Научная статья на тему 'Адаптация системы осмоласия к современной церковно-певческой практике'

Адаптация системы осмоласия к современной церковно-певческой практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
789
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация системы осмоласия к современной церковно-певческой практике»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В. Е. Гиливеря

аспирант кафедры истории музыки Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ОСМОЛАСИЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Осмогласие - принцип распределения литургических текстов по чередующимся восьми гласам - является интонационной системой богослужения, сохранившейся в практике Православной церкви до настоящего времени. Однако в отличие от осмоглас-ной системы эпохи Средневековья каждый из гласов современного осмогласия включает несколько напевов строчной структуры. Данные напевы принадлежит определенным жанрам богослужебных песнопений: тропарям, стихирам, запевам стихир, ирмосам, прокимнам.

по сравнению с древнерусской системой осмогласия, охватывавшей большинство вокально интонируемых богослужебных текстов, современное осмогласие является лишь одним из нескольких возможных способов исполнения церковных песнопений. В певческой практике наших дней распространены многочисленные обиходные и авторские песнопения, нередко вытесняющие гласовые напевы. Отдельные разновидности гласовых текстов принято читать (тонированная речь), несмотря на сохранение гласовых предписаний в современных изданиях богослужебных книг. Возможно и противоположное явление: перенос внегласовых, предназначенных исключительно для чтения текстов в сферу гласового пения.

Помимо системы «будничных» напевов, принадлежащих песнопениям Октоиха и Миней, в современной певческой практике существуют дополнительные формы гласового интонирования. Таковы подобны («монастырские подобны») и особые версии гласовых песнопений Постной и Цветной Триоди, а также заупокойных богослужений (па-растаса) и церковных треб (молебна, панихиды, отпевания, литии). Основное отличие монастырских подобнов и версий Триодей и треб от «будничной» системы заключается в том, что они распространяются лишь на отдельные богослужебные тексты, т. е. являются дополнением к ведущей системе интонирования.

Рассмотрим различные виды церковных песнопений с точки зрения принадлежности к современной системе осмогласия и бытования в певческой практике. Богослужебные песнопения возможно разделить на четыре основные группы с различными градациями внутри них:

1. Осмогласные песнопения: тексты Октоиха, Миней, Часослова, Триоди, Требника, исполняемые по гласовым моделям «будничной» системы осмогласия. «Будничная» гласовая система имеет по шесть напевов (гласовых моделей) в каждом гласе:

1.1. Стихирные напевы, гласовые модели которых используются для исполнения стихир всех циклов (на Господи воззвах, на стиховне, на хвалитех), а также песнопений, непосредственно примыкающих к стихирным циклам: славников, Богородичных

8 В певческой практике современных храмов присутствуют также отдельные напевы древнерусского осмогласия, как правило, в многоголосной обработке. В данной статье подобные примеры не рассматриваются.

98

всех видов (догматиков, Крестобогородичных и пр.) и псаломских стихов, открывающих стихиры на Господи воззвах и на хвалитех (так называемых «воззвахов» и «Всякое дыхание»). Стихирные напевы применяются при пении евангельских стихир, степенных антифонов.

1.2. Запевы стихир, которые принадлежат псаломским стихам, исполняющимся перед стихирами. Запевы исполняются респонсорно: первую половину стиха возглашает канонарх, вторую поет хор. Данные гласовые модели распространяются также на запевы к славникам и Богородичным («Слава», «И ныне»). Реже мелодика запевов стихир встречается в тропарных циклах и степенных антифонах, где применяется также к «Слава, и ныне».

1.3. Тропарные напевы, которые используются для пения текстов «отпуститель-ных» тропарей, песнопений, примыкающих к вокально интонируемым тропарям: «Бог Господь» и Богородичных, на великопостных седмичных службах - «Аллилуиа» и Троичных. Также на тропарные напевы поются тропари и кондаки по малом входе (с Евангелием) на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, праздничные кондаки по 1-м часе в дни великих праздников и их попразднеств.

1.4. Ирмологические напевы, принадлежащие ирмосам канонов (и, соответственно, катавасиям).

