Научная статья на тему 'Типикон храма святой софии в Фессалониках'

Типикон храма святой софии в Фессалониках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. СИМЕОН СОЛУНСКИЙ / ПЕСНЕННОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ / ТИПИКОН ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ В ФЕССАЛОНИКАХ / ST. SYMEON OF THESSALONIKI / THE TYPICON OF SAINT SO PHIA''S CATHEDRAL IN THESSALONIKI / SINGING SUCCESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скальцис Панайотис

В статье делается попытка охарактеризовать одну из богослужебных византийских традиций — обряд храма святой софии в Фессалониках. указанная реконструкция производится на основании как изданных сочинений свт. симеона солунского, так и с привлечением неизданного типикона святой софии в Фессалониках, составленного этим иерархом (Thessaloniki, EbE. cod. gr. 2047).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAINT SOPHIA''S TYPIKON IN THESSALONIKI

This article attempts to describe one of the liturgical traditions of the byzantine — Saint Sophia''s rite in Thessaloniki. This reconstruction is performed on the basis both of published works by St. Simeon of Thessaloniki and the unpublished typicon of Saint Sophia in Thessaloniki, compiled by this hierarch (Thessaloniki, EbE. cod. gr. 2047).

Текст научной работы на тему «Типикон храма святой софии в Фессалониках»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(6). 2013, 124-137

•ЛИТУРГИКА

П. И. Скальцис

ТИПИКОН ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ В ФЕССАЛОНИКАХ*

В статье делается попытка охарактеризовать одну из богослужебных византийских традиций — обряд храма Святой Софии в Фессалони-ках. Указанная реконструкция производится на основании как изданных сочинений свт. Симеона Солунского, так и с привлечением неизданного типикона Святой Софии в Фессалониках, составленного этим иерархом (Thessaloniki, EBE. Cod. gr. 2047).

Ключевые слова: свт. Симеон Солунский, песненное последование, типикон храма Святой Софии в Фессалониках.

С 1416 или 1417 г. до сентября 1429 г.1 пастырем Фессалоникской Церкви был «муж мудрый и ученый»2, добрый пастырь, блаженный Симеон, как уважительно характеризует его хронограф Иоанн Анагност3; выдающийся литургист и знаменитый православный богослов, серьезный толкователь всех церковных служб, смелый и бережный реформатор

* Перевод статьи на русский язык выполнен по изданию: ХкаХгоцс; П. I. То Титко т^с Zofta; ©£aaaXovi*:r|C // Латоиру1К£с цеХетес;. Т. 1. ©£aaaXovi*:r|, 1999. Z. 227-241.

1 'Iwävvov ÄvayvdxjTov. Ai^yr|aiC пер! теХешша; äXwasw; т^с ©£aaaXovi*:r|c;, 3 / ёк5. Г. Taapa. ©saaaXovkn, 1958. Z. 22.4-5.

2 Аеит. 1, 13.

3 'Iwävvov ÄvayvdxjTov. Ai^y^ai;. Z. 8, 12 и 8, 18.

124

© П. И. Скальцис, 2013

богослужебных уставов, талантливый гимнограф, признанный автор молитвенных текстов, — по суждениям современных исследователей его творчества4.

Святой Симеон соединял свое пастырское служение с новациями в сфере богослужения и пересмотром так называемого песненного типикона, который был в употреблении в это время в храме Св. Софии, Премудрости Божией, в Фессалониках. В собственноручной посвятительной записи, которая находится в его неизданном Евхологии5, а также в своем выдающемся герменевтическом труде «Диалог» он пишет, что «только в нашем благочестивом городе Фессалоники, в его Великой церкви... сохраняется и пребывает древний и прекраснейший обычай великих Церквей: царствующей, как я полагаю, Антиохийской, и многих других»6 .

Итак, это прекраснейший и древний уклад песненного устава7. Это «посредством псалмов и песнопений возносимое Богу» песненное слу-жение8. Это приходской, или светский, литургический уклад, когда «все Кафолические Церкви по всей вселенной изначально совершали богослужение мелодически, ничего не произнося без напева, разве только священнические молитвы или прошения диаконов»9.

Отличительным признаком этого песненного, или кафедрального, типа является его библейский характер и, главным образом, псалмопение. Так, Псалтирь разделяется на 72 группы, которые поются анти-фонно с припевами (ефи^а) после каждого стиха и составляют цикл на протяжении двух седмиц на последованиях вечерни и утрени. Каждому антифону предшествует ектения (auvant^) диакона и молитва с возгла-

4 ФоттойХцъ I. М. Tó ÀaToupYiKÔv spYov Zu^ewv той ©eaaaÁovíKre, Zu^oÁí ele; t^v [atopíav Kaí Gewpíav t^ç Geía; Áatpeía;. ©eaaaÁovíKr, 1965. Z. 170; см. и Béfinv; A. O &Yioç Zu^ewv ©eaaaÁovíKr; wç ép^veut^; tâ>v [epwv áKoÁouGíwv // Xpiató; àpxl Kaí t¿Áoe,"I5pu^a LouÁavSp^-Xópv. ÀG^vai, 1983. Z. 308.

