Научная статья на тему 'Типичные ошибки обучающихся, возникающие при изучении химии и способы их предупреждения и коррекции'

Типичные ошибки обучающихся, возникающие при изучении химии и способы их предупреждения и коррекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1383
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ / ОШИБКИ В ОБУЧЕНИИ / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ / КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК / PEDAGOGY / TEACHING / CHEMISTRY TEACHING METHODS / ERRORS IN TRAINING / TYPICAL ERRORS / ERROR CORRECTION / ERROR PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильязова Лилия Марсовна

В статье произведен обзор теоретической литературы по вопросу возникновения ошибок в обучении, уточнена классификация ошибок. Автором проанализированы типичные ошибки обучающихся, допускаемые ими при освоении школьного курса химии, представлены результаты эксперимента по выявлению частотности, устойчивости и причин ошибок, возникающих при изучении темы "Основные классы неорганических соединений". В статье описана методика предупреждения и коррекции типичных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical errors of students, arising in the study of chemistry and how to prevent and correct them

The article reviews the theoretical literature on the occurrence of errors in learning, the classification of errors is refined. The author analyzes the typical mistakes of the students admitted by them during the mastering of the school course of chemistry, presents the results of the experiment to identify the frequency, stability and causes of errors that arise when studying the topic "Basic classes of inorganic compounds." The article describes a technique for preventing and correcting typical errors.

Текст научной работы на тему «Типичные ошибки обучающихся, возникающие при изучении химии и способы их предупреждения и коррекции»

Примечания:

1. Калмыкова Е.А., Костикова Д.А. Создание условий для получения высшего профессионального образования студентами с нарушениями зрения / Е.А. Калмыкова, Д.А. Костикова // Интегратив-ные тенденции в медицине и образовании : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Г.И. Куценко, В.А. Иванова. -М., 2013.-С. 45-47.

2. Ким Г.Л., Романенкова Д.Ф. Инклюзивное профессиональное образование в России для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья //Федеральный справочник. Образование в России. 201 б.[Т. 1 ].С.293-296. Ш^ИПр:// federa lbook.ru/fi les/FSO/sodergan¡e/SPO-1 Л//293-29б%20К1т%20Котапепкоуа.рс^ (дата обращения 24.04.2018)

3. Крюкова К. А. Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения // Молодой уче-

ный. - 2018. - №2. - С. 126-129. URL https:// moluch.ru/archive/188/47800/ (дата обращения: 23.04.2018).

4. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф, Развитие инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в России. Вопросы обеспечения доступности среднего профессионального образования // Федеральный справочник. Образование в России. - 2016. - Т. 1. - С. 299-303. URL: http://federalbook.rU/files/FSO/soderganie/11/ 011-2016-Martinova.pdf (дата обращения 24.04.2018)

5. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Население. Положение инвалидов. Образование инвалидов: [сайт]. U RL:http://www.g ks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/stati sties/population/ disabilities/* (дата обращения 21.04.2018)

TYPICAL ERRORS OF STUDENTS, ARISING INTHE STUDYOF CHEMISTRYAND HOWTO PREVENTAND CORRECTTHEM llyazova Lih'ya Marsovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

The article reviews the theoretical literature on the occurrence of errors in learning, the classification of errors is refined. The author analyzes the typical mistakes of the students admitted by them during the mastering of the school course of chemistry, presents the results of the experiment to identify the frequency, stability and causes of errors that arise when studying the topic "Basic classes of inorganic compounds." The article describes a technique for preventing and correcting typical errors.

Keywords: pedagogy; teaching; chemistry teaching methods; errors in training; typical errors; error correction; error prevention.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.02

© ИльязоваЛ.М., 2018

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ

В статье произведен обзор теоретической литературы по вопросу возникновения ошибок в обучении, уточнена классификация ошибок. Автором проанализированы типичные ошибки обучающихся, допускаемые ими при освоении школьного курса химии, представлены результаты эксперимента по выявлению частотности, устойчивости и причин ошибок, возникающих при изучении темы "Основные классы неорганических соединений". В статье описана методика предупреждения и коррекции типичных ошибок. Ключевые слова: педагогика; обучение; методика преподавания химии; ошибки в обучении; типичные ошибки; коррекция ошибок; предупреждение ошибок.