1.5. Прокимны вечерних богослужений, имеющие единый напев для каждого из гла-сов, применяемый к прокимнам вечерни и утрени, прокимну «Всякое дыхание» и песнопению «Свят Господь».

1.6. Напевы прокимнов литургии.

2. Условно осмогласные песнопения: гласовая модель используется в качестве одного из возможных способов исполнения песнопения.

2.1. Условно осмогласные песнопения с гласовым текстом, допускающие пение по «будничной» гласовой модели в качестве одного из возможных способов исполнения песнопения. Таковы изобразительные антифоны литургии (тропарный напев 1-го гласа), аллилуарии Апостола (напевы прокимнов утрени, прокимна литургии 1-го гласа), «Достойно есть» (тропарный напев 8-го гласа, любой из стихирных напевов или монастырских подобнов, обычно вне зависимости от «рядового» гласа седмицы), задостойни-ки (соответствующие им напевы ирмосов праздничных канонов), воскресные тропари по непорочных («Ангельский собор», тропарный напев 5-го гласа), светильны великопостной утрени (прокимные напевы утрени, в соответствии с рядовым гласом седмицы) и др. песнопения. При этом иные интонационные варианты - внегласовые обиходные напевы или авторские композиции - считаются более предпочтительными, в особенности для праздничных богослужений.

2.2. Условно осмогласные песнопения с внегласовым текстом, допускающие в качестве одного из возможных вариантов исполнения пение по «будничной» гласовой модели: «Честнейшую» («Величит душа Моя Господа») на каноне утрени (ирмологический напев 3-го гласа), песнь св. Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим» (тропарный напев 3-го гласа). К этой же категории относятся тексты, которые Устав предписывает читать: «Ныне отпущаеши» и малое славословие. В современной певческой практике данные тексты читаются лишь на седмичных богослужениях, на воскресных же и праздничных могут, помимо авторских и обиходных версий, исполняться на стихирный напев 6-го гласа. Тропари воскресные по великом славословии также не имеют гласового обозначения, несмотря на наличие зависимости от гласа седмицы: если глас нечетный (1, 3, 5, 7-й), то поется тропарь «Днесь спасение миру бысть», если четный (2, 4, 6, 8-й) - «Воскрес из гроба». Данные тропари могут исполняться как на один и тот же обиходный напев [II, с. 141-142], так и на любой из стихирных или тропарных напевов соответствующих нечетных и четных гласов.

3. Номинально осмогласные: тексты, имеющие обозначение порядкового номера гласа, но не использующие гласовых моделей. Данные тексты читаются (тонированная речь) либо поются на один из многочисленных обиходных внегласовых (реже - производных от гласовых) напевов:

3.1. Тексты читаемые: Таковы седальны кафизм, седальны, кондаки и икосы канонов, ипакои, екзапостиларии и светильны воскресных, праздничных и будничных богослужений (за исключением служб об усопших, Пасхи и отчасти Великого поста).

3.2. Тексты, вокально интонируемые: «Свете тихий» 6-го гласа (согласно Типикону - внегласовое [3, с. 15]), песнопения окончания литургии «Видехом» и «Да исполнятся» 2-го гласа, тропари по непорочных на парастасе («Святых лик обрете») 5-го гласа, кондак («Со святыми упокой») и икос («Сам Един еси») заупокойного канона 8-го гласа, седальны заупокойного канона («Покой, Спасе наш») 5-го гласа, тропарь Пасхи 5-го гласа, ирмосы и тропари пасхального канона 1-го гласа. предначинательный псалом 8-го гласа (103-й), «Блажен муж» 8-го гласа, вседневные и праздничные антифоны литургии, исполняемые на один и тот же обиходный напев вне зависимости от гласа, некоторые песнопения Постной Триоди: стихиры по 50-м псалме 8-го и 6-го гласов «Покаяния отверзи ми двери», великий прокимен 8-го гласа «Не отврати лица Твоего», тропари великопостной вечерни 4-го гласа («Богородице Дево»), ирмосы и припевы Великого канона Андрея Критского 6-го гласа и др.

4. Внегласовые песнопения: «Единородный Сыне», Херувимская песнь, «Милость мира», Символ веры, Отче наш, припевы на ектениях и др.