5 Kw5. 2065, 'EGviK^ç ВфХю91кг|е 'EÀÀaSoç, ф. 207v. См. и ФоттоьХцс, I. М. Zu^ewv ÀpxiemaKÔTOu ФeaaaÀovíк:r|ç tá ÁeitoupYiKá auYYpá^ata. I: eú^aí Kaí ü^voi. ©eaaaÁovÍKn, 1968. (Etaipeía MaKe5oviKÔ>v Znou6â>v, 'Ematr^oviKaí npaY^ateíai, Zeipá ФlÀoÀoYlкí Kaí ©eoÁoYiKií; 10). Z. ie'.

6 Xvpeáv &eooaÁovÍKr¡$. AiáÁoYo;, TA' // PG 155. Col. 556A.

7 TaftR. La liturgia delle ore in oriente e in occidente. Le origini deU'ufficio divino e il suo significato. Torino, 1988. P. 53.

8 Xvpeáv &eooaÁovÍKr¡$. AiáÁoYo;, TA' // PG 155. Col. 556A.

9 Zv^eúv SeooaXovÎKrjç. AiáÁoYo;, TME' // PG 155. Col. 624B.

сом священника10. Характерной чертой этого типикона является также общее служение, которое оживает благодаря обязательному в любом случае соучастию иерея, диакона и народа11, а равным образом и лаконичность его (типикона), чтобы соответствовать потребностям прихода и возможностям верующих. Поэтому он и имеет только два после-дования, песненную вечерню и песненную утреню, а также в Великую Четыредесятницу вечерню, утреню, тритекти и паннихис (navvuxiôa). Структура (бюурацца) всех песненных последований, как и смысл частей литургических элементов последований тщательно изложены св. Симеоном Солунским12.

Наоборот, в монашеском типиконе, или иначе в типиконе Свято-градском13, или иначе в типиконе св. Саввы, Иерусалимитском, или просто — Иерусалимском, который сформировался в монастыре св. Саввы в Палестине и получил развитие в Студийском монастыре Константинополя14, число ночных и дневных последований составляет 7 или 8: вечерня, повечерие, полунощница, утреня и четыре литургических часа: 1-й, 3-й, 6-й, 9-й15. Структура монашеских последований, которые могут совершаться и без иерея, совершенно отлична от песненных. Псалтирь разделяется на кафизмы, числом 20, а не на антифоны. Пению же предпочитается мелодичное чтение. Поэтому св. Симеон характеризует этот тип как «последования сокрушения (Katavù^swç)»16.

10 ФоттоьХцс, I. М. Латоиру^. Тейхо; Е'. ÀKoXouGiai той vu^Qr^épou (Zrmawaac; лр0; XP^CTiv Tâ>v фопт|Т0^). ©saaaÀovÎKri, 1969. Z. 13; ФоттойХцъI. М. Латоиру^. Tsu^o; А'. Elaayoy^ ат^ 9áa ÀaTpàa. ©saaaÀovÎKri, 1993. Z. 133-134; Zpépav A. 'H 'EKKXr|aía про-CT£UXo^évr|, slстaYOYП ^т^ Хатоиру^! ВетХоую / Ап0боаг| ánó та AyyXiKá п. А. В. Т(ерпо;, £k5. «Акрпи;», 1991. Z. 193.

11 Веруштц Г. &. ТеХстоиру^! (Zu^^Áí OTÍ [атор!^ т^; хр1атюу|.к^с; Àaтр£Ía;). ©ест-aaХoviкr|, 21993. Z. 60.

12 Zv^eúv OeaaaXovÎKnç. АюХоуо;, TME'-TNZ' // PG 155. Col. 624-661.

13 Pitra J. B. Analecta Sacra et Classica. T. VI. Paris, 1891. P. 621.

14 TaftR. The byzantine rite: a short history. Minnesota, 1992. P. 52-66; ArranzM. Les grands étapes de la liturgie byzantine: Palestine — Byzance — Russie. Essai d'aperçu historique // Liturgie de l'Église Particulière et Liturgie de l'Église Universelle. Rome, 1976. (BELS; 7). P. 43-72.

15 Xvpeáv &eooaÁovÍKr¡$. АюХоуо;, T' // PG 155. Col. 553C.

16 Xvpeáv &eooaÁovÍKr¡$. АюХоуо;, TNB' // PG 155. Col. 653D. См. и ФоттойХщI. М. Tó Хатоиру1к^ sрYov Zu^swv той ©£CTстаХovíкn;. Z. 147.

В этом месте мы можем увидеть пример монашеского и песнен-ного последования, выбрав утреню, которая является наиболее протяженным и трудным последованием и присутствует в обоих типиконах. Воскресная монашеская утреня, например, начинается со слов «Благословен Бог...» и далее следуют царское последование Раа1Аж^ акоХои0[а) с пропуском двух псалмов, Шестопсалмие с 12 молитвами, великая ектения (аиуалт^), «Бог Господь.» с отпустительными [тропарями] (алоАитша), тропари по Непорочных (еиАоуптарю) как стихиры или седальны (каб(ацата) 118-го псалма, ипакои, степенны (^аРабцоО, прокимен, Евангелие, 50-й псалом, стихология песней — каноны, эксапостиларии, хвалитны со всеми стихами, великое славословие, ектения, просительная ектения (лАпРшт1ка), преклонение глав и отпуст (^ алоАиап).

