Научная статья на тему 'Типизация самостоятельной работы в высшей школе'

Типизация самостоятельной работы в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТИП / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТИП / ТВОРЧЕСКИЙ ТИП / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INDEPENDENT WORK / REPRODUCTIVE TYPE / TYPE OF RESEARCH / CREATIVE TYPE / STUDENT / TRAINING / HIGH SCHOOL / EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л. Р., Андриевская Л. А.

В статье рассматривается актуальная проблема организации самостоятельной работы студентов в высшей школе, представлены типы самостоятельных работ: репродуктивный, исследовательский, творческий. Предложенное авторами содержание типов самостоятельной работы студентов содержит описание цели, задачи, видов, форм каждого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л. Р., Андриевская Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typing independent work of students in higder education

А topical problem of the organization of independent work of students in higher education is discussed, the types of independent work: reproductive, research and creative are presented. The proposed content of the types of independent work of students describes the goals, objectives, types and forms of each type.

Текст научной работы на тему «Типизация самостоятельной работы в высшей школе»

УДК 378 ББК 74.480.26

Л.Р. Салаватулина, Л.А. Андриевская

типизация самостоятельной работы в высшей школе

В статье рассматривается актуальная проблема организации самостоятельной работы студентов в высшей школе, представлены типы самостоятельных работ: репродуктивный, исследовательский, творческий. Предложенное авторами содержание типов самостоятельной работы студентов содержит описание цели, задачи, видов, форм каждого типа.

Ключевые слова: самостоятельная работа, репродуктивный тип, исследовательский тип, творческий тип, студент, профессиональная подготовка, высшая школа, эффективность образовательного процесса.

L.R.. Salavatulina, L.A. Andrievskaya

TYPING INDEPENDENT wORK OF STUDENTS IN HIGDER EDUCATION

А topical problem of the organization of independent work of students in higher education is discussed, the types of independent work: reproductive, research and creative are presented. The proposed content of the types of independent work of students describes the goals, objectives, types and forms of each type.

Keywords: independent work, reproductive type, type of research, creative type, a student, training, high school, effectiveness of the educational process.

к го

О

ca ф

s ^

x

<

<

(0 X

s

Ss.

H ro ca

ro ^

ro О □l

С введением профессиональных стандартов для педагогов значение самостоятельной работы в вузе существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция студента в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий само-

контроля и текущего контроля знаний, умений и владений.

В предыдущих исследованиях [3; 4] мы отмечали, что педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

• переработку учебных планов и программ в рамках существующих стандартов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом, выделение тем, выносимых на самостоятельное изучение, в том числе и с помощью ИКТ-технологий. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся;

• оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

• совершенствование текущего контроля работы студентов, введение новых форм контроля, широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

• совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

• модернизацию системы курсовых и квалификационных работ, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Мы выделили четыре этапа формирования самостоятельной деятельности студентов [3]:

1) формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания. В качестве самостоятельных работ данного этапа чаще всего используются домашние задания - работа с учебником, конспекты лекции и т.д.

2) формирование знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность студентов заключается в простом воспроизведении и частичной реконструкции, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных и практических занятий.

3) формирование у студентов знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы накопленного формализованного опыта и требует от студента варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации. Типичны для такого рода самостоятельных работ студентов курсовые и квалификационные работы.

4) создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обыч-

но при выполнении заданий научно-исследовательского характера.

Безусловно, виды самостоятельных работ, используемые в педагогическом процессе, чрезвычайно многообразны. Большинство дидактов проводят классификацию самостоятельных работ либо по степени самостоятельности, выделяя такие виды самостоятельных работ, как работы по подражанию, тренировочные работы, упражнения, работы творческого характера и другие, их характер обычно предопределяется источником знания; либо по дидактическому назначению - самостоятельные работы для получения новых знаний, для повторения и проверки знаний, умений и навыков [1].

На основе закономерности о том, что творчество вытекает из воспроизводящей деятельности, является развитием последней и в то же время содержит в себе воспроизводящие процессы как одно из своих следствий, П.И. Пидкаси-стый [2] постулирует два дидактических положения. Смысл первого (это процессуальная сторона классификации) заключается в следующем: классификацию самостоятельных работ предопределяет структура познавательной деятельности. Второе дидактическое положение утверждает, что процессуальная сторона деятельности студентов как принцип в выявлении типов самостоятельных работ всегда должна выступать в единстве с логико-содержательной стороной и внешне проявляться через нее.