ИЛЬЯЗОВА Лилия Марсов на, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

В условиях реализации деятельностного подхода учитель как организатор познавательной деятельности обучающегося должен помочь ему пройти путь от незнания к знанию, в котором неизбежны ошибки. Несмотря на традиционно сложившееся негативное отношение к ошибкам, они имеют огромное дидактическое значение, поскольку, исправляя собственные ошибки, ребенок лучше запоминает материал, ощущает свои возможности, у него формируется адекватная самооценка, и, в конце концов, возникает интерес к самому процессу познания.

Количество ошибок и их качественные характеристики являются важными критериями успешности овладения содержанием дисциплины, поэтому интерес к данной проблеме не угасает много лет как

со стороны отечественных, так и зарубежных исследователей. Феномен ошибок, заблуждений, недочётов находит отражение в философии образования (Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова); психологические причины ошибок в обучении раскрывают П.П. Блонский, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко. В педагогике "ошибка" традиционно трактуется со знаком "минус", при этом практически каждый крупный ученый-дидактик или методист рано или поздно обращался к вопросу предотвращения или коррекции ошибок в обучении (Ю.К. Бабанс-кий, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельский, В.А. Спастенин, Ю.В. Сенько, Е.В. Бон-даревская, А.П. Валицкая, В.Н. Верховский, Я.Л. Гольдфарб, Л.М. Сморгонский, П.А. Глори-озов, С.Г. Шаповаленко, Д.М. Кирюшкин и др.). В последние годы активно заговорили о дидактических (обучающих) функциях ошибки (И.Я. Субботина, М.С. Якира, НАЛарина). Большинство исследователей сходится в том, что ошибки в обучении неизбежны, однако сведение их к минимуму остается одной из основных задач педагога [1]. Анализ типичных ошибокуча-щихся при изучении основных разделов химии позволяет выяснить причины возникновения целого ряда ошибок и выбрать оптимальные методики изучения каждой конкретной темы.

Целью данной работы является выявление типичных ошибок обучающихся, возникающие при изучении химии, их причин (на примере темы "Основные классы неорганических соединений"), и создание методики выявления и коррекции типичных ошибок.

Согласно концепции ошибки, ошибка - это "результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану; это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче" [2].

В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок в обучении их можно подразделить на две группы:

1. Случайные (нетипичные) ошибки - это ошибки, возникающие эпизодически, время от времени из-за совершенно разнообразных причин, возможность влияние которых заранее определить нельзя.

2. Типичные ошибки - это определенные типы регулярно повторяющихся ошибок. Характерной чертой таких ошибок является распространенность и регулярность возникновения у обучающихся разных поколений. Часто это объясняется общностью причин.

Перечислим наиболее часто встречающиеся случаи, когда могут быть сделаны ошибки в школьном курсе химии (табл. 1).

Таблица 1 - Типичные ошибки обучающихся, допускаемые ими при освоении школьного курса химии

Вид ошибок Группы ошибок по выполняемым действиям (видам деятельности) Примеры Уровень возникновения ошибки

Теоретические Перечисление основных положений теорий, формулировка законов, определение понятий Отсутствие обобщения при определении понятия. Например, вместо «Реакция нейтрализации - это реакция обмена...» обучающиеся говорят: «Реакция нейтрализации - это когда взаимодействуют...» На уровне понятий

Определение классов веществ и типов химических реакций При определении понятия «оксиды», обучающиеся часто забывают о необходимости указать степень окисления в них кислорода (-2) На уровне определения классов веществ

Классификация соединений, химических реакций Обучающиеся часто допускают ошибки при определении принадлежности оксидов к классу кислотных, основных или амфогерных На уровне понятий

Объяснение химических свойств классов веществ и их отдельных представителей Обучающиеся довольно часто составляют уравнения реакций с образованием сульфида алюминия или других гидролизующихся солей На уровне фактов

Составление формул, уравнений реакций Путаница в индексах, коэффициентах в уравнениях реакций, написание неосуществимых реакций; ошибки в написании продуктов реакций На уровне фактов

Объяснение сущности химических реакций, влияния разных факторов на скорость реакции и сдвига химического равновесия Ошибки при определении направления смещения положения равновесия реакции при изменении температуры На уровне понимания теорий

Установление взаимосвязи между составом, строением, свойствами, применением и получением веществ Часто обучающиеся считают, что сила основания напрямую связана с его растворимостью На уровне связей

