -М. : Технологическая Школа Бизнеса, 1999. - 304 с.
9. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. - М. : АО «Столетие», 1995. - 189 с.
удк 74.100.44 Ларина Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск
ella_fina@ mail.ru
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Современное представление о типологических ошибках письма и чтения, обусловленных несформированностью интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: интонационная сторона речи, письменная речь, типологические функционально значимые просодико-интонационные ошибки письма и чтения, общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии.
На современном этапе развития теории и практики специального образования особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации.
Речевая деятельность детей возможна при условии владения языковой, в частности интонационной стороной речи, которая отражает национальную специфику передачи смысла при помощи просодических средств. Процессы речевого восприятия и производства характеризуются «настройкой» на интонационный «ключ» (В.Б. Касевич), которая определяется семантикой высказывания и реализуется в виде интонационного контура (В.С. Нефедьева). Интонаци-
онная сторона речи представляет собой надсег-ментную сторону языковой системы, которая накладывается на сегментную сторону (звуки, слоги, слова и пр.), объединяя и членя речевой поток в соответствии со смыслом передаваемого сообщения и одновременно выражая эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания. Восприятие речи определяется единством смыслового содержания и интонационного строя (В.А. Артемов). Интонация - это одна из особенностей речи, при помощи которой люди, пользуясь лексикой и грамматическим строем языка, придают мысли, выраженной в предложении, достаточную законченность. Она минимизирует затраты на передачу информации с целью достижения успешной коммуникации.
М.А. Виллер, В.В. Виноградов, Г.М. Кузнецова, П.С. Кузнецов, Е.А. Попова, рассматривая
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Ларина Е. А., 2011
вопросы синтаксиса предложения, отмечают, что интонационными средствами устанавливаются коммуникативное значение слова в предложении, определяется членение предложения и осуществляется его внутреннее единство. Интонация участвует в определении членов предложений, в указании коммуникативных типов и видов предложений, в выяснении в предложении его коммуникативной, синтаксической и модальной стороны (В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, Г. Н. Иванова-Лукьянова, А. Ф. Ломизов, Н. Д. Светозаро-ва, Г. П. Фирсов, Л. К. Цеплитис, Н. В. Череми-сина, Л. В. Щерба) [2, 4].
В специальных исследованиях общее недоразвитие речи рассматривается как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов звуковой и смысловой стороны речи; стертая форма псевдобульбарной дизартрии как сложный синдром органического генеза, сопровождающийся неврологическими, психологическими и речевыми симптомами (Е. Ф. Архипова, Г. В. Гуровец, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина). Ведущим в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются нарушения звукопроизноше-ния и интонационной стороны речи (Е. А. Артемова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, И. П. Панченко). Данная патология сказывается на развитии психической деятельности, ограничивает коммуникативные потребности детей, препятствует овладению знаниями, негативно влияет на итоговое качество продуктов письменной речи.
В настоящее время письменная речь понимается как сложная речевая деятельность, осуществляющая изложение связного высказывания или законченной мысли в письменной форме (Л. С. Цветкова). В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входит чтение и письмо. Письмо определяется как знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию с помощью графических элементов. Чтение как сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения, представляет собой узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.
У младших школьников с общим недоразвитием речи со стертой дизартрией процесс овладения письмом и чтением затруднен (И. Б. Карелина, О. А. Токарева). У детей на письме отмечаются специфические ошибки - сложности
графического маркирования синтаксической структуры предложения, отсутствие знаков препинания; при чтении - ошибочный выбор интонационной конструкции, отсутствие четкой границы паузации. С лингвистической точки зрения (Е. А. Брызгунова, Г. Н. Иванова-Лукьянова, И. Г. Торсуева, Л. К. Цеплитис) и коррекционной педагогической позиции (Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева, А. Н. Корнев, Р. И. Лала-ева, А. К. Маркова) указанные типологические трудности связаны с нарушением фиксации на письме особенностей интонации [1, 3].