В противоположность этому песненная утреня начинается, как все последования песненного типикона, с «Благословенно Царство.». Следуют двенадцать антифонов из псалмов (^аХц1ка ^т(ф^а), каждому из которых предшествует диаконская ектения и молитва с возгласом иерея. Затем 8-я песнь17, синаксарь, диаконская ектения (екте^с), молитва и возглас иерея, псалмодия 50-го псалма, малая ектения (а^алт^), молитва и возглас, хвалитные псалмы (148, 149, 150 ) с соответствующими славословными припевами (¿фи^1а), малая ектения (а^алт^), молитва и возглас, великое славословие, прокимен и воскресное утреннее Евангелие, ектения (^ екте^с), просительная ектения (та лАпР^т1ка), молитва главопреклонения и отпуст (^ алоАиап)18.

Если остановиться на конкретном примере утрени, то мы убедимся, что в ходе ее развития и преобразования ее последования в обоих типиконах (ата био титка), которые, по-видимому, вплоть до времени иконоборчества существовали параллельно: один в монастырях, другой в приходских храмах, — имеются взаимные влияния. А именно: часть монашеской утрени от исполнения третьего стихос-ловия, полиелея, до Евангелия происходит от песненной паннихис. Двенадцать утренних молитв, которые совместно читаются во время Шестопсалмия, есть молитвы антифонов песненной утрени. Там их ис-

17 Д^^А 3. 57-88: «ЕиХс^ате паута та ёруа...».

18 ФоттоьХгц; I. М. Латраа / екб. «АлоатоАж^с Дюктаа;». А9г^а, 21984. 2. 320-322; ФоттоьХцс, I. М. Лепоиру^. Тей^о; Е'. АкоАои01а1 той vux9r|Ц¿pсu. 2. 132-136.

конное место перед каждым антифоном или другой частью богослужения (As^c^pY^ £vóтnтa)19.

То же самое относится к аналогичным светильничным молитвам (той XuxviKcü), которые читаются в начале (aTOV npcci^ia^). Они происходят от последования песненной вечерни. Это показывает и их со-держание20. «^ветильничные молитвы и молитвы утрени, которые так и именуются — утренними, свидетельствуют о нем (т. е. о песненном последовании), сохранены и составлены по древнему образцу (^ncv), как и те, что произносятся на паннихис; и сама молитва вечерни — из того же последования. Ведь эти молитвы через иерея возносят Богу то, что поют певчие (c[ ^àMcv^;). И молитва 50-го псалма это показывает, и молитва хвалитных»21.

Однако, преимущественно во времена иконоборчества, монашеский типикон начинает преобладать в ущерб песненному типикону. «монахи, прежние противники мелодии и связанных с ней тропарей, оказались наиболее усердными их возделывателями и хранителями, отчего прежде всего из их среды родились знаменитые творцы канонов и трипеснцев (тр1Ш0(^), великие гимнографы Церкви. G тех пор монастыри стали рассадниками муз, а их последования — в высшей степени песненными (àaцaтlкштaтcl)22.

Итак, победа монахов, их вклад в богословие, в богослужение и в церковную жизнь в целом, а также необходимость передачи верующим новых форм содействовали тому, что монашеское последование стало рассматриваться как идеальное23. Также богатый гимнографический материал с переменой гласов утвердил монашеское последование, с одной

19 ФоттоМ^I. M. Л£lтaupYl-K^. T^^cc; E'. A^Ac^iai тaй vu^Qn^épcu. Z. 110-116; Фот-wvXqq 'I. M. ЛоYlк^ Лaтр£Ía. Z. 322-323; ФомтоШщ I. M. Mcva^i^i; "OpGpc^ [Ká^sva ЛaтauрYlк^;; 10]. ©£aaaÀavíкn, 21978. Z. 8; Borgia N. 'ПpоÀÓYlоv "Diurno" delle chiese di rito Bizantino // Orientalia Christiana. Vol. 2. Roma, 1929. P. 212.

20 Фотто^^п^ I. M. Mcva^i^i; 'Eanspivó; [Ká^sva Л£lтaupYlк^;; 6]. ©£aaaÀavíк:r|, 1977. Z. 8; Borgia N. 'ПрaÀÓYюv. P. 189.

21 Zv^eóv ©£OoaXоvíкцc;. A^yc;, ТА' // PG 155. Col. 553В и 556А.

22 AvmviáSqq Ev. Пер! той àaцaтlкaй ^ Ри^т^й кaaцlкaй TOnci) tov á^Ac^io^ т^; ^^cv^^u npcasu^; // ©scAcy^. T. 20. 1949. Z. 271; TaftR. The byzantine rite. P. 52-66.