Опираясь на сформулированные положения, предлагаем использовать в практике преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе следующие типы самостоятельных работ:

• самостоятельные работы репродуктивного типа;

• самостоятельные работы исследовательского типа;

• самостоятельные работы творческого типа.

Репродуктивные самостоятельные работы включают в себя задачи на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также способ выполнения задания представле-

к

о X

2 го

т >.

ю о

т

ф

го

со

Н си н о т

Ъ ш о

X

о о

ны в явном виде в самом задании или в соответствующем алгоритме решения. Используются также упражнения, где уже в самом задании содержится общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Студент соотносит задание с другими, известными ему репродуктивными.

Главное здесь - актуализация усвоенных знаний, умение выбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи.

Для познавательной деятельности студента характерно некоторое обобщение. «...Знания углубляются, сфера их

применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности» [2, с. 15].

Эта работа, содействуя накоплению студентом опорных фактов и способов деятельности, закреплению умений и навыков, позволяет усвоить базовый учебный материал за сравнительно короткий срок, но слабо обеспечивает развитие творческих способностей у студентов. В то же время работы этого типа создают условия для перехода студента к выполнению задач более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности.

Табл. 1. Содержание самостоятельной работы репродуктивного типа

к го ¡£ о

ш

ф

^

о.

ч

X

С <

го"

X

&

н го ей

го ^

го О си

Цель самостоятельной работы Вид самостоятельной работы Задачи самостоятельной работы Формы самостоятельной работы (пример)

Накопление опорных фактов и способов деятельности Освоение теоретических представлений Воспроизведение знаний,обработка материалов лекций 1. Конспектирование 2. Оформление мультимедийного сопровождения лекций 3. Работа с учебником и лекционным материалом

Освоение способов деятельности Закрепление знаний и умений 1. Составление паспорта кабинета педагога 2. Изготовление дидактического материала по образцу 3. Систематизация нормативной документации 4. «Фотография» урока, занятия 5. Составление тезауруса

Актуализация усвоенных знаний Освоение теоретических представлений Формирование умения анализировать теоретический материал и манипулировать теоретическими представлениями в соответствии с условиями предъявляемой задачи 1. Заполнение таблицы по теоретическому материалу 2. Составление схемы на основе анализа теоретических источников 3. Оформление мультимедийного сопровождения по алгоритму 4. Реферирование

Освоение способов деятельности Формирование умения выбирать и привлекать необходимый способ деятельности 1. Заполнение таблицы по методическому источнику 2. Систематизация наглядных пособий, дидактического материала 3. Анализ (самоанализ) урока 4.Составление картотеки статей (игр, дидактических пособий

В исследовательских работах предлагается нестандартная ситуация, нетиповые задачи. В основе - поиск, догадка, формулирование и реализация идеи решения. Включаются такие задачи в спецкурс, спецсеминар, в некоторые курсовые и квалификационные работы. В ходе выполнения этих работ познавательная и практическая деятельность обучающихся направлена на разрешение проблемной ситуации, организованной

преподавателем. Под проблемной ситуацией будем понимать психическое состояние субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность как выявившееся противоречие между субъектом и объектом познания в деятельности человека.

В ходе выполнения данного типа работ студент приобретает опыт поисковой, исследовательской деятельности, овладевает элементами творчества.

Табл. 2. Содержание самостоятельной работы исследовательского типа

Цель самостоятельной работы Вид самостоятельной работы Задачи самостоятельной работы Формы самостоятельной работы (пример)

Создание предпосылок к формированию исследовательских способов освоения теоретических представлений и нестандартных способов деятельности Освоение теоретических представлений Формирование исследовательских способов освоения теоретических представлений 1. Психолого-педагогическое изучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Освоение способов деятельности Формированию исследовательских способов освоения деятельности 1. Решение педагогических задач 2. Составление конспектов занятий, уроков 3. Составление психолого-педагогического заключения 4. Составление индивидуального образовательного маршрута

В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем.

Выполнение работ этого типа способствует овладению методами научного познания, развитию творческой деятельности у студентов: видение новых проблем в знакомых стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение альтернативы решения и др. В творческой работе проявляются: а) понимание цели работы; б) выдвижение и обоснование гипотезы; в) определение методов исследования; г) прове-

дение работы по проверке гипотезы; д) внесение коррективов; е) выводы по проблеме; ж) постановка предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе); з) изменение способа решения.