С целью выявления типологии ошибок в письменной речи, обусловленных несформи-рованностью интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня со стертой дизартрией было организовано экспериментальное исследование. В нем приняло участие 60 учащиеся младших классов с изучаемым речевым нарушением. Эмпирическое исследование проходило в 2006-2009 годах на базе логопедических пунктов школ Хабаровского района и города Хабаровска. Оно включало скриниг-диагностику интонационной стороны речи в устной и письменно-речевой деятельности, при этом использовался математико-статистический анализ и интерпретационный (количественно и качественный) методический прием обработки полученных данных. Результаты констатирующего обследования младших школьников с ОНР III уровня со стертой дизартрией свидетельствовали о несформированности у них интонационной стороны речи, а также определенных операций процесса чтения и письма с преобладанием типологических просодико-интонаци-онных ошибок (термин Л. Н. Галкиной, Е. В. Наумовой). Под функционально значимыми просодико-интонационными ошибками устной речи мы понимаем неадекватное функционирование компонентов интонации в диалоге и монологе, искажающих смысл высказывания и существенным образом влияющих на коммуникацию. Под типологическими функционально значимыми просодико-интонационными ошибками чтения - нарушение выразительности, отсутствие целостного восприятия и осмысления текста. Под типологическими функционально значимыми просодико-инто-национными ошибками письма - нарушение фиксирования на письме фонологически
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
53
значимых особенностей интонации, которое выражается в типичных семантико-синтакси-ческих и пунктуационных нарушениях.
Эмпирические наблюдения показали, что у детей с общим недоразвитием речи со стертой дизартрией диагностируется следующие специфические особенности несформирован-ности интонационной выразительности речи:
1) не используются средства речевой выразительности; 2) затруднения в смысловом оформлении фразы; 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест); 4) затруднения в сопровождении спонтанной речи выразительными движениями пальцев рук; 5) неадекватность внешнего выражения эмоциональной реакции во время высказывания; 6) дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства.
В письменных работах детей (слуховой диктант, изложение, сочинение) достаточно распространены стойкие типологические ошибки (функционально значимые просодикоинтонационные ошибки письма): 1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак); 2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой; 3) нарушения отграничение речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте.
При чтении подготовленных текстов, ответов на вопросы по прочитанному тексту и пересказу у испытуемых детей выделяется ряд типологических ошибок выразительности (функционально значимые просодико-интонационные ошибки чтения): 1) чтение предложений без учета пунктуационного знака (запятая, точка, вопросительный знак, восклицательный знак);
2) ошибочное прочтение интонационных конструкций, выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, отсутствие четкой границы межсинтагменной паузации; 4) несоответствие окраски голоса характеристике пер-
сонажа; 5) отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение; 6) низкая или чрезмерная интенсивность голоса; 7) быстрый (превышающий средний, ускоренный), медленный (ниже среднего, замедленный) или патологически ускоренный или замедленный темп чтения; 8) не понимание смысла предложения, абзаца и целого текста.
Проведенное исследование позволяет вести речь о том, что несформированность интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР, имеющих стертую форму дизартрии, приводит к специфическому нарушению письма и чтения. Поэтому появилась необходимость совершенствования традиционного подхода к коррекции нарушений письменной речи у учащихся с ОНР в направлении формирования интонационной стороны речи в сочетании с традиционным логопедическим воздействием. Считаем, что обозначенная значимость надсегментной стороны речи и ее роль в нормативном освоении устной и письменноречевой коммуникации является неоспоримой. Понимание данных проблем велико для практикующих логопедов, поскольку своевременная диагностика и коррекция типологических нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью интонационной стороны речи, будет являться одним из условий успешной социализации детей с речевыми нарушениями и повышения качества общего и специального образования.
Библиографический список
1. Алтухова Т. А., Карачевцева И. Н. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия, 2006. -№ 1(18). - С. 32-43.
2. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учеб. пособие. - М., 2000. - 200 с.
3. Торсува И. Г. Интонация и смысл высказывания. -2-е. изд., испр. - М. : Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2009. - 112 с.
4. Черемисина Н. В. Законы и правила русской интонации : учеб. пособие. - М. : Флинта; Наука, 1999. - 520 с.
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17