23 ФоvvтоvXq(;I. M. Л£lтаuрYlк^. Tsü^c; E'. A^Ac^iai той vu^Qn^épcu. Z. 15; см. и ©еоЗйрои Ev. А. napa^pnaei; èni т^; [aтaрía; тaй кaaцlкaй mí тaй цavaxlкaй TOncu т^; Ôр9a5ó^au Àaтр£Ía;. AG^vai, 1972. Z. 12.

стороны, как соответствующее эстетическим запросам эпохи, а с другой — наиболее гибкое и приспособленное к праздничным темам дня и, вследствие этого, наиболее созвучное народу (аицлаб^) и притягательное для него24.

Особенности исторической обстановки (такие, как взятие Константинополя латинянами25, постоянные набеги разных народов26, вызванная гонениями нехватка множества иереев и певцов) содействовали упразднению типикона «великой Церкви, каковой и все Церкви имели»27. Усилился и утвердился впредь монашеский чин и в приходах28.

После взятия Константинополя франками (1204 г.) песненное по-следование продолжало совершаться в Святой Софии только три раза в год: в праздник Воздвижения Честнаго Креста, в праздник Успения Богородицы «и в память Златоуста (xpuaopp^ovoc)»29. По свидетельству болгарского архиепископа Димитрия Хоматиана, в его время песненное последование, «более завершенное (tsXswtépa)», как он сам его называет, было ограничено «великой церковью Богохранимого (súSaí^ovo;) Константинополя, преславной митрополией (ц^тролоХеО Фессалоник и многоименитой (nsptwvú^w) митрополией Афин»30. Во время св. Симеона оно сохраняется «только в соборной Фессалоникийской Церкви»31.

Тот факт, что песненный типикон сохранился в Фессалониках и «только в соборе Св. Софии, Премудрости Божией»32, особенно волновал св. Симеона. Поэтому его основной заботой было удержание предания: «И молю вас во Христе, — говорит он, обращаясь к клирикам

24 ФотгоьХц; I. М. Л£1Тоир71к^. Tsu^oc Е'. ÄK0Ä0u9iai той vu^Qr^épou. 2. 15; Фот-TovAqq I. М. Tó XaToupYiKÓv spYov 2u^sa>v той ©saaaXovÍKnc. 2. 149.

25 Zv^eóv ©eaaaXovÍKn^. AiáAoYo;, TA', TMZ' // PG 155. Col. 553D, 625B.

26 Zv^eóv ©eaaaXovÍKn^. AnÓKpiai;, N2' // PG 155. Col. 908B.

27 Ibid.

28 Xvpeáv QeaaaXovÍKn^. AiáAoYoc, ТВ', ТГ' // PG 155. Col. 556C: «А в этих монастырях и почти во всех церквах совершается чин от Иерусалимского типикона монастыря св. Саввы... И таковое устроение самое нужное и отеческое». См. и ФоттйХц;I. М. Л£lТoupYlк^. Tsüxoc A'. ELaayoy^ ат^ 9áa Аатраа. 2. 132.

29 Xvpeáv &eaaaÁovÍKr¡;. AiáAoYo;, TA'// PG 155. Col. 553D.

30 Pitra J. B. Analecta Sacra et Classica. T. VI. P. 620.

31 Zv^eúv 0eooa\ovÍKr¡;. AnÓKpiai;, N2' // PG 155. Col. 908B.

32 Zv^eúv 0eooa\ovÍKr¡;. AiáAoYo;, ТМЕ'// PG 155. Col. 624B.

Св. Софии, — да сохранится этот чин навсегда и да пребывает в нас предание отцов, словно некая Божественная искра»33.

Его беспокойство и заинтересованность в песненном чине находят обоснование в том,что он считает, что «этот чин от отцов наших свыше дан»34. «Это последование пения наиболее потребное и изначальное»35. Сравнивая его прежде всего с монашеским последованием, которое св. Симеон, безусловно, благоговейно чтил и рекомендовал совершать в прочих храмах Фессалоник с должным благочинием36, песненное он рассматривал как «более чтимое и древнее»37, «предпочтительное и приятное, ...чем совершаемые в монастырях последования»38.

В самом деле, мирской или «песненный» устав (типо;) сохраняет более древние элементы и более консервативен, чем монашеский, в по-следованиях которого «библейский элемент вытеснен или крайне семантически ограничен из-за назойливо повторяющихся и следующих один за другим канонов, состоящих из длинных тропарей, и других произносимых стихир или стихов тропарей (ánoGTÍxwv Tponapíwv), псалмо-дическое же произнесение стихов (tyaA^tKá áxpoGTÍxta) исчезло почти полностью»39 .