Особый интерес представляют причины бытования гласовых текстов в группах «условно» и «номинально осмогласных». Основными факторами, повлиявшими на полное или частичное выделение богослужебных текстов из интонационной сферы осмогласия, представляются следующие:

1. Особая эмоционально-смысловая наполненность гласового текста, обусловленная его вхождением в последования заупокойных, постовых либо пасхальных богослужений. В данном случае возникает необходимость интонационного выделения песнопений из ряда обыденных гласовых моделей. В результате за наиболее значимыми текстами закрепляются особые версии напевов.

2. Принадлежность гласового текста к неизменяемым песнопениям, и, как следствие, частое его исполнение («Свете тихий», «Блажен муж»). Возможен и другой вариант: частое использование какого-либо песнопения на праздничных службах, нередко предписываемое Уставом (степенный антифон «От юности моея», прокимен утрени «Помяну Имя Твое»). Все это влечет за собой формирование внегласовых версий песнопений, зачастую нескольких для каждого конкретного текста.

3. Тенденция к сокращению протяженности богослужения, обусловившая вытеснение ряда гласовых текстов в сферу чтения: таковы седальны кафизм и канонов, экзапос-тиларии, ипакои, нередко - евангельские стихиры и стихиры на Господи воззвах.

Приведенная классификация богослужебных песнопений свидетельствует о значимости интонационного фонда гласовых напевов для современной церковно-певческой практики. Они звучат на каждом богослужении, не прерываясь в период Великого поста и пасхальных торжеств. Тем не менее, осмогласие - не единственная интонационная система современного православного богослужения. Оно дополняется многочисленными обиходными и авторскими песнопениями; при определенных условиях допускается замена ими некоторых гласовых текстов, как правило, неизменяемых или праздничных. В процессе эволюции песненного компонента богослужения ряд осмогласных текстов вышел за пределы гласовой системы, приобретя особое певческое воплощение либо утратив его вообще: таковы номинально осмогласные и отчасти условно осмогласные песнопения. С другой стороны, гласовым моделям подчинились отдельные внегласовые тексты. Таким образом, в певческой практике наших дней зафиксированы результаты

процесса миграции гласовой системы по отношению к различным гласовым и внегла-совым богослужебным текстам. Итогом данного процесса стало значительное сужение сферы действия гласовых напевов при сохранении их значимости по отношению к изменяемым богослужебным текстам, которые не могут бытовать вне пения по модели в силу их большого количества и ежедневной смены.

В целях создания более полного представления о месте гласовых напевов в современном богослужении проанализируем аудиозаписи двух различных служб: праздничной (великий праздник) и рядовой (вседневной), внеся полученные данные в таблицы 1 и 2.

При анализе были опущены тексты, интонируемые с помощью тонированной речи (шестопсалмие, кафизмы, седальны кафизм, последование первого часа и т. п., на вседневной службе - также хвалитные псалмы, великое славословие и т. п.), а также малые ектении и запевы стихир. Цифры в скобках, приведенные в столбцах «Стилистическая разновидность напева», обозначают количество песнопений определенной гласовой модели либо количество повторов одного текста. Надписания обиходных (внегласовых, условно и номинально гласовых) песнопений обозначены курсивом.

Таблица 1

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Новосибирск) Запись осуществлена 13. 10. 2004 г. Всенощное бдение

Название песнопения

Стилистическая разновидность напева

Название песнопения

Стилистическая разновидность напева

Великая вечерня

Утреня

1. Приидите, поклонимся

2. Предначинательный псалом (103-й)

3. Великая ектения

4. Блажен муж

5. Стихиры на Господи воззвах, Богородичен

6. Свете тихий

7. Прокимен вечерни

8. Сугубая ектения

9. Сподоби, Господи

10. Стихиры на литии

11. Ектения на литии

12. Стихиры на стиховне и Богородичен

Обычный напев

Греческий распев

В. Гиливеря Почаевское Стихирный напев 1-го гласа (3)

4-го гласа (4) 8-го гласа (1) греческий распев Прокимный напев

5-го гласа (3) Московский напев

17. Великая ектения

18. Бог Господь

19. Тропарь праздника (трижды)

20. Кондак акафиста

21. Акафист Покрову

22. Кондак акафиста

23. Хвалите Имя Господне

24. Величание

25. Антифон степенный «От юности моея»