Употребление номенклатуры веществ Довольно типична путаница между нитридами-нитритами - нитратами, сульфидами-сульфзггами-сульфитами и т.п. На уровне фактов

Установление генетической связи между классами веществ Часто обучающиеся в качестве продуктов в уравнении реакции между щелочными металлами и водой указывают оксиды На уровне связей

Применение изученного материала в сходных и новых условиях После изучения химии элементов при развитии представлений о взаимодействии кислот с металлами обучающиеся часто не могут избавиться от созданного ранее шаблона: «металлы после водорода в реакции с кислотами не вступают» На уровне фактов

Решение расчетных задач Вычислительные ошибки (неправильно посчитана молекулярная масса веществ и т.д.), ошибки в рассуждениях (неправильно соотнесены количества веществ реагентов и продуктов реакции и т.п.), ошибки, связанные с пониманием (избыток-недостаток) На уровне фактов и понятий

Использование умственных операций: анализа, сравнения, синтеза и т.д. Ошибочное представление о гидратации как об общем свойстве, характерном для всех оксидов На уровне связей

Экспериментальные Выполнение лабораторных опытов и проведение практических занятий - Нарушение техники безопасности, - ошибки в формулировании наблюдаемого эффекта и выводах, - неумение подготовить к работе прибор, посуду, провести опыт На уровне понятий, связей

Решение экспериментальных задач Нерационально организован эксперимент по определению веществ в нескольких пробирках На уровне фактов

ш S

О ш

<

С1 ш

56

По выраженности ошибок их можно разделить на грубые, незначительные и недочеты. К грубым ошибкам учащихся в области химии можно отнести незнание определений, формул, химических символов, единиц измерения, неверное указание цветов индикаторов, осадков в качественных реакциях; неумение собрать прибор, провести опыт, нарушение техники безопасности. Негрубыми ошибками считаются неточности формулировок, связанных с неполнотой ответа; нерациональный выбор хода решения задачи. Недочеты - это арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата; орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.

На уроках химии ребенок сталкивается с необходимостью наблюдать за разнообразными объектами, выполнять различные мыслительные операции и практические действия. Поэтому причины возникновения типичных ошибокучащихсяокажутся весьма разнообразными.

Таблица 2 - Причины возникновения типичных ошибок у обучающихся при изучении химии

Причины ошибок Примеры типичных ошибок

Ошибки внимания Не расставлены коэффициенты в уравнениях реакций; не указана валентность в названии соли, гидроксида или оксида с металлом, имеющим переменную валентность

Ошибки мышления Типично ошибочный ход рассуждения: «Щелочные металлы находятся в ряду активности до водорода, значит они должны

взаимодействовать с кислотами также, как и все остальные металлы»

Ошибки памяти Забывание цветов осадков в качественных реакциях, особенностей взаимодействия кислот разной концентрации с металлами

Ошибки восприятия Трудности при восприятии цветов индикаторов в разных средах.

Таким образом, обучение химии сопровождается возникновением разнообразных ошибок и их правильная классификация - это первый шаг к их предупреждению и устранению.

Результаты исследования. Педагогическое исследование проводилось нами в период с

2015 по 2017 гг. Целью подготовительного этапа исследования (сентябрь 2015 г. - февраль

2016 г.) было изучение состояние проблемы на практике и разработка соответствующей методики.

Подготовительный этап включал: сбор материала (анкетный опрос обучающихся, учителей, студентов и преподавателей, анализ результатов деятельности обучающихся, анализ конспектов обучающихся и студентов, исследование результатов системного анализа учебников химии); выявление типичных ошибок по теме "Основные классы неорганических соединений"; анализ учебников 4-х авторских коллективов на предмет особенностей

методики изучения темы "Основные классы неорганических соединений".

Проанализировав методическую литературу, отчеты о результатах ЕГЭпохимии прошлых лет, рабочие тетради и контрольные работы обучающихся, мы выделили наиболее типичные ошибки по исследуемой теме и включили их в анкеты для учителей и преподавателей, студентов и обучающихся.