Приверженность св. Симеона песненному последованию была столь велика, что он уверял, что «этот чин сохраняет»40 даже седмирич-ное (énraSiK^) последование и что он отображает «более выразительно, нежели монашеское последование, формы домостроительства Христова (Tá т^; o'iKOVO^íac; Хрютой Tunoú^sva)»41. Вполне обычным явлением в

33 Zv^eóv ©eaaaXovÍKnq. ДюХоуо;, ТВ', ТГ // PG 155. Col. 556В.

34 Zv^eúv 0£oaa\ovÍKr¡<;. ДюХоуо;, ТМЕ' // PG 155. Col. 624В.

35 Zv^eóv ©eaaaXovÍKn^. ДюХоуо;, ШГ // PG 155. Col. 661В.

36 ФоттоьХцс, I. М. Tó ÁaToupYiKÓv epyov 2u^£Ó>v той ©£GGaÁovÍKr|c;. 2. 151.

37 Zv^eúv 0£oaa\ovÍKr¡<;. ДюХоуо;, ТМН' // PG 155. Col. 636A.

38 Zv^eóv ©eaaaXovÍKn^. ДюХоуо;, ТВ', ТГ' // PG 155. Col. 556C.

39 AvTWtáSqq Ev. Пер! той áG^aTi^ü ^ ^¿дутоой kog^ikoü тйлои twv áKoXouGiwv т^с ^ц£ро"уиктюи npoGsux^C. 2. 394; см. и ©eoSápov Ev. A. ^pa^p^Ga; ¿ni т^с [GTOpía; той kog^ikoü Kaí той ^ova^iKoü тйпои т^с óp9o5ó^ou Aarpaac;. 2. 12-13.

40 Zv^eóv ©eooaXovfcnq. ДюХоуо;, Ш2' // PG 155. Col. 661C.

41 Xvpeáv &eooaXovÍKr¡q. ДшАоуо;, ТМЕ' // PG 155. Col. 621В. См. и ФоттойХщ I. М. Т0 ÁaTOupYiKÓv spyov 2u^swv той ©£GGaÁovÍKr|c;. 2. 150.

трудах св. Симеона является обращение к преданию42, чтобы обосновать свой литургический труд (то XsttoupyiKÓ тои spyo).

Его основные положения, как, например, то, что переданный от отцов Церкви литургический устав не был человеческим измышлением, но подражанием небесной Литургии ангелов, а также то, что «нет ничего малого в Церкви великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»43 и то, что «отменяющий вводит новшества, а вводящий новшества не следует Церкви»44 не могли не оказать влияния и на его взгляды на песненный типикон. В древнем литургическом предании Церкви видит он постоянный залог истинного боговдохновенного литургического устава, «потому что все, что суть от отцов, суть от Духа»45.

Однако св. Симеон не был романтическим почитателем старины. он был пастырем Церкви, реалистичным и проницательным. он сознавал, что сохранение песненного типикона невозможно без уступки по отношению к монашескому типикону, без глубоких цезур (тоцё;) и преобразований в древней песненной практике46.

Мы можем сказать, что в своих преобразованиях он руководствовался преданием. Его не интересовало просто сохранение песненного типикона в храме Св. Софии в Фессалониках. Впрочем, и там типикон пережил некий кризис. Незнание, небрежность и леность христиан привели к тому, что и здесь оказались пропуски, проявления произвола и многое совершалось «немного сбивчиво», «ошибочно», а не «благочинно». Косвенно св. Симеон делает серьезные упреки фессалоникийцам, которые, как некогда жители Константинополя, стали соединять вечерню с Божественной литургией (tóv éanspivó ц£ т^ 0sía XstToupyía), так как эти два последования имели антифоны с припевами «молитвами Богороди-

42 Zvpeáv ®eooaXovÍKr¡;. АюХс^од НА' // PG 155. Col. 212D; Znr // PG 155. Col. 517B; TNZ' // PG 155. Col. 661C; TN©' // PG 155. Col. 668C; AnÓKpiai;, Л©' // PG 155. Col. 888BC.

43 Xvpeáv &eooaXovfcr¡;. AiáXoYo;, THE' // PG 155. Col. 680B.

44 Xvpeáv &eooaÁovÍKr¡;. AnÓKpiai;, Л©' // PG 155. Col. 888A. См. и ФоvvтоvХц; I. M. Tó ÁaToupYiKÓv spYov Zu^swv той ©£aaaÁovÍKr|c;. Z. 142-144.

45 Xvpeáv &eooaÁovÍKr¡;. AiáXoYo;, Znr // PG 155. Col. 517B. См. и Фотто^ХщI. M. Tó ÁaToupYiKÓv spYov Zu^swv той ©saaaXovÍKn;. Z. 143.

46 ФотпойХц; I. M. 'O &yio; Zu^swv ©saaaXoviK^; auvTáKT^; титкэи // Пракит Ла-ToupYiKou ZuvsSpíou si; Ti^v Kaí toü ¿v áYÍoic; naTpó; ^wv Zu^swvo; Ap^i-smaKÓnou ©saaaXovÍKn; toü Gau^aToupYoü (15-9-81), 'Ispá MnTpónoXi; ©saaaXovÍKn;. ©saaaXovÍKn, 1983. Z. 114.

цы...», «Спаси ны, Сыне Божий.» и «Святый Боже.». «И, не зная этого, некоторые, так как в песненной вечерне исполняются три антифона, а позднее и Трисвятое, называют вечерню Литургией»47.