26. Прокимен утрени

27. Стихиры по 50-м псалме

Обычный напев

Тропарный напев 4-го гласа (4) Тропарный напев 4-го гласа (3)

тропарный напев 8-го гласа (1)

обиходный напев

тропарный напев 8-го гласа (1)

Киевский распев

13. Ныне отпущаеши

14. Тропарь праздника, трижды

15.Псалом 33-й

16. Малое славословие

Киевский напев

Стихирный напев

3-го гласа (1)

4-го гласа (1) А. Фатеев

28. Ирмосы и катавасии канона «Отверзу уста моя»

29. «Честнейшую»

30. Стихиры на хвали-тех и Богородичен

31. Великое славословие

Обычный напев Греческий распев Киевский распев 4-го гласа (праздничная версия)

Название Стилистическая Название Стилистическая

песнопения разновидность напева песнопения разновидность напева

Великая вечерня Утреня

Стихирный напев 32. Тропарь праздника стихирный напев

2-го гласа (1) 33. Ектении сугубая и 6-го гласа (3)

5-го гласа (1) просительная 8-го гласа (1)

7-го гласа (1) 34. Многолетие Ирмологиче ский

2-го гласа (1) 3 5. Кондак празд- напев 4-го гласа (16)

Киевский распев ника по 1-м часе напев Зосимовой пустыни

Тропарный напев стихирный напев

4-го гласа (3) 8-го гласа (3) 6-го гласа (1)

Киевский распев обычный напев тропарный напев

Болгарский распев 4-го гласа (1) обычный напев Уральская Обычный напев Тропарный напев 3-го гласа (1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Память святого преподобного Мартиниана, отдание 5-го гласа Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Новосибирск) Запись осуществлена 25.02.2005 г. Вседневные вечерня и утреня

Название Стилистиче ская Название Стилистическая

песнопения разновидность напева песнопения разновидность напева

Вседневная вечерня Вседневная утреня

1. Великая ектения Обычный напев 7. Великая ектения Обычный напев

2. Стихиры на Госпо- 8. Бог Господь Тропарный напев

ди воззвах и Богоро- Стихирный напев 9. Тропарь преподоб- 8-го гласа (4)

дичен догматик 2-го гласа (4) ному и Богородичен Тропарный напев

3. Свете тихий 5-го гласа (1) 10. Ирмосы канона, 8-го гласа (3)

4. Прокимен вечерни катавасии по 3, 6, 8, Ирмологические напе-

5. Стихиры на стихов- обычный напев 9-й песнях вы 4-го гласа (8)

не, славник и Богоро- прокимный напев 11. «Честнейшую» 5-го гласа (4)

дичен 7-го гласа (3) 12. Достойно есть обычный напев

6. Тропарь преподоб- стихирный напев 13. просительная ек- тропарный напев

ному и Богородичен 5-го гласа (3) тения 8-го гласа (1)

6-го гласа (2) 14. Стихиры на сти- обычный напев

ховне утрени и Бого- стихирный напев

тропарный напев родичен 5-го гласа (4)

8-го гласа (2) 15. Тропарь препо- тропарный напев

добному и Богороди- 8-го гласа (2)

чен

Название песнопения Стилистиче ская разновидность напева Название песнопения Стилистическая разновидность напева

Вседневная вечерня Вседневная утреня

16. Сугубая ектения 17. Кондак «Взбран-ной Воеводе» 18. Многолетие обычный напев тропарный напев 8-го гласа (1) обычный напев

Опираясь на полученные данные, можно установить точное количество гласовых песнопений в рассмотренных службах, а также их соотношение с обиходными и авторскими песнопениями. В праздничной службе наблюдается относительное равновесие обиходного и гласового пластов: на протяжении всенощного бдения было исполнено 20 обиходных, в т. ч. номинально гласовых песнопений (степенный антифон «От юности моея», прокимен утрени и др.) и 15 циклов и отдельных песнопений, принадлежащих «будничному» осмогласию. Авторские песнопения почти не использовались: при анализе богослужения обнаружено лишь 2 таких образца - припевы на великой и литийной ек-тениях. Общее количество гласовых песнопений, учитывая их повторы и стихи псалмов «Господи воззвах» и «Всякое дыхание», - 57.