В результате анкетного опроса были выявлены наиболее частотные (массовые) ошибки - их отметили более 60% опрашиваемых. Из исследуемых ошибок, совершаемых по данной теме (всего 27), 20% совершаются по невнимательности, 56 % - из-за непонимания, 10% -из-за того, что обучающиеся считают это неважным и 8% - из-за того, что так объясняли в школе. Это же подтвердил анализ продуктов деятельности (письменных проверочных работ, рабочих тетрадей) обучающихся за 26 лет. Мы отобрали 243 работы обучающихся 8 классов разных школ и лет обучения, в которых были искомые ошибки (всего 751 ошибка или исправление). Из них 27,83% ошибок (209) связано с номенклатурой, 25,97% (195) - ошибки в формулах веществ, 40,08% (301) - ошибки в уравнениях реакции, 3,19% (24) - в задачах и лишь 2,93% (22) - иного типа.

Для определения устойчивости типичных ошибок мы наряду с анкетированием изучили тетради учащихся и сравнили ошибки, допускаемые одними и теми же обучающимися в 8 и 11 классах, а также в 8 классе и на 1 курсе педагогического университета. Наиболее устойчивыми и трудно искореняемыми ошибками оказались ошибки, связанные с подбором индексов в формулах и коэффициентов, отсутствие условий в уравнениях реакций.

Таблица 3 - Частотность ошибок разного типа

Тип ошибок Частотность

Ошибки, связанные с номенклатурой 27,83%

Ошибки в формулах веществ 25,97%

Ошибки в уравнениях реакций 40,08%

Ошибки в задачах 3,19%

Иного типа 2,93%

Анализ конспектов студентов, подготовленных в рамках изучения дисциплины "Методика обучения химии" и на педагогической практике показал, что среднее количество ошибок по данной теме в 1 конспекте студентов пер-

вого года изучения предмета составляет 2,8, а на втором году обучения снижается до 1,3.

Анализ учебников химии для 8 класса разных авторских линий позволил увидеть особенности изучения данной темы, такие как последовательность изучения классов, особенности объяснения правил составления формул веществ, наличие обобщающих схем и таблиц, наличие и характер химических экспериментов и др. Полученная информация позволила создать рекомендации по работе над ошибками.

При разработке методики предупреждения ошибок по выбранной теме мы исходили из положения, что причинами возникновения типичных ошибок могут быть сами обучающиеся (невнимательность, заблуждение), учитель (трансляция собственных ошибок в понимании материала, несовершенство методики преподавания), учебник (неточности, допущенные авторами учебников, неверный методический подход в изложении материала).

Основной задачей мы видим предупреждение рисков возникновения ошибок именно со стороны учителя. С этой целью мы предлагаем внести определенные коррективы в систему преподавания вузовского курса методики обучения химии. При работе над методикой изучения темы студентам следует обратить

внимание на то, что овладение представлениями об основных классах неорганических соединений происходит в три этапа. Задача учителя на первом этапе - дать понятие о классах неорганических соединений и первичную классификацию. Второй этап предполагает освоение типичных способов получения и характерных для каждого класса реакций исходя из освоенной ранее теории электролитической диссоциации. Важно, не вдаваясь в детали, показать, что не все вещества вступают в реакции по единому плану, что существуют исключения и специфика, которую они изучат позднее. Главное правило на данных этапах -"ошибки легче предотвратить, чем исправить".

На третьем этапе, когда происходит конкретизация характерных свойств и дополнение их специфическими для отдельных веществ, особую роль приобретает использование различных средств обобщения объемного матери-; ала: опорных конспектов, таблиц, схем.

Следующим моментом в подготовке студентов является анализ учебников по предмету. В данном случае выявляется ряд "слабых" мест той или иной авторской программы, которые могут спровоцировать возникновение ошибок у учащихся. Учитель, знающий о подобных "подводных камнях", с легкостью может их обойти.

со

1-Н

О СХ1

-О 0-ш К ь-X ш о

00 СУ

со

кд7 Г Ё

57

Номенклатура

Классификация

Свойства

Угвдчдм», ч!0 до «кчам не и «дня лор, 1 «нелеп

Щпр-лцуцт термин

рЫКЦИК М*ЖАЧ <1Н№10М И ССЦМЙ КИСЛОГО*

Считает, чга |{г

чиыютй и т .п.

«адмояттттс» вмкп

^ОДнОМенййныв™

5лйытота гам, чта уголен«: и

С«1Т«Т. 410 р№ЦК*

и«йтрг<швд*< возмомч

»ни»аае"С1»¥10тс яислфтлим, г нп

та»»о кисдао;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т1ишу1 цендн мязду И&> *

йпппн длй пйпилкчй ИММШЕМН

Кнсяету пигь п МВД КПП ИМ» » нщлиту?