Творчество является логическим развитием воспроизведения. Если для ученика средней школы творческой является та задача, которая нова лишь для него, конечный продукт не обладает социальной ценностью и новизной, то для студента это - определенный уровень творчества. Настоящая творческая задача (через научно-исследовательскую работу студента, через квалификационную, магистерскую работу экспериментального характера) имеет в результате объективную ценность.

к

о X

2 го

т >.

ю

о ^

т

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

со

н си н о т

Ъ ш о

X

о о

Цель самостоятельной работы Вид самостоятельной работы Задачи самостоятельной работы Формы самостоятельной работы (пример)

Создание предпосылок к освоению умений и навыков творческой деятельности Освоение теоретических представлений Овладение методологией исследовательской деятельности 1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования 2. Проектирование исследования

Освоение способов деятельности Формирование навыка исследовательской деятельности, стимуляция творческой активности студента 1. Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе самостоятельного научного исследования

Типы самостоятельных работ тесно связаны и взаимообусловлены. Тот или иной тип самостоятельной работы в реальном процессе обучения - носитель целого ряда элементов, составляющих содержание познавательной деятельности студента, характерных и для самостоятельных работ другого типа. В этом выражается преемственность между типами самостоятельных работ, которая по сути дела является основой и для обеспечения оптимального усвоения знаний, и для развития творческих способностей, овладения опытом творческой

деятельности.

Типы самостоятельных работ представлены по степени возрастания их сложности в соответствии с закономерностями процесса познания в обучении, ориентируя обучение на «зону ближайшего умственного развития» обучаемого. Ее реализация приводит к значительной оптимизации усвоения знаний студентами, высвобождает время, которое излишне тратится на решение однообразных задач, содействуя развитию самостоятельности, позволяет увидеть динамику интеллектуального развития.

Библиографический список

1. Белкин, Е.Л. К вопросу о классификации СРС [Текст] / Е.Л. Белкин, Н.А. Теребулина, Т.Г. Киселева // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: сб. науч. тр. - Волгоград: Педагогика, 1989. - С. 3-10.

2. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 114 с.

3. Салаватулина, Л.Р. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. -№ 2. - С. 50-55.

4. Салаватулина, Л.Р. Исследование состояния организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: сб. науч. тр. - Челябинск: Инновационный центр образования и науки, 2015. - № 2. - С. 52-55.

Referenees

1. Belkin E.L., Terebulin N.A., Kiselev T.G. On the classification of the CDS. Methody sovershenstvovania uchebno-vospitatelnogoprocessa v vuze. Volgograd: Pedagogika, 1989. P. 3-10. [in Russian].

2. Pidkasistyi P.I. Organization of educational and cognitive activity of students. M.: Russian Pedagogical Society, 2005. P. 114. [in Russian].

3. Salavatulina L.R. Pedagogical support of independent work of students. Professionalnyi proekt: idei, tekhnologii, resultaty, 2014. № 2. P. 50-55. [in Russian].

4. Salavatulina L.R. Investigation of the organization of independent work of students. Perspektivy razvitianauki v oblasti pedagogiki i psikhologii. - Chelyabinsk: Innovacionnyi tsentr obrazovania i nauki, № 2. 2015. P. 52-55. [in Russian].

Сведения об авторах: Салаватулина Лия Рашитовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Андриевская Людмила Анатольевна,

старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about authors: Salavatulina Leah Rashidovna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Andrievska Lyudmila Anatolevna,

Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

ББК 51(07):16 УДК 74.262.21:87.4

В.И. Седакова, В.Л. Синебрюхова

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОБОСНОВЫВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт по математике, необходимо уделять внимание формированию метапредметных умений, связанных с общекультурным, личностным и познавательным развитием учащихся. Одним из способов развития личности обучаемого, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является умение формулировать и доказывать суждения, используя дедуктивный метод.

Ключевые слова: метапредметные умения, умение формулировать суждения, умозаключения, индуктивные умозаключения, дедуктивные суждения.

V.I. Sedakova, V.L. Sinebriukhova

FORMATION OF STUDENTS 'SKILLS TO PROVE MATHEMATICAL STATEMENTS

Implementing the Federal State educational standard in mathematics, it is necessary to pay attention to the formation of interdisciplinary skills related to General cultural, personal and cognitive development of students. One of the ways of development of the individual student, improving the efficiency of the educational process is the ability to formulate and to prove the statements, using the deductive method.

Key words: meta-subject skills, the ability to formulate statements, conclusions, inductive reasoning, deductive statement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.