Вседневная служба содержит 7 обиходных песнопений и 11 гласовых циклов и отдельных текстов; по сравнению с праздничной службой, здесь наблюдается перевес гла-совых напевов над обиходными. Авторских песнопений нет. Общее количество вокально интонируемых гласовых текстов - 43.

Таким образом, несмотря на резкое различие количества поющихся фрагментов в праздничной и вседневной службах (соответственно, 35 и 18 песнопений и их циклов), число гласовых текстов, исполняемых на этих богослужениях, не имеет столь заметной разницы. Общность количества гласовых песнопений на богослужениях, имеющих как наиболее полное, так и максимально сокращенное чинопоследование, позволяет утверждать, что напевы «будничного» осмогласия являются одними из важнейших и стабильных певческих компонентов годового круга православных богослужений.

Рассмотрим осмогласные «будничные» напевы с точки зрения распределения видов песнопений по жанровым группам9 стихирным, тропарным и т. д. Каждая из жанровых групп основана на соблюдении двух принципов: 1) общности формы: конкретная жанровая группа включает в себя песнопения, сходные по структурно-композиционным параметрам (основанным на организации вербального текста и способе исполнения; 2) по возможности, рядоположенности в чинопоследовании богослужения: песнопения каждой из жанровых групп входят в сходные циклы богослужебных текстов: стихирные, тропарные, ирмологические. Прокимны не образуют циклов, хотя нередко объединяются по два: например, прокимен дня и прокимен святого, или прокимен утрени и прокимен «Всякое дыхание».

первый принцип - общность формы - нарушается редко, так как, во-первых, гла-совые тексты, к которым применяются «будничные» гласовые модели, имеют лишь два различных способа организации - тропарный (монострофный) и «прокимный» (рефрен-ный) (не считая псаломских стихов воззвахов и запевов). Во-вторых, композиционные особенности гласовых напевов изначально ориентируются на особенности строения вербального текста песнопений, что затрудняет перенесение модели, принадлежащей одной из композиционных форм, на текст с иными закономерностями строения.

9 Под жанровой группой здесь понимается несколько видов песнопений, объединенных одной гласо-вой моделью - например, тропари и кондаки, исполняемые на один и тот же напев в каждом из гласов.

Тем не менее, в группе тропарных напевов наблюдается подобное несоответствие композиционных норм: данные напевы распространяются на песнопение «Бог Господь», имеющее «рефренное» строение и краткий текст. Эти признаки свойственны жанру про-кимнов. Перенесение «Бог Господь» в иную жанровую группу обусловлено его вхождением в цикл тропарей утрени. В данном случае рядоположенность песнопений в после-довании службы оказалась важнее соблюдения принципа общности формы.

В современной певческой практике допускается также объединение двух из перечисленных выше (см. классификацию, пункты 1.1.-1.6.) жанровых групп конкретного гласа одним напевом. Такое явление наблюдается в отдельных гласах и не подчиняется какому-либо единому принципу, за исключением того, что в каждом случае в качестве общего напева выступает стихирный (значительно реже - тропарный). Так, стихирные и тропарные напевы одинаковы во 2, 5, 6-м гласах. Стихирные и ирмологические -в 3 и 7-м. В данном случае наблюдается нарушение принципа рядоположенности, но соблюден принцип общности формы, поскольку стихиры, тропари и ирмосы имеют сходную организацию вербального текста.

Отдельные образцы жанрового несоответствия напева и текста обнаруживаются в песнопениях Постной Триоди. Так, тропарь на 1-м часе «Заутра услыши глас мой» 6-го гласа поется на напев прокимна литургии [III, с. 46]. Причина этого, по-видимому, заключается в кратком тексте тропаря и чередовании его с псаломскими стихами, что напоминает форму исполнения прокимнов. Примечательно, что тропари на прочих часах (3, 6, 9-м) исполняются на тропарные напевы, без привлечения гласовых моделей иных жанровых групп.