неусойчиюсч1

Чии нгйтрллитдддпь км£лфту при

Получение

Техника безопасности

Рисунок 1 - Пример диаграммы для анализа раздела (дидактической единицы) "Кислоты", составленный

студенткой 4 курса Шайлиной А.

Î3É

UJ S

ü UJ

<

CI UJ

58

Мы считаем особенно важным включение анализа наиболее типичных ошибок учащихся в изучение каждого раздела школьного курса химии. Для этого целесообразно использование диаграмм Ишикавы проблемного типа в адаптированном нами виде. Объектом анализа являются сложности в изучении темы. Лучше всего анализ проводить поэлементно: для оксидов, оснований, кислот и солей. Так, для дидактической единицы "Кислоты" диаграмма может выглядеть следующим образом (рис. 1, см. выше, С. 57).

Для составления диаграммы студенты проводят анализ методической литературы, отчетов по результатам ЕГЭ прошлых лет, а также вспоминают собственный опыт изучения темы в школе. Далее осуществляется анализ причин этих ошибок. И только после анализа ошибок и их вероятных причин начинается поиск способов (методов, приемов, технологий и средств) предотвращения или коррекции данных ошибок. Ценность полученной диаграммы в том, что при ее составлении будущие учителя рассматривают процесс обучения одновременно с позиции обучаемого и обучающего.

Мы выявили наиболее типичные ошибки, допускаемые обучающимися при изучении темы "Основные классы неорганических соединений". Их можно разбить на несколько категорий: ошибки в употреблении и написании терминов; в области номенклатуры веществ; в области классификации веществ; в области понимания химических процессов и явлений (их сущности, механизма или возможности протекания).

Работа с ошибками предполагает предупреждение их возникновения и исправление и коррекцию уже возникших.

Приемы и методы предупреждения ошибок: "Верно-неверно", мнемоприемы, приемы графической визуализации (схемы, рисунки), эксперимент, специальные упражнения (например, "Заполни пропуски"), типовые задания (осуществление цепочек превращения, составление формул, расстановка коэффициентов и др.), решение задач по алгоритму.

Приемы исправления ошибок.

При работе над уже сформировавшимися ошибками учитель может столкнуться с разными вариантами, связанными с осознанностью ошибки:

1 вариант. Ребенок не осознает, что делает ошибку. В этом случае на нее следует указать, объяснить, в чем ее сущность и "отработать" с помощью типовых упражнений.

2 вариант. Обучающийся знает, что делает ошибку, но не может исправить ее - для этого ему не хватает знаний или правильный ответ кажется ему "корявым". Учителю нужно обратить внимание на наличие ошибки, предложить ребенку найти ее и совместно исправить.

3 вариант. Учащийся делает ошибку из-за невнимательности, забывчивости и т.п. В этом случае ему достаточно сказать, что им допущена ошибка - он ее найдет и исправит. Важным моментом в исправлении ошибки является ее фиксация. Любая ошибка должна быть исправлена путем зачеркивания и обязательно должен быть зафиксирован правильный вариант.

Работу над уже сформировавшимися ошибками можно осуществлять с помощью множества приемов: "Цветные поля", "Найди ошибку", "Наблюдение", "Лови ошибку!" и др.

Таким образом, ошибка в обучении выполняет не только "сигнальную", но и обучающую роль. Реализация дидактической функции ошибки в процессе обучения в полной мере возможна при разработке соответствующей методики, которая реализуется при соблюдении следующих условий: выявление типичных ошибок обучающихся при изучении отдельных тем курса химии, их классификация и выявление причин; подбор и реализация приемов предупреждения часто встречающиеся ошибок; коррекция уже возникших результатов с помощью комплекса соответствующих приемов и методов.

Примечания:

1. Ларина Н. А. Дидактические функции ошибок : дис.... канд. пед. наук/H.A. Ларина. - Барнаул, 2005 -188 с.

2. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.К. Стрелков. - 2-е изд., стер. -М. : Академия, 2005. - 360 с.

CONCEPTUAL AND THEORETICAL APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "INDIVIDUAL TRAJECTORY" ORGANIZATION OF TRAINING SECONDARY SCHOOL SENIOR CLASSES PUPILS Lopatukhina Tatiana Alexandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor

Slavgorodskia Elena Alexandrovna, Undergraduate student, Department of World Languages and Cultures Don State Technical University Professor, Rostov-on-Don

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.