Итак, в первую очередь св. Симеона интересовало благочиние, очищение песненного последования и его приспособление к новым явлениям, которые вызвал монашеский типикон. Его пастырское чувство требовало не игнорировать и литургические запросы верующих, которые, что естественно, привыкли к мелодичному звучанию канонов и тропарей монашеских последований и не могли более сродниться с песненным чином, который не имел подобного гимнографического богатства. Характерно, что определенные люди стали спрашивать: «Почему мы не слышим привычных канонов, которые все поют?» Таким образом, обстоятельства складывались так, что следовало избежать худшего: «Чтобы тот, кто выражает недовольство по поводу красоты богослужения и не имеет разумного понимания этого чина, будучи беспечен, да к тому же и ленив, не смог найти каких-нибудь предлогов и начать разрушение этого чина»48.

Усилия св. Симеона по преобразованию существующего в Св. Софии, но пришедшего в упадок песненного типикона сводятся к двум основным пунктам: а) в обогащении песненных последований вечерни и утрени тропарями и канонами из аналогичных монашеских последова-ний, и б) к уменьшению числа антифонов песненной вечерни и утрени. Сокращение и сжатие антифонов было необходимо, чтобы избежать удлинения этих последований вследствие добавления тропарей.

Столь богатый библейский материал вынужденно ограничивается, чтобы избежать недовольства «некоторых ленивцев», по характерному выражению св. Симеона49. Однако он обрамляет песненное последова-ние гимнами, которые пишет сам, или гимнами из литургических книг: Октоиха, Миней, Триоди, Пентикостария, — словно «некоей приправой или пряностью»50. Особенно вследствие добавления его собственных

47 Xvpeáv &eaaaXovÍKr¡;. AiáXoYo;, TMZ' // PG 155. Col. 625B. См. и Фотто^ХщI. М. О &YLoc 2u^sá>v ©saaaAovÍKriC auvTáKT^C TumKoü. 2. 114.

48 Xvpeáv &eaaaXovÍKr¡;. AiáXoYo;, ТВ', ТГ' // PG 155. Col. 556B. См. и ФоvvтоvХц;I. М. Tó XaToupYiKÓv spYov 2u^sá>v toü ©saaaXovÍKnc. 2. 145.

49 Zv^eóv &£OoaXovÍKq;. AiáXoYo;, TMZ' // PG 155. Col. 628B.

50 Cod. 2047. F. 6r.

гимнов заполняются пустоты в гимнографии праздников и святых, устраняются банальные энкомии, выдвигаются на первый план святые, которых он хотел выдвинуть, выделяются дни памяти апостолов и на-чертывается некий новый путь в гимнографии.

Главным образом благодаря гимнографии достигается благолепие и благочиние песненного последования и приходит желанное равновесие между древней псалмодией и гимнографическими элементами.

Вследствие этих изменений песненное последование не потеряло своего облика, то есть оно не стало монашеским или песненно-мона-шеским, но осталось песненным, хотя тропари и были вставлены, как в монашеской практике, но неорганично51. Более конкретно св. Симеон внес в последование песненной вечерни следующие изменения: а) он сократил шесть подвижных антифонов (та ë^t Ktv^ta àv^œva), которые были сохранены только в Великую Четыредесятницу; б) он поместил стихословие тропарей (та атхпра Tponapia) на «Господи, воззвах» группой после входа; в) поместил стихиры на стиховне как тропари литании (та ànoaTixa ш; Tponapia XiTavsiac;) после начальной фразы отпуста «с миром изыдем» и перед чтениями, что читаются в праздники; г) перед отпустом он ввел пение отпустительного тропаря52 .

В последовании песненной утрени он: а) ограничил число поемых антифонов, сжав их; б) ввел каноны без стихословия библейских песен, кроме 9-ой песни; некий вид молебна (napaKÀ^aswç) или поэтической похвалы празднику или святому дня, который (молебен) нашел место между антифонами песненной утрени и хвалитными (râv aïvwv); в) в воскресные дни он поместил после 50-го псалма ипакои и степенны; г) прежде хвалитных псалмов он ввел эксапостиларий, а после них стихиры в шесть стихов, утреннюю славу (то èœBivo ôo^aaTtKo) и «Преблагословенна...».

51 ФоттоьХцс, I. М. То ÀaTOupyiKÔv ëpyov 2u^swv той ©£aaaÀovÎKr|c;. 2. 153-154; Фот-TovAqq I. М. 'О âyioç 2u^so>v ©£aaaÀovi.Kr|ç аитутактг|С титкои. 2. 114-116; Strunk O. The byzantine office at Hagia Sophia // Dumbarton Oaks Papers. № 9-10. 1956. 177-179.