Светильны на великопостных седмичных службах также используют прокимный напев [III, с. 40-45], хотя не относятся к прокимному жанру ни по способу исполнения, ни по местоположению в службе. По традиции они исполняются ипофонно10: чтец читает светилен, хор допевает последнюю его строку. По-видимому, использование прокимных напевов в данном случае обусловлено краткостью поющегося текста, сходного по протяженности с текстами прокимнов.

В чинопоследовании великого повечерия Великого поста также встречается применение напевов, принадлежащих одной жанровой группе, к тексту другой. Например, тропари 8-го гласа «Невидимых враг моих неусыпание», «Слезы ми даждь, Боже» и др. «велегласно и со сладкопением» поются на стихирный напев [2, с. 125], несмотря на наличие в 8-м гласе специального тропарного напева. В последовании «царских часов», совершаемом накануне Рождества Христова, особые тропари праздника 1, 8-го гласов также принято исполнять на стихирный напев [2, с. 646]. Скорее всего, такая практика обусловлена тем, что великое повечерие и «царские часы» приходятся на дни строгого поста: исполнение оживленно-радостных тропарных напевов не способствовало бы созданию сосредоточенной, покаянной атмосферы постового богослужения, поэтому их заменяют более эмоционально сдержанными стихирными, сохраняя при этом гласовую принадлежность песнопений.

Тропари канона Пасхи в практике отдельных храмов исполняются на напев «будничных» ирмосов 1-го гласа. Ирмосы пасхального канона при этом поются на особый, более сложный напев.

Несоответствие гласовой принадлежности песнопения между указаниями в богослужебных книгах и певческой практикой встречается очень редко. Единственный образец, имеющий указание исполнения на один глас и согласно традиции распеваемый на другой, встречается в последовании часов и канона Пасхи: это ипакои 4-го гласа «Пред-варившия утро яже о Марии» [I, с. 465]. В современной певческой практике пасхальный

10 Термин «ипофонное пение» используется в работе одного из ведущих русских литургистов первой трети ХХ в. - епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших» [1, с. 168].

ипакои принято исполнять на тропарный напев 8-го гласа. Данный факт можно объяснить действием интонационного контекста данного песнопения: все песнопения пасхальных часов, кроме ипакои 4-го гласа и «Воскресение Христово видевше» 6-го гласа, принадлежат тропарному напеву 8-го гласа. Ипакои, очевидно, подчинился 8-му гласу как «общему» напеву часов Пасхи. Сохранность в таких условиях гласовой принадлежности песнопения «Воскресение Христово видевше» обусловлена его использованием, помимо пасхальных служб, на всех воскресных всенощных, благодаря чему оно общеизвестно и применение его к другому, 8-му гласу противоречило бы устоявшейся традиции его исполнения.

Таким образом, принадлежность напевов современного осмогласия определенным жанрам и жанровым группам далеко не всегда однозначна. На изменение жанрового «адреса» конкретной гласовой модели влияют следующие факторы: несоответствие эмоциональных характеристик вербального и музыкального текстов; включенность певческого жанра в иножанровый контекст; масштабное сходство гласового текста, принадлежащего одному жанру, с нормативной протяженностью текстов другого жанра. Тем не менее, приведенные примеры жанровых несоответствий гласовых текстов и напевов представляют собой незначительные отступления, закрепившиеся в певческой традиции и потому ставшие нормой. Гласовая и жанровая принадлежность богослужебных песнопений тщательно соблюдается: не допускается, например, исполнение стихир 1-го гласа на напев тропарей или ирмосов того же гласа, либо использование одной и той же гласо-вой модели в песнопениях «Бог Господь» и прокимнах, несмотря на общность принципов их структурно-композиционной организации.

Литература

1. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. -СПб.: Сатисъ, 1995. - 240 с.

2. Богослужебные указания на 2004 год. Для священно-церковнослужителей / сост. С. В. Жуков, А. В. Шишкин. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. - 672 с.

3. Типикон, сиесть Устав. - СПб.: Общество Василия Великого, 1997. - 590 с.

Источники

I. Канонник или полный молитвослов. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. - 592 с.

II. Обиход церковного пения / сост. Г. Н. Дубинкин. - Сергиев Посад, 2000. - 280 с.

III. Песнопения Постной Триоди: Седмичные службы. - Новосибирск: Книжица, [Б. Г.] - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.