52 ФотпойХцч I. М. Латоиру^. Tsu^oç E'. ÂKoÀouGtai той vuxGr^épou. 2. 58-59; Фот-mvAqqI. М. О âyioç 2u^sà>v ©£aaaÀovi.Kr|ç auvтàктr|ç титкэй. 2. 116; Uspensky N. D. Evening worship in the orthodox church. New York, 1985. P. 37-54; Strunk O. The byzantine office at Hagia Sophia. P. 196-200; ArranzM. L'office de l'asmatikos Hesperinos («vêpres chantées») de l'ancien Euchologe byzantin // OCP. Vol. 63. 1997. P. 421-448; Borgia N. Opo-Àôyiov. P. 184-194; Arranz M. N. D. Uspensky: The office of the all night vigil in the Greek Church and in the Russian Church // St. Vladimir's Theological Quarterly. New York, 1980. Vol. 24/2. P. 97-99; Tpey.né\a П. N. MiKpôv EuxoÀôyiov. Т. В '. AGi^vai, 21998. 2. 183-193.

Аналогичной правке он подверг и утрени праздников, и повседневные (KaBn^spivouç) утрени53.

Таким образом, последование песненной утрени после поправок, внесенных св. Симеоном, приняло следующий вид. Каждение храма было отменено, начало со слов «Благословенно Царство.», мирная ектения, три псалма первого постоянного антифона (3, 62, 133), другие антифоны из псалмов по праздникам опускаются, и все последование поется в главном храме. По воскресеньям как антифон пелся 118-й псалом (Непорочны) в три статии в нартексе, откуда и следовал вход клира и народа по окончании псалма. На повседневных утренях пелись шесть антифонов зимой и четыре летом, библейские песни опускались и следовала 8-я библейская песнь «Благословите, вся дела.», Синаксарь, 50-й псалом, ипа-кои, степенны по воскресеньям, каноны без стихословия библейских песен, после 3-й песни седальны-тропари (KaBia^ata-tpondpia), и после 6-й кондак и икос, Евангелие праздника, в воскресенье «Воскресение Христово видевше.», Слава, «Молитвами апостолов», И ныне, «Молитвами Богородицы.» и «Воскрес Иисус.», полиелей и избранный псалом, потом 7, 8 и 9 песни канонов, величание Пресвятой Богородицы (песнь «Величит душа Моя Господа.». — Прим. ред.), эксапостиларий, хвалитные псалмы (148, 149, 150), тропари хвалитные, утренняя стихира (ôo^aatiKo), Великое славословие, прокимен воскресной утрени (то àvaaTàai^o npoKsi^svo tî; KupiaKéc;) , воскресное утреннее Евангелие с амвона, заключительные ектении и отпуст (oi тгХгтшг; atr^asiç Kai ^ ànôXuan)54.

Те изменения, которые произвел св. Симеон в чине последований типикона Св. Софии, как и различные наставления священникам и певчим, чтобы первые читали молитвы внимательно, медленно и со страхом Божиим, а вторые пели антифоны богослужения отчетливо и медленно, он записал в специальном уставе (s'iôikô тотжо), безусловно, ориентируясь, как на образец, на типикон Великой Константинопольской Церкви, но соблюдая и то предание, которого держались в Фессалониках55.

53 Фотпо>Хц<; I. М. Латоир71к^. Tsu^oç Е'. ÀKoÀouGtai той vu^Qr^épou. Z. 136-137; Фот-rnvXqqI. М. О &Yio; Zu^swv ©saaaÀovÎKrc auvTàKTrc титкэй. Z. 116.

54 ФоттьХгц; I. М. То ÀaToupYiKÔv spYov Zu^swv той ©saaaÀovÎKrç. Z. 156-157; Arranz M. N. D. Uspensky: The office of the all night vigil in the Greek Church and in the Russian Church. P. 99-101; Idem. Les prieres presbytérales des matines byzantines // OCP. 1972. Vol. 38. P. 102113; Borgia N. 'OpoÀÔYiov. P. 209-217; Tpe^néXa П. N. MiKpôv EuxoÀÔYiov. Т. В'. Z. 200-208.

55 Фотго\>Хц(, I. М. То ÀsiToupYiKÔv spYov Zu^swv той ©saaaÀovÎKrç. Z. 152-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот типикон содержится в кодексе 2047 Национальной библиотеки Греции. Он происходит из собрания Греческой гимназии в Фессалониках (той 'ЕААп^кой Ги^ааюи ©еаааАоукп;). После того как турки захватили Св. Софию в 1430 г., он был перенесен в новый кафедральный собор Фессалоник, в храм св. Димитрия — ныне св. Григория Паламы — и оттуда в Греческую гимназию Фессалоник, где он имел номер 46а. В Национальную библиотеку Греции он был перенесен после освобождения Фессалоник в 1912 г.56

Этот кодекс, бумажный, размером 29,8 х 20,4, не имеет заглавия и окончания, написан он при жизни св. Симеона, между 1410-1429 гг., под его непосредственным наблюдением, «однако неизвестно, собственноручно ли св. Симеоном». Достоверно, во всяком случае, то, что он был в употреблении во время богослужения, что явствует из характера повреждений и пятен воска на нем57. Описание этой очень важной рукописи сделали профессор Л. Политис в каталоге Национальной библиотеки Греции58, В. Лаурдас59 и профессор И. Фундулис60.

Здесь следует отметить, что в указанном кодексе наряду с песнен-ным типиконом Св. Софии в Фессалониках содержатся шесть отдельных сочинений, имеющих самостоятельный характер, но не являющихся частями целостного текстового единства; все они были написаны одним автором и с одной целью, а именно: соблюдение благочиния при совершении богослужений в Св. Софии.

Очень кратко перечислим эти сочинения. На шести достоверно бывших первых листах, которые выпали до современной нумерации, вероятно, находилось введение к реформе св. Симеона или какое-нибудь другое сочинение.

56 ФоттоьХцс, I. М. О ауюс; ©£аааХсгу|.к:г|с; аитутактп; титкой. 2. 110.

57 ФоттоьХцс, I. М. То \sitoupyik6v spYоv той ©еаааАхткп;. 2. 38; Фоттб-

I. М. Арх-етакблои ©еаааА^кп;. Та Аатоиру^ка аиуураццата, I. Еи^а! кш

"У^ои ©£аааАхткг|, 1968. 2. 1у'-1б'; ФоттоьХцс, I. М. О аую; ©£аааАхткг|с; аи-

vтактn; титкой. 2. 110.

58 ПоХНцс; Л. КатаАоуо; ^Ефоурафа^ т^; 'Е^к^; ВфАю9^к:г|с; т^; 'ЕАЛабо;, ар. 1857-2500. А0^ш, 1991. 2. 94-95.

59 Лаоирда В. ©еаааАхткп; Акрф^; Дюта^; т^; ¿орт^; той ауюи Дгщг|трюи // Грпубрю; о ПаХаца;. 1956. Т. 39. 326-341.

60 ФоттоьХцс, I. М. Арх-Етаколои ©еаааАхткп;. Та Аатоиру^ка аиуураццата. I: Еи^а! кш "У^о1. 2. 1у'-1б'.

С 1г по 5г лист описывается «чин стояния (та^с атааеш;) и каждения» в Великой Церкви Константинополя, когда присутствует патриарх на последованиях вечерни и утрени, и чин стояния и каждения и входа архиерея во время субботней вечерни в Св. Софии в Фессалониках. В этой части ясно видно, что св. Симеон ориентируется на чин Константинопольской Церкви как образец богослужебного чина и для других Церквей.

На листах 5Г-9Г содержится сочинение под заглавием «Точное изложение с упорядочиванием поемого в Фессалониках песненного после-дования», где речь идет о важности богослужения и излагается типикон, который должно соблюдать в Св. Софии.

На листах 9Т-24Т содержится «краткое изображение (йлотилша1с ¿V а^о^а) последований праздников всего года», вид типикона, в котором св. Симеон в общих чертах излагает чин последований песненного типикона с 1 сентября до 31 августа и от Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых.

На листах 24г-34г содержится песненная Псалтирь (tyaAт^pюv той аацапкои), то есть выборка из псалмов (антифонов), которые поются на песненных вечернях и утренях и во время облачения архиереев.

На листах 36г-74г находится «Октоих (песненного типикона)», то есть те тропари Октоиха и Параклитика, которые св. Симеон выбрал, чтобы вставить в песненное последование вечерни и утрени.

Наконец, на листах 75г-274т находится «Распорядок (бюта^с) последований целого года во святой и великой Божией Церкви в Фессало-никах». «Распорядок» содержит последования не только великих праздников литургического года, что имеет место в ипотипосе «изображении», но последования Миней от сентября и далее. Только он обрывается на исходе последования 18 января, так как оставшаяся часть, около 200 листов, утеряна. В «Распорядке» находит целостное воплощение гимнографическое творчество св. Симеона; в таком случае становится ясной и значимость утерянной части.

В заключение мы должны подчеркнуть, что св. Симеон не вводил песненный типикон в соборе Св. Софии в Фессалониках. Он обрел его, хотя и уже поврежденным, и реформировал с благородными намерениями сохранить этот чин и сделать его прочным. Конечно, это не удалось не только до его смерти, но и до взятия Фессалоник турками и превращения

Св. Софии в мечеть. Тем не менее, в истории нашего богослужения осталось некое драгоценное хранилище литургической практики, благородно и почтительно запечатленной в предании отцов, которое сможет дать положительные ответы на всегда актуальный вопрос благочиния и обновления богослужения, а также деятельного участия народа в нем.

Перевод с новогреческого языка И. А. Летовой

Panagiotes I. Skaltses SAINT SOPHIA'S TYPIKÜN IN THESSALONIKI

This article attempts to describe one of the liturgical traditions of the Byzantine — Saint Sophia's rite in Thessaloniki. This reconstruction is performed on the basis both of published works by St. Simeon of Thessaloniki and the unpublished Typicon of Saint Sophia in Thessaloniki, compiled by this hierarch (Thessaloniki, EBE. Cod. gr. 2047).

Keywords: St. Symeon of Thessaloniki, singing succession, the Typicon of Saint Sophia's Cathedral in Thessaloniki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.